Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения
Статья «Методы и приёмы формирования осознанного чтения у младших школьников»Корлыхан
«Методы и приёмы формирования осознанного чтения
у младших школьников»
Автор: Кудрявцева Елена Владимировна
учитель начальных классов
С первых шагов обучения чтению важно формировать у детей тип правильной читательской деятельности, т.е. учить младших школьников думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения.
Подготовить младших школьников к восприятию художественного произведения еще до его прочтения (подготовительный этап урока) можно с помощью следующих приемов:
1) компенсирующих несформированность типа правильной читательской деятельности;
2) формирующих тип правильной читательской деятельности.
К первой группе приемов можно отнести:
— беседу учителя с детьми,
Ко второй группе приемов относятся:
— предварительное рассматривание иллюстраций,
— работа с названием произведения,
— вычленение из текста ориентирующих слов.
Беседа используется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтения и у них есть по этой теме минимальный читательский опыт. В беседе следует опираться и на личный житейский опыт детей (например, предложить учащимся рассказать о своем домашнем животном, о том, как они ухаживают за ним, как к нему относятся).
Рассказ учителя целесообразен тогда, когда предстоящая тема чтения совсем незнакома детям или мало знакома. При подготовке к чтению исторических тем разумнее обратиться к рассказу учителя, так как жизненный опыт детей мал и сведения из истории, которыми могут располагать дети, скорее всего, будут носить фрагментарный характер.
Иногда необходимо сочетание беседы и рассказа учителя.
Словарная работа – это вид деятельности, который обязательно присутствует на современном уроке литературного чтения. В структуре урока словарная работа имеет место или на подготовительном этапе, или на этапе анализа произведения. Компоненты словарной работы таковы:
– работа по предупреждению ошибочного чтения;
– работа над изобразительно-выразительными средствами произведения.
Для подготовительного этапа урока отбираются:
трудночитаемые слова, т.е. слова длинные или со стечением согласных;
слова, лексическое значение которых неизвестно детям, и его незнание может повлечь за собой непонимание общего смысла текста.
Для объяснения лексического значения слов могут быть использованы следующие приемы:
— объяснение значения слова путем подбора синонимов;
— объяснение значения слова через антоним;
— объяснение значения слова через развернутое описание;
— объяснение значения слова путем показа предмета или его изображения;
— объяснение значения слова через его словообразовательный или этимологический анализ;
— выяснение значения слова по сноске в книге для чтения или по толковому словарю
На подготовительном этапе урока для включения детей в тему чтения целесообразно применять дополнительные средства (приемы):
1) чтение малых фольклорных жанров, например загадок, по теме;
2) показ репродукций картин, демонстрацию слайдов, фото;
3) прослушивание музыкальных произведений или отрывков из них.
Привлечение этих средств для подготовки к восприятию художественного произведения создает особую эмоциональную атмосферу на уроке, которая способствует более глубокому проникновению в текст.
В перечисленных видах работы активная роль принадлежит учителю, так как он предлагает вопросы для беседы, сообщает какие-либо новые сведения детям, отбирает для предварительной словарной работы слова, а также произведения изобразительного или музыкального искусства. Ученик же вовлекается в совместную с учителем деятельность, однако его роль в большей степени пассивна.
Приемы, формирующие тип правильной читательской деятельности, предполагают активную роль ученика.
Например, работа с названием произведения.
Учитель: Кто автор рассказа, который будем читать?
У.: Какие его произведения вы уже читали?
Д.: «Как слон спас хозяина от тигра», «Галка», «Обвал».
У.: О чем обычно пишет Борис Житков?
Д.: О необыкновенных событиях.
У.: В книгах Бориса Степановича Житкова можно прочитать удивительные истории об интересных и смелых людях, о дальних странах и путешествиях, об опасных приключениях и отважных поступках. Прочитайте заглавие рассказа.
У.: О чем может идти речь в этом рассказе?
Д.: Наверное, будем читать о каком-то событии, которое произошло зимой. Видимо, кто-то оказался на льдине, что-то случилось с героями на льдине
Среди приемов, формирующих тип правильной читательской деятельности на подготовительном этапе урока, большое значение имеет предварительное рассматривание иллюстраций, которое может помочь уточнить тему предстоящего чтения.
У.: Что изображено на иллюстрации?
Д.: Льдина, со всех сторон окруженная водой. На льдине – люди, в небе – самолет. Люди машут ему руками и что-то кричат. Наверное, хотят, чтобы их заметили. Летчик увидел их, так как с самолета сбрасывают мешок. Наверное, в нем необходимые вещи, продукты. Людям на льдине помогут.
Вычленение ориентирующих слов проводится при рассматривании того, как напечатан текст в хрестоматии:
— разделен ли он на части,
— снабжен ли подзаголовками,
— есть ли к нему вопросы.
Следует приучать младших школьников прочитывать первое и последнее предложения текста или каждой его части, если есть рубрикация. Можно прочитывать некоторые вопросы к тексту, так как они помогут более точному прогнозированию, а также нацелят детей на диалог с текстом.
На этапе анализа произведения ведется обучение детей «думанью во время чтения». Аналитическая деятельность организуется таким образом, чтобы дети могли уяснить смысл произведения, поэтому разбор каждой части произведения осуществляется по трем уровням: 1) фактическому, 2) идейному и 3) уровню собственного отношения к читаемому.
Самый распространенный прием анализа – постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому.
Кроме постановки вопросов, в ходе анализа могут быть использованы и другие приемы:
— постановка вопросов к тексту самими учащимися,
— составление портретной характеристики героя,
Словесное рисование проводится по следующим этапам:
что будет нарисовано? (содержание):
как мы расположим объекты на картине (что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре, какие позы выберем для людей и т.п.)? (композиция);
какие краски используем для картины? (цветовое решение).
Такая работа обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления, «обостряет» содержание. При чтении лирических произведений прием словесного рисования становится основным.
Постановка вопросов к тексту самими учащимися может стать для учителя показателем глубины прочтения текста детьми.
При перечитывании предусматриваются уточнение идеи произведения и помощь младшим школьникам в осмыслении их читательской позиции. Обычно на этом этапе используются такие приемы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.
При составлении портретной характеристики героя может быть предложена определенная система:
– высказывание других персонажей о герое;
– его собственные мысли
Самым трудным, но и самым интересным приемом проверки осознанности чтения является драматизация во всех ее формах:
– постановка живых картин;
Пантомима помогает через движение уяснять и объяснять содержание и форму произведения.
Живая картина дает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя
На заключительном этапе работы с текстом следует использовать приемы, которые помогают ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному:
Чтение по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня.
Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить:
1) выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям;
2) затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям;
3) найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению.
Пересказ текста позволяет учителю увидеть, насколько глубоко понято детьми содержание текста. Предлагая младшим школьникам пересказать какой-либо текст, учителю следует подумать о целевой установке: можно предложить учащимся представить, что они хотят рассказать сказку своим младшим братьям и сестрам, или понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу, или поделиться впечатлениями о прочитанном произведении с мамой, бабушкой
Чтобы пересказ получился, нужно составить план пересказа. Этому виду читательской деятельности нужно специально учить, соблюдая следующие этапы:
подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;
определить, на сколько частей можно разделить текст;
сказать, о чем будет говориться в каждой части;
предложить озаглавить каждую часть;
обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.
После завершения работы над планом полезно обратить внимание детей на то:
– зачем план составлялся (для продуктивного пересказа);
– чем может помочь при пересказе каждый пункт плана (поможет выделить главное в каждой части, соблюдать последовательность при рассказе).
В методике принято различать несколько типов пересказа:
Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.
Материал статьи А. В. Шевякова «Как обучают чтению» (журнал «Родительское собрание», 2003, № 1.)
Журнал «Начальная школа», 2004г. №7.
Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению /В.И. Яковлева //Начальная школа. — 1990. — №1 — С.20-26.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Презентация по теме «Приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения с использованием технологии продуктивного чтения»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Учитель начальных классов Шульженко Наталья Александровна Муниципальное общеобразовательное учреждение Ильинская средняя общеобразовательная школа Мастер-класс «Приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения с использованием технологии продуктивного чтения»
Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное. К.Д. Ушинский
Что такое технология? Технология – это последовательность этапов к достижению результата Что значит продуктивное чтение? Продуктивное – от слова «продукт». Что может быть продуктом чтения? Продукт чтения – это результат. А какой результат может быть у чтения? Понимание смысла прочитанного. Восприятие прочитанного текста
Цель и задачи технологии продуктивного чтения Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать. Задачи: Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса; Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом. 1 этап. Работа с текстом до чтения. Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста. 3 этап. Работа с текстом после чтения. Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Формирование УУД средствами литературного чтения. Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6)формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7)формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3)формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4)формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД: 1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
ЧАРУШИН Евгений Иванович (1901-1965) Евгений Чарушин СТРАШНЫЙ РАССКАЗ
• Шура и Петя остались одни; • у самого леса; • ни папы, ни мамы; • темно; • не страшно, не боялся; • кто-то топает; • закрылись с головой; • прижались друг к другу; • пришли (родители); • зажгли; • ёжик
«Диалог с автором» Последовательность действий. Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые. 2) Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение). 3) Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Возникающие вопросы предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения. 4) Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Авторы технологии рекомендуют при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
Ошибки учителя при обучении детей ведению «диалога с автором» 1. Первая ошибка учителей при обучении детей ведению «диалога» с автором литературного произведения – неправильное определение его уместности. Например, в произведениях, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа. 2. Вторая ошибка – нечеткое понимание того, что такое вопросы к автору. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый характер. 3. Третья ошибка – подмена учителями скрытых авторских вопросов своими вопросами, которые уместно задать при обобщающей беседе. 4. Четвертая ошибка – просьба к ученикам дать возможный ответ на скрытый вопрос писателя в случаях, когда для этого не хватает текстовой информации.
Приёмы работы с текстом по развитию смыслового чтения младших школьников
Стандарты Второго поколения определяют, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой.
Сегодня учитель предпочтение отдает методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности: познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные. Необходимо создать условия для развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках литературного чтения.
Выделяются 3 этапа чтения:
Мы предлагаем рассмотреть приёмы работы по развитию смыслового чтения над стихотворением на каждом этапе чтения на примере стихотворения С. Михалкова «Мой щенок».
1. Работа с текстом до чтения
Здесь ведётся работа с названием, эпиграфами, сносками, выстраиванием ассоциативного ряда по названию.
Один из приёмов работы называется «Эпиграф к уроку». Это могут быть пословицы, поговорки или слова известных людей. Например, эпиграфом к данному уроку могут быть слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Детям учитель говорит о том, что как эти слова связаны с произведением, они узнают в конце урока.
К этому этапу относится и работа с заголовком и с иллюстрацией. Например, можно предложить отгадать ребус.
Или использовать приём «Пропуск букв». Нужно вставить буквы гласных в слова и угадать название произведения.
Работу над этим стихотворением можно начать и с иллюстрации к тексту.
После того, как дети отгадают название стихотворения или поработают с иллюстрацией, учитель просит предположить, о чём может идти речь в этом произведении.
Этот приём называется «Дерево предсказаний».
2. Работа с текстом во время чтения
На втором этапе проводится работа по обобщению частей прочитанного текста, по постановке вопросов обобщающего характера, высказыванию предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста.
Чаще всего используется приём «Чтение с остановками».
Учащиеся читают текст небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
Например, после чтения первой строфы задаются следующие вопросы:
— Почему девочка сбилась с ног?
— Что значит это выражение? Как долго она его искала? Как чувствовала себя героиня, после потери друга?
— Как вы думаете, что будет дальше?
Следующий приём оказывает плодотворное влияние на развитие устной речи учащихся, углубление представлений и понятий, имеющихся у детей, более образное восприятие всего произведения в целом. Этот приём называется «Аудиозапись», когда учащиеся прослушивают литературные произведения в исполнении профессиональных актеров. Психологи отмечают прямую зависимость умственной деятельности от эмоциональных переживаний.
Словарную работу можно провести, используя приём «Верно / Неверно»
Например, детям выдаётся таблица, в которую внесены слова и дано их лексическое значение. Детям нужно установить правильность значения слов, используя, по необходимости, справочную литературу.
Такую работу можно проводить как индивидуально, так и в парах или группах.
3. СБИЛАСЬ С НОГ— много ходила, устала.
Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Например: Для этого стихотворения дети составили тонкие вопросы:
Такая классификация помогает учить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Им нравится формулировать и записывать вопросы к произведению. Данную работу можно организовать в парах, в группах и индивидуально. Дети увлекаются этим видом деятельности, да и само название приема вызывает у них радостное ощущение, на завершающем этапе стадии осмысления. В конце изучения произведения можно устроить конкурс по номинациям: на самый оригинальный, самый лёгкий, самый каверзный, самый трудный, вопрос-загадку.
Следующий прием называется «Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов)
Для данного урока можно предложить следующий конспект-опору
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
На третьем этапе «Работа с текстом после чтения» выявляются авторские позиции, идёт обсуждение, дискуссия по толкованию текста, выявляется главный смысл, идея произведения, выполняются творческие задания и т.п.)
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам щенок. Со мной произошла неприятная история. Утром мне было скучно, и я решил погулять один. Я побежал в лес, чтобы найти себе друга. Я хотел подружиться с пчёлами, но они почему-то меня искусали. Я еле от них убежал и решил, что больше без спросу не буду убегать из дома.»
Это заполнение схемы-опоры по произведению.
Детям очень нравится такой приём как «Слепой текст».
1. Заполнять «слепой» текст нужно словами или числами.
Я сегодня сбилась с _____
У меня пропал щенок.
_____ часа его звала,
_____ часа его ждала.
За уроки не садилась
И _________ не могла.
2. Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе.
3. Восстановите текст из перепутанных неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.
Следующий интересный приём «Жокей и лошадь».
«Жокеи» |