Что означает зачало в евангелие

Православная Жизнь

Отвечает священник Андрей Чиженко.

Что означает зачало в евангелие. Смотреть фото Что означает зачало в евангелие. Смотреть картинку Что означает зачало в евангелие. Картинка про Что означает зачало в евангелие. Фото Что означает зачало в евангелие

Это связано с тем, что богослужение в Православной Церкви гармонично увязано в единое целое, состоящее из нескольких частей. Условно говоря, их можно назвать богослужебными кругами: суточный богослужебный круг, седмичный, годовой. Кроме того, есть еще богослужения Триоди Постной (седмицы Великого поста и несколько седмиц, предваряющих его) и Триоди Цветной (период от Пасхи до Дня Святой Троицы и Недели Всех святых).

Частью этих богослужебных кругов являются чтения Священного Писания. В данной статье мы поговорим именно о новозаветных чтениях зачал (частей, в переводе на русский с церковнославянского) Апостола и Евангелия.

Каждый день читается рядовое чтение дня – определенные апостольское и евангельское зачало, идущие друг за другом. Таким образом, за церковный год вычитывается подряд весь Апостол и все Евангелие подряд. Это неизменяемое чтение дня. Его можно сравнить с восходом и заходом солнца, сменой дня и ночи. Это нечто незыблемое. Все Священное Писание Нового Завета (за исключением Апокалипсиса) прочитывается за год. И так год за годом, столетие за столетием, тысячелетие за тысячелетием Церковь продолжает жить и напоять мир живительным словом Священного Писания.

Теперь о втором чтении. Есть еще церковный календарь, куда входят дни памяти святых. Многим из них, особенно тем, кому положены полиелейные службы и всенощные бдения, установлены чтения определенных апостольских и евангельских зачал. В таком случае они читаются после вышеупомянутых чтений дня. К примеру, в этот год день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла совпал с воскресным днем. Поэтому на Литургии читались две пары зачал Нового Завета: первое – воскресному дню (эта служба главнее, службы апостолам), потом святым апостолам Петру и Павлу.

Чтение двух пар апостольских и евангельских зачал – явление довольно распространенное в практике Церкви. Гораздо реже бывает три пары. Реже, но бывает. К примеру, 7 июля православные христиане празднуют Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ради этого большого праздника, которому полагается всенощное бдение с литией, чтение дня опускается и переносится на предыдущий день – 6 июля. Таким образом, 6 июля (в этом году был понедельник) на Литургии читалось вначале чтение дня понедельника, потом чтение дня вторника. Но также в этот день полагается полиелейная служба Владимирской иконе Божией Матери. Поэтому после двух чтений дня читалось еще чтение апостольского и евангельского зачала, посвященного Пресвятой Богородице. Таким образом, это три зачала.

Кто-то, быть может, скажет, что у вас, православных, все сложно и запутано. Но это не так. Поверьте мне, как священнику. Чем больше ты проникаешь в дивный мир литургики, православного богослужения, тем больше поражаешься необычайной его красотой и стройностью. Оно не кажется хаосом, напротив, ощущается целой Вселенной, которая состоит из Церкви Небесной и Церкви Земной и которая начинается у Престола Божия. Наше богослужение именно и есть проникновением в Небо, единение с духовным миром, коим есть Церковь, где Ангелы и люди, живые и умершие, согласно славословят Бога, Пребывающего среди нас.

Источник

Зачало

Зача́ло (греч. περικοπή — нечто отде­лен­ное со всех сторон, перико́па) – термин, обо­зна­ча­ю­щий про­ну­ме­ро­ван­ные опре­де­лен­ным обра­зом фраг­менты тек­стов Еван­ге­лия и Апо­стола, на кото­рые они раз­де­лены для чтения при совер­ше­нии бого­слу­же­ний (каждый такой фраг­мент назы­ва­ется зача­лом).

Зачала обычно соот­вет­ствуют вос­по­ми­на­е­мому или совер­ша­е­мому собы­тию, его смыслу или его бого­слов­скому осмыс­ле­нию.

Суще­ствуют «рядо­вые зачала» – на каждый день в тече­ние года, зачала для празд­нич­ных служб, для бого­слу­же­ний во время Вели­кого поста, для «общих служб» святым, зачала «на всяку потребу» (для таинств и треб) и другие.

Счет зачал начи­на­ется с Пасхи, откры­ва­ю­щей «новый год» подвиж­ного годо­вого цикла. Первое еван­гель­ское зачало – «В начале было Слово…» ( Ин.1:1-17 ); первое апо­столь­ское – «Первую книгу напи­сал я к тебе…» ( Деян.1:1-8 ).

В Еван­ге­лии по Матфею цер­ков­ных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67.
В Апо­столе зачала сум­марно про­счи­таны сплошь, всего их 335.
Книга Апо­ка­лип­сис раз­де­ле­ния на зачала не имеет, т.к. за бого­слу­же­нием не чита­ется. Если одно и то же зачало отно­сится сразу к несколь­ким собы­тиям, то оно может быть раз­де­лено на части. Когда напи­сано «зачало …, от полу», это значит, что зачало сле­дует читать не с начала, а немного ниже.

Апо­столь­ские чтения из Посла­ний, как пра­вило, вво­дятся обра­ще­ни­ями «Братия» (по-слав. Бра́тие ), «Воз­люб­лен­ные» ( Возлю́бленнии ), «Чадо Тимо­фей» ( Ча́до Тимофе́е ) и др., а из книги Деяний – «В те дни» ( Во днѝ оны ). Таким же обра­зом вво­дится и чтение Еван­гель­ских зачал – с помо­щью фраз «В то время» ( Во время оно ), «Сказал Гос­подь своим уче­ни­кам», или «… при­шед­шим к Нему иудеям», или «… притчу сию». Эти ввод­ные фразы, строго говоря, не явля­ю­щи­еся тек­стом Свя­щен­ного Писа­ния в этом кон­крет­ном месте, назы­ва­ются кино­вар­ными встав­ками.

Источник

Зачала

Полезное

Смотреть что такое «Зачала» в других словарях:

ЗАЧАЛА — ЗАЧАЛА, отрывки, на которые подразделяются богослужебные Евангелие (см. ЕВАНГЕЛИЕ (богослужебная книга)) и Апостол (см. АПОСТОЛ), предназначенные для чтения во время службы; зачала не совпадают с делением на главы … Энциклопедический словарь

Зачала — (греч. – отрезок) – это части, на которые делится Евангелие и другие богослужебные книги. Каждое зачало есть законченный смысловой отрезок текста, понятный и вне контекста. Так, Евангелие от Матфея имеет 116 зачал, от Марка – 71 зачало, от Луки – … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Зачала — пронумерованные отрывки, на которые разделены Евангелие и Апостол для удобства чтения на богослужениях … Православный энциклопедический словарь

Зачала — рубрики на которые разделен текст церковнославянской Библии … Краткий церковнославянский словарь

ЗАЧАЛА — тематические рубрики, на к–рые разделяются церк. слав. рукописи и нек–рые типографские изд. НЗ. Каждое З. приурочено к определенному богослужебному чтению (праздничному, «недельному», т. е. воскресному, «рядовому», т. е. будничному, или к чтению … Библиологический словарь

Вышла туторья из подполья, зачала золото загребать. — (помело). См. ДВОР ДОМ ХОЗЯЙСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

зачалапати — і зачала/пкати, аю, аєш, док., розм. Почати чалапати, чалапкати; піти з шумом водою, болотом і т. ін. або піти повільно, важко переставляючи ноги. || Почутися за такої ходи (про кроки) … Український тлумачний словник

зачалапати — дієслово доконаного виду розм … Орфографічний словник української мови

зачалапкати — дієслово доконаного виду … Орфографічний словник української мови

ВОПЛОЩЕНИЕ — [греч. ἐνσάρκωσις, лат. incarnatio], ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что предвечное Слово (Логос), Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, восприняло человеческую природу. Вера в факт В. служит основанием христ. исповедания… … Православная энциклопедия

Источник

Чтецу Богослужебной книги Апостол

Данная бро­шюра пред­на­зна­чена для тех хри­стиан, кото­рые хотят само­сто­я­тельно разо­браться с поряд­ком чтения книги Апо­стол за бого­слу­же­нием в церкви, а также для всех жела­ю­щих рас­ши­рить свой кру­го­зор.

Во время службы в церкви чита­ются бого­слу­жеб­ные книги «АПО­СТОЛ» и «ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ». Чтение этих книг Нового Завета — вели­кий момент бого­слу­же­ния. Сна­чала веща­ется слово апо­сто­лов. Нужно собрать все духов­ные силы, чтобы не на камень пало слово Божие, чтобы не засо­рила и не заглу­шила его сорная трава.

Поря­док чтения «АПО­СТОЛА» и «ЕВАН­ГЕ­ЛИЯ» — сле­ду­ю­щий:

Во время пения «Три­свя­таго», или стихов поемых вместо него, чтец бла­го­слов­ля­ется у иерея1, и исхо­дит с книгою «АПО­СТОЛ» на сре­дину церкви, в среду народа, как бы к наро­дам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.

Иерей воз­гла­шает: «Вонмем, мир всем»2.

Чтец, стоя лицом к востоку, от лица всех моля­щихся, отве­чает: «И духови твоему» (чтец и весь народ кла­ня­ются в пояс без крест­ного зна­ме­ния) — ответ­ное поже­ла­ние свя­щен­но­слу­жи­телю, пре­по­да­ю­щему бла­го­дат­ный мир, того же мира от Гос­пода.

Иерей: «Пре­муд­рость, вонмем3».

Чтец: «Про­ки­мен4, псалом Дави­дов5…», и ска­зы­вает про­ки­мен и стих его. И паки повто­ряет самый про­ки­мен.

Лик6 между тем трижды отпе­вает про­ки­мен тот. Но кроме вели­ких празд­ни­ков, в сед­мич­ные и в вос­крес­ные дни, почти всегда читают по два, а иногда и по три зачала, поэтому тогда поются два про­кимна, но три про­кимна не бывают нико­гда, хотя бы и три зачала было.

Два же про­кимна поются так: первый про­ки­мен берётся от пер­вого зачала апо­стола. Прежде чита­ется про­ки­мен дню, потом стих его, потом про­ки­мен свя­тому. Напри­мер, в вос­крес­ный день прежде чита­ется вос­крес­ный, потом стих его, потом про­ки­мен свя­тому. Если святой в свят­цах в этот день не указан, тогда свя­тому не читаем, чтем Бого­ро­дице, аще насто­я­тель изво­лит. Паче же если храм Бого­ро­дицы, тогда чтем неот­ложно, если свя­таго нет. По про­чте­нии про­кимна чтецом, лик поёт его. По про­чте­нии стиха про­кимна чтецом, лик поёт первый про­ки­мен. По про­чте­нии вто­рого про­кимна чтецом, лик поёт второй про­ки­мен. Стих же вто­рого про­кимна, а если будет три зачала, то и третий про­ки­мен с его стихом, остав­ля­ются. Но из трёх остав­ля­ется про­ки­мен от того апо­стола, кото­рый чита­ется в сере­дине, под главу пер­вого (как чита­ется второе зачало под главу пер­ваго опи­сано ниже).

По про­ким­нах иерей воз­гла­шает: «Пре­муд­рость».

Чтец ска­зы­вает над­пи­са­ние посла­ния апо­стола, напри­мер: «К Корин­фя­ном посла­ния свя­таго апо­стола Павла чтение» или «Деяний святых апо­стол чтение» и т.п.

Посём иерей: «Вонмем7».

Чтец же чтёт посла­ние апо­стола, те зачала, кото­рые пред­пи­саны в этот день. Если два зачала, то окан­чи­вая первый, чтец воз­вы­шает голос с неболь­шим нако­нец пони­же­нием. Первый и второй зачал начи­нает со слов над­пи­са­ния наверху или внизу стра­ницы, напри­мер: «Братие, святии вси иже верою…» и про­дол­жает читать текст зачала после звёз­дочки. Закан­чи­ва­ется чтение вто­рого зачала воз­вы­ше­нием голоса без пони­же­ния.

Перед нача­лом чтения пер­вого зачала, чтец и весь народ в церкви ограж­дает себя крест­ным зна­ме­нием. Перед нача­лом чтения вто­рого зачала ограж­дать себя крест­ным зна­ме­нием устав не пове­ле­вает.

Когда же будет три зачала, тогда пер­вому не дела­ется в голосе окон­ча­ния, и второй начи­на­ется не с началь­ного слова над­пи­са­ния «Братие…», но прямо с точки под главу пер­вого, то есть чита­ется как единое целое с первым зача­лом.

По окон­ча­нии чтения Апо­стола, иерей воз­гла­шает: «Вонмем, мир ти».

Чтец: «И духови твоему» (чтец кла­ня­ется в пояс).

Иерей: «Пре­муд­рость, вонмем».

Чтец: «Псалом Дави­дов, алли­луйя».

Тогда иерей от цар­ских врат кадит на чтеца и на оба лика и всю цер­ковь8. Лик же по стихам чтеца поёт алли­луйя пяти­кратно. Первый раз по воз­гласу чтеца «Псалом Дави­дов, алли­луйя», второй и третий раз по про­чте­нию чтецом стихов алли­луй­ных пер­вого апо­стола, чет­вёр­тый по про­чте­нию алли­луй­ного стиха вто­рого апо­стола, пятый по воз­гла­ше­нии чтецом «Алли­луйя».

Но когда бывает два стиха по алли­луйя вто­рого апо­стола, то и второй стих его ска­зы­ва­ется (два стиха соеди­ня­ются и про­из­но­сятся без при­оста­новки в голосе). Если бывают алли­луйя не на Литур­гии, а на часах (напри­мер, когда совер­ша­ется служба без свя­щен­ника или со свя­щен­ни­ком, но когда нет воз­мож­но­сти слу­жить Литур­гию), тогда вместе с послед­нею алли­луйя ска­зы­ва­ются при­част­ные стихи обоих апо­сто­лов (напи­саны там же, после послед­него стиха и обо­зна­чены словом «При­ча­стен»).

Если бывает один апо­стол на Литур­гии и стихов для пяти­крат­ного про­чте­ния не хва­тает, то к чет­вёр­той алли­луйя чтец повто­ряет тот стих, кото­рый гово­рил по про­кимне или по первой алли­луйя, а в пятый раз воз­гла­шает едину алли­луйя.

После этого чтец подаёт книгу Апо­стол на клирос, и положа три поклона, про­ща­ется, покло­ня­ясь (в землю) прежде во алтарь ко иерею, потом (в пояс) на оба лика, и нако­нец на всю цер­ковь.

Поря­док чтения Апо­стола и Еван­ге­лия

В конце книги «Апо­стол» име­ются ука­за­тели чтений: «СКА­ЗА­НИЕ ИЗВЕСТНО ИЖЕ ПО ВСЯ ДНИ», «НАЧАЛО СВЯТЫЯ ЧЕТ­ВЕ­РО­ДЕ­СЯТ­НИЦЫ», «СОБОР­НИК, 12 МЕСЯ­ЦЕМ», «ПРО­КИМНИ И АПО­СТОЛИ И АЛЛИ­ЛУ­А­РИИ НА ВСЯКУ ПОТРЕБУ РАЗ­ЛИЧ­НИИ», «ПРО­КИМНИ И АЛЛИ­ЛУ­А­РИИ ВОС­КРЕСНЫ ОСМИ ГЛАСОВ», «ПРО­КИМНИ И АЛЛИ­ЛУ­А­РИИ ДНЕВ­НИИ».

В этом раз­деле име­ется:

Весь текст книг АПО­СТОЛ и ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ для удоб­ней­шего чтения в церкви раз­де­лён на зачала. Зачало — это про­ну­ме­ро­ван­ные фраг­менты тек­стов Еван­ге­лия и Апо­стола, на кото­рые они раз­де­лены для поль­зо­ва­ния при совер­ше­нии бого­слу­же­ний. Зачало — это не глава, это несколько стихов, но рас­по­ло­жены они в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти. Исполь­зуя бого­слу­жеб­ный круг чтения Апо­стола и Еван­ге­лия в тече­ние всего года, вы про­чтете весь Апо­стол и все Еван­ге­лия. Книга Апо­стол содер­жит:

а) Деяния святых апо­сто­лов;

б) семь Собор­ных посла­ний;

в) четыр­на­дцать Посла­ний св. апо­стола Павла.

Итак, рядо­вых зачал в Дея­ниях без двух ока­зы­ва­ется фак­ти­че­ски не 51, а 49, и поэтому сле­ду­ю­щие рядо­вые зачала в Посла­нии св. Иакова обо­зна­чены циф­рами 50 и 51.

Неко­то­рые мно­го­опыт­ные устав­щики по — иному объ­яс­няют факт нали­чия двух 50‑х и двух 51‑х зачал. При­ве­дём такое объ­яс­не­ние. «Для начала сле­дует уяс­нить, что стро­гого деле­ния на главы/зачала в древ­них руко­пи­сях нет. Посла­ние Иако­вле в одних книгах начи­на­ется 50‑м зача­лом, а в других 51‑м. Напри­мер в Чудов­ской руко­писи Нового Завета писан­ной, по пре­да­нию, Алек­сием, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским, чудо­твор­цем (ум. в 1378 г.) в Посла­нии Иаковли пять 51‑х зачал и два 52‑х.!

Второй нема­ло­важ­ный момент выяс­не­ния от чего такая несты­ковка в нуме­ра­ции — это уяс­нить себе, какие были книги в упо­треб­ле­нии Цер­ко­вью. Пер­во­на­чально были пере­ве­дены с гре­че­ского Еван­ге­лие-апра­кос9 и Апо­стол-апра­кос10. В апра­косе текст рас­по­ло­жен так, как он чита­ется на цер­ков­ных служ­бах, начи­ная от Пасхи. Напри­мер в извест­ном Остро­ми­ро­вом Еван­ге­лии (1057г.) еже­днев­ные чтения даны на период от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы. А на весь остав­шийся год только чтения суб­бот­ние и вос­крес­ные. В Апо­сто­лах-апра­ко­сах после Деяний св. Апо­сто­лов всегда шли Посла­ния св. апо­стола Павла. А Собор­ные Посла­ния нахо­ди­лись в конце книги, также и сейчас они поло­жены в конце годо­вых чтений после Посла­ния к евреям. Напри­мер, такое рас­по­ло­же­ние книг в Новом Завете (Деяния, Посла­ния апо­стола Павла, Собор­ные Посла­ния) при­нято на Западе у като­ли­ков и про­те­стан­тов. На Востоке же при состав­ле­нии четьего Апо­стола — Собор­ные Посла­ния стали раз­ме­щать после Деяний Апо­столь­ских. Вот тут, как я пола­гаю, и про­изо­шла несты­ковка в номе­рах зачал. Деяния делятся на 51 зачало, а Посла­ние Иако­вле начи­на­ется с 50-го зачала. Деле­ние на такое число, видимо не слу­чайно, как сим­во­лика Пяти­де­сят­ницы и соше­ствия Свя­таго Духа. Напри­мер, диакон Аммо­ний в 4 веке Деяния раз­де­лил на 40 глав. Тоже сим­во­ли­че­ское число!».

В Апо­столе встре­ча­ются зачала, обо­зна­чен­ные словом «от полу», т.е. от поло­вины. Само зачало в этом случае, имеет на полях два над­пи­са­ния. Напри­мер, зачал 280‑й (к Тимо­фею посла­ние свя­таго апо­стола Павла) имеет такое деле­ние. Первая поло­вина чита­ется 2‑го октября, а вторая в неделю 31‑ю.

Текст в бого­слу­жеб­ных книгах печа­та­ется черным шриф­том, а все ука­за­ния и объ­яс­не­ния крас­ным шриф­том (кино­ва­рью). При каждом зачале стоит звез­дочка, а внизу ука­зано, когда это зачало чита­ется и какими сло­вами надо начи­нать чтение этого зачала. Счет зачал начи­на­ется с Пасхи, откры­ва­ю­щей «новый год» подвиж­ного годо­вого цикла.

Зна­ко­миться с тек­стом, кото­рый будет читаться на службе, необ­хо­димо зара­нее. Сле­дует пом­нить, что текст чита­е­мый чтецом, пони­ма­ю­щим смысл слов, могут понять и слу­ша­ю­щие люди. Если же чтец сам не пони­мает смысла чита­е­мого, то и люди слу­ша­ю­щие не имеют шансов понять его, разве что кто-то зара­нее будет знаком с чита­е­мым зача­лом. Поэтому чтецу необ­хо­димо нака­нуне службы, озна­ко­миться с про­ким­нами и их сти­хами, с зача­лами и алли­луй­ными сти­хами на пред­сто­я­щий день.

А поря­док чтения Апо­стола и Еван­ге­лия сле­ду­ю­щий:

В ВОС­КРЕ­СЕ­НЬЕ: Всегда прежде чита­ется недель­ное, потом если есть, то свя­тому, а если два святых, то и обоим, мень­шего под главу недель­ного. А если нет свя­тому, то к недель­ному при­ла­га­ется второе Бого­ро­дице, но во время Триоди11, исклю­чая недели мытаря, блуд­наго, второй недели Вели­кого Поста, Бого­ро­дице не при­ла­га­ется, разве только когда будет ей наро­чи­тое празд­нен­ство, тогда в Три­од­ный период 10 Бого­ро­дице не отла­га­ется.

В СЕД­МИЧ­НЫЕ ДНИ: Прежде дню, а потом свя­тому, а если два святых, то обоим, мень­шему под главу днев­ного.

В СУБ­БОТУ: Во время Триоди поря­док тот же, как и в сед­мич­ные дни, но кроме Триоди, днев­ной уже не пред­ше­ствует свя­тому, но после­дует оному, про­из­во­ля­ю­щие же читают и третие зачало за упокой, но по уставу за упокой Апо­стол и Еван­ге­лие чита­ются только, когда нет свя­тому. Таким же обра­зом заупо­кой­ные зачала Апо­стола и Еван­ге­лия читают не только в суб­боту, но и равно во все сед­мич­ные дни.

Иногда бывает недо­ста­ток зачал Апо­стола и Еван­ге­лий до недели мытаря и фари­сея. В этом случае необ­хо­димо отсту­пить вспять и снова начать читать уже про­чи­тан­ные зачала, по коли­че­ству недо­ста­ю­щих седмиц, сколько их не хва­тает до недели мытаря и фари­сея. Такое дей­ствие назы­ва­ется отступ­кой.

ПЕНИЕ АНТИ­ФО­НОВ12. В вели­кие празд­ники бывает пение особых празд­нич­ных анти­фо­нов13 в виде стихов из псал­мов, содер­жа­щих про­ро­че­ства или пре­ду­ка­за­ния на данный празд­ник. В книге Апо­стол есть ука­за­ние на пение таких анти­фо­нов в сле­ду­ю­щие празд­ники:

При этом к пер­вому анти­фону бывает припев:

«Молит­вами Бого­ро­дицы, Спасе, спаси нас», ко 2‑ому — «Спаси ны, Сыне Божии, рож­де­ися от Девы…» или: «Пре­об­ра­зи­вы­ися на горе…» и т. д. «Поющих ти: Алли­луиа, (трижды)». Тре­тьим анти­фо­ном явля­ются стихи из псал­мов, чере­ду­ю­щи­еся с пением тро­паря празд­ника.

При­ве­дём кон­крет­ный пример дей­ствий чтеца при пении особых празд­нич­ных анти­фо­нов на празд­ник Бого­яв­ле­ние Гос­пода Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Текст анти­фо­нов этого празд­ника при­ве­дён в книге Апо­стол в раз­деле «СОБОР­НИК, 12 МЕСЯ­ЦЕМ», месяца января в шестой день.

Во время чтения екте­нии, чтец берёт книгу Апо­стол и ста­но­вится перед иконой Спа­си­теля (справа от Цар­ских Врат). Бла­го­слов­ляться перед этим не нужно. По окон­ча­нии чтения екте­нии, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к веду­щему кли­росу, (назо­вём его — первый лик) кла­ня­ется в пояс и читает текст: «Во исходе Изра­и­леве от Египта дому Ияковля из людий варвар. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Чтец кла­ня­ется пер­вому лику в пояс и пово­ра­чи­ва­ется лицом к иконе Спа­си­теля. Первый лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к дру­гому лику, кла­ня­ется в пояс и читает второй стих: «Бысть Иудея свя­тыни Его, Изра­иль область Его. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Чтец кла­ня­ется вто­рому лику в пояс и пово­ра­чи­ва­ется лицом к иконе Спа­си­теля, второй лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к пер­вому лику, кла­ня­ется в пояс и читает третий стих также как преды­ду­щие стихи. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к дру­гому лику, кла­ня­ется в пояс и читает чет­вёр­тый стих тем же поряд­ком. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к пер­вому лику, кла­ня­ется в пояс и читает: «Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Чтец кла­ня­ется пер­вому лику в пояс и пово­ра­чи­ва­ется лицом к иконе Спа­си­теля. Первый лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом ко вто­рому лику, кла­ня­ется в пояс и читает: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Второй лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих.

Потом свя­щен­ни­ком чита­ется екте­ния малая, по окон­ча­нии кото­рой чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом ко вто­рому лику, кла­ня­ется в пояс и читает стихи вто­рого анти­фона, тем же поряд­ком, что и первый анти­фон. Дойдя до слов «Слава, и ныне», про­из­но­сит: «Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу» и оста­нав­ли­ва­ется. Лик поёт «Слава…, и ныне…» и тор­же­ствен­ный гимн «Еди­но­род­ный Сын Слово Божие…».

Потом свя­щен­ни­ком чита­ется екте­ния малая, по окон­ча­нии кото­рой чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к пер­вому лику, кла­ня­ется в пояс и читает стихи тре­тьего анти­фона, тем же поряд­ком.

Чтец: «Испо­ве­дай­теся Гос­по­деви, яко благ яко в век милость Его. Во Иор­дане кре­ща­ю­щуся Тебе Гос­поди».

Лик же отпе­вает тро­парь пол­но­стью: «Во Иор­дане кре­ща­ю­щуся Тебе, Гос­поди, Тро­и­че­ское явися покло­не­ние: Роди­те­лев бо глас сви­де­тель­ство­ваше Тебе, воз­люб­лен­наго Тя Сына именуя, и Дух в виде голу­бине извест­во­ваше сло­весе утвер­же­ние. Явлейся Христе Боже, и мир про­све­щей, слава Тебе».

По про­чте­нии всех стихов тре­тьего анти­фона до слов «Вход», все кли­ро­шане (первый и второй лик) выхо­дят на центр храма и там поют послед­ний стих. Чтец стоит лицом к иконе Спа­си­теля, а по воз­вра­ще­нии кли­ро­шан на свои места кладёт книгу Апо­стол.

При воз­гла­ше­нии стихов анти­фона, сле­дует обра­щать вни­ма­ние на встре­ча­ю­щи­еся иногда вместо стихов над­писи: «Той же и другая страна», или «Другая страна той же стих», или «Стих 1, дважды». В этом случае чтец повто­ряет ранее про­чи­тан­ный стих.

Выше­ука­зан­ный поря­док чтения анти­фо­нов при­ме­ня­ется в том случае, если чтец не обла­чён в свя­щен­ные одежды. При чтении анти­фо­нов лицами в свя­щен­ном обла­че­нии, напри­мер све­ще­нос­цами, обла­чён­ными в сти­харь, чтец не стоит на одном месте перед иконой Спа­си­теля, а пере­хо­дит через крас­ную дорожку (на кото­рую могут насту­пать только свя­щен­ные лица) от одного кли­роса к дру­гому. Во всем осталь­ном поря­док дей­ствий сохра­ня­ется тем же.

При­ме­ча­ния:

1 Обычно после того как «Святый Боже…» будет про­пето в третий раз.

2 Так Гос­подь после Своего слав­ного Вос­кре­се­ния при­вет­ство­вал Своих уче­ни­ков. С этим Боже­ствен­ным при­вет­ствием Он послал их на все­мир­ную про­по­ведь Еван­ге­лия. Этим воз­гла­сом пред­ла­га­ется людям внять сле­ду­ю­щему: мир всем — озна­чает соеди­не­ние, ибо Хри­стос разо­рил вражду между Богом и чело­ве­ком, чтобы мир Божий пре­вос­хо­дя­щий всякий ум, соблю­дал сердца наши и разу­ме­ния о Христе Иисусе.

Если служба совер­ша­ется без свя­щен­ника, этот воз­глас не про­из­но­сят и ничем не заме­няют.

3 Воз­глас «Пре­муд­рость, вонмем» — обра­щает вни­ма­ние людей на зна­че­ние про­кимна от псалма Дави­дова.

Если служба совер­ша­ется без свя­щен­ника, этот воз­глас не про­из­но­сят и ничем не заме­няют.

4 Про­ки­мен это крат­кий стих из псал­мов, кото­рый пред­ше­ствует чтению Свя­щен­ного Писа­ния (про­ро­че­ского, апо­столь­ского и еван­гель­ского) или пению других стихов, и выра­жает или силу и содер­жа­ние сле­ду­ю­щего за ним чтения, или зна­че­ние насто­я­щего дня. Стих избран­ный в про­ки­мен из псал­мов Давида, один нико­гда не бывает, но за ним всегда сле­дуют другие стихи, кото­рые объ­яс­няют и под­твер­ждают содер­жа­ние и силу заклю­ча­ю­щу­юся в нём. Его поют перед всяким стихом, сколько бы их не было, и сам он ещё раз после повто­ря­ется.

5 Слова «Про­ки­мен, псалом Дави­дов …» не про­из­но­сятся если первым чита­ется зачал Бого­ро­дице или святым отцам. Тогда чтец сразу воз­гла­шает: «Песнь Бого­ро­дице…» или «Песнь отцем…».

7 Воз­гласы «Пре­муд­рость» и «Вонмем», к началу чтения, упо­треб­ля­ются только в смысле вни­ма­тель­ного слу­ша­ния чита­е­мого.

Если служба совер­ша­ется без свя­щен­ника, этот воз­глас не про­из­но­сят и ничем не заме­няют.

8 Это каж­де­ние уста­нов­лено в знак бла­го­го­ве­ния перед насту­па­ю­щим чте­нием Еван­ге­лия и ука­зы­вает на то, что через про­по­ведь еван­гель­скую бла­го­дать Свя­таго Духа, раз­лив­шись во все концы мира, обла­го­ухала сердца людей и обра­тила их к Жизни Вечной.

9 Апра­кос значит недель­ный. Этим назва­нием опре­де­ляли Еван­ге­лие и Апо­стол, рас­по­ло­жен­ные по порядку днев­ных цер­ков­ных чтений при бого­слу­же­нии, начи­ная с недели Пасхи.

10 Апра­кос значит недель­ный. Этим назва­нием опре­де­ляли Еван­ге­лие и Апо­стол, рас­по­ло­жен­ные по порядку днев­ных цер­ков­ных чтений при бого­слу­же­нии, начи­ная с недели Пасхи.

11 ТРИОДЬ ПОСТ­НАЯ, ТРИОДЬ ЦВЕТ­НАЯ — службы пред­пас­халь­ного и после­пас­халь­ного пери­ода. Пост­ная Триодь содер­жит молит­во­сло­вия на дни Вели­кого Поста и на недели, при­го­то­ви­тель­ные к нему, начи­ная с Недели о мытаре и фари­сее и до Вели­кой Суб­боты вклю­чи­тельно. Цвет­ная Триодь заклю­чает в себе пес­но­пе­ния от Недели Пасхи до Недели Всех святых (девя­тая неделя по Пасхе или первая по Пять­де­сят­нице).

12 Анти­фон — озна­чает попе­ре­мен­ное пение цер­ков­ных пес­но­пе­ний, кото­рое испол­ня­ется на обоих кли­ро­сах, обоими ликами.

13 Анти­фон — озна­чает попе­ре­мен­ное пение цер­ков­ных пес­но­пе­ний, кото­рое испол­ня­ется на обоих кли­ро­сах, обоими ликами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *