Что означает значок копирайта
Для чего нужен знак «копирайт». Всё об авторском праве
Ещё несколько тысяч лет назад люди занимались тем, что писали. С момента появления письменности люди решили запечатлеть свои мысли на папирусе или другом материале, который подходил для того, чтобы на нём писать. Люди выражали свои мысли таким образом ещё в то время, когда жили в пещерах, вычерчивая кусочком уголька желанного мамонта, по памяти, повторяли на холодных стенах те вещи, которые встречали, которые они разглядывали и изучали, которые им нравились.
Из пещер в 21 век
Много позже, когда людская цивилизация уже была значительно более развита, появились так называемые летописцы, которые исписывали множество страниц, повествуя о времени, в котором жили, о различных его особенностях.
А после в мир пришли поэты и писатели, пришли давно, и есть до сих пор. Пять тысяч лет назад описывались кровопролитные войны, слагали легенды о богах, о неведомых человеку существах. Стиль письма, мысли и принципы писателей отличались от мыслей нынешних творцов, но, главное, писали и продолжают писать.
Но много ли вы знаете писателей или летописцев старого времени? Речь идёт о самых первых произведениях которые увидел мир, а авторов таких работ едва ли наберётся с десяток известных, но почему? Ведь произведения были, но авторы, где же сами авторы?
Сегодня мы с лёгкостью можем назвать автора любой книги, любой работы, стихотворения, новеллы, а если и не можем, то вписав название книгу в строку поиска в интернете, наверняка можно выяснить, кто же является подлинным автором этой книги или работы.
И на самом деле, в этом и состоит главное отличие сегодняшнего времени и искусства от пещерных рисунков и древних летописей, сегодня у каждой работы есть автор, и он непросто есть, все его знают, все знают кто именно автор того или иного произведения.
Авторское право тогда и сейчас
Древнюю работу или писание можно присвоить кому угодно, и не только сегодня, её можно было присвоить кому угодно даже пять тысяч лет назад, скорее всего. Но сейчас уж точно все знают, что украсть чужую работу невозможно, или значительно труднее чем тогда. К сожалению, в углу угольного мамонта нельзя было обнаружить значка копирайта. Его там и вовсе не было, к сожалению, а может, и к счастью, но сейчас такой значок уж точно имеется у всех официальных или персональных статей, документов, текстов, работ.
И в самом деле, сегодня символ копирайта действительно очень важный атрибут в написании чего бы то ни было, к нему нужно относиться со всей серьёзностью и брать во внимание, любой документ должен быть официально подтверждён, любая статья или какая-либо другая работа должна отмечаться этим значком, дабы избежать ненужных никому проблем, связанных с авторским правом.
Правилам использования этого значка © даже посвятили статью Гражданского Кодекса Российской Федерации. ГОСТ повествует о том, как должен выглядеть знак охраны авторского права. Сам же знак копирайта состоит из латинской буквы С которая, в свою очередь, заключена в окружность. За самим значком следует наименование объекта защиты права, за ним имя правообладателя и в конце цифровое обозначение года первой публикации произведения.
А в самой статье говорится о том, что авторы, правообладатели, вправе использовать этот значок для обозначения этого самого авторского права, помещается он на каждом листе экземпляра работы.
Все о значке копирайта, копирайт символ
На самом деле, знак охраны ещё не создаёт каких-либо привилегий или дополнительных возможностей и прав, он лишь оповещает что авторские права принадлежат указанному физическому или же юридическому лицу.
Отсутствие значка также не означает, что произведение не защищено авторским правом. Согласно Бернской Конвенции (конвенция по охране литературных и художественных произведений) авторское право возникает именно в момент создания произведений.
Такая процедура, как регистрация произведения не является обязательной в данном случае.
Интересно и само происхождение значка. Важно понимать, что законы о защите авторских прав существовали начиная с 1709 года, когда во времена королевы Анны, события развивались в Англии. Действительно, это конечно не копирайт, но существовал закон который позволял автору защитить своё произведение от неправомерной публикации другими лицами.
Сам знак © расшифровывается как copyright. Означает это право на копирование, но знак представляет собой только первую букву слова. И тут снова речь пойдёт о всемирной конвенции об авторском праве, так как опубликован он впервые был именно там в 1952 году.
В разных странах неоднократно возникали противоречия, касающиеся именно авторских прав. Женевская конвенция (как её ещё называют), как раз и занялась устранением и регулировкой этих противоречий, вследствие чего и родился закон о защите прав, лицом которого стал знак копирайта ©. Закон этот служит единой нормой авторского права для всего мира. Теперь каждый автор имеет возможность защитить своё произведение таким исключительным правом.
Применятьэтот знак вошло в привычку почти во всех странах мира, а его использование является обязательным для тиражирования любых видов работ, связанных с полиграфией.
Вот и вся история с хроникой знаменитого значка копирайта ©. Так беритесь же скорей за перо и пишите вдоволь и от души, но, главное, не дайте мошенникам украсть ваши труды, поэтому обязательно в завершении работы пометьте каждую страничку значком копирайта, который закрепит за вами право владельца.
Подытожим вышесказанное:
Видео
Из видео вы узнаете интересную информацию о значке копирайта.
Что означает знак копирайта
Сегодня символ «копирайт» широко используется во всем мире и позволяет информировать потребителей контента о том, что данное произведение защищено авторским правом.
Знак Copyright — что означает и зачем его ставить на сайт
Оформление знака охраны авторского права на любом произведении регламентирует статья 1271 Гражданского кодекса РФ. Знак охраны авторского права состоит из следующих элементов:
Итак, что означает копирайт: что данное произведение является интеллектуальной собственностью такого-то лица или такой-то компании/организации (например, студии или издательства).
Знак © широко используется в сети Интернет:
Благодаря этой информации любой, кому понравился тот или иной материал, может обратиться напрямую к его автору за разрешением на копирование и воспроизведение изображения или текста. И все же проблема недобросовестного использования контента с каждым годом становится все более острой, что стало причиной появления проекта Директивы о копирайте Евросоюза (Директива об авторском праве на Едином цифровом рынке), призванной обеспечить дополнительную защиту авторам, но вызвавшую много разных мнений и споров.
Кaк рaзмeстить кoпирaйт нa сaйтe
Для вставки символа © в код сайта можно использовать html-разметку:
Что запрещает и что разрешает обозначение copyright другим пользователям
Защищает интеллектуальную собственность авторское право, им охраняются все объекты, вне зависимости, указан рядом с ними символ © или нет. Любой объект интеллектуальной собственности нельзя без разрешения автора:
Наказание за использование чужого труда
В нашей стране за незаконное использование любых результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых авторским правом, предусмотрены не только штрафы, но и более серьезные наказания. Вне зависимости от использования знака копирайта рядом с ОИС, нарушителю могут грозить:
Конкретное наказание определяется судом, который учитывает все обстоятельства дела и объем правонарушения. Кроме того, закон предусматривает ликвидацию ООО или закрытие ИП, если их владельцы/руководство были признаны нарушителями авторских прав.
Как мы знаем, на текущий момент агрегаторы контента (Google, социальные сети, блог-платформы, «Википедия» и др.) не несут ответственности за легальность публикуемого контента. Уже упомянутый нами закон о копирайте, одобренный Советом Европы в 2019 году, вносит изменения в это положение, обязывая онлайн-платформы строго контролировать весь поступающий к ним контент и делать отчисления в пользу его авторов.
Копирайт – что это такое, для чего он нужен и правила применения
Приветствую, уважаемые гости и постоянные читатели блога! Спешу порадовать вас свеженьким материалом, имеющим прямое отношение к онлайн-заработку. На повестке дня – очередной термин, который начинающие фрилансеры зачастую трактуют неправильно и в результате сразу демонстрируют собственную некомпетентность.
Сегодня мы разберемся, что такое копирайт и какое отношение он имеет к созданию контента в принципе. Те, кто уже решил, что речь пойдет о создании текстового контента под заказ (то есть, копирайтинге), сильно ошибаются. Вот им-то, в первую очередь, я и посвящаю эту публикацию. Впрочем, изложенная здесь информация может пригодиться всем, кто создает контент любого типа и заинтересован в сохранении прав на него.
Копирайт и копирайтинг: в чем разница?
Представители сообщества копирайтеров давно ломают копья о терминологию: что есть копирайтинг в принципе? То ли это способ создания любого авторского текста на заказ, то ли только контент для коммерческого использования – мнения расходятся.
А многие начинающие веб-райтеры, ничтоже сумняшеся, и вовсе называют сей процесс и его результат «копирайтом». Ну еще бы: почему рерайтинг можно именовать рерайтом, а копирайтинг копирайтом – нет? И очень ошибаются, потому что слово «копирайт» уже занято принципиально иным термином. А вот что же он значит?
Копирайт – это всего лишь символ, но имеющий огромное значение. Это буква «C» в кружочке, обозначающая защиту интеллектуальной собственности. Если вы видите такой значок, это значит, что все права защищены, и использовать эту собственность (фото, видео, текст) можно только с разрешения ее правообладателя. Просто копирование с оригинала является, по сути, пиратством. И преследуется по закону!
Знак © происходит от английского Copyright с корнем right, то есть, «право». И его следует отличать от английского же Copywriting, с корнем write – «писать». При переводе становится понятным, что слово «копирайт» имеет отношение к праву, а «копирайтинг» – к написанию текстов.
Разъясняю простыми словами: всем, кто занимается созданием текстового контента, рекомендую правильно писать и говорить «копирайтинг», если речь идет о самом процессе создания текста либо его результате. А вот если хочется защитить свое творение, то речь пойдет о копирайте, то есть, значке авторского права.
Зачем нужен знак копирайта?
Понятие авторского права возникло уже достаточно давно: американские юристы успешно оперируют им уже пару столетий минимум, выигрывая (или проигрывая) порой многомиллионные иски.
Собственно значок © был утвержден еще в далеком 1886 году. В то время он применялся преимущественно к литературным и иным художественным произведениям. Тогда подобные дела были достаточно простыми, если автор или его представитель хоть как-то заботился о подтверждении права собственности. Доказать авторство было несложно, а вот заниматься интеллектуальным пиратством – затруднительно.
С появлением интернета информация стала общедоступной. Практически весь контент, размещенный в сети, никак не защищен от копирования. По сути, можно вырезать цитату из чужого текста и выдать ее за свою. Технически это сложностей не представляет, но налицо становится нарушение прав автора либо иного правообладателя. Теоретически, если он захочет, то может подать на вас в суд и выиграть дело!
Закон не обязывает авторов использовать © в приложении к веб-текстам – это их право. И отсутствие сего символа отнюдь не значит, что права на контент никому не принадлежат. Даже если знака копирайта нет, копировать и использовать контент запрещено!
С воровством контента по мере сил борются и поисковые системы. Они нещадно банят сайты, замеченные в копипасте (попросту говоря, воровстве) чужого контента. Это делает использование чужого текста, фото или графики не просто бесполезным, но даже опасным – внутренние сервисы проверки уникальности моментально определяют плагиат. Именно поэтому столь востребован уникальный авторский текст и хороший копирайтер никогда не останется без работы.
Права автора интеллектуальной собственности
А сейчас придется немного напрячь извилины и поговорить о скучных юридических аспектах. Следует дифференцировать неимущественные и имущественные права в отношении интеллектуальной собственности.
Неимущественные права – это то самое авторское право как о нем принято говорить. Они неотчуждаемы: автор книги (фото, веб-статьи, песни) всегда остается ее автором. Он может всем говорить – это создал я! Контент может быть подписанным именем автора, а может и нет, но неимущественные права за ним сохраняются.
Имущественные – это права на использование контента в определенных (или любых) целях. Вот их можно подарить, продать и так далее. После этого покупатель получает имущественные права и может фиксировать их знаком копирайта. Но подписать своим именем чужую статью такой правообладатель по закону не может: как мы уже говорили, неимущественные права (в том числе, и авторство, неотчуждаемы).
Представьте себе, что вы написали текст. Это ваша интеллектуальная собственность, на которую вы имеете все права, как неимущественные, так и имущественные. Но если вы писали статью на бирже контента на заказ, имущественные права переходят заказчику сразу же после оплаты. Он получает все права на использование вашего текста, кроме одного: он не может назвать себя его автором.
Как вы уже поняли, автором статьи остается ее создатель, то есть вы. Но использовать ее каким-либо образом вы уже не можете. Вы не имеете права продать статью еще раз, разместить на своем сайте, «подарить» другу для блога.
Использование чужого контента
Давайте разбираться в конкретных ситуациях:
Использование интеллектуальной собственности без наличия прав на нее наказывается в соответствии со статьей 7.12 КоАП РФ, а иногда – и по статье 146 УК РФ. А это не только внушительные штрафы, но и вполне реальные сроки принудительных работ и лишения свободы.
Как защитить свои права?
Защита прав на интеллектуальную собственность – это очень сложный вопрос. Именно поэтому начинающим авторам рекомендуется начинать деятельность с бирж контента – там можно обрести хоть какую-то уверенность, что за передачу имущественных прав заплатят заявленную сумму.
Да, и там случается всякое: автора могут снять с заказа, денег не заплатить, а написанный им текст впоследствии использовать. Помешать этому никто не может, но такие случаи сравнительно редки и на страже интересов обеих сторон стоит администрация. За каждым текстом она, конечно, следить не будет, но если с вами произошла подобная неприятная ситуация, смело обращайтесь в ОС (обратную связь), там разберутся.
Однако большинство хороших копирайтеров рано или поздно уходит с бирж в поисках более высоких заработков. Это объяснимо: на биржах заказы стоимостью свыше 100 р за килознак становятся объектами ожесточенной конкурентной борьбы.
Авторы, как могут, страхуются от недобросовестности заказчиков: к сожалению, мошенники, желающие получить дармовой контент, не переводятся. Это вынуждает вольных копирайтеров (фрилансеров) работать по предоплате.
Но и заказчики хотят быть уверенными, что после получения денег автор не испарится в неизвестном направлении или не сдаст откровенно бредовый текст. Так что порой приходится отказываться от выгодных заказов только потому, что потенциальный клиент не согласен платить «за воздух».
В идеале следует работать с заказчиком исключительно по договору – так будет проще отстоять в суде собственные права. Если речь идет о серии статей или фото, следует сделать скриншоты в процессе работы, причем таким образом, чтобы были видны дата и время. Можно отправить себе файлы по электронной почте.
А если вы взялись, например, за написание книги на заказ, самым разумным будет вариант с обычной почтой. Распечатываете труд в бумажном варианте, идете на почту, отправляете рукопись себе заказным письмом, полученный конверт не вскрываете до суда. Делать все это нужно перед сдачей работы заказчику.
Но такой вариант актуален только для копирайтеров, оформивших самозанятость или ИП – иначе у суда возникнет закономерный вопрос, на каком основании вы осуществляете оплачиваемую деятельность и где налоги, коим полагается быть в казне государства? Да и согласитесь, если речь идет о небольшой сумме, связываться с судебными тяжбами – себе дороже!
Поэтому простому копирайтеру приходится уповать на честность заказчика и мириться с неизбежными потерями. Что поделать: это фриланс, со всеми его прелестями и недостатками!
Размещение значка «копирайт» на сайте
Существует специальный ГОСТ Р 7.0.1-2003, регламентирующий оформление защиты авторского права.
Соответствующая строка в печатном издании, на сайте, в официальном документе формируется из собственно символа ©, данных правообладателя (если это физлицо – инициалов и фамилии, если юрлицо – наименование компании с формой собственности), года наступления права (только цифры, без букв, допускается использование диапазона лет с тире). Может быть вписано то, на что именно устанавливаются права.
© Соколов И. Е., 2012-2020
© Латынина Ю. И., иллюстрации, 2010
© ОАО «Белавтосервис», 2001
Возникает вопрос, где ставится сия информация на сайте? На сайтах и в блогах она обычно прописывается в футере («подвале» сайта, то есть, в нижней части его главной страницы). Если на ресурсе имеются материалы разных авторов, допустимо размещать подобную информацию на каждой странице.
На веб-ресурсах, где информация об авторских правах указывается в футере, зачастую используют диапазон дат между первой и последней публикацией.
Набор знака копирайта с разных устройств
Возникает вопрос, как набрать значок © на клавиатуре, ибо соответствующая клавиша в раскладке отсутствует.
Все зависит от использования операционной системы:
Привет! Я дипломированный педагог-филолог, с 2013 года ушедший во фриланс. Хочу поделиться с начинающими копирайтерами секретами мастерства, основанными на собственном опыте. Учимся писать статьи и посты, постигаем тайны интернет-терминологии и секреты русского языка, начинаем зарабатывать деньги и искать хороших заказчиков!
© В. И. Пупкин, 2008
Ещё одна мелочь, на которую не вредно обращать внимание — оформление знака охраны авторского права (который часто неграмотно называют «копирайтом»). К сожалению, на сайтах этот элемент подвала страницы зачастую ставят «чтобы был», и оформляют кто во что горазд. Однако, на сей счёт есть не просто сложившиеся правила, а целый ГОСТ Р 7.0.1—2003 (PDF, 652 КБ).
Ничего сложного в оформлении знака охраны авторского права нет, нужно просто знать определённые правила.
Итак, собственно авторское право возникает в силу самого факта создания интеллектуального произведения. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо формальностей. Соответственно, издатель произведения (а в случае с сайтом — владелец этого сайта) формирует знак самостоятельно в соответствии с существующим законодательством и договором с правообладателем публикуемого произведения.
В переложении на интернет-сайты правила остаются совершенно теми же. Однако, поскольку на сайте материалы могут публиковаться в разное время и в разные годы (а обычно так и бывает), то можно использовать диапазон дат, например, «1998—2008» (не забывайте, что в диапазоне используется тире —, а не дефис, и оно не отбивается пробелами от чисел). ГОСТ такого употребления не предполагает, но оно соответствует как смыслу и духу ГОСТ, так и сложившейся традиции.
Набор знака охраны авторского права без указания владельца авторских прав, как я считаю, особого смысла не имеет (так сделано, например, на Хабре в подвале страниц), так как несёт неясную смысловую нагрузку и не имеет юридической силы. Поэтому в случае социальных сетей или коллективных блогов нужно либо оформлять знак охраны авторского права в конце каждой записи, либо в подвале ставить знак и но указывать в нём объект защиты права (например, «оформление сайта»). Указание никнейма в качестве владельца также особого смысла не имеет, так как не идентифицирует правообладателя.
Примеры оформления на сайтах
Правильно
Неправильно
Дополнение: необходимость использования знака
Возникает также вопрос, а обязательно ли нужно использовать знак охраны авторского права? На эту тему есть ряд статей в Интернете.
Вкратце ответ такой: использовать знак необязательно, и лучше уж не использовать никакого, чем криво оформленный. 🙂
По российским нормам, а также согласно Всемирной конвенции об авторском праве (которую Россия разделяет), авторское право возникает в момент создания произведения и дополнительно его регистрировать не требуется. Автор вправе использовать знак охраны авторского права для оповещения о том, что авторские права на произведение защищены. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско-правовой охраны.Правовое значение знака охраны авторского права лишь косвенное: он свидетельствует о том, что проставившее этот знак лицо считает себя владельцем авторского права и заявляет об этом. Сам по себе знак охраны авторского права не создает каких-либо дополнительных прав.
Что обозначает такой значок «©».
© [c] (c) — знак охраны авторского права.
В русской типографике употребление символа регулируется ГОСТ Р 7.0.1—2003[1].
Знак представляет собой латинскую литеру C (первая буква слова «copyright»), помещённую в центре круга.
В Unicode знак имеет шестнадцатеричный код 00A9 и десятичный код 169. В шрифтах, где символ отсутствует, используют литеру C в круглых или квадратных скобках: «(c)»,«[c]».
В HTML используется мнемоника ©.
Знак охраны авторского права используется с именем физического или юридического лица, которому принадлежат авторские права. Также может быть указан объект защиты авторского права. Указывается год публикации или диапазон дат.
Знак охраны авторского права не создаёт дополнительных прав. Он только уведомляет, что авторские права принадлежат указанному физическому или юридическому лицу.
Отсутствие знака не означает что произведение не защищено авторскими правами, так как авторское право возникает в момент создания произведения и для защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Наличие или отсутствие знака охраны авторского права не влияет на лицензирование произведения в России. Но в странах, присоединившихся только к Всемирной конвенции об авторском праве наличие знака является определяющим для предоставления защиты авторских прав, в соответствии с п. 1 ст. III указанной конвенции в редакции 24.07.1971 г.
символ копилефта
Перевёрнутый вокруг вертикальной оси знак охраны авторского права является символом копилефта.