Что означает выражение колосс на глиняных ногах
Словари
крыл. сл. Выражение употребляется, когда речь идет о чем-нибудь величественном с виду, но по существу слабом. Возникло из Библии (Даниил, 2, 31-35), из рассказа о вавилонском царе Навуходоносоре, который увидел во сне огромного металлического истукана на глиняных ногах; камень, оторвавшийся от горы, ударил в глиняные ноги истукана и разбил их (символ его царства, которому суждено разрушиться).
Книжн. Ирон. Что-либо с виду величественное, внушительное, а на самом деле слабое, хрупкое.
Ср. Клеветники, враги России!
Что взяли вы? Еще ли Росс
Больной, расслабленный колосс?
А.С. Пушкин. Бородинская годовщина.
Даниил. 2, 31-34 (сон Навуходоносора).
Выражение употребляется, когда речь идет о чем-нибудь величественном с виду, но по существу слабом. Возникло из Библии (Даниил, 2, 31-35), из рассказа о вавилонском царе Навуходоносоре, который увидел во сне огромного металлического истукана на глиняных ногах; камень, оторвавшийся от горы, ударил в глиняные ноги истукана и разбил их (символ его царства, которому суждено разрушиться).
С французского: Colosse auxpieds d’argiles.
С конца XVIII в. это выражение стало употребляться применительно к России. И как сообщает в своем сочинении «Мемуары, или Воспоминания и анекдоты» (Париж, 1827) французский посол при дворе Екатерины II граф Сегюр, первым так назвал Россию французский философ-просветитель Дени Дидро (1713-1784), посетивший страну (1773-1774) по приглашению Екатерины.
Вспоминая о своем пребывании в России, Сегюр пишет в своих «Мемуарах», что если раньше Россия «была лишь колоссом на глиняных ногах, то этой глине дали затвердеть и она превратилась в бронзу». Такая характеристика России объясняется тем, что воспоминания Сегюра были написаны им уже после поражения наполеоновской армии и взятия русскими войсками Парижа.
В 1830 г., когда во французском парламенте подняли вопрос о вооруженном вмешательстве в русско-польские отношения, многие вновь вспомнили слова Дени Дидро. А. С. Пушкин в стихотворении «Бородинская годовщина» писал:
Но вы, мутители палат,
Вы, черни бедственный набат,
Клеветники, враги России!
Что взяли вы. Еще ли росс
Больной, расслабленный колосс?
Еще ли северная слава
Пустая притча, лживый сон?
Западноевропейская печать и позднее широко пользовалась выражением «колосс на глиняных ногах», применяя его для характеристики уже не царской России, а Советского Союза.
Иносказательно: нечто внешне великое, сильное, грандиозное, но на самом деле слабое изнутри, легко уязвимое, что делает всю мощь этого «колосса» призрачной.
Правда о колоссе на глиняных ногах
В 603 г. до н.э. (Дан.2;1,31-35) вавилонскому царю Навуходоносору приснился колосс на глиняных ногах. Разные части статуи, выполненные из разных материалов, означали разные империи: (Дан.2;37,38) Вавилон, (Дан.8;20-22) Мидо-Персию и Грецию. Первый царь греческой империи Александр Македонский. Когда он умер в 323 г. до н.э., его империя была разделена между его военачальниками, диадохами.
С описания этого события начинается повествование 11-й главы книги Пророка Даниила. С 5 по 14 стихи Даниил последовательно и детально описывает драму, разыгравшуюся между двумя эллинистическими царствами: Птолемеями (южный царь) и Селевкидами (северный царь). Начиная с 15 стиха северным царём назван Рим. Здесь говорится об успехах Рима, о том, что Иудея станет его протекторатом, кратко обрисовываются события Александрийской войны Юлия Цезаря, рассказывается о ряде внешних завоеваний Цезаря и о его победе в гражданской войне 45 г. до н.э., последовательно сообщается о делах и характерных чертах, пришедших вслед за Юлием Цезарем, императоров Октавиана Августа и Тиберия. Итак, (Дан.8;23,25) под конец царствования эллинистических государств, когда отступники, иудейские реформаторы, исполнят меру своих беззаконий, восстанет Древний Рим, который будет иметь успех, и превознесётся, и восстанет против Христа. С 23 стиха 11 главы, Даниил, начиная с более детального изложения событий Александрийской войны, рассказывает о Риме как об исторической силе безотносительно к его императорам. В 31 стихе говорится о событиях, связанных с Голгофской казнью Иисуса Христа и с последующими, растянувшимися на века, гонениями на христиан и евреев.
Дан.11;36,32.35: «И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится. Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа; и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно. Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока». Здесь Даниил пишет о характере средневекового папства, о событиях, предшествующих Реформации с её великими предтечами и о событиях Реформации, включая её поддержку частью немецких, швейцарских и голландских князей. Затем мрак Средневековья в Западной Европе стал сменяться мраком атеизма. Энциклопедисты и Просвещение стали знаменем Французской революции и якобинской диктатуры.
Отк.13;11,12. В конце срока в 1260 лет на арену истории вышла буржуазная демократия, взявшая в свои руки два рычага власти: демократический и религиозный – оба лживые. Во дни Французской революции она под знаменем воинствующего атеизма сразилась с Библией, сжигая её на улицах великого Парижа, бывшем в те дни обителью разврата (Содом), атеизма и идолопоклонства (Египет). Гильотина якобинской диктатуры залила улицы города кровью. Этот ужас продлился с мая 1792 года по сентябрь 1795 года – три с половиной года. Два завета Библии: Ветхий, в котором Небесный Отец засвидетельствовал об Иисусе, что Он Христос (Ин.5;37), и Новый, в котором самые дела, творимые Иисусом, свидетельствовали о Нём, что Отец послал Его (Ин.5;36) – вот два свидетеля, о которых говорится в Откровении (Отк.11;7-11), потому что они «суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли» (Отк.11;3,4) – «слово Господа. выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. Что значат две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его. Это два помазанных елеем, предстоящие Господу всей земли» (Зах.4;6,11,14).
Новая история принесла национализм, социализм, нацизм, коммунизм, демократию. Разделённое царство не исчезло. Система, построенная на наживе и частных интересах, не соединяет, а разобщает народы. Дан.11;37. Капитализм оставил веру в Бога, как веру в сверхъестественное. Семейные ценности, закреплённые в народных обычаях, размываются и попираются. Разрушается институт брака, чистота семейных отношений. Дан.11;38. Боги капитализма – экономическая и военная мощь. Оставив веру в Бога, капитализм опередил своих предшественников в погоне за богатством и властью. Дан.11;39. Разделённое царство мировой империалистической системы, управляемое транснациональными корпорациями, определяет мировую политику. Правительства, не вписывающиеся в систему, подвергаются блокаде, диверсиям и прямому насилию. Те, кто сотрудничает с системой, участвуют в разделе «общего пирога».
Страны арабского мира, оказывающие сопротивление, подвергаются нападениям. Дан.11;40-45 / 12;1: «Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него. и нападёт на области, наводнит их, и пройдёт через них. И войдёт он в прекраснейшую из земель, и многие области пострадают, и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых. И прострёт руку свою на разные страны; не спасётся и земля Египетская. И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта. Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним. Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих, и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придёт к своему концу, и никто не поможет ему. И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди».
Эта система (Отк.13;16-18) «сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Дан.12;1,2: «Но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».
КОЛОСС НА ГЛИНЯНЫХ НОГАХ
Колосс на глиняных ногах
С французского: Colosse auxpieds d\’argiles.
Из Библии. В Ветхом Завете, (Книга пророка Даниила, гл. 2, ст. 31 — 35) говорится о вавилонском царе Навуходоносоре, который увидел во сне огромного, внушающего ужас металлического истукана на глиняных ногах. Но вдруг камень, оторвавшийся от горы, ударил в эти глиняные ноги, разбил их, и колосс был повержен. Сон оказался вещим: Вавилонское царство вскоре разрушилось, подобно истукану на глиняных ногах.
С конца XVIII в.это выражение стало употребляться применительно к России. И как сообщает в своем сочинении «Мемуары, или Воспоминания и анекдоты» (Париж, 1827) французский посол при дворе Екатерины II граф Сегюр, первым так назвал Россию французский философ-просветитель Дени Дидро (1713—1784), посетивший страну (1773—1774) по приглашению Екатерины.
Вспоминая о своем пребывании в России, Сегюр пишет в своих «Мемуарах», что если раньше Россия «была лишь колоссом на глиняных ногах, то этой глине дали затвердеть и она превратилась в бронзу». Такая характеристика России объясняется тем, что воспоминания Сегюра были написаны им уже после поражения наполеоновской армии и взятия русскими войсками Парижа.
В 1830 г., когда во французском парламенте подняли вопрос о вооруженном вмешательстве в русско-польские отношения, многие вновь вспомнили слова Дени Дидро. А. С. Пушкин в стихотворении «Бородинская годовщина» писал:
Но вы, мутители палат,
Легкоязычные витии,
Вы, черни бедственный набат,
Клеветники, враги России!
Что взяли вы. Еще ли росс
Больной, расслабленный колосс?
Еще ли северная слава
Пустая притча, лживый сон?
Немецкая литература дала свои варианты известных слов Дидро — «азиатский колосс» (1833), автором которого был Генрих Лаубе (1806— 1884), и «северный колосс» немецкого критика и публициста Карла Людвига Берне (1786—1837). Последнее выражение применялось в 1840-х годах не только к России, но и к ее императору Николаю I. В это время было также популярно словосочетание «русский колосс».
Западноевропейская печать и позднее широко пользовалась выражением «колосс на глиняных ногах», применяя его для характеристики уже не царской России, а Советского Союза.
Иносказательно: нечто внешне великое, сильное, грандиозное, но на самом деле слабое изнутри, легко уязвимое, что делает всю мощь этого «колосса» призрачной.
Тест на внимание
Колосс на глиняных ногах
Колосс Родосский
Колосс на глиняных ногах – это своего рода характеристика или оценка чего-то внешне величественного и могучего, а на самом деле слабого.
Откуда пришло в наш обиход это выражение – колосс на глиняных ногах?
Во-первых, что такое колосс? В переводе с древнегреческого слово колосс означает большую статую. Это слово вошло в историю и перешло почти в первозданном виде в другие языки, благодаря знаменитому Колоссу Родосскому – гигантской статуе, воздвигнутой греками на входе в портовую гавань города Родос, расположенном на одноименном острове в Эгейском море.
Эту статую жители Родоса воздвигли в знак благодарности богу Солнца Гелиосу, который, как они полагали, помог им выдержать длительную осаду и изгнать захватчиков, напавших на город в 305 году до н.э. Статую решили воздвигнуть небывалого размера, чтобы ее смогли видеть отовсюду не только жители острова Родос, но и все корабли, заходящие в порт или плывущие мимо по морю.
Скульптор по имени Харес трудился над постройкой статуи двенадцать лет, и ему удалось представить бога Гелиоса в виде высокого и стройного юноши, с лучистым венцом на голове и с факелом в поднятой руке. Статуя была установлена на мраморном постаменте лицом к морю. Гелиос как бы вглядывался в даль. Во всяком случае, именно так описывают Колосса Родосского исторические источники, хотя ни саму статую, ни ее «прижизненных» изображений никто не видел.
Колосс Родосский простоял во всем великолепии шестьдесят пять лет. В 222 году до н. э. статуя рухнула под ударами землетрясения. Как писал историк Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и лежачий Колосс вызывал удивление своими размерами. Другой известный древний историк Плиний Старший упоминал, что «лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи».
Обломки Колосса Родосского пролежали на земле более тысячи лет, потом были проданы арабами, захватившими остров в десятом веке новой эры, какому-то предприимчивому купцу. Зачем купцу понадобилась статуя, для какого … дела – не известно.
Интересно, что идее и по описанию, на статую Колосса Родосского весьма похожа Статуя Свободы в Америке. Тоже расположена в гавани, тоже на острове, тоже держит факел в руке…
Другие интересные выражения из русской речи:
Фимиам – это общее название благовоний, которые курили не только перед алтарями
Интересное выражение – козел отпущения. Фраза недосказана, но все ее прекрасно
Интересное выражение – купить кота в мешке. Его можно отнести к разряду интуитивно
Соловей – самая приятная певчая птица, живущая на просторах России. Почему из всех
Кузькина мать (или показать кузькину мать) – устойчивое словосочетание непрямого
Выражение круговая порука – это выражение прямого значения, то есть означает то,
Крепкий орешек – это выражение принято связывать со взятием Петром Первым шведской
выражение красной нитью не имеет к идеологии никакого отношения. А имеет отношение
Квасной патриотизм – короткое, бьющее точно в цель ироничное определение для
Великая Китайская Стена – самое большое архитектурно-строительное произведение
Выражение кесарю-кесарево библейского происхождения, как и многие другие
Пусть вас не смущает эта идиотская формулировка, составленная специально для
Китайские церемонии – этот фразеологизм мы нередко используем в разговоре. Как
По выражению лить колокола совершенно невозможно догадаться, какое еще значение
Верста – русская мера длины, существовавшая в России до введения метрической
Про происхождение выражения колумбово яйцо разные источники сообщают примерно
Интересное выражение – купить кота в мешке. Его можно отнести к разряду интуитивно
Если это выражение пустить красного петуха прочитает иностранец, изучающий
Выражение костей не собрать для нашего российского уха достаточно привычное. Его
Издревле, еще до появления геометрии, люди привязывали меры длины к частям своего
Оказывается, возникновение этого фразеологизма напрямую связано с религией, точнее с
Попал как кур во щи говорят тогда, когда неожиданно попадают в крайне неприятную
Сирота казанская – очень интересное выражение. Сирота – понятно, но почему именно
Как от козла молока (получить) – говорят о человеке, от которого нет никакой пользы,
Калиф на час говорят про руководителей или начальников, которые оказались у власти
Выражение кануть в лету знакомо и понятно всем. Означает оно – исчезнуть из памяти,
Название города-государства Карфаген известно нам еще из учебников истории
Таскать каштаны из огня – это выражение обретет полную ясность, если добавить к
Это выражение – квадратура круга, наверняка вам где-то встречалось. А вот что оно
Как в воду глядел – выражение понятное по значению, но не сразу понятное по
Выражение во всю ивановскую, точнее, орать во всю ивановскую, известно очень
Выражение, или словесный оборот и на солнце есть пятна подчеркивает, что в мире
Выражение и на старуху бывает проруха говорит само за себя. Согласно словарю
И ты, Брут! – выражение знакомое практически каждому образованному человеку, даже
Иван, не помнящий родства – чисто русское выражение, уходящее корнями в нашу
Слово свечи в русском языке имеет несколько значений: прежде всего это свечи для
Выражение делать из мухи слона совершенно понятно, не содержит каких-то
Выражение избушка на курьих ножках известно, наверное, каждому с детских лет.
Выражение имя ему легион (или им имя легион ) означает неопределенно большое
Итальянская забастовка – это достаточно оригинальный вид протеста наемного
Еще интересные выражения
От куда пошло выражение «колосс на глиняных ногах»? какова история?
Статую решили поручить изваять скульптору Харесу, ученику Лисиппа. Харес предложил сделать Гелиоса стоящим. В левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало, правую приложил ко лбу, вглядываясь в даль. Правда, такая поза не соответствовала канонам, но Харес понимал, что колосс не удержится, если бог протянет руку вперёд.
Основой тридцатишестиметровой статуи послужили три массивных каменных столба, скреплённые железными балками на уровне плеч. Основания столбов были в ногах статуи и в покрывале. На высоте плеч и на поясе столбы соединялись поперечными балками. На столбы и балки крепился железный каркас, который покрыли чеканными листами бронзы.
Колосс рос на берегу гавани на облицованном белым мрамором искусственном холме. Двенадцать лет никто не видел статуи, потому что, как только на каркас прикреплялся очередной пояс бронзовых листов, подсыпали окружавшую колосс насыпь, чтобы мастерам удобнее было подниматься наверх. И только когда насыпь была убрана, родосцы увидели своего бога-покровителя, голову которого украшал лучистый венец.
Сверкающий бог был виден за много километров от Родоса, и вскоре молва о нём распространилась по всему античному миру. Но уже через полвека сильное землетрясение, разрушившее Родос, повалило колосса на землю, самым уязвимым местом статуи оказались колени. Отсюда и пошло выражение «колосс на глиняных ногах». Родосцы пытались поднять колосса. Известны благородные попытки соседей помочь им в этом деле. Египетский царь прислал несколько сот талантов меди и мастеров. Но ничего не вышло.
Тысячу лет лежал расколотый колосс у Родоса, пока в 977 году нуждавшийся в деньгах арабский наместник не продал его одному купцу. Купец, чтобы отвезти колосса на переплавку, разрезал его на части и нагрузил бронзой 900 верблюдов.
С французского: Colosse aux pieds d’argUes.
Из Библии. В Ветхом Завете, (Книга пророка Даниила, гл. 2,-ст. 31 — 35) говорится о вавилонском царе Навуходоносоре, который увидел во сне огромного, внушающего ужас металлического истукана на глиняных ( ногах. Но вдруг камень, оторвавшийся от горы, ударил в эти глиняные ноги, разбил их, и колосс был повержен. Сон оказался вещим: Вавилонское царство вскоре разрушилось, подобно истукану на глиняных ногах.
С конца XVIII в. это выражение стало употребляться применительно к России. И как сообщает в своем сочинении «Мемуары, или Воспоминания и анекдоты» (Париж, 1827) французский посол при дворе Екатерины 2 граф Сегюр, первым так назвал Россию французский философ-просветитель Дени Дидро (1713—1784), посетивший страну (1773—1774) по приглашению Екатерины.
Но вы, мутители палат,
Вы, черни бедственный набат,
Клеветники, враги России!
Что взяли вы. Еще ли росс
Больной, расслабленный колосс?
Еще ли северная слава
Пустая притча, лживый сон?
Немецкая литература дала свои варианты известных слов Дидро — «азиатский колосс» (1833), автором которого был Генрих Лаубе (1806— 1884), и «северный колосс» немецкого критика и публициста Карла Людвига Берне (1786—1837). Последнее выражение применялось в 1840-х годах не только к России, но и к ее императору Николаю I. В это время было также популярно словосочетание «русский колосс».
Западноевропейская печать и позднее широко пользовалась выражением «колосс на глиняных ногах», применяя его для характеристики уже не царской России, а Советского Союза.
Иносказательно: нечто внешне великое, сильное, грандиозное, но на самом деле слабое изнутри, легко уязвимое, что делает всю мощь этого «колосса» призрачной.