Что означает звукописный язык
LiveInternetLiveInternet
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Рубрики
—Метки
—Видео
—Музыка
—Статистика
Звукопись в русском языке
“Тише, мыши, кот на крыше. А котята ещё выше.” Кто хоть раз в жизни не слышал или не произносил эту считалочку? Я с помощью неё всегда пробовал успокоить плачущих детей. Часто действовало.
Почему одни фразы (стихи, скороговорки, цитаты) каждый из нас помнит и произносит всю жизнь? Как действуют заговоры, приговоры, бабки-шептуньи и пр.? В чем секрет популярных лозунгов и слоганов (политических, рекламных)? Я уверен, что во всем этом большое значение имеет звукопись.
В музыке всего 7 нот, а произведения созданные с их помощь заставляют нас радоваться и грустить. В русском языке – 41 звук (не путать с буквами), представляете какие это возможности, при правильном использовании.
Обычно в разговоре или в тексте мы с помощью “бессмысленных букв” создаем имеющие значения слова, из слов – предложения и т.д. Основное смысловое воздействие оказывают именно слова.
Звукопись позволяет значительно (в разы) усилить воздействие речи и текста, подбирая слова с “правильными звуками”.
Звукопись часто встречается в русской литературе, особенно в стихах. Очень здорово её использует Бальмонт и, конечно, Маяковский (у меня от одной фамилии уже зазвучали его строки).
Основные приёмы звукописи.
Приемов звукозаписи существует достаточно много. Каждый из них интересен, и по каждому можно делать отдельную статью-занятие (будет ли Вам интересно?). Сейчас расскажу вкратце о трех.
“С лодки скользнуло весло, ласково млеет прохлада.”
Разные звуки обладают разным значением, например:
“Забил заряд я в пушку туго, и думал: угощу я друга!”
#3. Анафора (одно из значений) – прием звукописи, при котором все слова начинаются с одного звука.
“Отец Онуфрий, обходя Онежское озеро”.
Оценка эффективности звукописи.
Главная, на мой взгляд, причина недостаточной распространенности звукописи среди блогеров и копирайтеров – отсутствие возможности количественно (пощупать, взвесить) оценить её эффективность.
“Используйте в предложении 3 слова со звуком “г”, и Ваш товар обязательно купят!” – этого я Вам обещать не могу. Проверить как текст влияет на читателей можно только опытным путем.
Хотя попытки автоматизировать фонетический анализ слов и текста предпринимаются регулярно. Достаточно интересна несложная бесплатная программа ВААЛ. Вот, как эта программа характеризует текст из начала этой записи.
Ради интереса пробовал анализировать пословицы, скороговорки и различные заговоры. Есть над чем подумать.
Звукопись для блогера.
Если провести аналогию с приготовлением пищи, то звукопись позволяет не скучно готовить блюдо, а свободно экспериментировать в процессе, добавляя приправы и специи.
Пересаливать свою речь (устную, письменную) аллитерацией и ассонансом не стоит. Гораздо эффективней с их помощью подчеркнуть её основную сущность, вычленить сердцевину смысла, царапая собеседника в самое сердце.
Упражняясь в звукописи, можно не просто развить внимание, память и расширить словарный запас, но и (самое главное) почувствовать, как легко Ваши фразы изменяют свое звучание с МОЩНОГО и ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, на ТИХОЕ и ПРОНИКНОВЕННОЕ, стоит лишь правильно подобрать слова.
Процесс повелевания предложениями приятно поражает. Затягивает. Позволяет получить положительные эмоции при написании даже самых скучных текстов.
Замечать звукопись в текстах других авторов – отдельное умение и удовольствие.
Упражнения для читателей.
Получится ли у Вас в одном-двух предложениях рассказать о каком-нибудь событии, явлении, используя приемы звукописи. Например, о море, грозе, встрече с другом, болезненном состоянии.
Пишите в комментариях.
На следующем занятии курса “Русский языка для блогеров” перейдем от звуков к словам… Удачи!
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация
Вы будете перенаправлены на Автор24
Функционирование звуков языка в тексте
Русский язык богат средствами выразительности на всех уровнях языковой организации. Особую роль в поэтических текстах играют средства фонетической изобразительности, основанные на использовании выразительных возможностей звуковой системы языка.
Известно, что звуки речи в определённом сочетании способны вызывать у читателей или слушателей ассоциативные представления, не связанные с непосредственным значением слов, образованных из этих звуков. Так, например, неблагозвучными для русского уха являются сочетания звуков, в которых наблюдается стечение взрывных и шипящих согласных: Штольц был взбешён. Скрежет встревожил всех. Наоборот, в качестве благозвучных воспринимаются сочетания, в которых используются сонорные (плавные) согласные: Её лилейный лик ласкал взоры.
В художественных текстах, особенно поэтических, фонетические средства выразительности служат для передачи различных оттенков значений, в том числе для усиления образности и эмоциональности содержания. Например, в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкин использует звуковую инструментовку (повтор звука [з]) для имитации «зудящего» писка комара, в которого превратился князь Гвидон: «А комар-то злится, злится. ».
Экспериментальные поэтические произведения могут быть полностью построены на использовании фонетических приёмов. Это касается стихотворения К.Д. Бальмонта «Чёлн томленья», в котором есть строки: «Чуждый чарам чёрный чёлн», лишённые смысла, но обретающие иное, ассоциативно-смысловое наполнение за счёт звуковых повторов, в которых как бы слышится тихий плеск волн о борт лодки.
Особую функцию фонетические средства выразительности играют в малых жанрах фольклора — скороговорках и чистоговорках. В них соседствуют слова с повторяющимися звуками (От топота копыт пыль по полю летит. Не руби дрова на траве двора), чёткое произнесение которых в убыстренном темпе способствует развитию хорошей дикции и правильной артикуляции.
Готовые работы на аналогичную тему
К основным приёмам фонетической выразительности в тексте относятся:
Звукопись, анафора, аллитерация
В поэтическом тексте большую роль играет звукопись — повтор определённых звукосочетаний — гласных и согласных.
Ассонанс — повтор / чередование ударных гласных звуков.
Например, повтор протяжных звуков [у], [а] имитируют завывание бури в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер»: «Буря мглою небо кроет / Вихри снежные крутя». Повтор звуков [э] и [о] в стихотворении Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь» создаёт ощущение свиста ветра: «Мело, мело по всей земле, / Во все пределы».
Аллитерация — не менее выразительный приём, чем ассонанс, основанный на повторе сочетаний согласных.
Аллитерация позволяет реализовать различные художественные задачи, в том числе передать дополнительные оттенки значения, сделать художественный образ боле зримым, ярким. А.С. Пушкин, например, использует аллитерацию, основанную на повторе согласных звуков [р с к], в описании Полтавской битвы: «Швед, русский — колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет». Повтор плавного [л] и свистящего [с] помогает В.Я. Брюсову нарисовать таинственную картину процесса рождения стиха: «Тайны созданных созданий / С лаской ластятся ко мне, / Словно лопасти латаний / На эмалевой стене».
Выразительные возможности звуковых повторов положены в основу каламбурных стихов, задействующих омофоны — слова, совпадающие в фонетическом отношении. Таковы каламбуры Д. Минаева, поэта XIX в.: «Ценят золото по весу, / А по шалостям повесу» (по весу — повесу).
Значимыми средствами звуковой выразительности являются повторы, в том числе единоначалие (анафорический повтор) и единая концовка (эпифорический повтор): «Люблю тебя, Петра творенье! / Люблю твой строгий, стройный вид. » (А.С. Пушкин); «Самое лучшее и дорогое — Родина. / Горе твое — это наше горе, Родина» (Р. И. Рождественский).
Выразительные возможности фонетики в художественном тексте не сводятся к простой игре звукообразами. Звучание стихотворной речи должно отличаться от прозаической, создавать ощущение плавности, ритмичности, поэтому большую роль в структурной организации стиха играют звуковые повторы и соответствия. Не менее важны они и в смысловом плане: сближая семантически значимые слова, звуковые повторы помогают проникнуть в авторский замысел, интерпретировать стихотворение и выявить его скрытые смыслы.
Звукопись
Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы:
В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств.
В целях звукописи может использоваться:
а) повтор звука: «Ворон каркнул на сосну,/ Тронул сонную струну» (А. Блок); б) повтор фонетически близких звуков: «Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж» (Б. Пастернак); в) противопоставление фонетически контрастных звуков: «Ветер веет и вьётся украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевеля тяжёлыми складками/Шелков зелёных» (М. Волошин); г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: «В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван, /Тащился» (И. Крылов).
Приёмы звукописи могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Звукопись» в других словарях:
звукопись — звукопись … Орфографический словарь-справочник
Звукопись — см. Фоника. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
ЗВУКОПИСЬ — ЗВУКОПИСЬ, звукописи, мн. нет, жен. (лит.). То же, что эвфония во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЗВУКОПИСЬ — ЗВУКОПИСЬ, и, жен. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
звукопись — сущ., кол во синонимов: 2 • звукозапись (5) • повтор (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Звукопись — ЗВУКОПИСЬ по Потебне ономапоэтичность речи. (’ Ονομα имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла,… … Словарь литературных терминов
звукопись — система звуковых повторов, ориентированная на условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т.д. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
звукопись — и; ж. 1. Художественное воплощение в музыке звуков окружающего мира. 2. Совокупность приёмов (аллитерация и т. п.), способствующих усилению звуковой выразительности стиха. * * * звукопись в стихосложении то же, что система звуковых повторов, в… … Энциклопедический словарь
Звукопись — в экспрессионизме соответствующая его эстетике форма организации стихотворной речи, частная фоническая составляющая экспрессионистской поэтики. Принципы и признаки экспрессионистской звукописи складывались по мере расхождения со стиховой… … Энциклопедический словарь экспрессионизма
Звукопись — использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п. О З. имели представление ещё теоретики древнеиндийской поэтики, связывавшие с преобладанием … Большая советская энциклопедия
Звукопись
Полезное
Смотреть что такое «Звукопись» в других словарях:
звукопись — звукопись … Орфографический словарь-справочник
ЗВУКОПИСЬ — ЗВУКОПИСЬ, звукописи, мн. нет, жен. (лит.). То же, что эвфония во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЗВУКОПИСЬ — ЗВУКОПИСЬ, и, жен. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
звукопись — сущ., кол во синонимов: 2 • звукозапись (5) • повтор (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Звукопись — ЗВУКОПИСЬ по Потебне ономапоэтичность речи. (’ Ονομα имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла,… … Словарь литературных терминов
звукопись — система звуковых повторов, ориентированная на условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т.д. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
звукопись — и; ж. 1. Художественное воплощение в музыке звуков окружающего мира. 2. Совокупность приёмов (аллитерация и т. п.), способствующих усилению звуковой выразительности стиха. * * * звукопись в стихосложении то же, что система звуковых повторов, в… … Энциклопедический словарь
Звукопись — в экспрессионизме соответствующая его эстетике форма организации стихотворной речи, частная фоническая составляющая экспрессионистской поэтики. Принципы и признаки экспрессионистской звукописи складывались по мере расхождения со стиховой… … Энциклопедический словарь экспрессионизма
Звукопись — использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п. О З. имели представление ещё теоретики древнеиндийской поэтики, связывавшие с преобладанием … Большая советская энциклопедия
Значение слова «звукопись»
1. Муз. Воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств.
2. Лит. Один из видов инструментовки стиха, заключающийся в последовательно проведенной системе аллитераций или в соответствии звукового состава фразы изображаемой картине.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств. Широко используются также аллитерация(повтор согласных звуков) и ассонанс(повтор гласных звуков).
В целях звукописи может использоваться: а) повтор звука: «Ворон каркнул на сосну,/ Тронул сонную струну» (А. Блок); б) повтор фонетически близких звуков: «Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж» (Б. Пастернак); в) противопоставление фонетически контрастных звуков: «Ветер веет и вьётся украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевеля тяжёлыми складками/Шелков зелёных» (М. Волошин); г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: «В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван, /Тащился» (И. Крылов). Приёмы звукописи могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными.
ЗВУ’КОПИСЬ, и, мн. нет, ж. (лит.). То же, что эвфония во 2 знач.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
зву́копись
1. искусств. воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств
2. филол. разновидность инструментовки стиха, совокупность приёмов стихосложения, заключающаяся в последовательно проведённой системе аллитераций или в соответствии звукового состава фразы изображаемой картине
3. запись специальными приборами на плёнку, пластинку и т. п. звучащей речи, музыки с целью последующего воспроизведения; звукозапись
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: регламентация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?