Что означает выражение россия многоконфессиональная страна подготовьте развернутый ответ
Многонациональная и многоконфессиональная страна: определение
Содержание:
Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство, где проживает более 140 различных народов. Русская нация наиболее многочисленная. Около восьмидесяти процентов граждан, живущих в РФ, являются русскими. Россия – многоконфессиональная страна с дисперсионным расселением этноса.
Этнос – это сформированная исторически группа лиц, которые имеют ряд общих субъективных, объективных признаков: схожая культура, территориальное проживание, внешность, система хозяйствования и другое. В большинстве республик РФ число русского населения превышает количество представителей других наций.
Что значит: Россия – многоконфессиональная страна
Многоконфессиональное государство – это страна, где церковь является отдельным звеном, гражданин имеет право на исповедание любой веры, отказ от религиозных взглядов. Независимо от верования человека, проживающего на территории государства, он является уважаемым членом общества.
Состав державы многоконфессиональный – это значит, что все люди вольны самостоятельно выбирать религию, исповедовать ее без ограничений, будучи жителями страны.
Россия имеет уникальный религиозный состав – здесь в большинстве представлены три мировых христианских верования: буддизм, ислам, христианство. Согласно статистике за последние годы в Российской Федерации сложный этнический склад. Конфессиональная приверженность:
Количество различных религиозных взглядов свидетельствует о том, что общество имеет многоконфессиональный, многонациональный состав, является полиэтническим.
Полиэтническое общество – это население страны, сформированное из различных этнографических, национальных групп, народностей и наций. Главный критерий многонациональной державы – два и более этнических объединений.
Россия многоконфессиональное государство – основные религии
Теория выделяет несколько основных направлений верований в РФ:
Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна
Многоконфессиональный состав РФ – предмет для обсуждения во всем мире. В рамках одного государства проживают люди не только различных вероисповеданий, но и разных национальностей. Теория разделяет многонациональные страны на четыре типа:
Для обеспечения нормальных отношений между народностями государство должно следовать демократическому принципу политического регулирования.
Татары Сызрани
Приглашаем
активных людей,
желающих
участвовать в развитии
татарской культуры
Россия — многоконфессиональное государство
Исторически сложилось так, что на территории России жило большое количество народов. Несмотря на то, что они отличались друг от друга традициями, культурой, а также религией, все народы общались друг с другом, вели торговлю, обменивались опытом, далее даже традициями и культурой. Здесь нужно отметить, что народы не перенимали чужие традицию и культуру, а принимали ее и с уважением относились к ней, не осуждая, не унижая и не высмеивая. К примеру, можно отнести традиционный татарский праздник Сабантуй. С недавних пор этот праздник стал общероссийским и даже международным, то есть его теперь празднуют не только в республике Татарстан, но и по всей России и в Мире.
Религия и государство
Согласно ст.14 действующей Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Из этого следует, что в России религиозные объединения существуют независимо от государства, а исповедание любой религии или не исповедание никакой является личным делом каждого гражданина. Такое положение в современной России обеспечивает свободу вероисповедания — краеугольный камень демократии, что создаёт предпосылку образования справедливого и свободного общества.
Принцип отделения религиозных объединений от государства предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельность политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами.
Несмотря на светскость государства, все-таки религия проникает практически во все сферы общественной жизни, в том числе и в те области, которые согласно Конституции отделены от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование.
Межрелигиозные отношения
Возможности удовлетворения религиозных потребностей
На сегодняшний день в Российской Федерации восстановлено и построено 7200 мечетей. Действующих православных храмов-17000. Синагог — 70. Самый северный в мире буддийский храм — построенный ещё до революции в Петрограде дацан «Гунзэчойнэй» — сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры. Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве, который смог бы объединить вокруг себя буддистов в совместной практике. Из всего вышесказанного следует, что приверженцы каждой религии могут свободно посещать храмы, совершать религиозные обряды.
Отношение к иноверным религиозным организациям
В России самые большие по численности религии — это православие и ислам ханафитского толка. Именно по этой причине будет уместно рассматривать отношение данных двух конфессий между собой, не включая другие вероисповедания.
Мирное сосуществование христиан и мусульман — древняя традиция.
В России конфликтов на почве веры между ними почти не было. Волжские, астраханские, сибирские татары, а также кавказские татары (азербайджанцы) восприняли ислам в исторической древности. Ислам — бесспорно коренная религия России. Поэтому недопустимо пренебрегать интересами наших соотечественников-мусульман. Ведь они живут на этой — нашей с ними — земле испокон веков.
Что касается духовного диалога между традиционными конфессиями, обнаружения вероучительных параллелей, догматических совпадений и тождества этических постулатов, то, несомненно, говорить о перспективности пути диалога как однозначного сближения позиций не приходится. Углубление в догматические и этические детали само по себе не приводит к сближению, хотя и способствует взаимопониманию. Так, например, можно находить поразительные соответствия в исламской и христианской эсхатологии, до такой степени значимые, что на этой ниве можно даже говорить об этих двух верах как близкородственных. Однако во многих других отношениях христианство и ислам разделяют вероучительные пропасти. Тем не менее, это не означает, что двум традициям нет места на одной земле — русский сверхнационализм, напротив, нацелен на сочетание принципиально различных, устойчивых в себе, духовных, культурных, этнических миров.
В XIX веке в русском обществе бурно обсуждались взаимоотношения православных и мусульман в связи с русско-турецкими войнами. Многие авторы из демократического лагеря заявляли о необходимости объявить о «внеконфессиональном» содержании войны, дабы не провоцировать русских мусульман на беспорядки. Эти тогдашние заявления очень напоминают выступления современных либералов, которые по любому удобному поводу пугают народ межрелигиозной рознью.
Исходя из выше сказанного, следует, что вопрос религиозной толерантности крайне важен в обществе, котором живем. Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта:
— толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, буддист-мусульманин, христианин-буддист);
— толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, суннит-шиит);
— толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).
Межконфессиональные конфликты
Причины межконфессиональных конфликтов
Главными причинами межконфессиональных конфликтов в России являются перенесение на религиозную сферу политических и национальных противоречий и в столкновения экономических интересов представителей разных национальных групп, которые прикрываются религиозными лозунгами. Также причинами могут являться такие явления, как религиозный фанатизм, нетерпимость верующих, выборочное, предвзятое отношение власти к разным религиозным организациям, в результате чего их конституционные права обеспечиваются не в равной мере, недобросовестное отношение СМИ к подаче информации может также разжечь конфликт на религиозной почве.
Любой социальный конфликт проходит три основные стадии:
— Предконфликтная — конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности;
— Непосредственно конфликт — недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.
— Разрешение конфликта — завершение инцидента, устранение причин конфликта.
При устранении конфликта на первой стадии, он чаще всего быстро забывается и «безболезненно» переживается участниками, что является наиболее выгодным как для участников, так и для государства в целом, но чаще всего конфликт проходит все три стадии.
Пути решений межконфессиональных конфликтов
Обеспечение нормальных взаимоотношений между религиями, а отсюда и между этническими группами, имеет большое социальное значение. Здесь немаловажно обеспечение формального и, в особенности, фактического равенства между религиозными организациями, как и их равенства перед законом, и правами. Ни одна из религий не должна иметь преимущества перед другими. Государство в вопросах свободы совести должно быть нейтрально и т.д. Причем, необходимо не только зафиксировать обязанность государства обеспечивать равенство и терпимость между религиями, но и в реальной политике делать все необходимое для обеспечения этого на практике.
Очень важное в обеспечении нормального развития межконфессиональных отношений — подъем общей культуры народа, включая и правосознание, утверждение толерантных традиций в обществе, в семье, в быту. Формирование общественного сознания в духе веротерпимости и мировозренчески-духовного плюрализма во многом зависит от вызревания рыночной экономики, создания гражданского общества, современного правового государства, являющегося гарантом обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Для кардинального решения проблемы межконфессиональных отношений немаловажна объединяющая весь народ единая общегосударственная идея. Такая идея должна быть выше церковных и конфессиональных идей, ценностей одной нации или социальной группы. Настаивание на приоритете одной религии, на приоритете религии вообще — это путь не к созданию общенационального единства, а к развалу государственности. Единая идея — ценность высшего порядка; в современных условиях она должна быть не религиозной, а светской. Необходимо выработать и воспитать национальное самосознание, в рамках которого будут одинаково уютно чувствовать себя гражданами одной страны, одного общества представители разных наций и конфессий.
Бывший Советский союз неплохо справлялся с этой задачей, и тогда не наблюдались проблемы межрелигиозных отношений как в современности. И заслуга здесь не только в том, что все республики СССР были объединены одной целью и страной, но и в пропаганде равенства всех народов и вероисповеданий. Сейчас же мы все чаще наблюдаем обратную пропаганду, где с помощью СМИ намеренно или нет, но очень часто подчеркивается неравенство между группами. Проводя небольшой эксперимент в виде опроса, можно наблюдать такую ситуацию, когда человек говорит, что испытывает неприязнь к той или иной этнической или религиозной группе, но объяснить, по какой причине так происходит — не может, ссылаясь на информацию только с телевизора или интернета.
Заключение
Поставленные задачи в данной работе помогают нам сделать вывод о том, что Россия вполне может существовать как межконфессиональное государство в мирных условиях. Однако эмоциональный фактор, СМИ, конфликты в политической жизни провоцируют на межрелигиозные распри. Это явление говорит о том, что государственная, общественная жизнь тесно связана и переплетается с религиозными отношениями: практически любое действие с внешней стороны отражается в религии. По факту получается, что ст.14 Конституции Российской Федерации противоречит: религиозные объединения не отделены от государства, они зависят от государства. Государство в последнее время часто делает замечания или вносит поправки в так называемый «устав» религии, что в целом недопустимо.
Данный факт провоцирует конфликт на следующем уровне, межконфессиональном, когда одну конфессию устраивает данная поправка, а другую — нет. Исправить сложившийся конфликт поможет, на наш взгляд, культурное воспитание всех граждан Российской Федерации в целом, осознание единства народа. Каждый человек должен иметь свое личное мнение, не навязанное СМИ.
Гармонизация межнациональных отношений
Гармонизация всего комплекса межнациональных отношений возможна только при соответствующем уровне демократизма социально-политических и других отношений а также демократизации и гуманизации их между народами, национального сознания и деятельности политических институтов. Развитие демократизма по всем этим направлениям отвечает подлинным интересам всех народов и расширяет возможности действия объективных тенденций развития межнациональных отношений.
В чем заключаются эти тенденции? Одна из них выражается в развитии экономической и политической самостоятельности все большего числа наций, совершенствовании их государственности, развитии духовной культуры. Другая заключается во взаимном сближении больших и малых народов (наций), углублении их сотрудничества, интеграции экономических и политических структур. Подобные тенденции действуют во всем мире. За процессами размежевания следуют объединительные, интеграционные процессы. Такова реальность, которую надо глубоко осознавать. Не составляет исключения и наше российское отечество. Очень важно осуществлять государственную национальную политику с учетом указанных диалектически взаимосвязанных между собой тенденций. В противном случае эта политика будет оторвана от жизни, от объективных тенденций развития наций и межнациональных отношений.
В рамках развивающихся в современную эпоху межнациональных отношений можно выделить следующие наиболее характерные процессы:
Межконфессиональные отношения в Сызрани
Р. Шарафутдинов: «В первую очередь, как представитель татарского сообщества нашего города, Председатель Совета Национально-культурной автономии татар г.о. Сызрань, а также, являясь членом Межведомственной рабочей группы по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, обеспечению социальной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов на территории городского округа Сызрань, сегодня, в первую очередь, хотел бы обратить особое внимание на решение вопросов по сложившейся ситуации мусульманской конфессии, в целом, на территории Сызрани и районов.
Дело в том, что координировать, привлекать к общественной деятельности, и, как следствие, сохранять и поддерживать межконфессиональные отношения между сообществами и диаспорами мусульман на данный момент практически является невозможным.
При сложившейся данной ситуации каждому представительству нации из сообщества мусульман нашего города необходим так называемый куратор– представитель той или иной национальности, который будет непосредственно взаимодействовать, как связующее звено, между представителями своей конфессии и структурами Администрации, силовыми структурами, миграционной службой и общественными организациями, и, тем самым, привлекать к общественной деятельности, объединению, дружественности и мирному межконфессиональному существованию, а также к соблюдению
Тем самым, постепенно выстраивая такого рода отношения и формы взаимодействия, как мне кажется, мы постепенно подойдем к решению о необходимости создания Дома дружбы народов в Сызрани, а фундамент к решению этого вопроса будет уже заложен, тем самым дальнейшую совместную деятельность и работу в направлении межконфессиональной ситуации, будет проектировать гораздо легче.
Не разговорами и теоретическими тезисами, а действиями нужно решать вопрос межконфессиональных отношений. Это также применимо и по отношению к деятельности НКО, и по отношению к вопросам о мусульманской конфессии, да и, как мне кажется, применимо по отношению ко всем вопросам нашей жизни!
И как Председатель НКАТ я со всей ответственностью и уверенностью утверждаю, что автономия татар готова к укреплению и развитию межнациональных отношений и всегда открыта для диалога, оказания практической помощи и других вопросов.
В Центре татарской культуры всегда открыты двери для добрых и нужных дел!»
Заключение
Поставленные задачи в данной работе помогают нам сделать вывод о том, что Россия вполне может существовать как межконфессиональное государство в мирных условиях. Однако эмоциональный фактор, СМИ, конфликты в политической жизни провоцируют на межрелигиозные распри. Это явление говорит о том, что государственная, общественная жизнь тесно связана и переплетается с религиозными отношениями: практически любое действие с внешней стороны отражается в религии. По факту получается, что ст.14 Конституции Российской Федерации противоречит: религиозные объединения не отделены от государства, они зависят от государства. Государство в последнее время часто делает замечания или вносит поправки в так называемый «устав» религии, что в целом недопустимо.
Данный факт провоцирует конфликт на следующем уровне, межконфессиональном, когда одну конфессию устраивает данная поправка, а другую — нет. Исправить сложившийся конфликт поможет, на наш взгляд, культурное воспитание всех граждан Российской Федерации в целом, осознание единства народа. Каждый человек должен иметь свое личное мнение, не навязанное СМИ.
Многоконфессиональная Россия: такова ли она и хорошо ли это?
Россия – многоконфессиональная страна. Так обычно ее характеризуют путеводители, культурологи и политические активисты. И не только характеризуют, но и делают отсюда далеко идущие выводы.
Но те, кто так рекомендуют нашу страну, скорее выдают желаемое за действительное. Давайте посмотрим, какова степень нашей многоконфессиональности, почему она кому-то нужна в качестве лозунга и много ли пользы от нее обычным людям.
Ответ на первый вопрос содержится на заглавной картинке. На ней визуализировано распределение по основным религиозным убеждениям по состоянию на 2019 г., согласно данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ. Для нашей страны это уникальная база данных опросов по репрезентативности и размеру выборки, почему я уже не раз на нее ссылался (по близким темам см., например, посты о Pussy Riot или религиозном будущем России). Единственное, в чем я урезал выборку, – это исключил несовершеннолетних, полагая, что у детей осознанный религиозный выбор еще впереди, а также потому что здесь уместна аналогия с голосованием на выборах в органы власти.
Итак, согласно последнему опросу, свыше 80% называют себя православными, а к следующему по численности исламу относят себя лишь семь с лишним процентов населения (и это с учетом мусульманских регионов страны). На долю всех остальных религий – других христианских конфессий, а также буддизма, иудаизма и проч. – приходится менее одного процента населения. Таков «рынок религиозных услуг» в нашей стране.
Аналогия с рынком в данном случае весьма полезна, т.к. обращает внимание на выбор религии подобно товару и, как следствие, возможность конкуренции между конфессиями за потребителей их услуг. Они, действительно, оказывают некие услуги и (в различной форме) взимают за них плату. В противном случае профессиональные священнослужители не могли бы существовать как класс.
Если религия – это рынок, то к ней приложимы и категории теории рынков из микроэкономики. Для начала исключим тех, кто заведомо не пользуется религиозными услугами. Тогда пользователи религии между православием, исламом и прочими конфессиями распределятся так: 90.66%, 8.28%, 1.06%.
К какой разновидности отнести рынок, на котором свыше 90% потребителей обслуживаются одним продавцом? Полагаю, что мы не сильно погрешим против правды, если назовем это монополией.
Можно воспользоваться и более формальным критерием, а именно индексом Герфиндаля-Гиршмана, измеряющим степень монополизации отрасли, который вычисляется как сумма квадратов долей каждой фирмы на рынке в процентах. В случае совершенной монополии индекс равняется 10000, в нашем же случае этот индекс равен 8288.91.
Поучительно сравнить такое распределение религиозного рынка в России с аналогичной статистикой в других странах. Напр., для США она приводится здесь, и, если выделить здесь все конфессии численностью от одного процента религиозного рынка (исключая 24% нерелигиозных), значение индекса Герфиндаля составит 1663.781. Или возьмем Германию, согласно данным здесь: индекс равен 2013.83.
Все познается в сравнении. В странах по-настоящему многоконфессиональных на религиозном рынке присутствует не менее двух продавцов с примерно одинаковым количеством приверженцев, а индекс монополизации рынка в разы ниже сравнительно с максимально возможным значением, определенным для монополии. Наш религиозный рынок этим критериям не соответствует, и по его структуре Россия оказывается скорее моно-, чем многоконфессиональной. Таким образом, тезис о нашей многоконфессиональности не выдерживает ни проверки статистикой, ни сравнением с другими странами.
Какие здесь могут быть возражения?
Во-первых, можно указать, что за последние годы наша церковь себя сильно дискредитировала и количество православных упало, в то время как численность приверженцев остальных убеждений выросла. Действительно, начиная с Pussy Riot было множество скандалов, выставивших церковь в неприглядном виде, а интернет кажется наполненным кем угодно только не православными.
Но давайте посмотрим на факты. Аналогичное распределение для 2011 г. (до Pussy Riot) выглядит так
И правда, православных тогда было больше, а всех остальных меньше, но насколько? Изменения за этот для церкви весьма неблагоприятный и довольно длительный период далеки от того, чтобы их можно было назвать тектоническим сдвигом. По всей видимости, неправославные пользователи в интернете – это капля в море тех, кто тихо относит себя к основной религии России.
Другое возражение в том, что наши 80% православных – это люди, которые в подавляющем большинстве не знают вероучения и не ходят в церковь. Это возражение важно для понимания внутренней жизни наших сограждан и отдельно тонкой прослойки верующих, но не имеет большого значения для понимания православия как общественной силы. Когда люди голосуют на выборах, они тоже обычно не знакомы с программами кандидатов и не участвуют в политической жизни, но результатом их выбора становится реальная структура власти, которая определяет жизнь в стране. То же самое и с религией. Люди, снова и снова «голосуя» за православие в соцопросах делают его влиятельной силой, даже несмотря на то что их православность проявляется лишь в момент заполнения анкеты.
Почему же тогда многие напирают на нашу многоконфессиональность? На этот вопрос ответить несложно. Такая позиция просто выгодна для продвижения определенной повестки. Даже если к некоей конфессии относит себя два с половиной человека, они будут ссылаться на многоконфессиональность, если это сулит им дополнительные привилегии.
А почему этой позиции придерживается наше государство? На этот вопрос я уже отвечал здесь в контексте этнического состава России. Задача правителя многонациональной страны в том, чтобы удержать ее от распада, для чего нужно особенно подчеркивать важность малых народов, исповедующих другие религии. Это связано с тем, что основной народ никуда не денется, а малые могут попроситься на выход.
Наконец, последний вопрос, хороша ли наша моноконфессиональность для большинства нашего населения. Плюсы такой структуры для немногочисленных верующих я уже обсуждал, указывая на то, что религиозные услуги, оказываемые церковью верующим, оплачиваются неверующим большинством.
Но у этой системы есть и минус для тех и для других. Этот минус является общим для всех монополий. На любом рынке отсутствие конкуренции приводит к удорожанию продукта и понижению его качества. Конкретным проявлением этого в наших религиозных реалиях являются «попы на мерседесах», которые обычно приносят крайне мало пользы своей пастве. Наша церковь не чувствует, что конкуренты ей дышат в затылок, и действует по советскому принципу «вас много, а я одна».
Чтобы увидеть, как влияет конкурентная обстановка на поведение продавца на том же религиозном рынке, достаточно заглянуть в православный храм в Западной Европе или в Америке. Поведение священнослужителей и весь уклад жизни общины там, как правило, будут разительно отличаться от того, что можно увидеть на наших приходах. У нас обычно ругают сектантов, мол, они фальшиво улыбаются, чтобы завлечь новых прозелитов, в отличие от православных священников, которые рубят правду-матку с выражением укоризны на лице. Но это скорее фактор конкуренции, чем приверженности принципам. Православный батюшка на Западе по своему поведению гораздо больше похож на нашего сектанта, нежели на российского собрата.
Резюмирую: наша страна моноконфессиональна, но пользы от этого немного.