Что означает зеленый крест
Почему у аптеки зеленый крест?
Сегодня вы узнаете из нашего материала, почему у аптеки зеленый крест. Рассмотрим немного конкретных исторических фактов и общих догадок.
Все мы привыкли к тому, что на аптеках размещается крест зеленого цвета. И если нужно приобрести какие-либо лекарства, ориентируемся при поиске таких заведений именно на этот символ.
Сегодня все чаще крест аптечный делают на основе светодиодов. LED элементы лучше привлекают внимание, а также позволяют таким изделиям, помимо основной функции, играть роль информационных носителей (например, трансляция надписей, и даже видео в отдельных сегментах). Кроме того, при необходимости (в зависимости от типа матрицы) можно быстро изменить цвет вывески, добавить на нее какие-то эффекты и т.д.
Но не об этом речь. Давайте все-таки разберемся, почему же аптечные кресты делают зелеными.
Когда-то они были красными
Еще в начале прошлого века на улицах европейских (да и не только) городов большинство аптек имели вывески в форме креста красного цвета. Но настал 1913 год, и появился запрет на использование этого символа в коммерческих целях.
На каких основаниях он возник? Дело в том, что красный крест с 1864 года является символом международной организации с одноименным названием. Вот и решили ее руководители со временем «прибрать к рукам» эту символику, запретив пользоваться ею коммерсантам.
Так почему же у аптеки крест стал зеленым?
Не оставаться же фармацевтам после введения запрета без известного всем символа. Согласно некоторым сведениям, идея окрашивать аптечные кресты в зеленый цвет родилась во Франции. Почему выбрали именно его? Все дело в том, что раньше большинство лекарственных средств изготавливалось из трав. А с каким цветом они ассоциируются? Правильно…
Правильность выбора именно этого цвета подтверждается и его семантикой. Он способен смягчать и снимать остроту ощущений (восприятия), и даже имеет некоторое целительное и расслабляющее действие.
Это интересно. С 1984 года зеленый крест стал официальным символом Ассоциации фармацевтов Франции. Видимо, они не хотели еще раз лишиться узнаваемого элемента, и решили узаконить права на него. Несложно заметить, что сегодня этот символ получил распространение во всем мире. И в большинстве случаев на заведениях висят светодиодные конструкции, т.к. они обеспечивают наиболее эффективное привлечение внимание потенциальных покупателей.
Как называется крест на аптеке, где встречаются синие конструкции?
Исходя из того, что этот символ «закрепился» за аптеками, он получил и соответствующее название. Такая конструкция зеленого цвета называется фармацевтическим крестом. Если же вы увидите такой символ, окрашенный в синий цвет – значит это ветеринарная аптека.
Откуда на аптеках взялись мигающие зелёные кресты
Объекты уличной среды всегда привлекают внимание, особенно когда попадаешь в другую страну. Не нужно быть Артемием Лебедевым, чтобы начать подмечать отличия, сравнивать «как у них», а «как у нас». Именно эти не всегда очевидные городские особенности придают месту индивидуальность. Некоторые из них (например, берлинские человечки на светофорах или британские почтовые ящики и телефонные будки) становятся символами города и тиражируются на магнитиках и футболках, другие остаются в тени. Когда я первый раз попал в Париж, помимо всего прочего, меня впечатлили зелёные крестообразные вывески аптек (хотя ассортиментом в них я не очень-то интересовался). И, по-моему, они вполне достойны считаться отдельным символом города. Большинство крестов сделаны или из неоновых ламп, или из светодиодов и мигают они так, что они вполне уместно бы смотрелись на техно-вечеринке.
Тут я начал задаваться вопросами. Во-первых, почему на аптеках — кресты, почему они зелёные, и откуда пошла эта традиция. Во-вторых, откуда появились эти «вырвиглазные» мигающие вывески, и кто программирует их таким образом, что, кажется, двух одинаковых найти невозможно.
Зелёный крест стал знаком Ассоциации французских фармацевтов в 1919 году, а в 1984 году был зарегистрирован как символ французского Национального совета ордена фармацевтов. И хотя владельцы аптек не обязаны использовать этот символ, организации, никак не связанные с фармацевтикой, вешать подобную вывеску права не имеют. Этот же символ используется фармацевтами в других странах Европы, а также в Великобритании и Индии. Исключениями являются Германия и Австрия, где используются красные буквы «А». На самом же деле единого международного символа фармацевтов нет. В разных странах можно увидеть аптеки со ступкой и пестиком, а также с сосудом, обвитым змеёй, и с кадуцеем.
Сама форма креста, как очевидно, является отсылкой к другому символу — Красному Кресту, который является эмблемой Международного гуманитарного комитета, созданного в Женеве в 1864 году с целью оказания помощи пострадавшим в войнах и конфликтах. Многие аптеки во Франции изначально вывешивали красные кресты вплоть до 1913 года, когда закон запретил такое использование этого логотипа. Французская ассоциация фармацевтов недолго думая выбрала другой цвет. Почему именно зелёный? Конкретный ответ на это дать сложно. Вероятно, этот цвет издревле ассоциируется со здоровьем, обновлением, ростом. Кроме того, в старину большинство лекарств делались из травяных настоев, которые также, очевидно, были зелёного цвета (отсюда пошло и русское слово «зелье»).
Во Франции на данный момент производством и установкой аптечных крестов занимаются десятки фирм, каждая из которых имеет ассортимент из 6–10 различных моделей. Все они различаются по количеству светодиодов и, соответственно, разрешению картинки, которую они могут отображать. Самые простые — вывески с 180 диодами умеют показывать геометрические узоры и время. В последнее время в традиционную зелёную гамму начали добавляться и другие цвета. Самые новые кресты имеют до 4 000 диодов, отображают Full Color и по сути представляют собой полноцветный LED-дисплей. Все вывески имеют уже «зашитую» анимацию, но некоторые поставляются вместе со специальным софтом (наподобие LabView или Simulink), который позволяет программировать её самостоятельно.
О нас
В России региональные отделения национальной организации “Зелёный Крест” действуют в 42 субъектах Российской Федерации.
Санкт-Петербургская общественная организация “Зеленый Крест” образована в 1993 году.
В 2010 году при переорганизации организация сменила название — Северо-Западная межрегиональная общественная экологическая организация «Зеленый Крест» (Северо-Западный Зеленый Крест).
Председатель Северо-Западного Зеленого Креста — Юрий Сергеевич Шевчук.
Северо-Западный Зелёный Крест к настоящему моменту объединил усилия более 70-ти предприятий, фирм и общественных организаций, занимающихся природоохранной и ресурсосберегающей деятельностью. Среди них — известные компании “Несте”, “Водоканал”, “Балтика”, “Кушелевский хлебозавод”, “Петроспирт”, фармацевтическая фирма “Фитолон”, организация “Экотрейд” и многие другие.
Ежемесячно в различных средствах массовой информации Санкт-Петербурга появляется 30-50 выступлений, подготовленных нашими сотрудниками.
Наша деятельность
— разрабатывает системы устойчивого развития территорий
— проводит работу по созданию новых экологических организаций в системе «Зеленого Креста»
— проводит общественные экологические экспертизы технологий и проектов развития территорий
— составляет прогноз развития территорий с учетом экологических особенностей и экономического развития
М ы стремимся непосредственно влиять на ситуацию в экологической политике городских властей, выдвигая или поддерживая любые инициативы, направленные на создание технологических, культурно-идеологических, правовых и природных элементов системы устойчивого развития региона. С нашей помощью сложился развитый рынок питьевых и минеральных вод, фильтров для доочистки питьевой воды, биологически активных пищевых добавок, и других экологических товаров. Мы провели ряд общественных экологических экспертиз промышленных и транспортных проектов, обеспечив участие общественности в принятии решений, оказывающих значительное влияние на развитие региона (для примера можно назвать экспертизу проекта Кольцевой автодороги вокруг Петербурга и нефтетерминала в Ораниенбауме, Морского порта в Петербурге и алюминиевых производств на территории Ленинградской области). Ежегодно мы проводим экспедиции по изучению состояния уникальных природных объектов региона и регулярные инспекторские проверки предприятий, нарушающих природоохранное законодательство.
Наши достижения
• С 1994 года “Зелёный Крест” — учредитель первой в России экологической радиостанции “Открытый Город”.
• С 1997 года организация издает собственную газету — “Зеленый Сектор”. Газета бесплатно распространяется во властных структурах города и области, офисах крупнейших фирм, организациям, учреждениям образования.
• С 1998 года “Зелёный Крест” открыл программу общественной сертификации товаров экологического назначения. На сегодняшний день сертификат “за вклад в улучшение здоровья населения” получили более 50 предприятий региона.
• В 2000 — 2001 годах “Зелёным Крестом” проводилась общественная экологическая экспедиция на Ладожское озеро. В ходе экспедиции были собраны данные, подтверждающие возможность и необходимость строительства водовода из Ладожского озера для водоснабжения Петербурга.
• В 2001 году “Зелёным Крестом” подготовлена и издана брошюра по заказу Департамента по природопользованию Правительства Ленинградской области — “Состояние окружающей природной среды на административной границе между Санкт — Петербургом и Ленинградской областью”.
• В 2002 году “Зелёный Крест” создаёт торгово — выставочный Центр экологических товаров.
• В 2002 году “Зелёным Крестом” была составлена схема перехода к устойчивому развитию модельной урбанизированной территории — района Санкт — Петербурга “Левашово — Удельная”.
• В 2003 году нами был выпущен “Путеводитель по Ленинградской области”, карта областных туристических маршрутов “Серебряное Кольцо” и цикл телефильмов о природе и культуре Ленинградской области.
• В 2004 году мы вновь провели праздник “День Фиорда” и организовали экспедицию по обследованию заказников на островах российского сектора Балтики.
• В 2005 году мы создали первую в России правозащитную радиостанцию “Свободный Голос” и провели 12 общественных экологических экспертиз.
• В 2006 году мы обследовали все заказники Санкт — Петербурга и в каждом из них выявили различные нарушения природоохранного законодательства.
• В 2008 году продолжает активно работать Клуб «зеленых журналистов».
• В 2009 году проведена общественная экологическая экспертиза проекта создания порта в Усть-Луге.
• 2010 году организованы и проведены акции, направленные на повышение туристической привлекательности региона: музыкальные фестивали «Дверь в Лето» (Выборг), «Майское Дерево» (Выборг), «День народа водь» (Усть-Луга).
• В 2011 году проведена экологическая экспедиция по Финскому заливу.
• В 2012 году проведена школа-семинар для активистов «Зеленого движения» в Калининграде.
• В 2013 году проведена юбилейная конференция в честь 20-летия Северо-Западного Зеленого Креста в Выборге.
• В 2014 году разработаны законопроекты о зеленой зоне Санкт – Петербурга и о Запрете на сжигание особо опасных отходов.
•В 2015 году выпущено второе издание книги «Удивительные и загадочные места Ленинградской области».
•В 2016 году проведена общественная экологическая экспертиза строительства порта в Калининграде.
•В 2017 году проведена школа экологических журналистов.
•В 2018 году проведено социологическое исследование на тему готовности населения к последствиям экологического кризиса.
Наши программные тезисы
1. Признавая, что в современном мире человечество не может рассчитывать на резкое уменьшение потребления природных ресурсов, принимаем, что основное направление защиты окружающей среды заключается в развитии технологий, ведущих к повышению КПД двигателей и увеличению глубины переработки как первичного, так и вторичного сырья, а основное направление воздействия на общество для экологических общественных организаций заключается в поддержке работ по развитию данных технологий.
2. Признавая, что наиболее эффективной формой управления территорией является частная собственность, выступаем за всяческое ограничение государственной собственности на природные ресурсы и на передачу в частную (индивидуальную или общественную) собственность всех видов природных ресурсов.
3. Для снижения нерациональных расходов бюджета предлагаем ввести порядок безусловной платности использования любых природных ресурсов по принципу «кто пользуется, тот и платит», как для юридических, так и для физических лиц, как в целях добычи природных ресурсов, так и в целях рекреации.
4. Признавая, что разрушение инфраструктуры в малых населенных пунктах превышает возможности бюджета по её восстановлению, в качестве последней меры для предотвращения катастрофы предлагаем бесплатно передать системы водоподготовки и водоотведения в собственность населения.
5. Для создания полноценного самоуправления на местном уровне и охраны зеленых насаждений внутри селитебных зон предлагаем передать придомовые территории в коллективную собственность жильцов домов.
6. Для снижения антропогенной нагрузки на природные территории, развития загородной инфраструктуры и частного жилищного строительства, а также повышения уровня жизни населения, в обязательном порядке передать каждому гражданину РФ по 1 гектару земель в бесплатную, не облагаемую налогами, неделимую (по принципу майората) собственность без всякого дополнительного обременения на расстоянии не более 120 км от постоянного места жительства данного гражданина.
7. Для обеспечения здоровья будущих поколений предлагаем создать условия для массового развития загородных поселков постоянного проживания, где дети могли бы проводить первые семь лет жизни, путем включения создания подобных поселков в планы развития территории, выдаче льготных кредитов для ИЖС, и прочим мерам, в перспективе ведущим к расселению крупных (более 1 млн. населения) городов.
8. Для уменьшения антропогенного влияния на природу предлагаем провести обустройство в достаточном количестве рекреационных территорий, подготовленных для организации стоянок отдыхающих, разведения костров, с пунктами оказания отдыхающим необходимых услуг, с организованным вывозом мусора, и так далее; одновременно с этим предлагаем безусловно запретить использование иной лесной и сельскохозяйственной территории для обустройства стоянок отдыхающих.
9. Для создания устойчивого экологического каркаса территории предлагаем довести площадь особо охраняемых природных территорий – заказников, памятников природы, национальных и природных парков, заповедников – до 50% от площади региона (за вычетом селитебных территорий). Предлагаем законодательно внести понятие «частная особо охраняемая территория» и на основании частной собственности на природные ресурсы поддерживать создание частных природных парков.
10. Для рационального использования природных ресурсов предлагаем в скорейшем времени внедрить в переработку вторичного сырья имеющиеся наилучшие доступные технологии с целью обеспечения 100% переработки всех видов образующихся отходов; принять меры к развитию рынков сбыта продукции из вторичного сырья.
Благодарности и почетные грамоты
Почетная грамота Губернатора Ленинградской области
Юрий Шевчук Зеленый Крест. Грамота Губернатора
ГРАМОТА ОТ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ
Юрий Шевчук, Интренациональный Союз писателей
Презентация по истории на тему «Международный Зелёный крест»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект 7«Г»класса на тему: «Международный Зелёный крест»
Зеленый крест – общественная организация На сегодняшний день, экологическая органи-зация «Зеленый крест», основное внимание обращает на реализа-цию мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, и сохранения её для будущих поколений с теми же ресурсами, которые сегодня нахо-дится в распоряжении людей.
История создания организации Экологическая организация – «Международный Зелёный крест» была основана в России Михаилом Горбачевым в 1993 году после завершившейся конференции в Рио-де-Жанейро. В январе 1990 года во время обращения к Глобальному форуму по окружающей среде и развитию, в Москве, президент СССР Михаил Горбачёв вынес на обсуждение мысль о том, чтобы создать организацию, которая займется экологическими про-блемами и будет способствовать их решению на международном уровне.
Роль первого президента СССР в создании организации 18 апреля 1993 года была создана международная экологическая организация «Международный Зелёный крест». Её основателем является бывший президент СССР и нобелевский лауреат мира Михаил Горбачёв. По словам Горбачёва, МЗК является «рабочей альтер-нативой» Международного Красного креста с той раз-ницей, что организация занимается проблемами экологии, а не медицины. Эмблема организации «Международный Зелёный Крест»
Цели организации «Зелёный крест» Цель создания «Между-народного Зелёного Крес-та» — принятие мер, на-правленных на обеспече-ние устойчивого и безопа-сного будущего планеты, а также экологическое просвещение, воспитание чувства ответственности за последствия влияния цивилизации на окружа-ющую среду.
Первый президент СССР Михаил Сергеевич Горбачёв сажает деревья
Методы работы организации На сегодняшний день экологичес-кая организация «Международный Зелёный крест» основное внима-ние обращает на реализацию мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, и сохранения её для будущих поколений с теми же ресурсами, которые сегодня находится в распоряжении людей. Участники «Зеленого креста» занимаются научно-практической деятельнос-тью, которая охватывает широкий спектр проблем, связанных с эколо-гией. Экологическая организация использует разного рода методы работы по привлечению населения к участию в предотвращении вред-ного воздействия человека на при-роду.
Структура «Зелёного креста» В структуру «Международного Зелёного креста» входят регио-нальные организации, которые находятся в более 20 регионах Российской Федерации. Они также занимаются разработкой и реали-зацией программ и проектов, таких как: «Преодоление вредных эколо-гических последствий гонки воору-жений», «Социально-медицинская и образовательная поддержка насе-ления», «Экологическое образова-ние и просвещение», «Молодежь – за природу», «Чистая вода» и др. Эти программы обеспечивают решение разного рода проблем, которые связаны с охраной окружающей среды, учитывая взаи- мосвязь возможностей региональ-ных организаций и местных интересов.
Благотворительная деятельность Общественная экологическая орга-низация занимается благотвори- тельной деятельностью. Она осу-ществляется в организации меди-цинского обследования населения, бесплатных путевок в летние оздо-ровительные лагеря для детей из экологически неблагополучных районов, где располагаются объек-ты хранения и уничтожения ору-жия химического типа и радиаци-онного загрязнения. Участники «Зеленого креста» оказывают по-мощь деревенским школам и при-ютам, выделяют средства на прио-бретение лекарств и осуществляют другую, полезную для общества деятельность.
Работа МЗК в Краснодарском крае Московский «Зелёный крест» с 1995 года сот-рудничает с таманской школой № 9 и проводит экспедиции для школь-ников России, целью которых является ис-следование экологиче-ского состояния бере-говой линии Таманско-го полуострова.
Давайте украшать Землю!
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация по истории на тему «Международный Зелёный крест» использовалась на внеурочном занятии в 7 классе, посвящённом проблемам экологии в современной России. Экологическая организация – «Международный Зелёный крест» была основана в России Михаилом Горбачевым в 1993 году после завершившейся конференции в Рио-де-Жанейро. В январе 1990 года во время обращения к Глобальному форуму по окружающей среде и развитию, в Москве, президент СССР Михаил Горбачёв вынес на обсуждение мысль о том, чтобы создать организацию, которая займется экологическими проблемами и будет способствовать их решению на международном уровне.
Номер материала: ДБ-1350618
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
О могильных крестах
Раскопки Лужецкого монастыря в 1999—2000 годах засвидетельствовали интересные факты. Выяснилось, что во второй половине XVII века в Лужецком монастыре происходило бурное строительство. При этом в фундаменты возводимых в XVII веке построек замуровывались старые надгробные плиты с русских кладбищ. Надгробий, пущенных на строительный камень, оказалось настолько много, что возникает впечатление, что окрестные кладбища были в некий момент практически полностью очищены от надгробных плит. При этом, спрятанные сегодня от глаз, в фундаментах, эти старые надгробия, как правило, совсем не похожи на те, которые выдают сегодня за якобы «старинный русский образец».
Почти все старинные надгробия, раскопанные в Лужецком монастыре, покрыты такой же резьбой, что и надгробные плиты Старо-Симонова монастыря: на них изображено нечто совсем непохожее на крест, который мы привыкли видеть на современных надгробиях. Судите сами. Единственно, что есть общего между древнеславянской религиозной символикой и современной Православной — наличие изображения Солнца в центре.
После снятия верхнего слоя земли, у северной стены главного монастырского Собора Рождества Богородицы открылся фундамент небольшой церкви, построенной в XVII веке.
Внутри этого фундамента уже в наше время сооружён крест, символ современной православной церкви. Как видите, ни такого креста, ни вообще креста на древних русских надгробиях не было, хотя христианство на Руси в то время уже было!
В фундаменте этой разрушенной церкви оказались положены надгробные плиты со старых русских кладбищ, датированные XVI — начала XVII веков. Были там обнаружены и более «свежие» надгробные плиты. Одна датирована 7159 годом, — в пересчёте на современное летосчисление — это 1651 год. Вторая датирована 7177-м годом, это 1669 год по новому летоисчислению. Следовательно, фундамент этой церкви был сложен после 1669 года, поскольку плита 1669 года уже оказалась замурованной в нём.
Вот эти надгробные плиты, которые во времена правления династии Романовых, были повсеместно демонтированы и использованы в качестве строительного материала.
Получается, что никаких крестов до середины XVII века на могилах русских людей не было, притом что крещение Руси, как утверждается, состоялось в 988 году. Почему в истории Христа во второй половине XVII века появился крест?
Его даёт нам Энциклопедия: в 1650-х — 1660-х годах состоялась «Церковная реформа патриарха Никона». Предпринятые тогда патриархом Никоном богослужебно-канонические меры, направленные на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой традицией, вызвали раскол Русской церкви и повлекли возникновение многочисленных старообрядческих течений.
Как раз именно в этих годах на всех русских кладбищах были снесены все надгробные плиты со старой христианской символикой (бескрестовой).
Ответ второй — славяне были солнцепоклонниками довольно длительное время и после крещения в некоторых, особенно северных областях.
Имеет место такое свидетельство:
«Нет никакого сомнения в том, что славяне были солнцепоклонниками, на это указывает и арабский путешественник X в. аль-Масуди. Он пишет, что у славян был даже храм с раскрывающейся крышей и пристройками, из которых наблюдали восход. Мёртвых хоронили, повернув их головы на восток или ориентировав их глаза или лицо в этом направлении. И спать рекомендовалось, повернув голову на восток. Приветствия и молитвы поднимающемуся или заходящему солнцу известны в Южной Польше, Белоруссии и на Украине. Поклонение солнцу как божеству вошло и в христианский культ. Известен обычай, распространенный среди лужицких славян в Восточной Германии, входя в церковь, повернуться и приветствовать восходящее солнце».
Итак, почему на Руси во второй половине XVII века появился крест в качестве религиозного символа Православия?
Причём в одном случае на кресте изображается «распятое Солнце», в другом случае — распятый Христос-Спаситель.
Источник
Ответ на этот вопрос особо искать не надо: крест — это древнейший солярный символ, символ солнца. В сознании миллионов древних людей, населявших когда-то землю, это был символ жизни, благополучия, радости. Но в дальнейшем этот древнейший символ солнца стал нести на себе печаль, знак скорби и смерти. Символ жизни стал широко употребляться в качестве символа смерти. Таковым крест стал после того, как на символ солнца церковь наложила фигурку убитого (распятого) человека, после чего стала тиражировать этот символ распятия в миллионах экземплярах.
Немецкие нацисты, как известно, подобным образом «убили» другой древнерусский символ — свастика или коловрат (знак вращения солнца). В годы второй мировой войны под знаком этого древнерусского символа нацисты погубили около 50,0 млн. человек. И теперь у подавляющего большинства людей, живущих на планете, никаких позитивных эмоций и мыслей этот символ, конечно же, не вызывает.
Крест — символ смерти
Теперь рассмотрим, как в свете этого значения креста, выглядят многие ритуалы и способы применения креста как символа смерти.
Кроме кладбищ, кресты в наше время устанавливаются на христианских храмах и церквях. Характерным свойством многих христианских храмов, как вы, наверное, знаете, является присутствие в них человеческих останков — мощей. В этом смысле чисто символически христианский храм представляет из себя как бы могилу, место погребения, что уже достаточно для помещения над ним креста — символа смерти. Но в храме находятся и живые люди. Что же они там делают? Они готовятся к смерти. Они пытаются искупить грехи, чтобы после смерти получить некоторые выгоды. Даже если они не владеют техникой умерщвления плоти, они придают особое значение моменту смерти, так как он является для них особым моментом — началом существования после смерти. В некотором смысле можно сказать, что они уже наполовину мертвы, а храм, увенчанный крестом, является для них своего рода выросшей из земли общей могилой — переходным мостиком с этого света на тот.
Задумайтесь теперь, что происходит, когда человек «осеняет себя крестным знамением», или хуже того, надевает этот символ мучительной смерти на себя. Этим человек показывает другим людям, что он как бы мёртв или стремится умереть, так как земная жизнь для него явление, в общем-то, незначительное в сравнении с предстоящей после смерти вечностью, «смертельной вечности».
Задумайтесь над тем, что происходит, когда священник крестит вашего ребёнка, налагая на него символ смерти.
Таким образом, можно достоверно заключить, что сооружения и люди, несущие на себе символ креста, с помощью этого символа показывают, что они не принадлежат уже миру живых, а принадлежат миру мёртвых.
Графические типы крестов
Значение
крест — Равнолучевой крест с кругом. Является характерным символом
кельтского христианства, хотя имеет более древние языческие корни.
крест — Греческим крестом называют крест, у которого линии имеют равную
длину, перпендикулярны друг другу и пересекаются в середине.
крест — Латинским крестом (лат. Crux immissa, Crux capitata) называют
такой крест, у которого поперечная линия делится вертикальной пополам,
причём поперечная линия находится выше середины вертикальной линии.
Обычно он ассоциируется с распятием Иисуса Христа, то есть, тем самым, с
христианством в целом.
До Иисуса таким символом обозначался, кроме всего прочего, посох
Аполлона — бога солнца, сына Зевса; такой символ нередко чеканили на
древнегреческих монетах.
С четвёртого века нашей эры латинский крест стал тем, с чем он
ассоциируется сейчас — символом христианства. Сегодня он также
ассоциируется со смертью, виной (нести крест), кроме того — с
воскрешением, возрождением, спасением и вечной жизнью (после смерти). В
генеалогии латинским крестом обозначают кончину и дату смерти. В России
среди православных латинский крест зачастую считался несовершенным и
презрительно назывался «крыж» (от польск.krzyz — крест, и ассоциировано с
крыжить — обрезать, обрубать).
Апостола Петра / Перевёрнутый крест — Крестом Апостола Петра называют
перевёрнутый латинский крест. Апостол Пётр принял мученическую кончину в
67 годучерез распятие вниз головой. Это событие художественно описано
Генриком Сенкевичем в книге «Камо грядеши». Данный символ изображён на
троне Папы Римского, полагаемого переемником апостола. Но в то же самое
время, перевёрнутый крест ассоциируется с антихристианством и
сатанизмом.
крест — Архангельским крестом (крестом Голгофы, лат. Golgata cross)
обозначали особый крест, который символизировал архангелов — высших
существ, покровителей верующих людей в христианстве.
крест — Лотарингский крест (фр. Croix de Lorraine) — крест с двумя
поперечинами. Иногда называется патриаршим крестом или архиепископальным
крестом. Означает чин кардинала или архиепископа в католической церкви.
Этот крест является также крестом Элладской православной церкви.
Крест — Разновидность латинского креста, но с тремя поперечинами.
Иногда такой крест называется западным тройным крестом.
Православный христианский крест, который чаще всего используется Русской
и Сербской православными церквями; содержит, кроме большой
горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на
кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или
INRI на латыни). NИКА — Победитель. Нижняя косая перекладина — подпорка
для ног Иисуса Христа, символизирует «мерило праведное», взвешивающее
грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую
сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую
сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую
сторону, своим хулением Христа ещё более усугубил свою посмертную участь
и попал в ад. Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя
Иисуса Христа.
на некоторых христианских крестах изображается внизу череп или череп с
костями символизирует падшего Адама (включая его потомков).
У молокан нижняя косая перекладина наклонена наоборот, в правую сторону.
крест — Армянский крест — крест с неравной длиной и декоративными
элементами на лучах. Сходные по форме кресты (с трилистно-квадратными
завершениями и пр.) использовались с начала XVIII века в гербе
армяно-католического сообществ амхитаристов, имеющего обители в Венеции и
Вене.
крест — Крест, на котором распяли апостола Андрея Первозванного, по
преданию был Х-образным. Используется на флаге Российского
военно-морского флота и Шотландии.
крест — Тамплиерский крест — знак духовно-рыцарского ордена тамплиеров,
основанного в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во
главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Один из первых
по времени основания из религиозных военных орденов, наряду с
госпитальерами.
крест — Похожий на тамплиерский крест, включающий в центре увеличенный
круг или ромбовидную фигуру. Подобная форма крестов является
распространённой в землях древнего Новгорода. В других землях и среди
иных традиций данная форма креста используется редко.
крест — Мальтийский крест (лат. Cross of Maltese) — знак
могущественного рыцарского ордена госпитальеров-иоаннитов, основанного в
XII веке в Палестине. Иногда называется крестом Святого Иоанна
Иерусалимского или Георгиевским крестом. Символом рыцарей Мальтийского
ордена стал белый восьмиконечный крест, восемь концов которого
обозначали восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире.
лапчатый крест — Прямой равноконечный крест, вариант так называемого
креста лат. Cross pattee. У этого креста, лучи сужаются к центру, но не
имеют, в отличие от Мальтийского креста, вырезов на концах.
Используется, в частности, в изображении Ордена Святого Георгия, Креста
Виктории.
крест — Тип крестов, наиболее широко известный и используемых в Грузии с
V века. Используется повсеместно наравне с крестом Святой Нино.
крест — Крест Тевтонского ордена — знак духовно-рыцарского Тевтонского
ордена, основанного в конце XII века. Столетиями позднее, на основе
креста Тевтонского ордена, были созданы различные варианты широко
известного военного ордена Железный крест. Также Железный крест и поныне
изображается на военной технике, в качестве опознавательного знака,
флагах и вымпелах ВС Германии.
реже Balkenkreuz, тж. балочный крест — Второе название обусловлено
использованием как опознавательного знака военной техники Германии с
1935 по 1945 гг.
— Крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными по часовой
стрелке, либо против часовой стрелки. Древний и широко распространенный
символ в культуре разных народов — свастика присутствовала на оружии,
предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась
при оформлении храмов и домов. Свастика как символ имеет много значений,
у большинства народов они были положительны до того, как она была
скомпрометирована нацистами и отменена от использования. У древних
народов свастика была символом движения жизни, Солнца, света,
благополучия.
Бога — Солярный Крест Славян, Rece Boga. Название и вид креста отсылает
к культу Атон Ра, введёному Эхнатоном, в котором солнце изображалась с
лучами-руками, идущими к каждому на земле.
крест — Символ организации Красный Крест и службы Скорой медицинской
помощи. Зелёный крест является символом аптек. Синий — ветеринарной
службы.
— Символ масти трефы (другое название «крести») в карточной колоде.
Названа по кресту, изображаемому в виде трилистника. Слово заимствовано
из французского, где trefle — клевер, в свою очередь от латинского
trifolium — сложение tri «три» и folium «лист».
святой Нины — Христианская реликвия, крест, сплетённый из виноградных
лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как
направить её в Грузию.
или Антониевский крест — T-образный крест. Крест Антония — крест
Т-образной формы в честь основателя христианского монашества Антония.
Согласно некоторым источникам, он жил 105 лет и 40 последних провел на
горе Колзим неподалеку от Красного моря. Крест святого Антония также
известен как лат. crux commissa, египетский или тау-крест. Франциск
Ассизский сделал этот крест своей эмблемой в начале XIII века.
крест — Четыре лепестка, загнутые в форме, напоминающей свастику. В
Стране басков распространены два варианта креста, с направлением
вращения по часовой и против часовой стрелки.
Послесловие
Источник
Церковные идеологи и даже составители этимологических словарей утверждают, что слово «крестьянин» произошло от слова «христианин», а слово «крест» — от имени собственного — Христос (нем. Christ, Krist). Как видим, и здесь речь идёт о «заимствовании», на этот раз — из германского языка. Сталкиваясь с подобными интерпретациями, невольно задаешься вопросом: до какой же степени неграмотности надо дойти, чтобы утверждать подобные вещи?!
Всем нам хорошо знакомо слово «кремень» в значении твердого камня-минерала для высекания огня, использующегося в современных зажигалках. В старину, до появления серных спичек, огонь высекали огнивом из кремня с использованием трута.
Вторым названием огнива было «кресало» или «кресево». Под словом «кресать» подразумевалось высекать искры из кремня. Любопытно, что от этого же корня образовалось слово «кресить» в значении воскрешать или оживлять (высекать искру жизни):
«Игорева храброго полку не кресити (т.е. не воскресить)» («Слово о полку Игореве»).
Отсюда же пословицы: «Упрямого креси, а он в могилу лезет», «Не бывать ему на кресу (т.е. не ожить)» и т.д. Отсюда же «кресенье» — старинное название седьмого дня недели (ныне — воскресенье) и «кресень»(кресник) — древнее обозначение июня месяца.
Все приведённые выше слова происходят от древнерусского «крес» — огонь. Действительно, получаемый путём высекания искусственный жертвенный огонь-крес в глазах наших далёких предков как бы воскресал заново, оживал, возрождался, поэтому к нему относились с таким почтением. Нетрудно догадаться, что древнерусские слова «крес» (огонь) и «крест» (приспособление, с помощью которого он добывался) состоят в самом близком этимологическом родстве и по своей архаичности намного превосходят любые христианские толкования.
Обильно украшая крестами одежду, русские вышивальщицы вовсе не помышляли о прославлении символа христианской веры и уж тем более — орудия казни Иисуса: в их представлении он оставался древним знаком огня и Солнца. Так же несостоятельно утверждение церковников и этимологов-атеистов о происхождении слова «крестьянин» от слова «христианин»: и в этом случае мы имеем дело с элементарной подтасовкой понятий.
Против данной версии прежде всего говорит то, что «крестьянами» на Руси во все времена называли исключительно землепашцев и никогда — представителей знати, хотя и те, и другие придерживались одной христианской веры.
В этимологическом, лексическом и смысловом родстве слов «кресс», «крест» и «крестьянин» не приходится сомневаться. Подобно «огнищанину» (земледельцу), «крестьянин» был тесно связан с огнём-«кресом» и, естественно, с орудием его добывания — крестом. Не исключено, что связано это было с использовавшейся тогда огневой (подсечной) системой земледелия, при которой крестьянам приходилось выжигать и выкорчевывать лесные участки под пашню. Срубленный и спалённый таким образом лес назывался «огнище», отсюда — «огнищанин», т.е. землепашец.
В.И. Даль в своём словаре совершенно справедливо отождествляет слова «крестьяне» и «огнищане», поскольку смысловое значение их абсолютно одинаково и восходит к одному и тому же слову — «огонь-крес».
Признав официально крест как символ своего вероучения, христианская церковь превратила его в символ страдания и покорности. Ссылаясь на евангельские сказания о том, как Христос во искупление грехов человеческих безропотно нёс на себе позорный крест на гору Голгофу, а затем был распят на нём, духовенство внушает верующим, что все их страдания на земле являются, по сути дела, крестом Христовым, который возлагается на плечи каждого христианина. И люди, которые верят этому учению, должны терпеливо нести на себе этот крест во имя спасения на «том свете». Нетрудно видеть, что эти утверждения церковников имеют определённую цель — заставить людей уверовать в необходимость рабской покорности «судьбе», которую для них готовят другие, ослабить волю народа, заставить их смириться со своим положением, отвлечь от борьбы за переустройство общества, за своё счастье на земле, за созидание на земле Царства Божиего, благовествование о котором и является основой учения Иисуса, которое было подменено чем-то иным, ставшим основной исторически сложившегося христианства.
Ведь Церковь учит так:
«1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже с Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскуо Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь».
По своему существу Никейский символ веры — пересказ биографических повествований Нового Завета своими словами в меру совестливости и понимания, т.е. он — предание старцев, из которого исключены все слова самого Христа, рассыпанные авторами канонических Евангелий по своим текстам. Вследствие этого Никейский символ веры должно было начинать словами: «Верую в предания старцев — отцов церкви, — которые учат, что я…» (стих 9 в нём об этом же) и далее по тексту Символа вhры.
Устранение из Символа веры речей самого Христа не может не иметь религиозных и внутриобщественных последствий для обществ, чья духовная и вся прочая культура выросла из Никейской догматики. Символ веры, хотя и существует вместе с каноном Новозаветных писаний, не отрицающим прямо Благовестие Христово, в одной и той же церкви, тем не менее он не столь безобиден, как может многим показаться. Иисус же своих современников по плоти учил совсем другому, что в молчании церкви столетиями подменяют отсебятиной:
«С сего времени Царствие Божие благовествуется и всякий усилием входит в него (Лука, 16:16).
Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его, и это всё (по контексту благоденствие земное для всех людей) приложится вам (Матфей, 6:33).
Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное (Матфей, 5:20).
Господь Бог наш есть Господь единый (Марк, 12:29).
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Матфей, 22:37, 38).
Не всякий говорящий Мне «Господи! Господи!» войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Матфей, 7:21).
Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам; ибо всякий просящий получает, ищущий находит, и стучащему отворят (…) Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него (Лука, 11:9, 10, 13).
Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… (Иоанн, 16:13)
Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: подымись и ввергнись в море, и не усомниться в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам (Марк, 11:23, 24).
Молитесь же так: Наши дни: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки!» (Матфей, 6:9 13).
Не придёт Царствие Божие приметным образом (…) ибо вот Царствие Божие внутри вас есть (Лука, 17:20, 21)».
Это — два взаимно исключающих вероучения. И Церковь, как это ни печально, далека от того, чему учил Христос и мировоззренчески, и символически.