Что почитать по менеджменту
Лучшие 11 книг об искусстве управлять людскими ресурсами
Время чтения 10 минут
Лучшие книги по менеджменту помогают развить навыки управления, осознать процессы организации работы компаний и общений с сотрудниками. Великими управленцами не рождаются, ими становятся в процессе развития, изучения опыта других менеджеров, используя личный опыт, анализируя работу и стремясь к высоким результатам.
Каждый человек имеет выбор — стимулировать развитие навыков управления и преуспевать в жизни или довольствоваться имеющимися знаниями, полученными в процессе обучения в школе, вузе. Однако мир постоянно меняется, появляются новые стратегии и подходы к управлению. Полезнее выбирать первый путь. Какие книги по менеджменту будут полезны для самоизучения?
Топ 11 лучших книг по менеджменту
Предлагаем рассмотреть книги про менеджмент, улучшающие навыки управления, дающие ценные знания для построения успешной карьеры, улучшения взаимоотношений в коллективе, стимулирования сотрудников к эффективной работе.
1. «Больше чем бизнес» Джима Коллинза, Уильяма Лазье
Цель авторов — научить построению великой компании, достойной уважения, быть лидером и образцом для подражания. Книга написана для руководителей небольших и средних компаний, которые могут трансформироваться, стать на нужный путь. Каждый руководитель может сильно повлиять на развитие компании, авторы выделили основные принципы, необходимые для успешной компании. Интересный факт — великие компании могут быть успешными на протяжении многих лет, порою около ста лет. Такие компании существуют, в чём их секрет
2. «Заряженные на результат» Лин Доши, Линдси Макгрегор
3. «От хорошего к великому» Джима Колинза
4. «Победитель» Джека Уэлча
«Победитель» Джека Уэлча — книга замечательного менеджера, возглавлявшего Дженерал Электрик в течение 20 лет и увеличившего его стоимость в 30 раз ( с 13 млрд. до 500 млрд.) Джек описывает свою стратегию работы, принципы ведения бизнеса, делится секретами успеха. Интересно, что этот великий лидер вырос в обычной бедной семье и всего добился сам. Он стал воплощением «американской мечты» и подтверждением нет ничего невозможного, всегда можно преуспеть при огромном желании и стремлении.
Джек определил основные качества, необходимые для сотрудников и руководителей, систему отбора персонала и поиска новых перспективных кадров, а также стремился избавиться от бюрократии, позволить любому сотруднику участвовать в новых проектах, высказывать идеи, мнения, принимать решения совместно. Стирание барьеров стало особой философией компании, фраза «Искать лучший способ каждый день» — лозунгом к действиям.
5. «Менеджмент» Брайана Трейси
В книге Брайан описывает, какие навыки менеджера стоит развивать в первую очередь, на чём фокусировать внимание для построения карьеры и достижения успехов в бизнесе. Информация будет полезна начинающим менеджерам и более опытным, стремящимся быть в топ лучших современности.
Автор учит, как правильно руководить компанией, учитывая современные реалии, указывает на конкретные действия и сферы влияния менеджера, акцентирует внимание на умении строить отношения с руководством, внешними коллегами и сотрудниками. Хороший менеджер заинтересован в эффективной работе коллектива и удовлетворении потребностей клиентов.
6. «45 татуировок менеджера» Максима Батырева
«45 татуировок менеджера» Максима Батырева — эта книга стала чрезвычайно популярной среди управленцев и менеджеров. Секрет — наличие практического опыта у автора, профессионала собственного дела, конкретные мысли и советы, жёсткая позиция в жизни. Максим Батырев не витал в облаках, а строил работу на более чётких принципах.
Татуировки — это мысли, запомненные на всю жизнь; выводы, полученные на основе собственного опыта, предлагаемые для изучения и внедрения в жизнь другими людьми. Это мудрость от Максима Батырева — одного из лучших руководителей на территории России. Данная книга описывает современные реалии постсоветского пространства и способы преуспеть в данных условиях. Будет полезна для менеджеров всех уровней.
7. «Карьера менеджера» Ли Якокки
«Карьера менеджера» Ли Якокки — лучшие книги по менеджменту включают и автобиографическую книгу великого менеджера, способствующего огромному развитию компании Ford и Chrysler. В книге говорится о процессе восхождения к вершинам успеха, как из простого рабочего Ли стал управляющим компании Форд. У будущего менеджера не было связей в бизнесе, а только огромное желание преуспеть.
Спустя годы говорит, что мама всегда учила: необходимо иметь цель, образование, расширять знания, действовать для получения желаемых результатов. Уже в школе было желание быть лучшим, стремился учиться сверх программы, осваивал ораторское искусство.
Самые важные для успеха факторы:
Ли Якока учит жить, развивать способности менеджера на примере собственной жизни, достижений и ошибок. Именно такие люди достойны уважения и внимания, заложили основу современного менеджмента.
8. «Моя жизнь, мои достижения» Генри Форда
«Моя жизнь, мои достижения» Генри Форда — имя этого известного менеджера не нуждается в представлении, автомобили «Форд» знают все, даже в современное время они являются показателем качества, надёжности, удобства и доступны широкому кругу потребителей Америки, Европы. В книге Г.Форд описывает процесс организации производства, взаимодействия подразделений, работу менеджмента, отношение к сотрудникам как партнёрам.
Форд считается удивительным человеком, революционером своего времени, который смог внедрить новые технологии, заглянуть в будущее, найти новые возможности. Он отличался мудростью и настойчивостью. Всегда добивался поставленных целей. Часто разработчики уверяли — подобное невозможно реализовать, он настаивал, и способы находились, новые двигатели изобретались. В нём была особая вера, зажигавшая и вдохновляющая людей.
Эта книга полезна с различных точек зрения — исторической (изучение эпохи), практического опыта (способы ведения бизнеса Форда), психологической (как строил общение с коллегами и сотрудниками), социальной (изучение его феномена, времени, общества).
Для руководителей предприятий и организаций, особенно производственных, будет полезной и познавательной данная книга, как и любому человеку, стремящемуся к саморазвитию.
9. «Игнорируй всех или Как стать креативным» Хью Маклаода
Ответы на вопросы найдёте в книге Хью Маклаода, особенность автора — не призывать бросить всё и заняться чем-то особенным, у него более глобальный и взвешенный подход к созданию новой жизни: важно уметь всё продумать, написать план и постепенно реализовать в жизни, преображая хобби в работу своей мечты или собственный бизнес.
В работе менеджера также важно импровизировать, искать новые подходы, способы для достижения результатов, а значит, есть потребность в развитии творческого начала.
10. «Договориться можно обо всем» Гэвина Кеннеди
«Договориться можно обо всем» Гэвина Кеннеди — автор книги известный тренер по технике переговоров, разработал особую методику, помогающую легче договариваться с потенциальными партнёрами и обычными людьми. В жизни постоянно решаем задачи, договариваемся о покупке товаров, услуг, даже знакомство с интересным человеком связано с умением заинтересовать, подвести к нужным идеям.
Автор книги предлагает пройти тесты — определить степень уверенности в себе и тип поведения при переговорах, часто бываем чрезмерно лояльны, идём на уступки и забываем про собственные интересы. Гэвин объясняет принцип ведения переговоров, так, соглашаясь на первое предложение, не всегда выигрываем, часто даже не знаем, возможно, был вариант более выгодной сделки. Переговоры необходимы обоим сторонам для получения наилучшего результата, побеждает человек, умеющий придерживаться нужной линии поведения, помнящий про собственные интересы, поэтому лучше начинать с максимальной цены, а не минимальной, иначе можно оказаться в убытках.
Гэвин обучает полезным навыкам для менеджера — без переговоров невозможно заключить выгодные контракты, продать товар, обеспечить прибыльность бизнеса.
Бизнес-менеджмент строится на принятии верных стратегических решений и заключении договоров на взаимовыгодных условиях, стремлении к поиску наилучших вариантов и умении договариваться с партнёрами.
11. «Идеальный руководитель» Ицхак Адизес
«Идеальный руководитель» Ицхак Адизес- автор книги известен как консультант по вопросам повышения эффективности работы предприятий и организаций. Имеет огромный опыт практической работы. Ицхак пришёл к собственным выводам, идеальный менеджер, руководитель должен объединять несколько главных способностей — работать на результат, быть предприимчивым, организовать администрирование организации, стремиться к интеграции.
Довольно часто одному человеку сложно объединить все эти направления, поэтому автор советует создавать команду менеджеров. Именно так действовал и Форд, утверждая, что может не знать всего, но команда всегда найдёт ответ, поможет решить задачу. Автор книги учит создавать эффективную команду, работающую на общий результат, какие люди должны быть в менеджменте для успешной деятельности? Прочтение книги будет полезным для руководителей и управленцев.
Лучшие книги по менеджменту помогают развить новые способности, получить новые знания, перенять опыт жизни великих управленцев, использовать практические выводы, а не только теорию в жизни и работе.
Книги по менеджменту бывают полезными и увлекательными, если написаны великими людьми, менеджерами с большой буквы, достойными уважения, на основе использования ценного опыта их жизни. Джек Уэлч, Генри Форд, Ли Якока оставили большой след в истории управления и будут служить образцом менеджеров для многих поколений.
Для успешного ведения бизнеса невозможно обойтись без понимания психологических моментов общения с людьми и сотрудниками.
Бонус — книги по психологии управления
Книги про управление помогают понять основные принципы управления организацией и работы с сотрудниками. Успешный менеджер уделяет равное время решению тактических и стратегических вопросов, а также организации рабочего процесса, созданию корпоративной культуры, стимулируя осознанность и мотивацию персонала, воодушевляя к достижению общих целей.
В статье рассмотрели лучшие книги по менеджменту, которые будут невероятно полезны начинающим и опытным менеджерам.
Желаем постоянно развиваться и быть лучшими в своей сфере!
12 полезных книг по управлению проектами
Когда вокруг все горит, некогда думать о книгах. Но если выдастся свободная минутка, советуем почитать вот эти. Они будут полезны менеджеру-новичку.
Чтобы выстраивать процессы
Почитайте эти общие книги по управлению проектами.
Рэй Далио. Принципы
Рэй Далио — основатель инвестиционной компании Bridgewater Associates, а еще — один из самых влиятельных и богатых людей в мире. Вот что он говорит о себе: «Самым важным моим уроком стал подход к жизни на основе принципов, которые помогают мне понять, что является правдой и как следует поступать».
В книге «Принципы» он рассказал, чем руководствуется в жизни и работе.
«Я понимал, что для меня единственный способ добиться успеха — следовать следующим правилам.
Если руководствоваться эффективными принципами, то вы всегда будете знать, как поступить, и сможете быстрее принимать решения.
Том Демарко и Тимоти Листер. Человеческий фактор. Успешные проекты и команды
Авторы — руководители компании The Atlantic Systems Guild, которая консультирует организации, создающие сложные программные системы. Демарко и Листер считают, что проблемы проектов часто не зависят от технических факторов. Все дело в людях и их отношениях. В книге авторы рассказывают, как решать социальные проблемы в команде. Одно из условий, чтобы этого добиться, — осознать, что ошибки — это хорошо.
«Любые меры, препятствующие совершению ошибок, могут лишь ненамного поднять уровень технологии, а вот социология команды может пострадать весьма серьезно. Противоположный подход — поощрение нечастых ошибок. Время от времени интересуйтесь у своих подчиненных, с какими тупиковыми ситуациями они столкнулись, и постарайтесь объяснить, что ответ “Такого не было” — не самый лучший. Когда люди совершают ошибки, их следует поздравлять, потому что они получают деньги, в том числе и за ошибки».
Следите за тем, чем живет команда, потому что это влияет на общий результат.
Том ДеМарко. Deadline
В основе книги — история о менеджере по фамилии Томпкинс, который оказался в бывшей социалистической республике Моровии, где был назначен руководить разработкой ПО.
«Найдите правильных людей. Потом, что бы вы ни делали, какие бы ошибки ни допускали, люди вытащат вас из любой передряги. В этом и заключается работа руководителя».
Это роман об управлении проектами: герои разбирают кейсы и учатся на своих и чужих ошибках.
Менеджер должен правильно подобрать людей, найти им подходящую работу, мотивировать и сплотить команду. Остальное — «административная ерундистика».
Что еще почитать по теме:
Чтобы разобраться с гибкими методологиями
Agile — это целая группа методологий, в которых новичку легко запутаться. Вот книги, которые помогут понять, что такое Scrum и Kanban. И дадут базу, после которой можно смело продолжать углубляться в гибкие процессы разработки.
Джефф Сазерленд. Scrum. Революционный метод управления проектами
Джефф Сазерленд — один из создателей методологии Scrum. Вот что он говорит о ней.
«Причина успеха методики проста. Я смотрел на то, как люди на самом деле работают, а не слушал то, что они говорят об этом. Я изучал результаты исследований, проведенных за два десятилетия, знакомился с накопленным опытом известных мировых компаний и внимательно присматривался к трудившимся в этих компаниях первоклассным коллективам. Что сделало их лучшими? Что отличало их от остальных? Почему одни рабочие группы становятся великими, а другие остаются посредственными?»
В книге Сазерленд подробно объясняет, как появилась методология, и приводит реальные примеры ее использования, например, в ФБР и крупных корпорациях.
Идея Scrum в том, чтобы регулярно следить за проектом. А потом задавать вопросы: все ли мы делаем правильно, как это можно улучшить и что нам мешает это сделать?
Дэвид Андерсон. Канбан: альтернативный путь в Agile
Дэвид Андерсон первым применил Kanban в разработке ПО и уже много лет учит других использовать этот фреймворк.
«Kanban быстро выявляет проблемы, которые сказываются на производительности, и заставляет команду сосредоточиться на их разрешении, чтобы сохранять постоянный поток работы. Делая наглядными проблемы качества и процесса, Kanban дает возможность оценить влияние дефектов, ограничений, вариативности, затрат на обслуживание производственного потока и пропускную способность сотрудников».
В книге Андерсон рассказывает, как он к этому пришел и как внедрить метод, чтобы тот стал наиболее эффективным.
Kanban помогает сдавать проекты в срок и улучшать их качество в процессе работы.
Что еще почитать по теме:
Чтобы управлять командой
Быть руководителем значит не только ставить задачу и проверять результат. Нужно учитывать, что вы работаете с людьми, а им нужна мотивация. В digital основа команды — это дизайнеры, программисты и маркетологи, творческие люди, к которым нужно найти подход. Эти книги помогут понять, как правильно общаться с сотрудниками.
Хэнк Рейнвотер. Как пасти котов
Автор — опытный разработчик и руководитель. В книге он рассказывает о разных породах программистов, в чем их особенности, как искать к ним подход.
«Все люди сотканы из противоречий, и ваши подчиненные — не исключение. От вас как от человека, осуществляющего руководство этими чудесами природы, требуется понимание, умение мотивировать и прежде всего мудрость, которая нарабатывается только с опытом».
Еще Рейнвотер делится советами, как бывшему программисту пережить назначение на руководящую должность и перестать по старой памяти делать все самому.
Никто не поймет программиста лучше, чем другой программист, поэтому у руководителя, который раньше сам писал код, есть преимущество.
Сьюзен Фаулер. Почему они не работают
Сьюзан Фаулер — эксперт в области мотивации. Она провела исследование и выяснила вот что.
«Оказывается, люди мотивированы всегда. Поэтому вопрос не в том, мотивированы они или нет, а в том, почему они мотивированы».
Автор рассказывает, почему деньги мотивируют не всех, и как научиться понимать сотрудников.
Нужно стараться привить команде личную ответственность, а не навязывать обязанности.
Эд Кэтмелл. Корпорация гениев. Как управлять командой творческих людей
Эд Кэтмелл — информатик по образованию и один из основателей Pixar Animation Studios, президент компаний Pixar Animation и Disney Animation. Он много лет пытался помочь людям строить эффективные рабочие отношения. Вот что сам автор говорит об этом.
«С моей точки зрения, работа менеджера состоит в создании плодотворной среды, сохранении ее в здоровом виде и пристальном контроле над всем, что способно ее испортить».
В книге Кэтмелл рассказывает, как прийти к гармоничным отношениям в команде, если сотрудники — творческие люди.
Чтобы добиться прорывов сотрудников, менеджер должен доверять им, стремиться улучшить их условия работы и уметь признавать свои ошибки.
Что еще почитать по теме:
Чтобы понять, чего хочет пользователь
Если вы руководите разработкой сайтов и приложений, хорошо, если вы знаете, что такое пользовательский опыт и каким должен быть удобный интерфейс. Если нет, то эти книги помогут понять, что к чему.
Веб-дизайн: книга Стива Круга, или Не заставляйте меня думать!
Стив Круг — опытный консультант по юзабилити и точно знает, на что важно обращать внимание при проектировании сайта.
«В конце концов, юзабилити означает, что некая вещь, будь то веб-сайт, реактивный двигатель или вращающаяся дверь, приспособлена к использованию настолько хорошо, что человек со средними или ниже средних способностями и обычным жизненным опытом сможет легко применять ее по назначению».
В книге Круг рассказывает об основных принципах юзабилити и о том, что на самом деле пользователь видит на сайте совсем не то, что ему пытаются показать.
Сайт должен быть простыми и понятным. Если что-то не так с юзабилити, вы можете потерять клиентов.
Алан Купер. Об интерфейсе
Алан Купер — программист и проектировщик. И у него есть свое мнение о том, как создать правильный интерфейс.
«Интеграция принципов, процессов и шаблонов проектирования — ключ к созданию эффективного взаимодействия и эффективных интерфейсов цифровых продуктов».
В книге он говорит про инструменты проектирования: шаблоны, принципы и процессы и про то, как их применять.
Универсального интерфейса не существует, а чтобы создать качественный продукт, придется проводить исследования.
Что еще почитать по теме:
Чтобы научиться говорить и договариваться
В заказной разработке встречаются клиенты, которые хотят «вот эту кнопочку поярче» и «давайте все переделаем, у меня изменились планы». А менеджер проектов должен уметь общаться с любыми людьми. Почитайте эти книги, чтобы понять тонкости переговоров.
Ричард Грэм. Переговоры. Секретные методики спецслужб
Автор делится психологическими приемами, которые используют спецслужбы в чрезвычайных ситуациях.
«Найти подход к любому человеку совсем несложно. Надо лишь научиться попадать на одну волну с собеседником, при этом оставаясь верным собственным идеалам и убеждениям. Если вы будете слишком сильно подстраиваться под окружающих людей, это воспримут как слабость. А вот научиться использовать чужие слабости в своих целях никогда не будет лишним».
Менеджер проектов не общается с преступниками, но психологические техники, о которых пишет Грэм, помогут развить переговорческие навыки.
Будьте внимательны и правильно используйте чужие слабости в своих целях.
Гэвин Кеннеди. Договориться можно обо всем!
Гэвин Кеннеди считает, что у каждого человека есть определенные сценарии, по которым он ведет переговоры.
«Ваше поведение в переговорах в большой степени зависит от вашего отношения к составным элементам ситуаций, в которых приходится делать мгновенный выбор (нередко под давлением), — какие действия следует предпринять. Если это отношение базируется на непонимании того, что входит в практику переговоров, вы неизбежно будете вести себя во многих ситуациях менее адекватно, чем в том случае, когда уже тщательно проанализировали свои взгляды. »
В книге автор приводит четыре типа возможного поведения во время переговоров. В начале каждой главы есть короткий тест, который поможет определить, кто вы: Осел, Овца, Лиса или Сова.
Чтобы эффективно вести переговоры, нужно хорошо понимать свои мотивы и мотивы собеседника.
Что еще почитать по теме:
Заключение
Книги — источник новых знаний. Старайтесь находить на это время, даже если очень заняты. А подкрепить теорию практикой, «повариться» в мире digital, разобрать реальные кейсы и получить лидеров рынка в качестве наставников можно на курсах Skillbox.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.