Что почитать по управлению персоналом
ТОП-17 книг для HR: полезная литература по всем направлениям
Человек, который связал свою жизнь с управлением «человеческими ресурсами», должен постоянно повышать свою квалификацию. Книги – отличный способ «прокачать» свои навыки и провести время с пользой, не выходя из дома.
Перед вами подборка лучшей профессиональной литературы последних лет, которая будет интересна как начинающему кадровику, так и директору по персоналу. Ознакомительные фрагменты помогут сориентироваться в содержании каждой книги для HR. А ссылки на скачивание в удобном формате позволят сэкономить время на поиск.
1. «Ценный кадр. Как построить эффективную систему обучения в компании»
Автор: Константин Мальцев
Цитата: «Главное правило и главный инструмент руководителя в процессе развития сотрудника – собственный пример».
О чем: технологии эффективного обучения
Построение системы обучения персонала в компании является одной из ключевых задач HR отдела. От того, насколько грамотно будет выстроен этот процесс, зависит успех и процветание бизнеса. Автор предлагает комплексный подход к обучению персонала: от выбора тренингов до методики оценки результатов.
На платформе Testwork.io вы можете заказать индивидуальные решения по подготовке сотрудников к тестированию и проведению дальнейшей оценки их компетенций.
2. «Искусство подбора персонала»
Автор: Светлана Иванова
Цитата: «На работе все как в жизни: люди просто должны подходить друг другу».
О чем: рекрутинг от А до Я
Отличная книга как для начинающего HR менеджера, так и для профессионала в области управления «человеческими ресурсами». Автор делится секретами оценки достоверности информации, формирования профиля должности будущего кандидата, подходами к проведению интервью, его структурой, закономерностями и методами.
3. «HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала»
Автор: Руслан Мансуров
Цитата: «Негативная информация о Вашей компании будет распространяться со скоростью звука и со стократным преувеличением. Потому высококлассный специалист к Вам не придет».
О чем: поиск талантов, вовлеченность персонала, внутренний и внешний HR брендинг, конкурентная борьба
Книга, в которой впервые четко описан алгоритм по построению HR-бренда. Почему сегодня данное направление стало актуально? Все просто: чтобы выжить в условиях финансовой нестабильности, работодателям необходимо постоянно повышать свою привлекательность на рынке труда. Руслан Мансуров рассказывает о том, как компаниям создать положительный имидж, привлечь высококлассных специалистов и удержать действующих сотрудников. Также автор приводит примеры распространенных ошибок, которые снижают производительность команды, и дает рекомендации по их устранению.
Прокачиваем hard skills: 15 лучших книг для HR-специалистов на 2020
Постоянное обучение, а главное — самообучение — фактор, который влияет на успешность карьеры не только HR-менеджеров, но и сотрудников любой специальности. Бесплатные курсы часто сводятся к продаже платных продуктов и низкого процента полезного контента, а качественные стоят очень дорого и регулярно их проходить нет ни времени, ни свободных денег.
И здесь поможет идеальная модель обучения — раз в полгода или год проходить объемные профессиональные курсы, а поддерживать уровень компетенций и исследовать чужие кейсы с помощью профессиональных книг. Чтобы вы долго не искали лучшие и с реально качественным контентом, после которого можно в разы повысить KPIs и сделать всех сотрудников счастливее, мы подготовили подборку из 15 изданий. Для удобства разделили их по конкретным HR процессам, чтобы каждый мог прокачать необходимые hard skills.
Подбор и найм персонала
Кто? Решите вашу проблему номер один
Автор: Джефф Смарт, Рэнди Стрит
Авторы книги показывают на реальных примерах, почему в HRM так важно уделять время именно найму персонала и чем может обернуться неэффективный рекрутинг. Например, заработная плата неподходящего специалиста может в 10-15 раз превышать прибыль, которую он приносит компании. Чтобы такого не случилось, авторы предлагают конкретные решения от миллиардеров, ТОП-менеджеров и HR-Generalists.
Как стать первоклассным руководителем. Правила привлечения и удержания лучших специалистов
Автор: Джеффри Дж. Фокс
Успешный найм зависит от того, насколько выстроены HR процессы и есть ли конкретная стратегия по поиску и развитию персонала. А также от детального прописанного портрета потенциального сотрудника, выявления KPIs (вместе с руководителями отделов) и прочих бизнес-факторов. Автор собрала в одной книге советы ТОП-менеджеров американских компаний, их необычные, а местами даже странные, кейсы с одной целью — помочь наладить процесс найма работников.
Вам также может быть интересно: HR тренды 2020 года, которые вас удивят
Как найти своих людей. Искусство подбора и оценки персонала для руководителя
Автор: Светлана Иванова
С помощью этой книги удастся научиться еще на этапе собеседования оценивать soft skills соискателя, соотношение понятий «могу» и «умею» и находить тех, кого не нужно постоянно мотивировать и заставлять работать. Также автор заставит задуматься, над вопросами вроде «7 лет работы в одной компании — это лояльность сотрудника или все же проявление лени?»
Оценка возможностей персонала и управление личной эффективностью сотрудников
The Talent Delusion Tomas Chamorro-Premuzic
Примечание: книга есть только на английском языке
Книга будет особенно полезна HR-менеджерам креативных компаний, так как она позволяет понять, как управлять талантами и людьми, у которых рабочий процесс на 90% творческий. Каждый совет автора подтверждается научным исследованием и личными кейсами.
Книга помогает понять:
Талант побеждает
Книга важна тем, что позволит понять, что подразумевается под понятием «потенциал сотрудника», как его правильно оценить, какие параметры и как можно развивать. Она покажет, как с помощью эффективного управления возможностями персонала можно вывести компанию на новый уровень и построить такую команду, которая будет постоянно развиваться и никто не захочет ее покинуть.
The Power of People
Автор: Найджел Гиноле, Джонатан Феррар и Шери Файнциг
Примечание: книга есть только на английском языке
Это издание поможет разобраться в аналитике и понять все основные параметры даже тем, кто с цифрами на вы. В ней авторы перечисляют, на что конкретно обратить внимание, какие параметры исследовать, исходя из целей и проблем компании, как преобразовать числа в конкретные решения и, в конечном итоге, повысить эффективность бизнеса. А еще они наводят примеры из собственного практического опыта, поэтому все свои слова подтверждают кейсами.
Поиск и оценка линейного персонала. Повышение эффективности и снижение затрат
Автор: Светлана Иванова
Ценность книги в том, что она помогают и HR-менеджеру наладить процессы в компании, и оценить, улучшить эффективность сотрудников. Издание подойдет специалистам, которым нужно в сжатые сроки находить более 20 сотрудников в месяц. Автор дает конкретные инструменты и методики оценки персонала на этапе отбора, адаптации, работы и повышения квалификации с учетом количества работников.
Построение и управление корпоративной культурой, системы мотивации
Корпоративная культура Toyota: уроки для других компаний
Автор: Джеффри К. Лайкер, Майкл Хосеус
Книга покажет, как в компании, которая стремится к максимальной автоматизации технических процессов, повышать вовлеченность людей и помогать им развиваться как личностям с помощью общей системы ценностей. А еще авторы подскажут, как приучить персонал сразу сообщать о проблемах и сделать так, чтобы люди делали работу не просто хорошо, а совершенно. И все это возможно реализовать благодаря правильно выстроенной корпоративной культуре.
Заряженные на результат. Культура высокой эффективности на практике
Автор: Нил Доши, Линдси Макгрегор
Авторы книги считают, что вовлеченность — один из самых важных показателей мотивированности сотрудников, который нужно постоянно отслеживать. Но каким образом это делать, как часто, с какими другими параметрами это связать и как можно вовлекать абсолютно разных по типу работников? Ответы уже ждут вас в книге.
Кроме этого, авторы дают конкретные инструменты для определения уровня корпоративной культуры, ее текущих минусов и ошибок и поиска верных решений.
Как чашка за чашкой строилась Starbucks
Автор: Говард Шульц
Книга позволяет понять взаимосвязь HR задач с бизнес-процессами в рамках одного предприятия. В ней показано, чем может «обернуться» лояльность сотрудников и их искренняя любовь к работе, до каких размеров реально вырасти предприятию с вовлеченным персоналом и как сохранить уютную, домашнюю атмосферу внутри коллектива, которая будет мотивировать работать, а не отвлекать и нарушать work-life balance.
Работа рулит! Почему большинство людей в мире хотят работать именно в Google
В этой книге можно найти ответы на такие вопросы:
7 навыков высокоэффективных людей
С помощью книги HR-специалистам будет проще разобраться в некоторых психологических аспектах, особенностях личностного роста и развития людей разных типов, темпераментов. Это позволит сформировать корпоративную культуру и систему мотивации так, чтобы каждый сотрудник мог параллельно добиваться и профессиональных целей, и личных без мучений и страданий. А еще поможет построить систему обучения так, чтобы перечисленные в книге 7 навыков сумел развить в себе каждый желающий работник.
Управление карьерой и организация обучения персонала
So, what’s next?
Примечание: книга есть только на английском языке
Вся суть книги в самом названии «Хорошо, что же дальше?» Она о построении пути сотрудника от момента приема его на работу до карьерного развития. Автор рассказывает, как помочь человеку переходить с одного этапа на другой, как подстроить процесс обучения, как находить и вместе прорабатывать слабые места.
Ценный кадр. Как построить эффективную систему обучения в компании
Автор: Константин Мальцев
Автор книги рассказывает:
Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ
Автор: Дэниел Гоулман
Многие решения принимаются на эмоциях из-за неразвитого эмоционального интеллекта. Особенно это касается молодых специалистов (от 20 до 30 лет). Эта книга подскажет, на какие аспекты в этой области обратить внимание, как некоторые из них использовать для продвижения в карьере и эффективного обучения, каким образом постепенно перейти от пессимизма к оптимизму и научиться контролировать эмоции.
HR книги — универсальный инструмент для саморазвития. Одни помогают вспомнить важное и забытое, другие — узнать об инновациях в своей области, третьи — ознакомиться с конкретными методиками и кейсами, которые можно внедрять после небольшой корректировки под свой проект. Мы подобрали книги под все 3 случая, поэтому скорее составляйте свой список must read и выделите в графике время на прочтение самого интересного и необходимого.
Рейтинг книг по управлению персоналом российских и зарубежных авторов
Некоторые современные руководители считают чтение книг по управлению персоналом ненужным занятием, которое не несет в себе пользы.
С этой точкой зрения согласиться сложно, еще сложнее бороться. Проблема в том, что много литературы написано тяжелым для восприятия языком.
Учитывая постоянную занятость руководящего звена, найти время на чтение книг про управление персоналом достаточно сложно, а если такой момент наступает, то человек не в силах воспринять информацию. Поэтому для развития культуры чтения бизнес-книг рекомендуется обратить внимание на книги, которые можно читать между делом или просто слушать. Ниже представлен рейтинг книг по управлению персоналом, которые не только получили много хороших отзывов, но написаны живым языком без лишней терминологии.
Специфика управления персоналом в России и за рубежом отличается, поэтому рейтинг книг по управлению людьми будет разбит на две части – написанные российскими авторами и второй блок – написанные иностранными авторами.
Книги по управлению персоналом, написанные российскими авторами
1. Максим Батырев «45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Уникальность Максима Батырева и его книг заключается в том, что автор сам является опытным и успешным руководителем. Выходец из семьи военных, Батырев сделал блестящую карьеру, начиная с самых низов и поднялся по карьерной лестнице в компании, которая стала для него первым местом работы. Максим Батырев – это человек, который не только учит других, но и сам постоянно развивается. Татуировки менеджера в виде жизненных историй и выводов из них расскажут о распространенных ошибках российских управленцев и о том, как с ними бороться. Читать истории можно отдельно, поэтому книга воспринимается легко и читается за несколько дней (см. Менеджмент как искусство управления).
2. Светлана Иванова «Мотивация 100%. Где же у него кнопка?». Светлана Иванова – заслуженный эксперт в направлении HR, успешный тренер. Автор имеет психологическое образование, что позволяет писать книги, используя не просто красивые слова, но реальное знание психологии людей. Мотивация 100% расскажет читателю о распространенных моделях поведения сотрудников, способах их мотивировать. Книга построена на исследовании опыта российских и иностранных руководителей, а также из личных историй. В каждой главе есть практические задания. Для максимального погружения в книгу их рекомендуется также выполнить, но можно обойтись и простым прочтением.
3. Александр Фридман «Как наказывать подчиненных. За что, для чего, каким образом. Профессиональная технология для регулярного менеджмента. Уникальное практическое руководство, не имеющее аналогов». Вопреки популярному мнению о том, что подчиненных нельзя наказывать, а следует лишь поощрять, Александр Фридман автор книг про ошибки в управлении персоналом расскажет — когда и за что необходимо наказывать подчиненных. «Как наказывать подчиненных» — это не только способ проанализировать собственный прошлый опыт и найти ошибки, но и возможность с помощью конкретных методик и советов исправить собственный стиль управления.
4. Марина Вишнякова «Мифы и правда о KPI». Марина Вишнякова обладает опытом управления персоналом более 25 лет. «Мифы и правда о KPI» рассказывает о ключевых показателях эффективности, как их объяснить персоналу и заставить понять их важность, а также содержит много рекомендаций по мотивации и управлению персоналом. Книга написана простым языком с большим количеством шуток и примеров из жизни, что облегчает восприятия информации. Книги Вишняковой часто попадают в лучшие книги по управлению персоналом, рейтинг которых можно встретить на многих тематических ресурсах.
Лучшие книги по управлению персоналом зарубежных авторов
Интересные факты о книгах про управление персоналом
Факт №1. Многие компании имеют корпоративную библиотеку, которая содержит книги о бизнесе в электронной форме. Доступ в такие библиотеки осуществляется по авторизации через личные данные сотрудника. Руководители крупных компаний собирают информацию о том, какие книги более интересны их подчиненным, а также отслеживают активность сотрудников в этих библиотеках.
Факт №2. Максим Батырев, автор «45 татуировок менеджера», использовал один из собственных советов задолго до того, как написал книгу. Перед выпускными экзаменами в военном университете, будучи одним из лучших курсантов, бросил учебу, чтобы начать работать на должности специалиста по продажам в тогда еще малоизвестной фирме. Через несколько лет он вошел в состав руководителей компании и стал делиться своим опытом с другими.
Факт №3. Многие российские компании заставляют принудительно менеджеров читать книги по управлению персоналом, после чего на выездных мероприятиях докладчики рассказывают основные тезисы из книг. Практика показывает, что только исходящее непосредственно от менеджера желание читать позволяет максимально эффективно использовать прочитанное.
Топ-10 лучших книг по управлению персоналом
Настоящие профессионалы своего дела всегда идут в ногу со временем. Они посещают различные курсы и тренинги, самостоятельно изучают информацию с помощью интернета и книг. О руководящих должностях и говорить не приходится. Такие специалисты априори должны совершенствоваться, владеть самыми последними техниками в сфере управления.
Хотя многие руководители придерживаются на этот счет абсолютно другого мнения. Они считают, что уже достигли своей цели и совсем не обязательно тратить силы на обучение, тем более, если это опытный человек, который работает в организации довольно продолжительное время.
Вот только мало кто задумывается, что эффективное управление принесет гораздо больше результатов. Если вы являетесь руководителем, даже если в вашем подчинении всего лишь пара человек, не забывайте о самосовершенствовании.
В нашей статье вы найдете рейтинг топ-10 лучших книг по управлению персоналом. Они научат вас подбирать людей в команду и вдохновлять их на новые свершения.
10. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час, Светлана Иванова
Эта книга написана экспертом по управлению персоналом, бизнес-тренером и кандидатом психологических наук. Целевая аудитория – руководители агентств по подбору персонала, предприниматели, студенты и преподаватели управленческих факультетов вузов.
Автор рассказывает о самых эффективных способах оценки и подбора сотрудников. Ее достоинства – практическая полезность и краткость. Она может стать настольной книгой, так как в ней в деталях описаны приемы оценки кандидатов.
«Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час» — это не только теория, но и практика. В книге много заданий и примеров, которые помогут читателю «разложить все по полочкам» и закрепить материал. Всем известно, что знания, которые не применяют на практике, не имеют ценности.
9. Делегирование и управление, Брайан Трейси
Брайан Трейси не понаслышке знает, что такое успех. Всего лишь за два года он из обычного менеджера по продажам вырос до вице-президента компании.
«Делегирование и управление» рассказывает об основных принципах, которые нужно использовать каждому руководителю. Читатель узнает, как правильно ставить задачи и осуществлять контроль за подчиненными. Если вы из тех людей, которые думают: «Лучше я сделаю все сам», эта книга для вас. Она поможет оптимизировать вашу деятельность и работу нижестоящих сотрудников.
8. Быть диктатором. Практическое руководство, Микал Хем
Уже по названию «Быть диктатором. Практическое руководство» читатель понимает, что перед ним необычная книга. Это юмористическая, ироничная инструкция о том, как заполучить власть.
Автор делится своими наблюдениями относительно жизни знаменитых людей, которым удалось стать диктаторами. На их примере Микал показывает, какими качествами нужно обладать, как себя вести и что делать. Книга получила неоднозначные отзывы, но в ней определенно есть вещи, которые окажутся полезными для управленцев.
7. Практика менеджмента, Питер Друкер
Это творение одного из самых влиятельных теоретиков менеджмента ХХ века. Книга идеально подойдет для тех, кто хочет получить представление об этой дисциплине. Здесь собраны самые простейшие понятия, в том числе менеджмент и менеджер, рекомендации по управлению бизнесом и персоналом.
Книга написана в 1954 году, но она до сих пор актуальна и пользуется большой популярностью. Друкер, как никто другой, смог рассказать о фундаментальных вещах, которые следует знать каждому руководителю.
«Практика менеджмента» написана простым языком, будет понятна не только управленцам со стажем, но и тем, кто в начале своей карьеры.
6. Мифы и правда о KPI, Марина Вишнякова
Книга повествует о проблеме, которая в последнее время стала очень актуальной, а именно – внедрение KPI (коэффициент определяющий эффективность работы). Это отличный инструмент, но мало у кого получается применять его на практике.
Многие организации создают систему экономических показателей. Она существует, но ей никто не пользуется. «Мифы и правда о KPI» поможет изменить ситуацию. Советы по мотивированию и оценке, внедрение изменений…
Эта книга – кладезь полезной информации для менеджера. Написана легким языком, есть место юмору, но самое главное – она основана на практическом опыте организаций, которые успешно используют KPI в своей работе.
5. Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат, Дэн Кеннеди
Этак книга – идеальный вариант для тех, кто решил открыть свое дело или уже успешно занимается бизнесом. Впрочем, обычные руководители тоже смогут кое-что из нее почерпнуть. Название говорит само за себя «Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат», то есть управленец должен иметь авторитет у подчиненных. Не нужно держать сотрудников, которые не нацелены на результат.
Кеннеди, судя по всему, противник почасовой оплаты. Он считает, что деньги нужно платить за выполненную работу, а не за время, проведенное на рабочем месте. Если вы разделяете его взгляды, книга будет для вас очень полезной.
4. Техники успешного рекрутмента, Татьяна Баскина
Эта книга подойдет скорее для менеджеров по подбору персонала, чем для руководителей. Однако последние также принимают участие в выборе сотрудников, поэтому вреда она точно не принесет.
«Техники успешного рекрутмента» — технология поиска и подбора персонала. Здесь описаны не только традиционные, но и современные поиски. Несколько глав посвящены поиску сотрудников в сети. Татьяна сама долгое время работала в этой сфере, поэтому не бойтесь использовать эти методы, они не «взяты с потолка», а проверены многими компаниями.
3. Как управлять рабами, Марк Сидоний Фалкс
Книга с шокирующим названием поможет менеджеру взглянуть на свои обязанности с другой точки зрения. Она написан от лица вымышленного автора римского патриция Марка Сидония Фалкса. Это пособие-руководство от античного топ-менеджера, которое содержит много полезных советов.
На самом деле книгу «Как управлять рабами» написал Джерри Тонер, доктор наук, который занимается изучением истории Древнего Рима. Необычная подача материала привлекает внимание читателей, и книга довольно популярна не только у управленцев, но и любителей истории.
2. Что на самом деле нас мотивирует, Дэниел Пинк
Провокационный бестселлер, который меняет привычные представления и рушит систему, функционирующую на протяжении нескольких веков. Автор дает понять, что мотивация – это не только материальное вознаграждение. Он утверждает, что с таким подходом эффективности не добиться.
Он предлагает использовать такой механизм мотивации, где акцент будет поставлен на природное стремление человека к совершенству. Пинк не только отвечает на вопрос: «Что на самом деле нас мотивирует?», он предлагает инструменты и методы для создания новой системы мотивации.
1. Неприятие перемен, Роберт Киган и Лайза Лейхи
Большинство организаций сталкиваются с трудностями внедрения новшеств. Новые правила, новая форма или что-то более грандиозное – сотрудники будут противостоять переменам. Люди хотят изменить свою жизнь, но все равно сопротивляются. Такова человеческая природа.
«Неприятие перемен» основано на исследованиях профессоров Гарварда. Основная мысль – несовпадение между способностями человека и его желаниями. Авторы дадут рекомендации, которые помогут вам полюбить перемены и показать своей команде, что новое – лучше старого…