Что означает взять крест свой
Что значит взять свой крест?
Другая причина, по коей Господь требует, чтобы мы шли за Ним, точно так же важна, как и первая, и касается цели добровольного отвержения себя и несения креста своего. И многие наружно отвергались себя, дабы еще более возвыситься в мире сем. Многие налагали на себя бесчисленные труды и подвиги только для того, чтобы люди восхищались ими и прославляли их. Многие так поступали и поныне поступают, главным образом в языческих народах, для приобретения чрез то некоей колдовской, магической силы, чтобы с ее помощью властвовать над людьми, вредить одним и приносить пользу другим; и всё сие — из пустого личного славолюбия и корыстолюбия. Такое самоотвержение — никакое не самоотвержение, а самопревозношение; и такой крест ведет не к воскресению и спасению, а к полной погибели и преданию себя в руки диавола. Тот же, кто со крестом своим следует за Христом, свободен от всякой гордости, от всякого превозношения над другими людьми и от всякого стремления к мирской славе и выгоде. Как больной принимает горькое лекарство не с целью показать, что он может такое горькое лекарство проглотить, но да исцелится; так и истинный христианин отвергается себя, то есть гнушается своего больного естества, берет крест свой на себя как горькое, но спасительное лекарство и идет за Христом, своим Врачом и Спасителем, не ради человеческих похвал и славы, но да спасет душу свою от смертоносного безумия в мире сем и от червя и огня в мире ином.
Из книги святителя Николая Сербского “Беседы на Евангелие”
Что имел в виду Иисус, сказав: «Возьми крест свой и следуй за Мною»? (Матфея 16:24; Марка 8:34; Луки 9:23)?
Начнем с того, что Иисус не имел в виду. Многие люди интерпретируют «крест» как некое бремя, которое они должны нести в своей жизни: сложные отношения, неблагодарная работа, физическое заболевание. С гордостью, смешанной с жалостью к себе, они говорят: «Это – крест, который мне нужно нести». Такое толкование не соответствует тому, что имел в виду Христос, сказав: «Возьми крест свой и следуй за Мною».
Две тысячи лет спустя христиане рассматривают крест как заветный символ искупления, прощения, благодати и любви. Но во времена Иисуса крест не представлял ничего, кроме мучительной смерти. Поскольку римляне вынуждали осужденных преступников нести свои кресты к месту распятия, несение креста означало переноску своего собственного орудия казни, сталкиваясь с насмешками по пути к смерти.
Поэтому «Возьми крест свой и следуй за Мною» означает готовность умереть, чтобы следовать за Иисусом. Это называется «смертью для себя». Это – призыв к абсолютной капитуляции. После Своих слов о кресте, Христос продолжил: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Луки 9:24-25; Матфея 16:26; Марка 8:35-36). Хотя призыв тяжелый, награда несравненна.
Куда бы ни шел Иисус, Он привлекал к Себе толпы. Хотя эти люди часто следовали за Ним как за Мессией, их взгляд на то, кем на самом деле был Мессия и что Ему предстояло совершить, был искажен. Они думали, что Христос восстановит царство. Они верили, что Он освободит их от гнета римских оккупантов. Даже Его ученики считали, что царство скоро наступит (Луки 19:11). Когда Иисус начал учить, что вскоре умрет от рук иудейских предводителей и их языческих повелителей (Луки 9:22), Его популярность упала. Многие из шокированных последователей отвергли Его. Воистину, они не смогли предать смерти свои собственные идеи, планы и желания и обменять их на Него.
Следовать за Христом легко, когда жизнь проходит гладко; наша истинная приверженность Ему проявляется во время испытаний. Иисус заверил нас, что испытания придут к Его последователям (Иоанна 16:33). Ученичество требует жертв, и Он никогда не скрывал эту цену.
В Луки 9:57-62 три человека, казалось, хотели следовать за Христом. Когда Он расспросил их, то их преданность оказалась в лучшем случае неполной. Они не подсчитали цену следования за Ним. Никто не желал брать свой крест и распинать на нем свои интересы.
Поэтому кажется, что Иисус отговорил их. Как же это отличается от типичной презентации Евангелия! Сколько человек выйдет в ответ на призыв: «Последуйте за Христом, и вы можете потерять друзей, семью, репутацию, карьеру и, возможно, даже собственную жизнь»? Количество ложных обращений, вероятно, уменьшилось бы. Но именно такой призыв имел в виду Иисус, сказав «Возьми крест свой и следуй за Мною».
Если вы задаетесь вопросом, готовы ли вы взять свой крест, рассмотрите следующие вопросы:
«Желаете ли вы следовать за Иисусом, если это означает потерю ваших близких друзей?
«Желаете ли вы следовать за Иисусом, если это означает отчуждение от вашей семьи?
«Желаете ли вы следовать за Иисусом, если это означает утрату вашей репутации?
«Желаете ли вы следовать за Иисусом, если это означает потерю работы?
«Желаете ли вы следовать за Иисусом, если это означает утрату собственной жизни?
В некоторых местах в мире эти последствия совершенно реальны. Но обратите внимание, что вопросы сформулированы: «Желаете ли вы…?». Следование за Христом не обязательно подразумевает, что все это случится с вами, но желаете ли вы взять свой крест? Если в вашей жизни наступает момент, когда вы сталкиваетесь с выбором – Иисус или комфорт этой жизни, что вы выберете?
Посвящение Иисусу означает ежедневно брать свой крест, отказываясь от своих надежд, мечтаний, имущества и даже самой жизни, если это необходимо для Его дела. Только если вы охотно возьмете свой крест, вас можно назвать Его учеником (Луки 14:27). Награда стоит того. Христос Сам последовал Своему призыву к смерти с даром жизни в Нем: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Матфея 16:25).
Что имел в виду Иисус, сказав: «Возьми крест свой и следуй за Мною»? (Матфея 16:24; Марка 8:34; Луки 9:23)?
Возьми крест свой
Существует мнение, что выражение «нести свой крест» означает – «нести» свою судьбу ( все её невзгоды) безропотно и терпеливо.
В этом понимании есть доля истины, но не вся истина.
Эти слова Христа мы находим в Евангелии от Матфея 16 гл :
«24 …если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною..»
Душа человека блудит и блуждает в потёмках всемирной Лжи, которую хитро сплетает из века в век обезбоженное сознание дьяволизированного человечества…
Христос принёс на Землю Свет истинный, который просвещает всякого человека, обратившегося к Нему за помощью и освобождает его дух и душу от Лжи..
Евангелие от Иоанна 8 гл, Христос:
«44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.»
——————————-
Христос, выбирая верных Ему Учеников (из всех к Нему приходящих) оставил около Себя малую часть…
и все они в основном были «простыми рыбаками», без всяческих мирских достижений, без учёных степеней, культурных (или научных) званий и наград..
И это «не спроста»…
ибо душа, НЕ поражённая гордыней мира (в создании её мирских искусств, наук, учений и философий), такая душа быстрее способна воспринять Свет Божий, истинный…
Тем ни менее, и над такими людьми давлеет их душевное состояние, ибо их ум и душа впитали (хоть и в более ограниченном количестве)
Культуру и суеверия мира, его понятия и правила, страхи и привычки…
Люди мира поражены (до мозга костей) страхами, сомнениями, подозрительностью..ненавистью к другим…осуждением…нетерпением.. завистью..страстными пожеланиями…мнением людей и авторитетов…стереотипными требованиями общества…тягой к развлечениям, увеселениям, чревоугодию, унынию, …эгоистическими пожеланиями…ссорами и дрязгами…непониманием других и себя..
В душе совершается множество ассоциаций, неправедно выстроенных мыслей и образов…— идущих от сказок, фантастики, страшилок, фильмов ужасов, суеверий, компьютерных игр, влияния колдовства и магии…..
от зависти и сравнения себя с другими..
от требований и поиска справедливости и счастья …здесь, где счастье эквивалентно богатству и славе…
Всего не перечислишь…— того, что накопила душа человеческая в течении тысячелетий…
вот некоторые цитаты из этой статьи:
«Газеты называли его «лучшим из современных драматургов», отмечая ум, оригинальность, совершенство стиля.
Острота мыслей, отточенность парадоксов настолько восхищают, что читатель ими одурманен на протяжении всей продолжительности пьесы.
Он всё умеет подчинить игре, нередко игра ума настолько увлекает Уайльда, что превращается в самоцель, тогда впечатление значительности и яркости создается поистине на пустом месте..»
…………………………
«В Лондоне около дома, где жил Уайльд, стоял нищий. Его лохмотья раздражали Уайльда. Он вызвал лучшего в Лондоне портного и заказал ему для нищего костюм из тонкой, дорогой ткани. Когда костюм был готов, Уайльд сам наметил мелом места, где должны быть прорехи. С тех пор под окнами Уайльда стоял старик в живописном и дорогом рубище. Нищий перестал оскорблять вкус Уайльда. “Даже бедность должна быть красивой»
————————
НО по мере течения жизни поэта, он, истрёпанный многими грехами и вожделениями, попал в тюрьму….
Там он впервые задумался о смысле жизни и истинных ценностях бытия..
однажды он написал и такие слова:
«В обществе, как оно устроено теперь, нет места для меня. Но природа найдёт для меня ущелье в горах, где смогу я укрыться, она осыплет ночь звездами, чтобы, не падая, мог я блуждать во мраке, и ветров завеет следы моих ног, чтобы никто не мог преследовать меня. В великих водах очистит меня природа и исцелит горькими травами..»—
умирая, он по видимому так и не обрёл Истину.. хотя и был близок к Ней…
Ему помешала его ДУША…
————————————-
Душа, которая остаётся в плену чувств, обид, мечтаний, притязаний, разочарований…
которая нЕ просвещена Духом Святым, Словом Божьим,…
нЕ раскаяна перед Христом.. не освобождена ИМ от вины и проклятия..
не возрождена духом своим к Упованию Живому…
не вышла из-под гнёта мира…
—
та душа гибнет…уходит во вечный мрак… (вечный – означает невозвратимый)..
————-
Кто хочет душу свою сберечь (для себя – для временных удовольствий..) тот погибнет …..(душа его погибнет),….
От Матфея 16 гл:
«25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её;»
————————————
От Иоанна 12 гл:
«25 Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит её в жизнь вечную»
——-
Эти слова кажутся парадоксальными …но только для тех, кто не видит и не осознаёт своего бедственного состояния…своей пропадающей во тьме души… – кто не желает, не хочет—отвергать (терять) все свои привычные желания, понятия, страсти, увлечения и цели…
Верно и тО, что эти слова (о потере души ради Христа) означают Его призыв (к своим последователям) не держаться за свою жизнь (если наступит время испытаний и гонений), не предать Христа. быть способными «положить свою душу» за друзей.
Ведь, в Ев. от Иоанна 12 гл Христос произнёс эти слова перед тем, как пошёл на Казнь…
И сказал так:
«23 Иисус же сказал им в ответ: пришёл час прославиться Сыну Человеческому.
24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесет много плода.
25 Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит её в жизнь вечную.»
—————————-
«21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
22 И, отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её;
26 какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?»
———————————————
Из этих слов становится очевидно, что Христос обращает внимание Петра на тО, что он думает и поступает «по человечески», (когда желает «спасти» Христа от Его страданий на Кресте)
Т.е Пётр думает душевно…———— его душа томится.. она желала бы, чтобы Христос остался на Земле и стал земным Царём, возглавил Иерусалим и весь мир.. и тем самым принёс всем народам материально-душевное благоденствие…
Поэтому, конечно, Христос (под словами об отвержении души) имел ввиду не только ВЕРНОСТЬ БОГУ, способность даже умереть во имя веры в Него, не отступить от избранного пути,
НО
ТАК же имел ввиду и САМО состояние верующего…которое должно быть духовным, а не душевным, …
А иначе человек просто и не сможет идти зА Христом, верить в Него и жить в ином измерении миропонимания и себя самого..….
Библия. 1 К коринфянам 2 гл:
«14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.»
—————————————
Душевный человек – это человек плоти…его греховная Плоть – это не тело, а ТЕ вожделения души и ума.. те понятия и реакции.. те желания, которые идут из греховного сердца.
Галатам 5 гл:
«19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.
Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.»
——————————-
Духовный человек – это человек, живуший по духу. это новый человек во Христе :
«22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.»
————————————
Жить духовно невозможно, если человек будет продолжать любить свою плотскую душу ( греховные помыслы = плоть) и дружить с миром, от которого и идёт всё страстно-бесовское…
Иакова 4 гл:
«4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас «?»
————————-
1 Иоанна 2 гл:
«15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16 Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.»
——————————————-
Итак, кто желает сохранить в себе плотскую душу… со всеми её похотями, фантазиями, мечтами, устремлениями, любовью к кумирам, богатству,
славе, искусствам, экстриму, блуду, развлечениям, модам, соревнованиям, экстазам…курению, алкоголю, магии, сексуальной свободе…—
———— ТЕ гибнут…——— они проживают здесь только раз и навсегда уходят в СМЕРТЬ…
ибо их дух мёртв, он не способен обрести Небеса…
От Матфея 6 гл:
«19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.»
———————————
Библия. К Галатам 6 Гл:
«7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт:
8 сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную.»
——————————
Сеять в дух – это жить во Христе, иметь от Него (в своём духе) Дух Святой и идти за Христом (под Его водительством..)
Это преображаться своим умом в Ум Христов, видеть мир и себя Его глазами…
И это значит нести СВОЙ КРЕСТ ВЕРЫ…не отступая от Истины (от жизни по духу)…не соблазняясь миром грёз и фантазий, эстетических изысков и вожделений плоти…не входить в ложные учения и доктрины мира… не увлекаться никакими делами мира, ибо все они – тлен..все они сгорят
–
2 Петра 3гл:
«7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
…………..
10 Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся,
ЗЕМЛЯ И ВСЕ ДЕЛА НА НЕЙ СГОРЯТ»
——————————————
Евангелие от Иоанна 12 гл, Христос:
«26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.»
———————————————
Кто идёт за Христом, тот обязательно окажется тАМ же, где находится Христос – в Царстве Божьем…рядом с Отцом Небесным…
В Вечной Благодати Его Любви и нескончаемого Света.
О несении креста и следовании за Христом
Слово пастырей
В третье воскресение Великого поста совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту. В воскресном евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34).
Так что же значат эти слова – «нести свой крест», которые, к сожалению, нередко становятся расхожим выражением? Имеют ли они какое-либо отношение к нашим жизненным обстоятельствам? Как понять, что именно есть «наш крест», несение которого является условием следования за Христом? За ответами на эти вопросы мы обратились к нашим пастырям.
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря.
– Прежде всего, надо различать мирское и сакральное понимание выражения «взять свой крест». Часто в нецерковной среде им обозначают простое несение трудностей без всякого религиозного их осмысления.
Само собой разумеется, что у каждого из живущих есть дела, «которыми трудится он под солнцем» (Еккл. 1: 3), и в большинстве случаев, по слову премудрого, это суета сует (Еккл. 1: 2). Естественно, даже самый нерелигиозный человек, осознающий тягость жизни, начинает характеризовать ее как крест.
Но крест, который мы должны взять и следовать за Христом, не просто заурядная тягость бытия, его монотонности. Крест, о котором говорится в евангельском тексте, непосредственно связан с верой во Христа! Кто верует Господу, тому дается крест! И этот крест не тот крест, о котором говорят в миру, не крест трудностей жизни, а крест Христа, ради Христа, и несем его вместе со Христом.
Следует обратить внимание на контекст фразы: «Возьми крест свой и следуй за Мною». Это исповедование Петра (см.: Мк. 8: 29), после которого апостол уговаривает Спасителя не идти на страдания, на что Господь и отвечает: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Таким образом, кто хочет быть христианином, тот должен следовать за Христом и в несении креста Христова. Вместе с верой и доступом к благодати через веру во Христа (см.: Рим. 5: 2) даются и те испытания, которые мы должны нести ради Господа Иисуса Христа. Несение этого креста – подражание Христу. Верующим во Христа нужно быть готовыми к непониманию, к поношению, к оскорблению и даже к смерти. Вот в чем тот крест, который каждый из нас должен нести вслед Христу.
– Наверное, я скажу то, что мог бы сказать и практически каждый пастырь… Есть в церковной, христианской жизни темы, на которые проповедовать очень легко — столь богатый для этого материал находим мы как в самой теме, так и в творениях святых отцов, не говоря уже об окружающей нас реальности. Вот и о кресте говорить легко и говорить можно много. Но… стыдно подчас говорить, потому как ведь точно как-то выразился митрополит Антоний Сурожский: «Если проповедь священника не поразила прежде всего его собственного сердца, то и сердца слушателей она не достигнет». Да, повторюсь, говорить о кресте легко, нести вот только его непросто… Из чего складывается он? По большей части из двух составляющих. Из того, что влечет нас долу — наших греховных навыков, страстей, немощей. И из того, что все-таки заставляет стремиться горе — нашей веры, нашей слабой и несовершенной любви к Господу. Одно противится в нас другому, и нет оттого мира в душе, оттого страдает и мучается она. Как сказал однажды какой-то греческий подвижник: «Главное крест нести, а не тащить. Тащить — слишком тяжело». Нести — это значит мужественно «пробиваться» сквозь все то, что мешает идти за Христом каждому из нас, день за днем преодолевая себя, день за днем полагая начало исправлению. Тащить — малодушествовать, жалеть себя, страшиться вечной погибели и практически ничего не делать для своего спасения.
Впрочем, бывает и иной крест — болезней, невзгод, скорбей, несправедливых обид. И его тоже можно нести, а можно тащить. Можно благодарить за испытания Бога или, по крайней мере, раз за разом повторять: «Достойное по делам моим приемлю». И можно без конца малодушествовать, роптать, твердить без умолку: «За что мне все это?!». Забывая, что каков бы ни был посланный нам крест, все одно — древо, из которого он сделан, выросло на почве нашего сердца. И о том забывая, что из орудия казни претворил его Господь в орудие спасения. Не только Свой Крест, стоявший некогда на Голгофе, но и каждый из наших маленьких, едва приметных крестиков.
– Мне видится, что «несение своего креста» в жизни христианина проявляется в стремлении исполнить волю Божию, в повиновении Промыслу Божию.
Для каждого человека на земле существует свой путь, уготованный Богом, по которому Творец желает привести нас к конечной цели бытия – спасению и жизни вечной. Господь непрестанно направляет нас к тому, чтобы мы более всего обогащались не земными благами, но небесными, которые сможем взять за пределы этой жизни. Каждый человек может принимать волю Божию в своей жизни и следовать согласно с ней, а может отвергать ее, следуя своей собственной воле. Принимающий волю Божию в своей жизни «берет свой крест», а отвергающий – «отвергает свой крест». При этом мы должны понимать, что практически никому не дано исполнить волю Божию в совершенстве, так как нечистота нашего сердца, отсутствие духовного опыта, гордость и прочие наши немощи не позволяют всегда ясно расслышать голос Божий и найти силы следовать ему.
Не стоит полагать, что «несение креста» относится к отдельным жизненным обстоятельствам, к отдельным важным решениям – как сегодня считают многие. На самом деле «несение креста» продолжается всю жизнь и не прерывается до самой кончины, ведь нам непрестанно приходится делать выбор между добром и злом, между земным и небесным, между правдой и ложью – между волей Божией и волей собственной. Наш путь к вечности, путь ко спасению, согласно Промыслу Божию, не должен прерываться ни на секунду. Поэтому даже среди повседневных жизненных забот мы не должны прерывать движение к вечности. Пример такого жития показали нам святые угодники Божии.
К сожалению, нередко случается так: человек считает, что он «несет крест Божий», а на самом деле следует своей собственной воле и противится Богу. Встречая все новые и новые искушения на своем пути, он считает себя страдальцем за веру, служителем Божиим, а на самом деле причиной страданий является его собственная гордыня. Подобные страдания в итоге опустошают человека и духовно, и физически.
Для того чтобы различать «волю Божию» и «волю человеческую» и не делать трагических ошибок на своем жизненном пути, в Православии имеются верные средства: 1) чистота духовная и смирение христианина, делающие его более чутким к действиям Божественного Промысла; 2) хорошее знание православной веры и чтение святоотеческих творений, которое уберегает от ложных представлений о Боге и искажений в духовной жизни; 3) полноценное участие в таинствах святой Церкви, а также участие в жизни своей церковной общины, стремление к послушанию Церкви и ее священноначалию, ибо с нарушения такого послушания начинались многие беды; 4) следование совету духовно опытных людей.
Не стоит упускать из внимания очень важного обстоятельства: когда мы «берем свой крест», исполняя волю Божию, то на этом пути Господь никогда не оставляет нас без духовных утешений, ибо Христос учил: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 30). Внешние трудности могут быть значительными, но Господь всегда остается с нами, укрепляя сердце действием Своей благодати.
Если человек, «неся крест», не получает духовных утешений от Бога, то это, на мой взгляд, является признаком не совсем верного его следования за Христом. Возможно, где-то человек перепутал «волю Божию» с «личным произволением». Это повод для серьезных размышлений о своем жизненном пути, о своем духовном устроении.
Нести крест свой – это значит выбирать не то, что получается, не то, что легче, а то, что лучше. То, что Богу угодно, то, что по совести, то, что приносит пользу ближнему.
Несение креста – это дело прежде всего внутреннее. Господь больше всего обличал внешнее, показное благочестие, фарисейство. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Разбойников было два со Спасителем на Голгофе, физически они страдали одинаково, а главное – вера, смирение, покаяние – то есть спасение – было внутри.
Не обижаться, а принимать укоры и каяться. Не говорить лишнего, а молчать. Не упрямиться, а уступать. Не унывать, а радоваться. Выбирать все время, постоянно благую часть, которая не отымется (Лк. 10, 42), уйдет с нами в будущую жизнь.
Возгордился – и сошел со креста. Осудил – и сошел со креста. Бросил терпеть – и сошел со креста. Можно очень долго терпеть, а потом сойти со креста мгновенно.
Дьявол, конечно, все время хочет сделать так, чтобы мы сошли со креста. Так и Спасителю говорили: Сниди со Креста (Мф. 27, 40). Всё для этого делает: лишь бы только раздражились, осудили, ослабили, оставили пост, молитву, хранение ума, сердца, языка…
Кайся – и снова бери крест. Другого пути нет.
Несение креста – как сама жизнь – может быть только постоянным. Поэтому апостол Павел заповедовал нам: Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (1 Сол. 5, 16-18).
Крест можно нести только с Божией помощью.
Потому Батюшка Николай Гурьянов просил:
Господи, помилуй, Господи, прости,
Помоги мне, Боже, крест мой донести.
Крест нужно донести до конца. Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).
Верный в мале, и во мнозе верен есть (Лк. 16, 10). Жизнь протекает в мелочах вроде бы, но сам выбор – это главное в течении нашей жизни. Из этого выбора она вся и составляется – как из минут составляются годы и вся жизнь, это и определяет ее качество.
Благой выбор – это путь жизни. Когда мы несем свой крест, мы действительно живем, мы идем путем Жизни Вечной. Крест – это путь на Небо. Крест – Животворящий.
Быть верным своему кресту бывает очень трудно. Даже когда требуется малое наше страдание – например, промолчать на какую-то напраслину, на недоверие, на холодность, равнодушие, раздражение, или ответить спокойно, доброжелательно, – бывает трудно. Проглотить, потерпеть. Не физическое страдание – а всего лишь вот такое страдание души – оно может быть очень велико, даже если речь не идет о чем-то важном: какая-то обидная, может быть очень обидная (для нас) мелочь (если смотреть на нее со стороны). Это незлобие – это несение креста.
Но даже если и «клевета ядовитая» (по Лермонтову), даже если явная несправедливость: тебе, допустим, приписали какие-то низкие намерения, которых у тебя не было, у тебя были даже какие-то высокие соображения – и это можно стерпеть, понести как крест, как страдание, остаться яко нем не отверзаяй уст своих (Пс. 37, 14). Смириться, сказать себе: а разве не было такого, что ты думал нечто дурное, а никто об этом и не догадался? Да сколько угодно! Но эта несправедливость тебя устраивала? Понеси и другую. Разве не было такого, что ты когда-то думал, говорил о ком-то, воспринимал кого-то хуже, чем они есть? Наверняка это было, теперь ты можешь почувствовать, каково им это было.
Даже предательство, любой чужой грех можно понести по-христиански, обратив на себя: вот какую боль причинял я, делая так, и еще хуже, ближнему.
Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).
Ни один человек не относится к тебе хуже, чем ты есть, потому что ни один человек не заглядывал, не мерил твою бездну греховную – один Господь о ней знает. Какая же любовь Божия: знать это всё про нас, до дна – и все таки любить нас куда больше, чем мы любим друг друга, терпеть, прощать без конца… Страдать за нас! И прежде всего – страдать от нашей нелюбви: к Богу, друг к другу, от нашей безграничной неблагодарности.
Крест – это правда, это мудрость. Грех, гордость – это принятие дьявольской лжи, это глупость.
Крест – это то, что выше всех земных соображений, земной справедливости. Он поднимается и нас поднимает над землей. До него тянуться надо. Крест – это чудо, это неземное на земле, в самых простых обстоятельствах, в посте. Это небесные плоды земных усилий.
Страсти невозможно уговорить, убедить, ущипнуть – можно только плоть распять со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24).
Страсть чревоугодия распинается постом. Гордость – смирением, терпением. Это мучительно для гордости. Но иначе с ней не справиться. Только несением креста.
Без поста, без креста нет истинной веры.
То есть всё происходит наоборот по отношению к тому, как видит жизнь мiр сей, прелюбодейный и грешный (Мк. 8, 38). Он страдает от эгоизма – и на него-то и надеется, за него-то и держится, никак не хочет, не решается от него отвергнуться. Боится, что потеряет себя. И теряет все больше и больше. Бояться не нужно, раз Сам Господь призывает нас к этому. Он – податель всякого блага. Он поможет. Будь что будет. Великое дело – решимость. Не бойся потерять – найдешь.
Отвержение себя – это тайна любви. Любовь – это тайна. Настоящая любовь – это самопожертвование: другой для тебя важнее, чем ты сам. И тогда-то и начинаешь по-настоящему быть. Без любви тебя нет в этом мiре, ты замкнут на себе, ты потребитель. Без любви нет человека, нет семьи, нет Церкви, нет страны. Любовь – это жизнь, без любви ее нет, жизнь не имеет никакого смысла.
Пост учит нас отвергаться себя, не делать всё только для себя, для своего удовольствия, по-своему, не потакать себе даже по мелочам, начиная с выбора блюд. Не отвлекаться на всякие ненужности – например, посмотреть, кто идет за окном (какая разница? Ну, допустим, Павел Иванович Чичиков – тебе какое дело?)
Пост вроде бы отнимает у нас что-то: этого не ешь, того не делай… А на самом деле он куда больше нам дает – причем, самое главное: укрепляет душу, учит ее отвергаться себя. И мы потом опытно открываем для себя, как много дает это святое время. Как говорил мудрый Гоголь, еще в Петербурге воспевший Великий пост: «Я своих скорбных минут ни за какие счастливые не отдам».
Это можно даже детям объяснять: когда ты сам съел яблоко или конфету, – порадовался твой рот, твое тело. Но когда ты отдал, подарил яблоко или конфету другому, даже если тебе самому хотелось бы это съесть, – порадовалась твоя душа. А душа наша важнее, чем тело, и радости ее выше, радостнее. Душа – главное в нас.
Пост – Великий не только по продолжительности, но и по своему духовному содержанию, по своей духовной глубине. Крест открывает нам суть поста: это очень малое, совсем посильное для нас лишение, но по сути – участие в великом: в страданиях Спасителя.
Высшее страдание, драгоценнее всех человеческих страданий, и самых острых, как страдание оскорбляемой любви (например, любви матери, оскорбляемой детьми), – это страдание Спасителя, несоизмеримое ни с каким нашим, человеческим страданием, даже самым сильным.
Страдания ребенка за родителей. Страдание невиновного за виноватого. Страдание чистого за грехи грешника. Страдание родителей, видящих, как их дети делают глупости, от которых потом будут страдать… Таковы наши отношения с Богом постоянно, только неизмеримо сильнее.
Как же нам нужно благоговейно лобызать Крест Господень – Крест Его страдания за нас, страдания чистейшего, непостижимого, не смешанного ни с чем греховным, ни с какой нашей человеческой слабостью души.
Крест выносится нам на поклонение посреди поста – напоминая и о том, что пост – это подвиг, и о том, что впереди – Воскресение.
– Крестом каждого из нас является несение в мир добра вопреки злу. Стать христианином в современном мире тяжело, но быть им – легко, если с радостью и любовью нести в себе образ Христа, Который учит нас быть добрыми, миролюбивыми, кроткими, трудолюбивыми и т.д. Мы имеем слова апостола Павла к Тимофею: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Это и есть наш крест! В семье, на работе, на улице, в церкви будем гонимы, но не надо бояться этого, ведь с нами – Бог!
Есть одна притча. По дороге шла толпа людей. Каждый нес на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжелый. Приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный тем, что ему стало гораздо легче нести свой крест, он догнал толпу и пошел дальше. Вдруг на пути оказалась пропасть. Все положили свои кресты на края пропасти и перешли по ним на другую сторону. А «умный» человек остался на той стороне, так как его крест оказался коротким…
Для христианина взять свой крест и нести его – это единственно верный спасительный путь. Не будем его оставлять, подпиливать, менять, а примем с благодарностью, кротостью и терпением.
– Путь христианина – это всегда крестоношение. Это не путь удобства и комфорта. Что мы носим на груди? Никакой другой знак, а именно крест Христов. И он каждый день напоминает нам, что дорога к нашему воскресению лежит только через крест.
Христианская жизнь по правде Божией, борьба с грехами – это уже крест. Но Господь никому не обещал легких путей. Он Сам нес Свой крест на Голгофу и был распят на нем. И каждый, кто хочет любить Христа, должен быть к этому готов. Но даже в обычной, повседневной, земной жизни мы несем наш крест – это те испытания и скорби, которые посылает нам Бог. Но не те, что мы сами себе находим, от которых сами потом и мучаемся.
Мы часто ропщем, не выдерживая тяжести жизненных трудностей, но Господь Сам знает, что нам по силам и что мы можем понести, что нам будет полезно в данное время. Я думаю, лучше об этом расскажет одна христианская притча о крестах.
Решил один человек, что у него слишком тяжелая жизнь. И обратился к Богу с такой просьбой: «Господи, мой крест слишком тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы Ты заменить мой крест на более легкий?» И сказал Бог: «Хорошо, Я приглашаю тебя в хранилище крестов: выбери себе крест сам». Пришел человек в хранилище и стал примерять себе кресты. И все они кажутся ему слишком тяжелыми и неудобными. Перебрав все кресты, он заметил у самого входа крест, который показался ему меньше других, и сказал Богу: «Позволь мне взять этот крест, он кажется мне самым подходящим». И тогда Господь ответил ему: «Ведь это и есть твой крест, который ты оставил у дверей, перед тем как стал мерить все остальные».
Так примерно говорил Петр, и вот Господь обернулся к нему и гневно сказал: «Отойди от Меня, сатана»! Вы слышите, что Господь сказал тому, кого недавно называл основанием Церкви?! «Отойди от Меня сатана, – сказал, – потому что ты думаешь о том, что человеческое, а не о том, что Божие». В этот момент в апостоле проявилось в полной мере то, чем живет современный мир. И дальше Господь говорит, как будто прямо о нашей цивилизации, о главном в ней: «Кто хочет душу свою спасти, – говорит Господь, – тот ее потеряет». То есть тот, кто захочет прилепиться к земле, к земной жизни с ее удобствами, наслаждениями, достатком, комфортом, властью, тот душу свою погубит.
Когда мы говорим о необходимости отвергнуться себя и взять крест, мы говорим о необходимости отречься греха и приобщиться святости Бога. Но святость противна этому миру, который «лежит во зле», вот почему этот выбор предполагает конфликт и страдание.
«Несение своего креста» – это всякое страдание за правду в этом неправедном мире. Но и правда бывает душевная, человеческая. Можно быть яростным правдолюбцем, начетчиком и ригористом, но при том быть лишенным правды Божией. Эта правда заключается в жертвенной любви, без которой, по слову апостола Павла, все наши дела – «медь звенящая или кимвал звучащий», то есть банальное пустозвонство.
По-житейски рассуждая, первый человек, оказавшийся в раю, – разбойник, распятый с Христом, – страдал совсем не за правду. Он страдал за свои грехи. Но что же сделало этого грешника святым? Вера в Бога, покаяние и смиренное терпение заслуженных мук. Вот такое расположение души более приличествует и нам, в большинстве своем утратившим понятие о подлинной праведности. Терпеливое перенесение находящих скорбей, покаяние и распятие себя греху – вот наш крест, крест кающегося разбойника, терпящего за прежние грехи очистительные страдания.
Разбойник в сердце своем пожертвовал мнением падшего мира о Христе, прозрев в распятом человеке Спасителя. И тогда «безвольные» страдания на кресте стали для кающегося грешника поступком жертвенной любви.
Распиная себя греху, смиренно перенося ради Христа прилучающиеся страдания, мы несем «свой крест», в каких бы обстоятельствах ни находились. И только тогда мы можем надеяться на исполнение в нашей жизни слов апостола Павла: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2: 11–12).