Что означает знак человека в круге
Что означает знак человека в круге
Эскиз витрувианского человека был обнаружен случайно, в рукописях Леонардо. Создано оно было примерно в 1490-1492 гг.
При обнаружении эскиза – рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека:
Основой для рисунка Да Винчи «Человек Витрувианский» стал трактат «Мужчина эквилибре» архитектора Древнего Рима Витрувия, именем которого и названо изображение фигуры. Этот древний римлянин применял пропорции человеческого тела для своих исследований в архитектуре.
В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: «Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной«.
В нашем современном мире рисунок Да Винчи уже не воспринимается человечеством как символ идеальных пропорций человеческого, в частности, мужского тела. Это изображение скорее символизирует нахождение человека во Вселенной.
Витрувианский человек Леонардо Да Винчи – это образ согласованного состояния жизни, в центре которой находится человек. На рисунке изображена идеальная с точки зрения пропорций мужская фигура.
Толкование такой композиции имеет следующее значение:
В этом видится символ того, что человек тяготеет к земному, несмотря на божественную свою составляющую.
Витрувианский человек – это не только скрытый символ внутренней симметрии тела человека, но и символ симметрии Вселенной в целом.
В пропорциях обьем круга и обьем квадрата абсолютно равны. Этим показано, что проявленное (материальное) и непроявленное (духовное) – взаимопереходимые состояния. Отличие лишь в частоте.
Для чего духовное материализуется – это уже другой не менее интересный вопрос.
Так древние ученые пытаются нам передать смысл Высшей Гармонии.
Есть еще одна интересная теория, согласно которой витрувианский человек Да Винчи – это изображение Христа. Художник занимался реставрацией Плащаницы по просьбе ее хранителей. Якобы воодушевленный изображением Христа на святыне, он переносит безупречные пропорции его тела на свой рисунок. А значит, он изображает божественные пропорции человеческого тела. Да Винчи, поместив мужскую фигуру в центр мироздания, изобразил человека по образу Бога.
Значение знаменитого рисунка Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»
Леонардо да Винчи многие называют чуть ли не самым гениальным человеком в истории. И хотя жил он давно, в эпоху Возрождения, глубиной своего подхода к выбранным направлениям деятельности представляет интерес и поныне. Мы восторгаемся картинами да Винчи, пытаясь понять их тайну, видим в его ученых заметках предсказания будущего. А ведь он был еще и музыкантом, анатомом, скульптором и архитектором.
Леонардо да Винчи – типичный универсальный человек, который сумел оказаться состоятельным во множестве профессий. Среди его работ одной из самых известных, но вместе с тем и самой интересной, глубокой с философских позиций, является «Витрувианский человек».
Вы наверняка видели этот эскиз – мужская фигура изображена в двух наложенных друг на друга позициях. А вот с какой целью Леонардо создал такой рисунок и что он означает – мало кто знает.
Что такое Витрувианский человек?
Леонардо нарисовал Витрувианского человека, известного также как «Пропорции человеческого тела по Витрувию», в 1492 году с помощью туши, пера и акварели.
«Витрувианский человек» основан на De Architectura, руководстве по строительству, написанном римским архитектором и инженером Витрувием между 30 и 15 годами до нашей эры. Хотя трактат посвящен архитектуре, он также исследует человеческое тело, а именно геометрию «идеальных» пропорций, что вызвало интерес Леонардо к анатомии и вдохновило его на рисунок.
На его рисунке показаны двое мужчин, стоящих ровно друг за другом. У одного из них руки и ноги разведены в стороны так, чтобы вписаться в квадрат. У другого же руки ноги разведены, оказавшись вписанными в круг. Такое положение тел неслучайно. Рисунок, как и текст к нему, называют еще и «Каноном идеальных пропорций человека» или «Каноном пропорций».
Каковы «идеальные» пропорции?
Рисунок сопровождается двумя блоками обратного текста. В первом Леонардо отмечает, что, по словам Витрувия, это размеры идеального тела:
Кроме того, в первом наборе примечаний также указывается: «Если вы разводите ноги настолько, чтобы уменьшить свой рост на 1/14, а также разводите и поднимаете руки, пока средние пальцы не коснутся уровня макушки вашей головы, вы должны знать, что центр разогнутых конечностей будет в пупке, а пространство между ногами будет равносторонним треугольником. Длина раскинутых рук мужчины равна его росту».
Во втором блоке текста художник описывает тело модели в виде дробей:
Витрувианский человек Сегодня
С 1822 года Витрувианский человек является частью постоянной коллекции Галереи Академии в Венеции, Италия. Поскольку рисунок слишком хрупкий, чтобы выставляться на обозрение, экспонат выставляется редко. Однако, даже будучи скрытым, рисунок остается ключевой частью их коллекции и, в конечном счете, одним из самых важных произведений итальянского Возрождения.
Витрувианский человек сегодня воспринимается уже не как символ идеальных пропорций мужского тела, а как обозначение нашего места во Вселенной. Композицию принято толковать так, что квадрат является символом материального мира. Центр фигуры как раз располагается в области паха человека, а вот круг – символ всего божественного, в том числе и нашего происхождения. Любопытно, что в отличие от фигуры в квадрате фигура в круге не размечена черточками, это может быть отсылкой к невозможности измерить божественное. А центр окружности размещается ровно на месте пупка человека. Так рождается символ двойственности человека: божественного и вместе с тем смертного. Леонардо да Винчи считал, что Бог сотворил наше тело, но мы сами может сделать его идеальным, тем самым в чем-то сравниваясь с творцом.
Фигуры в круге и квадрате можно трактовать, как динамику и спокойствие. Тем самым Леонардо да Винчи словно бы намекает нам о противоречивости духа и материи. Было бы слишком просто видеть в рисунке лишь двух людей, тут показана симметрия Вселенной в целом. Да и в пропорциях объемы круга и квадрата равны, что может говорить о возможности взаимного перехода материального в духовного.
Знаменитый рисунок часто используется в качестве символа Вселенной и симметрии человеческого тела. Гигантская реплика была изображена даже на льдах Северного Ледовитого океана в 2011 году, чтобы привлечь внимание к вопросам экологического равновесия.
«Витрувианский человек»
«Чрезвычайно важно понимать, что события вашего мира, не являются результатом случайных, бесцельных действий. Всё возникает с определённой целью. Параметры трёхмерной реальности представляют собой часть гораздо большей реальности. Ваши личные достижения оказывают глубокое влияние на общее состояние умов, превращая идеальное в реальное, изменяя своё мышление, вы тем самым изменяете как собственную, так и общественную жизнь» (Плеяды).
«Витрувианский человек»
Начну с того, что в конце 2018 года вышел в свет очередной номер журнала «Экономист», на обложке которого изображён «Витрувианский человек». Картинка на обложке журнала рассматривается как программа на следующий год, которую в символическом виде выдали Рокфеллеры. Послание есть, и мы с вами это послание разберём, поскольку человек воспринимает информацию по уровню его осведомлённости и уровню интеллекта. Мы же рассмотрим это послание с точки зрения высшей перспективы. Этот журнал интересен тем, что он идёт под номером 33. Итак, «Витрувианский человек» – почему это важно? Приведу бессмертные стихи Омара Хайяма:
Все, что видим мы, видимость только одна.
Далеко от поверхности моря до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей не видна.
Чтобы понять смысл жизни, необходимо научиться видеть невидимое, видеть то, что скрывается за внешней формой любого проявления, понимая, что в мире нет ничего отдельного всё взаимосвязано и взаимозависимо. Казалось бы, несвязанные картинки на обложке журнала «Экономист», на самом деле есть пазлы, невидимой для большинства, картины мира.
Числа, как всегда подтверждают мысли.
Журнал «Экономист» = 229 = Всё в мире взаимосвязано = Умение видеть невидимое
На обложке есть изображение голов Путина и Трампа, и в расчётах есть эти слова.
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи стал виртуальным. На него одеты тёмные очки – это прибор ночного видения или очки виртуальной реальности. «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи представляет образ идеального человека. То, что мы видим на обложке это то, что искажает идеал. Распадается цельное и разумное представление о мире и понимание человека как разумного существа. Все надписи даны в зеркальном отражении. Этим приёмом всегда пользовался Леонардо да Винчи и это имеет глубокий смысл. Когда-то во сне было сказано: «ваша программа – Зеркало» и во многих работах я описываю, в чём смысл этой фразы, и как мы выполняем программу «Зеркало»
«Витрувианский человек» = 234 = Это тело, душа и дух = Священный союз = Священное единство = Это быть в середине
Это первообраз человека = 255 = Зеркальное отражение Идеи = Космическая матрица
Леонардо да Винчи = 159 = Источник идей = Из Единого Числа = Это ключи = Глобальная игра
Далее информация о «Витрувианском человеке» из интернета.
«Эскиз «Витрувианского человека» был обнаружен случайно, в рукописях Леонардо. Создан он был примерно в 1490-1492 гг.
При обнаружении эскиза – рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека.
В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: «Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной».
В нашем современном мире рисунок да Винчи уже не воспринимается человечеством как символ идеальных пропорций человеческого, в частности, мужского тела. Это изображение скорее символизирует нахождение человека во Вселенной.
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи – это образ согласованного состояния жизни, в центре которой находится человек. На рисунке изображена идеальная с точки зрения пропорций мужская фигура.
Толкование такой композиции имеет следующее значение:
В этом видится символ того, что человек тяготеет к земному, несмотря на божественную свою составляющую.
«Витрувианский человек» – это не только скрытый символ внутренней симметрии тела человека, но и символ симметрии Вселенной в целом.
В пропорциях длина окружности равна периметру квадрата. Этим показано, что проявленное (материальное) и непроявленное (духовное) – взаимопереходимые состояния. Отличие лишь в частоте вибраций (В приложении текст «Вибрация»)
Великий гений узрел и попытался передать другим поколениям глубокий смысл, увиденный им в нашей природе. Таким образом, он хотел показать нам смысл «золотого сечения». Изображение «Витрувианского человека» – это и есть зашифрованное «золотое сечение».
«Другие»
Акцент на «Витрувианского человека» второй раз был дан в январе 2019 года. На одном из каналов ТВ начался многосерийный фильм под названием «Другие» и это название играет важную роль. Название фильма написано в зеркальном отражении.
Это другой человек = 223 = Это квадратура круга = Геометрический образ
Героиня фильма является «другой». Она вышла из тюрьмы, скрытый смысл выход сознания из тюрьмы материи на более высокий уровень (повышение вибраций). У режиссёра свой замысел был, и «Витрувианский человек» показывает глубину этого замысла. Все события являются знаком более высокой реальности. Необходимо понять, что знак показывает. Мы создаём свою собственную реальность на основе полученных знаков. И режиссёр, и наша группа принимают участие в глобальной игре сознания.
Глобальная игра = 159 = Леонардо да Винчи = Источник идей
В нашей игре акцент на «других» пошёл уже давно. «Другой» по-русски «дурак», и об этом «другом» было написано в статье «Соль Земли». И это тоже двойной знак. Информация «висит в воздухе», и вот в январе месяце пошла полемика по поводу менталитета русского народа, Первый заместитель председателя Центрального банка России Сергей Швецов осудил русские сказки про золотую рыбку и исполняющую желания щуку за формирование у населения веры в легкую наживу и создание помех для повышения финансовой культуры граждан.
Чтобы что-то изменить в мире, необходимо изменить свои мысли, своё понимание, в результате дойти до понимания сакральной геометрии. И мы сыграли в эту игру осознанно в новогоднюю ночь в нашем Храме в Чернево, который представляет из себя куб и пирамиду.
О игре в новогоднюю ночь узнаете из следующей статьи
Вибрация
Разбирая давние материалы, я нашла свою лекцию от 19.02.1994г. Думаю, что она актуальна и сейчас.
Я хочу Вам сказать: «Не принимайте всё на веру».
Цель моих лекций – разбудить ваше сознание, дать первый толчок вашей мысли, которая в дальнейшем сама уже будет работать в нужном направлении. Моя цель – указать направление.
Вы должны сами разобрать и обсудить данные мною ответы и не принимать их, если они не подходят для вас в данный момент. Но не успокаиваться, не останавливаться, а начать искать ответы на поставленные мною вопросы. Нельзя достигнуть прогресса, не думая, а просто повторяя за другими. Нужно стараться думать и понимать, и тогда мы будем расти.
Лучшая благодарность Учителю – это обращение к нашему разуму, это серьёзная самостоятельная мысль.
Возьмём себе за правило:
Нужно научиться мыслить самостоятельно. Лучше самому думать неверно, чем только повторять верную мысль, исходящую от кого-либо другого.
Если мы хотим научиться мудрости, мы должны думать напряженно, терпеливо, настойчиво, а не повторять только то, что слышим от другого, иначе мы будем похожи на попугая, а не на человека. И только то, что будет пропущено через наш ум и наше сердце, станет, в конце концов, основным стержнем нашей жизни. А уж если наше сердце, наша душа осознает и примет эти Космические законы, то тогда наши мысли, наши желания, наши поступки неминуемо будут стремиться быть, как можно ближе ка Божественному началу.
А чем ближе к Божественному началу, тем ближе мы становимся к своей миссии на Земле, тем яснее становятся причинно-следственные связи. Вся наша жизнь приобретает смысл, мы начинаем осознавать причины наших бед, трудностей и болезней.
Один из законов Космоса гласит: «Всё в мире есть вибрация. Всё движется, всё вибрирует».
Этот закон говорит о том, что во Вселенной всё вибрирует, ничего не остаётся неподвижным. Материя, энергия и дух представляют собой результат вибрационных состояний, а различаются они только длиной волны, т.е. частотой вибрации.
Свет, тепло, магнетизм, электричество – это разные формы вибрации. Дух есть конечный полюс самых быстрых вибраций, частота которых столь велика, что сам полюс кажется совершенно неподвижным. Молекулы, протоны, электроны, из которых состоит материя, также постоянно вибрируют, и это есть другой полюс, где вибрация настолько низка, что создаёт иллюзию неподвижности материи. А между этими двумя полюсами существуют бесконечные множества разных типов вибрации. Таинственная область, есть не что иное, как вибрация высокой частоты. И если бы человеку удалось заставить своё физическое тело вибрировать с такой же высокой частотой, то он смог бы физически проникнуть в мир 4-го измерения.
Наши мысли, чувства, импульсы – это определённые вибрационные состояния. Наше физическое тело представляет собой совокупность систем, которые вибрируют с одной и той же частотой. Человек здоров, если его системы вибрируют гармонично, а болезнь возникает при дисгармонии вибраций.
В нашей личной жизни всё определяется вибрациями, если мы счастливы, то в этом случае заслуга положительных вибраций. Наши мысли в зависимости от ментальной вибрации делают нас более или менее интеллигентными. Каждый человек имеет свою ментальную длину волны, и чем она короче, тем интеллигентнее человек.
Некоторые люди испытывают трудности при общении, это происходит потому, что не совпадают вибрационные частоты ментальных волн. Нам приходится общаться со множеством людей, которые имеют различные частоты ментальных вибраций, и если мы хотим, чтобы они нас поняли, приходится настраивать свою волну на их волну. Только в этом случае возможно конструктивное общение, иначе будет полное взаимное непонимание. Конечно, на такую настройку способен человек более высокого уровня духовного развития. Частота вибраций постоянно меняется, и причины этому самые разные – это проблемы со здоровьем, депрессивные состояния, внутренние конфликты, апатия и т.д.
Окружающая среда и земное пространство, которое нас окружает, насыщено вибрациями, оказывающими большое воздействие на людей. Каждый город, посёлок, село имеет свою вибрационную атмосферу, которую человек ощущает. То же самое происходит в гостях: в одном доме нам хорошо, мы сразу ощущаем доброжелательную атмосферу, а в другом обстановка натянутая, хотя внешние приличия вроде бы соблюдены.
Вибрационное излучение людей, проживающих в том или ином доме, проникает в его физическую структуру, насыщая её положительной или отрицательной энергией, и посетитель это чувствует сразу. Есть дома, которые пробуждают у гостей тоску, нам передаётся психическое состояние людей, проживающих там.
Например, человек, поделившийся с кем – либо своими неприятностями чувствует облегчение, в то время как настроение слушателя резко падает. Не зря в христианстве существует обряд исповеди. И насколько чиста должна быть Аура священника, чтобы отрицательные вибрации не накапливались в ней!
Центрами накопления отрицательных вибраций, которые наносят очевидный вред посетителям, являются питейные заведения и публичные дома. Да и поликлиники, больницы, суды полны негативных вибраций.
Чтобы не поддаваться влиянию окружающей среды, необходимо соблюдать строгую духовную самодисциплину, благодаря которой повышаются вибрации человека, и это даёт возможность избежать «несчастной судьбы».
Ещё в I веке до н.э. Пифагор в своей школе проводил занятия математикой под звуки музыки, так как он знал, что музыка, обладая особым воздействием, способна повышать и развивать интеллект человека. Известный русский хирург Борис Петровский во время сложных операций также использовал музыку. Он заметил, что подчиняясь воздействию ритмов, весь организм человека начинает работать более гармонично.
Но эти качества, конечно, присущи далеко не всей музыке. Это подтверждено экспериментами. Классическая музыка стимулирует рост растений, а рок – музыка наоборот.
Рыбы подплывают к транслятору, если из него звучит классическая музыка, и уплывают подальше, если звучит рок – музыка. Гениальная музыка всегда целительна.
Человек изначально ещё в утробе матери чувствует, какая музыка хорошая, а какая нет.
Экспериментально подтверждено, что если беременная женщина слушает классическую музыку, то малыш развивается нормально, и если его лишают этих концертов, то он начинает беспокоиться, и успокаивается лишь тогда, когда музыка звучит снова. Но если подключить рок – музыку, то ребёнок начинает биться в животе так, будто с ним происходит катастрофа и успокоение происходит только тогда, когда её отключают. Рок – музыка, особенно тяжёлый рок, построена на самых низких нотах «До».
В зависимости от того, какую музыку слушает человек, можно уже судить, на каком уровне духовного развития он находится. В организме человека находятся 7 энергетических центров – чакр, каждая из которых способна воспринимать только определённые вибрации; и в зависимости от того, какая из чакр на данный момент наиболее функционирует, те вибрации он и способен воспринимать. На вибрации классической музыки настроена высшая чакра Сахасрара, а на вибрации рок – музыки – низшая чакра Свадхистана. Итак, в зависимости от самой музыки и от способности восприятия той или иной музыки возбуждение идёт или в сфере Духа, или в сфере материи. Вот почему у людей, выходящих из консерватории просветлённые лица – музыка работала в сфере Духа. А что творится на рок – концертах? Возбуждаются низменные страсти, и эта энергия выливается в крики, драки, битьё фонарей и сексуальное возбуждение. Почему молодёжь наиболее подвержена этому? В этом возрасте сексуальная половая чакра наиболее активна.
Основная масса людей воспринимает больше песенный жанр музыки – это вибрации на уровне сердечной чакры. Это то, что касается музыки, но вибрация устной речи также оказывает положительное или отрицательное воздействие на слушателя. Есть люди, голоса которых действуют отталкивающе, хотя сами по себе они не плохие. Всё зависит от силы звуковой осцилляции. Если она гармонична с нашей, то у нас возникает симпатия и наоборот.
Принцип вибрации даёт возможность объяснить силу проклятия. Она действительно существует, в ней нет ничего сверхъестественного: проклятие просто концентрирует и направляет разрушительные вибрации.
При благословении происходит тоже самое, но задействованы противоположные силы. Каждая буква, каждое слово имеет свою вибрацию, на этом основана сила молитвы и мантр.
Но для того, чтобы они были эффективны, необходим особый душевный настрой, т.е. вибрации, исходящие от человека, должны быть очень высоки и само произнесение священных текстов требует определённого тона и частоты звука. Посвященные во все времена владели этой тайной.
Все проявленные мысли, эмоции разума, воли, желания, любого душевного состояния сопровождаются вибрациями, часть которых испускается и стремится к воздействию на разумы других людей путём индукции. Именно этот принцип лежит в основе явлений телепатии, душевного влияния и других форм воздействия и власти одного разума над другим.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Витрувианский человек — рисунок, сделанный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.
Какие есть интересные моменты в этом…
Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат («Квадрат Древних»). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным.
«Vetruvio architetto mette nelle sue opera d’architettura che le misure dell’omo…» «Архитектор Ветрувий заложил в своей архитектуре измерения человека…» Далее идет описание соотношений между различными частями человеческого тела.
В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее о человеческом теле:
«Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:
длина четырёх пальцев равна длине ладони,
четыре ладони равны стопе,
шесть ладоней составляют один локоть,
четыре локтя — рост человека.
Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.
Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.
Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник.
Длина вытянутых рук будет равна росту.
Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста.
Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста.
Расстояние же от верхней части груди до корней волос — 1/7.
Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста.
Наибольшая ширина плеч — восьмая часть роста.
Расстояние от локтя до кончиков пальцев — 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки — 1/8.
Длина всей руки — это 1/10 роста.
Начало гениталий находится как раз посредине тела.
Стопа — 1/7 часть роста.
Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста.
Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.»
Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное Леонардо Да Винчи и другими, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела.
Искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Мы находим их в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в последовательности музыкальных звуков. Эти свойства не выдуманы людьми. Они отражают свойства самой природы. Одна из пропорций чаще всех встречается в искусстве. Она получила название «золотое сечение». Золотое сечение было известно ещё в древности. Так в книге II „Начал” Евклида оно применяется при построении пяти- и десятиугольников.
Термин «золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи. Если человеческую фигуру — самое совершенное творение вселенной — перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величин будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней…
Действительно в природе и человеческом теле много пропорциональных отношений, близких к тому, которое Леонардо да Винчи назвал золотым сечением. Хотя и не воплощающих его точно. Кстати, золотое сечение, предпочтительное во многих случаях, не единственное отношение, зрительно воспринимаемое как красивое. К их числу относятся такие отношения, как 1:2, 1:3. Они близки к золотому сечению. В любом произведении искусства несколько неравных, но близких к золотому сечению частей дают впечатление развития форм, их динамики, пропорционального дополнения друг другу. В частности, наиболее распространено отношение на основе золотого сечения при возведении памятников.
А можно ли говорить о золотом сечении в музыке? Можно, если «измерять» музыкальное произведение по времени его исполнения. В музыке золотое сечение отражает особенности человеческого восприятия временных пропорций. Точка золотого сечения служит ориентиром формообразования (особенно в небольших сочинениях), часто на неё приходится кульминация. Это может быть также самый яркий момент или самый тихий, самое плотное по фактуре место или самое звуковысотное. Но случается и так, что в точке золотого сечения появляется новая музыкальная тема.
15 малоизвестных фактов о «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи
1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего «Витрувианского человека» напоказ
Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня «Витрувианский человек» является одной из самых известных работ художника, наряду с «Тайной вечерей» и «Моной Лизой».
2. Сочетание искусства и науки
Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.
3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия
4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо
В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.
5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл
В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: «Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной».
6. «Витрувианский человек» — только один из многих набросков
Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.
7. Витрувианский человек — идеал мужчины
Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.
8. Это может быть автопортрет
Поскольку не сохранилось описаний модели, с которой был нарисован данный эскиз, некоторые искусствоведы полагают, что Леонардо рисовал «Витрувианского человека» с себя.
9. У Витрувианского человека была грыжа
Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.
10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему
Когда эскиз был первоначально обнаружен в записной книжке Лернардо, рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека, которые гласили: «Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека — 4 локтя или 24 ладони… Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий».
11. Тело расчерчено мерными линиями
Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.
12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия
Эскиз также называют «Канон пропорций» или «Пропорции мужчины».
13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз
На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.
14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности
Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.
15. Оригинал эскиза редко появляется на публике
Копии можно встретить буквально повсеместно, но оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было выставлять на публике. «Витрувианский человек», как правило, хранится под замком в «Галерее Академии» в Венеции.