Что почитать по типографике
Книги о типографике: все, что вам нужно знать об искусстве шрифтов
Ю. Гордон. Книга про буквы от Аа до Яя
Вот уже более трёхсот лет профессионалы ищут варианты гармоничного начертания букв русского алфавита (кириллицы). В их числе — и Юрий Гордон. Книга Гордона — это обширное исследование нашей азбуки. Автор, профессиональный шрифтовик, дизайнер и иллюстратор, задаётся вопросом, что же такое кириллица и почему она выглядит именно так.
Книга Гордона — менее всего книга «по истории». Историческим примерам посвящена едва ли не пятая часть работы. Скорее это — живое и наглядное пособие для вдумчивых шрифтовиков, оформителей и дизайнеров: о технике исполнения букв, о производстве шрифтов. Каждому знаку кириллического алфавита посвящён свой раздел. Также стоит отметить богатые иллюстрации книги.
Задача любого шрифтовика — выработать идеальный по красоте и по читаемости шрифт. И именно её помогает решить Юрий Гордон.
Р. Брингхёрст. Основы стиля в типографике
Книга Роберта Брингхёрста, американского поэта, литератора и типографа, впервые вышла более четверти века назад. Основательный подход автора, опора на классическую традицию, серьёзная проработка темы и осознание важности практического подхода к решению вопросов типографики сразу сделали эту книгу лучшей, основополагающей, классической. Для человека без специального образования книга должна стать настольной. Добиться идеального результата при оформлении текста — вот задача, которую ставит Брингхёрст.
Автор доступно и профессионально, последовательно и логично ведёт читателя по извилистым тропам шрифтового искусства: литера — слово — строка — абзац — полоса. Автор рассуждает о ритме и пропорции, гармонии и контрапункте, о формах и способах структурирования, о неалфавитных знаках и о многом другом.
Книга великолепно издана, она сама — наглядное воплощение принципов, о которых рассуждает Брингхёрст. И при этом в ней нет ничего лишнего: только нужная информация, поданная максимально художественно. Это не справочник, это именно — Текст, Книга с большой буквы.
Англоязычная версия (The Elements of Typographic Style): Amazon.
Я. Чихольд. Облик книги
Имя Яна Чихольда — немецкого типографа середины ХХ века — известно каждому уважающему себя шрифтовику и дизайнеру. Его книги — четкие, ясные, логичные, эстетически выверенные — продолжают оставаться актуальными, несмотря на то что зачастую типографские решения гениального немца уже устарели.
«Облик книги» — это сборник эссе разных лет. Автор задаётся ключевыми вопросами типографики и ищет ответы на них. Чихольд — прежде всего критик. Рассказывая, как «не надо», он от противного вырабатывает безупречную эстетическую теорию. Автор считает гармонию высшей ценностью: нет гармонии — нет хорошей книги. Добиться гармонии позволяют грамотные пропорции. По Чихольду, маятник, раскачивающийся от гармонии до дисгармонии, по сути, перемещается от «хорошей» до «плохой» книги.
«Облик книги», как и большинство работ Чихольда, будет интересна не только профессионалам, но и широкому кругу читателей — всем людям, любящим книгу.
Я. Чихольд. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера
Книга впервые издана в Германии в 1928 году. В максимально новаторском для своего времени исследовании автор анализирует теорию социального критицизма и истории искусств, а также рассуждает, например, о возрастающей важности фотографии в графическом дизайне. Теоретический блок помогает понять основы типографики и связать её с другими видами искусства (архитектурой и пр.). А вот в практическом блоке автор с поистине немецкой скрупулёзностью предлагает правила оформления печатных материалов и практические указания по вёрстке деловых документов.
Скептики скажут, что Чихольд устарел: стандарты, описанные в книге, давно не применяются, да и сам он позже отказался от своих идей. И всё же магия великих книг заключается в их непреходящей актуальности, в их вневременном значении. Чихольда читать надо. Профессионалы по-прежнему признают «Новую типографику» одной из основных книг ХХ века и рекомендуют её не только специалистам, но и всем интересующимся темой.
Д. Феличи. Типографика: шрифт, вёрстка, дизайн
Книга Джеймса Феличи целиком и полностью посвящена типографике: искусству оформления печатной продукции с помощью набора и вёрстки. Это база, основа, библия — назовите как хотите. Без книги Феличи в типографике делать попросту нечего.
Огромная историко-теоретическая база исследования подаётся не оторванной от жизни. Знание этой базы — первый шаг на пути к эстетически идеальному оформлению книги. Автор обращает внимание на компьютерные шрифты и описывает основы и тонкости работы в основных программах для вёрстки, а также сведения о веб-типографике. Удачное совмещение классических представлений и современного взгляда позволит книге Феличи занять достойное место на рабочем столе профессионального шрифтовика, оформителя или дизайнера.
Информации в книге много, но читатель не тонет в ней: она идеально структурирована, а автор изысканно балансирует между азами типографского искусства и вниманием к мелочам, которые подчас и отвечают за общее впечатление от издания. Хороший дизайн невозможен без грамотного набора шрифтов, уверен Феличи. Именно такой красоте учит нас автор.
Э. Шпикерман. О шрифте
Представлять профессиональному сообществу Эрика Шпикермана — неблагодарное дело: слишком известен. Его универсальная книга, изданная на русском языке в 2005 году, называется скромно и просто — «О шрифте» — и до сих пор остаётся неувядающей классикой. Автор рассуждает о новых шрифтовых технологиях, о современных шрифтах (обращая внимание на веб-типографику и компьютерные шрифты).
Главный вопрос, который решается в труде Шпикермана: как выбрать правильный шрифт, чтобы подать информацию в книге красиво и при этом доступно. Обратите внимание, что для российского издания большинство шрифтовых примеров пересмотрено с учётом кириллического алфавита. Также в книге вы найдёте образцы кириллических гарнитур и уникальный по информативности справочный материал: сведения об использованных шрифтах, библиографию и многое другое.
Англоязычная версия (Stop Stealing Sheep & Find Out How Type Works): Amazon.
В. Г. Кричевский. Типографика в терминах и образах. Том 1 и том 2
В 2000 году эта работа искусствоведа и дизайнера Владимира Кричевского победила на конкурсе «Лучшие издания XIII ММКЯ» в номинации «Книга года». «Типографика в терминах и образах» — без преувеличения, одна из важнейших книг для шрифтовиков и дизайнеров. Это странное и прекрасное издание перевернёт ваши представления о пособии по типографике.
Двухтомный труд по искусству оформления текстов средствами набора выглядит очень оригинально. Первый том — справочное пособие из 158 статей, расположенных в алфавитном порядке. По очереди вы узнаете всё об абзаце, афише, бланке, буклете… Причём «всё» значит действительно всё! Спокойно и неэмоционально, логично и продуманно, обращая равное внимание на основы и детали, Кричевский рассказывает обо всех русских типографических терминах. Удивившись, что в книге по дизайну нет «картинок» (совсем нет!), вы отправитесь ко второму тому. А там… нет текста! Только картинки, которые иллюстрируют понятия из первого тома. Подробная и разветвлённая система отсылок поможет вам представить типографику во всём многообразии её проявлений.
А. Королькова. Живая типографика
Книга Александры Корольковой увидела свет в 2007 году и с тех пор пережила уже пять изданий. Популярная, востребованная, важная и интересная книга — «студенческая». И по тону изложения, и по замыслу автора, и по способу написания (как результат преподавательской работы школы графического дизайна). Живой, динамичный язык упрощает понимание типографических понятий (но вовсе не сами понятия!). Работа не претендует на звание «лучшей», «библии», «исследовательского труда» — вовсе нет. Это живой и яркий учебник, возможно, первая ступень для знакомства с типографикой. Несомненный плюс: книга полностью построена на русском материале, обращается к кириллическому шрифту. Примеры из переводных книг именитых типографов, к сожалению, зачастую неприменимы для «русской почвы».
Для студентов и начинающих дизайнеров «Живая типографика» — отличный выбор: она не отпугнёт от серьёзного предмета, введёт в круг основных понятий и терминов. И сделает это действительно живо и увлекательно.
Л. Проненко. Каллиграфия для всех
Каллиграфия — искусство писать красиво — пленяет людей, и владение этим искусством — один из признаков культуры общения. Леонид Проненко, заслуженный художник России и каллиграф, увлекательно рассказывает о своём ремесле. В книге вы найдёте краткую историю каллиграфии, сведения об орудиях и материалах для письма. Вы заразитесь восхищением автора и наверняка последуете его советам по овладению шрифтовой культурой.
Книга о каллиграфии просто обязана быть эстетически совершенной, и Пронину это удалось. Издание богато иллюстрировано. И новички, и профессионалы наверняка обратят внимание на произведения известных художников со всего мира, представленные в «Каллиграфии для всех».
Пронин не просто рассказывает вам о восхитительном искусстве каллиграфии. Он приглашает стать приверженцем этого искусства именно вас.
Э. Рудер. Типографика. Руководство по оформлению
«Типографика» швейцарца Эмиля Рудера — это классика, база, «маст рид». Книга, без знания которой существовать в современном типографском сообществе просто недопустимо. Работа издана более полувека назад, но по-прежнему не теряет актуальности. Секрет, видимо, в том, как гармонично Рудеру удалось связать теорию с практикой. Автор, рассуждая о двуединой природе типографики (техническая и эстетическая стороны), говорит: нет такого шрифтовика, который не был бы дизайнером. Уникальность книге придают эксперименты и примеры шрифтов самого автора: это — искусство дизайна, а не ремесло, это — высший образец, к которому нужно стремиться. Наглядные примеры высочайшего качества позволяют понять «сухую теорию».
Бренд «швейцарская типографика» — заслуга исключительно Рудера. В сфере типографики он действительно — «наше всё».
В подборке я собрал все значимые книги для тех, кто хочет погрузиться в типографику. Как видите, их не так много и выходят они не слишком часто. Но если вам есть что добавить, пишите в комментариях.
9 книг по типографике, которые помогут раз и навсегда разобраться со шрифтами
Никак не получается подобрать красивые шрифты для сайта? Рекомендуем книги по типографике, которые сделают из вас настоящего повелителя букв.
Подбор идеальной шрифтовой пары для дизайна — головная боль каждого новичка. Мы привыкли воспринимать шрифты как нечто совершенно обыденное, не задумываясь о том, как много работы стоит за подбором и созданием каждого из них. Именно поэтому, когда начинающий дизайнер доходит до необходимости выбора своей первой пары шрифтов, его ждет столько трудностей.
Типографика — это отдельный мир, где правят бал буквы. Научиться подбирать нужные сочетания не так сложно, достаточно основательно разобраться в вопросе. Именно поэтому мы сделали подборку лучших книг по типографике — они помогут.
Эрик Шпикерманн. «О шрифте»
Идеальная книга по типографике для начинающих дизайнеров, которая поможет научиться правильно обращаться со шрифтами. Эрик Шпикерманн сравнивает шрифты с интонацией: в устной речи мы добавляем акценты при помощи голоса, а гарнитуры помогают нам делать это в мире изображений, будь то сайт, баннер или указатель на улице.
Работа автора — один из самых популярных трудов по типографике, проверенный временем и выдержавший уже несколько переизданий. Мы любим книгу за то, что в ней о сложной теме подбора шрифтов написано простым и человеческим языком.
Для понимания основ вам не нужны никакие специальные знания или опыт — Шпикерманн все это даст вам сам.
Эмиль Рудер. «Типографика. Руководство по оформлению»
Работа Рудера считается одной из самых важных книг по типографике. Это фундаментальное исследование не потеряло актуальности, хотя было опубликовано больше полувека назад. Именно благодаря экспериментам и работе Рудера появился бренд швейцарской типографики, знакомый даже тем, кто до сих пор не отличает Roboto от Arial.
Книга заслуживает внимания как начинающих, так и опытных специалистов, хотя новичкам придется собрать волю в кулак: продираться сквозь объяснения Рудера будет не всегда просто, зато в качестве награды вы получите отличный багаж знаний и примеры из книги — настоящий образец шрифтового искусства.
«Шрифт в айдентике, рекламе, многостраничниках, упаковке, навигации и вебе»
Если вы не готовы погружаться в сухую теорию, историю и исследования, рекомендуем вам посмотреть на эту книгу по типографике — в ней просто, наглядно и подробно рассказывается, как работать со шрифтами на любом носителе.
Издание было подготовлено при участии десятков специалистов, каждый из которых вложил в него частичку своих знаний о применении шрифтов. На страницах этой книги вы найдете две сотни проектов и два десятка статей с советами, трендами и опытом множества дизайнеров.
Ян Чихольд. «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера»
Еще одна проверенная историей книга в нашей подборке. Впервые труд Яна Чихольда был опубликован в 1928 году и стал чуть ли не настольной книгой каждого любителя красивых шрифтов.
К этой книге по типографике сложно относиться как к учебнику (для этого она не лучшим образом систематизирована), но как к качественному исследованию — вполне возможно. Увы, большая часть советов автора сегодня уже не применяется на практике, однако поможет расширить кругозор и углубиться в развитие этой увлекательной сферы.
Ян Чихольд. «Образцы шрифтов»
Эта книга по типографике просто обязана стоять на полке у каждого, кто увлекается шрифтами, — в ней собраны удивительной красоты гарнитуры, которые смело можно считать образцами для подражания.
Кроме подборки удачных примеров, автор делится с читателями своими выводами о форме букв, анализирует плохие и хорошие примеры, рассказывает об использовании шрифтов и дает очень неплохие советы по подбору гарнитуры к конкретной задаче.
Юрий Гордон. «Книга про буквы от Аа до Яя»
Наверняка вы не раз задавались вопросом: почему красивых русских шрифтов так мало? Автор этой книги — один из наиболее востребованных российских шрифтовых дизайнеров и создатель нескольких роскошных кириллических шрифтов, а сама книга — первое в своем роде исследование о знаках русского алфавита.
В этом исследовании Юрий рассказывает, как и из-за чего наши знаки для письма выглядят не так красиво, как их западные аналоги. Но самое важное, что Гордон дает примеры того, что с этим может сделать дизайнер.
В «Книге про буквы» вы найдете не только рассуждения, но и десятки удачных (и не очень) примеров, которые наверняка захотите использовать в своей работе. А еще — истории и полезную информацию для создания логотипов и других средств визуальной коммуникации.
Роберт Брингхёрст. «Основы стиля в типографике»
Если вы стремитесь добиться идеального результата при оформлении текста, то книга по типографике Брингхёрста написана для вас. Несмотря на то что работа автора вышла уже четверть века назад, она не потеряла актуальности во многом благодаря стараниям самого Брингхёрста, очень основательно проработавшего все аспекты оформления текста.
Отдельно хочется похвалить немецкого типографа за любовь к структуре: он очень четко, логично и последовательно излагает свои идеи, что очень сильно упрощает восприятие, особенно для новичков.
Из книги вы узнаете о гармонии, пропорциях, ритме, формах и способах структурирования текста, а еще найдете здесь множество отличных примеров.
Джеймс Феличи. «Типографика: шрифт, верстка, дизайн»
Многие считают эту книгу библией типографики, и не случайно: в работе Феличи не только делится с читателями основательной теоретической базой, но и уделяет много внимания работе с компьютерными шрифтами, особенностям их оформления и верстки.
Несмотря на то что книга содержит просто огромное количество информации, потеряться в ней довольно сложно благодаря выверенной структуре и четкому изложению материала. Феличи уверен, что хороший дизайн не может существовать без красивого набора шрифтов, — именно этому он и учит в своей книге.
Владимир Ефимов. «Великие шрифты»
Выдающийся типограф Владимир Ефимов поставил перед собой очень сложную задачу — выпустить пять книг по типографике, для каждой из которых нужно отобрать лучшие примеры, узнать историю и особенности этих шрифтов. Пока что удалось выпустить только две, что, впрочем, никак не умаляет заслуг автора или значимость этих книг.
Как можно догадаться по названию, книги посвящены лучшим в мире шрифтам, их истории, эволюции, применению и влиянию на типографику. Кстати, раздел о каждой гарнитуре набирается соответствующим шрифтом, так что всю его красоту можно сразу оценить на практике.
Прочитав хотя бы пару-тройку книг из нашей подборки, вы заметите, насколько сильно улучшился ваш навык по подбору шрифтов. Однако не забывайте, что дизайн держится не только на оформлении текста: очень важно не забывать о комфорте пользователя, удобном интерфейсе, цветовых сочетаниях, акцентах, ритме и композиции — научиться всему этому придется, если вы хотите стать успешным специалистом. На нашем курсе «Веб-дизайн с нуля до PRO» мы освещаем все упомянутые и массу других не менее важных тем, а еще — рассказываем об общении с заказчиками и оформлении крутого портфолио.
Пишет про дизайн в Skillbox. Работает директором по маркетинговым коммуникациям, изучает рекламную графику и 3D.
Подборка книг о типографике
Необходимая база знаний об искусстве работы со шрифтами
Типографика — это искусство сделать текст красивым, удобным для чтения, отразив в начертании букв информационный посыл или характер издания. Это искусство привнести визуальную гармонию в любой текстовый материал. Искусство выразить смысл не только через слова, но и через их отображение. Типографика вовсе не ограничивается выбором шрифтов и отступов — это более глубокая, сложная и интересная дисциплина. И освоить её вам поможет данная подборка книг.
Ю. Гордон. Книга про буквы от Аа до Яя
Вот уже более трёхсот лет профессионалы ищут варианты гармоничного начертания букв русского алфавита (кириллицы). В их числе — и Юрий Гордон. Книга Гордона — это обширное исследование нашей азбуки. Автор, профессиональный шрифтовик, дизайнер и иллюстратор, задаётся вопросом, что же такое кириллица и почему она выглядит именно так.
Книга Гордона — менее всего книга «по истории». Историческим примерам посвящена едва ли не пятая часть работы. Скорее это — живое и наглядное пособие для вдумчивых шрифтовиков, оформителей и дизайнеров: о технике исполнения букв, о производстве шрифтов. Каждому знаку кириллического алфавита посвящён свой раздел. Также стоит отметить богатые иллюстрации книги.
Задача любого шрифтовика — выработать идеальный по красоте и по читаемости шрифт. И именно её помогает решить Юрий Гордон.
Р. Брингхёрст. Основы стиля в типографике
Книга Роберта Брингхёрста, американского поэта, литератора и типографа, впервые вышла более четверти века назад. Основательный подход автора, опора на классическую традицию, серьёзная проработка темы и осознание важности практического подхода к решению вопросов типографики сразу сделали эту книгу лучшей, основополагающей, классической. Для человека без специального образования книга должна стать настольной. Добиться идеального результата при оформлении текста — вот задача, которую ставит Брингхёрст.
Автор доступно и профессионально, последовательно и логично ведёт читателя по извилистым тропам шрифтового искусства: литера — слово — строка — абзац — полоса. Автор рассуждает о ритме и пропорции, гармонии и контрапункте, о формах и способах структурирования, о неалфавитных знаках и о многом другом.
Книга великолепно издана, она сама — наглядное воплощение принципов, о которых рассуждает Брингхёрст. И при этом в ней нет ничего лишнего: только нужная информация, поданная максимально художественно. Это не справочник, это именно — Текст, Книга с большой буквы.
Я. Чихольд. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера
Имя Яна Чихольда — немецкого типографа середины ХХ века — известно каждому уважающему себя шрифтовику и дизайнеру. Его книги — четкие, ясные, логичные, эстетически выверенные — продолжают оставаться актуальными, несмотря на то что зачастую типографские решения гениального немца уже устарели.
Книга впервые издана в Германии в 1928 году. В максимально новаторском для своего времени исследовании автор анализирует теорию социального критицизма и истории искусств, а также рассуждает, например, о возрастающей важности фотографии в графическом дизайне. Теоретический блок помогает понять основы типографики и связать её с другими видами искусства (архитектурой и пр.). А вот в практическом блоке автор с поистине немецкой скрупулёзностью предлагает правила оформления печатных материалов и практические указания по вёрстке деловых документов.
Скептики скажут, что Чихольд устарел: стандарты, описанные в книге, давно не применяются, да и сам он позже отказался от своих идей. И всё же магия великих книг заключается в их непреходящей актуальности, в их вневременном значении. Чихольда читать надо. Профессионалы по-прежнему признают «Новую типографику» одной из основных книг ХХ века и рекомендуют её не только специалистам, но и всем интересующимся темой.
Д. Феличи. Типографика: шрифт, вёрстка, дизайн
Книга Джеймса Феличи целиком и полностью посвящена типографике: искусству оформления печатной продукции с помощью набора и вёрстки. Это база, основа, библия — назовите как хотите. Без книги Феличи в типографике делать попросту нечего.
Огромная историко-теоретическая база исследования подаётся не оторванной от жизни. Знание этой базы — первый шаг на пути к эстетически идеальному оформлению книги. Автор обращает внимание на компьютерные шрифты и описывает основы и тонкости работы в основных программах для вёрстки, а также сведения о веб-типографике. Удачное совмещение классических представлений и современного взгляда позволит книге Феличи занять достойное место на рабочем столе профессионального шрифтовика, оформителя или дизайнера.
Информации в книге много, но читатель не тонет в ней: она идеально структурирована, а автор изысканно балансирует между азами типографского искусства и вниманием к мелочам, которые подчас и отвечают за общее впечатление от издания. Хороший дизайн невозможен без грамотного набора шрифтов, уверен Феличи. Именно такой красоте учит нас автор.
Э. Шпикерман. О шрифте
Представлять профессиональному сообществу Эрика Шпикермана — неблагодарное дело: слишком известен. Его универсальная книга, изданная на русском языке в 2005 году, называется скромно и просто — «О шрифте» — и до сих пор остаётся неувядающей классикой. Автор рассуждает о новых шрифтовых технологиях, о современных шрифтах (обращая внимание на веб-типографику и компьютерные шрифты).
Главный вопрос, который решается в труде Шпикермана: как выбрать правильный шрифт, чтобы подать информацию в книге красиво и при этом доступно. Обратите внимание, что для российского издания большинство шрифтовых примеров пересмотрено с учётом кириллического алфавита. Также в книге вы найдёте образцы кириллических гарнитур и уникальный по информативности справочный материал: сведения об использованных шрифтах, библиографию и многое другое.
В. Г. Кричевский. Типографика в терминах и образах. Том 1 и том 2
В 2000 году эта работа искусствоведа и дизайнера Владимира Кричевского победила на конкурсе «Лучшие издания XIII ММКЯ» в номинации «Книга года». «Типографика в терминах и образах» — без преувеличения, одна из важнейших книг для шрифтовиков и дизайнеров. Это странное и прекрасное издание перевернёт ваши представления о пособии по типографике.
Двухтомный труд по искусству оформления текстов средствами набора выглядит очень оригинально. Первый том — справочное пособие из 158 статей, расположенных в алфавитном порядке. По очереди вы узнаете всё об абзаце, афише, бланке, буклете… Причём «всё» значит действительно всё! Спокойно и неэмоционально, логично и продуманно, обращая равное внимание на основы и детали, Кричевский рассказывает обо всех русских типографических терминах. Удивившись, что в книге по дизайну нет «картинок» (совсем нет!), вы отправитесь ко второму тому. А там… нет текста! Только картинки, которые иллюстрируют понятия из первого тома. Подробная и разветвлённая система отсылок поможет вам представить типографику во всём многообразии её проявлений.
А. Королькова. Живая типографика
Книга Александры Корольковой увидела свет в 2007 году и с тех пор пережила уже пять изданий. Популярная, востребованная, важная и интересная книга — «студенческая». И по тону изложения, и по замыслу автора, и по способу написания (как результат преподавательской работы школы графического дизайна). Живой, динамичный язык упрощает понимание типографических понятий (но вовсе не сами понятия!). Работа не претендует на звание «лучшей», «библии», «исследовательского труда» — вовсе нет. Это живой и яркий учебник, возможно, первая ступень для знакомства с типографикой. Несомненный плюс: книга полностью построена на русском материале, обращается к кириллическому шрифту. Примеры из переводных книг именитых типографов, к сожалению, зачастую неприменимы для «русской почвы».
Для студентов и начинающих дизайнеров «Живая типографика» — отличный выбор: она не отпугнёт от серьёзного предмета, введёт в круг основных понятий и терминов. И сделает это действительно живо и увлекательно.
Л. Проненко. Каллиграфия для всех
Каллиграфия — искусство писать красиво — пленяет людей, и владение этим искусством — один из признаков культуры общения. Леонид Проненко, заслуженный художник России и каллиграф, увлекательно рассказывает о своём ремесле. В книге вы найдёте краткую историю каллиграфии, сведения об орудиях и материалах для письма. Вы заразитесь восхищением автора и наверняка последуете его советам по овладению шрифтовой культурой.
Книга о каллиграфии просто обязана быть эстетически совершенной, и Пронину это удалось. Издание богато иллюстрировано. И новички, и профессионалы наверняка обратят внимание на произведения известных художников со всего мира, представленные в «Каллиграфии для всех».
Пронин не просто рассказывает вам о восхитительном искусстве каллиграфии. Он приглашает стать приверженцем этого искусства именно вас.
Э. Рудер. Типографика. Руководство по оформлению
«Типографика» швейцарца Эмиля Рудера — это классика, база, «маст рид». Книга, без знания которой существовать в современном типографском сообществе просто недопустимо. Работа издана более полувека назад, но по-прежнему не теряет актуальности. Секрет, видимо, в том, как гармонично Рудеру удалось связать теорию с практикой. Автор, рассуждая о двуединой природе типографики (техническая и эстетическая стороны), говорит: нет такого шрифтовика, который не был бы дизайнером. Уникальность книге придают эксперименты и примеры шрифтов самого автора: это — искусство дизайна, а не ремесло, это — высший образец, к которому нужно стремиться. Наглядные примеры высочайшего качества позволяют понять «сухую теорию».
Бренд «швейцарская типографика» — заслуга исключительно Рудера. В сфере типографики он действительно — «наше всё».
Я. Чихольд. Облик книги
«Облик книги» — это сборник эссе разных лет. Автор задаётся ключевыми вопросами типографики и ищет ответы на них. Чихольд — прежде всего критик. Рассказывая, как «не надо», он от противного вырабатывает безупречную эстетическую теорию. Автор считает гармонию высшей ценностью: нет гармонии — нет хорошей книги. Добиться гармонии позволяют грамотные пропорции. По Чихольду, маятник, раскачивающийся от гармонии до дисгармонии, по сути, перемещается от «хорошей» до «плохой» книги.
«Облик книги», как и большинство работ Чихольда, будет интересна не только профессионалам, но и широкому кругу читателей — всем людям, любящим книгу.
В подборке я собрал все значимые книги для тех, кто хочет погрузиться в типографику. Как видите, их не так много и выходят они не слишком часто. Но если вам есть что добавить, пишите в комментариях.