Что означает загнать лошадь
Что означает загнать лошадь
Главная Вопросы и ответы
Почему? Зачем? Как? Для чего?
Всем известно, что у лошади есть свой передел нагрузки, и если она будет слишком долго бежать галопом, то выдохнется и упадет. Доведенное до такого состояния животное раньше убивали, чтобы не мучилось. Почему пристреливали загнанную лошадь?
При чрезмерных нагрузках у животного развивается легочная эмфизема — разрушаются альвеолы, случаются кровоизлияния в легкие. В народе это называют «запалом». Коме того, страдает сердце, от слишком долгого и быстрого бега лошадь может получить сердечный приступ или инфаркт.
При запале скакун либо погибает в страшных муках, либо на всю жизнь остается слабым, не способным к большим нагрузкам инвалидом — но во втором случае его нужно долго и заботливо выхаживать. Переживший эмфизему конь навсегда теряет форму, быстро устает, появляется одышка, он уже не может бегать с той же скоростью, раньше стареет и умирает.
Сегодня лошадей уже никто не пристреливает — ветеринарная медицина сделала большой шаг вперед по сравнению с 19-м веком. К тому же лошади уже не используются для путешествий и военных действий, а только для катания и скачек. Это уменьшает вероятность ситуаций, угрожающих лошадиной жизни — теперь им не надо доставлять депеши и спасать седоков от погони. А представьте себе, если раньше путешественник загонял коня посреди леса или безлюдной дороги, животное не могло идти дальше — что оставалось делать? До ближайшего населенного пункта далеко, всадник сам не может ни помочь лошади, ни дотащить ее до конюшни. Остается только пристрелить, ведь она все равно умрет.
В наши дни лошади обычно не удаляются слишком далеко от своей конюшни или ипподрома, у хозяев есть возможность быстро оказать им первую помощь и спасти от гибели. Правда, затем встает вопрос о гуманности — поскольку загнанная лошадь теряет свою работоспособность, ее не выгодно содержать, она становится пенсионером на попечении у хозяина. Поэтому тот, если ему жалко денег на содержание, может и усыпить животное. В случае, если конь слишком пострадал и его невозможно вылечить, то из гуманных соображений его также усыпляют специальными медицинскими препаратами — но не пристреливают.
Интересно, почему лошадь разрешает себя загнать до такого состояния? Неужели она не способна понять, что слишком устала, чтобы продолжать гонку? Лошадь умеет переключатся на анаэробный тип дыхания, то есть способна совершать процесс окисления без участия кислорода. Это значит, что во время быстрых скачек она задействует все ресурсы организма и может переносить огромные нагрузки, но при этом не в состоянии контролировать расход энергии, поэтому работает до полного истощения. Эффекту загнанной лошади подвержены и люди — смерти бегунов во время марафонов хоть и не часто, но случаются. Разница лишь в том, что мы способны логично мыслить и понимаем, что есть вероятность загнать себя до смерти, а вот лошади этого не понимают.
Пристрелить загнанную лошадь
Загнанных лошадей пристреливают – это знают все. Но далеко не все знают, почему. Так поступали не из жестокости, а, наоборот, из гуманных соображений. В ситуациях, когда лошадь получала серьезные, иногда несовместимые с жизнью повреждения, и стоял выбор: позволить ей умирать медленно и в мучениях или оборвать жизнь одной пулей.
Да, пристрелить живое существо не у каждого поднимется рука. И сейчас в таких ситуациях лошадей просто усыпляют. Казалось бы, с машинами таких проблем быть не должно… но они возникают сплошь и рядом. Автомобиль уже исчерпал свой ресурс, а его все еще пытаются быстренько починить и беспроблемно эксплуатировать.
Действительно, на первый взгляд, машина – это не лошадь. Поскольку она не живая, у нее в принципе не может быть повреждений, несовместимых с жизнью. Перефразируя старый анекдот про хирургов, можно даже взять номерную панель и с помощью запчастей построить вокруг нее автомобиль. Вопрос только в том, сколько времени и сил на это уйдет и имеет ли данная затея хоть какой-то смысл.
Правда жизни состоит в том, что в определенном состоянии автомобиль проще и гуманнее пристрелить, то есть сдать на металл или на разборку, чем продолжать его эксплуатировать.
Что это за состояние? Если лошадь слишком долго бежала, у нее начинают разрушаться легкие. Если автомобиль слишком долго и не особенно трепетно эксплуатировали, его ресурс рано или поздно подходит к концу. А бесконечное латание отдельных неисправностей по принципу «дерьма и палок» приводит к тому, что в итоге оказывается исчерпан ресурс сразу всех систем автомобиля – от электрики до ходовой. Сыпаться начинает все и сразу, и попытки починить машину превращаются в бессмысленный круговорот совершенно неадекватных вложений. Вложений времени, сил, нервов, денег.
Помните Кармен? Ту самую черную «Волгу», которую я купил у одноклубника за 50 тысяч в мае 2019 года? Собственно, уже сам факт, что он решился ее продавать, говорил о многом. На одометре «Волги» было без малого 200 тысяч километров (по словам специалистов, в руки которых она через некоторое время попала – как минимум вдвое больше). Мотор постукивал, кузов активно ела коррозия…
Я не строил никаких иллюзий. Эта машина нужна была мне, чтобы откататься два года (20-30 тысяч километров) на оставшемся ресурсе. Но Кармен выдержала только первый год. Дальше начались нескончаемой вереницей мелкие поломки, которые показывали, что с продажей затягивать не стоит. Я поставил цену в 30 тысяч рублей, и «Волгу» сразу же купил еще один мой одноклубник. Я честно предупредил его, что серьезно вкладываться в машину смысла нет – сколько проездит, столько проездит.
Но он пошел своим путем. Вскоре после покупки накрылся мотор. По-хорошему, в такой ситуации имело смысл снять с машины все, что легко снимается (приборка, датчики, зеркала и т.п.) и продать, а остальное сдать в металл. Как раз те же тридцать тысяч и вышли бы. Вместо этого новый владелец сделал дорогущий капремонт двигателя. И понеслось: коробка, подвеска, тысяча мелочей… При этом за год машина сделала как минимум три попытки самоубиться: один раз загорелась проводка, один раз на заведенной машине начал рекой вытекать антифриз (и только что откапиталенный двигатель чуть не сварился), один раз треснул топливный шланг под капотом, и бензин стал хлестать практически на коллектор. О таких «мелочах», как вставшая колом на трассе педаль тормоза, даже не буду вспоминать. Вложения в машину уже превысили все разумные пределы – за те же деньги можно было бы взять такую же «Волгу» в идеале…
Другому моему одноклубнику недавно предложили сломанный «Соболь» по цене металлолома. Почему бы нет? Руки у него золотые (без всякой иронии), быстренько поставит на хороший ход и продаст… С тех пор он тратит на этот «Соболь» время, и деньги, и силы, и снова время, и снова деньги… все сыпется по кругу.
И таких историй я знаю уйму. Особенно с начинающими автолюбителями, которые берут машины по низу рынка, не вполне понимая, что их ждет в ближайшем будущем. Но и опытные люди нередко попадают в ту же ловушку. Ведь машину отдают практически даром, а они прекрасно знают, как быстро и недорого починить сломанное в данный конкретный момент… но упускают из виду, что в каждый следующий момент будет ломаться что-нибудь еще. И процесс доведения автомобиля до состояния «можно ездить» будет напоминать пресловутый Сизифов труд.
Нет, конечно, некоторым этот труд нравится. Человеку по приколу взять такую «загнанную лошадь» – и сделать из нее шикарного скакуна. И это замечательно. Я сам пошел именно таким путем. Но нужно четко сознавать, что это процесс очень небыстрый и недешевый. Очень небыстрый и очень недешевый. Иначе разочарования неизбежны.
А если стоит цель «просто ездить» — «загнанных лошадей» лучше обходить стороной. А оказавшись владельцем такой машины, уметь вовремя и без лишних терзаний ее «пристрелить».
Причины такого явления, как загнанные лошади
Наверное, мало найдется людей, которые не слышали такого распространенного выражения, как «загнанная лошадь». Так же это выражение говорит, что их «пристреливают». А что означает это выражение и зачем убивать бедное животное? В этом мы и попробуем разобраться.
Лошади издавна одомашнены человеком. Это чрезвычайно выносливое и весьма резвое животное по достоинству оценили еще наши далекие предки. До сих пор, отдавая дань уважения этим друзьям человека, автомобильную мощность измеряют именно в лошадиных силах. Раннее лошадей активно использовали как средство передвижения (верхом или в упряжке), в сельском хозяйстве (так тягловую силу при вспашке земель), а также для перевозки различных грузов. И далеко не всегда эксплуатация этих верных помощников использовали аккуратно.
Как можно загнать лошадь?
В прошлом, в доавтомобильную эру, лошади были основным средством передвижения.
И нередко бывали ситуации, когда нужно было срочно доставить какую-либо посылку или информацию на достаточно длинное расстояние. Или, к примеру, человеку нужно было во что бы то ни стало уйти от погони, спасая свою жизнь. В этих ситуациях человек думал, прежде всего, о себе или о своей миссии, и только потом – о ездовом животном, поэтому гнал его до полного изнеможения.
У каждого живого существа есть свой предел выносливости.
Чаще всего сами животные себя до такого состояния не доводят, но если лошадью управляет человек, верный конь будет бежать даже в ущерб своему здоровью.
От долгой скачки на максимальной скорости лошади, в конце концов, просто падали без сил и дальше двигаться уже не могли. Это и называлось – загнать коня.
В таких ситуациях бедное животное, как правило, убивали. Почему? Разве нельзя было дать ему отдохнуть?
Почему убивали загнанных лошадей?
Увы, загнанный конь отдохнуть и стать прежним уже не может. Чрезмерные нагрузки вызывают у него легочную эмфизему. При этом разрушаются легочные альвеолы и происходит кровоизлияние в легкие. В народе в таких случаях говорят «запалили коня». Увы, при такой патологии нормальная дыхательная функция уже не восстанавливается, и лошадь либо погибает в страшных мучениях, либо навсегда остается инвалидом.
Также от перегрузок сильно страдает сердце, которое от очень долгого бега на максимальной скорости может просто остановиться вследствие инфаркта или сердечного приступа.
Если после запала животное выживает, то бегать оно уже никогда не сможет. Всю оставшуюся (весьма недолгую) жизнь оно сможет передвигаться только шагом, за ним нужен будет постоянный уход и тщательное выхаживание. У такого коня появляется постоянная одышка, быстрая утомляемость, и ни о каких, даже самых минимальных, нагрузках не может быть и речи.
А теперь давайте представим, что загнанный конь упал под седоком где-нибудь в лесу, степи или в другом безлюдном месте, и до ближайшего населенного пункта еще далеко?
Помочь наездник ему сам – не в состоянии, ветеринарной помощи ждать – неоткуда, дотащить лошадь до ближайшего поселения – сами понимаете, невозможно…
Поэтому «загнанных лошадей – пристреливают».
Сейчас такие ситуации – крайне редки, поскольку ветеринарная наука находится на гораздо более высоком уровне. Да и сложно сейчас представить себе ситуацию, в которой потребовалось бы долго и очень быстро скакать не лошади, доводя её до изнеможения. В основном этих животных в современном мире используют для катания или спортивных соревнований. Лошади содержаться на конюшнях и далеко от них не отлучаются. А спортивные состязания проходят на специально оборудованных ипподромах, где всегда есть штат ветеринарных врачей.