Что означает звездная болезнь

Что означает звездная болезнь. Смотреть фото Что означает звездная болезнь. Смотреть картинку Что означает звездная болезнь. Картинка про Что означает звездная болезнь. Фото Что означает звездная болезнь

«Звездная Болезнь», основным симптомом которой является возвеличивание себя, проявляется в самых разных сферах профессиональной деятельности. Для людей с синдромом «Звезды» свойственно приходить в ярость от малейшей критики. Для них жизненно необходимо быть первыми в рейтинге, отсюда их постоянное стремление к ранжированию окружающих. Такие черты характера, как завышенные притязания и пренебрежительное отношение к нуждам других людей делает их контакты с окружающими неустойчивыми.

Если говорить о так называемой «звездной болезни» с точки зрения психологии, то стоит отметить, что по своим проявлениям «звездная болезнь» очень напоминает известное в психологии расстройство личности по нарциссическому типу. Это на самом деле нездоровое (невротическое) проявление личности, которые приводят к серьезным проблемам в межличностном общении.

Люди такого типа живут с постоянным чувством зависти ко всем, кто добился успеха и даже к тем, кто живет обычной насыщенной и интересной жизнью. Проблемы в общении у таких личностей возникают на фоне того, что они своим поведением вызывают у окружающих негативное отношение к себе.

Нарциссические личности считают всех остальных ниже себя. Они ищут восхищения окружающих прежде всего для того, чтобы получить подтверждение своего величия и сохранить свое превосходство над другими. Чтобы защитить свое слабое Я от разрушения, они используют различные защиты, но самое излюбленное их средство от тревоги – это идеализация и обесценивание. Они либо идеализируют кого-то и обесценивают себя, либо идеализируют себя и обесценивают других. Когда их стратегии наталкиваются на препятствие, они могут впадать в депрессию.

Если после этих объяснений вам показалось, что любое стремление к успеху может приводить к «звездной болезни». То это вовсе не так. Все зависит от того, какие мотивы движут вашими стремлениями к успеху.

У любого здорового организма есть вполне нормальная потребность в саморазвитии. Мотивом к новым достижениям выступает стремление к самореализации, поиску новых знаний, развитию навыков и способностей, которые открывают все новые перспективы в жизни. В этом случае человек стремится не к славе как таковой, а к новым достижениям, открытиям, развиваясь в профессиональном и личностном плане.

В болезненном (невротическом) проявлении правят другие мотивы, это стремление к престижу, потребность производить впечатление на других, быть объектом восхищения и уважения.

Это является основным отличием невротических стремлений к власти, престижу, богатству от здоровой потребности в личностном развитии и самореализации, что в конечном счете и является смыслом нашего существования.

Марина Никитина (для журнала «Академия Стиля» №4 (август-сентябрь) 2011.

Источник

что такое звёздная болезнь?

Признаки «звездной болезни»

— Стремление демонстрировать и всячески подчеркивать свой особый и привилегированный статус в группе.
— Склонность нарушать принятые нормы поведения и установленные правила, а также требовать к себе особого отношения.

Человеку, пораженному «звездным недугом», начинает казаться, во-первых, что его «хочу» – это есть правильно и хорошо. Во-вторых, что если щёлкнуть пальцами, то что-то изменится. «Звездная болезнь» может наблюдаться не только у людей известных и знаменитых, которые всегда на виду и которым чаще других достаются похвалы. Звездная болезнь распространена и в офисах, её симптомы одинаковы как для руководителей верхнего уровня, так у рядовых сотрудников. Предрасположены к «звездности» люди излишне амбициозные и склонные к завышенной самооценке. Однако, без воздействия внешних факторов такие качества сами по себе не являются основой для развития разрушительной болезни. Развитию «звездного недуга» способствет окружение.

Основные причины «звездной болезни»

Признаки «звездной болезни»

— Стремление демонстрировать и всячески подчеркивать свой особый и привилегированный статус в группе.
— Склонность нарушать принятые нормы поведения и установленные правила, а также требовать к себе особого отношения.

Человеку, пораженному «звездным недугом», начинает казаться, во-первых, что его «хочу» – это есть правильно и хорошо. Во-вторых, что если щёлкнуть пальцами, то что-то изменится. «Звездная болезнь» может наблюдаться не только у людей известных и знаменитых, которые всегда на виду и которым чаще других достаются похвалы. Звездная болезнь распространена и в офисах, её симптомы одинаковы как для руководителей верхнего уровня, так у рядовых сотрудников. Предрасположены к «звездности» люди излишне амбициозные и склонные к завышенной самооценке. Однако, без воздействия внешних факторов такие качества сами по себе не являются основой для развития разрушительной болезни. Развитию «звездного недуга» способствет окружение.

Источник

Звёздная болезнь: как вылечить зазнавшегося сотрудника и сохранить работу

Доброе утро, друзья! На связи Ирина. С наступлением утра физические звёзды на небосклоне исчезают, но, на смену им, просыпаются другие «звёзды» и спешат на свои работы, чтобы там активно и презентабельно «звездить». И спасу нет от этой звёздности. Настоящие звёзды – далеко на небе, а эти – тут, рядом, в наших коллективах. Так что будем сегодня лечить звёздную болезнь. Вы спросите, чью конкретно? Ну, давайте не будем так прямо, пальцем в людей показывать нетактично. 🙂

В любом коллективе найдётся один-два работника, которые:

Последствия звёздности для компании

Нужно признать, что сотрудники со звёздной болезнью могут хорошо разбираться в рабочем процессе, иметь большой опыт работы, быть эффективными и талантливыми, из-за чего расставаться с ними не очень легко (иногда их, на самом деле, некем заменить).

А не расставаться – себе же дороже, ибо вред от чьей-то звёздности просто колоссален: от простых каприз, жутко отвлекающих, вышибающих из колеи, будоражащих коллектив, до полного саботажа рабочего процесса. Это замедляет развитие компании. Но, самое главное, к «звезде» тянутся другие подобные «звёзды», образовывая некое болотце с нулевой эффективностью.

С чего начинается звёздная болезнь?

Как и разные физические диагнозы, звёздная болезнь развивается достаточно постепенно. Ей могут предшествовать разные факторы:

Ох, что же делать с этими «звёздами»? Дилемма из разряда «казнить нельзя помиловать»

С почестями уволить? Или помочь спуститься с небес на землю? Отправить освещать другой небосклон? Или попытаться вылечить эту звёздность? М-да, а это вообще лечится? Есть ли гарантия полного выздоровления? Не будет ли коллектив изнемогать в будущем от рецидивов чье-то не долеченной звёздной болезни? Ладно, давайте разбираться.

Если вопрос решать кардинально (это я об увольнении звёздного сотрудника), то нужно понимать, что такую «звезду» может взять на работу Ваш конкурент. А если решать вопрос не кардинально (это я о том, чтобы оставить звёдного сотрудника в коллективе), то нужно понимать, что он может демотивировать команду или вообще её развалить.

Но другие руководители считают, что увольнение – это крайняя мера, что отправить звёздного сотрудника восвояси – это не выход. Они относятся к «звёздникам», как к хорошему психологическому тренажёру, который абсолютно бесплатно (!) помогает остальным членам команды оттачивать уровень своей стрессоустойчивости.

Но практически все руководители сходятся в одном: со звёздным сотрудником нужно быть начеку (наблюдать за его поведением, вовремя корректировать, словом, бдить).

Если Вы всё же решите лечить звёздного сотрудника, прислушайтесь к нескольким советам:

Психологи считают звёздную болезнь нарциссическим расстройством, которое стабилизировать можно и нужно, но лишь путём психотерапии. Другими словами, если компания столкнулась с такой проблемой, нужно просто нанять психологов для помощи. Такой практики на предприятиях, увы, мало, приглашать на помощь психологов или психотерапевтов как-то не принято, но, поверьте, попробовать стоит. Ведь Вы не застрахованы от того, что в Вашем коллективе не появится когда-нибудь ещё один «звездун».

Лечить звёздную болезнь всегда лучше на ранней стадии. Вылечить маленькую капризную «звёздочку» легче, чем давно работающее в компании «созвездие».

Лекарством для поймавших вирус звёздности может стать перевод сотрудника на один или несколько постов ниже: человек ещё раз проходит тот же карьерный путь, но уже крепко задумавшись над своим поведением.

Поможет перевод на принципиально новую работу внутри компании: профессия новая, знакомых нет, «звездить» не получится.

Полезна система «кнутов»: например, санкции за нарушение строго очерченной HR–специалистом допустимой поведенческой модели.

Поможет, как ни странно, и новая мотивация. Возможно, человек уже достиг поставленной цели, а другой, более высокой, перед ним ещё не поставлено, вот он и пытается «самоутверждаться на пустом месте». Таким «звёздам» можно дать должность с особым названием типа «специалист высшей категории», «эксперт по работе с ключевыми клиентами», «ведущий менеджер». При таком раскладе «звездность» как-то сама собой нейтрализуется, идёт на спад, и даёт «звезде» возможность продолжать приносить высокий результат.

Поможет и включить звёздного сотрудника в какую-нибудь проектную группу для решения особо сложной задачи, чтобы он пережил ощущение, что он разбирается далеко не во всех сферах. Талантливой «звезде» нужно ставить задачу несколько сложнее, чем другим. Тогда ей будет некогда «звездить».

Заключение

Задача каждого руководителя не дать своим сотрудникам «поймать звезду». Самое эффективное и действенное лекарство от «звёздной» болезни – это… профилактика! Пусть Вашу жизнь и деятельность освещают только небесные звёзды! Успехов!

Прочитайте несколько дополнительных статей на похожую тему:

Источник

«Звездная болезнь» у стоматологов

В. В. Бойко
д. пс. н., профессор, заведующий кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПбИНСТОМ, председатель секции СтАР «Психология в стоматологии»

Рассмотрим главные причины «звездной болезни» среди стоматологов, симптомы которой стали особенно ярко проявляться в коммерческой стоматологии последнего периода. Их можно связать с объективными обстоятельствами, определяющими общую «этиологию» «звездной болезни».

Обстоятельства эти следующие:

К названным внешним предпосылкам «звездной болезни» следует добавить «местечковые факторы», которые также способствуют возникновению и распространению «болезни».

Один из них — невысокий профессиональный уровень большинства докторов. На таком фоне легко «заболеть» человеку, преуспевающему в чем-либо. Если коллектив сильный, то отдельно взятому доктору труднее завышать свою самооценку: другие тоже не лыком шиты и, чуть что, могут указать притязательной особе на свое законное место.

К названным внешним предпосылкам «звездной болезни» следует добавить «местечковые факторы», которые также способствуют возникновению и распространению «болезни». Другой очевидный «этимологический» фактор, наблюдающийся в клиниках, — отсутствие регулярной объективной оценки профессиональных достижений докторов:

При стечении обстоятельств, затрудняющих дать объективную оценку достижений специалиста, он становится сам себе судьей. Почему бы в таком случае не прийти к выводу: «Я самый-самый»?

Но основная причина «звездной болезни» кроется в личности специалиста. И здесь мы переходим к «патогенезу», то есть некоторым отклонениям от психологической нормы, сопровождающим «заболевание».

«Звездная болезнь» — это состояние самосознания специалиста, обусловленное односторонней, некритической оценкой своего профессионального мастерства, что способствует сглаживанию внутренних конфликтов и комплексов личности.

«Звездность» выступает в роли специфического средства достижения внутреннего комфорта посредством завышения притязаний и утверждения себя в собственных глазах (прежде всего). Такой способ установления внутренней гармонии неадекватен, иррационален, поскольку, как правило, подрывает отношения с окружающими и всегда тормозит развитие профессионального мастерства. Однако личность этого не осознает по причине сниженной самокритичности и принятия в расчет оценок, выставленных самой себе.

«Звездная болезнь» — гипертрофированная форма самоутверждения, характерная для специалистов со сниженной самокритичностью. Нельзя сказать, что это грубый дефект психики. Но можно уверенно считать, что это одна из форм избегания реальности, способ преодоления внутренних неразрешенных конфликтов, обычно действующих на уровне подсознания.

Как развивается и проявляется «звездная болезнь»?

«Звездная болезнь» — это состояние самосознания специалиста, обусловленное односторонней, некритической оценкой своего профессионального мастерства. Цепочка симптомов прослеживается легко: специалист овладел рядом современных методик лечения; прошел курсы обучения у известных мастеров; у него неплохая запись первичных пациентов; рекламаций по поводу качества лечения нет, или они редкие, или остаются невыявленными; на фоне коллег клинические результаты у доктора не хуже, а может быть, и лучше, чем у коллег; заработки хорошие; возможно, кто-то из наставников когда-то похвалил за умелые руки.

Для личности со сниженной самокритичностью подобного набора представлений о себе вполне достаточно, чтобы ощутить корону на своей голове и рассуждать примерно так: «я — профи», «я отлично знаю свое дело», «я всегда найду себе работу». Поскольку в самооценках мастерства доминируют установки «мануальщика», это приводит к отрицанию особой значимости умения устанавливать доверительные, эмоциональные контакты с пациентами. Развитие врача замедляется.

Идеология продажи своих услуг отрицается, рассуждения о том, что врач должен научиться продавать свои услуги, шокируют. Руководители пытаются объяснить, что современный пациент — потребитель услуг, то есть клиент, поэтому надо соблюдать его права, согласовывать с ним все решения, аргументировать план лечения и стоимость. В ответ обычно слышится возражение: «Я — врач, а не продавец в магазине». Когда разногласия заходят глубже, раздается угрожающее: «Могу подать заявление».

«Болезнь» обычно проявляется во взаимоотношениях с пациентами. В работе доктора с пациентами доминирует философия патернализма (от слова «отец, учитель»): «Я — врач, и я знаю, что и как делать».

Однако такое умонастроение идет вразрез с ожиданиями клиентов и содержанием Закона РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с его положениями клиенту надо предоставить полную и объективную информацию об услугах, необходимо до начала лечения согласовать с ним план, этапы, стоимость, сроки, технологии и материалы. Стоматолог должен объяснять клиенту то, что может быть непонятным, разъяснять свою позицию. Врач имеет право аргументированно отказаться проводить лечение, если оно может причинить вред или не соответствует медицинским канонам. Но исключаются доминирование, самостоятельное принятие решений или бездоказательные заявления типа «Я так считаю».

Примеры из практики, свидетельствующие о «звездности»:

…Ортопед — мастер высочайшего класса, великолепно владеет речью, молод и хорош собой. Но… «пальцы держит веером». Иногда позволяет себе высокомерный тон в общении с пациентом, который, как ему кажется, «не потянет стоимость лечения». Пациент на консультации рассказывает, что ему говорили в другой клинике о плане лечения, но наш «супермастер» пропускает информацию мимо ушей и заявляет: «Делать надо так, как я говорю». Предлагается правильный, адекватный подход к ситуации, но пациент реагирует не на суть предложений, а на форму общения — амбициозную, самоуверенную. И, увы, идет к менее профессиональному врачу, который был любезен и относился к человеку с уважением.

…На занятиях по психологии слушатель всем видом дает понять, что ему все известно, он давно постиг секреты общения с пациентами. Но вот до него доходит очередь сформулировать нужную мысль в расчете на пациента, корректно использовать рекомендованную технику воздействия на партнера. И всем участникам становится очевидно: гонору много, а умений не видно.

…В отзывах по обратной связи пациенты жалуются: «Врач толком не объяснил, что он намерен делать»; «Обещал, что все пройдет безболезненно, а ребенок 20 минут кричал от боли».

…Администратор звонит в ординаторскую и сообщает врачу о времени начала приема: «Пациент уже в клинике». Ответ: «Я пью чай, пусть подождет. Я — врач». Довесок к фразе выдает «звездную» личность.

Владельцы клиник стали с волнением обсуждать ситуацию: как противостоять «звездной болезни», поразившей некоторую часть стоматологов молодого и среднего возраста. Чаще всего это отнюдь не такие уж «крутые» и одаренные врачи, как они о себе думают. Но все равно хозяину клиники обидно, когда врач не воспринимает замечания, плохо ведет медицинскую документацию, выбивается из стиля команды. «Я учил врача на свои деньги, предоставил технологии и материалы, обеспечил рекламой. Где же человеческая порядочность и благодарность?!» Очень эмоциональные владельцы бизнеса предлагают чуть ли не ставить «черную метку» на «зарвавшихся» коллегах — пускать вслед за уволившимся шлейф неодобрительных мнений.

Владельцы клиник стали с волнением обсуждать ситуацию: как противостоять «звездной болезни», поразившей некоторую часть стоматологов молодого и среднего возраста.Если бы наш «больной» был самокритичен, то понимал бы следующее:

Если врач стремится к познанию нового в своей и смежных специализациях, если оттачивает грани своего мастерства, ему некогда и незачем «болеть».Формированию «звездной болезни» могут сопутствовать разные внутренние установки докторов.

Одни стоматологи в оценках своего коммуникативного мастерства ориентируются на вежливые улыбки пациентов во время лечения: «улыбаются — значит, довольны мною». Другие слишком уверены в том, что умеют устанавливать контакты с любым человеком. Третьи полагают, что главное — мануальные навыки, а умение находить общий язык с пациентами — выдумки психологов.

Критика в адрес «зазвездивших» докторов уязвляет их самолюбие и чувство собственного достоинства, неизбежен конфликт. Либо это внутренний конфликт, когда личность переживает столкновение между Я представляемым и Я реальным, либо внешний конфликт, который сопровождается обвинениями в адрес руководства, психологов, пациентов.

Вдумчивый человек, познавший свои недостатки, ищет причины в себе. Эмоциональный и самоуверенный — в происках начальства, в неумении пациентов правильно оценивать работу докторов.

«Эпикриз»: «звездная болезнь» — сигнал того, что специалист остановился в своем развитии, профессиональном и личностном.

Если врач стремится к познанию нового в своей и смежных специализациях, если оттачивает грани своего мастерства, ему некогда и незачем «болеть».

Если человек развивается как личность, у него нет желания самоутверждаться посредством чрезмерного завышения оценки своих достижений, он постоянно сравнивает себя с лучшими коллегами, и это стимулирует работу над своим Я.

Как лечить «звездную болезнь»?

На наших семинарах-тренингах участники обмениваются опытом и соображениями. Чаще всего звучат такие предложения: расставаться с очень «звездящими» и потому проблемными в коллективе докторами, терпеть «звездные выходки» мастеров своего дела с хорошими финансовыми показателями, не обращать внимания на мнимых «звезд».

По нашему убеждению, есть более действенный способ преодоления «звездной болезни» — обратная связь с пациентами, пролечившимися у доктора.

Данные обратной связи показывают стоматологу реальные его достижения — результаты лечения и умение общаться с пациентами-клиентами. Стоматолог видит себя глазами потребителей услуг, и это устраняет или смягчает симптомы «звездной болезни».

Результаты обратной связи с пациентами могут уберечь от «звездной болезни» или остановить ее развитие, поскольку информируют стоматолога о его реальных достижениях.

Независимые оценки пациентов, а тем более критика действуют на нормальную личность отрезвляюще.

Обратная связь способствует восстановлению баланса между верой в себя и самоуверенностью.

Несамокритичный специалист, убежденный в своем мастерстве, вдруг обнаруживает, например, противоречивые оценки пациентов в свой адрес: одни довольны, другие недовольны качеством лечения. А случается, почти все опрошенные высказываются о результатах лечения весьма сдержанно.

Для отдельных докторов, считающих себя «крутыми», станет неожиданностью, что значительная или некоторая часть пациентов недооценивает их по ряду показателей общения. Понять такую реакцию специалистов можно. Одни доктора в оценках своего коммуникативного мастерства ориентируются на вежливые улыбки пациентов во время лечения. Другие слишком уверены в том, что умеют устанавливать контакты с любым человеком. Третьи полагают, что главное — мануальные навыки, а умение находить общий язык с пациентами — выдумки психологов. И вдруг итоги опросов опровергают привычную самооценку, а порой вдребезги разносят нарциссическое спокойствие.

Устранение недостатков, отмеченных клиентами, предполагает безжалостную честность с самим собой.

Самолюбие и чувство собственного достоинства уязвлено, неизбежен конфликт. Либо внутренний конфликт, когда личность переживает столкновение между Я представляемым и Я реальным, либо внешний конфликт, который сопровождается обвинениями в адрес руководства, психологов, пациентов.

Вдумчивый человек, познавший свои недостатки, ищет причины в себе. Эмоциональный и самоуверенный — в происках начальства, в неумении пациентов правильно оценивать работу докторов. Но когда один, другой, третий статистически достоверные опросы подтверждают выявленную негативную тенденцию, задумываться приходится даже очень самонадеянному стоматологу.

Как организовать обратную связь с пациентами после лечения?

Нами разработана и предлагается клиникам методика «Телефонный опрос пациентов после лечения». Опрос касается всех докторов клиники, а заодно ассистентов и администраторов. Но главная задача — показать каждому стоматологу оценки пациентами важнейших сторон его деятельности после проведенного лечения. Учитываются отклики не менее 20 опрошенных. Данные сообщаются конкретному доктору, но он может увидеть свои достижения на фоне достижений других коллег, зашифрованных под номерами.

Если вы готовы внедрить обратную связь с пациентами, действуйте обдуманно.

Типичные ошибки самодеятельных опросов по обратной связи: используются плохо сформулированные и неинформативные вопросы, не продумана организация опросов, неумело обрабатываются данные опросов и неграмотно доносятся до конкретных докторов и коллектива, плохая работа с выявленными рекламациями.

Нами разработана и предлагается клиникам методика «Телефонный опрос пациентов после лечения». Опрос касается всех докторов клиники, а заодно ассистентов и администраторов.

Предлагаемая нами методика телефонного опроса включает цели, особенности организации, перечень характеристик пациентов, подлежащих и не подлежащих опросу, инструкцию для операторов опроса, алгоритм обработки результатов и их использования при аттестации стоматологов, ошибки в осуществлении обратной связи. В приложениях: анкета для опроса пациентов, схема вступления оператора в контакт с респондентом, таблицы сводных данных, образец графика с полученными данными.

Существенно, что опрос проводится после всего лечения или отдельного завершенного его этапа: это позволяет быстро реагировать на ошибки персонала, допущенные в лечении и при взаимодействии с конкретным пациентом.

Предлагаемая нами методика телефонного опроса включает цели, особенности организации, перечень характеристик пациентов, которых нужно или не нужно опрашивать

Цели обратной связи с пациентами после лечения:

Выявить показатели эффективности лечения и сервиса по оценкам пациентов с учетом следующих параметров:

Выявить проблемные зоны взаимодействия персонала с пациентами (в рамках замеряемых параметров), чтобы в дальнейшем наметить стратегию и методы устранения проблем.

Определить сильные и слабые стороны в работе каждого врача (в рамках замеряемых параметров) в целях последующей коррекции его взаимодействия с пациентами или присвоения внутренней категории.

Определить ранг (место) каждого врача по отдельным названным параметрам и совокупности этих параметров, а также ранг (место) каждого врача среди представителей своей специализации: терапевты, хирурги и т. д.

Определить наличие резервов роста каждого врача и коллектива врачей клиники в целом с учетом выявленных достижений по изученным параметрам.

Получить числовые показатели деятельности врача для внесения их в «паспорт личных достижений» наряду с прочими маркетинговыми показателями (денежная выработка, количество пациентов, оставшихся на лечение после консультации, процент выполнения пунктов рекомендованного плана лечения).

В методике обратной связи используется стандартизованный опросник, включающий несколько блоков вопросов, на которые предусмотрены заготовленные ответы, из которых респондент выбирает один. За 8—10 минут разговора с респондентом можно получить достаточно информативные сведения о работе персонала.

Если это эпизодический и не очень объемный замер обратной связи, то его могут осуществить обученные администраторы. Если же речь идет о постоянно действующей в клинике системе обратной связи, то опрос проводят специально подготовленные операторы строго по инструкции. Пациент обязательно заранее предупреждается о том, что ему позвонят, чтобы узнать о самочувствии после лечения и впечатлениях о визите в клинику. Если пациент не хочет, чтобы ему звонили, оператору дается указание не опрашивать его.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *