Что почитать по истории искусств
7 важных книг для тех, кто хочет хорошо разбираться в искусстве
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Филип Хук, «Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я»
Книга известного искусствоведа и сотрудника аукционных домов – это увлекательнейший путеводитель по миру искусства. Стиль изложения довольно сложного материала настолько лёгкий, что создает ощущение неторопливой беседы о великом искусстве между двумя давно знакомыми людьми. Филип Хук преподносит структурированную информацию, касающуюся, в том числе, и коммерческой составляющей искусства, рассказывает о порядке и принципах формирования цен на творения мастеров, останавливается на порядке организации торгов. При этом на страницах книги скрыто множество интересных историй и случаев из личной практики автора.
Витторио Згарби, «Сокровища Италии. От Караваджо до Тьеполо»
Витторио Згарби в присущей ему увлекательной манере знакомит читателя о лучших представителях барокко. Автор словно проводит увлекательную экскурсию по Апеннинскому полуострову, делая долгие остановки в больших городах, чтобы рассказать о лучших художниках Италии. Во время прочтения книги складывается полное ощущения знакомства с интересным художественным произведением.
Сэм Филлипс, «. Измы. Как понимать современное искусство»
Ещё один качественный и захватывающий путеводитель по миру искусства, на этот раз от редактора британского журнала Frieze. Здесь собрана краткая информация об эволюции искусства, появлении и развитии новых стилей и течений, начиная со второй половины ХIX века. Желающие разобраться в многочисленных стилях и школах могут порадоваться наличию удобной таблицы, информация в которой представлена в хронологическом порядке. Для знатоков и искусствоведов книга вряд ли будет полезна, а вот для тех, кто только начинает знакомиться с историей искусства, станет незаменимой.
Анастасия Постригай, «Влюбиться в искусство. От Рембрандта до Энди Уорхола»
Анастасия Постригай – блогер, который пишет о культуре, а её книга написана для тех, кто начинает своё знакомство с многогранным миром искусства. В книге отсутствуют хитросплетения терминов, зато материалы о выдающихся личностях представлены живым и понятным языком, который дополнен справками о тех фильмах и книгах, что помогут читателю глубже изучить творчество художника или эпоху, когда он жил и творил. Единственное, в чём можно упрекнуть автора, так это в личных оценочных суждениях по отношению к деятелям искусства. Впрочем, даже в названии Анастасия Постригай обещала своим читателям влюбить их в искусство.
Сара Торнтон, «Семь дней в искусстве»
Эта книга написана более десяти лет назад, однако и сегодня не утратила своей актуальности. Сара Торнтон рассказывает о рынке искусства и о месте художника в нём. Отличие данной книги от других изданий об искусстве состоит в том, что автор создает эффект полного погружения не в творчество, а в околотворческую среду. Интервью с владельцами галерей и коллекционерами, художниками и критиками позволяет взглянуть на коммерческую изнанку искусства.
Бэнкси, «Wall and Piece»
Настоящее имя автора книги о граффити никому неизвестно. И никто не может похвастаться знакомством с граффитистом Бэнкси. Но он известен каждому, кто интересуется культурой граффити. В книге можно познакомиться с философией творчества загадочной личности, посмотреть на фотографии его работ и посмеяться вместе с автором над забавными случаями из жизни таинственного незнакомца и талантливого творца.
Аксёнова Алина, «История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения»
Алина Аксёнова является лектором известного московского лектория Level One. В своей книге автор кратко знакомит читателя с историей искусств, начиная с Древней Греции и Рима. Для тех, кто хочет научиться определять стили по характерным признакам и различать течения и направления в искусстве, книга станет настоящим путеводителем. Отлично подойдет для изучения азов вместе с детьми.
Жители разных стран находят свои собственные источники счастья. Предлагаем познакомиться с книгами о том, в чём находят счастье жители разных стран. К примеру, шведы используют технику лагом, датчане – хюгге, а жители Южной Кореи называют свой стиль счастливой жизни палли-палли. Впрочем, можно использовать опыт любого человека и просто научиться быть счастливым, невзирая на обстоятельства. Главное – получать удовольствие от жизни в любой точке планеты.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что почитать по истории искусств
Art Traffic. Культура. Искусство запись закреплена
Что почитать, чтобы разобраться в истории искусства? 10 разноплановых книг на одну важную тему от Art Traffic (все книги отличного качества)
1. Основные понятия истории искусств «Проблема эволюции стиля в новом искусстве» (2009)
2. А. Н. Ходж «История искусства: Живопись от Джотто до наших дней» (2017)
3. Эрнст Гомбрих «История искусства» (1998)
4. П. П. Гнедич «Всемирная история искусств» (1996)
5. Н. А. Дмитриева «Краткая история искусств» (2004)
6. Т. В. Ильина «История искусств. Отечественное искусство» (2000)
7. Х. Янсон, Э. Янсон «Основы истории искусств» (1996)
8. Книга-энциклопедия Мэри Холлингсворт «Искусство в истории человека» (1993)
9. Хэл Фостер, Розалинд Краусс «Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм» (2015)
10. Борис Виппер «Введение в историческое изучение искусства» (2015)
1. Основные понятия истории искусств «Проблема эволюции стиля в новом искусстве» (2009)
Книга швейцарского искусствоведа, теоретик и историка искусства Генриха Вельфлина является в науке первой попыткой дать точную и сжатую характеристику стилей, толкуемых обыкновенно весьма расплывчато. Впервые в этой книге автор создает образцовую терминологию и методологию для научной истории искусств.
2. А. Н. Ходж «История искусства: Живопись от Джотто до наших дней» (2017)
Эта книга – доступный рассказ об истории западной живописи от эпохи Средневековья до наших дней – послужит справочником для студентов, широкого круга читателей и художников, желающих освежить свои знания по истории западного искусства. В ней не просто собраны факты из биографий художников, а рассказано о вкладе каждого в развитие искусства, о том, в какое время он жил, к какому направлению принадлежал, и о том, кто или что служило для него источником вдохновения. (eBook)
3. Эрнст Гомбрих «История искусства» (1998)
«История искусства» принадлежит к числу самых известных книг об искусстве. Переведенная на многие языки, уже почти полвека она держит первенство в жанре вводного экскурса в историю искусства — от древнейшей наскальной живописи до экспериментов наших дней, а ее тиражи за это время превысили 5 000 000 экземпляров. Неубывающая популярность книги объясняется не только простотой языка, тональностью беседы с читателем, но и особой ясностью изложения материала. Автор ставит перед собой цель «прояснить порядок и соотношение периодов, стилей, имен, которыми наполнены более объемистые и сложные книги», и, опираясь на свои открытия в области психологии изобразительного искусства, представляет их историю как «историю непрерывного движения и переплетения традиций, в которой любое произведение соотносится с прошлым и указывает в будущее», как «живую цепочку наследования, связывающую искусство наших дней с веком пирамид».
Эрнст Гомбрих — австрийский и английский историк и теоретик искусства. Наиболее известна его «История искусства» (1950), выдержавшая много изданий и переведенная на множество языков.
4. П. П. Гнедич «Всемирная история искусств» (1996)
Настоящая книга — это первая попытка дать на русском языке, в живом и сжатом изложении, картину общего хода развития искусств с древнейших времен. Автор настоящего сочинения старался, обойдя излишние и специальные подробности, держаться общедоступного изложения. Его труд никоим образом не учебник и тем более не ученое сочинение, — это книга для чтения, пособие при изучении истории искусств.
5. Н. А. Дмитриева «Краткая история искусств» (2004)
Книга представляет собой целый ряд ярких, оригинальных очерков по истории искусства от древности до новейшего времени. Первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средних веков и Возрождения, Западной Европы и России XVI-XIX веков предстают перед нами калейдоскопом стилей, течений, национальных особенностей.
6. Т. В. Ильина «История искусств. Отечественное искусство» (2000)
Учебник для высших учебных заведения. Книга является частью диалогии по курсу «История искусств». В данном учебнике рассматриваются процессы развития живописи и скульптуры, архитектуры и прикладного искусства с древности до конца XX века. В книге сконцентрирована не только база необходимых систематических знаний по истории отечественного искусства, но изложен ряд современных представлений об идейно-стилистических особенностях его на каждом этапе, в тесной связи с историко-социальной проблематикой времени; о характерных тенденциях в творчестве тех мастеров, в работах которых наиболее полно ярко отразились черты эпохи. В учебнике даны обобщенные характеристики отдельных видов искусства, чередующиеся с небольшими монографическими очерками. В данной книге, посвященной истории изобразительного искусства, имеется лишь самая общая характеристика архитектуры, особенно в моментах, когда она не столь выразительно отражает основную эволюцию искусства в целом. Намеренно не рассматривается и история декоративно-прикладного искусства, имеющего свою яркую специфику. Кроме того, автор старался избавить текст от излишней детализации, второстепенных сведений, чтобы сосредоточить внимание студентов на самых важных явлениях в отечественной художественной культуре, отражающих основные проблемы времени. Автором сделана попытка дать объективную, правдивую картину развития отечественного искусства после октября 1917 г., рассказать о работах тех больших русских художников, имена которых были ввергнуты в небытие.
7. Х. Янсон, Э. Янсон «Основы истории искусств» (1996)
Предлагаемое в русском переводе расширенное и переработанное издание «Истории искусства для юношества», помимо нового и более высокого качества полиграфического исполнения, отличается большим количеством дополнительной информации.
В этой книге:
— краткие, содержательные предисловия к каждой из четырех частей, вводящие в обстановку рассматриваемых эпох
— расширенный за счет новейшей информации раздел современного искусства; особые главы, посвященные скульптуре, архитектуре и художественной фотографии XX века
— 519 иллюстраций, из них 219 цветных
— новые фотографии с мест археологических раскопок, более детальные планы и диаграммы
— заново составленные хронологические таблицы
— расширенный глоссарий и другое.
Более двадцати лет «История искусства для юношества» остается непревзойденным образцом в ряду книг, имеющих целью приобщение людей к увлекательнейшему миру художественного творчества. Великолепная книга по истории искусств.
8. Книга-энциклопедия Мэри Холлингсворт «Искусство в истории человека» (1993)
Искусство в истории человека, иными словами, история мирового искусства, синтетическая и всеобъемлющая, включающая генезис и эволюцию изобразительного искусства и архитектуры на протяжении всей истории человечества. Это гигантская мозаичная фреска, которую читатель может изучать параллельно, в постоянном сопоставлении со всемирной историей: от наскальных рисунков первобытного человека, найденных в гротах Ласко до живописи Пикассо, от пирамид древнего Египта до исламских мечетей, от готических соборов до китайской керамики. В книге около 1300 цветных иллюстраций, в их числе и рисунки, исторические карты. Книга содержит таблицы, словарь специальных терминов, а также указатель имен и названий, представляя читателю наиболее полную картину развития искусства.
9. Хэл Фостер, Розалинд Краусс «Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм» (2015)
Новаторская по содержанию и форме, книга «Искусство с 1900 года» уже признана вехой в истории искусства. Для ее второго издания Хэл Фостер, Розалинд Краусс, Ив-Ален Буа и Бенджамин Х.Д. Бухло — ведущие историки искусства и критики нашего времени — уточнили и расширили свои первоначальные тексты, а также дополнили издание обзором новейших тенденций современного искусства. В компании с Дэвидом Джослитом они предлагают читателю самую полную на сегодняшний день критическую историю искусства XX — начала XXI века. Сто двадцать две главы, выстроенные хронологически, год за годом обозревают ключевые события в искусстве — будь то создание выдающегося произведения, публикация важного текста или открытие значительной выставки, — образуя не одну, а множество историй искусства в период с 1900 года до наших дней. Углубленному анализу подвергнуты все поворотные моменты и прорывы модернизма и постмодернизма, а также антимодернистские реакции, время от времени выступавшие с альтернативными взглядами на искусство и мир.
10. Борис Виппер «Введение в историческое изучение искусства» (2015)
Книга в разных форматах: vk.com/wall-52526415_21586
«Если архитектура создает пространство, а скульптура — тела, то живопись соединяет тела с пространством, фигуры с предметами вместе со всем их окружением, с тем светом и воздухом, в котором они живут. Однако, возможности живописи при этом отнюдь не беспредельны. Ее преимущества покупаются дорогой ценой — ценой отказа от третьего измерения, от реального объема, от осязания. Живопись — это искусство плоскости и одной точки зрения, где пространство и объем существуют только в иллюзии». Б. Виппер
Теоретический курс крупнейшего советского историка искусства профессора Б. Р. Виппера состоит из цикла исследований «Графика. Скульптура. Живопись. Архитектура». В книге с глубоким историзмом, обращением к различным странам и эпохам — от первобытного искусства до искусства XX века — освещена теория жанров, даются определения специфики каждого из видов изобразительного искусства, преимущественные возможности того или иного вида, техники и материала.
Материал подготовлен сообществом *arttraffic2
Что почитать об искусстве: 16 книг для новичков
Искусство бывает очень разным: это и греческие статуи, и наскальная живопись, и полотна Леонардо да Винчи, и даже писсуар.
В этой подборке я собрала книги, которые помогут узнать, может ли искусство быть некрасивым, научиться понимать провокации художников и обнаружить, что в истории создания классических произведений было немало драм и захватывающих сюжетных поворотов.
Выбирайте, о чем хочется почитать сегодня:
Курс о больших делах
Автор: искусствовед Эрнст Гомбрих
Кому читать: тем, кто не знает, с чего начать
Цена: 4671 Р в «Лабиринте»
Это одно из первых произведений, с которого искусствоведы рекомендуют начинать знакомство с искусством. Впервые книгу опубликовали в 1950 году, и с тех пор она выдержала больше 15 переизданий, была переведена на множество языков, включая русский, и не потеряла актуальности.
Книга охватывает промежуток в 17 тысяч лет — от пещерной живописи, найденной в Испании и Франции, искусства Древнего Египта и Америки до христианского, мусульманского и буддийского искусства и, наконец, модерна. «История» — огромный труд в прямом и переносном смысле: книга весит 1,5 кг. Несмотря на внушительные размеры, она читается легко благодаря умению автора говорить просто о сложном.
Авторы: современные искусствоведы и художественные критики
Кому читать: тем, кто хочет узнать больше об искусстве 20 века
Цена: 4700 Р на сайте музея «Гараж»
В 20 веке в искусстве возникло множество параллельных течений, которые нельзя было больше описывать линейно. Авторы этой книги приняли вызов: в тексте множество перекрестных отсылок, которые помогают связать разные направления в единый культурный процесс. Часть ссылок выходит за рамки издания и предлагает читателю обратить внимание на самые обсуждаемые работы по теме.
В 130 главах — не только поворотные моменты вроде зарождения фовизма или развития раннего экспериментального кино, но и методы, которыми пользовались художники и историки искусства. Выбрать, о чем именно почитать, поможет краткое содержание каждой главы: например, можно узнать больше о становлении фотографии, о подробностях организации важных выставок в 20 веке и о постмодернистской архитектуре.
Автор: историк Инна Немилова
Кому читать: фанатам коллекции Эрмитажа
Цена: 450 Р на «Озоне»
«Загадки старых картин» рассказывают о тайнах и скрытом смысле картин из коллекции Эрмитажа. Например, почему «Итальянские актеры» на полотне живописца эпохи рококо Антуана Ватто долгое время считались французскими или почему на портретах порой так тяжело определить имя модели.
Еще книга демонстрирует возможности и методы историко-художественного исследования: например, объясняет, где историки и теоретики искусства ищут информацию о произведениях искусства и как узнают, что скрывается под верхним слоем краски.
Составитель: искусствовед Любовь Савинская
Кому читать: тем, кто хочет увидеть в натюрмортах нечто большее, чем красивую композицию
Цена: бесплатно на сайте Пушкинского музея
Все это поможет читателям уже совсем по-другому смотреть на натюрморты в музейных залах, а еще, как пишет автор предисловия и директор музея Марина Лошак, «разглядеть разнообразие мира вещей» в обычной жизни — даже самые привычные детали быта окажутся наполненными неожиданными смыслами.
На сайте Пушкинского музея есть и другие каталоги о разных периодах и личностях в истории искусства:
Автор: критик и философ Ролан Барт
Кому читать: тем, кто сомневается, что фотография — это искусство
Цена: 340 Р на сайте музея «Гараж»
Философ Ролан Барт задается неочевидными вопросами о фотографии. Например, почему важна роль наблюдателя и как меняется природа снимка, если приватные фотографии становятся общедоступными.
Стиль письма Барта сначала может показаться необычным и даже замысловатым: автор — семиотик, и его отличает особенно чуткое внимание к словам. Но к этим особенностям быстро привыкаешь: книгу можно читать и без предварительной подготовки.
Если после прочтения книги захочется узнать о фотографии еще больше, рекомендую обратить внимание на работу Сьюзен Сонтаг. Американская писательница и режиссер исследует отношение снимка к реальности и обнаруживает связь между фотографией и живописью.
Автор: скульптор Анна Голубкина
Кому читать: тем, кто в первую очередь ищет в музеях скульптуры
Цена: от 150 Р на «Алибе»
Анна Голубкина — известный скульптор рубежа 19—20 веков : один из ее рельефов, «Пловец», украшает вход в МХТ. В книге она объясняет молодым художникам, как понимает работу скульптора: поэтично рассказывает об особенностях материалов и о связи скульптора с ними, об отношении работы и натуры, а также о «музыке», которая делает «Венеру Милосскую» и «Давида» Микеланджело великими произведениями искусства.
Некоторые идеи книги будут полезны не только художникам и скульпторам. Например, умение смотреть вместе с желанием понять, на которое Анна Голубкина обращает особое внимание, важно для наблюдателя и во многих других сферах жизни. В частности, этот навык поможет увидеть значительно больше в музейных залах и галереях.
Автор: историк искусства, специалист по искусству 14—15 веков Тилль-Холгер Борхерт
Кому читать: тем, кто хочет не только читать, но и рассматривать картины в хорошем качестве
Цена: 1377 Р в «Республике»
Издательство Taschen специализируется на выпуске альбомов по искусству. В серии Basiс Art собраны издания с самыми важными работами в истории художественной классики.
Одна из книг знакомит читателей с Ван Эйком — нидерландским художником 15 века, одним из самых известных представителей Северного Возрождения. Внутри — репродукции важнейших работ: есть и «Портрет четы Арнольфини», и «Гентский алтарь», и «Луккская Мадонна». Если творчество Ван Эйка не привлекает, посмотрите другие работы серии: например, о Кандинском, Босхе или самых известных «нюдсах» в истории искусства.
Автор: искусствовед Сергей Даниэль
Кому читать: тем, чье сердце волнуют рюши, ленты и пышные юбки
Цена: от 900 Р на «Алибе»
Книга посвящена одному из самых роскошных и богатых периодов в истории искусства — эпохе рококо, занявшей большую часть 18 века. Сергей Даниэль исследует творчество главных художников галантного века: Антуана Ватто, Франсуа Буше и Жана-Оноре Фрагонара, автора знаменитой картины «Качели».
Внимание Даниэля выходит за пределы живописи и обращается к гравюре, скульптуре, архитектуре и моде — в объемных техниках рококо проявился особенно ярко. Книга дает хорошее представление не только о самом стиле, полного розовых и голубых цветов, украшений и ажурных деталей, но и о его влиянии на последующее развитие культуры.
Автор: историк искусства Михаил Герман
Кому читать: тем, кому интересен импрессионизм
Цена: 1099 Р на «Озоне»
«Импрессионизм» Михаила Германа — часть серии «Новая история искусства» издательства «Азбука»: книги серии рассказывают о разных направлениях в искусстве и помогают узнать о них больше как новичкам, так и тем, кто уже неплохо ориентируется в стилях и художниках.
Герман показывает революционное значение, которое импрессионизм имел для искусства в целом, а также обращает внимания на неожиданные аспекты новаторства: например, рассказывает, что именно привнес в искусство Пьер Огюст Ренуар с портретами светских красавиц и почему именно Эдгар Дега, не любивший рисовать на открытом воздухе, стал основателем воздушного импрессионизма.
Автор: искусствовед Себастьян Сми
Кому читать: тем, кто хочет узнать, как на самом деле жили художники
Цена: 500 Р на «Алибе»
Автор концентрируется на личных отношениях художников, которые в той или иной степени изменили развитие искусства 20 века: Анри Матисса и Пабло Пикассо, Эдуарда Мане и Эдгара Дега, Люсьена Фрейда и Фрэнсиса Бэкона.
Погружаясь в истории, растянувшиеся почти на 100 лет, можно забыть, что читаешь книгу о реальных событиях, а не художественный роман. Среди историй — рассказ в духе американских вестернов о пропаже портрета Бэкона, который написал Фрейд, и попытках его вернуть, а также драма о Мане, который от обиды хотел уничтожить картину Дега.
Автор: сам Бэнкси
Кому читать: тем, кто хочет узнать больше о современном искусстве и стрит-арте в частности
Цена: 1220 Р на «Буквоеде»
Эта книга рассказывает об одном из самых загадочных уличных художников современности — о его личности до сих пор практически ничего не известно. Большую часть издания составляют фотографии работ художника и краткие биографические врезки — на чтение уйдет всего пара часов.
Бэнкси использует прямые образы, чтобы его работы считывали даже случайные прохожие: например, на одном из граффити Микки Маус и Рональд Макдональд ведут под руки жертву напалма, а на другом ребенок плачет из-за количества лайков. С его творчества удобно начать «расшифровку» образов, которые используют современные художники в целом, а еще знакомиться с неклассическими формами искусства: уничтожение картины прямо во время аукциона в 2018 году увеличило ее ценность почти в десятки раз — целую картину продали за 1,4 млн долларов, а поврежденную уже за 25,4 млн.
Автор: художник Виктор Пивоваров
Кому читать: тем, кто хочет проникнуть в мысли и замыслы художника
Цена: 680 Р на сайте музея «Гараж»
Виктор Пивоваров — один из главных представителей московского концептуализма. Художники этого направления больше внимания уделяют смыслам и идеям, чем формальной стороне искусства, поэтому на первый взгляд их работы могут показаться наивными. Книга поможет обнаружить неочевидные отсылки и аллюзии, с которыми картины приобретут новую глубину.
Издание иллюстрировано работами Пивоварова, его же комментариями и рассуждениями. Хотя книга читается как художественное произведение, текст не только поможет разобраться в творчестве самого автора, но и даст читателям представление о московском концептуализме в целом.
Автор: экономист, любитель искусства Дональд Томпсон
Кому читать: тем, кому хочется узнать об устройстве арт-рынка изнутри
Цена: 450 Р на «Алибе»
Книга познакомит читателя с главными представителями актуального искусства, объяснит, какую роль играют личность и бренд в современном искусстве, и расскажет, как так вышло, что чучело акулы оценивается в 12 млн долларов.
Издание — редкость на полках магазинов: советую сразу отправляться на поиски книги в библиотеку.
Автор: бывший редактор отдела искусств BBC Уилл Гомперц
Кому читать: тем, кто хочет самостоятельно определять разнообразные «измы» искусства 20 и 21 века
Цена: 468 Р на «Озоне»
Гомперц видит во всех шокирующих современников произведениях — от «Черного квадрата» и писсуара до гниющей головы коровы и очевидных сексуальных аллюзий в натюрмортах — неизбежное движение культуры к расширению понятия искусства: оно уже ушло слишком далеко от реализма 19 века, и нам не остается ничего другого, кроме как учиться с ним взаимодействовать.
Книга помогает в этом читателю: она научит самостоятельно ориентироваться в полуторавековой истории современного искусства, отличать Моне от Мане и понимать, почему классические натюрморты сменились повторяющимися банками томатного супа.
Автор: писатель, критик Джон Бергер
Кому читать: тем, кому интересны причины, почему искусство выглядит именно так
Цена: 1049 Р в «Лабиринте»
Книга состоит из семи эссе: четырех текстовых и трех визуальных — в них только изображения и нет слов. Эссе разбирают разные проблемы, связанные с искусством: как смотреть искусство, почему классическое искусство именно такое, каким мы видим его в музее, для кого оно создавалось и какова роль зрителя во всем этом.
В основе книги — четырехсерийный фильм BBC с тем же названием. Хотя автор его выпустил еще в 1972 году, смотреть фильм сегодня не менее интересно.
Автор: художественный критик Оссиан Уорд
Кому читать: тем, кому хочется научиться правильно смотреть и понимать актуальное искусство
Цена: 430 Р на сайте музея «Гараж»
Книга одного из ведущих британских критиков рассказывает, как смотреть искусство 21 века. Сходство в названии с «Искусством видеть» Бергера неслучайно: Уорд действительно отсылает к этой книге, но в отличие от предшественника не дает оценок произведениям искусства, а предлагает читателю инструменты для взаимодействия с ними.
Для этого Уорд выделяет доминанты в творчестве художников: «развлечения» Джереми Деллара, «протест» Томаса Хиршхорна, «шутки» Натали Юрберг. Такой подход помогает начинающим зрителям глубже понимать идеи, которые высказывают в своих работах современные творцы.
Авторы: художник Дэвид Хокни и художественный критик «Спектейтора» Мартин Гейфорд
Кому читать: тем, кому интересно читать не только теоретиков искусства, но и мнение самих художников
Цена: 2700 Р на сайте музея «Гараж»
«История картин» — это диалоги британского художника Дэвида Хокни и арт-критика Мартина Гейфорда о становлении визуальной культуры от первых наскальных рисунков до картин, написанных на Айпаде. В книге сочетаются глубокие знания Гейфорда, дающие историко-культурную базу для понимания искусства, и более открытые интерпретации Дэвида Хокни, который выступает то как провокатор, то как дилетант.
Такие разные перспективы авторов помогают построить собственное понимание визуальной культуры и живописи, которая, по версии Хокни, не прогрессировала со времен наскальных рисунков.