Что означает выражение дружина храбрая
Значение слова «дружина»
1. Вооруженный отряд при князе в древней Руси, составлявший основное ядро княжеского войска, участвовавший в управлении княжеством и личным хозяйством князя-феодала. С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Пушкин, Песнь о вещем Олеге.
2. Отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя в странах Западной Европы.
4. с определением. Группа, отряд, добровольное объединение, созданные с какой-л. целью. Пожарная дружина. Пионерская дружина. Санитарная дружина. Народная дружина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДРУЖИ’НА, ы, ж. 1. В древней Руси — ближайшие княжеские слуги, важнейший отряд княжеского войска (истор.). С дружиной своей в цареградской броне князь по полю едет на верном коне. Пшкн. || чаще мн. Войско (поэт. устар.). Пальбой отбитые дружины, мешаясь, падают во прах. Пшкн. 2. В старой армии — отдельная войсковая часть в ополчении (дореволюц.). || Рабочий отряд на военных работах (дореволюц.). Инженерно-строительные дружины. 3. Артель, товарищество (обл.). 4. Добровольная организация молодежи в помощь милиции (нов.). ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
дружи́на
1. истор. в Древней Руси — ближнее окружение и войско князя
2. истор. в дореволюционной России — ополченская войсковая часть, соответствующая полку
3. отряд, предназначенный для выполнения специальной задачи, часто военизированный или имеющий жесткую иерархию
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обнародование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова дружина
Словарь Ушакова
друж и на, дружины, жен.
| Рабочий отряд на военных работах (дорев.). Инженерно-строительные дружины.
3. Артель, товарищество (обл.).
4. Добровольная организация молодежи в помощь милиции (неол.).
Политическая наука: Словарь-справочник
2) в общеязыковом смысле дружиной называют группу лиц с военизированной формой организации, но не обязательно для военных целей (например, пионерская дружина, пожарная дружина). В царской армии дружина народного ополчения соответствовала полку. В дореволюционные годы дружинами называли военизированные формирования различных политических организаций (боевые дружины).
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ДРУЖИНА, ы, ж.
1. В Древней Руси: приближенные князя, а также княжеское войско.
2. В царской армии: ополченская войсковая часть, соответствующая полку.
3. Группа (обычно военизированная), отряд. Пожарная д. (добровольная пожарная команда; устар.). Добровольная народная д. (по охране общественного порядка).
| прил. дружинный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— Д. является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. И как охранитель волости от внешних врагов, и как устроитель внутреннего порядка князь нуждается в целой группе помощников. Эти помощники князя и составляют Д. Отсюда двоякое значение дружинников в Древней Руси: значение военной силы, всегда готовой к бою, и значение советников и слуг князя. Как военная сила, Д. помогает князю в добывании выгодного стола, поднимает значение князя в глазах народа: князь, который сумел сгруппировать вокруг себя наибольшее количество искусных воинов, является наиболее надежным защитником своей волости — а это имело громадное значение в эпоху постоянной напряженной борьбы с иноплеменниками. Поэтому князья ценят свою Д., берегут ее, щедро одаряют. Дружина в удельный период не связана с землей, а только с князем. Самый этнографический состав Д. не отличался однородностью: в княжеских дружинах XI—XII вв. встречаются варяги, русские, финны, тюрки, поляки, венгры. Отношения Д. к князю основаны на свободном договоре. Вступление в Д. и выход из нее свободны: недовольный князем дружинник всегда может покинуть его и перейти к другому. Численный состав Д. был различен, но вообще можно думать, что княжеские Д. не превышали нескольких сот человек. Для крупных военных предприятий одной Д. было, конечно, недостаточно; в таких случаях главную силу составляло земское ополчение, вои, Д. же являлась как бы ядром войска и составляла, вероятно, главную часть конницы. В XI—XII вв. Д. резко делится на два слоя: Д. старейшую, лепшую (лучшую), переднюю, и Д. молодшую. Первую составляли княжие мужи, бояре; они занимали высшие должности, военные и гражданские, — посадника, тысяцкого, воеводы; они же были советниками князя. Младшая Д. заключала в себе, по-видимому, несколько разрядов: детские, отроки, мечники, гриди, пасынки, дети боярские. Есть мнение (проф. Сергеевича), что отроки составляли низший разряд младшей Д. и исполняли служебные обязанности при княжеском дворе; между ними могли быть несвободные люди, холопы, детские же состояли исключительно из свободных. Сверх военной службы члены младшей Д. исполняют различные поручения князя, сопровождают его в качестве свиты и телохранителей. В советах князей младшая Д. не участвует, за исключением военных советов, на которые допускались даже инородцы, участвовавшие в походе в качестве союзников. В летописи есть упоминания о том, что у некоторых старейших дружинников были свои собственные Д. Князь содержит Д. на те доходы, которые он получает с волости; кроме того, Д. получает часть военной добычи. За убийство старшего дружинника взимается двойная вира; с течением времени князья стараются распространить двойную виру и на младших дружинников. В случае смерти князя Д. большею частью переходила к его преемнику. Таким образом в княжестве иногда являлось две Д., старая и новая, между которыми почти всегда возникало соперничество. Первая обыкновенно претендует на старшинство; но вторая естественно пользуется большим доверием князя, с которым она пришла. С утверждением в некоторых областях отдельных ветвей Рюрикова дома Д. приобретает более оседлый, местный характер; в XII в. дружинники владеют уже земельною собственностью. В княжествах северо-восточных с изменением характера княжеской власти меняется и характер Д.: она постепенно слагается в служилое сословие, наделенное землей.
Ср. Загоскин, «Очерки организации и происхождения служилого сословия в допетровской Руси»; Беляев, «О Д. и земщине». («Временник М. общ. ист. и др. рос.», I); Погодин, «О посадниках, тысяцких, воеводах и тиунах», (Временник, I); его же, «Исследование о древней русской аристократии» («Москвитянин», 1847); Сергеевич, «Вече и князь»; Ключевский, «Боярская дума древней Руси».
О слове дружина и топониме Самватос. К этимологии
О слове «дружина» и топониме «Самватос». К этимологии названий
gas «спутник, товарищ», лтш. dra°ugs, др.-прусск. draugiwaldіnen вин. п. «сонаследник», др.-исл. draugr (поэт.) «муж» (Хольтхаузен, Awn. Wb. 39), гот. driugan strateЪein, англос. dreґogan «совершать, добиваться», гот. gadrauґhts stratiиthj, д.-в.-н. trucht «отряд воинов, свита», д.-в.-н. truhti^n «военачальник, князь», лит. sudrugti «присоединиться и т.д.
Таким образом, дружина – это крепко сплоченное отборное, живущее в одном месте, профессиональное войско, предназначенное для защиты жизни князя и княжеских владений, а также для дальних походов. Изначально дружина набиралась из надежных людей одного рода-племени (друже – обращение к верному человеку – единомышленнику общего корня с говорящим).
Обращает на себя внимание неразрывная связь слова «дружина» и слов «жизнь, жить» и «победитель, побеждать». А также, опосредованно, слова «дорога»(протертое ногами место: тереть-торить-драть).
Самватас. К этимологии древнего названия Киева
Из «Википедии» мы узнаем, что
Самватас (греч. ;;;;;;;;) — альтернативное славянскому раннее название Киева, которое засвидетельствовано в X веке византийским императоромКонстантином Багрянородным, сообщающим в трактате «Об управлении Империей» (ок. 948 года) о «крепости Киоава, называемой Самватас». Этогапакс: больше нигде такой топоним не упоминается.
Попытки объяснить этимологию слова пока не имеют надёжной основы. Предложено производить его из славянского, армянского или тюркских языков. Наибольшей популярностью пользуется версия хазарского происхождения, однако, как и прочие, она не поддаётся проверке. Сторонники этой гипотезы переводят Самватас как «Верхняя крепость», от тюркских слов sam- («высокий, верхний») и bat («сильный») или связывают с названием легендарнойСубботней реки Самбатион (ср. рум. S;mb;t; — суббота), которая в еврейской литературе протекала на краю земли в стране потерянных десятиИзраильских колен. В этом случае название могло возникнуть в недрах существовавшей в Киеве еврейско-хазарской общины.
В западной историографии упоминание о Самватасе иногда рассматривается как свидетельство основания Киева хазарами.
Но в словаре санскрита мы находим, что
/samvas/
1) жить вместе
2) общаться с
3) жить в
/samas/
1) сидеть вместе
2) пребывать, жить в
/sambandhika/
1. проистекающий из родства
2. n.
1) родство
2) союз
Эти слова указывают на то, что в Самватосе-Самбатосе изначально жили члены одного племени.
/samita/ объединённый, связанный с
Samir соединять, связывать
/sambandh/ связывать, соединять
Эти слова указывают на то, что на месте Киева когда-то была переправа.
/samvah/
1) вести
2) нести
3) тянуть
4) гнать
5) гладить, ласкать
/samvas/ мычать; реветь
/vas/
1) реветь; выть
2) кричать; петь (о птицах)
3) звучать
Эти слова указывают на то, что переправляли на другой берег не только людей, но и животных.
/sami/
1) сходиться
2) объединяться
3) сталкиваться
/sami/ n.
1) труд
2) старание, усердие
Комментарии здесь излишни.
Заключение. Рассмотренные нами слова, взятые из словаря санскрита, указывают на то, что древнее название Киева «Самватос» ( другая форма «Самбатос») может быть выведено из этого древнейшего языка, причем «ос» в данном названии на тот момент являлось стандартным окончанием слов мужского рода именительного падежа. Это ни в коей мере не указывает на более древний возраст Киева, но говорит о том, что санскрит жил и до сих пор живет не только в индоевропейских языках, но и в других языках мира. Также эта версия подтверждает мысль о том, что на месте Киева в древности была переправа.
Возможно, это сказка А.
Вероятно тут про значения этих выражений :
Значение слова добрый молодец, чистое поля, славный Киев град, Конь богатырский, дружина храбрая?
Значение слова добрый молодец, чистое поля, славный Киев град, Конь богатырский, дружина храбрая.
К какому герою былин относятся эпитеты : дородный, добрый, славный?
К какому герою былин относятся эпитеты : дородный, добрый, славный?
Как они его характеризуют?
Только точный ответ нужен).
Как характеризуют слова дородный, славный, добрый Илью Муромца?
Как характеризуют слова дородный, славный, добрый Илью Муромца?
Вспомни и напиши литературные произведения о добре о зле по 3 каждого?
Вспомни и напиши литературные произведения о добре о зле по 3 каждого.
Объясни значения слов : стильный Киев град?
Объясни значения слов : стильный Киев град.
Вспомните произведения, которые можно сопоставить с пословицей Лень до добра не доводит?
Вспомните произведения, которые можно сопоставить с пословицей Лень до добра не доводит.
Молодец у меня 2 Молодец?
Молодец у меня 2 Молодец.
Прочитайте отрывок из былины Три поездки Ильи муромца?
Прочитайте отрывок из былины Три поездки Ильи муромца.
Определите, что обозначает выделенное слово
Едет добрый молодец да во чистом поле
Жанр 1)песня 2)сказка 3)стихотворение тема 1)война 2)добро и справедливость 3)Москва.
Книга больше похожа на брошюрку, нежели на книгу. И какого же было моё удивление, что здесь не один рассказ, а целых три разных рассказа. Соответственно и по объёму они все довольно коротенькие. Хотя книга, как мне показалось на первый взгляд и та..
Мы называем словесный фольклор устным народным творчеством, потому что его сочинял народ и передавал из поколения в поколение из уст в уста, то есть словесно. Мои родители в детстве читали мне много русских народных сказок, которые я считаю умными и..
Потому что он расказывает о том как быстро жизнь заканчиватся.
Я думаю, что смысл в нём такой : отец говорит Петру, что бы он не унижался перед своим начальством и не просил лишнего.
Книга Изумруд учит нас задуматься о нашем отношении к животным, которые являются символом душевной чистоты.
Книга Дватдцать тыся лье под водой учит нас любви к свободе, учит нас принимать помощь с благодарностью, учит взаимовыручке.