Что означает вывод данных
Ввод-вывод данных в Pascal
Компьютерные программы обрабатывают (изменяют) различные данные. Программа получает данные, что-то делает с ними и выводит их в измененной форме или выводит другие данные.
Откуда или с помощью чего можно ввести данные в программу? Обычно это можно сделать с помощью клавиатуры или из файлов.
Куда можно вывести данные? На экран, в файл, на принтер и др.
Стандартным устройством ввода является клавиатура, а вывода — монитор. Стандартные — значит «работающие по-умолчанию»; т.е. если не указано ничего иного, то программа будет считывать данные с клавиатуры, а выводить их на монитор. Вместе клавиатуру и монитор называют консолью. Таким образом консоль представляет собой стандартное устройство ввода-вывода.
Вывод данных на экран. Форматированный вывод
Write() чаще используется, когда надо вывести для пользователя сообщение на экран, после чего получить данные, не переводя курсора на новую строку. Например, выводим на экран «Введи число: » и не переводим курсор на новую строку, а ждем ввода.
Еще один пример. В памяти компьютера хранятся данные. Из программы мы обращаемся к ним с помощью переменных num, fl и st. Вывести их значения на экран можно по-разному.
Во втором случае мы видим, что процедуры вывода (как write() так writeln() ) позволяют конструировать выводимую информацию из различных компонент (строк-констант и переменных).
В третьем случае был осуществлен так называемый форматированный вывод. При этом для выводимого значения указывается ширина поля вывода (количество знакомест). Если мы выводим вещественное (дробное) число, то вторым числом через двоеточие указывается количество знаков после запятой. Если для вещественных чисел не осуществлять форматирование, то они отобразятся так, как определено для данного компьютера. Если указать только число знакомест без фиксирования дробной части, то вывод будет в экспоненциальной форме.
Ввод данных с клавиатуры
Когда данные вводятся, то они помещаются в ячейки памяти, доступ к которым обеспечивается с помощью механизма переменных. Поэтому, когда в программе на Pascal используется процедура read() (или readln() ), то в качестве фактического параметра (аргумента) ей передается имя переменной, которая будет связана с вводимыми данными. Потом эти данные можно будет использовать в программе или просто вывести на экран.
В процедуры ввода можно передавать не один фактический параметр, а множество.
При вводе данных их разделяют пробелом, табуляцией или переходом на новую строку (Enter). Данные символьного типа не разделяются или разделяются переходом на новую строку.
ВЫВОД ДАННЫХ
Смотреть что такое «ВЫВОД ДАННЫХ» в других словарях:
вывод данных — Процесс, с помощью которого система обработки информации или какая то ее часть передают данные из этой системы или части. [ИСО/МЭК 2382 1] [ГОСТ Р 52292 2004] вывод данных вывод Операция чтения данных в памяти данных и последующая их запись на… … Справочник технического переводчика
вывод данных — 7.2.5 вывод данных: Процесс, с помощью которого система обработки информации или какая то ее часть передают данные из этой системы или части. (ИСО/МЭК 2382 1) [1] Источник: ГОСТ Р 52292 2004: Информационная технология. Электронный обмен… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
вывод данных — duomenų išvedimas statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. data output vok. Daten Ausgabe, f rus. вывод данных, m pranc. sortie des données, f … Radioelektronikos terminų žodynas
Вывод данных — 1. Операция чтения данных в памяти данных и последующая их запись на носитель данных или отображение на экране Употребляется в документе: ГОСТ 15971 90 Системы обработки информации. Термины и определения … Телекоммуникационный словарь
ВЫВОД ДАННЫХ — согласно ГОСТ 15971–90 «Системы обработки информации. Термины и определения», – операция чтения данных в памяти данных и последующая их запись на носитель данных или отображение на экран … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Вывод данных — из ЭВМ, комплекс мероприятий и технических средств, обеспечивающих передачу на выход ЭВМ (электронной вычислительной машины) конечных и ряда промежуточных (контрольных) результатов обработки информации для их регистрации запоминания,… … Большая советская энциклопедия
ускоренный вывод данных (с фиксацией в выходном регистре) — Метод ускоренного обращения к памяти (RAM, DRAM), реализуемый без изменения быстродействия запоминающих элементов. Достигается за счет введения выходного регистра защелки (см. latch) и конвейерной обработки данных, что повышает производительность … Справочник технического переводчика
аналоговый вывод данных — — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN analog outputAO … Справочник технического переводчика
графический вывод данных — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN graphic data output … Справочник технического переводчика
постраничный вывод данных на экран — — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN more … Справочник технического переводчика
Pascal | Лекция №3
Операторы присваивания, операторы ввода-вывода
Содержание:
Поскольку язык Pascal алгоритмический, то для записи шагов алгоритмов, для наглядного однозначного представления алгоритмов в стиле структурного программирования существует набор операторов. Основные операторы считаются простыми, остальные – структурными, т.е. в их состав могут входить другие операторы, причем глубина «вложенности» операторов не ограничена.
Операторы присваивания
Оператор присваивания предназначен для присваивания переменной значения выражения. Оператор обозначается символом «:=», в левой части указывается имя переменной, в правой – вычисляемое выражение. Выражение может составлять число, знаки арифметических действий, круглые скобки, переменные и константы, процедуры и функции, допускаемое вложение друг в друга. Обязательное условие — совместность типов данных. Оператор считается синтаксически правильным, если тип выражения в правой части совпадает с типом переменной. Исключение составляет случай, когда выражение имеет целый тип, а переменная – вещественный. Допускается использование этого оператора с переменными любого типа, кроме файлового. Синтаксис:
Если в левой части оператора присваивания указана переменная типа Boolean, то в правой части оператора должно быть задано логическое выражение, задающее правило вычисления логического значения (true или false). Синтаксис:
Логическое выражение есть логическая формула, записанная на языке программирования. Логическое выражение состоит из логических операндов, связанных логическими операциями и круглыми скобками. Результатом вычисления логического выражения является булева величина (true или false). Логическими операндами могут быть логические константы, переменные, функции, операции отношения. Один логический операнд является простейшей формой логического выражения.
Примеры использования оператора присваивания:
с переменными целого типа: x := 200;
вещественного: y := Sin(Pi/3);
символьного: с := ‘6’;
булевского: test := false;
R – радиус окружности (тип – integer или real)
Pi – константа, равная значению p.
Операторы ввода-вывода
Ввод данных – это передача информации от внешних устройств в оперативную память. Вводятся, как правило, исходные данные решаемой задачи.
Вывод данных – обратный процесс, когда данные передаются из оперативной памяти на внешние носители (принтер, дисплей, магнитные устройства и т.д.). Результаты решения всякой задачи должны быть выведены на один из этих носителей.
Основными устройствами ввода-вывода у ПК являются клавиатура и экран монитора. Именно через эти устройства главным образом осуществляется диалог между человеком и ПК.
Для того чтобы программа могла работать в диалоговом режиме (позволяла бы вводить данные и видеть результаты работы на экране) существуют операторы ввода и вывода.
Существует две формы оператора ввода: Read и ReadLn. Процедура ввода с клавиатуры имеет следующий формат:
Read ( ),
где – это последовательность имен переменных, разделенных запятыми.
Другой вариант оператора ввода с клавиатуры имеет вид:
ReadLn ( )
Оператор ReadLn аналогичен предыдущему, отличие заключается в том, что при выполнении одного оператора ReadLn курсор на экране монитора переходит на новую строку.
Аналогично существует две формы оператора вывода. Оператор вывода на экран (обращение к стандартной процедуре вывода) имеет следующий формат:
Здесь элементами списка вывода могут быть выражения различных типов. В результате выполнения данного оператора значения списка будут выведены на экран монитора.
Если необходимо вывести на экран какой-либо текст, то внутри оператора Write этот текст записывается в апострофах.
Второй вариант процедуры вывода на экран:
Его действие отличается от оператора Write тем, что после вывода последнего в списке значения происходит перевод курсора к началу следующей строки. Оператор WriteLn может использоваться без каких-либо параметров – в этом случае после выполнения такого оператора курсор перемещается на одну позицию вниз.
В операторах вывода Write и WriteLn имеется возможность установить ширину поля вывода. Если X и I – целочисленные выражения, а Y — вещественное выражение, то вызов
Write ( X : I, Y : I ) — печатает значения X и Y каждое в крайние правые позиции полей шириной I;
Write ( Y : I : X) – вызовом в крайние правые позиции поля шириной I символов выводится десятичное представление значения Y в формате с фиксированной точкой, причем после десятичной точки выводится X цифр, представляющих дробную часть числа.
Составной оператор
Для того чтобы задать последовательное выполнение (по порядку, один за другим) нескольких операторов, в языке Pascal существует составной оператор. Операторы, входящие в составной, разделяются символом «;», в начале ставится служебное слово Begin, в конце – End.
Составной оператор применяется в тех случаях, когда синтаксис языка допускает использование только одного оператора, а смысл требует выполнения нескольких действий.
Обратите внимание: перед служебным словом End разделитель (символ «;») не ставится.
Условный оператор
Очень часто так же, как и в жизни, при решении задач некоторые действия выполняются в зависимости от истинности каких-либо условий. Например, мы берем с собой зонт, если идет дождь или на небе тучи. Или часто встречающиеся в математике определения функций:
Здесь значение функции f вычисляется в зависимости от величины x по разным формулам.
Для задания выбора того или иного действия в зависимости от условия в языке Pascal предназначен условный оператор, который имеет две формы: полную и сокращенную.
В качестве условия используется значение логического выражения, в качестве операторов – любой простой или составной оператор, в том числе и сам условный оператор.
И по ветке then, и по ветке else должен выполняться единственный оператор. Если по смыслу задачи необходимо выполнить несколько операторов, тогда следует использовать составной оператор.
Часть условного оператора, начинающаяся со слова else, может отсутствовать, такая форма оператора называется сокращенной и выглядит следующим образом:
Оператор в этом случае выполняется, если условие истинно, иначе программа переходит к следующему оператору.
Пример полной формы: рассмотрим определение функции f(x):
Если в нашем примере описать логическую переменную В, значение которой будет равно true, если x
Пример краткой формы:
При использовании вложенных условных операторов может возникнуть неоднозначность, например:
В данном случае необходимо помнить, что служебное слово else всегда ассоциируется с ближайшим по тексту программы словом if, которое еще не связано с else. А чтобы такая двусмысленность не возникала, лучше всего пользоваться составным оператором:
Теперь дадим строгое описание условного оператора в форме синтаксической диаграммы:
Пример: По длинам трех сторон треугольника a, b, c вычислить его площадь.
Условный оператор Case (оператор варианта)
Более обобщенной формой условного оператора, учитывающей произвольное число альтернатив, является оператор варианта. Использование этого оператора позволяет задавать выполнение некоторых действий для нескольких различных значений одного выражения:
Присвоить строке S значение дня недели для заданного числа D при условии, что в месяце 31 день и 1-ое число – понедельник.
Для построения алгоритма воспользуемся операцией mod, позволяющий вычислить остаток от деления двух целых чисел, и с условием, что 1-ое число – понедельник. Тогда можно записать следующий оператор Case:
Чтобы завершить построение алгоритма решения поставленной задачи, необходимо ограничить область возможных значений переменной D (тип — integer):
В качестве можно также задать список и (или) диапазон значений.
Контрольные вопросы
Что означает вывод данных
Вывод данных
В предыдущей теме мы познакомились со структурой программы на языке Pascal, научились описывать данные, рассмотрели оператор присваивания. Этого достаточно для того, чтобы записать программу преобразования данных. Но результат этих преобразований нам виден не будет.
Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используется оператор вывода write :
Здесь в круглых скобках помещается список вывода — список выражений, значения которых выводятся на экран. Это могут быть числовые, символьные и логические выражения, в том числе переменные и константы.
Произвольный набор символов, заключённый в апострофы, считается строковой константой. Строковая константа может содержать любые символы, набираемые на клавиатуре.
Оператор write (‘s= ‘, s) выполняется так:
Если значение переменной s равно 15 и она имеет целочисленный тип, то на экране появится: s=15
Если значение переменной s равно 15, но она имеет вещественный тип, то на экране появится: s=1.5Е+01
При выполнении оператора вывода все элементы списка вывода печатаются непосредственно друг за другом. Так, в результате работы оператора write (1, 20, 300) на экран будет выведена последовательность цифр 120300, которая будет восприниматься нами как число 120300, а не как три отдельные числовые константы. Сделать выводимые данные более доступными для восприятия можно разными способами:
Вариант организации вывода | Оператор вывода | Результат |
---|---|---|
Добавить разделители — запятые | write (1, ‘,’, 20, ‘,’, 300) | 1,20,300 |
Добавить разделители — пробелы | write (1, ‘ ‘, 20, ‘ ‘, 300) | 1 20 300 |
Указать формат вывода | write (1:3, 20:4, 300:5) | 1 20 300 |
Формат вывода — это указываемое после двоеточия целое число, определяющее, сколько позиций на экране должна занимать выводимая величина. Если цифр в числе меньше, чем зарезервированных под него позиций на экране, то свободные позиции дополняются пробелами слева от числа. Если указанное в формате вывода после двоеточия число меньше, чем необходимо, то оно автоматически будет увеличено до минимально необходимого.
Для вывода вещественного числа в списке вывода для каждого выражения указываются два параметра: 1) общее количество позиций, отводимых под число; 2) количество позиций в дробной части числа:
Оператор вывода | Результат выполнения оператора |
---|---|
write (‘s=’, s:2:0); | s=15 |
write (‘s=’, s:3:1); | s= 15.0 |
write (‘s=’, s:5:1); | s= 15.0 |
Первая программа на языке Pascal
Пользуясь рассмотренными операторами, составим программу, вычисляющую длину окружности и площадь круга радиуса 5,4 см.
Исходным данным в этой задаче является радиус: r = 5,4 см. Результатом работы программы должны быть величины c — длина окружности и s — площадь круга. c, s и r — величины вещественного типа.
Эта программа верна и решает поставленную задачу. Запустив её на выполнение, вы получите следующий результат:
Первая программа
И всё-таки составленная нами программа имеет существенный недостаток: она находит длину окружности и площадь круга для единственного значения радиуса (5,4 см).
Для того чтобы вычислить длину окружности и площадь круга для другого значения радиуса, потребуется вносить изменения непосредственно в текст программы, а именно изменять оператор присваивания. Внесение изменений в существующую программу, по меньшей мере, не всегда удобно (например, когда программа большая и операторов присваивания много). Ниже вы познакомитесь с оператором, позволяющим вводить исходные данные в процессе работы программы, не прибегая к изменению текста программы.
Ввод данных с клавиатуры
Для ввода в оперативную память значений переменных используется оператор ввода read :
Первое введённое пользователем значение переменной помещается в ячейку памяти, имя которой расположено первым в списке ввода, и т.д. Поэтому типы вводимых значений (входного потока) должны соответствовать типам переменных, указанных в разделе описания переменных.
var i, j: integer; x: real; a: char;
Присвоим переменным i, j, x, а значения 1, 0, 2.5 и ‘А’. Для этого воспользуемся оператором
и организуем входной поток одним из следующих способов:
Пример ввода
Здесь мы не только использовали различные разделители (пробел, запятая), но и представляли входной поток в виде одной, двух и четырёх строк.
Результат работы усовершенствованной программы
Теперь наша программа может вычислить длину окружности и площадь круга для любого значения r. Иначе говоря, она решает не единичную задачу, а целый класс задач. Кроме того, в программе понятно и удобно организован ввод исходных данных и вывод получаемых результатов. Это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.
Ввод исходных данных и вывод результатов должны быть организованы понятно и удобно; это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.
Организация ввода и вывода данных
Организация ввода и вывода данных
Вывод данных
В предыдущей теме мы познакомились со структурой программы на языке Python, научились описывать данные, рассмотрели оператор присваивания. Этого достаточно для того, чтобы записать программу преобразования данных. Но результат этих преобразований нам виден не будет.
Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используется оператор вывода print :
Здесь в круглых скобках помещается список вывода — список выражений, значения которых выводятся на экран. Это могут быть числовые, символьные и логические выражения, в том числе переменные и константы.
Произвольный набор символов, заключённый в апострофы, считается строковой константой. Строковая константа может содержать любые символы, набираемые на клавиатуре.
Оператор print (‘s= ‘, s) выполняется так:
Если значение переменной s равно 15, и она имеет целочисленный тип, то на экране появится: s=15
Вариант организации вывода | Оператор вывода | Результат |
---|---|---|
По умолчанию | print (1, 20, 300) | 1 20 300 |
Убрать разделители — пробелы | print (1, 20, 300, sep=») | 120300 |
Добавить другой разделитель | print (1, 20, 300, sep=’,’) | 1,20,300 |
Формат вывода — это указываемое после двоеточия целое число, определяющее, сколько позиций на экране должна занимать выводимая величина. Если цифр в числе меньше, чем зарезервированных под него позиций на экране, то свободные позиции дополняются пробелами слева от числа. Если указанное в формате вывода после двоеточия число меньше, чем необходимо, то оно автоматически будет увеличено до минимально необходимого.
Оператор вывода | Результат выполнения оператора |
---|---|
a = 4 print (‘a=’, ‘<:5d><:5d>‘.format(a, a * a)) | a= ◦◦◦◦4◦◦◦16 |
a = 1 / 3 b = 1 / 9 print («<:7.3f><:7.3f>«.format(a, b)) | ◦◦0.333◦◦0.111 |
a = 1 / 3 b = 1 / 9 print (‘<:10.3e><:10.3e>‘.format(a, b)) | ◦3.333e-0.1◦◦1.111e-01 |
Первая программа на языке Python
Пользуясь рассмотренными операторами, составим программу, вычисляющую длину окружности и площадь круга радиуса 5,4 см.
Исходным данным в этой задаче является радиус: r = 5,4 см. Результатом работы программы должны быть величины c — длина окружности и s — площадь круга. c, s и r — величины вещественного типа.
Эта программа верна и решает поставленную задачу. Запустив её на выполнение, вы получите следующий результат:
Первая программа
Первая программа с выводом по формату
И всё-таки составленная нами программа имеет существенный недостаток: она находит длину окружности и площадь круга для единственного значения радиуса (5,4 см).
Для того чтобы вычислить длину окружности и площадь круга для другого значения радиуса, потребуется вносить изменения непосредственно в текст программы, а именно изменять оператор присваивания. Внесение изменений в существующую программу, по меньшей мере, не всегда удобно (например, когда программа большая и операторов присваивания много). Ниже вы познакомитесь с оператором, позволяющим вводить исходные данные в процессе работы программы, не прибегая к изменению текста программы.
Ввод данных с клавиатуры
Есть задачи, в которых вводимые данные заданы в одной строке, например, 10 20. Чтобы была возможность работать с такими данными, их надо разделить.
Для этого нужно применить следующий синтаксис:
Здесь есть правило: количество данных должно соответствовать количеству переменных. В примере выше в одной строке передаются два целых числа, разделенных пробелом. Соответственно, нужно эти данные передать также двум переменным. Осталось не забыть, что определенные таким образом переменные имеют строковый тип. Для арифметического сложения их нужно привести к типу целого числа.
Также добавим, что если в одной строке введены данные одного единственного типа (только целые числа, вещественные числа или строки), то определение переменных и задание им одного и того же типа можно выполнить одной строкой кода, используя следующий синтаксис:
При вызове функции input в скобках можно записать сообщение-подсказку:
Результат работы усовершенствованной программы
Теперь наша программа может вычислить длину окружности и площадь круга для любого значения r. Иначе говоря, она решает не единичную задачу, а целый класс задач. Кроме того, в программе понятно и удобно организован ввод исходных данных и вывод получаемых результатов. Это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.
Ввод исходных данных и вывод результатов должны быть организованы понятно и удобно; это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.