Что почитать детям о фруктах
Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам. Старший дошкольный возраст (часть 1)
Мария Мочалова
Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам. Старший дошкольный возраст (часть 1)
Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)
1. А. К. Толстой «Колокольчики».
2. В. Катаев «Цветик-семицветик».
3. Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха».
4. Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки».
5. Н. Сладков «Любитель цветов».
7. М. Познананская «Одуванчик»
8. Е. Трутнева «Колокольчик».
Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)
1. И Токмакова «Деревья», «Дуб», «Разговор старой ивы с дождем»
2. К. Ушинский «Спор деревьев», «Четыре желания», «Рассказы и сказки Осень»
3. А. Плещеев «Ель», «Осень наступила».
5. Г. Скребицкий «Осень».
6. А. Пушкин «Осень», «Уж небо осенью дышало».
8. А. Н. Майков «Осень».
9. С. Есенин «Нивы сжаты…».
10. Е. Трутнева «Осень»
11. В. Бианки «Синичкин календарь»
12. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…
13. М. Исаковский «Вишня».
14. Л. Н. Толстой «Дуб и орешник».
16. И. С. Соколов-Микитов «Осень», «Листопадничек», «Лес осенью», «Осень в лесу», «Пролетело жаркое лето», «Осень в Чуне».
17. К. Г. Паустовский «Желтый свет», «Рассказ про осень», «Подарок», «Барсучий нос», «Прощание с летом»,»Словарь родной природы».
18. К. В. Лукашевич «Осень»
19. И. С. Тургенев «Осенний день в березовой роще»
20. И. А. Бунин «Антоновские яблоки»
22. М. М. Пришвин «Поэтические миниатюры об осени», «Кладовая солнца»
23. С. Топелиус «Солнечный луч в ноябре»
24. Юрий Коваль «Листобой»
25. М. Демиденко «Как Наташа папу искала»
26. Г. Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся», «Черничное варенье»
27. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
28. В. А. Сухомлинский Кого ждала рябина», «Улетают лебеди», «Осенний наряд», Как начинается осень», «Осенние дожди», «Как муравей перелез через ручеек», «Осенний клен», «Ива – будто девушка золотокосая», «Осень принесла золотые ленты», «Коростель и крот», «Ласточки прощаются с родной стороной», «Рыжие белочки», «Стыдно перед соловушкой», «Солнышко и божья коровка», «Пчелиная музыка»
29. Е. Пермяк «В школу»
30. Сказка «Кот – воркот, Котофеевич»
31. В. Сладков «Осень на пороге»
32. К. Твардовский «Лес осенью»
33. В. Строков «Насекомые осенью»
35. Б. Заходер «Винни – Пух и все-все-все»
36. П. Ершов «Конек – горбунек»
37. А. Барто «Мы не заметили жука»
38. Крылов «Стрекоза и муравей»
Тема: Хлеб
1. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
2. Ю. Круторогов «дождь из семян».
3. Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).
4. Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».
7. Я. Тайц «Все здесь».
8. В. А. Схомлинский ««Кк из зернышка вырос колосок», «Хлеб – это труд», «Пряник и колосок»
9. «Легкий хлеб» белорусская сказка
10. А. Митяев «Мешок овсянки»
11. В. В. Коноваленко «Откуда хлеб пришел»
Тема: Овощи, фрукты
1. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
2. А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»
3. М. Исаковский «Вишня»
5. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
6. Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
7. Б. Житков «Что я видел».
8. М. Соколов-Микитов «Листопадничек,
9. В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»
11. «Приходите в огород» (шотландская песенка Э. Островская «Картошка»
1. Е. Трутнева «Грибы»
3. А. Прокофьев «Боровик»
4. Я. Тайц «Про ягоды», «Про грибы»
5. В. Г. Сутеев «Под грибом»
Тема: Перелетные и водоплавающие птицы
1. Р. н. с. «Гуси-лебеди»
2. В. Бианки «Лсные домишки», «Грачи», «Прощальная песенка»
3. А. Майков «Ласточка»
4. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
5. Л. Н. Толстой «Лебеди»
6. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
7. А. Н. Толстой «Желтухин».
8. К. Д. Ушинский «Ласточка».
9. Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец».
10. В. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук», «Стыдно перед соловушкой», «Улетают лебеди», «Девочка и синичка», «Коростель и крот»
11. М. Пришвин «Ребята и утята».
12. Укр. н. с. «Хроменькая уточка».
13. Л. Н. Толстой «Птичка».
14. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».
15. П. Воронько «Журавли».
16. И. Соколов-Микитов; «Улетают журавли» «Ласточки прощаются с родной стороной»
17. И. Токмакова «Птичка летает»
Тема: Наш город. Моя улица.
1. З. Александрова «Родина»
2. С. Михалков «Моя улица».
3. Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»
4. С. Баруздин «Страна, где мы живём».
Тема: Осенняя одежда, обувь, головные уборы
1. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
2. З. Александрова «Сарафанчик».
3. С. Михалков «А что у вас?».
4. Бр. Гримм «Храбрый портняжка».
5. С. Маршак «Вот какой рассеянный».
6. Н. Носов «Живая шляпа», «Заплатка».
7. В. Д. Берестов «Картинки в лужах».
8. «Как братец Кролик перехитрил Братца лиса»,обраб. М. Гершензона.
9. В. Орлов «Федя одевается»
Тема: Домашние животные и их детёныши.
1. Е. Чарушин «Что за зверь?»
2. Г. Остер «Котенок по имени Гав».
3. Л. Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».
4. Бр. Гримм «Бременские музыканты».
5. Р. н. с. «Волк и семеро козлят».
6. С. Я. Маршак «Пудель».
Тема: Дикие животные и их детёныши.
1. А. К. Толстой «Белка и волк».
2. Р. н. с. «Заюшкина избушка»
3. Г. Снегирев «След оленя»
4. р. н. с. «Заяц-хваста»
5. И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».
8. Г. Скребицкий «на лесной полянке».
9. В. Бианки «Купание медвежат», «Готовятся к зиме», «Прячутся»
10. Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко, «Морж».
11. Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Отчаянный заяц».
13. В. А. Сухомлинский. Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»
14. Пришвин. «Жил – был медведь»
15. А. Барков «Голубой зверек»
16. В. И. Мирясов «Зайка»
17. Р. н. с. «Два медвежонка»
18. Ю. Кушак «Почтовая история»
Тема: Поздняя осень. Предзимье
1. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Зима. Крестьянин торжествуя…»
2. Д. М. Сибиряк «Серая шейка»
3. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
4. С. А. Есенин «Береза», «Поет зима – аукает».
5. И. С. Никитин «Встреча зимы»
6. В. В. Коноваленко «Как готовятся к зиме звери и птицы»
7. Сказка «Бабушка Метелица» перевод Г. Еременко
8. Сказка про начало зимы.
9. В. Архангельский Сказка «Снежинка –пушинка»
10. Г. Скребицкий «Первый снег»
11. А. Блок «Снег да снег»
12. С. Козлов «Зимняя сказка»
13. Р. н. с. «Мороз, Солнце и Ветер»
14. Сказка «Горячие блины для Зимушки зимы»
15. Е. Л Малиованова. «Как звери и птицы к зиме подготовились»
16. И. З. Суриков «Зима»
17. И. Бунин «Первый снег»
Тема: Зима. Зимующие птицы
1. Н. Носов «На горке»
2. К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы»
3. Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
4. В. Бианки «Синичкин календарь».
5. В. Даль «Старик – годовик».
6. М. Горький «Воробьишко»
7. Л. Н. Толстой «Птичка»
8. Ненецкая народная сказка «Кукушка»
9. С. Михалков «Зяблик».
10. И. С. Тургенев «Воробей».
11. И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева».
12. А. А. Блок «Снег да снег кругом».
13. И. З. Суриков «Зима»
14. Н. А. Некрасов «мороз – воевода».
15. В. В. Бианки «Сова»
16. Г. Скребицкий «Чем питаются птицы зимой?»
17. В. А. Сухомлинский «Птичья кладовая», «Любопытный дятел», «Девочка и синичка», «Елочка для воробьишек»
18. Р. Снегирёв «Ночлег зимой»
19. О. Чусовитина «Трудно птичкам зимовать».
20. С. Маршак «Где обедал, воробей?»
21. В. Берестов «Сказка про выходной день»
22. В. Жуковский «Птичка»
23. Н. Петрова «Птичья елка»
25. М. Пришвин «Дятел»
Тема: Библиотека. Книги.
1. С. Маршак «Как печатали книгу?»
2. В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк».
3. «Что такое хорошо и что такое плохо»
Тема: Транспорт. Правила дорожного движения.
1. С. Я. Маршак «Багаж».
2. Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».
3. С. Сахарнов «Самый лучший пароход».
4. Н. Саконская «песенка о метро»
5. М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»
6. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».
7. А. Матутис Кораблик», «Моряк»
8. В. Степанов, «Самолёт», «Ракета и Я», «Снежинка и троллейбус»
9. Э. Мошковская «Нерешительный трамвай», «Автобус, который плохо учился», «К нам бегут автобусы»
10. И. Токмакова «Кда в машинах везут снег»
11. Братья Гримм «Двенадцать братьев»
12. В. Волина «Теплоход»
13. В. Маяковский Лётчик»
Тема: Новый год. Зимние развлечения.
1. С. Маршак «Двенадцать месяцев».
2. Круглый год (декабрь)
3. Р. н. с. «Снегурочка»
4. Е. Трутнева «С Новым годом!».
5. Л. Воронкова «Таня выбирает елку».
6. Н. Носов «Фантазёры», «На горке».
8. И. З. Суриков «Детство».
9. А. А. Блок «Ветхая избушка».
10. С. Д. Дрожжин «Дедушка Мороз».
11. С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках», «На коньках», «Зимние забавы».
12. Р. н. с. «Два Мороза».
13. Р. н. с. «В гостях у дедушки Мороза».
15. Л. Квитко «На катке»
16. В. Лившиц «Снеговик»
17. Т. Эгнер «Приключение в лесу елки – на горке»
18. Н. Калинина «Про снежный колобок»
19. Т. Золотухина «Метель».
20. И. Сладков «Песенки подо льдом».
21. Е. Благинина «Прогулка»
22. Н. Павлов «Первый снег»
23. Н. А. Некрасов «Мороз – Воевода»
25. А. Барто «Елка в Москве» «В защиту деда Мороза»
26. З. Александрова «Дед Мороз»
27. Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках».
28. В. Даль «Девочка снегурочка»
29. М. Клокова «Дед Мороз»
30. В. Одоевский «Мороз Иванович»
31. В. Чаплина «Метель»
32. Е. Л. Малиованова «Новый год»
33. С. Д. Дрожжин Дедушка Мороз
«Особенности чтения художественной литературы дошкольникам» — консультация для воспитателей У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развиваются. Чтение детям книг служит.
Час одновременного чтения произведений о Великой Отечественной войне, в рамках международной акции «Читаем детям о войне» С каждым годом отдаляется от нас победный май 1945 года. Но этот священный день остаётся в памяти поколений как пример стойкости, мужества.
Детям о блокаде Ленинграда (старший дошкольный возраст) Детям о блокадном Ленинграде. Ребенок 1.: Наш город назывался Ленинградом, И шла тогда суровая война. Под вой сирены и разрыв снарядов.
Формирование эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста средствами произведений художественной литературы Добрый день уважаемые эксперты! 1 слайд Разрешите представиться – Захарова С. В. Мой стаж работы 6 лет, работаю с детьми раннего возраста,.
Консультация для родителей «Чтение художественной литературы детям с рождения до школы» Консультация для родителей по чтению художественной литературы детям с рождения и до школы. Учёными установлено, что ребенок, которому систематически.
Планирование художественной литературы по лексическим темам (подготовительная группа) Тема недели Мой детский сад, школа: Тема занятия В. Драгунский «Заколдованная буква» Программное содержание : Учить анализировать художественное.
Приобщение детей и родителей к традициям семейного чтения художественной литературы ВВЕДЕНИЕОсмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием вопрос воспитания человека путём приобщения его к культуре.
Рекомендация для родителей «Список литературы для чтения детям четырёх-пяти лет» Русский фольклор Песенки, потешки, заклички. «Наш козел.»; «Зайчишка-трусишка.»; «Дон! Дон! Дон.», «Лень-потягота.»: «Гуси, вы.
Семинар-практикум «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Составила: старший воспитатель Богатова С. М. 28. 03. 2013 год Цель. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Веселый КВН по математике (старший дошкольный возраст) Програмные задачи:развивать у детей вниманиеЮ логическое мышление. Формироват умение понимать задачу и выполнять еею Закрепить у детей представление.
Произведения об овощах, фруктах и продуктах питания
Питание – важная составляющая гармоничного физического развития ребёнка. Культуру питания прививают в семье. Важный компонент здорового рациона – растительная пища в виде фруктов и овощей. Если фрукты дети в основном едят с удовольствием, то овощи часто не любят. Произведения об овощах и фруктах помогают объяснить дошкольнику, чем полезны эти продукты питания для человека. Такие знания будут способствовать тому, что ребёнок полюбит не только сладкие фрукты, но и овощи.
Если в семье принято питаться здоровой пищей, ребёнок, скорее всего, станет подражать родителям. Однако в силу недостатка времени и привычек взрослые иногда пренебрегают овощами, злоупотребляют фастфудом. Малыш также пробует эту еду. После употребления сладких продуктов и фастфуда с усилителями вкуса обычная еда кажется пресной и невкусной, поэтому дети перестают ощущать вкус овощей.
Формирование привычки к здоровому питанию позволит в будущем избежать многих проблем, связанных с лишним весом и заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Как приучить ребёнка к здоровому питанию
Если малыш будет видеть, как родители едят много фруктов и овощей, он будет им подражать. Отсутствие в доме фастфуда и сладостей в свободном доступе позволит избежать лишних соблазнов. При этом не стоит совсем запрещать дошкольнику есть сладости.
С раннего возраста нужно знакомить малыша с разными вкусами. Ребёнок не должен бояться пробовать новые продукты. Знакомство с пищевым разнообразием не только сделает рацион сбалансированным, но и натренирует вкусовые рецепторы.
Если ребёнок не ест брокколи в чистом виде, возможно, он благосклонно отнесётся к крем-супу из неё. В настоящее время доступно много рецептов из овощей и фруктов, которые можно готовить дома в обычных условиях. Вкус значительно улучшается, а ценность таких блюд не уменьшается.
Нужно показывать ребёнку, как выращивают овощи, как получают крупы, изготавливают творог. Детям будет интересно узнать, откуда берутся привычные продукты.
Стихи про продукты питания для детей
Н. Капустюк. «Без чеснока никак нельзя»
Стихотворение о необходимости чеснока. Его не употребляют в чистом виде, но в качестве добавки он придаёт приятный вкус и аромат разным блюдам. У автора также есть много стихотворений про отдельные овощи и фрукты.
А. Прокофьев. «Огород»
Короткое стихотворение о разнообразии выращиваемых на огороде овощей. Стих легко выучить наизусть, чтобы запомнить названия овощей.
Е. Раннева. «Помидор – светофор»
Помидор в стихотворении сравнивается со светофором. Из зелёного он превращается в красный. Дети узнают, как растут и зреют помидоры, что они не появляются такими красными, как в магазине, и что созревание помидоров – небыстрый процесс.
Н. Шемякина. «Ручной дождик»
В стихотворении описывается полив овощей из лейки. Дети должны знать, как ухаживают за посадками, чтобы из них выросли вкусные овощи.
Л. Генералова. «Полезный лук»
Стихотворение о пользе лука. Несмотря на то, что от него плачут, он не злой, а очень добрый – защищает от болезней и микробов. Дети узнают из стихотворения, чем полезен лук.
Т. Лаврова. «Из чего печётся хлеб…»
В небольшом стихотворении автор рассказывает о производстве хлеба, о том, какой это долгий и кропотливый процесс. Также описывает разнообразие хлебобулочных изделий. Все они пекутся из муки, полученной из пшеницы.
Сказки об овощах для дошкольников
Дж. Родари. «Чиполлино»
Пожалуй, самая известная сказка про овощи и фрукты. Здесь у каждого овоща есть свой характер. Многие с детства помнят важного Синьора Помидора и озорного мальчишку-луковицу Чиполлино. Увлекательная сказка с овощным сюжетом знакомит детей с многообразием фруктов и овощей. После прочтения сказки можно в игровой форме предлагать малышу пробовать незнакомые овощи.
Русская народная сказка «Репка»
Наверное, нет ребёнка или взрослого, не знающего эту сказку. Репа – не самый популярный овощ. Раньше репа была обязательным блюдом на столе. В ней содержится много витаминов. Предлагаем использовать сказку как повод для знакомства с репой.
Е. Бацева. «Сказка про фрукты»
Сказка о яблоке, которое возомнило себя лучше других фруктов, лежащих на тарелке. Оно загордилось своей красотой, начало надуваться и багроветь от крика. В результате оно оказалось гнилым, когда пришла хозяйка.
Т. Домаренок. «Фрукты-путешественники»
Познавательная сказка о том, как и где произрастают фрукты. В конце дня непроданные фрукты решили познакомиться между собой. Выяснилось: несмотря на то, что они разные, у них есть много общего. Каждый рассказал о том, где родился и как вырос. Почти все фрукты росли на деревьях и грелись под солнышком. Только ананас рос на земле. Девочка Маша с бабушкой купили яблоки и груши, а ананас вечером унёс другой покупатель.
Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.
Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).
Следите за обновлениями в социальных сетях:
←Глава 03 «Фрукты» Дополнительные материалы к теме. Школа не за горами. Книга #1.
Содержание
Тесты
Картины
Музыка
Рассказы и сказки
Дополнительный материал
Тест по теме «Фрукты»
Картины по теме «Фрукты»
Илья Ефимович Репин «Яблоки и листья»
Все мы знаем Илью Ефимовича Репина как мастера портрета и мастера больших полотен на мифологические и исторические темы (например, картина «Бурлаки на Волге», которую мы с вами рассматривали в теме «Профессии»). Натюрморт же не был основным жанром художника, и можно сказать, что картина «Яблоки и листья» получилась случайно. Натюрморт, сочетавший в себе фрукты и листья, был создан и поставлен Репиным для своего ученика — юного В.А. Серова. Но композиция настолько понравилась учителю, что он решил и сам написать такой натюрморт.
Совершенно простой сюжет: шесть яблок из сада и ворох листьев, но это всё такое родное, русское, реалистичное. Желтовато-зелёные и красные яблоки изображены не идеальными «восковыми» фруктами, а так, как должны выглядеть настоящие, живые плоды. Чувствуется, что на них есть неровности, вмятины и небольшие пятнышки. Простота картины делает полотно шедевром, достойным лучших мировых залов и выставок.
Илья Ефимович Репин очень любил природу. Он прожил 86 лет и до самой старости спал на морозе, купался в море, ни дня не проводил без гимнастики и ел очень много овощей и фруктов. Если у Репина случался перерыв в рисовании, он находил себе другие занятия — ездил на лошади, плавал, работал в саду, сажал растения или расчищал снег зимой. И он не стеснялся предложить лопаты своим гостям, например, Чуковскому, Маяковскому или Шаляпину. Правильное питание, физическая активность, любимая работа и умение жить просто (без излишеств) — это главные секреты долголетия великого художника. Как и в картине «Яблоки и листья» — красота в простоте.
Поль Сезанн «Натюрморт с драпировкой, кувшином и вазой для фруктов»
Музыка по теме «Фрукты»
Середину XX века можно без преувеличения назвать «золотым веком» отечественной мультипликации. Художники тщательно прорабатывали каждый штрих, мультфильмы озвучивались первоклассными актерами, большое внимание уделялось музыке. Музыка была яркая, запоминающаяся, образная, способная захватить воображение ребенка.
Например, вспомните замечательный мультфильм «Чипполино», созданный на студии «Союзмультфильм» режиссером Б.П. Дёжкиным в 1961 году. Я до сих помню яркие музыкальные композиции, которые звучали в мультфильме. Музыку к данному мультфильму написал великий советский композитор Карэн Хачатурян. Спустя 13 лет на основе этой музыки Карэн Хачатурян создал одноименный детский балет.
Судьба балета была блестящей с самого начала. Композитор прославился на весь мир, а сам балет стал одним из лучших в современном искусстве, ориентированном на детскую аудиторию. Главные партии в балете исполняли такие прославленные танцовщики, как Марис Лиепа, Николай Цискаридзе, Нина Сорокина, Марина Кондратьева и многие другие.
Немного информации про Карэна Хачатуряна. Он родился в Москве в семье театрального режиссера. В 1949 году Карэн окончил Московскую консерваторию. В числе его педагогов и наставников были Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский. Шостакович подчеркивал свойственные Карэну Хачатуряну «глубину мысли, виртуозную разработку материала, совершенство его воплощения, красиво льющиеся мелодии, удивительные звучания». Карэн Хачатурян сочинял музыку для симфонических и малых оркестров, для скрипки, виолончели и фортепиано. Написал пять симфоний. С 1950 года Карэн Хачатурян писал музыку для кино и мультфильмов. Самыми знаменитыми из них стали: музыка к «Чиполлино» и к фильму «Вий» с Натальей Варлей. В 1981 году удостоен звания Народного артиста РСФСР.
Предлагаем вам посмотреть с детьми замечательный мультфильм «Чипполино». И обсудить многие темы, затронутые в мультфильме: взаимовыручка, отвага, неравенство. Ну, и, конечно, найти героев, которые относятся к овощам. И музыку, конечно, более внимательно слушайте музыку, написанную Карэном Хачатуряном.
Рассказы и сказки по теме «Фрукты»
«Любопытный апельсин»
Ирис Ревю
В Апельсиновом царстве, в Оранжевом государстве жил-был Апельсин. Он был не большой и не маленький, а самый нормальный. Он был довольно круглый; его всегда можно было найти – от него шел приятный, вкусный аромат. Апельсин носил оранжевую курточку.
У него была апельсиновая мама и апельсиновый папа. И даже бабушка с дедушкой у него были апельсиновые. Неудивительно, что он всё видел в апельсиновом свете. На небе светило апельсиновое солнце, восход и закат ему тоже казались апельсиновыми.
Однажды Апельсин решил, что он еще не повидал свет. Одному путешествовать ему не хотелось, поэтому он вместе с собратьями апельсинами забрался в картонную коробку с дырочками (наверное, для того, чтобы можно было подглядывать на мир). Вскоре эта коробка очутилась на корабле, который взял курс на север.
Много ли, мало ли времени прошло, а оказался Апельсин в незнакомой стране. Он увидел странную картину. Вместо привычных сказочных пальм — деревья с голыми ветками; вместо золотого песка — ковёр из белого снега.
— Странно, в Апельсиновом царстве, в Оранжевом государстве я ничего подобного не видел! Там нет белоснежных ковров, а деревья стоят одетыми, — думал Апельсин.
Вскоре после приезда, Апельсин попал в незнакомый дом. Когда хозяйка дома увидела ладный, симпатичный Апельсин, то она очень обрадовалась.
— Какой хороший фрукт! — сказала она.
Из мякоти хозяйка сделала апельсиновый сок. Остатки фрукта измельчила, и добавила в торт. А из апельсиновых корок изготовила вкусные цукаты.
Апельсин был очень горд тем, что пригодился для многих вкусностей. Для него было очень важно ощущать свою нужность. Он расстраивался только из-за того, что от него ничего не останется.
Но это было не так!
Хозяйка собрала косточки ароматного фрукта и посадила их в землю, в горшочек. И вскоре у нее на кухне появились ростки Апельсина, такие зеленые, такие нежные.
— Пусть растет на славу! Как хотелось бы, чтобы у меня выросли маленькие, симпатичные апельсинчики!
«Яблоко»
Владимир Григорьевич Сутеев
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.
В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.
Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!
Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеется.
— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!
Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.
— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое?
Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?
Остановился Ежик и говорит:
— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц подскочил к Ежу:
— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!
К ним Ворона подлетела.
— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.
Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…
Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:
— Что такое? Что за шум?
— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
И рассказали Медведю всё, как было.
Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:
— А кто яблоко сорвал?
— Как р-раз я! — каркнула Ворона.
— Хорошо. А кто его поймал?
— Я поймал! — пискнул Еж.
— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…
— Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона.
— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.
И все хором воскликнули:
— Как же мы раньше не догадались!
Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал Зайцу:
— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек Вороне отдал:
— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.
Третий кусочек Ежик себе в рот положил:
— Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:
— А это тебе, Михаил Иванович…
— Мне-то за что? — удивился Медведь.
— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!
И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
«Мешок яблок»
Владимир Григорьевич Сутеев
И вдруг посреди зелёной поляны увидел он дикую яблоню. А яблок румяных на ней и под ней — видимо-невидимо! Недолго думая раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать.
Тут Ворона прилетела, на пенёк села и каркает:
— Карр! Карр! Безобразие! Каждый будет сюда приходить, ни одного яблока не останется!
— Напрасно каркаешь, — говорит Заяц, — здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят.
Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжёлый — не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке…
И вдруг голова его уткнулась во что-то мягкое. Поднял голову Заяц и обомлел — перед ним Медведь стоит!
— Что у тебя там в мешке? — спросил Медведь. Заяц пришёл в себя, открыл мешок и говорит:
— Вот… Яблоки… Угощайтесь, дядя Миша!
Попробовал Медведь одно яблоко.
— Ничего яблочки! Освежают! — проревел он, набрал большую горсть яблок и пошёл своей дорогой.
А Заяц — к себе домой.
Идёт Заяц по лесу, а со всех сторон бегут к нему бельчата, пищат хором:
— Дяденька Заяц! Дайте яблочек!
Ничего не поделаешь, пришлось снова мешок открывать.
По дороге домой Заяц встретил своего старого приятеля Ежа.
— Куда идёшь, Колючая Голова? — спросил Заяц.
— Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой.
— Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много! — сказал Заяц и насыпал Ежу полную корзинку яблок.
Вышел Заяц на лужок, а там Коза со своими козлятами гуляет. Их Заяц тоже яблоками оделил.
Ходил, ходил Заяц и устал.
Присел было на какой-то бугорок, как вдруг…
— Спасибо, дружище! — сказал Крот и исчез под землёй вместе с яблоками.
В заячьем домике давно ждут Папу Зайца. Чтобы скоротать время, Мама Зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам.
И тут кто-то постучал в дверь…
Дверь распахнулась, и на пороге появились бельчата с большим лукошком, полным орехов.
— Вот! Это вам мама просила передать! — пропищали бельчата и убежали.
— Чудеса… — прошептала Зайчиха.
Пришёл Ежик с корзиной, полной грибов.
— Хозяин дома? — спросил он Зайчиху.
— Да нет. Как с утра пошёл, так и не возвращался.
Попрощался Ёж, ушёл, а корзину с грибами оставил Зайчихе.
Соседка Коза принесла капусты и крынку молока.
— Это для ваших детей, — сказала она Зайчихе.
Со стуком откинулась крышка подпола, и показалась голова Крота.
— Это дом Зайца? — спросил он.
— Да, мы тут живём, — сказала Зайчиха.
— Значит, я правильно подкоп вёл! — обрадовался Крот, и полетели из подпола всякие овощи: морковка, картошка, петрушка, свёкла. — Привет Зайцу! — крикнул Крот и исчез под землёй.
А Ворона всё каркает:
— Карр! Карр! Всем яблоки раздавал, а меня хоть бы одним яблочком угостил!
Смутился Заяц, вытряхнул из мешка последнее яблоко:
— Вот… Самое лучшее! Клюй на здоровье!
— Очень мне нужно твоё яблоко, я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несёт!
— А я… А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!
— Куда же ты пойдёшь, глупый! Смотри, какая туча собирается!
И побежал Заяц обратно в лес.
А когда прибежал к своей заветной яблоне, то там… Волк сидит.
Увидел Волк Зайца, облизнулся и спрашивает:
— Тебе чего здесь нужно?
— Я… Яблочки хотел собрать… Зайчатам…
— Значит, ты яблочки любишь?
— А я зайцев очень люблю! — зарычал Волк и бросился на Зайца.
Вот тут-то и пригодился зайцу пустой мешок! Накинул его Заяц Волку на голову и наутёк пустился.
Уже поздно ночью приплёлся Заяц к своему дому.
А дома давно крепким сном спали сытые зайчата. Только одна Зайчиха не спала: тихо плакала в своём уголке.
Вдруг скрипнула дверь.
Зайчиха подбежала к двери: на пороге стоял Заяц, весь мокрый.
— Я ничего… совсем ничего вам не принёс, — прошептал он.
— Зайчик мой бедный! — воскликнула Зайчиха.
— Это он! Волк! Заприте дверь! Прячьтесь все! — закричал Заяц.
Зазвенели стёкла, распахнулось окошко, и появилась большая голова Медведя.
— Вот! Держи от меня подарок, — прорычал Медведь. — Мёд настоящий, липовый…
А злая Ворона удивляется:
— Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?