Что означает затраты на 1 рубль реализованной продукции
Затраты на 1 рубль реализованной продукции – формула
Затраты на 1 рубль реализованной продукции — формула
Сумма реализованной продукции равняется стоимости проданной покупателю продукции. Эту сумму можно найти в отчете о финансовых результатах предприятия в строке «Выручка». Чтобы подсчитать показатель затрат на 1 рубль реализованной продукции, необходимо полную себестоимость реализованной продукции разделить на сумму реализованной продукции.
Чтобы узнать, как рассчитывается полная себестоимость, читайте статью «Какие затраты включает коммерческая себестоимость продукции?».
Затраты на 1 рубль товарной продукции — формула
Товарная продукция — это стоимость продукции, которая была изготовлена за определенный период и готова для продажи третьим лицам. Товарная продукция измеряется в ценах для покупателей — продажных ценах. Взаимосвязь реализованной и товарной продукции определяется формулой:
РП — сумма реализованной продукции,
ТП — сумма товарной продукции в продажных ценах,
ГП1 — сумма готовой продукции на складе на начало периода в продажных ценах,
ГП2 — сумма готовой продукции на складе на конец периода в продажных ценах.
Чтобы подсчитать показатель затрат на 1 рубль товарной продукции, необходимо полную себестоимость товарной продукции разделить на сумму товарной продукции.
Затраты на 1 рубль продукции — как анализировать
Рассмотренные выше показатели являются наиболее часто используемыми при анализе себестоимости. Чем они ниже, то есть доля себестоимости ниже, тем выше рентабельность и прибыль. Разложим формулы этих коэффициентов на составляющие:
Сед — себестоимость единицы продукции,
Ктп — объем произведенной продукции,
Крп — объем реализованной продукции.
Соответственно, оба способа расчета дают единый результат.
От каких же факторов зависит значение показателя затрат на 1 рубль продукции? Для ответа на этот вопрос разложим Сед на компоненты:
Зпер — переменные затраты на единицу продукции,
Зпост — постоянные затраты.
Таким образом, при анализе изменений каждой составляющей формулы затрат на 1 рубль можно выделить такие факторы, как:
Анализ изменений этих факторов позволяет выявить слабые стороны организации, найти способы повышения эффективности производства, тем самым позволяя уменьшать показатель затрат на 1 рубль и повышать рентабельность.
Итоги
Показатель затрат на 1 рубль продукции показывает соотношение полной себестоимости к выручке, которые могут быть посчитаны как для произведенной продукции, так и для реализованной. Легче рассчитать этот показатель по реализованной продукции, поскольку значения себестоимости и выручки можно взять из отчета о финансовых результатах. Чем ниже показатель, тем лучше, тем больше прибыль. Если значение показателя стремится к 1, значит, прибыль организации стремится к нулю.
Что означает затраты на 1 рубль реализованной продукции
При выпуске предприятием одного вида продукции себестоимость единицы является показателем, характеризующим уровень и динамику затрат на ее производство.
Для характеристики себестоимости разнородной продукции в планах и отчетах промышленных предприятий используются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной продукции и затрат на 1 рубль товарной (реализуемой) продукции.
Снижение себестоимости сравнимой товарной продукции представляет собой выраженную в процентах экономию от ее снижения, отнесенную к себестоимости соответствующих видов продукции в базисном году. К сравнимой продукции относятся все виды продукции, массово или серийно производимые в базисном году на данном предприятии. При этом частичные изменения конструкции, технико-экономических параметров, комплектования или потребляемого при изготовлении продукции сырья, если они не вызывают введения новой модели (типа) изделия или нового стандарта (технических условий), не являются основанием для ее отнесения к несравнимой продукции. При резких изменениях в комплектовании изделий, которые приводят к существенному снижению (повышению) их себестоимости, эти изделия могут быть отнесены к несравнимой продукции.
Снижение себестоимости сравнимой товарной продукции исчисляется как отношение к среднегодовой себестоимости этой продукции в базисном году. Для этого планируемый объем производства каждого вида сравнимой товарной продукции умножается на плановую себестоимость планируемого года и среднегодовую себестоимость базисного года. Разница между первым и вторым произведением, представляющая собой экономию от снижения себестоимости сравнимой продукции, отнесенная ко второму из них и выраженная в процентах, является величиной планового снижения себестоимости сравнимой товарной продукции. Таким же образом определяется величина фактического снижения себестоимости сравнимой товарной продукции.
Затраты на 1 рубль товарной продукции исчисляются путем деления себестоимости товарной продукции на ее объем, подсчитанный в оптовых ценах предприятий (или приравненных к ним ценах).
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июня 1981 г. N 612 производственным объединениям и предприятиям начиная с 1983 года в пятилетних и годовых планах в составе заданий по себестоимости продукции устанавливается лимит (предельный уровень) материальных затрат в копейках на 1 рубль товарной продукции в оптовых ценах. Лимит (предельный уровень) материальных затрат на 1 рубль товарной продукции устанавливается всем объединениям и предприятиям, включая и те, которым утверждаются задания по себестоимости единицы продукции или снижению себестоимости сравнимой товарной продукции в процентах к предыдущему году. Под предельным уровнем затрат понимается максимально допустимая величина затрат (установленная исходя из плановой номенклатуры, ассортимента и качества продукции), превышение которой не допускается как по абсолютной величине расходов на каждый вид продукции, так и при выпуске ее в пропорциях (структуре), не соответствующих предусмотренным планом.
(абзац введен письмом Минфина СССР от 17.01.1983 N 10)
(абзац введен письмом Минфина СССР от 17.01.1983 N 10)
Лимит (предельный уровень) материальных затрат на 1 рубль товарной продукции определяет уровень затрат на все расходуемые на производство товарной продукции материальные ресурсы (включая затраты, связанные с использованием ресурсов природного сырья, и затраты на оплату работ и услуг производственного характера).
(абзац введен письмом Минфина СССР от 17.01.1983 N 10)
В тех отраслях промышленности, где, в виде исключения, в объем товарной продукции включается стоимость полуфабрикатов и продукции собственного производства, передаваемых для дальнейшей переработки внутри одного и того же предприятия, в лимит материальных затрат включается стоимость указанных полуфабрикатов и продукции собственного производства.
(абзац введен письмом Минфина СССР от 17.01.1983 N 10)
К материальным затратам относятся затраты по следующим элементам: сырье и основные материалы (за вычетом отходов); покупные изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера; вспомогательные материалы; топливо и энергия.
(абзац введен письмом Минфина СССР от 17.01.1983 N 10)
Величина материальных затрат, соответствующая лимиту (предельному уровню) материальных затрат на 1 рубль товарной продукции, должна совпадать с затратами по указанным выше элементам, включаемыми в себестоимость товарной продукции. При этом общая сумма материальных затрат, предусматриваемая в затратах на производство (в смете затрат), может отличаться от величины материальных затрат, включаемой в себестоимость товарной продукции, на величину материальных затрат, относимых на работы и услуги, не входящие в валовую продукцию (включая затраты, возмещаемые за счет единого фонда развития науки и техники и фонда освоения новой техники), и относящихся к изменению остатков расходов будущих периодов, остатков резервов предстоящих расходов и платежей и остатков незавершенного производства, полуфабрикатов, инструментов и приспособлений собственной выработки, а в отдельных отраслях промышленности также и на величину материальных затрат, входящих в состав других не перечисленных выше видов затрат, которые в соответствии с особенностями планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции в этих отраслях, предусмотренными отраслевыми инструкциями, учитываются в себестоимости валовой продукции, но не включаются в себестоимость товарной продукции, или не учитываются в себестоимости валовой продукции, а непосредственно включаются в себестоимость товарной продукции.
(абзац введен письмом Минфина СССР от 17.01.1983 N 10)
(абзац введен письмом Минфина СССР от 17.01.1983 N 10)
45. Планированию себестоимости должен предшествовать тщательный и всесторонний анализ сложившегося уровня затрат, в ходе которого выявляется влияние на себестоимость продукции базисного периода основных технико-экономических факторов. Особое внимание при этом должно быть обращено на выявление величины и причин возникновения затрат, не обусловленных нормальной организацией производственного процесса: сверхнормативного расхода сырья и материалов, энергии, доплат рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, потерь от простоев машин, агрегатов, аварий, брака, излишних расходов, вызванных нерациональными хозяйственными связями по поставкам сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, нарушениями технологической и трудовой дисциплины и т.п. Анализ себестоимости проводится одновременно с комплексным технико-экономическим анализом работы предприятия: изучением уровня техники и организации производства и труда, использования производственных мощностей и материальных ресурсов, структуры и качества продукции и т.п.
Наряду с этим изучается опыт передовых предприятий соответствующей отрасли промышленности: применяемая на различных стадиях производственного процесса и операциях технология, формы организации производства и труда, сопоставляются достигнутые технико-экономические показатели, включая трудоемкость, материалоемкость и фондоемкость продукции и другие показатели эффективности производства. На этой основе выявляются внутрипроизводственные резервы и разрабатываются организационно-технические мероприятия по повышению экономической эффективности производства.
46. При разработке перспективных планов и проектов годовых планов плановая себестоимость продукции определяется, как правило, путем расчета изменения затрат по основным технико-экономическим факторам. При разработке годовых и квартальных планов (техпромфинпланов) наряду с уточненным расчетом по факторам составляется сводная смета затрат на производство с расчетами к ней и плановые калькуляции себестоимости всех производимых предприятием видов продукции, работ и услуг. Результаты этих расчетов должны быть тождественными и соответствовать (с учетом изменения объема и себестоимости остатков нереализованной продукции) себестоимости реализуемой продукции, вытекающей из расчетов общей суммы прибыли, утвержденной предприятию вышестоящей организацией.
Смета затрат на производство и плановые калькуляции составляются на основе установленных для планируемого периода технически обоснованных норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии, норм выработки и обслуживания рабочих мест, расчетов трудоемкости изготовления продукции и штатных нормативов, а также нормативов денежных затрат.
Расчеты плановой себестоимости должны составляться в полном соответствии с показателями других разделов плана предприятия: по объему товарной и реализуемой продукции, внедрению новой и совершенствованию применяемой техники и технологии, улучшению организации производства, повышению производительности труда и др.
Перечень расчетов плановой себестоимости устанавливается отраслевыми инструкциями и формами к составлению проектов планов.
Рентабельность продукции: расчет и анализ
Автор: Антон Толкачев Эксперт-практик, консультант по методологии
ведения управленческого учёта
Рентабельность продукции: расчет и анализ
Автор: Антон Толкачев
Эксперт-практик, консультант по методологии
ведения управленческого учёта
Рентабельность – одно из самых широко используемых экономических понятий. В нем отражена основная суть экономической деятельности – получение прибыли. Коэффициент рентабельности, собственно, и показывает нам, насколько эффективен тот или иной бизнес-процесс, насколько велика отдача от того или иного ресурса (материального, трудового или денежного). Иными словами, сколько прибыли на единицу измерения они приносят.
Рентабельность как философский феномен
Коэффициент рентабельности чего именно, спросите вы? Да чего угодно. Этот коэффициент высчитывается делением прибыли на любой из показателей деятельности предприятия. И умножением на 100%, соответственно.
Делим чистую прибыль на размер собственного капитала (не забывая умножить на 100%) – получаем рентабельность собственного капитала. Делим чистую прибыль на размер активов – получаем рентабельность активов. На размер основных средств – рентабельность основных средств. На фонд оплаты труда и прочие затраты на сотрудников – рентабельность персонала. И так далее.
Можно посчитать рентабельность производства (делением валовой прибыли на объединенную стоимость основных фондов и оборотных средств). Рентабельность продаж (делением операционной прибыли на размер выручки).
Существует термин «порог рентабельности». Он означает минимальную прибыль, которая покрывает затраты по той или иной статье расходов. Очень важно найти этот порог, чтобы строить бизнес по правильным ориентирам и всегда понимать, за какую грань заходить нельзя.
Кстати, вы заметили, что при расчете разных видов рентабельности в расчет принимаются разные виды прибыли? Об отличиях между ними мы поговорим чуть позже.
А сейчас перейдем к основной теме.
Как рассчитать рентабельность продукции?
Рентабельность реализуемой продукции – очень важный для производственной компании показатель. Он как бы «встроен» в рентабельность продаж. Разница в том, что прибыль в этом случае надо соотносить не с выручкой, а с себестоимостью продукции (этот показатель по умолчанию меньше выручки).
Рентабельность товарной продукции может быть рассчитана как в целом по ассортименту, так и по отдельным видам изделий.
Есть четыре основных формулы расчета рентабельности продукции. Варианты зависят от того, какая прибыль берется для расчета: чистая или прибыль от продаж. То же самое относится к себестоимости: она может быть либо полной, либо только производственной.
Формула рентабельности продукции по балансу
Вся необходимая информация есть в «Отчете о финансовых результатах» (форма 2 бухгалтерского баланса), который каждая компания обязана сдавать в налоговую инспекцию.
Соответственно, все приведенные ниже коды строк баланса относятся к форме 2. Условно обозначим рентабельность продукции как Rпр.
Итак, четыре формулы показателя рентабельности продукции.
1. По чистой прибыли и производственной себестоимости:
Rпр = (Строка 2400 / Строка 2120) Х 100%.
2. По чистой прибыли и полной себестоимости:
Rпр = (Строка 2400 / Сумма строк 2120, 2210 и 2220) Х 100%.
3. По прибыли от продаж и производственной себестоимости:
Rпр = (Строка 2200 / Строка 2120) Х 100%.
4. По прибыли от продаж и полной себестоимости:
Rпр = (Строка 2200 / Сумма строк 2120, 2210 и 2220) Х 100%.
Чтобы было нагляднее, приведем фрагмент «Отчета о финансовых результатах».
Наименование показателя
Формула рентабельности по чистой прибыли или по прибыли от продаж?
В бухгалтерской отчетности выделяют три основных уровня прибыли: валовую (балансовую), операционную (она же прибыль от продаж) и чистую.
Валовая прибыль (2100) – это выручка минус себестоимость (2110 минус 2120).
Прибыль от продаж (2200) – это валовая прибыль (2100) минус коммерческие (2210) и управленческие расходы (2220).
Коммерческие расходы включают в себя, к примеру, оплату транспорта, стоимость упаковки товара, заплату продавцов, затраты на рекламу и так далее. Управленческие расходы, в свою очередь – это зарплаты административного персонала (плюс представительские расходы), вложения в переподготовку кадров, оплата аудиторских и консалтерских услуг, и т.д.
Наконец, чистая прибыль (2400) образуется, когда из прибыли от продаж вычитают сумму налога на прибыль. Это упрощенная трактовка, более полная (но не окончательная формула выглядит как 2400 = 2200 + 2310 (доходы от участия в других организациях) + стр. 2320 (проценты к получению) – 2330 (проценты к уплате) + 2340 (прочие доходы) – 2350 (прочие расходы) – 2410 (налог на прибыль). Просто во многих случаях значения строк в середине формулы оказываются нулевыми, а значит, не оказывают влияния на результат.
С прибылью (первой частью формулы) разобрались. Теперь разберемся с себестоимостью продукции.
Чем различаются производственная себестоимость и полная себестоимость?
Производственная себестоимость, как мы уже выяснили, отражается в строке 2120 «Отчета о финансовых результатах».
Как правило, в нее включают следующие статьи затрат:
При расчете полной себестоимости к строке 2120 добавляются значения строк 2210 и 2220 (коммерческие и управленческие расходы).
Анализ рентабельности продукции
Зачем нужно измерять рентабельность продукции?
Особенно стоит отметить вычисление по прибыли от продаж и полной себестоимости (в нашем варианте это формула №4). Именно ее результат стоит сравнивать с теми средними показателями рентабельности по отраслям, которые ежегодно в своем приказе публикует Федеральная налоговая служба. Значительное отклонение вашей рентабельности от среднего уровня будет служить для налоговиком сигналом к повышенному вниманию.
К примеру, за 2019 год средний по экономике уровень рентабельности продукции составил 11,4%. А вот по отраслям разброс очень велик: от 66,3% в добыче металлических руд до 2,4% в производстве автотранспорта.
Но конечно же, дело не только в том, чтобы жить в ладу с налоговой инспекцией. Измерение рентабельности единицы продукции позволяет понять свою рыночную устойчивость, во-первых, по сравнению с конкурентами (на текущий момент), а во-вторых, проанализировать ее с развитием времени.
Конечно же, в идеале коэффициент рентабельности продукции с годами должен увеличиваться (до разумных пределов). Если ситуация обратная, это серьезный повод для беспокойства.
Как повысить рентабельность продукции
У нас есть числитель (прибыль) и есть знаменатель (себестоимость). Соответственно, надо наращивать первое (увеличивая наценку или улучшая маркетинговую стратегию), либо сокращать второе (более тщательно подходя к закупке материалов, оптимизируя затраты на персонал и т.д.).
Это не делается мановением пальца или по щучьему велению, рынок всегда накладывает свои ограничения. Но, по крайней мере, путь нам ясен.
Анализ затрат на рубль товарной продукции
Эффективное управление затратами коммерческой организации подразумевает постоянную работу по снижению себестоимости, планирование и учет затрат, контроль за отклонениями с выявлением причин этих отклонений и организация информационной системы, которая позволила бы принимать обоснованные управленческие решения.
Показатель затрат на рубль товарной продукции
Для анализа себестоимости продукции в практике, чаще всего, рассчитывается показатель затраты на рубль товарной продукции. Показатель рассчитывается как отношение общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.
Расчет показателя, характеризующего уровень затрат на один рубль товарной продукции (издержкоемкость)выполняется по формуле:
При значении показателя уровне ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы – убыточным.
Данный показатель является важным обобщающим показателем себестоимости продукции. Он выгодно отличается своей универсальностью: может рассчитываться в любой отрасли производства и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.
Показатель уровня затрат на рубль товарной продукции может быть интерпретирован, во-первых, как сумма затрат, необходимых для производства одного рубля товарной продукции; во-вторых, как относительная величина, характеризующая структуру стоимости продукции.
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным продуктам, услугам или работам. В этом случае формула расчета себестоимости отдельного продукта (услуги, работы) принимает вид:
Динамика показателя может происходить под влиянием трех основных факторов:
Схема факторной системы анализа затрат на рубль товарной продукции представлена на следующем рисунке.
Влияние вышеуказанных факторов на изменение затрат на один рубль товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок и по данным о выпуске товарной продукции:
Влияние этих факторов на изменение показателя определяем по следующим формулам:
а) Влияние фактора изменения цен:
б) Влияние фактора изменения количества выпущенной продукции:
в) Влияние фактора изменения себестоимости единицы производимой продукции:
Пример анализа затрат на рубль товарной продукции
Таблица 1. Исходные данные
Товар | Выпуск, шт. | Себестоимость единицы продукции, руб. | Отпускная цена единицы продукции, руб. | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | ||||
А | 10 000 | 12 000 | 12 600 | 3,50 | 3,30 | 3,10 | 4,00 | 3,90 | 3,76 |
В | 400 | 420 | 430 | 66,00 | 63,00 | 60,00 | 75,00 | 73,00 | 70,00 |
Итого: | 10 400 | 12 420 | 13 030 | 5,90 | 5,32 | 4,98 | 6,73 | 6,24 | 5,95 |
Таблица 2. Анализ динамики затрат на 1 руб. реализованной продукции
Показатель | Базисный период, руб. | Отчетный период, руб. | Изменения к базисному периоду (+,-), руб | Изменения (+,-), факт к плану, руб. | ||
---|---|---|---|---|---|---|
план | факт | план | факт | |||
Выручка | 70 000 | 77 460 | 77 476 | 7 460 | 7 476 | 16 |
Себестоимость | 61 400 | 66 060 | 64 860 | 4 660 | 3 460 | -1 200 |
Прибыль | 8 600 | 11 400 | 12 616 | 2 800 | 4 016 | 1 216 |
По данным таблицы 2 видно, что в отчетном периоде наблюдается рост себестоимости реализованной продукции и работ, однако темп роста себестоимости (6% = 3460/61400) меньше темпа роста реализованной продукции предприятия (11% = 7476/70000).
На основании вышеприведенных данных определим уровни затрат на один рубль товарной продукции.
Таблица 3. Уровень затрат на 1 руб. товарной продукции
Товар | Базисный период, коп. | Отчетный период, коп. | Динамика к базисному периоду, % | Динамика факт к плану, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|
план | факт | план | факт | |||
А | 87,50 | 84,62 | 82,45 | 96,7% | 94,2% | 97,4% |
В | 88,00 | 86,30 | 85,71 | 98,1% | 97,4% | 99,3% |
Итого | 87,71 | 85,28 | 83,72 | 97,2% | 95,4% | 98,2% |
Данные о расходах на один рубль товарной продукции свидетельствуют о сокращении удельных затрат в целом по товарным группам, по сравнению с базисным периодом на 3% по планируемым показателям (100%-97%) и на 5% по фактическим данным (100%-95%).
В отчетном периоде наблюдаем снижение затрат на рубль реализованной продукции в силу превышающего темпа роста объемов производства и реализации работ над темпом роста себестоимости продукции.
Фактически удельные затраты организации по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 4 коп. (83,72-87,71), по сравнению с плановыми показателями удельные издержки снизились на 1,57 коп. (83,72-85,28).
Снижение значения показателя в отчетном периоде свидетельствует об успешности работы предприятия по внедрению новой техники, повышению производительности труда, соблюдению режима экономии в расходовании материальных, трудовых и денежных ресурсов, выявлению и использованию внутренних резервов.
Определим влияние факторов на изменение затрат на 1 руб. товарной продукции способом цепных подстановок.
Таблица 4. Влияние факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции
Показатель | Затраты на 1 рубль, коп. |
---|---|
Затраты на рубль товарной продукции: | |
по данным предыдущего года | 87,71 |
при фактическом объеме выпущенной продукции и при себестоимости и ценах за предыдущий год | 87,71 |
при фактическом объеме выпущенной продукции и фактической себестоимости продукции и при ценах за прошлый год | 73,96 |
при фактических данных | 83,72 |
Влияние факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции, в т.ч.: | -4,00 |
— Влияние фактора изменения цен | 9,76 |
— Изменение количества выпущенной продукции | 0,00 |
— Изменение себестоимости единицы производимой продукции | -13,76 |
Из данных таблицы видно:
1. Снижение цен реализации в отчетном периоде неблагоприятно сказалось на величине затрат на рубль товарной продукции и привело к его увеличению на 9,76 коп.
2. Изменение объема и ассортимента производимой продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом не оказало влияния на показатель.
3. Фактическое снижение удельных затрат единицы продукции благоприятно повлияло на показатель (значение затрат на рубль товарной продукции снизилось в отчетном периоде на 13,76 коп.)