Что означает задача социальной инклюзии по отношению к душевнобольным

Семинар на тему СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ?

Семинар на тему СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ?

Развитие современного общества диктует свои правила, но эти правила корректирует сама жизнь. Обустроить комфортную среду для каждого гражданина страны – одно из приоритетных направлений любого современного государства. Об этом заботятся не только государственные организации, это является и основной заботой семьи. Однако, все может складываться удачно до того момента, пока в семье не появляется ребенок с особенностями развития, в будущем – обучающийся с особыми образовательными потребностями. Кроме чисто технических проблем, появляются сложности с получением образования и, что очень важно, с социализацией. Современное общество потому и носит гордое название гуманистического, что в нем появляется возможность у каждого гражданина найти себя, реализоваться и добиться того, о чем мечтал в детстве.

Вопросы об образовательной инклюзии поднимаются давно, разрабатываются положения, создаются статьи и публикации. Их цель – привлечь внимание к сложному вопросу, без решения которого невозможно двигаться дальше. Но кроме образовательной инклюзии в специализированной литературе появилось такое понятие, как «социальная инклюзия». Итак, что такое социальная инклюзия? Почему для развития справедливого демократического общества невозможно обойти этот вопрос стороной?

Само понятие (социальная инклюзия) чаще всего применяют специалисты-практики, ученые, работающие в сфере социальной политики. Самая частая ошибка применения термина в том, что социальную инклюзию сводят к понятию «образовательная инклюзия», отсекая большое количество сопутствующих проблем. Получается, что сместив социальную инклюзию в сторону образования, можно снять с себя ответственность после достижения обучающимися с особенностями развития, с особыми образовательными потребностями определённого возраста. Но ведь именно после окончания образовательного учреждения начинается один из самых сложных периодов в жизни человека. Показать знания, полученные ранее, умения, которые можно применять, желания, которые хочется реализовать – разве это не то, о чем мечтает каждый человек, выходя во взрослую жизнь? А теперь представим себе, что все это невозможно только потому, что работодатель не может, а иногда и не хочет, принимать нового работника из-за особенностей его развития.

Понятие социальной инклюзии очень широко, оно должно рассматриваться в международном масштабе, потому что это вопрос, стоящий перед всем человечеством. Это тот вопрос, который должен решаться на государственном уровне.

Первым следует рассмотреть такой термин, как «социальная эксклюзия». Одна из трактовок термина звучит так: «Социальную эксклюзию следует понимать, как исключение или ограничение доступа индивидов к жизненно важным социальным институтам, таким как труд, образование, другие виды деятельности (в том числе профессиональной), что не позволяет им получать доступ к экономическим ресурсам, необходимым для поддержания адекватного уровня жизни» [4]. Это самое страшное в жизни любого человека, когда ты оказываешься никому не нужен. Человека словно вычеркивают из обычной жизни, не позволяя не только реализоваться как личности, но даже поддержать свои жизненные потребности (жилье, одежда, пища). Социальную эксклюзию мы наблюдаем довольно часто в нашей жизни. Это те моменты, когда человека не принимают на работу по различным причинам. Например, из кандидатов (юноша и девушка) с одинаковым уровнем образования предпочтительнее будет юноша, так как он «не уйдёт в декрет». Из кандидатов на одно рабочее место выбирают того, кому «немного за 30», чем специалиста в

«предпенсионном возрасте». И самый важный вопрос. Кого выберут на вакантное место, с дипломом из одного вуза, но у одного из кандидатов будут

Теперь рассмотрим такие термины, как «социальная инклюзия» и

«социальная интеграция». Очень часто эти два понятия воспринимают как синонимичные словосочетания, то есть считают их равными. Но если разобрать понятия подробнее, становится очевидно, что «социальная инклюзия» более узкое понятие. Дименштейн Р. понимает инклюзию, как «односторонний процесс, представляющий «внедрение» кого-то куда-то (очевидный насильственный оттенок), результатом которого является наличие в некоей среде инородного для нее «тела». Поэтому инклюзия сомнительна и как результат — «включаемый» не становится в этом процессе естественной частью общей дружественной среды» [1]. Мнение ученых-теоретиков разделяются. Кто-то отдает предпочтение инклюзии, кто-то настаивает на интеграции. Например, Е. Н. Мищук определяет интеграцию так: «Интеграция

– включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» [7]. Особенность этого процесса точно отражает латинское слово «integer» – завершенный, полный, восстановленный, соединенный и т.д.». Споры о важности этих явлений – инклюзии или интеграции – не прекращаются много лет. Специалисты пытаются разобраться, что будет лучше для их подопечных, для ребятишек с особенностями развития, которые вступают во взрослую жизнь – социальная инклюзия или социальная интеграция? Важно понимать, что

«интеграция детей с отклонениями в развитии в социально-культурную и общеобразовательную среду представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики и является закономерным этапом развития системы специального образования» [3].

Важно понимать, что процесс социальной инклюзии – это процесс, который происходит с отдельным человеком, это его восприятие жизни, его понимание принадлежности к определённой социальной группе. А социальная интеграция, в свою очередь, это процесс, происходящий в самом обществе, в том обществе, которое должно принять и всесторонне поддержать каждого. Причем процесс интеграции должен происходить комфортно для всех сторон.

Социальную интеграцию можно считать следствием социальной инклюзии.

Е. Н. Мищук в своей статье даёт такую характеристику: «Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется» [7]. Социальную инклюзию следует рассматривать, как

процесс, который ведет к социальной интеграции, к полному, взаимному и комфортному процессу. Социальная инклюзия – активный процесс адаптации, процесс укрепления чувства принадлежности к определенной группе или сообществу. Итог социальной инклюзии – это социальная интеграция, которая позволяет всесторонне и гармонично развиваться любому члену общества. Именно на социальную интеграцию следует обратить особое внимание, именно ее надо рассматривать как важнейшее направление развития. Л. М. Кобрина обращает внимание на «благоприятное влияние условий интегрированного обучения, требующего от ребенка и его окружения значительных усилий, но предоставляющих большие возможности в самореализации» [3]. И окружение сегодня готово меняться, готово перестать закрывать глаза на все увеличивающееся количество людей с особенностями развития и с особыми образовательными потребностями. Каким образом будет достигнута такая интеграция, с помощью ли социальной инклюзии, или созданием правовых и законодательных документов по этому вопросу, но это – основная и самая важная цель для последующего существования человечества.

Нет ничего важнее жизни человека, это самая большая ценность. Авторы статьи «Ресурсный центр профессиональной подготовки как форма социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья» И. Г. Дрозденко, Л. М. Кобрина так видят модернизацию образования: «Одним из перспективных путей развития системы специального образования мы считаем создание системы непрерывного, в том числе профессионального, образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [2]. Вопросы «социальной инклюзии» и «социальной интеграции» вышли на первое место, они являются приоритетными для полноценного развития современного общества.

 Список используемых источников

1. Дименштейн, Р. Интеграция или инклюзия? Спор о словах и нерешенных проблемах образования «особых» детей / Р. Дименштейн, И. Ларикова // Защити меня! – 2008. – № 1. – С. 55–59.

2. Дрозденко, И. Г. // Ресурсный центр профессиональной подготовки как форма социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья / И. Г. Дрозденко, Л. М. Кобрина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014.

3. Кобрина, Л. М. Система интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной сельской школы : автореф. дис. … докт. пед. наук / Л. М. Кобрина. – М., 2006. – 47 с.

4. Курмышева, Л. К. Эксклюзия как феномен жизни общества / Л. К. Курмышева // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4491. – Дата доступа: 07.02.2020.

5. Ларионова, Г. И. Социальная интеграция личности: понятие, сущность, направления / Г. И. Ларионова // Евразийский Научный Журнал. – 2016. – № 11. – С. 227–232.

6. Любавина, Н. В. Инклюзивное и интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями: проблемы и условия эффективности / Н. В. Любавина // Социологические исследования. – 2013. – № 9. – С. 64–69.

7. Мищук, Е. Н. Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения / Е. Н. Мищук // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 6. – С. 107–109.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Социальная инклюзия

Краеугольными камнями концепции социальной инклюзии в отношении лиц с инвалидностью являются:

С социальной инклюзией связывают проблемы соблюдения прав человека.

Государственный Департамент здравоохранения провинции Виктория (Австралия) определяет, например, такие ценности, которые лежат в основе социальной инклюзии:

Каждый готов. Никого из нас не нужно «экзаменовать» или испытывать, чтобы определить наше соответствие ряду критериев и принять решение о том, можем ли мы быть «приобщенными», или же нас стоит «убрать».

Каждый может учиться. Как разумные существа, все мы растем, меняемся и делаем ошибки, но мы все способны учиться.

Каждый нуждается в поддержке. Иногда кто-то из нас нуждается в большей поддержке, чем другие.

Каждый может общаться. То, что кто-то не использует слов, не означает, что ему, нечего сказать.

Каждый может внести вклад. Мы должны признавать, поддерживать и оценивать взносы каждого человека, в том числе и наши собственные.

Австралийское правительство приняло принципы, разработанные Австралийским советом по вопросам социальной инклюзии, которые управляют процессами привлечения всех слоев общества к общественным делам. В них содержатся определенные надежды (то есть чего мы хотим достичь) и подходы (что поможет нам добиться этого).

Ожидания:

В социологии термин «социальная интеграция» обычно применяется наряду с термином «социальная солидарность». На самом деле «социальная интеграция» (то есть действие принятия) и «социальная солидарность» (то есть понимание проблем) разделенные во времени. Промедление в преодолении зависит от того, какие ощущения возникают относительно нового полученного опыта.

Уважение к индивидуальным особенностям является важной составляющей развития успешного демократического общества.

Все большую актуальность приобретает социальная интеграция людей с тяжелыми умственными поражениями. Ученые-социологи из Колумбийского и Гарвардского университетов провели исследование качества жизни среди этих пациентов, применяя теорию социальной интеграции. По результатам исследования были доказаны потенциальные возможности социальной интеграции этой группы лиц, ее эффективного долгосрочного лечения и развития приятных чувств у пациентов. Ведь известно, что недостаток положительного социального взаимодействия и восприятия имеет разрушительные последствия для человека, семьи, общества и перспективы общества.

В ХХ в. вопросы социальной интеграции привлекают к себе все больше и больше внимания. На Всемирном саммите по вопросам социального развития инклюзивное общество было описано как «общество для всех», в котором каждый индивид, каждый, кто имеет права и обязанности, должен играть активную роль. Такое инклюзивное общество имеет механизмы приспособления к индивидуальным чертам, дает возможность активного участия всех людей в политической, экономической и социальной жизни, обеспечивает равные возможности для всех, чтобы каждый мог максимально развить свой жизненный потенциал.

Источник

Инклюзия в понимании современного общества

Инклюзия в понимании современного общества. Пахолкина Т.М., Елина Д.Д., Задумкина Е.А., ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец, Вологодская область, Россия.

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос инклюзии. Подчеркивается актуальность проведенного исследования на эту тему.

Ключевые слова: инклюзия, гуманность, инвалиды, ограниченные возможности.

В современном обществе остро стоит проблема понимания инклюзии. Главное не то, как люди с ограниченными возможностями здоровья реализуют себя в обществе, а как человечество относится к таким людям. Ведь каждый человек нуждается в принятии и поддержке. В данной статье мы поднимаем вопрос о том, как современное общество относится к человеку с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни [1].

Инклюзия предусматривает для человека с особыми потребностями не ограничиваемое участие и свободу выбора его меры, форм и способов во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций [6].

Невозможно не заметить актуальность данной темы, ведь сейчас, к сожалению, в нашем мире количество людей, и зачастую детей, с ограниченными возможностями здоровья, растёт. Важно отметить, что идеи гуманизации, переосмысления человеческих ценностей, уникальности человеческой личности являются основными составляющими идеями инклюзивного миропонимания.

Данной проблемой занимались многие психологи, философы, социологи. Большой вклад в развитии данной темы внесли Е.И. Пурыгина, М.С. Староверова, Т.В. Тимохина. Авторы отмечают, что инклюзия достижима в той социальной среде, которая готова к восприятию самой этой идеи [3, 4, 5].

Каждый человек в нашей стране имеет право на образование, в том числе и человек с ОВЗ. Успешное введение инклюзивного образования возможно лишь в обществе, обладающем здоровой нравственной основой. А в данный момент, сложилась ли такая нравственная основа в нашем обществе? Готово ли сейчас молодое поколение к такому ответственному шагу, как инклюзия? Данными вопросами задаются многие социологи, психологи, педагоги, что говорит нам о повышенном интересе к данной теме. Исходя из вышесказанного, нами была поставлена цель – выяснить понимание проблемы инклюзии среди современной молодёжи.

Инклюзивное образование не считается синонимом лишь физического присутствия детей с различиями и дееспособностью вместе с другими детьми. Создание соответствующих условий в инклюзивном образовании и воспитании охватывает все аспекты, в том числе материального, физического, позиционного аспектов. Среда и возможности в такой системе должны быть на таком уровне, чтобы они охватили всех детей с различными ограниченными возможностями[4].

Многие образовательные учреждения переходят именно на иклюзивное образование, потому что сейчас происходит глобальные изменения в осознании общества с гуманной точки зрения. Гуманистическая идея общественного сознания строится на представлении о том, что современный мир является взаимозависимым и взаимодействующим, в котором признается равноправие всех жизненных взглядов, где уважают традиции и принимают инновации, устанавливаются диалогические и равноправные отношения между людьми вне зависимости от того, какими возможностями (интеллектуальными, физическими и др.) человек обладает.

За последнее время можно наблюдать, как идеи о ценности жизни медленно, но неуклонно овладевают общественным сознанием. Происходит поворот социального интереса к людям, не таким как все, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и социальной активности, чье развитие и жизнь не вписываются в рамки типичного [5].

Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка. Государство должно обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Разрушение барьеров при получении доступности к качественному образованию приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека [2].

На наш взгляд, система инклюзивного образования, с точки зрения социокультурных возможностей, образовательного пространства, нравственных принципов общества расширяется с каждым днем. В связи с этим, на предмет изучения уровня готовности общества к инклюзии и осмысления проблемы отношения людей к человеку с ограниченными возможностями здоровья, нами было проведено исследование.

Экспериментальную базу составили студенты и преподаватели «Череповецкого государственного университета». В анкете предлагалось ответить на вопросы по блокам:

По результатам проведенного исследования, мы получили следующие данные: пилотажное исследование показало, что все респонденты положительно относятся к лицам с ограниченными возможностями, в том числе с интеллектуальными нарушениями; отмечают такие положительные черты личности как работоспособность, упорство в достижении цели, доброжелательность, терпение.

Многие респонденты видят людей с ограниченными возможностями своими соседями по дому, но затрудняются ответить, если это будет их родственник. Не желательно, по мнению участников опроса, если лица с ограниченными возможностями здоровья будут коллегами, подчиненными, врачами, учителями, представителями власти. Некоторые респонденты считают, что детям с нарушениями в развитии необходимо проходить обучение в специальном классе массовой школы, в школе индивидуального обучения. Необходимость льгот и государственной программы трудоустройства инвалидов признаются практически всеми участниками опроса.

Полученные нами данные свидетельствую о том, что общество заинтересовано в проблеме инклюзии в нашем мире. Именно с позиций гуманизма и принятия оно ищет решения данной проблемы.

В настоящее время не каждый готов принять человека с ОВЗ. Но осознание того, что люди видят данную проблему, что общество готово говорить, размышлять и действовать, для решения проблемы инклюзии должно мотивировать каждого. Такая этическая концепция утверждает ценность жизни любого человеческого существа, как единственного и неповторимого в этом мире. Его безусловное право на полноценную жизнь вне зависимости от того, есть у человека дефекты в развитии или нет, а также его безусловное право на образование и специальную помощь в соответствии с его особыми потребностями, право на достойную жизнь среди людей, право на уважительное отношение к нему. Ведь человек с ОВЗ, это не какой – то другой человек, это уникальная личность!

Поэтому процесс инклюзии в современном мире, это не только техническое или информационное внедрение каких – либо изменений в общественной жизни, а прежде всего – это изменение взгляда на жизнь и её ценность.

Ссылки на источники

Статья — участник конкурса Лучшая молодежная статья 2017 года

Источник

Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ, педагогика: решение задач. Надомное обучение, инклюзивное образование (образовательная интеграция) социальная интеграция (социальная инклюзия) и другое

Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ, педагогика: решение задач. Надомное обучение, инклюзивное образование (образовательная интеграция) социальная интеграция (социальная инклюзия) и другое

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Деятельность педагога программа рассматривает как основу воспитания и обучения, ведь без самостоятельной творческой деятельности, без активности самого ребенка успешность воспитания и обучения детей с ОВЗ невозможна, только тогда и родится новое, творческое начало, когда педагог будет двигаться вперед и вести за собой учеников.

Перед педагогом в рамках программы, в рамках инклюзивного образования, возникает проблема развития познавательной активности. Появилась необходимость приблизить ребенка с ОВЗ к его главной цели – формированию умения учиться, развитию познавательного интереса и творческой активности, живому осмыслению, овладению содержанием предмета. Программа ориентирована на воспитание личности ребёнка с ОВЗ многогранной, успешной, счастливой, гармоничной, но это осуществимо только в том случае, если подрастающее поколение вместе со специальными приёмами обучения и методиками воспримет мировоззренческие установки, традиции нашего народа, которые заложены в социуме.

Требования к творческой стороне педагогического процесса, которые мы встречаем в данной программе, будут всегда одними из ведущих в специальной педагогике, человеку необходимо постоянно развиваться, совершенствоваться, и школа также должна меняться вместе с обществом, инклюзивное образование дало толчок к этому.

Программа расширяет преподавание за счет:

— сознательности и активности в обучении;

— прочности полученных знаний и сформированных умений и навыков;

— связи теории и практики;

— ориентированности на все уровни познания и все уровни развития индивидуума.

Теории мотиваций, аспекты познания, развитие компетенций учащегося – все это необходимо для творческого, эффективного обучения школьников с ОВЗ, по мнению автора программы.

У инклюзии в данной программе есть ряд целеполаганий – это учебный минимум, баллы, программа, специальные приемы, методики и технологии, специальное оборудование.

Форма инклюзии удобна, мобильна, перспективна и конструктивна в рамках современного образования в России.

Для систематического осуществления работы, по мнению автора, следует включать постоянно дополнительный материал для самообразования.

Ведущая идея обучения в программе заключается в создании самим педагогом условий для формирования мотивации ребенка к сохранению знаний и их углублению через применение максимально эффективных приемов работы.

На мой взгляд, основными критериями оптимальности развития в данной программе инклюзивного образования являются:

· Мажорная тональность отношений в коллективе, его сплочённость.

· Удовлетворенность участников педагогического процесса собственной деятельностью.

· Единство администрации и коллектива в понимании задач, стоящих перед образовательным учреждением, и способы их решения.

· Достижения каждого человека замечаются и своевременно стимулируются.

· Наличие совместно выработанной программы развития образовательного учреждения, готовность коллектива к её выполнению.

· Создание администрацией образовательного учреждения условий для успеха каждого члена коллектива.

· Дозирование нагрузки педагогов, осуществление психологической поддержки со стороны администрации.

Программа соответствует ФГОС по следующим критериям:

1. приоритетное развитие общекультурных компонентов,

2. системно-деятельностный подход,

3. личностно-ориентированные методы,

4. ориентация на освоение социального опыта, универсальных учебных действий,

5. обеспечение полноценного, гармоничного развития каждого ребенка,

6. мобильность и конструктивность процессов воспитания и образования,

7. принцип разностороннего воспитания и обучения.

Новые стандарты образования, новая редакция закона об образовании дает ориентиры для построения занятия в инклюзивном образовании в образовательном учреждении.

Роль классного руководителя и педагога в программе неповторима: это и наставник, и советчик, и друг, и координатор в одном лице.

В программе формирование нравственно-волевой сферы для детей с ОВЗ – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как воспитан школьник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Сегодня воспитание является приоритетным направлением, потому что – это подготовительная ступень в освоении универсальных учебных действий. И в большей степени это проявляется и достижимо, если педагог будет выполнять несколько функций для своих воспитанников с ОВЗ. Важные роли для работы в качестве педагога в инклюзии – это координатор, просветитель, наставник. Учитель все контролирует, в то же время проводит занятия в различных сферах, чаще всего связанных с культурой, педагог дает отправные точки, наставляет и направляет.

В программе много материала соответствует развитию самостоятельности – способности ставить перед собой цель и достигать ее. Рассматривает гуманистическую направленность педагога как необходимость выбора им наиболее адекватной позиции. Этому способствуют разные технологии в программе и специальная материальная база.

-инклюзивное образование (образовательная интеграция);

— социальная интеграция (социальная инклюзия);

Ситуация 1. специальное образование

Дети (12 человек) обучаются по АООП (вариант 1) для

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 3 классе. Класс находится в структуре общеобразовательной (массовой) школы.

Для гарантированного получения различного по уровню школьного образования детей с ОВЗ было разработано четыре варианта специального стандарта. Каждый вариант стандарта характеризуется по основным параметрам: уровню результата образования; структуре и содержанию образовательной программы; результатам обучения на каждой ступени, условиям, которые должны быть созданы для его освоения, и отвечают общим и особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.

Ситуация 2. инклюзивное образование

Слабовидящие дети (2 человека), систематически пользующиеся очковой коррекцией, обучаются в общеобразовательном 7 классе вместе с нормотипичными сверстниками.

Инклюзивным образованием называют совместное обучение детей без серьезных проблем со здоровьем и детей, у которых диагностированы нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, поведения, опорно-двигательного аппарата, комплексные расстройства. Методы инклюзивного образования базируются на принципе равной ценности людей вне зависимости от их физических и психических особенностей.

Ситуация 3. специальное образование

Дети (8 человек) с лёгкой степенью умственной отсталости обучаются в малокомплектном классе (2, 3 классы) по АООП (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Класс находится в структуре общеобразовательной школы.

Ситуация 4. надомное обучение

У Люды умеренная умственная отсталость в сочетании с нарушением опорно-двигательного аппарата и РАС. Учителя приходят к девочке домой, где проводят уроки, а также коррекционные занятия.

Поскольку надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок с ОВЗ. А именно: составляет индивидуальный план обучения и аттестаций, назначает преподавателей, распределяет нагрузку. Семья должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома.

Ситуация 5. Специальное образование

У Наташи умеренная умственная отсталость в сочетании с РАС и слабовидением. Мать Наташи категорически против, чтобы учителя приходили домой и проводили уроки, а также коррекционные занятия в условиях семьи. Девочка обучается в адаптивной школе по АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для обучающейся разработана специальная индивидуальная программа развития (СИПР).

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование как общепедагогической, так и специальной терминологии, характеризующей понятийно-категориальный аппарат специального образования. К общепедагогическим мы относим такие понятия, как обучение, воспитание, развитие и др. В свою очередь к специальным понятиям относятся коррекция, компенсация, адаптация, интеграция и реабилитация. Остановимся более подробно на рассмотрении некоторых специальных педагогических понятий.

Ситуация 6. социальная интеграция (социальная инклюзия)

Лена и Лариса (дети дошкольного возраста с ЗПР) посещают группу детского сада вместе с нормально развивающимися сверстниками. При этом девочки ежедневно посещают занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в этом же детском саду.

Важнейшим направлением социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья является образовательная реабилитация. В соответствии с определением, «образовательная реабилитация инвалидов представляет собой сложную систему взаимосвязанных компонентов: педагогической и воспитательной реабилитации, общего образования, специального, дополнительного образования всех уровней и видов, профессиональной подготовки и переподготовки».

Ситуация 7. социальная интеграция (социальная инклюзия)

Дети с лёгкой степенью умственной отсталости учатся в адаптивной школе (для обучающихся с умственной отсталостью), но 2 раза в месяц совместно с нормально развивающимися сверстниками участвуют в спортивных мероприятиях

Важнейшим направлением социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья является образовательная реабилитация. В соответствии с определением, «образовательная реабилитация инвалидов представляет собой сложную систему взаимосвязанных компонентов: педагогической и воспитательной реабилитации, общего образования, специального, дополнительного образования всех уровней и видов, профессиональной подготовки и переподготовки».

Ситуация 8. инклюзивное образование

В общеобразовательной (массовой) сельской школе только 1 ребёнок с лёгкой степенью умственной отсталости (ученик 2 класса). Он находится в одном классе с нормотипичными сверстниками, но учится по своей программе (на основе АООП, 1 вариант) и по учебникам, предназначенным для школьников с умственной отсталостью.

Инклюзия помогает детям с ОВЗ интегрироваться в общество, а их здоровым сверстникам – стать толерантными, способными сопереживать и помогать окружающим людям.

Существуют разные виды, методы, формы инклюзивного образования. Дети с ОВЗ могут проводить со здоровыми сверстниками весь учебный день, встречаться только на некоторых предметах несколько раз в неделю, взаимодействовать только на совместных спортивных и культурных мероприятиях. Все зависит от способности и готовности ребенка с особенностями развития воспринимать стандартную школьную программу, находиться в обществе.

Ответить на вопросы после кейса

Кириллу 7 лет. На правом ухе использует кохлеарный имплант. Прооперирован в 4 года. На левом ухе – слуховой аппарат (4-я степень тугоухости по международной классификации нарушений слуха). Имеет близкий к норме уровень общего и речевого развития, вступает в вербальные коммуникативные контакты со слышащими сверстниками. В системе дополнительного образования посещает театральную студию. Регулярно занимается с дефектологом.

Родители приняли решение обучать ребёнка в условиях инклюзивной

практики, то есть совместно со здоровыми сверстниками.

1. Соответствует ли решение, принятое родителями, возможностям ребёнка, целесообразна ли для него инклюзивная практика?

Соответствует, потому что аппараты дают возможность пользоваться речью на равных со сверстниками.

2. Как правильно организовать учебное место этого ребёнка в школьном классе

(рекомендуемая парта / один или в паре со сверстником)?

Так как у ребенка глубокая потеря слуха (4 степень тугоухости), то рекомендуется 1 парта.

При такой степени нарушения общение без слухового аппарата невозможно. Человек слышит только крик с малого расстояния, не может поговорить по телефону. Без усиления он воспринимает лишь самые громкие звуки из внешней среды, например, шум самолета, отбойный молоток, концерт рок-музыки.

3.Что необходимо учесть учителю при проведении уроков, чтобы мальчик успешно осваивал программный материал?

Глухие дети с КИ представляют собой особую группу лиц с нарушенным слухом, которые после операции и настройки программ звукового процессора приобретают принципиально иные слуховые возможности для дальнейшего слухоречевого и языкового развития. Однако отсутствие необходимых условий по оказанию комплексной индивидуально направленной помощи может привести к неудачной попытке «включения» имплантированного ребенка в среду слышащих сверстников и долговременным негативным последствиям для развития и жизни.

Инклюзия требует от образовательного учреждения преобразований в педагогической практике и образе мышления, создания таких условий воспитания и обучения, при которых ребенок с ОВЗ сможет стать полноценным участником всех мероприятий по соответствующему индивидуальному плану при квалифицированной поддержке специалистами.

При правильных реабилитационных мероприятиях дети и будут инклюзированы в общеобразовательную школу. Но инклюзия предполагает создание гибкой образовательной адаптивной среды, специальных условий в общеобразовательных школах: введение профильных специалистов, уменьшение в классе количества детей.

1. Соберите как можно больше информации о нарушении учащегося и постарайтесь получить чёткое представление о возможностях и ограничениях, связанных с нарушением.

2. Заранее расскажите остальным учащимся в классе, с чем им нужно считаться при общении с учащимся с ОВЗ по слуху. Затем учащийся и сам может ответить на вопросы одноклассников.

3. Необходимо поставить в известность учащихся школы, родителей о стоимости имплантов (слуховых аппаратов, процессора КИ) у учащегося с нарушенным слухом.

4. Ребенок с кохлеарным имплантом должен сидеть за первой партой, таки образом, чтобы стол учителя был справа от него, и желательно спиной к окну. Так ему будет лучше видно и слышно и учителя и детей. Однако лучше обсудить с ним его место. Иногда выбор зависит от того, каким «ухом» ребенок лучше слышит.

5. Постоянно помните о том, что слабослышащий учащийся вынужден всегда сильно концентрировать свое внимание. Он не может на некоторое время отвлечься, иначе потеряет нить урока. Это очень утомительно.

6. Чтение с губ требует дополнительных усилий, так как слабослышащий учащийся должен не только воспринять учебный материал, но и правильно понять речь как таковую.

7. Ребенок с кохлеарным имплантом воспринимает информацию зрительно-визуально. Когда учитель что-то говорит – ребенок должен видеть лицо говорящего. Не поворачивайтесь к ребенку спиной, когда говорите, тем более объясняете новый материал урока.

8. Не забывайте, что слабослышащий многое слышит, но необязательно правильно понимает все услышанное.

9. Старайтесь не давать слишком долгие устные объяснения, чередуйте их с письменными заданиями.

10. Поощряйте вопросы.

11. Делая важные сообщения и давая инструкции, смотрите на учащегося и говорите чуть медленнее. Более громкая речь в большинстве случаев не дает эффекта.

12. Прежде чем перейти к новой теме, напишите на доске схему.

13. Задания и домашнюю работу давайте в начале урока. Как можно больше пишите на доске. В конце урока устные задания затеряются для слабослышащего учащегося среди посторонних шумов: шуршащих тетрадей, двигаемых стульев и собираемых портфелей.

14. При возможности заранее раздайте слабослышащим учащимся конспекты по ознакомительным предметам. Если они их перепишут и прочтут, им проще будет воспринимать урок.

15. Не просто спрашивайте: «Ты понял?», но и контролируйте, так ли это на самом деле.

16. При повторении используйте другие слова. Это увеличит для ребенка с нарушением слуха возможность понимания.

17. Следите за тем, чтобы слабослышащий учащийся давал правильный ответ на поставленный вопрос; ответы и сообщения, правильные по сути, но не являющиеся ответами на поставленный вопрос, не должны вас удовлетворять.

18. Повторяйте для интегрируемого учащегося вопросы одноклассников. Не просто говорите, что что-то неверно, а объясняйте, почему. По возможности рассказывайте слабослышащему учащемуся о его контрольных работах и вместе с ним исправляйте ошибки.

19. Учащийся может рассчитывать на помощь одноклассников, поэтому давайте ему возможность оборачиваться в классе, чтобы видеть говорящего или чтобы обратиться за помощью.

20. Сопровождайте некоторые объяснения обычными бытовыми жестами.

21. Привлеките внимание слабослышащего учащегося, прежде чем начнете говорить. Иначе он упустит часть сказанного. Договоритесь с ним об определенных сигналах, например, отвечающий поднимает руку; при смене темы вы записываете на доске ключевое слово.

22. Уроки в форме дискуссии практически недоступны восприятию слабослышащего учащегося. Разместите участников по кругу и следите за тем, чтобы они не говорили одновременно.

23. Если есть возможность выбора кабинета, выберите что-нибудь спокойное, без постороннего внешнего шума.

24. Не смейтесь над слабослышащим учащимся, если он отвечает невпопад. Но позже объясните ему комичность ситуации.

25. Перед тем как заговорить со слабослышащим, выключите радио, телевизор или магнитофон, поскольку ребенок слышит все звуки сразу, как в микрофоне.

26. Никогда не обращайтесь к слабослышащему учащемуся со спины. Он может испугаться, не услышав вашего приближения.

4. Каким образом учитель может осуществлять удовлетворение такой особой образовательной потребности этого ученика, как «развитие словесной речи как средства общения»?

1. Артикулируйте, но не преувеличенно.

2. Говорите медленнее, чем обычно, но не слишком медленно, иначе нарушится темп речи, а интонация будет неестественной. Ритм и интонация как раз дают слабослышащим много информации.

3. Учитывайте то, что некоторых людей труднее воспринимать визуально, например, говорящих невнятно, людей с усами и бородой и т. п.

4. Не говорите с полным ртом.

5. Старайтесь подолгу не стоять у окна, так как смотреть против света утомительно.

6. Во время объяснения не пишите на доске.

7. Старайтесь во время урока меньше ходить по классу.

8. Писать и считывать с губ одновременно — невозможно. Следовательно, диктанты и задания под диктовку всегда будут вызывать проблемы. Найдите вместе с ассистентом решение: например, диктуйте слабослышащему учащемуся отдельно, тогда можно повторять каждое слово; сочетайте некоторые краткие слова с определенными жестами (и, в, так как. ); на уроках иностранного языка заменяйте диктант переводом и т.п.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *