Что означает жизнеутверждающий характер поэзии
Жизнеутверждающий пафос поэзии этих лет. Выдвижение новых молодых поэтов
В.А.Ковалев и др. «Очерк истории русской советской литературы»
Часть вторая
Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1955 г.
OCR Biografia.Ru
. Ты по стране идешь. И, по твоей поруке,
Земля меняет русла древних рек.
И море к морю простирает руки
И море с морем дружится навек.
Ты по стране идешь. И все свои дороги
Перед тобой раскрыла мать-земля.
Тебе коврами стелятся под ноги
Широкие колхозные поля.
В 30-е годы М. Исаковский много и плодотворно работает над созданием советской песни. Он глубоко осваивает поэтику старинной народной песни, ее традиционную образную систему, напевную, мелодичную форму. Исаковский творчески изучал песенные сборники и своды. Он воссоздает в стихах большую народную сказку «Царь, поп и мальчик», пишет целый цикл стихотворений «Из песен прошлого» — на темы и мотивы старых, памятных ему с детства русских песен. Здесь песни и о царской рекрутчине, и о несчастной любви и тяжелой женской доле, и «протяжные песни», и песни-частушки.
М. Исаковский переводит белорусские и украинские народные песни («Два сокола», «Расскажите Сталину про меня», «Что же, вишенка», «Будьте здоровы. » и др.).
Стихи Исаковского привлекали внимание лучших композиторов. «Песня должна состоять из образов, лишенных какой бы то ни было искусственности», — писал Исаковский. Сюжетность, строгий отбор поэтических образов, скупая метафоричность, простота и ясность эпитетов и сравнений, немногословность поэтической речи, мелодичность стиха, лирический юмор— характерные черты его стихотворений-песен. Особенно широкую известность приобрели песни М. Исаковского — «Катюша», «Любушка», «Провожанье», «И кто его знает. » и др. В этих песнях М. Исаковский раскрывает светлые, прекрасные чувства, характеризующие высокий моральный облик советского человека. Поэт часто кладет в основу своей песни широко распространенные в народной поэзии мотивы (прощанье влюбленных, разлука, ожидание, встреча у колодца и т. п.), использует традиционную символику, но раскрывает их по-новому. Так, в знаменитой «Катюше», которая вызвала большое количество подражаний и народных вариаций, традиционный мотив разлуки влюбленных приобретает новую тональность: верность любимому сливается с преданностью Родине, горечь разлуки окрашивается оптимистической верой в будущее. По-новому звучит и тема неразделенной любви в песнях М. Исаковского («И кто его знает. », «Морячка», «На горе белым-бела. » и др.). К концу 30-х годов все чаще в песнях Исаковского появляется образ пограничника, бойца, воина-матроса. Жизнеутверждающая песня Исаковского напоминала об опасности, грозящей Стране Советов, о долге патриота и гражданина, которому верен и герой песен, и его любимая.
Лирике Исаковского во многом близки стихотворения Александра Твардовского, объединенные в сборниках «Дорога» (1938) и «Загорье» (1941). Поэзии Твардовского также присуща глубокая любовь к простым советским труженикам, поэтическое восприятие русской природы, крестьянского труда. Для его поэзии характерны сюжетность, простота и выразительность слога, глубокая внутренняя связь с народно-поэтическим творчеством. Реже обращаясь к традиционной символике, постоянному эпитету, устоявшейся метафоре, поэт часто вводит в свое творчество народные речения, поговорки, пословицы. В поэзии Твардовского отчетливо проступает стремление к повествованию, к созданию поэтического образа простого человека-труженика, к широкой эпической картине жизни, которая нашла свое полное выражение в его поэмах. Многие стихотворения Твардовского представляют собой маленькие поэтические новеллы с развернутым сюжетом, ясно очерченными характерами, легко прослеживаемым развитием событий («Рассказ Матрены», «Теленок», «Ленин и печник», «На свадьбе», цикл стихотворений про деда Данилу и др.). С любовью создавая в лирическом стихотворении образы деда Данилы-плотника, Ивушки-печника и других тружеников, поэт как бы вживается в мир близких ему людей и расширяет свое поэтическое «я», обогащает образ лирического героя, живущего одной жизнью с народом. Проникновенно рассказывает поэт о новой колхозной деревне, в которой отражается жизнь всей нашей великой страны («Усадьба», «Новое озеро», «Полет», «Встреча», «В поселке» и др.), показывает, как расцвет социалистической Родины обогащает советского человека:
Земля в цвету — и все по ней:
В домах — светлей, народ — добрей.
В насыщенных гражданственной страстью стихах, в которых звучит подчеркнуто простая разговорная речь, поэт раскрывает связь революционных поколений. В советской молодежи он видит черты и качества нового человека, о которых мечтали старые бойцы революции («Вечер воспоминаний», «Эстафета молодости» и др.).
Опираясь на традиции революционной и исторической казачьей песни, творчески перерабатывая мотивы и образы народной поэзии, А. Сурков продолжал в эти годы работу над песней. Многие из его песен этих лет получили широкую известность в народе, особенно в Красной Армии («Конноармейская», «Песня о Сталине». «Терская походная», «Расставанье» и др.).
Вместе с другими поэтами (Н. Тихонов, А. Твардовский, А. Прокофьев и др.) А. Сурков участвует в военной кампании 1939—1940 гг., в борьбе с белофиннами, и его стихи, собранные в сборнике «Это было на Севере», создают выразительный образ бойца-патриота. Эти мужественные черты отчетливо проступают в выразительном образе раненого воина:
Он не стонал. Он только хмурил брови
И жадно пил. Смотрели из воды
Два впалых глаза. Капли теплой крови
В железный ковш стекали с бороды.
С врагом и смертью не играя в прятки,
Он шел сквозь эти хмурые леса.
Такие молча входят в пекло схватки
И молча совершают чудеса.
Популярным поэтом-песенником в 30-е годы становится Василий Лебедев-Кумач. Его «Песня о Родине» («Широка страна моя родная. »), в которой выражены патриотические чувства советского человека, получила поистине всенародное признание и известна далеко за пределами нашей страны. Прославлению Отчизны, простых советских людей посвящены многие песни поэта, собранные в сборнике «Книга песен» (1938): «Слава», «Волга-Волга», «Песни о столице», «Советский простой человек», «Ну, как не запеть. », «Если завтра война. », «Москва майская» и др.
Для песенного творчества Лебедева-Кумача характерно бодрое, радостное, солнечное настроение, ощущение полноты и многообразия жизни. «Прежде песни тоска наша пела, а теперь наша радость поет»,— писал поэт в песне о Волге. Среди его песен есть и любовно-лирические («У окна», «Дорогой широкой», «Как хорошо на свете жить!», «Если Волга разольется. », «Лунный вальс»ит. д.), и веселые шуточные («Песенка о капитане», «Песенка водовоза», «Никогда я врать не буду» и др.), и широко известные детские песенки («Веселый ветер», «Дружные ребята», «Сон приходит на порог» и т. п.), и, наконец, сатирические песни и стихи, в которых отразился опыт работы поэта в сатирических журналах («Мусор на стройке», «Без бумажки — ты букашка», «Гамлет Гамлетыч Иванов» и др.).
Заслуженную известность в эти годы приобретают некоторые песни и других поэтов («Полюшко-поле» В. Гусева, «Золотая тайга» и «Песня героического похода» А. Прокофьева, «Песня о Каховке» М. Светлова, «Орленок» Я. Шведова, «Тачанка» В. Рудермана и др.).
С циклом песен выступает в эти годы и И. Сельвинский («Песня о Чапаеве», «Оборонный марш» и др.).
Во второй половине 30-х годов расцветает лирическое дарование Степана Щипачева. Преодолев встречавшиеся в его ранних произведениях мотивы космизма, риторики, Щипачев создает запоминающиеся лирические стихотворения («Тебе», «Березка», «У моря»), в которых воспеваются большие и светлые чувства советского человека. Любовь, верность, дружба — эти «вечные» темы по-новому звучат в стихах Щипачева:
Любовью дорожить умейте,
С годами — дорожить вдвойне.
Любовь — не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.
Все будет: слякоть и пороша!
Ведь вместе надо жизнь прожить!
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню не легко сложить.
В поэтических миниатюрах С. Щипачева,отличающихся лаконизмом и стремлением к афористичности поэтической речи, мысль поэта, как правило, воплощается в конкретный художественный образ, жанровую сцену.
Для лирики С. Щипачева характерно поэтическое раздумье о торжестве вечно обновляющейся жизни, о бессмертии («Мне кажется порой. », «О снежинке», «Ты рад, что ветер дует» и др.). Эти мотивы почти всегда связаны у поэта с представлением о прочности нового общественного строя, о бессмертии человеческого дела.
На землю вечно будет
струиться звездный свет,
на землю, на которой
и ты оставишь след.
Во многом близко к поэзии С. Щипачева лирическое творчество Вадима Стрельченко (сб. «Стихи товарища» — 1937, «Моя фотография» — 1941), оборванное безвременной смертью поэта. В таких стихотворениях, как «Моя фотография», «Не в дому рожденным», «Верность», «Двери настежь», «Первая елка», в поэме «Валентин» В. Стрельченко своеобразно и глубоко раскрыл свою основную поэтическую тему — тему единства личности и общества в социалистической стране.
Все большую известность приобретало в эти годы поэтическое творчество Александра Прокофьева («Стихи» — 1936, «Песни» —1937, «Слава» — 1938).
Оптимистическая лирика А. Прокофьева проникнута жизнеутверждающим пафосом, жадной любовью к жизни. Для поэзии Прокофьева характерна тема мужественной молодости, молодой любви, многоцветный пейзаж. Поэт воспевает русскую природу, родной ладожский край. Образная система его лирики, песенно-плясовые ритмы, к которым нередко обращается поэт, идут от народной песни, запевки, перекликаются подчас с веселой колхозной частушкой. Однако не до конца творчески освоенные фольклорные мотивы иногда приводили поэта к условной стилизации.
К мысли о будущем коммунистическом обществе, о высокой цели человеческой жизни и подлинном счастьи обращаются в своих стихах и молодые поэты (К. Симонов, М. Алигер и др.). В лирике Константина Симонова на первый план выступает тема героизма советских людей — строителей, летчиков, механиков — тех, кто мужественно и просто делает свое дело. Представление о коммунизме в стихах К. Симонова пронизано пафосом героической борьбы, больших чувств и творческих дерзаний:
Лишь мещанин придумать мог
Мир без страстей и без тревог.
Не только к звукам арф и лир
Мы будем приучать детей.
Мир коммунизма — дерзкий мир.
Больших желаний и страстей.
Большое значение для творческого роста поэта имела работа К. Симонова в военной газете «Героическая красноармейская» (1939) во время событий на Холхин-голе. Непосредственные впечатления молодого поэта легли в основу его «монгольских» стихов («Стихи 1939 года»), среди которых обращает на себя внимание стихотворение «Танк» с заключительными сильными строками:
Да, нам далась победа нелегко,
Да, враг был храбр. Тем больше наша слава
Тема юности, трудового героизма молодежи является основной поэтической темой молодого поэта Е. Долматовского. Герои его стихотворений — комсомольцы первых пятилеток, юность которых полна нелегкого, но вдохновенного труда. Они привыкли бороться с трудностями и побеждать препятствия, и, активно участвуя в социалистическом строительстве, они изведали счастье — видеть своими глазами, как создается новая жизнь. В стихах К. Симонова, Е. Долматовского и многих других молодых поэтов было еще немало незрелого, неустановившегося, им не хватало настоящей культуры поэтического слова, художественной чеканки, но в их стихах звучал голос жизнерадостного молодого поколения Советской страны.
В жизнеутверждающую лирику этих лет проникали настроения тревоги, усиливающиеся к концу 30-х годов в связи с угрозой нападения фашизма на нашу социалистическую родину. Оборонная тема в различном художественном выражении нашла свое место в лирике многих советских поэтов, но с особенной силой прозвучала она в творчестве Н. Тихонова.
Верой в торжество и победу народа и вместе с тем тревожным предчувствием войны окрашена книга стихов Николая Тихонова «Тень друга» (1936), в которой отразились наблюдения и переживания поэта во время [поездки по западным капиталистическим странам.
«Пусть в иных странах жгут книги и убивают поэтов,— убежденно говорил Н. Тихонов на Международном антифашистском конгрессе в Париже.— Ничто не остановит волю к борьбе ничто не разорвет этого крепкого союза между поэзией и жизнью во имя лучшего будущего всего человечества».
Книга стихов «Тень друга» как бы продолжала эти слова поэта.
«В тенях ночи Запада» он угадал «тень друга» — кузнеца, рыбака, рабочего, сражавшегося на баррикадах Вены; на улицах Парижа он услышал «товарищеский говор литейщиков и слесарей», не забывавших революционных традиций Парижской Коммуны («14 июля 1935 года»); у берегов Кильского канала он встретил человека, который, завидев советский флаг, «ротфронта салют кораблю отдает» («Мы идем Кильским каналом»). Через весь сборник проходит тема международной солидарности трудящихся.
Н. Тихонов изображает удушливую атмосферу предвоенной Западной Европы, обобщающий образ которой дан в стихотворении «Противогаз»:
Противогаз!
Твоей резиной липкой.
Обтянута Европы голова,
И больше нет ни смеха, ни улыбки,
Лес не шумит и не шуршит трава.
Освобождаясь от усложненности и искусственности словесных образов, поэт, сохраняя своеобразие своей творческой манеры, шел все к большей ясности поэтической мысли.
Наряду со сборником «Тень друга» выделяются в эти годы стихотворные циклы: «Горы» и «Чудесная тревога». Верность борьбе за счастье человечества и любовь к жизни, к людям труда и суровой, величественной природе сливается в них с большим личным чувством. Оно дополняет новой, живой чертой полнокровный образ поэта.
В годы героической борьбы испанского народа за свою честь и свободу поэт писал, обращаясь любимой:
В жизнелюбивых, с резко очерченным рисунком стихах Тихонова гневная сатира переплетается с поэтическим раздумьем, гордостью за свою страну — с любовью и уважением к другим народам мира.
Лирическая поэзия 30-х годов, богатая творческими индивидуальностями, стремилась глубже раскрыть духовный мир человека социалистической эпохи, учила любить свою социалистическую Родину, быть готовым к ее обороне.
ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИЙ
Смотреть что такое «ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИЙ» в других словарях:
жизнеутверждающий — жизнеутверждающий … Орфографический словарь-справочник
жизнеутверждающий — см. жизнерадостный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. жизнеутверждающий прил. • оптим … Словарь синонимов
Жизнеутверждающий — прил. Проникнутый бодростью, оптимистическим отношением к жизни [жизнь I 3.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
жизнеутверждающий — жизнеутверждающий, жизнеутверждающая, жизнеутверждающее, жизнеутверждающие, жизнеутверждающего, жизнеутверждающей, жизнеутверждающего, жизнеутверждающих, жизнеутверждающему, жизнеутверждающей, жизнеутверждающему, жизнеутверждающим,… … Формы слов
жизнеутверждающий — жизнеутвержд ающий … Русский орфографический словарь
жизнеутверждающий — Тв. жизнеутвержда/ющим, Пр. о жизнеутвержда/ющем; кр.ф. жизнеутвержда/ющ … Орфографический словарь русского языка
жизнеутверждающий — жизнеутвержда/ющий … Слитно. Раздельно. Через дефис.
жизнеутверждающий — ая, ее. Проникнутый бодростью, оптимистическим отношением к жизни. Ж ие идеи. Ж ее искусство. Ж. финал симфонии. Художник создал светлое, ж ее произведение. ◁ Жизнеутверждающе, нареч. Музыка звучит оптимистически, ж … Энциклопедический словарь
жизнеутверждающий — ая, ее. см. тж. жизнеутверждающе Проникнутый бодростью, оптимистическим отношением к жизни. Ж ие идеи. Ж ее искусство. Жизнеутвержда/ющий финал симфонии. Художник создал светлое, ж ее произведение … Словарь многих выражений
Жизнеутверждающий — проникнутый бодростью, оптимистическим отношением к жизни … Термины психологии
Духовная поэзия русских поэтов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Она способствует духовному и творческому обогащению личности. Тематика поэтических произведений многообразна. Это стихи любовной, пейзажной, гражданской тематики. Особого внимания заслуживает духовная поэзия. Особенность русской духовной поэзии – ее направленность на размышления о смысле жизни, о духовности личности.
Духовная поэзия русских поэтов – это раздумья о вечных темах, о высоких и низких поступках. Никто не оспаривает факт, что они несут на себе налет религиозности. Поэту недостаточно простого восхищения и преклонения перед земной красотой. В нем постоянно присутствует, как у Пушкина, жажда духовного томления. Поэтому поэты поднимают свое творчество на высшую ступень, откуда созерцают потустороннюю духовную красоту и приходят к осознанию высших истин. Только достигнув таких высот, творчество не умирает с их физической смертью. Оно продолжает звучать в душах людей, пробуждая стремление к возвышенному и идеальному. Поэт, осознавший свою высокую цель, мог бы сказать пушкинскими строчками:
Духовная поэзия XVII – XVIII вв.
Имя Ломоносова связано с расцветом русской духовной светской поэзии XVIII века. Преклоняясь перед величием Творца, в стихах «Утреннее размышление о Божием Величии», «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», он видит и воспевает земную красоту:
Готовые работы на аналогичную тему
Простерло блеск свой по земли
Главными особенностями духовной поэзии данного периода выступают следующие:
Духовная поэзия XIX в.
Духовная тема находит продолжение в поэтических произведениях XIX века. Вильгельм Кюхельбекер и Федор Глинка являются приверженцами жанра исповедей и молитв. А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой и другие поэты духовную тему гармонично использовали во всех жанрах своего творчества.
Темой духовности пронизано все творчество А. С. Пушкина, начиная с первых поэтических опытов, кончая произведениями зрелого периода. Для проявления духовности не обязательно быть религиозным человеком. Но Пушкин восхищался красотой божьего мира. Даже в любовной лирике поэт благодарен Богу: он сотворил женщину, которая своей красотой возродила, возвратила ему веру:
Наслаждаясь красотой природы, поэт подчеркивает ее чудодейственное влияние: она одаривает человека живительными силами. Эти силы обогащают его чувствами свободолюбия, милосердия, любви. Разве это не духовность пушкинской поэзии? Как жизнелюб, Пушкин призывает наслаждаться каждым мгновением жизни. Правда, если человек не видит в ней просвета, поэт внушает ему надежду: заблуждения и мучения исчезнут, и придет красота чистых дней в другом, божественном мире.
XIX век богат на имена талантливых поэтов, обогативших русскую поэзию стихами духовного содержания. Поэзия М.Ю. Лермонтова, в отличие от пушкинской, в большей мере насыщена религиозными образами и темами. Но главное в них – поиски человеком своего места в жизни. Поэт в стихотворениях Лермонтова предстает целителем душ, врачующим людей от пороков. Один из главных мотивов творчества этого поэта – одиночество. Поэтому он ищет гармонии, исцеления в природе, в окружающем. Одним из самых ярких примеров, кроме наиболее известных «Пророк», «Ангел», «Молитва», является стихотворение «Выхожу один я на дорогу…». Продолжая пушкинские традиции, Лермонтов воспевает красоту жизни, ищет гармонию в единении с природой.
О неразрывной связи человека с Вселенной, о поисках ответов на вечные вопросы бытия рассказывает творчество других поэтов XIX века. В стихах А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, Ф. Н. Глинки предстает лирический герой, поднявшийся до высочайшей духовности. В нем читатель видит слияние души земного человека с миром небесным.
Главными особенностями духовной поэзии данного периода выступают следующие:
Духовная поэзия XX в.
Несмотря на бурные исторические события XX века, духовная лирика не сдала своих позиций. М. Волошин, М. Кузмин, А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, С. Есенин, Б. Пастернак, каждый в своей поэтической манере, отразили духовное состояние лирического героя той неспокойной эпохи. Тема духовности у А. Блока и Б. Пастернака опиралась на высокие нравственные правила жизни. Блок через религиозные образы воспевал свою Родину. Она была ему мила в любых одеяниях и состояниях: в царских одеждах и утопающая в грязи, в неудержном веселье и в глубокой тоске. В одном из стихов 1914 года поэт рассказывает о нравственном падении человека. В нем слились в одно греховность и покаяние:
Пройти сторонкой в божий храм.
Но покаяние человека неискренне. Такое раздвоение, по мнению поэта, привело страну к катастрофе. Главная тема творчества поэта – Россия. Духовная направленность его стихов о Родине напрашивается сама собой: в нее должна вернуться вера, которая возродит страну.
Духовная тематика стихов Б. Пастернака связана с библейскими образами. Но обращаясь к ним, читатель задается вопросами о смысле бытия, о самопожертвовании во имя других, о добре, зле, справедливости, безверии, вере.
Для кого на свете столько шири,
Есть ли столько душ и жизней в мире?
– вопрошает Б. Пастернак в стихотворении «Магдалина», намекая на муки, перенесенные во имя людей.
Соединение поэзии и духовности неоспоримо. Это доказывает творчество не только Блока и Пастернака, но и стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, М. Волошина. Мотивы духовности присутствуют в поэтических произведениях более поздних представителей русской поэзии, например, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского.
Поэзия обладает чудесным свойством возвышать и облагораживать человека, потому что она проникает в душу. Духовная поэзия русских поэтов, к какой бы эпохе они не принадлежали, позволяет читателю расширять мировоззрение, обретать веру в красоту мира.
Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А. Фета
Тема: Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А. Фета.
Цель: познакомить с жизнью и творчеством А.А. Фета; пробудить интерес к поэзии А. А. Фета; помочь понять настроение и чувства поэта; показать разнообразие родной природы в лирике А.А. Фета.
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:
личностные : развивать способность наслаждаться красотой природы; метапредметные: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; предметные: познакомить с особенностями мировосприятия поэта, показать жизнеутверждающее начало в поэзии Фета, развивать умение наблюдать за движением авторской мысли и видеть художественные образы в тексте; способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки аналитического чтения, выразительного чтения лирического произведения.
I . Организационный момент.
ІІ. Сообщение темы, цели урока.
ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
Проверка домашнего задания.
— Художественные средства выразительности в стихотворениях Ф.И. Тютчева.
І V . Восприятие и усвоение учащимися учебного материала.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Афанасия Афанасьевича Фета — одного из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Стихи А. Фета — это чистая поэзия, там нет ни капельки прозы.
Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом — о картинах природы: о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.
Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя.
А.А. Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба.
Познакомимся с биографией поэта.
Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года.
По другим данным, дата рождения Фета — 10 ноября (29 октября по старому стилю) или 11 декабря (29 ноября по старому стилю) 1820 года.
История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения.
Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в 1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку.
В 1873 году Фету возвращено дворянство и фамилия Шеншин, но литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.
В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву.
(слайд №6) В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета, а 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1892 года поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет.
(слайд №7) Похоронен он в селе Клейменово родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.
Остановимся мы на стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила…», в котором как нельзя ярче представлен бесконечный поиск человека своего места в мире.
Работа по учебнику. Чтение статьи на стр. 201.
Выразительное чтение стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила. » (стр. 203).
— Какую картину вы представили себе после этого стихотворения?
— Видите, картины разные.
— А почему, как вы думаете? (В этом стихотворении целая палитра чувств).
Обратим внимание детей на разную длину строк: как это связано с чувствами, которые передает нам поэт?
Прочитаем стихотворение внимательно — по строфам.
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
В осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе. Свое состояние герой ощущает словно бы навеянным каким-то особым колдовством.
Строка “Ель рукавом мне тропинку завесила. ” вызывает в сознании образ колдуньи, которая словно не хочет выпустить путника из леса, манит его вглубь, закрывает от его взора лесные тропинки. Эта строка представляет систему метафор:
ветка — рукав ее платья.
Так одной строчкой Фет создает атмосферу таинственности, сказочности.
Путник словно бы не осознает себя; главное его ощущение — ветер, который заполняет собой все окружающее пространство, слово ветер недаром выделено дважды в отдельные предложения.
— Как представлен автор?
(Образом лирического героя, повествование ведется от первого лица).
— Что передает смятение лирического героя?
(Строка «Я ничего не пойму»).
Листья кружатся у ног.
Тонко взывающий рог.
— С какого слова-предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему?
— Какие согласные звуки в 3–6 строках передают шум ветра?
— Как вы понимаете значение глагола “гудет”?
— Каким является это слово: общеупотребительным или диалектным?
— Как, по-вашему, отличается смысл глагола “гудет” от смысла глагола гудит?
— На какие части делится вторая строфа?
Какое слово ее разделяет? К какой части речи оно принадлежит?
— Что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?
На самом деле с помощью рога посылали сигналы друг другу охотники. Осенью открывался охотничий сезон, помещики съезжались вместе и с собаками охотились на различного зверя, причем часто охота длилась много дней и уходила довольно далеко от жилья. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и переживание одиночества развеивается при воспоминании об охоте, от мысли о близком присутствии человека.
— Как вы понимаете значение слова взывающий?
Сравните: зовущий, зазывающий, вызывающий.
— Часто ли оно употребляется в современной речи?
— Постарайтесь подобрать к нему синонимы.
(зовущий, зазывающий, ведущий, вызывающий, приглашающий. )
— Как меняется настроение во второй части строфы?
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
— К какой части речи относится слово “сладостен”?
Сладостен — краткое прилагательное мужского рода единственного числа именительного падежа; полная форма — сладостный.
— В чем, по-вашему, отличие значений прилагательных сладкий и сладостный?
Сладкий — имеющий вкус, свойственный сахару или меду.
Сладостный — приятный, доставляющий удовольствие.
— Какой предмет автор называет глашатаем медным и почему?
— Какое противопоставление присутствует в первой и второй строках последней строфы?
(Зов “глашатая медного” — символ жизни, присутствия человека — противопоставлен символу угасания природы — “мертвым листам”).
— Какие слова в стихотворении кажутся вам высокими и обычно не употребляются в устной речи?
— Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении? (Взывающий, сладостен, глашатай).
— К кому или к чему обращается герой в двух последних строках?
— Можем ли мы сказать, что автор мысленно ведет диалог? (Мария Лазич)
— Что означает выражение странник бедный?
— В каком значении употреблено прилагательное бедный: “имеющий мало денег” или “несчастный, одинокий”?
В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы. Особенность лирики Фета – метафоричность и ассоциативность. Предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Запомним это
— Что вы сегодня узнали на уроке нового?
— Что для вас было интересным?
V. Домашнее задание.
1. Опираясь на статью учебника, подготовить рассказ о жизненном пути А.А. Фета.
2. Нарисовать рисунок к этому стихотворению.