Что означает выражение двигательная активность
Что означает выражение двигательная активность
Определение и виды двигательной активности
Наиболее распространенным определением двигательной активности является любое движение тела, обусловленное сокращением скелетных мышц и приводящее к затратам энергии. Двигательную активность можно рассматривать, используя биомеханику, физиологию и бихевиоризм (изучение поведения). В биомеханике двигательная активность характеризуется такими показателями, как сила, скорость, ускорение, углы, инерция, механическая сила или механическая работа. Физиология анализирует двигательную активность в показателях метаболизма при помощи таких параметров, как потребление кислорода, метаболическая энергия, метаболическая мощность или метаболический эквивалент. Метаболический эквивалент (МЕТ) – это соотношение между энерготратами, связанными с двигательной активностью и энерготратами в состоянии покоя.
С точки зрения науки о поведении интерес вызывает тип активности (например, бег по сравнению с гимнастикой или баскетболом), условия, в которых ребенок занимается (игровая площадка, школа), использование игрушек или приспособлений; взаимодействие с другими людьми (друзьями, членами семьи), определение инициатора двигательной активности (ребенок, родители, друзья).
Двигательная активность – это сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Двигательная активность делится на регламентированную (организованная), частично-регламентированную, нерегламентированную (неорганизованная).
Неорганизованная (нерегламентированная) двигательная активность включает объем самопроизвольно осуществляемых двигательных актов.
Это самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей, ее продолжительность зависит от персональных проявлений детей в двигательных занятиях (игры со сверстниками, прогулки, самообслуживание и т. д.)
Частично-регламентированная двигательная активность – это объем двигательных актов, являющихся в ходе решения двигательных заданий (утренняя гимнастика, подвижные виды развлечения, физические упражнения во время прогулок, разминка во время перерыва между занятиями, физкультминутки на занятиях с интеллектуальной нагрузкой, гимнастика после дневного сна).
Организованная (регламентированная) двигательная активность – это сумма специально выбираемых и направленно влияющих на организм ребенка физических упражнений и двигательных мероприятий (физические упражнения на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях и др.). Эти составляющие двигательной активности, обеспечивают определенный уровень в течение суток у школьников разного возраста и пола.
Двигательную активность группируютпо интенсивности, виду, длительности и частоте занятий.
Интенсивность определяется величиной физической нагрузки. Чем больше нагрузка, тем интенсивность больше. Двигательную активность подразделяют на три степени: легкую, умеренную, высокую.
К легкой степени двигательной активности относят такие разновидности занятий человека, которые вызывают дополнительные затраты энергии человека в пределах 2-3 МЕТ (несложная работа по дому, навыки приготовления пищи, мытье посуды, уборка жилья, стирка и глажение белья, приобретение покупок в магазине, работа за компьютером, пешие прогулки, утренняя зарядка). Также к данному виду двигательной активности относятся физические упражнения, которые могут выполняться не активно и не продолжительно: бадминтон, боулинг, гольф, танцы.
Примерами умеренной двигательной активности могут быть мытье пола, работа с пылесосом, ремонтные работы в доме, катание на коньках и лыжах, ходьба, бег трусцой, другие виды занятий и физические упражнения, требующие дополнительных энергетических трат в пределах 4-6 МЕТ.
Высокая двигательная активность (7-9 МЕТ и выше) включает в себя следующие виды деятельности: быстрая ходьба, плавание, гребля, туризм, хоккей на льду, прыжки через скакалку, занятия на велотренажере, бег в среднем темпе, езда на велосипеде, лыжах и коньках (в персональной тренировочной зоне частоты сердечных сокращений в зависимости от возраста). Также к высокой двигательной активности могут быть отнесены погрузочно-разгрузочные работы, копка земли, работы плотника, каменщика и спортсмена-профессионала.
Одним из основных условий формирования здоровья ребенка является суточная двигательная активность. Она включает в себя различные формы, методы и средства физического воспитания, учебно-воспитательного процесса, а также организацию свободного времени школьника в определенных рациональных соотношениях.
В повседневной жизни ребенок выполняет различные движения, связанные с трудовой и игровой деятельностью, которые сопровождаются различными изменениями положения тела в пространстве. Данные двигательные действия школьник выполняет с определенными физическими усилиями, сопряженные с непрерывными мышечными сокращениями различной интенсивности. В процессе двигательных действий накопленная в скелетных мышцах химическая энергия преобразуется в механическую работу.
Затраты в течение суток включают энерготраты в состоянии покоя, на расщепление питательных веществ, энерготраты, связанные с физической активностью. Наиболее информативным методом количественной и качественной оценки двигательной активности служит определение величин суточных энергетических затрат.
На практике применяется расчетный метод определения величин энергетических затрат. Для этого используются показатели продолжительности по времени (в минутах, часах) составной двигательной части в суточном бюджете времени.Число перемещений тела в пространстве за единицу времени, выраженное в величине пройденной дистанции за сутки (в км). Данные показатели дают возможность получить объективную информацию об объеме и характере двигательной активности школьников. При этом не требуется использования специального оборудования.
Двигательная активность
Понятие и сущность двигательной активности, ее оздоровительный потенциал, виды (облигатная и спонтанная). Потребность в движениях, основные закономерности, связанные с ней. Оптимальная физическая активность. Физиологический механизм ее саморегуляции.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 27.11.2020 |
Размер файла | 15,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
по физической культуре
на тему: «Двигательная активность»
Выполнил: Кожевников Д.А.
1. Понятие и сущность двигательной активности
2. Потребность в двигательной активности
3. Оптимальная физическая активность
Список использованной литературы
При этом у человека ухудшаются кровообращение, дыхание, пищеварение, снижается мышечная сила, страдают и другие функции организма. Хуже становятся память, внимание, падает умственная и физическая работоспособность. Человек чаще болеет. Поэтому нужно приучать организм к движению с раннего детства и заниматься физической культурой на протяжении всей жизни.
1. Понятие и сущность двигательной активности
Рассмотрим несколько определений понятия двигательная активность:
Как физиологический процесс физическая активность присуща любому живому существу. Она может быть низкой, если человек осознанно или вынужденно ведет малоподвижный образ жизни и, наоборот, высокой, например, у спортсмена. Физическая активность включает в себя любой вид мышечной деятельности. Не важно, это специальные физические упражнения, или работа по дому или на приусадебном участке, или просто ходьба. Двигательную активность можно условно разделить на специально организованную (навязанную) и спонтанную (произвольную) активность. Различают активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обучения, общественно-полезной и трудовой деятельности.
Жизнь организма, его рост и развитие зависят от двигательной активности, которая позволяет реализовать наследственную программу индивидуального развития. Движение эту не истощает, а пополняет «жизненную энергетическую копилку»! Именно благодаря движению организм восполняет не только потраченное, но и создает задел для дальнейшего развития. Пассивность снижает приспособительные возможности организма и делает его беззащитным перед неблагоприятными условиями среды, перед заболеваниями. Активность же выступает как посредник между генетической программой и окружающей средой. Природа очень дорожит законом активности и жестоко наказывает за его нарушения.
2. Потребность в двигательной активности
Известно, что скелетно-мышечная система является источником ощущений. Еще И.М. Сеченов говорил о смутном, неопределенном мышечном чувстве. И.П. Павлову принадлежит термин «мышечная радость», который он использовал для обозначения приятных ощущений, связанных с мышечной работой. Современной наукой доказано, что двигательный анализатор получает информацию об уровне двигательной активности и затем передает ее для анализа в центральную нервную систему. Эта информация является источником эмоционального воздействия, она является источником положительных или отрицательных эмоций, источником удовлетворения. Потребность в двигательной активности находит свое отражение в эмоциях человека и это очень важно для мотивации двигательной активности. Увеличивается или уменьшается спонтанная активность человека.
Перечислим некоторые важные закономерности, связанные с двигательной потребностью:
1. Объем двигательной активности в течение суток является постоянной величиной для конкретного человека. Это позволяет характеризовать потребность в двигательной активности как типовой индивидуальный признак. Он предопределен генетически, но может моделироваться факторами среды, в том числе и социальными. Есть люди с низкой и с высокой потребностью к движению. Постоянство двигательной активности поддерживается благодаря спонтанной активности.
Это иллюстрирует 2 закономерность. В условиях свободного выбора, люди с высокой самооценкой потребности в движениях производят существенно больший объем работы по сравнению с людьми, эта самооценка низкая. Мощность произвольно избираемой физической нагрузки в условиях свободного выбора выше у мужчин, в то время как продолжительность работы больше у женщин. При этом объем произвольно дозируемой работы у мужчин и женщин не различается.
3. Окончательное формирование «моторного типа» человека происходит примерно к 30 годам.
4. К старости потребность в движениях не изменяется, с возрастом уменьшается лишь «доза» мышечных усилий, необходимая для удовлетворения этой потребности. Во всяком случае, отсутствие существенного возрастного снижения субъективной потребности в двигательной активности имеет большое значение для участия пожилых людей в активной оздоровительной деятельности.
5. Увеличение объема привычной двигательной активности сопровождается ростом потребности в движениях. Потребность в двигательной активности можно повысить за счет постепенного увеличения физических нагрузок, только лишь до определенного предела их продолжительности и интенсивности. После достижения этого предела потребность в движении резко снижается.
6. Снижение потребности в двигательной активности является чувствительным индикатором превышения оптимальной дозы нагрузок и утраты их оздоровительной значимости.
7. Произвольно дозируемая в соответствии с двигательной мотивацией, или субъективно-оптимальная физическая нагрузка характеризуется широким индивидуальным варьированием ее основных характеристик: мощности, продолжительности и объема выполненной работы. Она обычно соответствует работе средней интенсивности и составляет 47-62% от максимального потребления кислорода. Это преимущественно аэробная нагрузка. Современная физиология такие параметры характеризует как эффективные в оздоровительном отношении, тренирующие, и, безусловно, безопасные.
Таким образом, существует некий физиологический механизм саморегуляции оптимальной физической активности. В основе этого механизма лежит потребность в двигательной активности. Дозирование мышечной деятельности в соответствии с этой потребностью обеспечивает автоматический подбор индивидуальной оптимальной физической нагрузки, является эффективным и безопасным средством оздоровления.
На основании субъективных ощущений организм самостоятельно подбирает индивидуально оптимальную дозу физической нагрузки, которая обеспечивает наилучшее соотношение между физиологической достаточностью мышечной работы и ее «ценой», определяющей безопасность нагрузки. Это важный инструмент оздоровительной физкультуры. Разумно организованная двигательная активность в рамках любой оздоровительной технологии через механизм потребности стимулирует двигательную активность, которая в свою очередь увеличивает потребность в движении.
3. Оптимальная физическая активность
Оптимальная двигательная активность должна обеспечить нормальное развитие и функционирование организма для сохранения здоровья и совершенствования различных процессов жизнедеятельности, компенсацию возрастных изменений в организме. Это ее главные задачи.
Научные представления об оптимальной нагрузке постоянно уточняются. Например, известный специалист в области оздоровления при помощи физических нагрузок Кеннет Купер в своей очередной книге «Аэробика для хорошего самочувствия» (К. Купер, 1987) пишет, что его утверждение «если вы будете пробегать более пяти километров пять раз в неделю, то вы прибежите к чему угодно только не к здоровью». В ранних работах Купера мы можем прочесть «чем больше, тем лучше» (К. Купер, 1979). 62. Приблизительно до 25-летнего возраста, т.е. до момента набора человеком пика моторного потенциала уровень двигательной активности, измеряемый величинами энерготрат (в калориях) естественно увеличивается.
Как мы уже говорили, именно в этот период формируется моторный тип человека. Далее сформированный уровень потребности в движении практически не меняется, хотя двигательная активность естественно снижается между 60 и 70 годами. Уровень двигательной активности должен оставаться постоянным до конца жизненного цикла для обеспечения стабильности жизненных констант, при условии ориентации личности на здоровый образ жизни и развития жизненных процессов по оптимистическому сценарию.
Определение оптимального режима двигательной активности для различных возрастных групп и внедрение его в быт людей уже давно относятся к ряду актуальных проблем теории физического воспитания. При планировании оздоровительных занятий, очень важно учитывать биологическую потребность в движении. Если это условие не выполняется, то неизбежно возникают дефекты физического развития, проявляется скрытая патология отдельных функциональных систем. В детском возрасте двигательная активность проявляется через естественную биологическую потребность растущего организма в движениях. Основной сюжетной линией поведения ребенка в этот период является игра, и он сам интуитивно, без вмешательства извне всегда безошибочно определяет для себя ее меру. Задача взрослых в этой ситуации предельно проста и заключается в том, чтобы не мешать ребенку, не сдерживать его естественного стремления к движениям.
двигательный активность саморегуляция оздоровительный
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.
Список использованной литературы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Предрасположенность к разным видам двигательной активности в связи с особенностями телосложения и типами темперамента. Виды утомления, его проявление при двигательной активности. Методика дозирования физических упражнений и развития силовых возможностей.
реферат [23,9 K], добавлен 04.08.2009
Предрасположенность к разным видам двигательной активности в связи с особенностями телосложения и типами темперамента. Виды утомления, его проявление при двигательной активности. Методика дозирования физических упражнений и развития силовых возможностей.
контрольная работа [21,1 K], добавлен 04.08.2009
Двигательная активность и ее значение в жизнедеятельности человека. Исследование воздействия двигательной активности на здоровье. Исследование физической работоспособности обучающихся. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность.
реферат [55,9 K], добавлен 13.12.2014
Двигательная активность в жизни человека. Тесная связь физической активности со здоровьем, повышение устойчивости организма по отношению к действию целого ряда различных неблагоприятных факторов. Опасность возникновения гиподинамии (недостаток движения).
реферат [26,7 K], добавлен 02.04.2009
Понятие нетрадиционных форм занятий физической культурой. Двигательная активность как источник укрепления здоровья. Нетрадиционные виды двигательной активности: атлетическая гимнастика, стретчинг, йога, у-шу, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
реферат [25,7 K], добавлен 01.05.2015
Консультация «Общая характеристика понятий «Двигательная активность», «Двигательная деятельность», «Двигательный режим» и их особенности»
Консультация для педагогов по теме:
Зайнутдинова Светлана Викторовна
Физическая или двигательная активность – суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений, например, в количестве сделанных шагов, по затратам времени.
Сохранение здоровья в современных условиях невозможно без определенного объема и вида двигательной активности.
Что же понимается в настоящее время под оптимальной двигательной активностью? Прежде всего, оптимальная нагрузка. Она должна учитывать особенности жизнедеятельности, состояния, возможности и способности индивида.
Оптимальная двигательная активность должна обеспечить нормальное развитие и функционирование организма для сохранения здоровья и совершенствования различных процессов жизнедеятельности, компенсацию возрастных изменений в организме. Это ее главные задачи.
Двигательная деятельность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма и, разумеется, соответствовать требованиям к ее организации (памятка).
В раннем детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, лазание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но и являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста.
Двигательная деятельность является видом деятельности образовательной области «Физическое развитие» и представляет формы организации двигательной активности.
Проводя разные формы двигательной деятельности, воспитатель обязан:
— наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку;
— изменять при необходимости некоторые правила, регулировать длительность пауз;
— выбирать место для проведения игр, упражнений;
— изменять сложность препятствий;
— определять дистанцию для пробежек, количество прыжков.
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями. Организация двигательной деятельности осуществляется во время утренней зарядки, физкультминуток, спортивных и подвижных игр, закаливания, гимнастики после сна, физкультурных досугов и праздников, дней здоровья, самостоятельной двигательной деятельности и, конечно, во время физкультурных занятий.
Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей:
— чередование активной и пассивной деятельности;
— использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по двигательной деятельности.
В группах необходимо создавать оптимальные условия для движений ребенка, тем более что в течение первых 2—3 лет жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постепенно нарастает.
Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня.
При организации двигательного режима необходимо выполнять определенные требования (памятка)
Рациональное сочетание разных видов двигательной деятельности представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий.
Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки-походы, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.
Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.
В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течении дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим.
Необходимо определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения детей двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.
Третье место отводиться самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня ДА.
Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игр:
— Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания. Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.)
— Центры здоровья в группах должны содержать различные мелкие и крупные физкультурные пособия. В раннем и младшем дошкольном возрасте, например, должны быть скакалки, султанчики, ленточки, 2-3 обруча, настольные спортивные игры, тренажеры, массажеры, а так же традиционное и нестандартное оборудование для развития движений и оздоровления детей. Оборудование должно быть составлено с учетом гендерного подхода.
Таким образом, д вижение составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, является условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор, оказывают благоприятное воздействие на растущий детский организм.
Двигательная активность
Содержание
Двигательная активность. Готовность к спортивной деятельности [ править | править код ]
В процессе любой деятельности имеют место практические связи человека с предметным миром. Психическое же отражение порождается не непосредственными внешними воздействиями, а данными процессами деятельности.
Любая человеческая деятельность характеризуется активным отношением к ней со стороны субъекта этой деятельности.
Человек постоянно нуждается в определенном оптимуме двигательной активности. Она проявляется в основном в так называемой «привычной» двигательной активности, т.е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность. Поэтому для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350—500 ккал в сутки (или 2000—3000 ккал в неделю). По последним данным, в настоящее время только 20% населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80% суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья.
Целевая основа активности заключается в предвосхищении результата деятельности, поскольку процесс удовлетворения потребностей субъекта всегда предполагает достижение тех или иных целей.
Существуют следующие основные уровни организации активности: физиологический, психофизиологический, психический (на уровне субъекта) и социальный (на уровне личности). Отсюда выделяются внутренние (психофизиологические, психические) и внешние (моторно-двигательные, социально-ролевые) проявления активности.
Выделяют также произвольную и непроизвольную активность. К произвольным формам активности относят все ее проявления, в формировании и регуляции которых принимает участие сознание. Произвольная активность характеризуется тем, что проявляется ровно настолько, насколько необходимо для достижения определенного результата. Человек представляет себе цели, которые преследует, и контролирует весь ход развертывающихся процессов. Произвольная активность всегда протекает на фоне более или менее отчетливых ожиданий предполагаемого результата деятельности. Непроизвольные формы активности происходят без участия сознания. Подобная активность связана с переживаниями типа сна или грезы. К непроизвольному поведению относятся также рефлекторные ответы, условные сигнальные реакции, автоматизированные действия. Некоторые действия, которые выполняют спортсмены в состоянии повышенного возбуждения, также относятся к категории непроизвольных.
Рассматривая активность как особое состояние, свойство, психологическое качество личности человека, его самосознания и Я-концепции, В. Л. Хайкин выделяет следующие ее компоненты:
К. А. Абульханова-Славская предлагает такую классификацию типов активности:
В этой типологии активности находят отражение все параметры активности как меры ценности вкладов в решение общественных задач.
Развитие представлений об активности исходит из различных психологических школ Запада и США: бихевиоризме, психоанализе, гуманистической психологии. Концептуальные положения, сформулированные в них, значительно расширили представления об источниках, механизмах регуляции и проявления активности человека. Возникают определенные разновидности модели активности в различных ответвлениях неофрейдизма. Побудителями активности в них выступают «коренная тревога» (К. Хорни), «стремление к любви» (Э. Фромм), «стремление к успеху, превосходству, власти, совершенству» (А. Адлер), «влечение», которое рассматривается как источник активности (З. Фрейд).
Принципиально новые подходы к пониманию сущности активности разрабатывались в отечественной психологической школе. Отечественный ученый Н. А. Бернштейн разработал принцип активности, противопоставив его принципу реактивности по схеме 5 —> Я (стимул — реакция): жизнедеятельность каждого организма есть активное преодоление среды.
Согласно концепции Бернштейна, в результате противоречий, возникающих между организмом и условиями его существования, формируются такие физиологические механизмы, которые, во-первых, обеспечивают адекватный ответ на воздействия среды; во-вторых, дают возможность ориентироваться на достижение «потребного организму будущего».
Принцип активности заключается в выдвижении на первый план роли внутренней программы в жизнедеятельности организма. Активность соответствует вероятностному прогнозированию дальнейшего развития событий и направлена на достижение «потребного организму будущего» путем преодоления сопротивления среды. При этом действия, направленные на достижение «потребного будущего», регулируются при помощи обратных связей.
Н. А. Бернштейн рассматривал организм не только как реактивную, но и как активную систему. Главное содержание жизни организма — это не приспособление к среде, а реализация внутренних программ. По словам другого отечественного специалиста А. Н. Леонтьева, активность как особое свойство живых систем побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях для нормального функционирования индивида.
В ходе «поисков» происходит встреча потребности с ее предметом (фиксация на предмете), который может ее удовлетворить. С момента встречи активность становится направленной, потребность «опредмечивается» как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще» и становится мотивом, и именно теперь можно говорить о деятельности.
По мнению В. А. Петровского, активность в системной организации деятельности может занимать различное место:
Подобный взгляд на активность позволяет определить ее как совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности.
Л. С. Выготский утверждал, что своей активностью человек, изменяя окружающую обстановку, воздействует тем самым на свое собственное поведение, овладевает им, подчиняет его своей власти.
Одним из основных компонентов структуры активности является готовность. Состояние готовности, как и «активное отношение» личности значимо субъективно, поскольку выражает отношение к предстоящей деятельности и поэтому несет в себе определенную психологическую нагрузку.
Инструментальная основа активности — это, прежде всего, органы человеческого тела, а также знания, умения и навыки, иногда определяемые как «компетентность».
Советский психолог Д. Н. Узнадзе рассматривал человеческую активность с позиций теории установки. Согласно его теории установка возникает как результат взаимоотношений между потребностью и предстоящей ситуацией и выражается в форме неосознанной готовности и склонности к определенной деятельности.
Установка фокусируется у индивида в каждый конкретный момент времени в зависимости от его индивидуальных особенностей и по существу определяет не только расположенность к началу действия, но и содержание всей деятельности. Установка — необходимое звено между действием внешней среды и психической деятельностью человека, между действительностью и психическими функциями.
Перед любой деятельностью формируется установка, связанная с ожиданием наиболее вероятного исхода этой деятельности. Нередко установка формируется на неосознаваемом уровне, однако чем сложней по своей структуре предстоящая деятельность, тем больше в формирующейся установке преобладают осознаваемые, волевые компоненты.
Процесс актуализации в сознании человека цели деятельности уже сам по себе следует рассматривать как этап предметной деятельности; человек представляет образ того, чего еще нет, но что должно проявиться в результате деятельности. Представление такого образа и формирует состояние готовности к деятельности. Каждому действию, связанному с планом предстоящей деятельности, сопутствует оценка вероятности его успешного выполнения.
На базе подобных оценок формируется прогноз успешности всей будущей деятельности. Поэтому такие оценки оказываются реальной основой для подготовки человеком своих действий — основой для формирования его отношения к ним, готовности действовать определенным образом.
В рамках так называемого «деятельностного» подхода активность определяется как побудительная сила деятельности, как процесс («совокупность моментов движения») и как качество личности.
Готовность к предстоящей деятельности — это определенное комплексное состояние. Она является компонентом структуры активности. Состояние готовности, как и «активное отношение» личности к предстоящей деятельности значимо субъективно, оно несет в себе психическую нагрузку.
А. Н. Леонтьев определял деятельность как специфически регулируемую сознанием внутреннюю и внешнюю активность человека, порождаемую потребностью. В этом определении мы видим такие понятия, как активность, причем регулируемая, внешняя и внутренняя, а также потребность. В данном случае, когда речь идет о специфических (профессиональных) видах деятельности, например спортивной деятельности, потребность выражается прежде всего в стремлении к достижению высокого результата. Отсюда — соответствующий уровень активности и формы достижения результата.
Отечественный психолог А. Ц. Пуни описывал состояние готовности спортсмена к двигательной деятельности как целостное проявление личности. Готовность как установка на повышенную активность определяется вегетативными сдвигами, а также изменениями эмоционально-волевой сферы, а вместе с этим — изменениями психических процессов.
В процессе саморегуляции, необходимой при спортивной деятельности, человек должен активно достигать цель в изменчивой среде, получая сигналы об изменениях в этой среде и в собственном организме.
Согласно теории активности Н. А. Бернштейна, наиболее простые и наиболее значимые для организма действия целиком определяются пусковым стимулом — сигналом. По мере возрастания сложности действия он все меньше по своему смыслу зависит от сигнала, за которым сохраняется лишь пусковая роль.
Так и в спорте. Пловца к началу прохождения дистанции побуждает стартовый сигнал, а в дальнейшем он по внутренней программе плывет, делает повороты, финиширует.
Но эта «неожиданность» была запрограммирована многократными тренировками, а сама программа контратакующего удара перешла на бессознательный уровень.
Нужна только экстремальная ситуация (опасная атака соперника), чтобы «включить» бессознательную (точнее, неосознаваемую) программу.
Индивидуализация процесса подготовки к ответственной спортивной деятельности состоит в том, чтобы развивать и использовать сильные стороны спортсмена и нивелировать слабые.
Б. А. Вяткин, работающий в области психофизиологии и спортивной психологии, считает, что активность может быть моторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, социальной.
Очевидно, что не все они в одной и той же деятельности (учебной, трудовой, спортивной) являются равнозначными для развития индивидуальности.
Своеобразие спортивной деятельности, которую выполняет человек, включает ее специфическую структуру, специфические требования к ее исполнителю и своеобразие трудностей, преодолеваемых при ее выполнении.
Эти особенности деятельности определяют со своей стороны активность тех или иных психических функций, значение тех или иных психических качеств и умений при ее осуществлении, способы приспособления в виде индивидуального стиля.
Е. П. Ильиным предлагается разделять стили спортивной деятельности на подготовительные и исполнительские.
Подготовительные стили отражают своеобразие соотношений между ориентировочной и исполнительной фазами деятельности.
Стиль деятельности спортсменов со слабой и инертной нервной системой характеризуется тщательным сбором информации, тщательным планированием предстоящей соревновательной деятельности.
Стиль подготовительной деятельности лиц с сильной и подвижной нервной системой характеризуется недостаточным стремлением к сбору и систематизации информации с планированием только основных моментов предстоящей деятельности, с акцентом на самой деятельности и исправления недостатков уже в ходе самой деятельности.
Исполнительские стили связаны с тактикой ведения борьбы на соревнованиях, поэтому их можно считать и тактическими стилями. Выделено несколько подгрупп исполнительского стиля.
1. Стили деятельности, связанные с распределением сил на дистанции.
2. Стили деятельности, характеризующие предпочитаемую тактику ведения спортивных единоборств.
Необходимо учитывать, что стиль и тактика — разные понятия. Тактика — это способ построения соревновательной борьбы, сознательно выбираемый спортсменом и тренером с учетом сильных и слабых сторон не только своих, но и соперника. Стиль же основан только на учете собственных сильных и слабых сторон.
Активность является специфическим фактором сложнокоординационных видов деятельности. Координация движений, названная И. М. Сеченовым «темным чувством», осуществляется на основании параметров движения, его промежуточных и итоговых результатов и образа двигательного акта, выведенного из прошлого опыта и цели действия. Доведение движений до автоматизма, становление уверенности человека к своей двигательной сфере — одна из задач, решаемых в работе тренера.
По сравнению с большинством других видов деятельности в спорте человек не стремится избежать напряжения и даже, наоборот, видит в этом положительную сторону соревновательной борьбы.
Уровень активности непосредственно влияет на дееспособность людей, действующих в экстремальных условиях. В полной мере это относится и к спортсменам.
Дееспособность определяется как общие предпосылки индивида, которые могут обеспечивать достижение высокого результата в заданной деятельности. Они определяются взаимодействием многофакторного влияния внешних и внутренних условий: психофизической конституцией, опыта, общих и специальных способностей, уровня интеллекта, мотивации, тренированности, здоровья.
Физиологическим механизмом дееспособности является физическая работоспособность, а психологическим — рабочий потенциал психических и психофизиологических функций.
Дееспособность — чисто психологическое понятие: оно определяет возможность выполнения конкретного вида деятельности без психических ошибок, а работоспособность — больше биологическое понятие. К английскому термину conductibility близок другой английский термин capacity («способность поведения»), который определяется как потенциальная возможность, максимальная потенциальная эффективность человека (Р.Х. Сишор).
В спорте термину capacity придается несколько иной смысл: это максимальные потенциальные возможности конкретного человека в овладении навыками или в развитии определенных качеств для успеха в спортивной деятельности.
С точки зрения современных методов управления как минимум необходимо оценивать состояние психофизиологической готовности спортсмена, профессионально важные свойства и качества, знать методы педагогического воздействия и уметь создавать стратегию подготовки на конкретный период тренировочного процесса.
Психологические особенности обучения двигательным действиям [ править | править код ]
В спорте принято выделять несколько видов готовности спортсмена к обучению двигательным действиям: физическую, координационную и психологическую.
Физическая готовность — это уровень развития физических качеств, ведь выполнение любого движения требует определенного сочетания силовых, скоростно-силовых способностей, гибкости и т.д. Для снижения требований к физической подготовленности, что важно, например, при обучении правильной технике детей, используют специальные детские варианты спортивного инвентаря — уменьшенный мяч в баскетболе, пластиковые рапиры в фехтовании, низкие барьеры в легкой атлетике и т.п.
Координационная готовность понимается как количество известных спортсмену движений, т.е. объем двигательных шаблонов в моторной памяти. Биомеханическая и ритмическая структура изучаемых движений бывает похожей на уже известные спортсмену приемы, что оказывает влияние на техническую подготовку. Причем, влияние может способствовать освоению нового действия, а может и мешать — как известно, переучивать сложнее, чем научить заново. Именно поэтому так важна оптимальная последовательность обучения технике вида спорта, когда изучение нового приема дополняет освоенные умения, а не противоречит им.
Психологическая готовность должна быть не только у спортсмена, но и у тренера. Тренерская готовность к обучению технике предполагает наличие знаний о технике нового приема и владение методикой передачи этих знаний спортсмену для практического освоения. Несмотря на то, что данное утверждение представляется риторическим, т.е. само собой разумеющимся условием, в учебно-тренировочном процессе периодически возникают проблемные ситуации, вызванные недостатком тренерской готовности.
Техника вида спорта развивается, и новые приемы, которые предстоит освоить спортсмену, могут быть знакомы тренеру только теоретически, так как они отсутствовали в его спортивном прошлом. Аналогичная ситуация возникает, когда тренер и ученик — разного пола или спортивной специализации. В таких случаях тренеру предстоит глубокое переосмысление приемов, чтобы его собственные стереотипы не мешали оценивать и совершенствовать технику ученика.
Другая проблема связана с тем, что высокий уровень технического мастерства связан с автоматизацией двигательных навыков, когда прием выполняется с минимальным участием сознания. И если тренер был высококвалифицированным спортсменом с индивидуальным стилем, то у него могут быть сложности при объяснении основ техники новичкам: и прежде всего, в подборе аналогий, метафор или подводящих упражнений. Любому тренеру, фактически, приходится проходить освоение технических приемов вместе с учениками, подстраиваясь под их возможности.
От спортсмена в процессе обучения тоже требуется несколько психических качеств, на формирование которых целесообразно потратить силы и время до начала обучения.
Мотивация, как желание спортсмена освоить и успешно применять технический прием, базируется на осознании значимости приема и уверенности в положительном результате, т.е. принципиальной возможности научиться данному действию. Поэтому новичкам лучше показывать не идеальную технику олимпийского чемпиона, которую они воспринимают как далекий и недостижимый уровень, а хорошее выполнение приема старшими товарищами. Главной установкой при этом может быть утверждение: «Я смогу научиться это делать, если постараюсь», что приводит к готовности продолжать попытки выполнить прием даже после неудачи, т.е. к проявлению настойчивости.
Освоение новых движений связано с риском ошибки, что может привести к боли и даже к травме. Поэтому важно не только обеспечить необходимую страховку, но, прежде всего, сформировать уверенность в ней самого спортсмена. Иногда только практическое испытание надежности страховки дает такую уверенность и «раскрепощает» спортсмена в процессе тренировки. Выполнение действия с риском требует способности преодолевать страх, т.е. смелости. Практику наказаний за нерешительность, когда в итоге спортсмен боится тренера больше, чем сложного технического элемента, следует признать крайне неконструктивной, хотя по-прежнему иногда встречается ее использование.
Сам процесс обучения достаточно подробно описан в учебниках конкретного вида спорта. Следует отметить основные характеристики действия, важные для планирования технической подготовки (табл.).
Форма — образ действия в сознании: материальная (реальное выполнение с возможностью фиксации внешних параметров: быстроты, амплитуды, точности и т.д.), внешне-речевая (словесное описание последовательности движений — использует тренер в групповой работе) и внутренне-речевая (мысленное «проговаривание» последовательности движений — используется в самостоятельной работе над техникой).
Обобщенность — степень осознания цели и основополагающего принципа действия, дает возможность выбрать разные программы движения.
Развернутость — степень осознания отдельных компонентов и операций конкретного действия, принципиально важная для исправления технических ошибок.
Усвоенность — степень владения действием, способность к его выполнению в разных условиях.
Способности к эффективной двигательной деятельности [ править | править код ]
Достижение спортсменом максимальных спортивных результатов обусловлено наличием у него способностей — комплекса свойств, от которых зависят, во-первых, динамика приобретения знаний, умений и специальных навыков и, во-вторых, успешности выполнения определенной продуктивной деятельности. Одними из наиболее важных способностей в спорте являются способности к эффективной двигательной деятельности.
Проблема выявления этих способностей методологически связана с проблемой спортивной одаренности и роли нейрофизиологических свойств в возникновении такой специфической одаренности. Одним из основных положений, выдвинутых в свое время Б. М. Тепловым, является положение о том, что «не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которые характеризуют данную личность». Это, собственно, и является одаренностью.
Одаренный человек обладаем способностями по многим психологическим критериям. Он быстро и адекватно оценивает ситуацию, выдерживает напряжение сложной и утомительной деятельности, принимает смелые и надежные решения. Одаренный спортсмен потому и одаренный, что в экстремальных условиях деятельности он действует эффективно.
Б. М. Теплов выделяет три признака способностей.
Различают врожденные анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, и собственно способности, которые всегда являются результатом развития в процессе той или иной деятельности. Вне соответствующей конкретной деятельности способность возникнуть не может; она не только проявляется в деятельности, но, самое главное, создается в ней.
С. Л. Рубинштейн писал, что специальные способности определяются в отношении к отдельным специальным областям деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивидуума, соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности. В этом отношении точнее будет говорить не об общей и специальной одаренности, а о более общих и более специальных моментах в одаренности, так как во всякой одаренности есть и общее, и особенное.
Способный спортсмен отличается комплексом физических и психических качеств, высокий уровень которых определяет эффективность спортивной деятельности. Этот комплекс не статичен: внутри него возможны неравномерное развитие и компенсации, выражающиеся в различных качественных и количественных соотношениях отдельных функций. Этим, в частности, объясняется малое сходство в характере действий спортсменов примерно одного класса даже при равной эффективности этих действий.
Комплекс физических и психических качеств спортсмена не статичен: внутри него возможны неравномерное развитие и компенсации, выражающиеся в различных качественных и количественных соотношениях.
Доминируют специальные способности, представляющие собой совокупность качеств, тесно связанных со специальными навыками и проявляющиеся в одном определенном виде или группе видов спорта. Обладатель комплекса таких физических и психических качеств относится к категории «способный спортсмен» и у него появляется возможность реализовать себя в стремлении к профессиональному мастерству, главной цели спорта высших достижений.
Знаменитый армейский футболист Всеволод Бобров, игравший и в сборной СССР, после травмы колена вынужден оставить футбольную карьеру и перейти на хоккей. Но и в этой игре он оказался очень эффективным, став лучшим снайпером и капитаном нашей сборной. Он неоднократно избирался лучшим хоккеистом чемпионатов мира и олимпийских турниров. Это — яркий пример проявления всестороннего игрового таланта.
Пример Всеволода Боброва скорее является исключением, хотя подобные случаи иногда встречались в истории спорта. Как правило, соответствующие для выбранного вида спорта двигательные навыки формируются поэтапно, и каждый этап играет важную роль в становлении спортсмена.
В табл. представлены этапы формирования двигательного навыка, предложенная М. М. Богеном на основе модификации методики П. Я. Гальперина. Эта схема является традиционной для обучения техническим приемам практически во всех видах спорта, так как позволяет структурировать и упорядочить упражнения технической подготовки.
Другой подход основан на активизации различных отделов центральной нервной системы: спинного и головного мозга. В табл. 3.3 представлены уровни управления движением, выделенные Н. А. Бернштейном (1947).
Методика обучения предполагает последовательное задействование участков нервной системы (от уровня А до Е), что обеспечивает эффективность освоения двигательного действия. Уровень, пропущенный в процессе форсированного обучения базовым приемам, может стать причиной существенной задержки роста технического мастерства в дальнейшем.
Обучение технике состоит из освоения базовых движений, которые постепенно усложняются и объединяются с другими, создавая все многообразие технического мастерства. На рис. показана последовательность усложнения четырех базовых движений фехтования на рапирах для изучения одного из основных приемов — батман и укол прямо с шагом вперед и выпадом. Для иллюстрации процедуры усложнения базовые движения обозначены цифрами.
Пример данной последовательности характерен для единоборств, спортивных игр и сложно-координационных видов, где существует большое количество базовых движений, а число приемов (т.е. комбинаций этих движений) не только исчисляется десятками, но и постоянно пополняется в результате тренерского творчества.
В циклических и скоростно-силовых видах спорта ситуация несколько иная — технических приемов для соревновательной деятельности немного, но требования к их выполнению значительно выше. В любом случае эффективность тренировочного процесса повысится, если обучение станет адресным. А это, в свою очередь, возможно только при наличии проведенной предварительно психодиагностики.