Что означает xvi век
XVI век
Содержание
Основные события
Культура
Родились
См. также
Ссылки
Это незавершённый список века. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. |
Полезное
Смотреть что такое «XVI век» в других словарях:
XVI век до н. э. — 2 е тысячелетие до н. э. XVIII век до н. э. XVII век до н. э. XVI век до н. э. XV век до н. э. XIV век до н. э. 1609 1608 1607 1606 1605 … Википедия
хронологическая таблица всемирной и российской истории, XVI век — 1502 1524. Правление в Иране шаха Исмаила Сефевида. 1503. Заключение перемирия между великим князем московским Иваном III и великим князем литовским Александром Казимировичем (за Русским государством закреплялись города Чернигов, Новгород… … Энциклопедический словарь
XVI — 2 тысячелетие XIV век XV век XVI век XVII век XVIII век 1490 е 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 … Википедия
XVI в. — 2 тысячелетие XIV век XV век XVI век XVII век XVIII век 1490 е 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 … Википедия
XVI столетие — 2 тысячелетие XIV век XV век XVI век XVII век XVIII век 1490 е 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 … Википедия
Век паруса — Век паруса эпоха, когда основным движителем корабля был парус. Поскольку переход от весла к парусу, а также от паруса к пару был посте … Википедия
Век разума — Титульная страница английской версии. Часть первая. «Век Разума» (The Age of Reason) последний из знаменитых трактатов Томаса Пейна, в котором содержится весьма смелая … Википедия
XVI Галльский легион — Легион XV «Галлика» Legio XV Gallica Годы существования 40 до н. э. 70 год Страна Древний Рим Тип Пехота при поддержке кавалерии Численность В среднем 5000 пехоты и 300 кавалеристов Дислокация Могунтиак, Ар … Википедия
век живи, век надейся — Ср. Лишь тот, кто под землей сокрыт, Надежды в сердце не таит. И в тех лишь нет надежды вновь, В ком навсегда застыла кровь. Некрасов. Новый год. Ср. Der Lebende soll hofien. Göthe. Faust. 2, 4. Mephist. Ср. Die Welt wird alt und wird wieder… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
XVI столетие
Основные события
Родились
Полезное
Смотреть что такое «XVI столетие» в других словарях:
Зарождение элементов капитализма и формирование абсолютной монархии во Франции в XVI—XVII вв. — Экономическое развитие в первой половине XVI в. Мануфактуры В XVI в. во Франции по прежнему господствовал феодальный способ производства, но страна вступила уже в период первоначального накопления. В недрах французского феодального общества… … Всемирная история. Энциклопедия
XIV столетие — 2 тысячелетие XII век XIII век XIV век XV век XVI век 1290 е 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 … Википедия
XVIII столетие — 2 тысячелетие XVI век XVII век XVIII век XIX век XX век 1690 е 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 … Википедия
XVII столетие — 2 тысячелетие XV век XVI век XVII век XVIII век XIX век 1590 е 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 … Википедия
XV столетие — 2 тысячелетие XIII век XIV век XV век XVI век XVII век 1390 е 1391 1392 1393 1394 1395 1396 1397 … Википедия
Французское искусство — I. Архитектура. Самые древние художественные памятники Франции относятся к галльско римскому периоду. От этого времени дошло до нас в ней несколько остатков религиозных сооружений, из которых лучше всего сохранился коринфского стиля храм в Ниме,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Французское искусство* — I. Архитектура. Самые древние художественные памятники Франции относятся к галльско римскому периоду. От этого времени дошло до нас в ней несколько остатков религиозных сооружений, из которых лучше всего сохранился коринфского стиля храм в Ниме,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Конклав — (лат. conclave запертая комната[1][2], от лат. cum clave с ключом, под ключом[3]) собрание кардиналов, созываемое после смерти папы римского для избрания нового папы, а также само это помещение. Проходит в… … Википедия
Конклав 2005 года — Похороны Иоанна Павла II Содержание … Википедия
История России. Культура. Литература. XVI век.
История России. Культура.
Литература. XVI век.
Страница книги «Апостол». Иван Фёдоров.
Произведение.
Автор.
При каком правителе.
«Сказание о князьях Владимирских».
Начало 16 в. (Легенда о происхождении великих князей от римских императоров).
«Хронограф» — сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории.
Первая редакция- 1512 года;
вторая редакция от 1617 года;
третья редакция 1620—1644 годов.
«Лицевой летописный свод». Свод событий мировой и особенно русской истории. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.
Создан, вероятно, в 1568—1576 годы специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах». А.Ф. Адашев и другие.
«История о великом князе Московском», послания Ивану Грозному. (Три послания князя, два ответа царя, 60—70-е гг. XVI в).
А. М. Курбский.
Член Избранной Рады, бежал в 1564 г в Литву, боясь опалы Ивана Грозного. Упрекает царя, что тот подвергает бояр гонениям, не советуется с ними.
«Сказание о царе Константине», «Сказание о Магмете-султане» (о сильном, но основанном на законе государстве, образец для подражания – Османская империя).
Публицистов Иван Пересветов (годы жизни неизвестны, XVI век).
Первая печатная датированная книга «Апостол». 1564 г. (Сборник библейских цитат и посланий церковных соборов).
Иван Фёдоров.
Пётр Мстиславец.
«Азбука» – первый русский букварь. 1574 г.
Иван Фёдоров.
«Степенная книга».
Повествует о русской истории с древнейших времён до 1560-х гг.
Создание – середина XVII в.
Составитель– протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, духовник царя Андрей (будущий митрополит Афанасий).
«Домострой», середина XVI в.
Руководство по семейной жизни и ведению домашнего хозяйства, о беспрекословном подчинении мужу, отцу, хозяину, об обязанности мужчины заботиться о семье и слугах.
Сильвестр (?-1566).
Политический и литературный деятель XVI века, священник Благовещенского собора с конца 40-х годов XVI в., наставник Ивана Грозного.
«Великие Четьи-Минеи», первая половина XVI в.(1530-1541).
«Четьими» на Руси называли книги для чтения, в отличие от церковных книг, которые использовались при богослужении, все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать.
Архиепископ Макарий (1482-1563) и его единомышленники.
Как пишутся века римскими цифрами: Таблица с 1 по 21 век
Из таблицы Вы узнаете, как правильно написать века римскими цифрами. Для обозначения веков при написании и печати используют заглавные буквы английского алфавита – I, V и X, которые соответствуют арабским цифрам – от 1 до 10:
Возьмем период с 1 по 21 век в обратном порядке.
Обозначение веков: | |
Арабскими цифрами | Римскими цифрами |
21 | XXI |
20 | XX |
19 | XIX |
18 | XVIII |
17 | XVII |
16 | XVI |
15 | XV |
14 | XIV |
13 | XIII |
12 | XII |
11 | XI |
10 | X |
9 | IX |
8 | VIII |
7 | VII |
6 | VI |
5 | V |
4 | IV |
3 | III |
2 | II |
1 | I |
Эту таблицу распечатать просто, выделите ее, зажав левую кнопку мышки, на выделенном фрагменте нажмите правую кнопку мышки и нажмите левой кнопкой на печать.
Михаил
Всем доброго времени суток!
Добро пожаловать на сайт Скайнет.ру
Наслаждайтесь чтением самых популярных тем
и находите ответы на все важные для Вас вопросы!
Как смотреть голландский натюрморт
Голландский натюрморт XVI–XVII веков — своеобразная интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагалось разгадать определенные знаки. То, что с легкостью считывали современники, сегодня понятно не всем и не всегда. Объясняем, что означают изображенные художниками предметы
Жан Кальвин Жан Кальвин (1509–1564) — реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Основу кальвинистской церкви составляют так называемые конгрегации — автономные сообщества, управляемые пастором, диаконом и старейшинами, выбранными из мирян. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок. Предметы, изображенные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, религиозным или иным подтекстом. Например, устрицы считались эротическим символом, и современникам это было очевидно: устрицы якобы стимулировали сексуальную потенцию, да и Венера, богиня любви, родилась из раковины. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой — раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение. Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не существовало, и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. К тому же нельзя забывать, что каждый предмет был частью композиции и его можно было прочитать — в зависимости от контекста и от общего послания натюрморта.
Цветочный натюрморт
Вплоть до XVIII века букет цветов, как правило, символизировал бренность, ведь земные радости так же преходящи, как красота цветка. Символика растений особенно сложна и неоднозначна, и уловить смысл помогали популярные в Европе XVI–XVII веков книги эмблем, где аллегорические иллюстрации и девизы сопровождались пояснительными текстами. Цветочные композиции было непросто интерпретировать: один и тот же цветок имел множество значений, иногда прямо противоположных. Например, нарцисс указывал на самовлюбленность и одновременно считался символом Богоматери. В натюрмортах, как правило, сохранялись оба значения образа, и зритель был волен выбрать один из двух смыслов или совместить их.
Цветочные композиции часто дополнялись плодами, мелкими предметами, изображениями животных. Эти образы выражали основную мысль произведения, подчеркивая мотив быстротечности, увядания, греховности всего земного и нетленности добродетели.
Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе. Между 1606 и 1684 годом Государственный Эрмитаж
Ян Бауман. Цветы, фрукты и обезьяна. Первая половина XVII века Серпуховский историко-художественный музей
Картина Яна Баумана Ян (Жан-Жак) Бауман (1601–1653) — живописец, мастер натюрморта. Жил и работал в Германии и Нидерландах. «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. На самом деле этот натюрморт тоже напоминает о быстротечности жизни и греховности земного существования. Каждый изображенный предмет транслирует определенную идею: улитка и ящерица в данном случае указывают на смертность всего земного; тюльпан, лежащий возле миски с плодами, символизирует быстрое увядание; раковины, разбросанные на столе, намекают на неразумную трату денег В Голландии XVII века было очень популярно коллекционирование разного рода «диковинок», в том числе раковин. ; а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность. С другой стороны, порхающая бабочка и плоды: гроздья винограда, яблоки, персики и груши — говорят о бессмертии души и искупительной жертве Христа. На другом, иносказательном уровне представленные на картине фрукты, плоды, цветы и животные обозначают четыре стихии: раковины и улитки — воду; бабочка — воздух; плоды и цветы — землю; обезьяна — огонь.
Натюрморт в мясной лавке
Натюрморт в рыбной лавке
Рыбный натюрморт — это аллегория водной стихии. Такого рода произведения, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла первостихий В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висевшие в одной комнате. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579–1657) — фламандский живописец, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста — они воспевают богатство Фландрии.
Франс Снейдерс. Рыбная лавка. 1616 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Натюрморт с накрытым столом
В многочисленных вариациях сервировки столов на полотнах голландских мастеров мы видим хлеб и пироги, орехи и лимоны, колбасы и окорока, омаров и раков, блюда с устрицами, рыбой или пустыми раковинами. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора предметов.
Геррит Виллемс Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
На картине Геррита Виллемса Хеды Геррит Виллемс Хеда (1620–1702) — автор натюрмортов и сын художника Виллема Класа Хеды. мы видим блюдо, кувшин, высокий стеклянный бокал и опрокинутую вазу, горчичницу, окорок, смятую салфетку и лимон. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Расположение предметов и их выбор неслучайны. Серебряная посуда символизирует земные богатства и их тщетность, ветчина — плотские удовольствия, привлекательный с виду и кислый внутри лимон олицетворяет предательство. Погасшая свеча указывает на бренность и мимолетность человеческого существования, беспорядок на столе — на разрушение. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь, и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений.
Питер Клас. Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой. 1624 год Sotheby’s / Частное собрание
Большая часть изображенных предметов на натюрморте Питера Класа Питер Клас (1596–1661) — голландский художник, автор множества натюрмортов. Наряду с Хедой считается основателем харлемской школы натюрморта с ее геометрическими монохромными картинами. являются эротическими символами. Устрицы, трубка, вино отсылают к кратким и сомнительным плотским удовольствиям. Но это всего лишь один вариант прочтения натюрморта. Посмотрим на эти образы под другим ракурсом. Так, раковины — это символы бренности плоти; трубка, с помощью которой не только курили, но и выдували мыльные пузыри, — символ внезапности смерти. Современник Класа, голландский поэт Виллем Годсхалк ван Фоккенборх, в стихотворении «Моя надежда — это дым» писал:
Как видно, бытие сродни куренью трубки,
И в чем различие — мне, право, невдомек:
Одно — лишь ветерок, другое — лишь дымок. Пер. Евгения Витковского
Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души, и знаки бренности внезапно оказываются символами спасения. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь.
Разные уровни трактовки предметов ненавязчиво говорят зрителю о том, что человек всегда волен выбирать между духовным и вечным и земным преходящим.
Vanitas, или «Ученый» натюрморт
Жанр так называемого «ученого» натюрморта получил название vanitas — в переводе с латыни это означает «суета сует», другими словами — «memento mori» («помни о смерти»). Это самый интеллектуальный вид натюрморта, аллегория вечности искусства, бренности земной славы и человеческой жизни.
Юриан ван Стрек. Суета сует. 1670 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Меч и шлем с роскошным плюмажем на картине Юриана ван Стрека Юриан ван Стрек (1632–1687) — амстердамский художник, известный своими натюрмортами и портретами. указывают на мимолетность земной славы. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Они не только предлагают задуматься об изображенных предметах, но и позволяют использовать их по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить записанную в нотной тетради музыку. Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Это признаки начавшейся порчи, намекающие на то, что после смерти даже искусство не пригодится. О неизбежности смерти говорит и череп, а вот обвивающий его хлебный колос символизирует надежду на воскресение и вечную жизнь. К середине XVII века череп, обвитый хлебным колосом или вечнозеленым плющом, станет обязательным предметом для изображения в натюрмортах в стиле vanitas.
- Что означает xru самсунг
- Что означает xviii век