Что означает выражение жена декабриста
Жена декабриста
(значение) — верная жена, которая готова разделить со своим мужем горе и несчастье и никогда не бросит и не предаст его.
Жен декабристов иногда называют как «декабристки».
Выражение связано с известным в русской истории восстанием декабристов, произошедшее 26 декабря (14 декабря по старому стилю) 1825 года. Как известно, восстание было подавлено и император Николай I жестоко покарал бунтовщиков, отправив большинство из них в ссылку в Сибирь. Виновными признали 121 участника декабьского восстания. 23 декабриста были женаты. 11 жен отправились в сибирь со своими мужьями (женихами).
Историю этого восстания описал известный русский историк Ключевский Василий Осипович (1841 – 1911) в «Курсе русской истории» (раздел Декабристы).
О женах декабристов
Одиннадцать женщин отправились в Сибирь со своими мужьями (женихами). Некоторые из них были незнатные, как Александра Васильевна Ёнтальцева и Александра Ивановна Давыдова, или бедствовавшая в детстве Полина Гебль, невеста декабриста Анненкова И.А. Но большая часть жен декабристов принадлежала к знати и им было чего лишаться — княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая, Александра Григорьевна Муравьева — дочь графа Чернышева, Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына, баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна Фонвизина и Мария Казимировна Юшневская.
Николай I предоставил каждой право развестись с мужем — «государственным преступником». Однако женщины отказались от этого предложения. Они отказались от роскоши, оставили детей, родных и близких и пошли за мужьями на каторгу. Добровольное изгнание в Сибирь получило громкое общественное звучание. Первой в путь отправилась Екатерина Ивановна Трубецкая. В Красноярске сломалась карета, заболел провожатый. Княгиня продолжает путь одна, в тарантасе. В Иркутске губернатор долго запугивает ее, требует еще раз письменного отречения от всех прав, Трубецкая подписывает его. Через несколько дней губернатор объявляет бывшей княгине, что она продолжит путь «по канату» вместе с уголовными преступниками. Она соглашается. Второй была Мария Волконская. День и ночь мчится она в кибитке, не останавливаясь на ночлег, не обедая, довольствуясь куском хлеба и стаканом чая. И так почти два месяца — в лютые морозы и пургу.
За непокорность жен декабристов поставили в страшные условия – лишение дворянских привилегий и переход на положение жены ссыльнокаторжного, ограниченной в правах передвижения, переписке, распоряжения своим имуществом. Их дети, рожденные в Сибири, будут считаться казенными крестьянами. Даже те, у кого мужья умирали, не получали права на возвращение. Так, в 1844 году в этом отказали вдове Юшневского, в 1845-м — Ентальцевой.
Оценка поступка жен декабристов
«Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории»,- сказал современник декабристок, поэт П.А. Вяземский, узнав об их решении следовать за мужьями в Сибирь.
Русский поэт Некрасов Николай Алексеевич (1821 – 1877) написал поэму «Русские женщины» (1871 – 1872 гг.), посвященную женам декабристов. В первой части поэмы «Княгиня Трубецкая» описано путешествие в Сибирь княгини Трубецкой Екатерины Ивановны (1800 – 1854). Во второй части поэмы «Княгиня М. Н. Волконская» описано путешествие в Сибирь княгини Волконской Марии Николаевны (1805 – 1863).
Список жен декабристов, которые последовали в Сибирь, со своими мужьями (женихами):
✔ Волконская Мария Николаевна (1805 – 1863), жена Волконского Сергея Геннадьевича.
Волконская Мария Николаевна
✔ Муравьёва Александра Григорьевна (1804 – 1832), жена Муравьёва Никиты Михайловича
✔ Трубецкая Екатерина Ивановна (1800 – 1854), жена Трубецкого, Сергея Петровича
Трубецкая Екатерина Ивановна
✔ Полина Гёбль (1800 – 1876), невеста Анненкова Ивана Александровича
✔ Камилла Ле Дантю (1808 – 1840), невеста Ивашева Василия Петровича
✔ Давыдова Александра Ивановна (1802 – 1895), жена Давыдова Василия Львовича
✔ Ентальцева Александра Васильевна (1790 – 1858), жена Ентальцева Андрея Васильевича
✔ Нарышкина, Елизавета Петровна (1802 – 1867), жена Нарышкина Михаила Михайловича
✔ Розен Анна Васильевна (1797 – 1883), жена Розен Андрея Евгеньевича
✔ Фонвизина Наталья Дмитриевна (1803 – 1869), жена Фонвизина Михаила Александровича
✔ Юшневская Мария Казимировна (1790 – 1863), жена Алексея Петровича Юшневского
✔ Бестужева Елена Александровна (1792 – 1874), сестра Бестужевых
Памятник женам декабристов
Памятник одиннадцати жёнам декабристов установлен в сквере у исторического Завального кладбища в городе Тобольск в 2008 году.
Примеры
«Звезда пленительного счастья»
Художественный фильм Владимира Мотыля о судьбе декабристов и их жён, снятый в 1975 году на киностудии Ленфильм.
Дополнительно
«Русские женщины» (1871 – 1872 гг.), Некрасов Н.А.
Жена декабриста
Она приехала за ним на Колыму, Испортив тем всю каторгу ему!
Многие родственницы участников восстания 1825 г. отправились за осуждёнными в Сибирь. Их-то и называли декабристками. Поскольку среди них большинство были жёнами (или невестами), позже появилось словосочетание «жена декабриста». Это означает безмерную верность возлюбленному и готовность последовать за ним в любую неблагоприятную для жизни точку планеты — в места заключения, на войну, в страну Третьего мира, на освоение новых земель, да просто в изгнание. Троп чаще отыгрывают персонажи женского пола, но возможен и мужской вариант.
Хотя жён декабристов часто считают символом настоящей любви, у тропа есть печальные варианты с прикрученным фитильком:
Содержание
Одноминутка суровой реальности [ править ]
До травоядных времён Екатерины конфискация всего имущества и ссылка жены с детьми вместе с опальным была стандартом и никого не удивляла. Все же помним, что жена и дети Меншикова поехали с ним в Берёзов? Во времена дворцовых переворотов с каждым временщиком восходил и падал целый выводок приверженцев, и в Сибирь они все после падения временщика отправлялись вместе с семьями. Далеко не все оттуда вернулись.
Мало кто вспоминает, что помимо офицеров-заговорщиков под суд попали и полки, которые они на Сенатскую площадь вывели. Полки, между прочим, в политике не разбираются, их учили — делай, как офицер велит, или будь бит шпицрутенами, третьего не дано. Они пошли за своими офицерами, как им всегда было велено — за это были объявлены штрафными и отправлены на Кавказ.
Не комплимент: почему называться женой декабриста на самом деле оскорбительно
Развенчиваем миф о благородных женщинах и супружеском долге.
Еще в школе историю жен декабристов нам преподносили как героическое сказание о женщинах, которые не побоялись лишений и отправились вслед за мужем в ссылку. Фраза «а ты прямо как жена декабриста» стала чем-то вроде комплимента. На самом деле эти словам больше тянут на оскорбление, и вот почему.
После всем известных событий на Сенатской площади сосланы были 100 декабристов, из них всего 25 были женаты. В этом нет ничего удивительного, в то время мужчины не спешили заводить семью, ведь вначале нужно было отдать долг родине, а потом уже можно было задумываться о потомстве.
Император Николай I разрешил женам развестись в одностороннем порядке со своими сосланными мужьями, согласились всего 3 женщины, остальные решили хранить верность супругу. В итоге большинство жен приняли решение отправиться в ссылку вслед за мужем. Мало того, что они в этом случае лишались всего своего имущества и не имели права вернуться, так они бросали на произвол судьбы своих детей.
Да, император запретил брать с собой в ссылку детей, поэтому женам декабристов нужно было выбирать: оставаться в Петербурге, продолжать безбедную жизнь (государство обещало платить компенсацию) и воспитывать детей или ехать на край света ради любимого, но при этом навсегда расставшись с детьми. Многие, к сожалению, выбрали второе. К тому же дети декабристов и уехавших за ними жен, в один момент превращались в бесправных людей, которых отдавали на воспитание в бедные крестьянские семьи.
Справедливости ради стоит сказать, что все же некоторым женщинам удавалось пристроить своих отпрысков на воспитание дальним родственникам. Но это не означало, что жизнь их детей стало счастливее. Большинство брошенных детей умерли, некоторым из них и не было 2 лет. Например, сын Марии Волконской. Женщина только оправилась от тяжелых родов и вместо того, чтобы оставаться с ребенком, отправилась за мужем в Сибирь. Как только она добралась до любимого, супругам сообщили, что их ребенок умер. Неизвестно, этот факт послужил разладу в браке или нет, но отношения с супругами так и не сложились.
Жена декабриста- что означает крылатая фраза? Откуда произошла?
Фраза «жена декабриста» произошла после восстания декабристов на Сенатской площади в 1825 году. Смысл ее в том, что жена следует за своим мужем не только в радости, но и в горе, несчастье, все при этом теряя. После восстания многих организаторов и участников восстания сослали на каторгу в Сибирь. Вместе с ними поехали и некоторые жены. При этом они лишились своих дворянских статусов. Многие были состоятельными представителями дворянства. Однако им не разрешили взять ничего из материального. Свидания разрешались по 2 часа в неделю в присутствии надзирателей. Наиболее известны следующие фамилии жен- декабристов- Трубецкая, Нарышкина. Волконская, Фонвизина, Розен. Это были очень достойные женщины того времени. Княгине Волконской на тот момент было всего 20 лет! Она только родила сына.
Разделить все трудности жизни с мужем. За любимым хоть на каторгу!
С некоторых пор выражением «жена декабриста» называют самоотверженных женщин, которые за мужем пойдут куда угодно, не смотря ни на что.
А то и значит, что оно у них там и есть.
Есть индийская сказка, что когда Всевышний создал пчел, они, спустившись на землю стали собирать нектар, делали мед и угощали им людей. Но люди обнаглели и стали просить все больше и больше меда, а когда пчелы не смогли его дать, они разбили ульи, перебили массу пчел и их деток и забрали мед.
Тогда Творец, по просьбе пчел, сотворил колючий кустарник. Пчелы съели с него колючки, но они не переварились, а остались у них в брюшке. И с тех пор пчелы используют этот дар Всевышнего для своей защиты. Но пчела, ужалив человека теряет свое жало и погибает.
Также слово «Пу́стынь» не редко встречается в названиях населённых пунктов. Например: посёлки Соколова Пу́стынь и Зосимова Пу́стынь в Московской области, посёлок Старая Пу́стынь и село Пу́стынь в Нижегородской области и т. п.
Ещё пусты́ня бывает морская, как у Жюля Верна:
Быть женой декабриста
Сколько себя помню в юности, выражение «жена декабриста» вызывало у меня какую-то странную дрожь во всем теле. Это из-за книг, которые мы читали по школьной программе, и из-за уроков литературы, на которых нам преподносили этих женщин, как истовых мучениц, пожелавших разделить со своими мужьями наказание ссылкой.
Я даже представляла себе, как она должна выглядеть: женщина с печальным, но непоколебимым лицом, пронзительным взглядом и уверенной поступью, бродящая в полушубке по снежным просторам России, а рядом с ней в кандалах шел ее благоверный муж.
Оказалось, я была недалеко от истины — 11 женщин, которые разделили сибирское изгнание мужей-декабристов, покорно приняли на себя не только бедноту и серость, но и лишнее их всяческих привилегий, прав и статуса: Волконская Мария Николаевна, Анненкова Прасковья Егоровна, Ивашёва Камилла Петровна, Муравьева Александра Григорьевна, Нарышкина Елизавете Петровна, Розен Анна Васильевна, Трубецкая Екатерина Ивановна, Фонвизина Наталья Дмитриевна, Шаховская Наталья Дмитриевна, Юшневская Мария Казимировна, Якушкина Анастасия Васильевна.
Устойчивое выражение «жена декабриста» связано с известным в русской истории восстанием, произошедшим 14 декабря 1825 года — подавленным в результате с жестким наказанием бунтовщиков, отправившихся отбывать наказание в Сибирь.
Всего жен декабристов было одиннадцать, и не все из них были знатными, но вне зависимости от статуса они решили отказаться от светской жизни и отправиться вслед за своими мужьями в неизвестность. Конечно, их никто не неволил, как может показаться — у жен декабристов был четкий выбор: либо развестись с «государственным преступником», либо воссоединиться с ним, но отречься от роскоши и отправиться вслед за мужем на каторгу.
За непокорность и верность этих женщин поставили в условия даже страшнее, чем те, в которых пребывали их мужья — это в том смысле, что многие из них оставили уже рожденных детей родителям, перешли на положение жены ссыльнокаторжного, лишились права переписки, а их дети, рожденные уже в Сибири, считались казенными крестьянами. И это — на всю оставшуюся жизнь, потому что даже после смерти своих мужей жены не получали права на возвращение.
И казалась бы эта история и эти женщины святыми мученицами, если бы не одно «но»: именно оно не дает мне теперь покоя, когда я выросла, стала старше и сама отчасти примерила на себя судьбу жены декабриста.
Безрассудная или мудрая?
Когда Волконского ссылают в Сибирь, Мария просто молит царя разрешить ей отправиться за ним — и это учитывая, что не так давно родила от него ребенка. Ведь, согласно царскому указу, брать с собой детей не разрешали — они ведь не могли самостоятельно выбрать свою судьбу, да и мучиться им в суровых условиях не было нужды.
Как можно назвать такой поступок? Если разбирать его в контексте вселенской любви к своему мужу и желанию быть с ним — как героизм и подвиг. А если не в нем?
Смотрите сами: если в нынешнем мире женщина откажется от своего ребенка и уедет с супругом в другой город или страну, ее назовут кукушкой, оставившей родное дитя хоть и с родными бабушкой и дедушкой, но все-же оставить. А с женами декабристов это правило не работает? Почему мы воспринимаем поступок большинства из 11 тех женщин, как подвиг, а не безрассудство или равнодушие?
Как по мне, так их решение оставить детей и поехать с мужем в Сибирь было не просто жестоким, а глупейшим! Марию ведь тоже в свое время просил отец, чтобы она оставила мысли о переезде — мол, не на курорт едешь, на что себя обрекаешь и детей своих? И ведь любви особой не было у нее — я сомневаюсь, что девушка понимала и принимала все поступки своего мужа.
За что уважать такую женщину? За то, что она «повелась» на идеи и модную тенденцию кидаться из огня да в полымя? Чтобы потом о ней писали и воспевали твой сильный дух в стихах и строках? Сомнительная польза. Или же нужно уважать Марию за недостаток любви к собственному сыну? Первому, ибо в ссылке она родила на свет еще четверых детей, из которых выжили только двое. И это неудивительно — в условиях Крайнего Севера, без благ, нормальной медицины, права голоса и возможности вернуться назад. О, да, эта жена декабриста точно думала только о благе семьи.
В этом смысле благородно поступил Ивана Якушкин: его супруга родила до ареста мужа одного сына, а во время следствия второго. Приговоренный к 20 годам каторги и вечному поселению он настоял, чтобы Анастасия осталась в Европе и воспитывала детей. Лишь в 1831 году Иван Якушкин дал согласие на приезд жены, но государь отказал ей в прошении — оба раза, посчитав, что прошение подано слишком поздно.
Современная декабристка — быть может?
Вы можете со мной не согласиться в некоторых понятиях — я сама бы сделала это десять лет назад, когда считала, что только любовь может спасти мир — любовь к мужчине, и что быть женой декабриста — это жутко круто. А сейчас я думаю, что эти женщины изменили бы свое решение пару лет спустя, окунувшись в бедноту и крах, разлученные с детьми и обрекшие рожденных в ссылке на трудности. Но вернуть ничего было нельзя.
И еще я думаю, что женщина, становясь женой, может поехать за своим мужем на край света, но, становясь матерью, она лишается права безрассудства и этой вселенской любви к мужику. Каким бы он ни был.
Жены декабристов. Какое многогранное это понятие, совмещаемое и безумство, и подвиг, и вечную любовь, и глупость женщин. Ведь многие из них разделяя с мужем тяготы жизни, не разделяли их убеждений. Конечно, у женщин того времени могло их и не быть — этих самых убеждений, а для того, чтобы войти в историю, достаточно было одного выдающегося человека.
Ведь и сегодня мы не знаем всех женщин и жен выдающихся личностей, которые остаются за кадром и иначе воспринимаем поступок тех, кто без оглядки поехал за своими мужьями в Сибирь. Женщины ли нынче не те или, наоборот, они стали умнее, сильнее, мудрее и, превратившись не только в жен, но и личностей, стали думать головой, а не только сердцем? И можно ли рассуждать о тяготах и решениях жен декабристов, не находясь в их положении хоть частично?
Как часто в нынешней жизни мы слышим это хлесткое: «Ты что, жена декабриста, чтобы в такую даль за мужем ехать?». И хотя образ жены декабриста остается в голове образом сильной и преданной женщины, которая разделяет участь своего мужа и идет за ними в нечеловеческую жизнь, на аналогичный поступок решатся сегодня не все.
Не будем перегибать и говорить о том, что быть верной и преданной — такой, как жены декабристов, можно только в суровой глуши или в холоде. Достаточно представить распространенную ситуацию, когда муж по какой-то глупости или по стечению обстоятельств оказывается в финансовой яме, не имея возможности кормить семью, а его жена не убегает от него в сытую жизнь, а остается рядом с милым, поддерживая его и ожидая лучших времен. Это тоже своеобразная каторга, при которой женщина отказывается от благ и возможности жить лучше ради своей любви.
Три причины на то, чтобы считаться женой декабриста
Я могу сказать, что хорошо знаю эту ситуацию. Когда мы начали встречаться с мужем (тогда еще будущим), он был простым барменом, а я работала на телевидении. Спустя месяц отношений, мы стали жить вместе на съемной квартире. Оплачивали ее с его зарплаты, кушали на мою.
Довольно скоро денег хватать не стало, потому что мужу все время ее задерживали, а кушать и платить за жилье нужно было вовремя. Это было первое испытание, которое мы с успехом прошли — и проходим его до сих пор. Как вы знаете, сейчас работой у моего супруга не очень и мы живем на то, что зарабатываю (ттт) я.
Конечно, сегодня мы поселились в доме родителей и многие подумают сейчас, что при таком положении вещей мы катаемся, как сыр в масле: на всем готовом, не думая ни о продуктах, ни о коммунальных платежах. Но это не так: работающих людей в семье прибавилось, но и расходы увеличились. Обычно получается так, что в конце месяца я тяну лямку за всех пятерых — у деда пенсии еще не было, а маминой зарплаты уже нет, истратили. То есть в финансовом плане я очень хорошо понимаю жен декабриста — у них вечно не было достатка, и у меня в то время тоже.
Конечно за одно это назвать меня женой декабриста точно нельзя. Тогда вспомним иное: второе испытание, которое я проходила с мужем на протяжении трех лет, если не больше. В тот период у супруга были сильные проблемы с алкоголем и, как следствие, с глобальным количеством товарищей и друзей и их вечными похождениями по клубам и кабакам после работы.
Мужа я практически не видела, а если и видела, то не всегда трезвым. Вспоминать этот период мне не хочется, а потому описывать в деталях его я не стану. Достаточно того, что я ждала его ночами и утрами, вызволяла из самых разных ситуаций (в том числе и из драк и прочего). Это к той схожести о «яркости» жизни декабристов, следовавших за своими убеждениями, идеалами, ввязывающихся в различные разборки и восстания. Не разделяя убеждений мужа, я все-таки следовала за своей любовью.
Наконец, сама ссылка — испытание третье: без нее разве можно считать жену декабриста таковой? Безусловно, она тоже была — и это была наша поездка в Ташкент почти на год. Это вообще «проблема» нашей маленькой семьи — мы до сих пор не привязаны к одному месту, а вынуждены скитаться по двум странам, как перекати-поле.
Но тот «почти год» был самым сложным на данный период. Потому что в Ташкенте помимо приятного и теплого климата меня не ждало ничего, кроме разочарования, ссор, выяснения отношений и дележки территории. Конечно, ехала я туда за мужем, который ехал за работой, но на совершенно другие «хлеба»: нас очень сильно звала свекровь да и ее старший сын готов был и в огонь и в воду ради своего племянника.
Но время показало иное: мне пришлось, как жене декабриста, отказаться от большинства привычных мне благ — возьмем то же человеческое общение с друзьями, возможность провести хотя бы один день в неделю с близкими людьми, прогулки по магазинам и посещение парикмахерской. Можно много перечислять, но даже купить трусики там для меня было проблемой: свекровь в период бурной своей активности говорила мне, что я не женщина уже, я — мама, и должна думать только о «трусах ребенка», а не о своих. Их вообще у меня может быть всего двое.
Но разве кто-то говорил, что женщина должна перестать быть собой, когда родит? От замухрышки в бигуди и растянутых трениках сбежит любой мужик, даже декабрист, которому и выбирать не из чего. А я иногда не могла даже челку себе в парикмахерской подстричь — так сильно не хватало денег и свободного времени.
Кроме того, меня «лишили» статуса дворянки — назовем это так. Потому что и свекровь, и ее сын спустя пару месяцев, начали испытывать дискомфорт от того, что мы проживали в их квартире. Не говорили вслух, но испытывали — нельзя было уже делать многих вещей, учитывая наличие маленького ребенка в доме.
А как лучше всего было укрепить веру в то, что ты до сих пор в своем доме хозяин? Правильно, указывать на «законное место» тем, кто туда заселился позже — то есть нам. Ругать, учить, воспитывать, закатывать скандалы, истерики, нагружать работой и все время твердить, что мы тут — положенцы.
Постскриптум
Быть женой декабриста — непросто, в каком времени бы ты ни жил. Делать из этого подвиг, конечно, не стоит, потому что мы сами выбираем себе и человека, и принимаем решения — никто ведь не заставляет нас ехать на ту самую «каторгу»? Но все-таки обычные жены отличаются от тех, кто едет за своими мужьями в Сибирь, меняет место жительства, работу, жертвует статусом и уютом, испытывает финансовые трудности, но свято верит в то, что все будет хорошо — так или иначе.
Самое главное, чтобы ваш «декабрь» не длился долго, а за ним скорее следовало и лето, и счастье, и любовь, и вечные блага для вашей семьи.