Что означает знак сбербанка
История логотипа СберБанка: развитие и эволюция бренда
Сбербанк России является публичным акционерным обществом. Компания представляет собой финансовый конгломерат, крупнейший транснациональный и универсальный банк России, Центральной и Восточной Европы.
Создайте свой логотип онлайн. Более 50 тысяч брендов по всему миру уже используют логотипы от Турболого.
На сегодняшний день Сбербанк предлагает масштабный спектр банковских услуг. Помимо кредитования, возможности делать вклады, инвестировать и т.д., компания предоставляет небанковские услуги: в частности, медицинские и страховые.
История компании Сбербанк
Неофициальная история фирмы начинается с 1841 года — именно тогда в Российской Империи появились первые сберегательные кассы. Примерно в это же время был создан старый логотип Сбербанка.
С 1922 года по 1987 год в СССР работала система Государственных трудовых сберегательных касс. До 1963 года она находилась в подчинении Министерства финансов СССР, после — принадлежала Государственному банку СССР.
1987 год стал для Сбербанка особенным — система Государственных трудовых сберегательных касс была упразднена. На смену пришёл Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сберегательный банк СССР). В 1989 году он становится первым банком-членом платежной системы Visa в СССР.
За время своего существования компания несколько раз меняла название. В сентябре 2010 года к полному наименованию «Сбербанк России» добавились буквы ОАО (расшифровываются как «открытое акционерное общество»). А к 2015 году ОАО сменилось на ПАО (публичное акционерное общество).
В апреле 2019 года Сбербанк регистрирует собственный товарный знак «Сбер». В это же время шло обсуждение того, что скоро компания сменит название, избавившись от слова «банк».
Данная идея реализовалась только в сентябре 2020 года. За сменой названия последовал ребрендинг, коснувшийся логотипа. Обновленный фирменный знак Сбер представил 24 сентября.
Первый логотип СберБанка
1841 год — создаётся первый логотип СберБанка. Композиция имеет изумрудно-малахитовый цвет. Верхнюю часть логотипа занимает круг, дополненный необычной деталью: из него сверху будто вырезаны три белые центрированные по вертикали галочки. Под данным элементом на эмблеме расположена небольшая линия изумрудного цвета. А под ней — надпись «Основан в 1841 году» и наименование банка заглавными буквами «Сбербанк России».
Кто создал логотип Сбербанка
Первая версия знака Сбербанка была разработана очень давно, поэтому данные об авторе лого не сохранились. Однако известно, что версию логотипа 1994 года создала художница Людмила Морозова.
Автором нового логотипа СберБанка является брендинговое агентство Landor&Fitch.
История изменения логотипа СберБанка
История логотипа Сбербанка началась с середины XIX века — именно тогда впервые появился образ кошелька (в котором в царской России хранили купюры). В целом дизайн логотипа Сбербанка лишь незначительно изменялся, хотя банк существует уже почти 180 лет.
1994 год — облик эмблемы остался практически неизменным. Из логотипа пропадает надпись, в которой указан год основания банка. Расцветка фирменного знака также немного меняется: изумрудный цвет заменяется зеленым. В остальном все элементы лого сохраняются, включая шрифтовой стиль надписи.
2009 год — галочки стали центрироваться по диагонали влево под небольшим углом. Также изменяется оттенок композиции: теперь он более тёплый. Сам круг приобрёл объём, а галочки стали выглядеть более очерченными. Графическая составляющая стала располагаться слева, а надпись «Сбербанк» — справа.
Логотип Сбербанк Онлайн выглядит несколько иначе: под зелёным словом «Сбербанк» находится оранжевая надпись «Онлайн».
В 2020 году появляется новый логотип СберБанка. Компания избавилась от слова «Банк» не только в наименовании, но и в логотипе. На эмблеме осталось только «Сбер», справа от иконки. Объемная зеленая сфера, которая была на прошлом лого бренда, была заменена на незамкнутую окружность. Дополнена фигура внутри галочкой, одна из граней которой значительно длиннее с правой стороны.
Зеленая окраска иконки меняется на градиентную заливку (синего, зеленого и желтого цветов). Само же слово «Сбер» остается однородного оттенка.
Меняется и шрифт надписи: убираются засечки, а буквы становятся шире. Также добавились скошенные углы на гранях букв. Пробел между буквами лого стал больше.
Значение логотипа Сбера
Логотип Сбербанка олицетворяет стабильность и доверие. Зеленый цвет, по мнению Германа Грефа, означает финансы. Добавление других цветов в градиент обусловлено расширением сервисов Сбера. Теперь это не просто банк, а целая экосистема.
Галочка же указывает на качество и надежность бренда.
Заключение
Сбербанк лого — это не только символ компании с богатейшей историей: эмблема рассказывает об эпохах, важных как для экономической системы государства, так и для народа в целом. Хотя дизайн логотипа несколько раз изменялся, основная идея сохранялась. Благодаря этому компания смогла сохранить свой уникальный стиль и укрепить свою репутацию стабильной и надежной организации.
Часто задаваемые вопросы
Первый знак Сбербанка был обнародован в 1841 году.
На старых версиях лого Сбербанка изображался схематичный образ кошелька. Однако в 2020 году компания избавилась от данного символа на логотипе. Кошелек заменила зеленая незамкнутая окружность с галочкой в правой части.
Разработкой актуальной версии знака Сбера занималось агентство Landor&Fitch.
Как объяснил Герман Греф, потребность в ребрендинге возникла из-за расширения деятельности компании. Сбербанк — теперь не просто банк, а целя экосистема с множеством продуктов.
Новая версия фирменного знака СберБанка была представлена 19 сентября 2020 года.
Продуктовый и графический дизайнер с опытом работы более 10 лет. Пишу о брендинге, дизайне логотипов и бизнесе.
Греф объяснил смысл нового логотипа Сбербанка
Сбербанк официально представил логотип, в котором решил отказаться от слова «банк». Новый товарный знак состоит из надписи «Сбер», выполненной в зеленом цвете, и незаконченного круга с градиентом синего, желтого и зеленого цветов и галочкой внутри.
Как объяснил Герман Греф, в логотипе зеленый цвет — финансы, но добавили и другие, так как Сбербанк теперь не просто банк, а целая экосистема сервисов. Логотипы сервисов будут отличаться по цветовой гамме: в логотипе сервиса в сфере медицины «СберЗдоровье» вторая часть названия компании выполнена в темно-розовом цвете, у сервиса «СберЛизинг» и компании «СберСтрахование» — в зеленом, а у компании «СберРешения» — в светло-синем. Галочку в логотипе сохранили как символ целеустремленности и ориентированности на «пользу для человека», а круглую форму — как символ сфокусированности на потребностях клиента.
Стоимость ребрендинга банк оценивает в сумму около 2,5 млрд руб. в течение пяти-шести лет, говорится в поступившем в РБК сообщении пресс-службы. Ребрендинг будет производиться постепенно. «Дальнейшие расходы на внедрение нового бренда будут осуществляться в течение нескольких лет. Никаких радикальных инвестиций на эти цели не планируется: изначально поменяются все наши цифровые и электронные каналы и интернет-сайты, банкоматы будут заменены по мере их износа, вывески на отделениях будут заменяться в течение нескольких лет, текущие пластиковые карты будут действовать у клиентов до срока их окончания, что также не повлечет дополнительных затрат. Офисная полиграфия и материалы будут также заменяться на новые по мере необходимости», — говорится в сообщении банка.
Также Сбербанк представил новые банкоматы с бесконтактной и биометрической технологией. Карточка для работы с ними не нужна. Среди других новинок на презентации — платежная система SberPay, медиаприставка SberBox, виртуальный ассистент «Салют».
Согласно данным на сайте Роспатента, банк подал заявку на новый логотип в мае 2019 года, в июне 2020-го ее зарегистрировали.
21 сентября стало известно, что вывеску со старой эмблемой банка сняли с головного офиса организации на улице Вавилова в Москве.
В последний раз Сбербанк обновлял логотип более десяти лет назад — в 2009 году.
Новый логотип СБЕРА: разбираем символизм и нумерологию дизайна
В чера, 24 сентября, Сбербанк представил новый бренд СБЕР, изменив логотип.
Глава банка, точнее теперь – целой экосистемы, объяснил, что галочка – это то, что осталось от старого лого, символизирует «целеустремленность на пользу человеку», круг – символ «сфокусированности на потребностях людей», а градиент – это различные услуги внутри экосистемы.
Вроде бы все складно и просто. Но предлагаю взглянуть на большую картину.
1. Галочка
Галочка в круге ассоциируется либо с циферблатом (= пришло новое время), либо с кнопкой Restart (= перезапуск). Согласитесь, на многих приборах бытовой техники изображен похожий знак.
Переместив давно всем известную галочку в центр круга, мне невольно захотелось наложить ее на циферблат, картина прояснилась.
2. Гематрия слова СБЕР
Сократив слово «Сбербанк» до просто «Сбер», получилась интересная гематрия и очередное занимательное совпадение.
И опять мы видим подсказку на главной странице экосистемы. Скриншот ниже:
Как открыто учит нумерологии глава МВФ Кристин Лагард, говоря, когда нужно, «compress the numbers», здесь можно сказать: «rotate the numbers». 999 = 666.
3. Эзотерический концепт
Получив число 18, я пошла дальше и связала цифру с оформлением оригинальной карты таро колоды Уэйта под 18-м арканом (the Moon). Мы видим две башни. Башни символизируют вход в новый Храм, дорога через них – от старого к новому, неизведанному; собаки и рак присутствуют в качестве препятствий. Войти в новое можно только, разрушив старое. Это отсылка к событиям 9/11 и башням-близнецам WTC, которые были построены, чтобы быть разрушенными в определенное время (2001), ознаменовав начало Нового Мирового Порядка. Примерно то же происходит в наше время с помощью коронавируса – люди всех стран повинуются и сидят дома в масках, пока глобалисты принимают новые законы, меняя мир. Сценарий повторяется через 20 лет – на носу 2021.
4. Новая экосистема СБЕРа – новый порядок или restart в финансовой системе
Символически, СБЕР строит новую экосистему, новый порядок – одновременно встраиваясь в мировой и диктуя его в России локально. Другие банки тоже перестраиваются, не так масштабно. Судя по следующей карте таро, мы должны войти в новый мир в 2021 году, в том числе в обновленную финансовую систему. Старшие арканы об этом ясно говорят:
Про концепт 19 аркана The Sun, кратко повторюсь. Старший аркан Солнца идет под номером 19 – отсылка к COVID-19. Название «корона»-вирус неслучайно и тоже связано с 19-м а рканом. Корона – это астрономический эффект, если можно так сказать, когда происходит солнечное затмение = Луна находится между Солнцем и Землей. Все же помнят то долгожданное полное затмение 2019 года, которое наблюдал весь мир. Следующее подобное положение светил прогнозируется лишь на 2037 год. Также католическое рождество отмечается 25-го декабря, потому что астрономически 21-го декабря Солнце находится в нижней точке орбиты, уходит с горизонта и снова «возрождается» 25-го декабря. И это вовсе не Christmas. Но религии, как это водится, все смешали и преподносят информацию так, как выгодно им.
5. Нумерологические предсказания Кристин Лагард от 2014 года
Посмотрите буквально первые пять минут вступления главы МВФ 7 лет назад (я настроила видео с нужного таймлайна). Тогда ее речь (про будущие «magic 7» годы) казалась странной, включая нумерологические месседжи, которые я уже разбирала. Они относились к 2020-2021 и к restart’у глобальной финансовой системы. К слову, в сентябре из-за ситуации с российским блогером Россию хотели отключить от SWIFT. Это легко проверить по ключевым новостям.
Ну и напоследок – кодированный скриншот с презентации/рекламы СБЕРа, который вписывается в историю, описанную выше.
Ну и по чистой случайности во время представления нового бренда за акции СБЕРА в Лондоне давали $11,9 (см. источник).
Вся информация взята из открытых источников. Все давно объяснено и наглядно показано на сайте банка. Я лишь, с точки зрения дизайнера-консультанта, обращаю внимание на детали и факты (так уж сложилось, что в силу своей профессии, я привыкла это делать), свожу их в единую картину. Ничего больше.
Как говорил Франклин Рузвельт, 32-й Президент США:
«В политике случайностей не бывает. Если что-то происходит, значит, это было запланировано».
Заряжен на обогащение и власть. Астролог указал на символы масонов в новом логотипе Сбера
Собеседник Лайфа разобрал цветовую гамму нового Сбербанка и объяснил, что будет, если «отзеркалить» его эмблему.
Коллаж © LIFE Фото © Shutterstock
Директор «Русской астрологической школы» Александр Зараев считает, что в ребрендинге Сбера заложен гораздо более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд, а вот исполнение при этом хромает. Об этом он рассказал в беседе с Лайфом. По мнению Зараева, набор графических элементов и цветовая гамма для финансового учреждения выглядит подходящей, однако общий эффект не был достигнут, поскольку денежная энергия подавила все творческие порывы.
Продуктами похвалились, а про людей забыли? О каких проблемах не рассказал «Сбер» в ходе ребрендинга
— Цветовая гамма изначально как-то примитивно загружена. Голубого там чуть-чуть, а голубой — это всегда символ некой духовности, символ открытых пространств для нового творчества. А зелёный, он здесь доминирует, отражает цели материального характера, что примитивно по своей природе, — рассуждает собеседник Лайфа. — Перегруз этого оттенка зелёного говорит об отталкивании творческих моментов и концентрации на каких-то земных делах.
Символ галочки, по словам эксперта, дополнительно подчёркивает фиксацию на материальном. Но гораздо более интересным кажется решение поместить её в центр логотипа через разорванное круговое пространство. Собеседник Лайфа усматривает в этом попытку обогатиться, умножить свои плоды через влияние «извне». Таким мог бы быть логотип препарата для инъекций или клиники, специализирующейся на ЭКО, словом, чего-то, что стремится искусственно повлиять на естественный ход вещей.
СберКрест. Зачем самый большой банк страны меняет название и во сколько это станет акционерам
— Если эту галочку отзеркалить и выпустить из кружка наружу, то получится символ Марса, то есть борьбы, активности и силы. А здесь стрелочка в обратную сторону, что ассоциируется с попыткой подчинить себе энергию окружающих структур, с попыткой захвата. Это что-то такое масонское, конспирологическое, — заключил он.
В целом, по мнению Зараева, этот логотип недолговечен и ещё будет дорабатываться, меняться. Он не ассоциируется с каким-то локомотивом для развития, привлечения инвестиций или для расширения экономических связей.
Лайфхак для чиновников. Как распилить деньги на логотипе города
Ранее Лайф сообщал, что Сбербанк представил новый логотип и поменял название, это фактически стало ребрендингом компании. Однако вместе с новым логотипом и названием на презентации был представлен ещё и ворох новых продуктов, например, ТВ-приставка с умным голосовым помощником.
«Забудем как страшный сон»: как Сбербанк три года превращался в «Сбер»
В сентябре 2020 года Сбербанк представил публике результат своего ребрендинга. Банк сменил логотип (теперь это галка в круге с добавлением градиента), обзавелся новым слоганом «Для жизни» и избавился от слова «банк» в названии.
Эту работу банк начал еще в 2017 году, с тех пор у «Сбера» сменилось четыре куратора ребрендинга, а сам он завершится только в течение следующих пяти-шести лет. Forbes рассказывает, как крупнейший банк страны решился на смену имиджа и с какими сложностями столкнулся на этом пути.
Революция без слова «банк»
Сбербанк решил, что он не может быть просто банком в 2016 году. В ноябре наблюдательный совет Сбербанка одобрил трансформацию банка в «финансовую экосистему». А в декабре президент компании Герман Греф заявил, что у традиционных банков «нет будущего», а Сбербанк в ближайшие годы преобразуется из такого вот традиционного банка в «диверсифицированную экосистему». «Все понимают, что тот, кто будет первым, съест кусок пирога у остальных», — добавил он.
Уже с 2017-го банк приступил к покупкам и созданию новых компаний — с тех пор он приобрел контрольный пакет в сервисе по записи к врачам DocDoc.ru и сервис по поиску и сопровождению сделок с недвижимостью «Дом.Клик». Банк начал партнерство с «Яндексом» и Mail.ru (первое, правда, закончилось громким разводом). Сейчас в экосистему «Сбера» входит три десятка компаний, многие из них не имеют отношения к финансовому бизнесу. К примеру, у Сбербанка 55% в Rambler, 51% в компании «Центр речевых технологий», 100% в Rabota.ru.
В 2018 году в банке решили, что нужна не косметическая трансформация «с подкрашиванием галочек», а глобальная, вспоминает директор департамента маркетинга и коммуникаций госбанка Владислав Крейнин, который занимался разработкой бренда с конца 2017 года. Ребрендинг обошелся в 2,5 млрд рублей «дополнительных расходов», сообщал в сентябре этого года сам банк. В него включены и оплата услуг дизайнерским агентствам, и обновление офисов, которое еще не закончилось, пояснил собеседник Forbes, принимавший участие в работе над ребрендингом. И если в построении экосистемы «Сберу» приходилось заходить на новую для себя поляну, то опыт ребрендинга у него уже был. В 2009 года госбанк, по оценкам «Коммерсанта», потратил на смену логотипа 20 млрд рублей, что вызвало критику и в профессиональном сообществе, и среди простых пользователей. Логотип банка изменился несущественно — стал трехмерным, центр эмблемы сместился влево, а цвет немного посветлел до оттенка «природно-зеленого».
Теперь же Сбербанк поставил перед собой задачу сделать единый зонтичный бренд для всей экосистемы и отказаться от приставки «банк». Последнее решение бывший сотрудник банка, работавший над созданием нового бренда, называет революционным. «Стало очевидно, что сервисы, которые мы предоставляем, не коррелируют с банком: и медицинский сервис, и логистика выглядят странно под брендом банка», — вспоминает он.
На словах это выглядит легко и просто, но внутри Сбербанка очень много времени ушло на обсуждения и поиск смысла для нового бренда, говорит собеседник Forbes, работавший над брендом. Несколько раз корректировалась миссия «Сбера», появлялись новые сервисы. «И дальше, как и в любой другой крупной организации, очень долго и тяжело шел процесс принятия решений», — вспоминает он.
Споры о прекрасном
Все обсуждения в итоге заняли почти три года. Заказ на разработку нового бренда Сбербанка в 2017 году получила британская студия Landor&Fitch. А она, в свою очередь, сотрудничала с российскими дизайнерами — агентствами «Щука», «Паратайп», SuperDesigners, MediaWork. Банк в качестве кандидатов в генеральные подрядчики рассматривал только международные компании. Всего их было три, но выбрали Landor&Fitch, потому что «нам больше всего понравилась их идея и подход», сказал Forbes Крейнин.
Пока создавался новый бренд, на посту директора по маркетингу и коммуникациям Сбербанка сменилось четыре человека. Все они смогли продержаться на должности от нескольких месяцев до чуть более двух лет. Когда работа только началась, во главе департамента маркетинга стояла бывший главред «РИА Новости» Светлана Миронюк, она проработала в Сбербанке с февраля 2016 по февраль 2017 года. В апреле 2017-го эту должность заняла экс-советник министра обороны России Татьяна Завьялова. В июле 2019 года банк сообщил, что Завьялова займется гуманитарными проектами. А ее место с начала сентября 2019-го заняла бывшая глава компании Disney в России и СНГ Марина Жигалова-Озкан. Но и она не успела довести все до логического конца. В апреле 2020 года ее сменил Виктор Шкипин, у которого был опыт работы в сфере маркетинга в Альфа-Банке, ВТБ и Coca-Cola. Он вывел новый бренд в свет, но через неделю после презентации покинул пост. На его место был назначен вице-президент по маркетингу Сбербанка Владислав Крейнин.
Процесс согласования решений шел долго и сложно, в том числе потому, что топ-менеджеры банка активно вмешивались в процесс, рассказали Forbes три бывших сотрудника Сбербанка, участвовавших в таких согласованиях. «Решения на каждом этапе принималось не профессионалами, а большими боссами — в первую очередь это Герман Греф, Лев Хасис, который курирует маркетинг, очень активно высказывался зампред правления Станислав Кузнецов, который курирует работу блока «Сервисы», — вспоминает один из собеседников Forbes. «Ни в одной компании я не видела такого активного участия членов правления в ребрендинге», — подтверждает бывший арт-директор Сбербанка Ирина Волошина.
Доходило до того, что топ-менеджеры банка обсуждали величину букв на логотипе, вспоминает его бывший сотрудник. Были желающие увеличить буквы до диаметра логотипа, а департамент маркетинга и дизайнеры доказывали, что этого делать нельзя, так как именно эта пропорция эстетически корректная, рассказывает он. В итоге дело дошло до вмешательства Грефа. «Герман Оскарович (Греф. — Forbes) сказал, что все эти разговоры надо забыть, что наш вариант эстетичен», — говорит собеседник Forbes.
Шкипин в итоге считает своей заслугой за время работы в Сбербанке то, что он этот проект согласовал, говорит Forbes его знакомый. «Многие уже считали, что это невозможно сделать, — вспоминает он. — Было очень много бюрократии, внутренних вопросов».
«Давайте хоть что-нибудь уже сделаем и забудем это как страшный сон» — таковым было к концу процесса пожелание подрядчиков из Landor&Fitch, вспоминает бывший сотрудник Сбербанка. Президент Landor&Fitch по региону EMEA Эмма Бекманн в ответ на вопрос о том, какие сложности были в процессе работы над ребрендингом госбанка, сказала, что все выстраивалось на принципах партнерства. Но она уточнила, что все контролировалось на уровне топ-менеджмента, каждый этап работ обсуждался и согласовывался.
В России бизнес-заказчики более неравнодушны к вопросам фирменного стиля, чем в других странах, отмечает шеф-дизайнер «Сбера» Анастасия Бутрым. Но строится это неравнодушие, к сожалению, часто на недоверии к дизайнерам и их экспертизе, а также на собственном вкусе, продолжает она. «Важнейшие дизайн-решения могут приниматься на основе мнения жены или результатов опроса сотрудников. Это связано с невысоким пока уровнем дизайн-культуры во многих компаниях и непониманием роли дизайна и его потенциала для бизнеса. Хотелось бы это изменить», — говорит Бутрым.
«Мемы — это успех»
Презентация результатов ребрендинга и новых продуктов на «СберКонф» в сентябре 2020 года породила немало мемов. К примеру, в соцсетях активно обсуждали участие в презентации Михаила Боярского, Андрея Малахова, Валерии и других. У команды Сбербанка, готовящей ролик, был шорт-лист из звезд, и спикеры, которые принимали участие в конференции, говорили, с кем им будет интересно выступить. Звезды выбирались с точки зрения специфики презентовавшегося бизнеса и релевантности героя для аудитории, утверждает Крейнин. К примеру, Михаил Боярский близок многим поколениям клиентов Сбербанка, говорит он. «В наши офисы приходят люди разных возрастов», — утверждает Крейнин.
«Кто чей поклонник, можно заметить по конференции. Александр Ведяхин, например, говорит Михаилу Боярскому: «Я ваш давний фанат». И это правда. У нас была идея пригласить именно актерскую династию, чтобы показать диалог поколений», — рассказывает он.
Сценарий к ролику писался коллективно. У Сбербанка было несколько сценаристов, которые подготовили базовый вариант сценария. После этого началась правка текста со спикерами — число вариантов иногда достигало семи-восьми штук, рассказывает Крейнин.
«Спикеры редактировали сценарии под себя, и это были далеко не косметические правки, порой переписывали половину первоначальной версии. «Больше всех под себя адаптировал сценарий Давид Рафаловски (соруководитель блока «Технологии»). Кто-то добавлял свою шутку, кто-то высказывал пожелание иначе произнести ту или иную реплику», — говорит Крейнин.
По его словам, разочарований по поводу презентации ни у кого из правления нет. Также он не считает, что презентация «словила сильный хейт в соцсетях». «Я после «СберКонфа» сказал коллегам: «Мемы — это успех». Это новый язык, который помогает донести наши новые идеи. Ведь никому не интересна просто похвала. А мемы — это то, что заметно, и то, что оседает в сознании», — сказал он.
С ним не согласен бывший арт-директор студии Артемия Лебедева, сооснователь агентства SKAM Вячеслав Кутеев. «Если представитель Сбербанка говорит, что цель достигнута путем того, что шутки разлетелись на мемы, это не совсем тот уровень, который стоит ожидать от компании №1 в России», — считает он.
Следующий «СберКонф» Крейнин хотел бы сделать «по-другому и лучше». «Мы поставили себе цель — 10 млн просмотров конференции, а посмотрели 12 млн. Следующая цель будет — 20 млн просмотров. В следующий раз мы сделаем еще более яркие скетчи. Может быть, полностью переизобретем формат», — сказал он.