Что означает змея в библии
Что означает змея в библии
Маленький принц улыбнулся:
— Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и
путешествовать не можешь …
— Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль, – сказала змея …
— Я прекрасно понял, – сказал Маленький принц. — Но почему ты все время говоришь загадками?
— Я решаю все загадки, – сказала змея…
Так у Экзюпери. А вот библейские змеи загадки скорее загадывают… Правда, не библейским героям, а ученым-библеистам. Попробуем распутать этот змеиный клубок.
2. Змей и его подельники по грехопадению понесли суровое наказание. Люди были изгнаны из райского сада, а змей с тех пор, как известно, ползает на чреве своем. Минуточку, а раньше-то он как передвигался? Прогуливался по саду Эден на своих двоих? Или парил воздушным змеем над райскими кущами?
3. Возможно, у него даже был выбор. Апокриф «Житие Адама и Евы», например, к облику библейского змея добавляет руки, уши и крылья:
«… на груди и животе будешь передвигаться, лишенный рук и ног своих. Не останется у тебя ни уха, ни крыла, ни единого члена из тех, которыми ты заманил их…»&&
А Иосиф Флавий считает, что помимо ног, змей еще и голоса тогда же лишился:
5. На многих средневековых картинах (например, «Грехопадение» Хуго ван дер Гуса, вторая половина XV века) змей изображен как странное человекоподобное существо с косичкой, перепончатыми лапками и упитанным хвостиком. А на фреске Микеланджело «Изгнание из рая» змей явно обладает женским телом. Таким образом, роковой женщиной, перевернувшей судьбу человечества, оказывается не только Ева, но и змея. Образ женщины-змеи отсылает нас к древним мифам, в которых божественное и змеиное переплелось в образах странных существ – наполовину людей, наполовину змей. Взять хоть древнегреческую обитательницу Аида Эхидну, хоть китайскую богиню Нюйву – полуженщин-полузмей. Древние богини, доисторические «праматери народов», были тесно связаны с культами змей. Пример тому – крито-микенские статуэтки богинь со змеями в руках, изображения египетской богини Рененутет, скифской Апи, греческой Афины. Так что, возможно, и тандем Евы и змеи не случаен, а оказывается проекцией из мифического прошлого.
7. Создав себе сомнительную репутацию благодаря инциденту в саду Эден, змей дал повод увидеть в себе воплощение Дьявола, Сатаны. «Завистью диавола вошла в мир смерть», – говорится в апокрифе «Премудрость Соломона». Особую популярность эти идеи получили в христианстве. В Апокалипсисе змий и дьявол уже «одна сатана»: «…Змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную…».
10. На земле, в небесах и на море библейским змеям подвластны все стихии. Вот серафимы, казалось бы, самые что ни на есть ангельские создания. Но и у них, если приглядеться, хвост из-под крыльев торчит.
Ивритское слово «сараф», со значением «нечто горящее», в Библии пять раз обозначает именно змею. Причем змею ядовитую, чей укус обжигает как огонь, рождая ассоциацию с мифическим огнедышащим драконом. «Кольца огневеющей змеи» встречаются в пустыне, через которую проходит народ Израиля (Втор. 8:15). Сам Бог насылает на непокорный народ змеев огненных (Чис 21:6). У пророка Исайи змеи-сарафы и вовсе летают. Не случайно у Пушкина шестикрылый серафим вкладывает в уста пророка жало мудрыя змеи, дабы тот глаголом жег сердца людей.
11. Во время перехода из Египта в Ханаан, рассказывается в книге Исход, сыны Израиля начинают роптать на Бога и Моисея за некачественный сервис и плохую логистику. Бог насылает на недовольных людей ядовитых змеев, а затем велит Моисею сделать изображение медного змея-сарафа и поднять его на шесте. Одного взгляда на него достаточно, чтобы люди исцелились. Вот в этом «вознесенном» змее христиане неожиданно увидели прообраз Иисуса Христа.
«Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную», – говорится в Евангелии от Иоанна.
В христианском изобразительном искусстве связь между медным змеем и Иисусом Христом прослеживается в иконографическом образе «Христос, распятый Серафим». На иконах с таким названием Иисус изображается в виде распятого ангела-серафима, ангела, как мы помним, со змеиным прошлым.
12. Мудрецов Мишны немного смущала история о поклонении израильтян медному змею – уж больно это походило на идолопоклонство. По их мнению, вознесенный медный змей заставлял людей поднять глаза на небо – к Богу. И болезнь, и исцеление происходят из одного источника. «Змей ли убивает и змей ли исцеляет?» – задавал риторический вопрос великий мудрец рабби Акива.
13. Мудрецы Талмуда, как известно, любили все подсчитывать. Ведь за каждой буквой ивритского алфавита закреплено числовое значение, а следовательно, каждое слово представляет собой сумму неких чисел. Поиск закономерностей в числовых значениях слов составляет суть особой экзегетической системы – гематрии. Так вот, представьте себе, числовые значения слов «змея» и «мессия» совпадают. Числа, соответствующие буквам в слове «нахаш» (змея) дают в сумме 358. То же получается и со словом «машиах» (мессия). Это совпадение привело к представлению о том, что грядущий Мессия должен уничтожить некоего змея – олицетворение зла.
В XVII веке известнейший еврейский лжемессия Шабтай Цви несколько экстравагантно интерпретировал это совпадение, решив, что Мессия должен уподобиться змею-дьяволу для победы над ним. Некоторые его действия носили характер грубого святотатства – свадебная церемония со свитком Торы в роли невесты, нарушение запрета на произнесение имени Бога. В конце концов Шабтай Цви под давлением обстоятельств и вовсе принял ислам.
Змей-искуситель (Грехопадение)
В книге Бытия рассказывается о том, как Змей-искуситель смог уговорить Еву вкусить плод с Дерева познания Добра и Зла. Потом женщина дала плод также своему мужу — Адаму. После чего, оба осознали свою наготу и спрятались от Бога.
Потом Бог сделал людям одежду и изгнал их из Эдемского сада, опасаясь, чтобы они не получили вечной жизни. Чтобы человек не мог возвратиться и вкусить плодов с Дерева жизни, у входа в Рай поставили херувима с пылающим мечом.
Описание Змея-искусителя
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 1–5).
Итак, причиной Грехопадения человека стал Змей. Однако, возложив ответственность за такое грандиознейшее событие на Змея, Библия тем не менее уделили этому существу сравнительно очень мало внимания. Потому природа Змея остается весьма загадочной. Но кое-какие особенности этого создания возможно все таки попытаться установить при помощи логических размышлений, а так-же исходя из толкований святых Отцов.
Так, по некоторым внешним признакам, к примеру, по своему названию, по принадлежности к животному миру, также по тому, что он наказан Богом ползанием по земле, – Змей, конечно, изображен в Библии обычным представителем пресмыкающихся. Но многие другие из его особенностей, например, такие, как умение говорить, осведомленность о запрете вкушать плод с древа познания, невероятная хитрость и коварство, показывают на то, что Змей – существо разумное. Больше того, он, скорей всего, существо высшего порядка.
Существо духовное
Важное значение для понимания сущности Змея имеют слова из «Откровения» св. Иоанна Богослова:
«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 9).
Скорей всего, этот «древний змий» и уговорил Еву вкусить запретный плод. А так как, прежде чем попасть на Землю, Змей обитал на небесах, он – существо духовное.
Потому, наверно, Змея надо представлять как существо, в котором соединяются в одно целое все его особенности, указанные выше. Святой Иоанн Златоуст об этом единстве сказал:
«Всегда следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману своей завистью, а этим животным воспользовался, как удобным орудием к тому, чтобы, прикрыв обман свой приманкою, обольстить сначала жену, как всегда более способную к обольщению, а потом чрез нее и первосозданнаго» (И.Златоуст. Беседы на книгу Бытие. Беседа 16).
«Полевой зверь»
Внимательно прочтя третью главу Бытия можно заметить, что если в строгости следовать категориям современной зоологической науке, то описанный в Библии Змей до того как он искусил Еву, не имеет четко обозначенных признаков пресмыкающегося, и отнесен к этому классу животных исключительно по своему названию. Больше того, согласно «классификации» Бытия, Змей-искуситель имеет отношение к «полевым зверям»:
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3: 1); «проклят ты пред всеми скотами и… всеми зверями» (Быт. 3: 14).
В действительности, если Змей – пресмыкающееся, то почему он два раза упоминается именно со скотами и зверями, да еще перед ними он и проклят?
Изучая текст Шестоднева, мы можем убедится в том, что изначально у Змея было иное, не свойственное змеям, строение, и только по велению Бога обрел характерные для пресмыкающегося внешние особенности. «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3: 14).
Так, все приводимые ранее цитаты из Бытия, посвященные Змею, очень ясно показывают, что первоначально он был в близком родстве со «зверями и скотами». Весьма сложно предположить, что пророк Моисей мог спутать «полевого зверя» с рептилией. И святой Иоанн Златоуст тоже говорил, что Змей первоначально был «зверем», и только после того, как его проклял Бог, он стал пресмыкающимся.
Но каким именно он был зверем? – понять невозможно. Это представляет из себя еще одну тайну Шестоднева.
Почему Змей обманул человека?
Не менее интересен вопрос: по какой причине Змей обманул человека? Какие мотивы могли побудить его лишить людей тех благ, которые были предоставлены им Создателем в эдемском саду? Библия об этом умалчивает. Хотя причина, скорей всего, у Змея-искусителя была.
Какими могли быть причины? – понять затруднительно. Ведь на первый взгляд от этого обмана он не получил никакой выгоды. Напротив, его коварство стоило Змею многих потерь. И, прежде всего, его проклял Бог.
Исходя из сказанного выше, трудно верится в то, что самое хитрое существо на земле изменило всю дальнейшую жизнь человечества без всякой для себя пользы. Вероятней всего, спровоцировав изгнание из рая Богом Адама и Евы, Змей-искуситель со временем мог воспользоваться теми самыми благами, которых лишился человек по его наущению. Почему, к примеру, не сделать предположение, что, уговорив первых людей отведать плод от древа познания, сам он вкусил плод от древа жизни, после чего, обрел бессмертие.
Некоторые из толкователей Библии считают, что не сам Всевышний предупреждал Адама и Еву, чтобы они не пробовали плодов от дерева добра и зла, а отправил с этим предостережением Змея. Змей же извратил слова Бога, сказав, чтобы Ева, наоборот, вкусила плоды от древа познания. Глупая женщина так и сделала: при этом не только сама вкусила роковой плод, но и уговорила сделать это Адама…
Еще вопросы
Однако, кроме мотивов, подтолкнувших Змея на обман, имеются и другие вопросы, относительно этого коварного существа. К примеру, как он мог оказаться в Раю? Или – почему Бог мог позволить Змею соблазнить Еву?
Что до первого вопроса, то ответить на него не сложно, если припомнить, что Змей по классификации Бытия относится к полевым зверям. А в Рай, как известно, были допущены только звери и птицы. И, как и все эти животные, Змей получил свое имя в Раю. По этому поводу св. Ефрем Сирин писал:
«Творец… рабу предоставил наречь имена животных, чтобы помнил он… что сам дал имя змию».
Может быть, ему, как самому «умному» из всех тварей, находящихся в Эдеме, и первому было дано имя?
На второй вопрос ответить так-же не трудно. Дело в том, что Бог, сотворив человека, наделил его правом выбора того или иного пути. Потому он не мог воспрепятствовать Еве сорвать плод с дерева познания. И она, поддавшись на уговоры Змея-искусителя, пошла на нарушение запрета Бога.
ЗМЕЙ, ЗМЕЯ (SERPENT)
Человек обычно относится к змеям с отвращением, и встреча со змеей вызывает крайне неприятное чувство. Около пятидесяти упоминаний о змеях в Библии никоим образом не сглаживают такого впечатления. Более того, Библия дает дополнительные основания не любить змей.
Змеи как дьявол и его представители. От начала ( Быт. 3:1 ) и до конца ( Откр. 20:2 ) Писание показывает дьявола под личиной змея. Различные наименования змей, упоминающиеся в Библии, тоже служат образами тех, кто исполняют приказания дьявола ( Мф. 3:7, 12:34, 23:33 ; Лк. 3:7 ), или тех, чьи слова ядовиты ( Пс. 139:4 ). Замыслы нечестивых подобны змеиным яйцам, неизбежно порождающим большие бедствия ( Ис. 59:5 ). Змеи населяли пустынные развалины, в которых обитали бесы и другие зловещие звери (скорпионы, шакалы, совы, вороны), и это усиливало ассоциативную связь змей со злом ( Ис. 34:14–15 ; Мф. 12:43 ; Мк. 1:13 ). (Древнее отождествление змей с духами прорицания выражается в словах pneuma pythona, «дух Пифона» в Деян. 16:16 <«духом прорицательным»>.) Надежда на обретение власти над змеями и ядом символизировала для верующих ослабление влияния лукавого и предвосхищала наступление эпохи Христа Победителя ( Мк. 16:18 ).
Змеи как красивые и хитрые создания. Но уничижительный характер носят не все библейские упоминания о змеях. С безопасного расстояния их изящные изгибы могут вызывать восхищение ( Ис. 21:1 ; Иер. 46:22 ) или даже трепет ( Иов. 26:13 <«скорпион» = змея>; Притч.30:19 ).
Другие природные качества змей давали повод для чередования положительных и отрицательных образов. Змей изображается «искусным» или «хитрым» ( Быт. 3:1 ) или даже «мудрым» ( Мф. 10:16 ). Такие взгляды объяснялись, по-видимому, гипнотизирующим воздействием волнообразного движения змеи. Во многих культурах люди верят, что змеи гипнотизируют свою добычу, поскольку жертва часто находится как бы в состоянии оцепенения во время медленного, но ясно видимого приближения змеи и наблюдает за ней, пока не становится слишком поздно.
Змеи как опасность и наказание. Несмотря на свою обманчивую красоту, змеи представляют серьезную опасность. Змеи часто нападают внезапно из засады ( Быт. 49:17 ). Эта постоянно существующая опасность служит метафорой неожиданного суда ( Ис. 14:29 ; Ам. 5:19 ). Ассоциативная связь между укусом змеи и Божьим судом была не образным литературным приемом, а широко распространенным верованием ( Деян. 28:3 ; 1Кор. 10:9 ). Чтобы змеи не жалили, древние жители Палестины заговаривали их ( Еккл. 10:11 ). Некоторые заклинатели набирались даже храбрости мериться силами с левиафаном ( Иов. 3:8 ; см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ). Но были и достаточно хитрые змеи (глухие аспиды), способные нейтрализовать слова, которые шептал заклинатель, затыкая свои уши ( Пс. 57:5 ; Иер. 8:17 ). Такие змеи подобны нечестивцам – злым и лживым, нечестным от рождения. В этом выражается мера мудрости змея, способного не только обмануть первую женщину ( Быт. 3:13 ), но и перехитрить известного своей мудростью чародея-заклинателя. Верующие должны обладать мудростью змеи, чтобы опередить и перехитрить своих противников, и в то же время оставаться «простыми, как голуби» ( Мф. 10:16 ).
Змеи как показатель наступления тысячелетнего царства. Когда надлежащее равновесие в природе восстановится, змеи перестанут автоматически внушать страх. Невинный младенец будет играть без опаски «над норою аспида», которая в условиях падшего человечества была явным местом серьезной опасности ( Ис. 11:8 ). Змея откажется от плотоядного питания, и ее пищей будет прах ( Ис. 65:25 ; Мих. 7:17 ).
См. также: ЖИВОТНЫЕ, МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ, САТАНА.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Тайна змея нахаша часть 1. что скрывала библия
Главы из книги Иви Солпе
«Творение андрогинов, что скрывала библия»
1. А змей был самым умным из всякого зверя полевого, которого сделал Ашем Эло ‘им, и сказал женщине: действительно ли сказал Эло ‘им: не ешьте от всех деревьев сада?
ЗМЕЙ ЖЕ БЫЛ XИТРЕЕ ВСЕX ЗЕМНЫX ЖИВОТНЫX, СОЗДАННЫX БОГОМ ВСЕСИЛЬНЫМ; И СКАЗАЛ он ЖЕНЩИНЕ: «. XОТЯ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: НЕ ЕШЬТЕ плодов ОТ ВСЕX ДЕРЕВЬЕВ САДА?!»
Веанаxаш xая арум миколь xаят ассадэ ашэр аса Адонай Элоим вайомэр эль xаиша аф ки амар Элоим лё тоxълу миколь эйц xаган.
2. И сказала женщина змею: от всякого дерева сада можем есть.
ОТВЕТИЛА ЖЕНЩИНА ЗМЕЮ: «ПЛОДЫ всеx ДЕРЕВЬЕВ САДА мы ЕДИМ;
Ватомэр аиша эль анаxаш мипъри эйц xаган ноxэйль.
3. только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
Ф. де-Оливе: «. ибо в этот день, когда ты вкусишь от него, ты перейдешь в другое состояние, и умрешь для этого состояния».
Женщина, зная о запрете, все-таки где-то сомневалась в этом. И этот запрет сейчас надо было окончательно снять или разблокировать, с тем, чтобы в дальнейшем пробудить интерес к самому образу «плода» и радость обладания им. Но плода не «дерева Жизни», а плода «дерева Познания». Можно заключить, что в лаборатории Нахаша были только одни женщины, Адамы «дожидались» их где-то в другом месте сада. Ранее говорилось, что были созданы деревья, которые радуют глаз. Вполне вероятно, что были созданы какие-то жилые помещения, типа апартмента, для совместного проживания отдельных пар. В это время Адамы сами должны были проходить какую-то реабилитацию. Надо было «привыкнуть» к новому половому органу, к новому инстинкту и ощущениям.
4. И сказал змей женщине: не смертью умрёте!
Вайомэр xанаxаш эль xаиша лё мот тъмутун.
5. Потому, что знает Эло ‘им, что в день, когда вы съедите от него, и откроются глаза ваши, и будете как Эло ‘им, знающие добро и зло.
Ки йодэа Элоим ки бейом аxольxэм миммэнну вэнифъкеxу эйнэйxэм виxеийтэм кЭйлоим йодэй тов вара.
6. И увидела женщина, что хорошо дерево для еды, и что вожделенно оно для глаз, и желанно дерево для знания; и взяла из плода его и ела; и дала также и мужу своему с ней, и ел.
И УВИДЕЛА ЖЕНЩИНА, ЧТО плоды ЭТОГО ДЕРЕВА ПРЕВОСXОДНЫ ДЛЯ ПИЩИ, И что ВОЖДЕЛЕННО ОНО ДЛЯ ГЛАЗ, И что ПРЕЛЬСТИТЕЛЬНО ЭТО ДЕРЕВО ДЛЯ УМА; И ВЗЯЛА она ПЛОДОВ ЕГО И ПОЕЛА, И ДАЛА иx ТАКЖЕ МУЖУ СВОЕМУ,
который С НЕЮ, И он тоже ПОЕЛ
Ватэйрэ xаиша ки тов аэйц лемааxаль веxи таава xу лаэйнаим венэxъмад xаэйц леасъкиль ватикаx мипиръйо ватоxаль ватитэйн гам леиша-x имма-x вайоxаль.
Не то, что вы ожидали увидеть
Вот как то так
Образы Змея и Сатаны в Библии
Немало уже было услышано с амвонов про Сатану (Дьявола), который всегда вредил людям, и который суть Враг исконный человека. Сей персонаж взят был из Библии – книги, написанной греками на основе устного предания семитов, которые срисовали Сатану с арабского духа песчаных бурь – Шейтана. Но речь я поведу не о том, кто от кого что позаимствовал, а о том, что именно в Библии – а ведь именно этот сборник семитского устного творчества является священной книгой христиан – сказано о Сатане.
Свое исследование я буду основывать на т.н. «каноническом» переводе Библии, являющемся переводом греческого Codex Vaticana IV в, доступном каждому русскоговорящему человеку, дабы не быть обвиненным в искажении хоть одной буквы. Также, я пользовался программой «Электронная Библия 1.4.1» (http://www.emilgoumerov.boom.ru/), проверяя кажды стих по печатной версии.
Цена знания – смерть
Я начну с образа Змея, так как в христианстве образы Сатаны и Змея (Дракона) тождественные, точнее, Змей (Дракон) подразумевается как некая личина Сатаны. Впервые мы сталкиваемся со Змеем в самом начале Библии (Быт., гл.3):
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
Итак, речь здесь пошла о древе познания добра и зла (И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла (Быт., 2:9)), на которое было наложено табу (Быт., гл.2):
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
Причем, нарушение табу должно было караться смертью в тот же самый день. Встает закономерный вопрос: а ПОЧЕМУ нельзя было есть плоды с этого дерева? Что же такого плохого в том, чтобы познать добро и зло (так как эти понятия относительно, в данном случае я, все-таки, предпочитаю понимать под этими понятиями Правду и Кривду) – ведь именно это отличает человека от животного? Быт., гл.2:
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Получается так, что, вкусив от древа познания, Адам и Ева стали как Боги, знающие добро и зло, т.е., они перестали влачить животное состояние, когда имеют значения лишь инстинкты, основные из которых – размножение и самосохранение. Хочу заострить внимание на том, что, вкусив от древа, Адам и Ева в первую очередь испытали чувство стыда за то, что они наги, и сделали себе одежду (Быт. 2:7):
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
Мне это напоминает традицию кельтов, где большее положение в обществе («цена чести») означало и большее количество обетов («гейсов»), нарушение которых каралось либо понижением в иерархической лестнице, либо смертью. Адам и Ева, познав добро и зло, поднялись на более высокую ступень развития (Адам стал как один из Нас, зная добро и зло), и сами же приняли на себя гейс – одежду. С другой стороны, изобретение одежды имело еще и чисто утилитарную цель защиты своего тела, в особенности – половых органов – от внешней среды.
Но, тем не менее, Яхве сильно разозлился за нарушение своего запрета. А запретил он вкушать от древа, чтобы люди не стали как он сам (Быт. 2:22). Яхве испугался, что люди могут вкусить еще и от древа жизни, и будут жить вечно (Быт. 2:22). Фактически, он банально опасался конкуренции.
С этой точки зрения Змей выступает как просветитель людей (не зря, не зря во многих индоевропейских культурах Змей олицетворяет собой мудрость): он открыл им возможность от уровня первобытного подняться до уровня человека разумного.
Но, помня страшное обещание Яхве (в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2:17)) не подтолкнул ли он людей к смерти? Не соврал ли Змей, говоря: нет, не умрете (Быт. 3:4)?
Нет, не соврал Змей, не уронил звания носителя мудрости: Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер (Быт. 5:5). Не умер Адам в тот же день, а прожил почти тысячу лет, а Ева родила ему целый полк сыновей, которые тоже отличались немалым долголетием.
Правда, Змей и сам пострадал за свое человеколюбие: И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей (Быт. 3:14); но, я думаю, что раз Змей и раньше не летал и не бегал, а именно ползал, это наказание его не сильно оскорбило. Заодно: будешь есть прах – это из области того, что черви рождаются из человеческих волос. Неграмотные люди Средневековья считали, что раз змея ощупывает дорогу языком – естественным термолокатором, – то она есть землю.
Читатель может удивиться: вроде, начал о Сатане, а пошел о Змее. Все дело в том, что христиане всех толков утверждают, что Змей – это был именно Сатана, и никто другой. Сатана, как водится, все сидит и думает: как бы людям подгадить, а что конкретно Змей сделал плохого?
Да и вообще, какие именно стихи и как надо толковать, чтобы вместо «Змей» было бы «Сатана»? Ну ладно, предположим, что так оно и есть, что Змей – это и есть Сатана. Который вселился в обыкновенного ужа (только что толку было ужика-то наказывать?!).
Тотем всегда защитит
Чсл., гл.21:
8 И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив.
9 И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.
Здесь все тот же самый Яхве предлагает Мойше выставить на древко все того же Змея, и Змей этот, причем, используется не просто как стяг, но как священный предмет, обладающий божественной силой (и ужаленный, взглянув на него, останется жив). Встает закономерный вопрос: почему именно Змей, когда несколько глав назад его так жестоко проклинали и даже заставили ползать на брюхе и питаться землей?
Вообще, если взглянуть на еврейскую часть текстов Библии, то можно проследить мотивы борьбы современной веры, которую начал «огнем и мечом» насаждать Мойша с Аароном, с язычеством, причем борьба эта отражалась даже в двойственности самих текстов.
Вот, в самом начале Змей выставляется очень плохим за то, что дал людям, фактически, разум. Чуть подальше – Змей уже ставится на стяг в качестве тотемного знака.
4Цар., гл.18
1 В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского.
2 Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии.
3 И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его;
4 он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.
Далее описывается очередная религиозная реформа, в ходе которой победили сторонники Яхве. И не напрасно здесь тот самый священный тотем со Змеем упоминается уничтоженным наравне с остальными предметами языческого культа.
Еккл 10:8
Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей.
В этом стихе Змей опять выступает как некий мистический страж – на этто раз уже как охранник дома от воров (можно проследить параллели с верованиями других народов, у которых встречается культ змеи).
Понятное дело, что наш ГосКомСтат – это сборище еще тех весельчаков, но у древних семитов дело со статистикой (точнее, с переписью) обстояло еще куда более весело, чем, даже, выборы в США или Украине.
Идея переписи подданных принадлежала царю Давиду, которому эту мысль подбросил Яхве. Ну, решил он помочь своему верному царю в нелегком – без базы данных всех граждан – деле сборе налогов.
2Цар., гл.24:
1 Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду.
2 И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа.
3 И сказал Иоав царю: Господь Бог твой да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят [это]; но для чего господин мой царь желает этого дела?
Странный был у Давида военоначальник. И вправду, для чего же?!
9 И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч.
10 И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я.
Здесь уже начинаются странности. В чем же согрешил Давид?! В том, что Израильтян было больше, чем Иудеев, что ли?!
1Пар., 21:5
И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян.
Через одну главу оказывается, что это именно Сатана, который, конечно же, Змей.
Змею было мало того, что он подарил людям возможность стать людьми в прямом смысле. Он, будучи настоящим альтруистом, решил преподать Давиду основы управления государством. И что же из этого вышло?
1Пар., гл.21:
13 И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень, но пусть лучше впаду в руки Господа, ибо весьма велико милосердие Его, только бы не впасть мне в руки человеческие.
14 И послал Господь язву на Израиля, и умерло Израильтян семьдесят тысяч человек.
Но Яхве был против просвящения. Как он был против возвышения людей от звереобразного состояния, и выгнал их из Райского Сада, так и здесь он жутко возмутился тем, что государство им избранного народа превращается из не то некоего сборища полисов, не то конфедерации, в настоящее государство.
Яхве решил провести «превентивный удар», жертвой которого пали семьдесят тысяч людей, которым эта перепись была совершенно побоку!
Самое интересное, что перепись все равно была произведена (Неем. 7:5)
Спецназ? Спецвас, спецвас!
Далее по тексту идет история с Иовом. Вот тут-то Сатана уже оттянулся, издеваючись над беднягой Иовом!
1:6 (здесь и далее ссылки относятся к книге Иова)
И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
Все началось с того, что все «сыны Божии» пришли к Яхве, чтобы рассказать, что происходит на Земле. Сатана, конечно же, как законопослушное чадо, тоже не замедлил прийти.
Яхве не мог не похвастаться перед Сатаной своим новым рабом, который оказался очень послушным и исполнительным. Сатана же, явно будучи противником фанатичной веры, высказал закономерное сомнение в том, что Иов богобоязнен вполне не даром: дивья ли жертвы класть, когда не просто есть с чего, а еще и остается полной чашей? И добавил что-то вроде: «А кабы отнял ты все у него, так и закончилось бы все поклонение Иова», причем, безо всякой подначки.
Яхве же воспринял слова Сатаны как личное оскорбление, и решил заключить с ним пари: И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей (1:12). То есть, сам-то Яхве захотел оказаться «в белом фраке», что не помешало ему «чужими руками жар загребать». Несмотря на миллионы невинных жертв, Яхве почему-то захотелось быть непричастным к мучениям Иова, и он послал Сатану. Ну, вроде как один бизнесмен нанимает наемного убийцу.
Сатане деваться было некуда: «Партия сказала – надо, комсомол ответил – есть». Стал мучать Иова, как только мог.
Результат басни: все ругают плохого Сатану, восхиаются подвигом верного богобоязненого Иова и хвалят хорошего Яхве. Забывая о том, что именно «хороший» Яхве послал Сатану к Иову.
Образ Сатаны-Дьявола (т.е., Лжеца-Противника) получается достаточно смутным. Во-первых, почему «лжец» (применително к первой главе – соврал-то именно Яхве)? На роль Противника он тоже не тянет, т.к. «по долгу службы» совершал дела, явно противные своей природе (см. случай с Иовом). Да и бунта-то никакого против Яхве Сатана не устраивал.
Отк 12:7
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них]
Хотя Яхве, жаждавшему установить тоталитарную власть, в том числе и над наукой (с останавливающимся во вращении вокруг Земли Солнцем, страшным и непобедимым зверем-бегемотом, с неуловимой молнией и пр. просвященный люд как-то не уживался), по вполне понятным причинам не хотелось держать рядом с собой подобное свое же чересчур свободолюбивое чадо – Змея, жаждавшее, подобно Прометею, нести людям свет и защиту.
Я писал это, не являясь сатанистом, а просто исследовал образ Змея в крайне противоречивой Библии, как свидетельство многовековой борьбы двух религий: жестокой и кровавой религии Мойши и стремящейся к просвящению религии, хранящей остатки тотемизма, поклонники которой чтили своим покровителем Змея.