Что почитать у канта
Знакомство с Кантом. Лайфхак для новичков (и не только)
Сегодня, 22 апреля, день рождения великого мыслителя Иммануила Канта. Во всем мире его знают как философа, но немалую славу Канту принесли и работы по естественным наукам. Он первым сформулировал гипотезу о возникновении небесных тел из изначального космического газа под воздействием сил притяжения и отталкивания, также он предположил, что за Сатурном должны быть другие планеты, Кант вместе с Маркизом де Помбалом заложил основы сейсмологии, одним из первых в мире стал преподавать курс физической географии, объяснил природу муссонов и пассатов.
Что же касается философии, то здесь вклад Иммануила Канта сопоставим с переворотом Коперника в естественных науках. Кант «перезагрузил» философию своего времени, дав новые фундаментальные подходы к природе познания. Он стал родоначальником немецкой классической философии.
Иммануил Кант — философ, этик, естествоиспытатель, во многом предвосхитивший науку будущего. Читать классические труды Канта – задача не из лёгких. С чего же стоит начать знакомство с Кантом и как не испугаться сложных концепций и непривычного языка изложения? О том, с чего начать изучение философии Канта, нам рассказал Валентин Балановский — кандидат философских наук, магистр права, старший научный сотрудник БФУ им. И. Канта, популяризатор науки, проживающий на родине Канта, в Калининграде (бывший Кёнигсберг). А чтобы ориентироваться в многообразии трудов немецкого философа было проще, Валентин составил список литературы.
Фото: Наталья Красакова
«С чего лучше начать изучать Канта? Тут, если честно, решать вам. Потому что всё зависит от цели, которую вы ставите перед собой. Если вы хотите рассказывать друзьям, что читали Канта и знакомы с его основными идеями, но при этом не хотите тратить на это много времени, то рекомендую начать с нескольких небольших предельно ясных работ. От их прочтения можно получить массу удовольствия, даже если вы прогуливали философию в университете, или ваши занятия сводились к беседам «за жизнь».
Начать можно с небольшого эссе «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?». Затем перейти к труду «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного». Потом познакомиться с трактатами «К вечному миру», и «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Чтобы узнать, почему люди начинают видеть духов, можно взять эссе «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики». Завершить ознакомительный курс можно трактатом «Спор факультетов». В этих работах масса остроумия. Они ориентированы на широкий круг читателей, в них есть ответы на вопросы, зачем нужна философия, что такое красота, чем мужчины отличаются от женщин, каким должно быть мироустройство, чтобы установить мир либо на земле, либо на всемирном кладбище, в чём суть религии, почему нужно дышать носом, как сохранить здоровье и многое другое. Затем можно взять что-то потяжелее как в физическом, так и интеллектуальном плане. Например, «Основы метафизики нравов», «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» или «Антропологию с прагматической точки зрения»».
Литература:
Про Канта
1. Гулыга А.В. Кант. М.: «Молодая гвардия», 1977.
2. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973.
3. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб.: Университетская
книга, 1997.
Труды Канта. Начальный уровень
1. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? Сочинения в 8
т. Т. 8. М.: ЧОРО, 1994. С.29–37.
2. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного.
Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С.85–142.
3. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане.
Сочинения в 8 т. Т. 8. М.: ЧОРО, 1994. С. 12–28.
4. Кант И. К вечному миру. Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994.
С. 5–56.
5. Кант И. Спор факультетов. Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО,
1994. С. 57–136.
6. Кант И. Новые замечания для пояснения теории ветров.
Сочинения в 8 т. Т. 1. М.: ЧОРО, 1994. С. 343–358.
7. Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба.
Сочинения в 8 т. Т. 1. М.: ЧОРО, 1994. С. 113–260.
8. Кант И. О причинах землетрясений. Сочинения в 8 т. Т. 1. М.:
ЧОРО, 1994. С. 333–342.
Труды Канта. Средний уровень
1. Кант И. Основоположения метафизики нравов. Сочинения в 8 т.
Т. 4. М.: ЧОРО, 1994. С. 153–246.
2. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.
Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 137–376.
3. Кант И. Опыт введения в философию понятия отрицательных
величин. Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С.41–84.
4. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая
может появиться как наука. Сочинения в 8 т. Т. 4. М.: ЧОРО,
1994. С. 5–152.
Труды Канта. Продвинутый уровень
1. Кант И. Критика чистого разума. Сочинения в 8 т. Т. 3. М.:
ЧОРО, 1994.
2. Кант И. Критика практического разума. Сочинения в 8 т. Т. 4. М.:
ЧОРО, 1994. С. 374–565.
3. Кант И. Метафизика нравов. Сочинения в 8 т. Т. 6. М.: ЧОРО,
1994. С. 223–543.
4. Кант И. Критика способности суждения. Сочинения в 8 т. Т. 5.
М.: ЧОРО, 1994.
Иммануил Кант
Основоположником немецкой философии принято считать Иммануила Канта. Он происходил из религиозной семьи, поступил на факультет богословия, но в университете увлёкся философией и точными науками.
Всякую философию, поскольку она опирается на основания опыта, можно назвать эмпирической, а ту, которая излагает свое учение исключительно из априорных принципов,- чистой философией. Последняя, если.
Иммануил Кант – ум, честь и совесть эпохи Просвещения, один из величайших философов всех времен. Мысль Канта необратимо изменила весь интеллектуальный ландшафт Европы. Ни разу за свою жизнь не.
«Критика практического разума» – главный этический трактат Иммануила Канта, развивающий идеи его «Критики чистого разума» и подробно исследующий понятие категорического императива – высшего принципа.
Иммануил Кант – одна из самых влиятельных и ключевых фигур в истории философии и европейской мысли, основатель немецкой классической философии и критического идеализма, мыслитель, по степени влияния.
Бессмертные цитаты Канта, влиятельного философа Европы, создателя грандиозной метафизической системы, основоположника немецкой классической философии, вошли в историю, а книги ученого лежат в основе.
Иммануил Кант (1724 – 1804) оказал огромное влияние на развитие классической философии в мире. В своих трудах он затронул самые важные вопросы мироздания и человеческого общества, ввел многие.
Иммануил Кант не искал ответов на простые вопросы. Он всегда рассуждал о наиболее сложном – и наиболее важном для человека. Как осуществляется процесс познания и как далеко может зайти человек по.
Иммануил Кант – величайший философ Западной Европы, один из ведущих мыслителей эпохи Просвещения, родоначальник немецкой классической философии, основатель критического идеализма, внесший решающий.
Что такое вера? Только лишь то, что мы ощущаем душой, интуитивно, но не можем доказать? Или вера в высшую сущность может быть основана на знании? Классик философской мысли великий Иммануил Кант.
Представлены тексты великого немецкого философа, впервые переведенные на русский язык и изданные в «Кантовском сборнике» в 1975-2008 гг., многие из них малодоступны в настоящее время. Например.
«Антропология с прагматической точки зрения» – последнее сочинение Иммануила Канта, созданное на рубеже XVIII и XIX веков, суммирует воззрения на природу человека, сложившиеся в эпоху Просвещения.
Иммануил Кант – самый влиятельный философ Европы, создатель грандиозной метафизической системы, основоположник немецкой классической философии.
Книга содержит три фундаментальные работы Канта.
Есть ученые, для которых сама история философии (как древней, так и новой) есть их философия; наши пролегомены написаны не для них. Им следует подождать, пока те, кто старается черпать из источников.
Том 3. «Критика чистого разума» важнейшее произведение философа.
Том 2. Труды до критического периода. Среди них «Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного», «Грезы духовидца», «О форме и принципах чувственного воспринимаемого и умопостигаемого мира».
Что почитать у канта
В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.
Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами; так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединенияЕвропы в семью просвещённых народов.
С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.
В письме К. Ф. Штойдлину от 4 мая 1793 года Кант рассказал о целях своей работы:
В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
Кант писал: «Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков… девиз Просвещения».
Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.
Этапы научной деятельности
Кант прошёл в своём философском развитии два этапа: «докритический» и «критический». (Эти понятия определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год; «Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности суждения», 1790 год).
I этап (до 1770 года) — Кант разрабатывал вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:
II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.
Теория познания
Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.
Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканскийпереворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того чувственного содержания («материи»), которое даётся миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности разума) — вещь-в-себе, и мир как он дан в явлении, то есть в опыте. [5] :40 — 43, 47, 56 — 57, 61, 65, 75
В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это априорные формы чувства — пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. На вопрос, как возможна чистая, то есть теоретическая, математика, Кант отвечает: она возможна как априорная наука на основе чистых созерцаний пространства и времени. Чистое созерцание (представление) пространства лежит в основе геометрии, чистое представление времени — в основе арифметики (числовой ряд предполагает наличие счёта, а условием для счёта является время). [5] :47 — 52
Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез. Рассудок, согласно Канту, имеет дело с априорными категориями, которые суть «формы мышления». Путь к синтезированному знанию лежит через синтез ощущений и их априорных форм — пространства и времени — с априорными категориями рассудка. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить» (Кант). Познание достигается путём соединения созерцаний и понятий (категорий) и представляет собой априорное упорядочение явлений, выражающееся в конструировании предметов на основе ощущений. [5] :57, 59 — 61
Кант выделяет 12 категорий рассудка [5] :61 — 64 :
Чувственный материал познания, упорядоченный посредством априорных механизмов созерцания и рассудка, становится тем, что Кант называет опытом. На основе ощущений (которые можно выразить констатациями типа «это жёлтое» или «это сладкое»), которые оформляются через время и пространство, а также через априорные категории рассудка, возникают суждения восприятия: «камень тёплый», «солнце круглое», затем — «солнце светило, а потом камень стал тёплым», и далее — развитые суждения опыта, в которых наблюдаемые объекты и процессы подведены под категорию причинности: «солнце вызвало нагревание камня» и т. д. Понятие опыта у Канта совпадает с понятием природы: «…природа и возможный опыт — совершенно одно и то же». [5] :61, 65 — 66
Основой всякого синтеза является, согласно Канту, трансцендентальное единство апперцепции («апперцепция» — термин Лейбница). Это — логическое самосознание, «порождающее представление я мыслю, которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть одним и тем же во всяком сознании». Как пишет И. С. Нарский, трансцендентальная апперцепция Канта — это «принцип постоянства и системной организации действия категорий, вытекающей из единства применяющего их, рассуждающего „я“. (…) Она есть общая для… эмпирических „я“ и в этом смысле объективная логическая структура их сознания, обеспечивающая внутреннее единство опыта, науки и природы». [5] :67 — 70
В «Критике» много места уделяется тому, как представления подводятся под понятия рассудка (категории). Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм. Согласно Канту, между созерцаниями и категориями должно быть посредствующее звено, благодаря которому абстрактные понятия, каковыми являются категории, оказываются способными организовывать чувственные данные, превращая их в законосообразный опыт, то есть в природу. Посредником между мышлением и чувственностью у Канта выступает продуктивная сила воображения. Эта способность создаёт схему времени как «чистого образа всех предметов чувств вообще». Благодаря схеме времени существует, например, схема «множественности» — число как последовательное присоединение друг к другу единиц; схема «реальности» — бытие предмета во времени; схема «субстанциальности» — устойчивость реального предмета во времени; схема «существования» — наличие предмета в определённое время; схема «необходимости» — наличие некоего предмета во всякое время. Продуктивной силой воображения субъект, по Канту, порождает основоположения чистого естествознания (они же — наиболее общие законы природы). Согласно Канту, чистое естествознание есть результат априорного категориального синтеза. [5] :71 — 74, 77 — 79
Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности; по Канту, оно возникает благодаря активной творческой деятельности бессознательной продуктивной силы воображения.
Наконец, описав эмпирическое применение рассудка (то есть применение его в опыте), Кант задаётся вопросом возможности чистого применения разума(рассудок, согласно Канту — низшая ступень разума, применение которой ограничивается сферой опыта). Здесь возникает новый вопрос: «Как возможнаметафизика?». В результате исследования чистого разума Кант показывает, что разум, когда он пытается получить однозначные и доказательные ответы на собственно философские вопросы, неизбежно ввергает себя в противоречия; это означает, что разум не может иметь трансцендентного применения, которое позволило бы ему достигать теоретического знания о вещах в себе, поскольку, стремясь выйти за пределы опыта, он «запутывается» в паралогизмах и антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково обосновано); разум в узком смысле — как противоположность оперирующему категориями рассудку — может иметь только регулятивное значение: быть регулятором движения мысли к целям систематического единства, давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание. [5] :86 — 99, 115 — 116
«Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве» | «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве» |
«Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого» | «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого» |
«Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо ещё допустить свободную причинность» | «Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы» |
«К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность» | «Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне мира — как его причины» |
Кант утверждает, что решение антиномий «никогда нельзя найти в опыте…». [5] :108
Решением первых двух антиномий Кант считает выявление ситуации, при которой «сам вопрос не имеет смысла». Кант утверждает, как пишет И. С. Нарский, «что к миру вещей в себе вне времени и пространства свойства „начала“, „границы“, „простоты“ и „сложности“ не применимы, а мир явлений никогда не бывает нам дан во всей полноте именно как целостный „мир“, эмпирия же фрагментов феноменального мира вложению в эти характеристики не поддаётся…». Что касается третьей и четвёртой антиномий, то спор в них, согласно Канту «улаживается», если признать истинность их антитезисов для явлений и предположить (регулятивную) истинность их тезисов для вещей в себе. Таким образом, существование антиномий, по Канту, является одним из доказательств правоты его трансцендентального идеализма, противопоставившего мир вещей в себе и мир явлений. [5] :108 — 111
Согласно Канту, всякая будущая метафизика, которая хочет быть наукой, должна принимать во внимание выводы его критики чистого разума.
Этика и проблема религии
В «Основах метафизики нравственности» и «Критике практического разума» Кант излагает теорию этики. Практический разум в учении Канта — единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю. Этика Канта автономна и априорна, она устремлена на должное, а не на сущее. Её автономность означает независимость моральных принципов от внеморальных доводов и оснований. Ориентиром для кантовской этики являются не фактические поступки людей, а нормы, вытекающие из «чистой» моральной воли. Это этика долга. В априоризме долга Кант ищет источник всеобщности моральных норм. [5] :126 — 129
Императив — правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку». [5] :131 Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.
Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха). [5] :131
Принципы морали восходят к одному верховному принципу — категорическому императиву, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели [5] :132 (например, требование честности). Категорический императив гласит:
Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.
Существование человека «имеет в себе самом высшую цель…»; «… только нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, обладают достоинством», — пишет Кант. [5] :136
Долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону. [5] :140 — 141
В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:
Поведение первого определено исключительно внешними обстоятельствами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического разума».
В качестве условий применимости категорического императива в мире явлений Кант выдвигает три постулата практического разума. Первый постулат требует полной автономии человеческой воли, её свободы. Этот постулат Кант выражает формулой: «Ты должен, значит ты можешь». Признавая, что без надежды на счастье у людей не хватило бы душевных сил исполнять свой долг вопреки внутренним и внешним препятствиям, Кант выдвигает второй постулат: «должно существовать бессмертие души человека». Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир. Для первого и второго постулатов нужен гарант, а им может быть только Бог, значит, он должен существовать — таков третий постулат практического разума. [5] :148 — 154
Автономность этики Канта означает зависимость религии от этики. Согласно Канту, «религия ничем не отличается от морали по своему содержанию». [5] :159 — 160
Учение о праве и государстве
Государство — объединение множества людей, подчинённых правовым законам. [5] :164
В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных. Кант признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чём угодно, только повинуйтесь». [5] :163, 165, 167, 170
Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица).
В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. [5] :176 Он высказывается за создание равноправного союза народов. Кант считал, что такой союз приближает человечество к осуществлению идеи вечного мира.
Учение о целесообразности. Эстетика
В качестве соединительного звена между «Критикой чистого разума» и «Критикой практического разума» Кант создаёт «Критику способности суждения», в центре внимания которой — понятие целесообразности. Субъективная целесообразность, согласно Канту, присутствует в эстетической способности суждения, объективная — в телеологической. Первая выражается в гармонии эстетического предмета.
В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. У Канта прекрасное выступает как «символ нравственно доброго». Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.
Телеологическая способность суждения связана с понятием живого организма как проявления целесообразности в природе.
О человеке
Воззрения Канта на человека отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 год). Главная её часть состоит из трёх разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.
Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание. [6]
Человек — это высшая ценность, это личность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает свое «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности. [6]
Человек может иметь неосознанные представления — «тёмные». [6] Во мраке может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.
Анализу Канта подверглось такое понятие, как гений. «Талант к изобретению называют гением». [6]
C 2005 года имя Канта носит Калининградский государственный университет, в сквере перед зданием находится памятник философу.