Что означает зеленый цвет на флагах мусульманских стран
Почему зелёный цвет считается традиционным цветом мусульман?
Почти на всех флагах исламских государств присутствует зелёный цвет. Этот цвет считается традиционным цветом ислама. Между тем, на флагах государств арабского мира, и других мусульманских стран, часто встречаются чёрный, белый и красный цвета. Они также являются традиционными для мусульман. В геральдике каждый цвет имеет своё символическое значение.
Почему же именно зелёный стал главным цветом ислама?
Саммит Лиги арабских государств
VII век. Решается судьба Аравии – быть ей мусульманской, или языческой. В 624 году состоялось генеральное сражение – битва при Бадре, после которой Абу-Суфьян, лидер язычников, был взят в плен. Мохаммад пощадил поверженного врага, и Абу-Суфьян вскоре принял ислам и стал союзником Мохаммада. С тех пор язычники были обречены.
Мусульмане триумфально вошли в Мекку и сокрушили языческие идолы в Каабе.
Однако тогда войска Мохаммада ходили вовсе не под зелёными знамёнами – взятие Мекки прошло под эгидой чёрных и белых знамён. Можно сказать, эти цвета стали для мусульман символом победы и мужества.
Битва при Бадре. Арабский манускрипт
Зелёный же цвет символизирует собой райский сад Джаннат, где долгое время жили Адам и Ева (Хавва). В священных писаниях говорится:
«В любом месте, куда ни посмотришь, в Раю великое блаженство и великая власть Аллаха. Они одеты в одежду из зеленого тонкого шелка и плотного атласа».
Так зелёный цвет приобрёл своё сакральное значение для мусульман. Впервые, как традиционный, он стал использоваться в X веке, во время правления шиитской династии Фатимидов, через два века после масштабных завоеваний, когда арабы захватили территории от Персидского залива до Магриба (северо-западная оконечность Африки).
А в X веке Аравия подвергается нашествию крестоносцев. Европейские завоеватели далеко не продвинулись, однако многое получили после своих походов – им в руки попали труды арабских учёных, а также они переняли некоторые традиции, в том числе – в сфере геральдики. Так начинается популяризация зелёного цвета уже в европейской геральдике.
Карта арабского мира
Фатимиды оставили в истории Аравии огромный след, и на сегодня зелёный цвет присутствует на флагах большинства исламских государств, и его значение с тех пор не изменилось.
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и подпишитесь на канал. Ваша поддержка очень поможет нам в его продвижении и развитии!
Было ли знамя пророка зеленым?
Светлой памяти Льва Николаевича Гумилева
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Ислам наложился на все предшествовавшие ему древние культуры и народности Востока, и, после утверждения своего господства над ними, дал им новый Закон, изложенный в Коране. В 622 г. Христианской эры произошло бегство (арабск.: Хиджра) Мухамммеда из его родного города Мекки (где ему угрожала кара за проповедь нового вероучения) в город Ятриб (Медину), издавна конкурировавший с Меккой (не зря говорят, что «нет пророка в своем отечестве»). А к моменту смерти Магомета в 632 г. Христианской эры (или 10 г. Хиджры, по новому мусульманскому летоисчислению) пророк, окруживший себя необычайно фанатичными и храбрыми людьми, порвавшими ради него и новой веры все семейные и родоплеменные связи, был уже повелителем всего Аравийского полуострова. Его воины (охваченные религиозным пылом «провозвестников нового мира» и уже имевшие многолетний опыт службы в войсках соседних государств, с которыми теперь вознамерились воевать) устремили свои взоры как на зороастрийский Иран, так и на христианский Запад, намереваясь нести на остриях мечей учение своего пророка и туда. Халиф (наместник пророка) Омар, друг и советник Мухаммеда, в 638 г. вступил в Иерусалим.
В качестве навершия мусульманских знамен (как и в качестве эмблемы на щитах воинов ислама) часто использовался магический знак-оберег, так называемая «рука Фатимы» (дочери пророка Мухаммеда, супруги «хызрата» Али). Но это так, к слову.
Говоря об исламе как религии и об изначально присущем этой религии стремлению к экспансии, необходимо учитывать следующее обстоятельство.
С точки зрения ислама весь обитаемый мир подразделяется на три «области»:
Это три «области», модель которых определяет три «подобласти», особый правовой, морально-нравственный и гуманитарный режим действий.
В эпоху, предшествовавшую периоду Крестовых походов, христианская Европа стояла перед крайне опасной (для всякого верующего христианина, озабоченного не только земным существованием своей бренной телесной оболочки, но и спасением своей души) перспективой постепенного освоения и захвата мусульманскими завоевателями.
Почти одновременно, в 751 г., экспедиционному корпусу арабского полководца Зияда ибн Салиха удалось, при поддержке тюркского племени карлуков (обратившихся в ислам), нанести поражение армии китайской империи Тан и положить конец претензиям китайцев на Среднюю Азию, превратившуюся в мусульманский регион (хотя и не сразу).
Во все времена, как тогда, так и ныне, Палестина в такой ситуации оказывалась как бы между двумя жерновами. Сегодня мы даже не можем представить себе, насколько богатой и процветающей была эта неоднократно перемалываемая беспощадными жерновами истории страна, некогда текшая, по выражению папы римского Урбана II, «млеком и медом», поскольку ее хозяйство, вследствие многочисленных войн, не прекращающихся и поныне, пришло за последние столетия в глубокий упадок, причем оказалась практически уничтоженной древняя оросительная система, а население было поставлено на грань вымирания. В эпоху поздней Римской империи в этой нынешней «священной пустыне» располагалось бесчисленное множество древних городов с сотнями тысяч жителей.
Впоследствии однако султаном стал именоваться в мусульманском мире всякий представитель светской власти, в противоположность имаму (религиозному авторитету). Хотя в дальнейшем имамы не раз объединяли в своих руках как духовную, так и светскую власть (например, имамы низаритов, имам Шамиль в эпоху Кавказских войн первой половины XIX в. и т.д.)
Впервые слово «султан» в этом новом, персонифицированном, смысле, было употреблено историком Табари по отношению к Муваффаку, брату халифа аль-Мутамида (876).
С середины XI в. п.Р.Х., когда туркменские племена-огузы (ставшие известными под именем турок-сельджуков), свергнув власть Буидов и заняв их место светских владык при бессильных аббасидских халифах Багдада, установили свою власть на большей части Арабского Халифата (после чего, в свою очередь, достаточно быстро иранизировались), «султанами» стали называть себя только главы независимых династий (например, династии Сельджукидов), в то время как их родственники и вассалы должны были довольствоваться более скромным титулом «царь» (по-арабски: «малик», по-персидски: «шах»).
Почему зеленый цвет особенно любим мусульманами?
Почему зеленый цвет особенно любим мусульманами? Возможно, дело в том, что зеленый цвет ассоциируется с цветом растительности. Если учесть, что ислам возник в арабской среде, для которых была привычной жизнь в пустыне, среди безжизненных барханов и голых скалистых гор, то понятно предпочтение, которое арабы отдали зеленому цвету. Там, где зелень – там оазис, там вода, там жизнь. Но не обязательно жить в пустыне, чтобы полюбить зеленый цвет. Например, татары никогда не испытывали недостатка зелени вокруг. Правда, долгие зимы, конечно же, вызывали ностальгию по весне, по первой листве, по буйной зелени лета. Такая татарская фраза, как «ямьле яз» или «ямьле җәй» подразумевает красоту зелени, ведь «ямь» является производным от слова «яшел» (зеленый). Получается, что для татарского мировосприятия понятия «зеленый» и «красивый» в определенном контексте являются одним и тем же. Для сравнения, в русском языке понятие «красота» восходит к красному цвету (весна-красна, лето красное).
Оказывается, любовь к зеленому цвету объясняется не только национальными предпочтениями или особенностями мировосприятия арабов или татар. Ученые доказали, что даже просто смотреть на зеленый цвет полезно для зрения.Зеленый цвет успокаивает нервную систему и снимает напряжение глазных мышц.Следовательно, человек генетически или подсознательно предрасположен к восприятию зеленого цвета как цвета покоя и безопасности. Свидетельством тому применение зеленого цвета в современной жизни: зеленый свет светофора, зеленые указатели эвакуационных выходов, т.е. пути к спасению. Или вот еще пример: оказалось, что обои светло-зеленого цвета увеличивают освещенность комнаты сразу на 15-20%, что также помогает глазам. Чем не повод полюбить зеленый цвет?
Исламский флаг
Исторически сложилось мнение, что Флаг Ислама (Alam al-Islam) или Исламский Флаг, который еще называют Флагом Шахада (Alam al-Shahada), являлся флагом первого Халифата, и сейчас используется широко мусульманами: он был белого цвета с черной надписью или черного цвета с белой надписью.
Приводятся также данные, что во времена Пророка Мухаммада ﷺ исламский флаг вообще не имел никаких надписей, а был просто полотном черного цвета или полотном белого цвета.
Черные и белые исламские флаги
Ливаъ или исламские флаги, а также Раъя или исламские знамена взяты из Исламского государства, которое было построено в Медине Пророком Мухаммадом ﷺ. Лексическое значение у этих понятий одно, но по шариату значения эти различаются и трактуются следующим образом.
Под понятием «Ливаъ» подразумевают белую ткань, на которой нанесены черной краской слова «Ля иляха илляллах мухаммад-ур-расулюллах». Его вручают командующему войском или амиру, и Ливаъ, вручаемый амиру лагеря, служит опознавательным знаком для военной базы. Подтверждением такого порядка вручения служит факт, переданный от Джабира Ибн Маджа, что Пророк Мухаммад ﷺ в день завоевания Мекки вошел с белым знаменем в город. Также передан факт от Анаса ан-Насаи о том, что Пророк Мухаммад ﷺ вручил его Усаме ибн Зайду, которого сделал амиром войска перед тем, как случилось сражение с Римом.
Упоминается в хадисе Хариса ибн Хассана Бакрия, где сказано, что по прибытии в Медину Пророк Мухаммад ﷺ стоял на минбаре, а перед ним стоял Билял, вооруженный мечом. Увидев много мусульманских черных знамен перед ним, Бакрия спросил о них, и люди ответили, что Амр ибн Ас вернулся с поля сражения. Это говорит о том, что черных знамен было много, а амир был один, из чего следует, что у командиров полков и отрядов может быть несколько раъя. В этом и заключается главное различие этих двух понятий: раъя или исламских знамен может быть много в одном войске, а ливаъ или исламский флаг только один.
Исламский флаг Ливаъ вручают амиру, чтобы обозначить его местонахождение, поэтому амир войска должен был носить его всегда при себе. Но на полях сражений командующему вручали раъя, и его он носил с собой на поле боя, и поэтому раъя еще называют «мать войны» или «уммуль-харб». При военном положении один раъя должен быть у каждого командующего. Согласно обычаям проведения боевых действий такого порядка придерживаются и сегодня.
В год сражения, когда в качестве командующего выступал халиф, он мог поднять вместе с раъя и ливаъ. Такой случай упоминается в повествовании о битве при Бадре в «Истории Ибн Хишама», на том сражении на поле боя присутствовали и раъя и ливаъ.
Зеленое знамя ислама
В современно обществе существует расхожее мнение, что при Мухаммаде ﷺ мусульмане сражались под исламским флагом зеленого цвета, который называют «зеленым знаменем ислама» или «зеленым знаменем пророка». Но нет никаких подтверждений этому факту помимо того, что зеленое не было знаменем Пророка Мухаммада ﷺ и его преемников, первых праведных халифов. Зеленым было знамя омейядских халифов, Муавии ибн Абу Суфьяна, которые перенесли столицу халифата в Дамаск из Медины. Но после Омейядов Аббасиды в год свержения власти подняли уже флаги черного цвета. Зеленые флаги позже использовали султаны-падишахи и турки-османы, перенявшие также и титул «халифа правоверных».
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Что означает зеленый цвет на флагах мусульманских стран
«МАЯК НА ПУТИ К ИСТИНЕ»
Почему зеленый цвет особенно любим мусульманами?
от Muslim · Декабрь 23, 2015
Вопрос:
Почему знамя Ислама зеленое?
Зеленый цвет – это цвет жизни. На самом деле, известно, что ислам ассоциируется с зеленым цветом, несмотря на то, что национальные флаги арабских и традиционно мусульманских государств, например Ирана, несут на себе не только зеленый цвет. На флагах мы видим и черный, и красный, и белый цвета. Но то — флаги национальных государств.
Почему зеленый цвет особенно любим мусульманами? Возможно, дело в том, что зеленый цвет ассоциируется с цветом растительности. Если учесть, что ислам возник в арабской среде, для которых была привычной жизнь в пустыне, среди безжизненных барханов и голых скалистых гор, то понятно предпочтение, которое арабы отдали зеленому цвету. Там, где зелень – там оазис, там вода, там жизнь. Но не обязательно жить в пустыне, чтобы полюбить зеленый цвет. Например, татары никогда не испытывали недостатка зелени вокруг. Правда, долгие зимы, конечно же, вызывали ностальгию по весне, по первой листве, по буйной зелени лета. Такая татарская фраза, как «ямьле яз» или «ямьле җәй» подразумевает красоту зелени, ведь «ямь» является производным от слова «яшел» (зеленый). Получается, что для татарского мировосприятия понятия «зеленый» и «красивый» в определенном контексте являются одним и тем же. Для сравнения, в русском языке понятие «красота» восходит к красному цвету (весна-красна, лето красное).
Оказывается, любовь к зеленому цвету объясняется не только национальными предпочтениями или особенностями мировосприятия арабов или татар. Ученые доказали, что даже просто смотреть на зеленый цвет полезно для зрения.Зеленый цвет успокаивает нервную систему и снимает напряжение глазных мышц.Следовательно, человек генетически или подсознательно предрасположен к восприятию зеленого цвета как цвета покоя и безопасности. Свидетельством тому применение зеленого цвета в современной жизни: зеленый свет светофора, зеленые указатели эвакуационных выходов, т.е. пути к спасению. Или вот еще пример: оказалось, что обои светло-зеленого цвета увеличивают освещенность комнаты сразу на 15-20%, что также помогает глазам. Чем не повод полюбить зеленый цвет?