Что означает звуко хранилище с греческого
Логии», «графии» и 15 приставок. Большинство греческих слов в русском языке — научные
Науки — логии занимаются такими предметами, как человек, бог, время, природа, форма, душа. О человеке — антропо-логия (сравним: питек-антроп, обезьяно-человек; миз-антроп, человеконенавистник). О боге — тео-логия, бого-словие, (вспомним все Фео— из греческих имен). О времени — хроно-логия (хроника — это летопись; хроно-метр — точные часы). О деятельности живой природы — физио-логия (а о природе вообще — физика). О форме — морфо-логия (вы ее знаете как часть грамматики, но есть еще, например, слово мета-морф-оза, превращение, перемена формы). О душе — психо-логия (а псих-иатрия — это лечение душевных болезней, как пед-иатрия — лечение детских болезней, а пед-агогика значит вести за собою детей, а дем-агогия — вести за собою народ, а демократия — власть народа, а аристо-кратия — власть «лучших», то есть знатных, а также и сама знать; наверное, эту цепочку сложных слов можно тянуть и дальше).
Наук — метрий совсем мало: кроме три-гоно-метрии, науки о соотношении сторон треугольника, только стерео-метрия, геометрия объемных, плотных тел (вспомним стерео-тип). Зато устройств при них гораздо больше — и уже знакомый нам хронометр, и термо-метр (и отсюда все, что связано с теплотой, вплоть до термо-ядерной реакции), и баро-метр (и отсюда все, что связано с весом, вплоть до бари-тона, тяжелого, низкого голоса), и арифмо-метр (число-мер), и динамо-метр (сило-мер; динамика — наука о силе, динамо — машина для получения электричества из неэлектрической силы, динамит — взрывчатое вещество большой силы и т.д.)
Но, пожалуй, еще интереснее сопоставлять слова не по корням, а по приставкам. Вот приблизительные значения 15 греческих приставок: ана— — вверх, к раскрытию, ката— — вниз, к скрытию; гипер— — над, гипо— — под; син— (силе-) — с, вместе, диа— врозь, через; эн— — в, эк— — из; пара— — мимо, рядом, пери— — вокруг; апо— — от, анти— — против; про— — впереди, эпи— — на, за; мета— — после, вместе.
Мы говорим сим-вол — это предмет, обозначающий другой предмет или понятие, единые с ним. Например, как если два человека разламывают палочку, а потом один из них, посылая к другому вестника, дает ему свою половину; половинки со-единяют, и вестнику верят. А какую взять противоположную приставку, чтобы получить значение «разъ-единение»? Приставку диа— — получится сам диа-вол, который губит людей, заводя рознь между ними. Так представляли его греки. Вот до каких глубин можно дойти, занимаясь корнями и приставками.
Конспект по родному языку (русскому) для 4 класса по теме «Не стыдно не знать, стыдно не учиться (второй урок)»
Предмет: родной язык (русский)
Тема: Не стыдно не знать, стыдно не учиться (второй урок)
Цель: познакомить со словами, пословицами, возникновение которых связано с учением.
Планируемые результаты: учащиеся научатся толковать значение слов; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять подведение под понятия, выведение следствий; извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.
I. Организационный момент
Проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Слушают учителя.
Показывают готовность
к уроку
II. Актуализация знаний
— Из каких языков они пришли? (латинский, греческий)
-логия
-графия
Отвечают на вопросы.
III. Самоопределение к деятельности
— Попробуйте восстановить слова, которые перевели с греческого на русский язык. Выполнить это задание, помогут слова для справок (слайды 3 – 6 )
— Что общего у слов «каллиграфия», «орфография», «биография»? (слайд 7)
— Какое значение имеют эти слова?
— Какая общая часть у слов «километр», «термометр», «барометр»? (слайд 8)
— Что общего в их значениях?
— Сегодня на уроке мы продолжим учиться объяснять значение таких слов и узнаем, какие еще слова относятся к учению.
Отвечают на вопросы.
IV. Работа по теме урока
— Прочитаем текст упражнения.
— Что такое график? Какой греческий корень содержит это слово? (граф)
— Что такое отметка? Какую отметку имела в виду Света?
— Почему учитель сказал, что дело не в отметках?
— Прочитайте, что учитель сказал о математике.
— Что же важно в учении, на взгляд Светы, а что важнее для учителя?
— Что заставило Валентину Валентиновну задуматься?
— Какие слова ее поразили?
— Согласны ли вы, что «искусство слова» осталось в прошлом, что для человечества важнее развитие техники?
— Почему же учитель поставила Богатову «пятерищу»?
— Как вы понимаете пословицу «Не тот богат, кто с золотом, а тот, кто с мыслью»? (слайд 9)
— Прочитайте первое задание после текста.
— Выполните это задание в тетради самостоятельно.
— Какие слова, обозначающие школьные отметки, вы выписали? (Трояк, двойки, пятерочка, пятерища.)
— Какие слова, обозначающие отметки, знаете вы?
— Прочитайте второе задание.
— Подберите глаголы, от которых образовались существительные
— Разберите слова по составу.
— Сделайте вывод: в чём же отличие в значениях слов «отметка» и «оценка»? (Оценка показывает, как выполнена работа, как потрудился ученик, а отметку записывают в дневник и журнал)
Учащиеся читают текст цепочкой
Отвечают на вопросы.
Объясняют смысл пословицы.
Отвечают на вопросы.
Разбирают по составу.
V. Подведение итогов урока.
— Какие слова из истории родного языка вы узнали на уроке?
— Как вы поняли, чем отметка отличается от оценки?
– Закончите фразу (слайд 10):
• Я сегодня на уроке узнал…
• Самым интересным на уроке было…
• Мне больше всего понравилось…
Подводят итог урока. Осуществляют самоанализ учебной деятельности
VI. Домашнее задание
Выполнить упр. 7 (з.2) – подготовить сообщение об истории слов: школа, гимназия, лицей.
Слушают, задают уточняющие вопросы
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Общая информация
Похожие материалы
Индивидуальные задания по теме : «Предложение»
Мастер- класс «Урок русского языка для 9 класса «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных»
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (по М.М. Разумовской)
Проверочная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
Урок. Презентация по теме «Сложное предложение»
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России
Е-И в корнях с чередованием
О-Ё в корне после шипящих
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5414956 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ГРЕЧЕСКО—РУССКИЙ СЛОВАРЬ узнаем новое о знакомых словах
ТЕЛЕ (от греч. téle — вдаль, далеко)
ТЕЛЕВИЗОР ( ТЕЛЕВИДЕНИЕ) (от греч. téle — вдаль, далеко + видеть)
ТЕЛЕСКОП (от греч. téle — вдаль, далеко, skopeo — смотрю)
ТЕЛЕГРАММА (от греч. téle — вдаль, далеко и от греч. gramma — буква)
ФОН от греческого слова phoné- голос, звучащая речь)
ФОНЕТИКА [от греческого слова phoné- голос, звучащая речь]
ГРАММА ФОН (от, греч. gramma — буква, запись и phone — звук)
МАГНИТО ФОН (от магнит и греч. phone — звук), аппарат для магнитной записи и воспроизведения звука
ДОМО ФОН (дом + греч. phone — звук)
ТЕКА от греч. theke – хранилище)
БИБЛИО (греч. biblion – книга)
ГРАММАФОН (от греч. gramma — буква, запись и phone — звук)
ФОТО ГРАФИЯ ( греч. искусство снимать предметы на бумагу посредством света; светопись)
ПОЛИ ГРАФИЯ ( греч. отдел книг о разных науках, смесь
ФОТОГРАФИЯ ( греч. искусство снимать предметы на бумагу посредством света; светопись.)
ДИКТ (от лат. dicto — диктую)
ДИКТОФОН (от лат. dicto — диктую phoné- голос, звучащая речь)
СКОП от греч. skopeo — смотрю)
ТЕЛЕ СКОП (от греч. téle — вдаль, далеко skopeo — смотрю)
ФИЛЬМО СКОП (от англ. film – плёнка), скоп (от греч. skopeo — смотрю)
ДИАГНОЗ (от греч. diagnosis – распознавание)
ФИЛЬМ от англ. film – плёнка)
ФИЛЬМОСКОП (от англ. film – плёнка), скоп (от греч. skopeo — смотрю)
МИКРО (от греч. mikrós — малый, маленький)
БИОЛОГИЯ (от греч. bíos — жизнь и lógos — слово, учение)
ЛОГО (ЛОГИЯ) (от греч. lógos — слово, учение)
БИО ЛОГИЯ (от греч. bíos — жизнь и lógos — слово, учение)
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция
Словарь IV: «Логии», «Графии» и 15 приставок.
СЛОВАРЬ IV
«Логии», «графии» и 15 приставок
— логии занимаются такими предметами, как человек, бог, время, природа, форма, душа. О человеке — антропо-логия (сравним: питек-антроп, обезьяно-человек; миз-антроп, человеконенавистник). О боге — тео-логия, бого-словие, (вспомним все Фео-из греческих имен). О времени — хроно-логия (хроника — это летопись; хроно-метр — точные часы). О деятельности живой природы — физио-логия (а о природе вообще — физика). О форме — мор-фо-логия (вы ее знаете как часть грамматики, но есть еще, например, слово мета-морф-оза, превращение, перемена формы). О душе — психо-логия (а псих-иатрия — это лечение душевных болезней, как пед-иатрия — лечение детских болезней, а пед-аеогика значит вести за собою детей, а дем-агогия — вести за собою народ, а демократия — власть народа, а аристо-кратия — власть «лучших», то есть знатных, а также и сама знать; наверное, эту цепочку сложных слов можно тянуть и дальше).
— — вверх, к раскрытию, ката— — вниз, к скрытию; гипер—над, гипо— — под; син— (силе-) — с, вместе, диа— врозь, через; эн— — в, эк—из; пара— — мимо, рядом, пери—вокруг; апо—от, анти—против; про—впереди, эпи— — на, за; мета—после, вместе.
Мы говорим сим-вол — это предмет, обозначающий другой предмет или понятие, единые с ним. Например, как если два человека разламывают палочку, а потом один из них, посылая к другому вестника, дает ему свою половину; половинки со-единяют, и вестнику верят. А какую взять противоположную приставку, чтобы получить значение «разъ-единение»? Приставку диа—получится сам диа-вол, который губит людей, заводя рознь между ними. Так представляли его греки. Вот до каких глубин можно дойти, занимаясь корнями и приставками.
Словарь IV «Логии», «графии» и 15 приставок
Большинство греческих слов в русском языке — научные. Ученые разных стран, чтобы лучше понимать друг друга, стараются называть свои предметы от латинских и греческих корней — это языки мертвые, всем одинаково чужие, никому не обидно.
Любопытно, что разные предметы по‑разному тянутся к ‑логиям, ‑графиям и ‑метриям. Только слово биос (жизнь) образует и био‑логию и био‑графию, но как разнозначны эти слова!
Науки — логии занимаются такими предметами, как человек, бог, время, природа, форма, душа. О человеке — антропо‑логия (сравним: питек‑антроп, обезьяно‑человек; миз‑антроп, человеконенавистник). О боге — тео‑логия, бого‑словие, (вспомним все Фео— из греческих имен). О времени — хроно‑логия (хроника — это летопись; хроно‑метр — точные часы). О деятельности живой природы — физио‑логия (а о природе вообще — физика). О форме — морфо‑логия (вы ее знаете как часть грамматики, но есть еще, например, слово мета‑морф‑оза, превращение, перемена формы). О душе — психо‑логия (а псих‑иатрия — это лечение душевных болезней, как пед‑иатрия — лечение детских болезней, а пед‑агогика значит вести за собою детей, а дем‑агогия — вести за собою народ, а демократия — власть народа, а аристо‑кратия — власть «лучших», то есть знатных, а также и сама знать; наверное, эту цепочку сложных слов можно тянуть и дальше).
Науки — графии более практичны. Это калли‑графия, чисто‑писание (корень ‑калли— мы помним по греческим именам). Это орфография, право‑писание (в словах, прошедших через латынь, это ф заменяется т: орто‑доксия — это мышление по заданным правилам, а орто‑педия — придание правильной формы ногам). Библиография — умение разбираться в книгах (сравни: библиотека — книго‑хранилище). Стено‑графия — умение быстро, плотно писать (сравни: стено‑кардия — стеснение сердца; а русское слово стена тут ни при чем, это случайное созвучие). Типо‑графия — печатание с выпуклых образцов, типов (стерео‑тип — плотный, затверделый образец). Лито‑графия — печатание с каменных досок (сравни: палео‑лит — древнекаменный век, нео‑лит — новокаменный век). Фото‑графия — печатание с помощью света (фот, фос — свет, отсюда «свето‑носный» элемент фос‑фор). При этих науках — соответственные устройства: теле‑граф — «дально‑писатель» (сравни: теле‑фон — «дально‑звучатель»; теле‑пат — «дально‑чувствователь»), фоно‑граф — «звуко‑писатель» (сравни: фонетика — наука о звуках слов).
Наук — метрий совсем мало: кроме три‑гоно‑метрии, науки о соотношении сторон треугольника, только стерео‑метрия, геометрия объемных, плотных тел (вспомним стерео‑тип). Зато устройств при них гораздо больше — и уже знакомый нам хронометр, и термо‑метр (и отсюда все, что связано с теплотой, вплоть до термо‑ядерной реакции), и баро‑метр (и отсюда все, что связано с весом, вплоть до бари‑тона, тяжелого, низкого голоса), и арифмо‑метр (число‑мер), и динамо‑метр (сило‑мер; динамика — наука о силе, динамо — машина для получения электричества из неэлектрической силы, динамит — взрывчатое вещество большой силы и т.д.)
Но, пожалуй, еще интереснее сопоставлять слова не по корням, а по приставкам. Вот приблизительные значения 15 греческих приставок: ана— — вверх, к раскрытию, ката— — вниз, к скрытию; гипер— — над, гипо— — под; син— (силе‑) — с, вместе, диа— врозь, через; эн— — в, эк— — из; пара— — мимо, рядом, пери— — вокруг; апо— — от, анти— — против; про— — впереди, эпи— — на, за; мета— — после, вместе.
Есть простой греческий корень ‑од‑, означающий «путь», «идти». Сведем его с несколькими приставками. Когда воду разлагают электричеством (это называется «электро‑лиз»), то в нее помещают два электр‑ода («электро‑пути»), и один называется кат‑од, а другой ан‑од. Когда что‑то движется вокруг чего‑то, то время этого обращения называется пери‑од. Когда сходятся на совет церковные чины, то это — син‑од. Когда мысли следуют по порядку друг за другом, это значит, что в мышлении есть мет‑од. Попутно мы упомянули электролиз, корень ‑лиз— в нем значит «разложение», мы сразу найдем его и в слове ана‑лиз (разбор на составные элементы), и в слове пара‑лиз (почти полное расслабление — по‑русски это слово исказилось в паралич, но осталось в глаголе парализовать).
Сим‑метрия — это то, что со‑размерно; диа‑метр — поперечник фигуры, пара‑метры — расстояния между крайними ее точками, пери‑метр — длина окружающей ее линии. Диа‑лог — разговор между разномыслящими лицами; диа‑лектика — ход мысли, каким они приходят к общей истине. Ана‑лог, ана‑логия помогает раскрыть понятие, ката‑лог как бы закрывает понятие, вписывая в законченный список. Про‑лог предшествует главному содержанию произведения (логосу), эпи‑лог следует за ним. Про‑гноз означает предвидение будущего, диа‑гноз — познание настоящего, исследованного «вдоль и поперек». Эк‑стаз — это когда человек от полноты вдохновения «выходит из себя»; эн‑ту‑зиазм — это нечто большее, когда он от полноты вдохновения «входит в бога» (помните корень ‑тео‑? он прячется здесь в слоге ‑ту‑). За этим может следовать только апо‑феоз, когда человек от земли возносится к богам (здесь корень ‑тео— опять пишется по новому произношению, ‑фео‑).
Мы говорим сим‑вол — это предмет, обозначающий другой предмет или понятие, единые с ним. Например, как если два человека разламывают палочку, а потом один из них, посылая к другому вестника, дает ему свою половину; половинки со‑единяют, и вестнику верят. А какую взять противоположную приставку, чтобы получить значение «разъ‑единение»? Приставку диа— — получится сам диа‑вол, который губит людей, заводя рознь между ними. Так представляли его греки. Вот до каких глубин можно дойти, занимаясь корнями и приставками.