Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения

Статья «Методы и приёмы формирования осознанного чтения у младших школьников»Корлыхан

«Методы и приёмы формирования осознанного чтения

у младших школьников»

Автор: Кудрявцева Елена Владимировна

учитель начальных классов

С первых шагов обучения чтению важно формировать у детей тип правильной читательской деятельности, т.е. учить младших школьников думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения.

Подготовить младших школьников к восприятию художественного произведения еще до его прочтения (подготовительный этап урока) можно с помощью следующих приемов:

1) компенсирующих несформированность типа правильной читательской деятельности;

2) формирующих тип правильной читательской деятельности.

К первой группе приемов можно отнести:

— беседу учителя с детьми,

Ко второй группе приемов относятся:

— предварительное рассматривание иллюстраций,

— работа с названием произведения,

— вычленение из текста ориентирующих слов.

Беседа используется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтения и у них есть по этой теме минимальный читательский опыт. В беседе следует опираться и на личный житейский опыт детей (например, предложить учащимся рассказать о своем домашнем животном, о том, как они ухаживают за ним, как к нему относятся).

Рассказ учителя целесообразен тогда, когда предстоящая тема чтения совсем незнакома детям или мало знакома. При подготовке к чтению исторических тем разумнее обратиться к рассказу учителя, так как жизненный опыт детей мал и сведения из истории, которыми могут располагать дети, скорее всего, будут носить фрагментарный характер.

Иногда необходимо сочетание беседы и рассказа учителя.

Словарная работа – это вид деятельности, который обязательно присутствует на современном уроке литературного чтения. В структуре урока словарная работа имеет место или на подготовительном этапе, или на этапе анализа произведения. Компоненты словарной работы таковы:

– работа по предупреждению ошибочного чтения;

– работа над изобразительно-выразительными средствами произведения.

Для подготовительного этапа урока отбираются:

трудночитаемые слова, т.е. слова длинные или со стечением согласных;

слова, лексическое значение которых неизвестно детям, и его незнание может повлечь за собой непонимание общего смысла текста.

Для объяснения лексического значения слов могут быть использованы следующие приемы:

— объяснение значения слова путем подбора синонимов;

— объяснение значения слова через антоним;

— объяснение значения слова через развернутое описание;

— объяснение значения слова путем показа предмета или его изображения;

— объяснение значения слова через его словообразовательный или этимологический анализ;

— выяснение значения слова по сноске в книге для чтения или по толковому словарю

На подготовительном этапе урока для включения детей в тему чтения целесообразно применять дополнительные средства (приемы):

1) чтение малых фольклорных жанров, например загадок, по теме;

2) показ репродукций картин, демонстрацию слайдов, фото;

3) прослушивание музыкальных произведений или отрывков из них.

Привлечение этих средств для подготовки к восприятию художественного произведения создает особую эмоциональную атмосферу на уроке, которая способствует более глубокому проникновению в текст.

В перечисленных видах работы активная роль принадлежит учителю, так как он предлагает вопросы для беседы, сообщает какие-либо новые сведения детям, отбирает для предварительной словарной работы слова, а также произведения изобразительного или музыкального искусства. Ученик же вовлекается в совместную с учителем деятельность, однако его роль в большей степени пассивна.

Приемы, формирующие тип правильной читательской деятельности, предполагают активную роль ученика.

Например, работа с названием произведения.

Учитель: Кто автор рассказа, который будем читать?

У.: Какие его произведения вы уже читали?

Д.: «Как слон спас хозяина от тигра», «Галка», «Обвал».

У.: О чем обычно пишет Борис Житков?

Д.: О необыкновенных событиях.

У.: В книгах Бориса Степановича Житкова можно прочитать удивительные истории об интересных и смелых людях, о дальних странах и путешествиях, об опасных приключениях и отважных поступках. Прочитайте заглавие рассказа.

У.: О чем может идти речь в этом рассказе?

Д.: Наверное, будем читать о каком-то событии, которое произошло зимой. Видимо, кто-то оказался на льдине, что-то случилось с героями на льдине

Среди приемов, формирующих тип правильной читательской деятельности на подготовительном этапе урока, большое значение имеет предварительное рассматривание иллюстраций, которое может помочь уточнить тему предстоящего чтения.

У.: Что изображено на иллюстрации?

Д.: Льдина, со всех сторон окруженная водой. На льдине – люди, в небе – самолет. Люди машут ему руками и что-то кричат. Наверное, хотят, чтобы их заметили. Летчик увидел их, так как с самолета сбрасывают мешок. Наверное, в нем необходимые вещи, продукты. Людям на льдине помогут.

Вычленение ориентирующих слов проводится при рассматривании того, как напечатан текст в хрестоматии:

— разделен ли он на части,

— снабжен ли подзаголовками,

— есть ли к нему вопросы.

Следует приучать младших школьников прочитывать первое и последнее предложения текста или каждой его части, если есть рубрикация. Можно прочитывать некоторые вопросы к тексту, так как они помогут более точному прогнозированию, а также нацелят детей на диалог с текстом.

На этапе анализа произведения ведется обучение детей «думанью во время чтения». Аналитическая деятельность организуется таким образом, чтобы дети могли уяснить смысл произведения, поэтому разбор каждой части произведения осуществляется по трем уровням: 1) фактическому, 2) идейному и 3) уровню собственного отношения к читаемому.

Самый распространенный прием анализа – постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому.

Кроме постановки вопросов, в ходе анализа могут быть использованы и другие приемы:

— постановка вопросов к тексту самими учащимися,

— составление портретной характеристики героя,

Словесное рисование проводится по следующим этапам:

что будет нарисовано? (содержание):

как мы расположим объекты на картине (что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре, какие позы выберем для людей и т.п.)? (композиция);

какие краски используем для картины? (цветовое решение).

Такая работа обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления, «обостряет» содержание. При чтении лирических произведений прием словесного рисования становится основным.

Постановка вопросов к тексту самими учащимися может стать для учителя показателем глубины прочтения текста детьми.

При перечитывании предусматриваются уточнение идеи произведения и помощь младшим школьникам в осмыслении их читательской позиции. Обычно на этом этапе используются такие приемы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.

При составлении портретной характеристики героя может быть предложена определенная система:

– высказывание других персонажей о герое;

– его собственные мысли

Самым трудным, но и самым интересным приемом проверки осознанности чтения является драматизация во всех ее формах:

– постановка живых картин;

Пантомима помогает через движение уяснять и объяснять содержание и форму произведения.

Живая картина дает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя

На заключительном этапе работы с текстом следует использовать приемы, которые помогают ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному:

Чтение по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня.

Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить:

1) выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям;

2) затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям;

3) найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению.

Пересказ текста позволяет учителю увидеть, насколько глубоко понято детьми содержание текста. Предлагая младшим школьникам пересказать какой-либо текст, учителю следует подумать о целевой установке: можно предложить учащимся представить, что они хотят рассказать сказку своим младшим братьям и сестрам, или понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу, или поделиться впечатлениями о прочитанном произведении с мамой, бабушкой

Чтобы пересказ получился, нужно составить план пересказа. Этому виду читательской деятельности нужно специально учить, соблюдая следующие этапы:

подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;

определить, на сколько частей можно разделить текст;

сказать, о чем будет говориться в каждой части;

предложить озаглавить каждую часть;

обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.

После завершения работы над планом полезно обратить внимание детей на то:

– зачем план составлялся (для продуктивного пересказа);

– чем может помочь при пересказе каждый пункт плана (поможет выделить главное в каждой части, соблюдать последовательность при рассказе).

В методике принято различать несколько типов пересказа:

Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.

Материал статьи А. В. Шевякова «Как обучают чтению» (журнал «Родительское собрание», 2003, № 1.)

Журнал «Начальная школа», 2004г. №7.

Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению /В.И. Яковлева //Начальная школа. — 1990. — №1 — С.20-26.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Презентация по теме «Приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Смотреть фото Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Смотреть картинку Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Картинка про Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Фото Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учитель начальных классов Шульженко Наталья Александровна Муниципальное общеобразовательное учреждение Ильинская средняя общеобразовательная школа Мастер-класс «Приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное. К.Д. Ушинский

Что такое технология? Технология – это последовательность этапов к достижению результата Что значит продуктивное чтение? Продуктивное – от слова «продукт». Что может быть продуктом чтения? Продукт чтения – это результат. А какой результат может быть у чтения? Понимание смысла прочитанного. Восприятие прочитанного текста

Цель и задачи технологии продуктивного чтения Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать. Задачи: Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса; Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом. 1 этап. Работа с текстом до чтения. Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста. 3 этап. Работа с текстом после чтения. Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Формирование УУД средствами литературного чтения. Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6)формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7)формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3)формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4)формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД: 1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ЧАРУШИН Евгений Иванович (1901-1965) Евгений Чарушин СТРАШНЫЙ РАССКАЗ

• Шура и Петя остались одни; • у самого леса; • ни папы, ни мамы; • темно; • не страшно, не боялся; • кто-то топает; • закрылись с головой; • прижались друг к другу; • пришли (родители); • зажгли; • ёжик

«Диалог с автором» Последовательность действий. Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые. 2) Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение). 3) Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Возникающие вопросы предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения. 4) Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Авторы технологии рекомендуют при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).

Ошибки учителя при обучении детей ведению «диалога с автором» 1. Первая ошибка учителей при обучении детей ведению «диалога» с авто­ром литературного произведения – неправильное определение его умест­ности. Например, в произведениях, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рас­сказа. 2. Вторая ошибка – нечеткое понимание того, что такое вопросы к автору. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый характер. 3. Третья ошибка – подмена учителями скрытых авторских вопросов сво­ими вопросами, которые уместно задать при обобщающей беседе. 4. Четвертая ошибка – просьба к ученикам дать возможный ответ на скрытый вопрос писателя в случаях, когда для этого не хватает текстовой информации.

Источник

Приёмы работы с текстом по развитию смыслового чтения младших школьников

Стандарты Второго поколения определяют, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой.

Сегодня учитель предпочтение отдает методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности: познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные. Необходимо создать условия для развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках литературного чтения.

Выделяются 3 этапа чтения:

Мы предлагаем рассмотреть приёмы работы по развитию смыслового чтения над стихотворением на каждом этапе чтения на примере стихотворения С. Михалкова «Мой щенок».

1. Работа с текстом до чтения

Здесь ведётся работа с названием, эпиграфами, сносками, выстраиванием ассоциативного ряда по названию.

Один из приёмов работы называется «Эпиграф к уроку». Это могут быть пословицы, поговорки или слова известных людей. Например, эпиграфом к данному уроку могут быть слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Детям учитель говорит о том, что как эти слова связаны с произведением, они узнают в конце урока.

К этому этапу относится и работа с заголовком и с иллюстрацией. Например, можно предложить отгадать ребус.

Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Смотреть фото Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Смотреть картинку Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Картинка про Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Фото Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения

Или использовать приём «Пропуск букв». Нужно вставить буквы гласных в слова и угадать название произведения.

Работу над этим стихотворением можно начать и с иллюстрации к тексту.

Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Смотреть фото Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Смотреть картинку Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Картинка про Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Фото Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения

После того, как дети отгадают название стихотворения или поработают с иллюстрацией, учитель просит предположить, о чём может идти речь в этом произведении.

Этот приём называется «Дерево предсказаний».

Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Смотреть фото Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Смотреть картинку Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Картинка про Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Фото Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения

2. Работа с текстом во время чтения

На втором этапе проводится работа по обобщению частей прочитанного текста, по постановке вопросов обобщающего характера, высказыванию предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста.

Чаще всего используется приём «Чтение с остановками».

Учащиеся читают текст небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

Например, после чтения первой строфы задаются следующие вопросы:

— Почему девочка сбилась с ног?

— Что значит это выражение? Как долго она его искала? Как чувствовала себя героиня, после потери друга?

— Как вы думаете, что будет дальше?

Следующий приём оказывает плодотворное влияние на развитие устной речи учащихся, углубление представлений и понятий, имеющихся у детей, более образное восприятие всего произведения в целом. Этот приём называется «Аудиозапись», когда учащиеся прослушивают литературные произведения в исполнении профессиональных актеров. Психологи отмечают прямую зависимость умственной деятельности от эмоциональных переживаний.

Словарную работу можно провести, используя приём «Верно / Неверно»

Например, детям выдаётся таблица, в которую внесены слова и дано их лексическое значение. Детям нужно установить правильность значения слов, используя, по необходимости, справочную литературу.

Такую работу можно проводить как индивидуально, так и в парах или группах.

3. СБИЛАСЬ С НОГ— много ходила, устала.

Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Смотреть фото Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Смотреть картинку Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Картинка про Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения. Фото Что означает выражение думать до чтения во время чтения и после чтения

Например: Для этого стихотворения дети составили тонкие вопросы:

Такая классификация помогает учить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Им нравится формулировать и записывать вопросы к произведению. Данную работу можно организовать в парах, в группах и индивидуально. Дети увлекаются этим видом деятельности, да и само название приема вызывает у них радостное ощущение, на завершающем этапе стадии осмысления. В конце изучения произведения можно устроить конкурс по номинациям: на самый оригинальный, самый лёгкий, самый каверзный, самый трудный, вопрос-загадку.

Следующий прием называется «Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов)

Для данного урока можно предложить следующий конспект-опору

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

На третьем этапе «Работа с текстом после чтения» выявляются авторские позиции, идёт обсуждение, дискуссия по толкованию текста, выявляется главный смысл, идея произведения, выполняются творческие задания и т.п.)

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам щенок. Со мной произошла неприятная история. Утром мне было скучно, и я решил погулять один. Я побежал в лес, чтобы найти себе друга. Я хотел подружиться с пчёлами, но они почему-то меня искусали. Я еле от них убежал и решил, что больше без спросу не буду убегать из дома.»

Это заполнение схемы-опоры по произведению.

Детям очень нравится такой приём как «Слепой текст».

1. Заполнять «слепой» текст нужно словами или числами.

Я сегодня сбилась с _____
У меня пропал щенок.
_____ часа его звала,
_____ часа его ждала.
За уроки не садилась
И _________ не могла.

2. Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе.

3. Восстановите текст из перепутанных неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.

Следующий интересный приём «Жокей и лошадь».

«Лошади»

основное принятие пищи, обычно в середине дня

Источник

Мастер-класс «Приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

«Приёмы освоения текста до чтения,

во время чтения и после чтения

с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: ознакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения, заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике и какие УУД формирует, научить разрабатывать уроки по данной технологии.

Эпиграф: Читать – это еще ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

Проблема : современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда является читателем, поэтому должен не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Каждый учитель мечтает, чтобы все его ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, поняли смысл прочитанного. При итоговой аттестации выпускник должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тесту или текст в части С. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

В Образовательной системе «Школа России» существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности «Технология продуктивного чтения», которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), у мение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.

Технология универсальна и может применяться на уроках любого цикла.

Сегодня на мастер-классе мы поговорим о технологии продуктивного чтения.

Что такое технология? ( это последовательность этапов к достижению результата, которая включает в себе различные методы, формы и приёмы. )

Что значит продуктивное чтение? ( Продуктивное – от слова «продукт». Продуктивное чтение – это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте. ).

А какой результат может быть у чтения? ( Понимание смысла прочитанного ).

Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения.

Что же является вторым результатом чтения? ( Восприятие прочитанного текста )

Восприятие – это включение человека в чтение.

А что значит включиться в чтение?

Читать – и представлять картины, героев.

Читать – и ставить себя на место героев.

Читать – и переживать.

Читать – задумываться над содержанием.

Читать – предполагать конец истории.

При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.

Цель и задачи технологии продуктивного чтения

Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Формирование УУД средствами литературного чтения.

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1 ) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2 ) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. На уроках я стараюсь организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированнию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).

Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе

« Е. Чарушин. Страшный рассказ» («Школа России»):

I этап: Работа с текстом до чтения (антиципация):

Давайте прочитаем, как Е.Чарушин назвал свой рассказ.

Предположите, о чём будет это произведение. Высказывания детей записываются на доске.

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь?

Высказывания детей записываются на доске.

«Стратегия ключевых слов» (Фразы на доске)

Шура и Петя остались одни;

не страшно, не боялся;

закрылись с головой;

прижались друг к другу;

Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

Кто будет героем произведения?

Предположите, как могут разворачиваться события?

Работа в четвёрках. Один человек из группы делает свой прогноз.

Постановка задачи: А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.

II этап: Работа с текстом во время чтения :

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.

Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. Поэтому особо хотелось бы остановиться на анализе текста.

Оптимальный путь анализа для решения этой задачи – «вслед за автором» . Он более возрастосообразный и доступный.

Комментированное чтение и диалог с автором через текст – это наиболее короткий и доступный «путь к автору». Вместе с тем технология формирования типа правильной читательской деятельности предполагает использование этих приемов при анализе текста как основных. Первый этап технологии – работа с текстом до чтения – завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». На втором этапе работы с текстом в ходе перечитывания («медленного» чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае помогает прием комментированного чтения.

Что такое диалог с автором?

Это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.

Как учить детей вести диалог с автором?

Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста. При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий .

2) Включать творческое воображение учащихся : по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение).

3) Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения . Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Возникающие вопросы предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

4) Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Авторы технологии рекомендуют при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).

Диалог с автором используется при анализе не всех произведений. В учебники литературного чтения включено немало произведений, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, – здесь и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т.д. Другое распространенное затруднение связано с нечетким пониманием того, что такое вопросы к автору. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. Как правило , вопросы к автору носят подтекстовый характер . Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными: на выяснение причинно-следственных и других связей; на обоснование, аргументацию, доказательство; оценочные; формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста.

Так, в рассказе М.М. Пришвина «Берестяная трубочка» автор задает скрытые и прямые вопросы, которые заставляют детей задуматься:

• «Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубоч­ке. » (В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?)

• «И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг березы не было орешника. Как же он туда попал?» (Это уже прямой вопрос автора, в т. ч. и к читателю).

Учитель должен стараться «включать» творческое воображение обу­чающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи ге­роев могут спрогнозировать, что может слу­читься дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.

Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: «Чем это можно объяснить. », «Что из этого следует. », «Что сейчас случится. », «Почему именно так?.», «Для чего. », «Кто такой. ». Возникающие вопросы предполагают появле­ние ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.

Ошибки учителя при обучении детей ведению «диалога с автором»

Первая ошибка учителей при обучении детей ведению «диалога» с авто­ром литературного произведения – неправильное определение его умест­ности. Например, в произведениях, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рас­сказа.

Вторая ошибка – нечеткое понимание того, что такое вопросы к автору. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый характер.

• «Чего мы не знали?» ( Ответ: как поймать кота. )

• «Кого мы хотели поймать?» ( Ответ: кота. )

• «А зачем его вообще ловить?» ( Прямой ответ есть далее в тексте. )

Из этих вопросов только четвертый можно назвать вопросом к авто­ру. Ученик ответит на него, читая текст дальше.

«Подтекстовые» вопросы нужны для анализа текста, они могут быть раз­ными:

• помогающими выяснить причинно-следственные связи, например: «Почему бабушка не дает Павле поесть арбуз вволю?» – к рассказу В.Ю. Драгунского «Англичанин Павля»;

• направленными на обоснование, доказательство какой-либо мысли, аргументацию утверждений, например: «Можно ли доказать, что Павля не взрослый, а ребенок?»;

• оценочными, например: «Каким мы видим Павлю в начале рассказа?», «А в конце рассказа?», «Меняется ли отношение Дениски к Павле на протяжении рассказа? Как?»;

• формирующими внимание детей к языку и художественным особенно­стям текста, например: «Почему Виктор Юзефович Драгунский пишет: «зарежем арбуз», а не «разрежем арбуз»?», «все лето зря прочепушил», а не «все лето зря провел»? «Павля прямо засиял», а не «Павля заулыбал­ся»?»; «Как вы понимаете предложение «Я прямо опешил»?»).

Третья ошибка – подмена учителями скрытых авторских вопросов сво­ими вопросами, которые уместно задать при обобщающей беседе.

Вернемся к предложению «Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. » из рассказа М.М. Пришвина «Берестяная трубоч­ка». Учитель вправе спросить: «Почему рассказчику захотелось посмо­треть?»; «Что можно сказать о рассказчике?». Автор же спрашивает только: «А что там может быть?» – и дальше сам отвечает на этот вопрос.

Четвертая ошибка – просьба к ученикам дать возможный ответ на скрытый вопрос писателя в случаях, когда для этого не хватает текстовой информации.

Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. Начинаю читать текст сама, далее 2-3 хорошо читающих ученика и самостоятельное чтение детьми про себя.

Выясняем, какое из предположений подтвердилось.

«Чтение вслух с остановками ».

После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий. Например,

Почему мальчики остались одни?

Для чего автор описывает место, где происходило событие? (Чтобы мы лучше могли представить состояние мальчиков)

Сколько лет было мальчикам?

Большие они или маленькие?

Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)

Кто по стене может ползать?

Как вы думаете, дети сразу уснули?

Представьте, что ваши родители ушли и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)

Прочитайте разговор мальчиков.

О чём говорили дети?

На самом деле им было страшно?

Какой вопрос хочется задать автору? ( Что случилось вдруг?)

Словарная работа (по ходу чтения):

Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.)

Как бы вы повели себя на месте мальчиков?

Как повели себя мальчики? Прочитайте.

Почему мальчики спрятались?

Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)

И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное.

Какой вопрос хочется задать автору? ( Кто напугал мальчиков?)

Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.

Кто испугал ребят? (Ёжик)

Кто из вас видел ежа? ( Показываю изображение ежа)

Что вы знаете о ежах?

Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой.

Как мы будем читать это предложение?

Радость , грусть, испуг, удивление, злость, облегчение

Для чего ёжик забрался в дом?

Где настоящий дом ежа?

Будет ли ежу удобно жить в городской квартире?

Почему? (Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)

Почему ёж навестил ребят ночью? ( Ночной житель)

Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков?

Стали ли они смеяться над ними? Почему?

Как бы вы поступили с ежом?

Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики.

Какие непонятные слова встретились?

Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой. Показываю картинку чулана

Чтение теста вслух с остановками до конца

Прочитай текст до конца.

Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему?

Почему ёж свернулся шариком?

Замените выражение «свернулся в углу шариком» близким по значению. ( Свернулся клубком)

Как поступили с ежом мальчики?

Почему его уже потом никто не боялся?

Почему ёж остался жить с ребятами на даче?

Что подтвердилось из наших предположений?

III. Работа с текстом после прочтения:

Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ?

Докажите. (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером)

Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? ( Они храбрятся, не показывают страх).

Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться?

Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:

ТОН – спокойный или взволнованный,

ТЕМП – быстро или медленно, или не спеша,

ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

Чтение диалога по ролям.

Как же автор относится к своим героям? (Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.)

Что такое смелость? ( Смелость – это способность перебороть страх.)

Что автор хотел донести до нас?

В чём главная мысль?

Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?

Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению.

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания и может быть эффективно применена не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира и т.д.

Преемственность в использовании данной образовательной технологии помогает педагогу в решении задач ФГОС, поскольку обеспечивает формирование таких сторон читательского развития, как эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, героям произведения, автору); активность и объективность читательского воображения, воссоздающего и творческого; постижение содержания произведения на уровне репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев), синтезирующем (концепция произведения в целом); осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010

Бунеев, Р.Н. Программа «Чтение и начальное литературное образование (для четырёхлетней начальной школы)» [Электронный ресурс] / Р.Н. Бунеев, Е.Н. Бунеева. – www.school2100.ru

Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010

О.В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8-12; 2008, №1,3)

Образовательные технологии : сб. мат. М. : Баласс, 2012. – 160 с.

С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8

С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995

Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru

Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2010. – 208 с

Алгоритм проектирования урока литературного чтения с применением технологии изучающего чтения в начальной школе

I . Подготовка учителя к работе в технологии изучающего чтения

II . Реализация технологии продуктивного чтения

1. Обдумывание этапа антиципации (предвосхищения) содержания литературного произве­

6. Подбор домашнего задания для обучающихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

«Жокеи»