Что почитать атлант расправил плечи
«Атлант расправил плечи» — плохая книга. Вот почему
В книге «Бесполезная классика» филолог Леонид Клейн показывает, как хорошие художественные книги могут служить учебниками по менеджменту. И наоборот, как лобовая пропаганда даже хороших идей превращает роман в скучное назидание. Публикуем фрагмент о библии либертарианства — романе Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».
Фото: New York Times Co./Getty Images
Нет у эволюции начала…
Один из признаков качественной литературы — достоверность, то, насколько читатель может верить в то, что такое может произойти на самом деле. Конечно же, нужно учитывать, что «Атлант расправил плечи» — это антиутопия, где, казалось бы, может происходить все что угодно. Но жанр не оправдание для отказа от реалистичности и логики развития сюжета и персонажей. В основных антиутопиях XX века представлена гораздо более объемная картина. Взять самую знаменитую — «1984» Джорджа Оруэлла. Уровней проблем, обозначенных в этой книге, намного больше, и они гораздо глубже.
Да и в целом культура прошлого века ставит промышленных магнатов перед намного более сложным экзистенциальным выбором. В качестве примеров можно привести фильмы «Список Шиндлера» Стивена Спилберга и «Гибель богов» Лукино Висконти, где героям приходится решать вопросы жизни и смерти в обстоятельствах куда более неблагоприятных, нежели те, что описывает культовый роман американской писательницы.
А книга Айн Рэнд построена таким образом, что в ней, кроме экономических проблем Америки, не существует ничего. Да и те, мягко говоря, обоснованы неубедительно.
Герои «Атланта», повторимся, живут в двухмерном, не допускающем полутонов мире, который ставит перед ними такие же задачи. Что неудивительно: будучи плоскими сами, они другие задачи решать не смогут.
Рассмотрим эволюцию героев. Для сравнения возьмем «Войну и мир», хотя, возможно, это не совсем справедливо — несмотря на сопоставимые объемы, эти произведения из совершенно разных лиг авторского мастерства.
Ключевые персонажи романа Толстого изменяются от главы к главе, решая множество больших и маленьких задач, разбираясь в себе и окружающем мире. Цельные в общем образы Наташи Ростовой и Пьера Безухова в начале произведения, его середине и в завершении отличаются разительно. Андрей Болконский, который, кстати, мог бы, хоть и с трудом, вписаться в иконостас «атлантов», если б его грубо и решительно обтесали топором, а потом поместили в вакуум, прошел несколько реинкарнаций, требовавших настоящих подвигов духа. Развитие героев «Войны и мира» обусловлено огромной внутренней работой и множеством различных обстоятельств, из которых, собственно, и складывается жизнь.
«Атланты», герои Айн Рэнд, рождены совершенными и сразу же помещены в дистиллированную среду. Вся их внутренняя эволюция по большому счету состоит в понимании необходимости отказаться от собственного бизнеса и определиться с рамками сексуальных свобод. Вспомним детство главной героини:
Дагни Таггерт было девять лет, когда она обещала себе, что в свое время будет управлять железными дорогами «Таггерт Трансконтинентал». Она приняла такое решение, стоя в одиночестве между двух рельсов…
Почему бы и нет? Но это все, что мы знаем о ее детстве. Да, конечно, есть история их дружбы с Франсиско Д’Анкония. Но дружат они как‑то однообразно:
— Когда я буду распоряжаться «Таггерт Трансконтинентал»… — говорила время от времени Дагни.
— Когда я буду командовать «Д’Анкония Коппер»… — откликался Франсиско. Остальное им не было нужды объяснять друг другу; каждый знал свою цель и средства добиться ее.
Дело не в том, что дети мечтают стать бизнесменами. Для американской культуры это в порядке вещей. Том Сойер, например, обещал подать в суд на тех, кто будет незаконно использовать бренд его банды, с которой он намеревался грабить восточные дилижансы.
У американцев, судя по их литературе, бизнес действительно в крови с малых лет. Дело в том, что Дагни, помещенная в канву повествования девочкой, повзрослев и пройдя немалый жизненный путь, не изменилась ни на йоту. Разве что к рельсам в ее голове добавились музыкальные опусы Ричарда Халлея и мужчины. Зачем меняться, если автор изначально наградил тебя совершенством?
А Джон Голт? Да, он единственный из троицы апостолов доктора Экстона «всем обязан только себе, человек из глуши, не имевший ни денег, ни родителей, ни связей». Можно предположить, какой непростой путь он прошел, добравшись до университета, где нашел учителя. Но нет.
Он явился в мир, как Минерва, богиня мудрости, вышедшая из головы Юпитера, вполне взрослой и во всеоружии…
Разве что один человек во всей блистательной плеяде безупречных имеет некоторые проблемы, не связанные с бизнесом:
Насколько он помнил, ему всегда твердили, что лицо его уродливо — потому что было оно неподатливым и жестким. Оно ничего не выражало и теперь, когда он смотрел на льющийся металл. Это был Хэнк Риарден.
Человек, которому — все! — на протяжении его жизни сообщают об уродстве его лица. Человек, которого мать, а потом и жена держали в ежовых рукавицах. Несмотря ни на что, вопреки всему Хэнк Риарден таки сумел стать успешным абсолютно уверенным в себе бизнесменом.
Чего это ему стоило? Об этом Айн Рэнд молчит. А ведь это могла быть история побед не менее блистательных, чем создание чудесного риарден-металла. Хотя, подождите, этой истории там тоже нет — мы лишь знаем, что он работал над своим детищем восемь лет.
Отметим: категорические, не допускающие исключений, слова «всегда», «все», «никогда» используются в романе чрезвычайно часто. Этот прием позволяет избегать подробностей, рисовать крупными мазками, не тратить силы на серьезное объяснение мотивов персонажей, которых ведут лишь вера в одинаковые для всех «атлантов» ценности, заложенные в них, видимо, сразу при рождении, как той Минерве.
Общество, описанное в «Войне и мире», далеко от совершенства. Среди более чем 500 персонажей романа нет ни одного идеального человека. Даже тех, к кому Толстой относится с явной симпатией, Айн Рэнд даже рядом с Ущельем Голта постоять не пустила бы. Платон Каратаев? Пьер Безухов? Наташа Ростова? Кутузов, одержавший великую победу? Куда им до «атлантов».
Толстой не дает спуску никому из описанных им праздных прожигателей жизни, карьеристов и интриганов и в то же время… всех их любит. Потому что они — часть жизни как она есть. Даже к Анатолю Курагину — очевидному негодяю и пустышке — он заставляет проникнуться сочувствием, показав его страшно страдающим во время ампутации ноги после Бородинского сражения.
Айн Рэнд не любит никого. Смысла в жизни подавляющего большинства населения Соединенных Штатов Америки она не видит. Людей, обладающих неправильным мировоззрением, автор безжалостно пускает в расход.
Вот описание людей, которые погибли во время железнодорожной катастрофы в тоннеле на линии Таггертов.
Домохозяйка из девятого купе вагона номер двенадцать верила, что имеет право избирать политиков, о которых ничего не знала, контролировать гиганты индустрии, в которых ни бельмеса не смыслила.
Адвокат из спального отделения вагона номер тринадцать имел обыкновение говорить: «Кто? Я? Я приспособлюсь к любой политической системе».
Мужчина из купе вагона номер пятнадцать, получивший в наследство большое состояние, твердил: «Почему Риарден должен быть единственным, кто производит риарден-металл?»
Погибли по заслугам — вердикт, вынесенный Айн Рэнд, очевиден.
Однако в романе Айн Рэнд таким образом во враги записывается чуть ли не все человечество. Поскольку люди грешны, слабы и не всегда достаточно умны.
Герои Айн Рэнд очень трепетно относятся к своим жизням, пренебрегая чужими. Что, кстати, дает право и нам не переживать за их дальнейшую судьбу и следить за «атлантами», не принимая близко к сердцу их передвижения и переживания. Кого всерьез заботит судьба скальпеля, попавшего в стерильное безвоздушное пространство, пусть даже он из суперметалла и великолепно заточен?
И тут закрадывается подозрение, что автор не любит даже своих героев, поскольку у нее нет желания показать их настоящими людьми. Они — инструменты. Для своего дела и для того, чтобы Айн Рэнд могла донести до читателей свои идеи.
Я прочитала книгу «Атлант расправил плечи» и осознала, насколько по-разному люди смотрят на мир
«Атлант расправил плечи»
В общих чертах, это история о предпринимателях (и не только), оказавшихся в ситуации перехода от свободной рыночной экономики к экономике плановой. Кто-то категорически с государственной политикой не согласен, кто-то всячески её поддерживает и оправдывает. Да, биография Айн Рэнд ощутимо сказалась на её творчестве — все аргументы «за» звучат именно как оправдание разрушительной политики, а не как конструктивная точка зрения.
В целом книга в некотором роде чёрно-белая: как только перестаёшь путаться в джунглях имён и более-менее запоминаешь, кто кому кем приходится, все персонажи сразу довольно чётко делятся на «хороших» и «плохих». Где-то за горизонтом строится утопичное общество и сами главные персонажи довольно утопичны — они обладают здоровым эгоизмом, но ни в коем случае не готовностью накапливать богатство аморальным путём. И не зря в рецензиях подчёркивают, что роман не про бизнес и не про ведение бизнеса, он скорее о том, насколько сильно может различаться представление разных людей о разумном и правильном.
Насколько сильно понравится читателю книга зависит от того, какие идеи он в ней увидит, и насколько будет с ними согласен. Лучшие из тех, что увидела я — «не пытайся прожить чужую жизнь и не позволяй никому проживать твою за тебя», «деньги — это мера ценности твоих навыков, знаний и способности созидать» и «любые отношения — это торговля; каждый что-то предлагает и что-то получает взамен, и если хотя бы одну из сторон не устраивает цена, сделки не будет». И речь в последнем не только и не столько о деньгах, но в двух словах тут всю красоту не выразишь, остаётся только читать. В то же время для многих это история зажравшихся бизнесменов, которые накапливают богатство ради богатства и возвышения над теми, кому в жизни не повезло устроиться так же хорошо, как и им.
Честно сказать, читать поначалу было скучновато: в книге огромное количество персонажей и множество поначалу разрозненных событий. И если пара-тройка основных героев запомнилась довольно быстро, то насколько для дальнейшего сюжета важны остальные, предугадать было сложно. Можно сказать, со второстепенными персонажами я знакомилась заново во второй половине первого тома. Но потом проступила основная сюжетная линия и, что называется, попёрло — это тот редкий случай, когда я смотрела, сколько мне страниц осталось и радовалась, что впереди их ещё много.
Говорят, искусство (особенно книги) должно что-то менять в человеке, открывать для него что-то новое. С «Атлантом» получилось не так: на протяжении трёх томов автор рассказывала мне о моральных ориентирах, которые я всегда (ну, в более-менее зрелом возрасте, конечно) считала правильными, и о принципах, которых я всегда придерживалась, просто никогда не выражала их словами. Когда персонажи говорят с тобой на одном языке — это одно из лучших ощущений, которые когда-либо дарила мне книга, и теперь я абсолютно убеждена, что лучшее произведение — это то, которое рассказывает вам вещи, которые вы и так уже знаете. Но кое-чему роман меня всё-таки научил. Я, будучи физиком по образованию, крайне пренебрежительно относилась к философии. Не сказать, что после прочтения я её полюбила, но всё же признала некое право на существование — и вот эта мысль была для меня в новинку:)
Не менее занятны были, кстати, отзывы как на книгу, так и на всю философию Айн Рэнд в целом. В единственном литературном паблике вк, в котором я состою, постик с её цитатой вызвал шквал критики в комментариях. Это удивило меня (как же, у меня-то после прочтения крылья за спиной выросли, в смысле кому-то не понравилось?:D), но потом заставило не просто задуматься над тем, насколько по-разному видят и воспринимают мир люди, но и попытаться прислушаться к их аргументам, представить, какой мир они считали бы если не идеальным, то хотя бы счастливым и вообще поставить себя на их место.
В общем, книга вызвала бурю эмоций и шквал мыслительных упражнений, хоть мне и понадобилось некое упрямство, чтобы не бросить чтение на третьей-пятой главе. Так что рекомендую. И книга, и декларируемые ею идеи стоят того, чтобы составить о них собственное мнение, даже если оно будет резко отрицательным.
Библиотека. Читатели делятся контентом, который на них повлиял
Рецензии на книгу « Атлант расправил плечи » Айн Рэнд
Не стоит того, чтобы тратить время на эту книгу.
К этой книге больше бы подошёл эпиграф:
«Давным-давно в альтернативной вселенной.
или что будет если скрестить Драйзера с Жюль Верном»
Потому что это весьма заурядная и плохонькая фантастика в стиле «дизель-панк» с чудо металлами, чудо-двигателями, и прочей не имеющей к реальности чудо-чепухой, в плоть до чудо-людей по обе стороны изложения:
«Протагонисты» — мега интеллектуалы,
«Антагонисты» — непроходимые идиоты.
Книга об приключениях «картонных» персонажей, не имея никаких художественных ценностей въезжает в «Бестселлеры» исключительно на банальном политологическом «хайпе*»,
Если поменять местами идеологические предпосылки у противоборствующих сторон, то ничего не изменится.
*Хайп (англ. hype) — агрессивная и навязчивая реклама, целью которой является формирование предпочтений потребителя
Книга просто удивительная! Скажу честно, она далась мне не так быстро как я предполагала, переживала каждую главу, словно свой этап жизни. автор поразительно тонко и ярко передает характер героев, их жизненные принципы. настолько изящно и не явно Айн Рэнд передает философию потребителей и производителей! еще на этапе завершения я заказала следующею книгу автора, слог не простой и от того особенно впечатляющий
Заключение.
Книга прекрасна. Нет, не художественными достоинствами, она прекрасна сутью, идеями, которые проповедует и пытается донести до читателя. Идеи не новы, на самом деле:
будь честен с самим собой, ведь ты свой главный судья.
делай дело качественно,
не сдавайся,
создавай, а не паразитируй на том, что делают и создают другие,
имей свое собственное (обоснованное!) мнение.
Эти идеалы надо прививать с детства, но, конечно, дети, да и подростки, многое не поймут в этой книге. Поэтому читать надо взрослым и уже потом, словами и примером прививать это детям.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Атлант расправил плечи
Язык написания: английский
Перевод на русский: — Д. Костыгин (Атлант расправил плечи, Атлант расправил плечи. Книга 1. Без противоречий.) ; 1997 г. — 4 изд. — Ю. Соколов, В. Вебер, Д.В. Вознякевич (Атлант расправил плечи) ; 2009 г. — 1 изд. Перевод на украинский: — А. Переверзев, В. Стах ( Атлант розправив плечі. Частина перша. Несуперечність ) ; 2015 г. — 1 изд. — С. Андрухович (Атлант розправив плечі. Частина друга. Або — або) ; 2015 г. — 1 изд.
Масштабно обрисованные картины страны, погружающейся в хаос, противостояние рациональности, практичности и бессмысленного разрушения, любовная история и целый пласт философии «нравственности разумного эгоизма», нотки утопии и жёсткая критика социалистической философии — и наконец, попытка разъяснить общественное значение предпринимательства. Вот основные темы этого неоднозначного романа, в котором переплелись жанры социальной фантастики и философского трактата. Если мир хочет жить лишь за счёт творцов, то рано или поздно они отказываются держать мир на своих плечах.
лауреат | Прометей / Prometheus Awards, 1983 // Зал славы |
Номинации на премии:
номинант | Национальная книжная премия / National Book Awards, 1958 // Художественная литература |
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Изенгрим, 27 сентября 2018 г.
Рэнд вообще плохо разбирается кажется во всем подряд. Высший свет и богатых людей она явно списывает с голливудских экранов, работа фондовой биржи и вообще сделки с акциями у нее на уровне воскресного приложения к массовой газете, и она свято уверена, что успех предприятия обязательно приводит к банкротству всех конкурентов и измеряется их числом. Работа легислатуры для нее тайна за семью печатями (именно поэтому ее персонажи с таким ужасом смотрят на законодательный процесс), а кабину парового локомотива она явно видела только издалека. Она не в курсе, что закрытые шахты затапливаются и прогуляться там не получиться, и даже миф о Прометее умудрилась переврать. Про опереточного пирата, который в духе Неуловимого Джо всех грабит и никто не знает даже, как он выглядит, говорить не приходится. Социализм здесь похож на Матрицу во время перезагрузки. Часто делает технические ошибки, дико передергивает, путает причины со следствием, да и вообще постоянно выдает свою невежество почти во всех сферах деятельности человека, а вместо реальных образов у нее везде симулякры и декорации; в особенно концентрированной форме это заметно в «трехчасовой речи» Джона Голта, где почти каждая фраза если не откровенное вранье, то мошенничество.
Персонажи здесь — заготовки манекенов, заунывными голосами на мертвом языке они говорят пустые рыбьи слова, не несущие никакого смысла, их можно не читать, и вы ничего не потеряете, точнее, их вообще лучше не читать, потому что это опасно для здоровья — как физического, так и в первую очередь душевного. Персонажи говорят, как пишущие машинки, на один голос: строго говоря, здесь нет диалогов, один большой монолог — по-видимому, автор беседует сам с собой, придумывает дебильные аргументы, подает их так, что хочется блевать, а потом с блеском их опровергает, причем один и тот же тезис может повторяться на протяжении книги десятки раз, одними и теми же словами. Сказать, что в книге много воды — значит не сказать ничего: если роман хорошенько отжать и убрать все повторы, останется максимум половина, если не треть.
По Рэнд, капиталисты это такая отдельная раса, новые арии, элои, единственные, кто живет и думает, к ним не применимы общечеловеческие мораль и этика, они стройны телом и благородны профилем, они коня на скаку и в горящую избу, а все остальные — этакие гнусные утопцы, уродливые морлоки, живущие в ночи, чмошники и паразиты (о которых так убедительно распинался Эндрю Райан, пока ему голову не снесли клюшкой от гольфа), только и думающие, как бы отнять у богатых все деньги и всячески поглумиться и унизить. Вообще чем меньше в персонаже человеческого, тем больше его хвалит автор. Судя по тому, как Рэнд извращенно и гнусно подает любовь, взаимопомощь и дружбу, ей этих качеств явно не хватает.
Это откровенная графомания, причем очевидно это с первых страниц. Рэнд явно хотела написать Великий американский роман и у нее это получилось, судя по статусу книги в современных Штатах, однако литературные достоинства романа находятся где-то на уровне Мертвого моря. О, я прекрасно понимаю, почему он нравится некоторым. Графоманский стиль Рэнд завораживает, буквально затягивает в поганую трясину нескончаемого словоблудия и вербального поноса, она пишет с такой уверенностью и напором в каждом слове, что карточный домик ее вымысла кажется реальным, долбит в одну точку по заветам Геббельса, рассчитывая, что ложь, повторенная тысячу раз, покажется правдой. Но, люди, надо ведь как-то использовать логику и мозги. Сегодня ты Рэнд веришь, а завтра что? начнешь заряжать воду через телевизор? вступишь в секту Марии Дэви Христос? Думать — это не право человека, это его обязанность.
Герои притворяются теми, кем не являются — (умными) людьми. Автор упорно нагнетает, что они очень умные и талантливые, и все могут, вот только это никак не проявляется. Эти гении регулярно повторяют, что они ничего не понимают в окружающем мире и людях (что, в общем-то не удивительно — мир-то выдуманный). Самая частая фраза в книге — «Я не понимаю». Персонажи не понимают, не в курсе, не могут взять в толк, почему все происходит, кто эти люди, где они находятся и кто такой Джон Голт. Данни Таггерт вообще крайне показательный персонаж: подаваемая как умная и сильная женщина, она ведет себя как тупая блондинка, прыгающая в постель к любому, кто поманит пальцем (но исключительно к богатым), плохо соображающая, что вокруг происходит и с готовностью это признающая. Для того, чтобы герои все-таки хоть бы выглядели крутыми, Рэнд уничтожает экономику страны и заселяет ее идиотами, на фоне которых все эти голты, уэйатты и риордены чутка возвышаются над общим болотом.
Умиляет паника, в которую ударяются герои, узнавая, что враги собираются принять очередной дебильный закон. Реальные американские магнаты на их месте давно бы купили конгрессы штатов, посадили своих губернаторов и сенаторов, вывели на улицы тысячи зависимых от них рабочих, а карманные журналисты и художники давно бы устроили истерию в прессе и обществе. Строго говоря, именно олигархия и нерегулируемая экономика едва не похоронили Америку, а вовсе не выдуманные социалисты. Рэнд в голову не приходит, что если собрать всех ее разлюбезных голтов и риарденов в одно место, то они очень быстро друг дружку сожрут.
Все это сильно напоминает фентези, причем очень плохое фентези, которое наверняка хоть раз попадалось каждому из нас, где герои из туалетной бумаги сражаются с картонными злодеями, от диалогов и реплик кровь течет из глаз, волны пафоса накатывают как цунами, НПС все как один говорят одно и то же, декорации состоят из одинаковых, все время повторяющихся элементов, а сюжет настолько скучен и вторичен, что даже иногда, на долю секунды, кажется оригинальным. Чем больше читаешь, тем меньше знаешь, буквально чувствуешь, как на глазах тупеешь, волосы редеют, спина горбится и вот ты уже говоришь «моя прелессссть». Фраза же «Расправь плечи» звучит как «Бегите, глупцы».
Книги, похожие на «Атлант расправил плечи»
Читайте онлайн книги в подборке из списка похожих на «Атлант расправил плечи» автора Айн Рэнд на сайте электронной библиотеки MyBook.ru. Скачивайте приложения для iOS или Android и читайте книги наподобие «Атлант расправил плечи» где угодно даже без интернета.
Цветы для Элджернона
Как устроена экономика
В этой книге экономист из Кембриджа Ха-Джун Чанг в занимательной и доступной форме объясняет, как на самом деле работает мировая экономика. Автор предлагает читателю идеи, которых не найдешь в учебниках по экономике, и делает это с глубоким знанием истории, остроумием и легким пренебрежением к тр.
Кто же такой Уве, спросите вы? Кто-то может сказать, что он именно тот, с кем не сможет жить никто и никогда. Одним словом бедняга Уве – очень неуживчивый малый. Он никак не может найти общий язык с окружающими, ведь каждый второй человек, по его мнению, полный идиот. Когда Уве идет в маг.
О чем мечтать. Как понять, чего хочешь на самом деле, и как этого добиться
Продолжение бестселлера «Мечтать не вредно» рассказывает о том, как побороть хроническую самокритику и негативный настрой, как перестать ждать удачу и начать создавать ее, как сойти с проторенной дорожки, заново поверить в «давно забытые» цели и, наконец, решить, кем хочешь стать. Это очень нужна.
Сам себе MBA. Самообразование на 100%
Обучение по программе МВА – дорогостоящее удовольствие и не всегда оправданное вложение средств. Даже самые престижные бизнес-школы, вроде Гарвардской или Уортонской, предлагают устаревшие, шаблонные программы, которые научат вас скорее мастерству создания слайдов в PowerPoint и бесполезным финан.
45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя
Названия глав этой книги – татуировки. Это свод принципов и правил, проверенных многолетней практикой успешного менеджера, его житейский и организаторский опыт. Это простые и яркие истории о том, как и почему надо вести дела, если хочешь добиться успеха. За каждой из этих глав стоят осмысленные д.
Sapiens. Краткая история человечества
Сто тысяч лет назад Homo sapiens был одним из как минимум шести видов человека, живших на этой планете, – ничем не примечательным животным, которое играло в экосистеме роль не большую, чем гориллы, светлячки или медузы. Но около семидесяти тысяч лет назад загадочное изменение когнитивных способно.
Миллионы людей по всему миру выбрали «Алхимика» своей настольной книгой. Вместе с главным героем своеобразной притчи читатели убеждаются: верить в чудо и прикладывать все силы, чтобы превратить свои мечты в реальность – это истинное призвание человека. «Алхимик», которого растащили на цитаты, пря.
7 навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности
Во-первых, эта книга излагает системный подход к определению жизненных целей, приоритетов человека. Эти цели у всех разные, но книга помогает понять себя и четко сформулировать жизненные цели. Во-вторых, книга показывает, как достигать этих целей. И в-третьих, книга показывает, как каждый человек.
» d=»M24.769 20.3a4.949 4.949 0 012.356-4.151 5.066 5.066 0 00-3.99-2.158c-1.68-.176-3.308 1.005-4.164 1.005-.872 0-2.19-.988-3.608-.958a5.315 5.315 0 00-4.473 2.728c-1.934 3.348-.491 8.269 1.361 10.976.927 1.325 2.01 2.805 3.428 2.753 1.387-.058 1.905-.885 3.58-.885 1.658 0 2.144.885 3.59.852 1.489-.025 2.426-1.332 3.32-2.67a10.962 10.962 0 001.52-3.092 4.782 4.782 0 01-2.92-4.4zM22.037 12.21a4.872 4.872 0 001.115-3.49 4.957 4.957 0 00-3.208 1.66A4.636 4.636 0 0018.8 13.74a4.1 4.1 0 003.237-1.53z»>