Что почитать в рождественский пост
Книги в Рождественский пост
И снова пост. Он побуждает каждого из нас не только есть поменьше, заходить в храм чаще, следить за собой построже, молиться больше, но и читать глубже… Несомненно, первое, что стоит читать в пост, — это Евангелие, его надо поставить «во главу книжного угла». Однако мне хотелось бы посоветовать нашему читателю еще несколько книг, которые, на мой взгляд, могут помочь внутренне подготовиться к встрече Рождества Христова.
Освежить то, что забыто
Одним из первых в моем списке книг для Рождественского поста стоит произведение христианского апологета и писателя К. С. Льюиса «Просто христианство». Этот автор сегодня многим известен по циклу детских книг «Хроники Нарнии», и далеко не все знают, что у него есть немало книг для взрослых, наполненных богословскими и философскими размышлениями.
Сам К. С. Льюис по вероисповеданию англиканин, но в своем труде он осознанно не затрагивает конфессиональные различия, подчеркивая, что самое главное в христианстве — Сам Христос. С тех самых пор, как Льюис стал христианином, лучшее, что он, по его мнению, мог сделать для своих неверующих ближних — это «объяснить и защитить веру, которая была общей и единой почти для всех христиан на протяжении всех времен».
Книга по-настоящему завораживает. Ее язык, с одной стороны, прост и доступен. И это неслучайно, ведь она основана на цикле религиозных радио-бесед автора, которые он вел на Би-Би-Си во время Второй мировой войны. С другой же стороны, книга столь насыщена глубокими размышлениями и точными замечаниями, что я восприняла ее как настоящее чудо. «Просто христианство» поможет освежить то, что вы когда-то знали, но что подзабыли.
В основном автор обращается к людям ищущим, тем, кто находится на распутье. Своими логическими доводами и размышлениями Льюис старается увлечь их за Христом. Но с пристальным вниманием и живейшим интересом прочтут книгу и воцерковленные люди и найдут в ней много интересного для себя. Кроме того, работа эта еще и апологетическая, поэтому она поможет каждому, кто хочет просто, глубоко и ясно рассказывать ближним о Христе.
Настрой на серьезность
После этой легкой, но полезной книги стоит приступить к освоению того, что поможет настроить душу на серьезную работу над собой и своими недостатками. То есть вступить в брань с тем, от чего так хочется избавиться во время поста. Для этой цели мой выбор пал на книгу преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников».
Приступая к чтению этой книги, надо запастись трезвением и вниманием. Этот труд является одним из важнейших пособий для христиан по практической аскетике. Конечно, настоящая духовная брань в первую очередь знакома монахам, но и миряне призваны к борьбе со своими страстями. А значит, книга преподобных отцов — и для них тоже.
Чтобы дочитать ее до конца, советую относиться к ней не как к обычной книге, а как к учебнику, который надо изучить за установленный срок. Читать каждый день понемногу, но обдумывая каждое новое слово и каждую новую мысль.
Книга эта представляет собой ответы преподобных на вопрошения их учеников. Почти вся она испещрена цитатами из Священного Писания, отсылками, именами — именно им руководствуются святые при ответах на вопросы. Признаюсь, читать мне ее трудно, язык повествования сложен, но как только ты осиливаешь первые 10–15 ответов, то втягиваешься в этот стиль, окунаешься в эту серьезную, поистине постовую атмосферу. Чувствуешь, как книга идет к тебе навстречу, принося пользу.
Из сочинений многих святых (преподобных Феодора Студита, Симеона Нового Богослова и др.) мы узнаем, что текст этот был известен многим православным подвижникам, жившим в более позднее время.
В начале книги мы знакомимся с житием «богоносных, христоносных и духоносных» сирийских подвижников V–VI веков преподобных Варсонофия и Иоанна. С юных лет преподобный Варсонофий вел подвижническую жизнь. Устроив близ монастыря аввы Серида маленькую келью, он провел в ней 50 лет в трудах и подвигах, удалившись от людей, безмолвствуя, питаясь лишь хлебом и водой. Преподобный Иоанн был учеником преподобного Варсонофия. Он подражал своему учителю в подвигах и усвоении добродетелей. За дар прозорливости преподобного Иоанна и прозвали Пророком.
В своем затворе, всецело предавшись молитве, преподобный Варсонофий достиг высокой степени духовного совершенства. Затем он стал служить людям, наставляя их на путь спасения. О жизни и подвигах святых сохранилось мало свидетельств, и все они были почерпнуты из их рукописных ответов. Издание этих рукописей, так же как и перевод на русский язык, было осуществлено в XIX веке старцами Введенской Оптиной пустыни.
За советом и наставлениями обращались к преподобным люди разные: монашествующие и миряне, новоначальные и преуспевшие в духовной жизни. И все они получали наполненные благодатью и духовного рассуждения ответы. Преподобный Варсонофий говорит о книге так: «Все сие пишу я не своей воле, но по велению Святого Духа, на исправление и пользу души и совести внутреннего человека».
Преподобные знали человеческие помыслы и сердечные расположения. Читая эту книгу, можно найти ответы на многие вопросы, которые у нас возникают на протяжении жизни: начиная от советов относительно пищи и заканчивая темой обожения. Рассуждают авторы и о молитве, грехах, безмолвии, благодарности к Богу, говорят о демонах, искушениях, болезнях, раздумывают о ближних наших, старцах и многом другом. Читая этот труд, чувствуется, что слова эти действительно исполнены силой и благодатью Святого Духа.
О любви
Следующая книга, которой я с радостью поделюсь с читателем, написана настоятелем монастыря преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке схиархимандритом Иоакимом (Парром). Отец Иоаким более 60 лет назад принял монашеский постриг в ордене бенедиктинцев, занимался миссионерским служением среди бедных жителей Калькутты, преподавал в католических духовных школах в Бразилии и США. Под влиянием жизни и проповеди святителя Иоанна Шанхайского он принял Православие и в 1970-х годах в течение восьми лет жил на Святой Горе Афон. По благословению священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей переехал в США, где активно занялся организацией работы с бездомными в Нью-Йорке.
Совсем еще недавно, до своей тяжелой болезни, отец Иоаким ездил по монастырям России, Украины и Белоруссии, общаясь с монахами и мирянами. Эти беседы и вошли в основу его книги «Беседы на Русской земле», с которой я хочу вас познакомить.
Читается книга легко и непринужденно — как современная и интересная художественная литература. Но как же поражает читателя сам батюшка! Его слова — простые и всем знакомые, но одновременно такие забытые и тяжелые. Беседуя со своими слушателями, он рассказывает о том, что видел — об Америке, о Святой Горе Афон. Человек внимательный, непрестанно чувствующий руку Господню над собой, он старается делиться своим опытом.
Но главное, чем так запоминается эта книга, — это простота и любовь. Отец Иоаким напоминает нам, что для православного христианина существуют только два возможных ответа на любую жизненную ситуацию. Во-первых, мы должны иметь бескрайнюю любовь и благодарность Богу за спасение, за Его Сына, за Его любовь к нам. Второе — непрестанное сокрушение о наших грехах и покаяние. Тогда никаких проблем и вопросов у христианина никогда не будет. Именно любовью — к Богу и ближним — проникнуты строки «Бесед». Как это трудно, но необходимо — любить. С нежностью относиться к другим, но к себе — строго. Каждая из его маленьких историй, которые происходили с ним или были рассказаны ему, смягчают наши черствые сердца, раскрывают для нас саму суть христианства.
Закончу цитатой из книги схиархимандрита Иоакима: «Мы не можем изменить то, что с нами произойдет, но мы будем отвечать за то, как мы отреагировали на происходящее. Вот здесь и проявляется наша вера, здесь и проявляется наша любовь, если мы живем в присутствии Бога».
В преддверии Рождества Христова
В преддверии светлого праздника я бы посоветовала прочесть святочные рассказы Н. С. Лескова. Люди, любящие русскую классику, по достоинству оценят книгу. Русский слог, стиль, радостный, светлый финал почти во всех рассказах согреют вас зимним вечером накануне Рождества. Рассказы полны описаний национальных героев и характеров, реалистических картин крестьянского и помещичьего быта.
Не лишены рассказы и таинственности, порой мистической — всего того, что присуще святочным рассказам. Загадка и тайна особенно привлекает детей, но всегда она будет подкреплена моралью, философским осмыслением, которая подана в таких таинственных житейских ситуациях. «Зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми», — говорит нам Лесков в рассказе «Пугало». О прощении обидчиков и понимании, что каждый человек есть Христос, повествует рассказ «Христос в гостях у мужика». В рассказе «Неразменный рубль» главный герой такой делает вывод: «В этом лишении себя маленьких удовольствий для пользы других я впервые испытал то, что люди называют увлекательным словом — полное счастие, при котором ничего больше не хочешь».
В каждом рассказе читатель обязательно найдет то, что ему будет по душе, что подготовит его к чуду, которое каждый год случается в Рождественскую ночь.
Книги в Рождественский пост
И снова пост. Он побуждает каждого из нас не только есть поменьше, заходить в храм чаще, следить за собой построже, молиться больше, но и читать глубже… Несомненно, первое, что стоит читать в пост, — это Евангелие, его надо поставить «во главу книжного угла». Однако мне хотелось бы посоветовать нашему читателю еще несколько книг, которые, на мой взгляд, могут помочь внутренне подготовиться к встрече Рождества Христова.
Освежить то, что забыто
Одним из первых в моем списке книг для Рождественского поста стоит произведение христианского апологета и писателя К. С. Льюиса «Просто христианство». Этот автор сегодня многим известен по циклу детских книг «Хроники Нарнии», и далеко не все знают, что у него есть немало книг для взрослых, наполненных богословскими и философскими размышлениями.
Сам К. С. Льюис по вероисповеданию англиканин, но в своем труде он осознанно не затрагивает конфессиональные различия, подчеркивая, что самое главное в христианстве — Сам Христос. С тех самых пор, как Льюис стал христианином, лучшее, что он, по его мнению, мог сделать для своих неверующих ближних — это «объяснить и защитить веру, которая была общей и единой почти для всех христиан на протяжении всех времен».
Книга по-настоящему завораживает. Ее язык, с одной стороны, прост и доступен. И это неслучайно, ведь она основана на цикле религиозных радио-бесед автора, которые он вел на Би-Би-Си во время Второй мировой войны. С другой же стороны, книга столь насыщена глубокими размышлениями и точными замечаниями, что я восприняла ее как настоящее чудо. «Просто христианство» поможет освежить то, что вы когда-то знали, но что подзабыли.
В основном автор обращается к людям ищущим, тем, кто находится на распутье. Своими логическими доводами и размышлениями Льюис старается увлечь их за Христом. Но с пристальным вниманием и живейшим интересом прочтут книгу и воцерковленные люди и найдут в ней много интересного для себя. Кроме того, работа эта еще и апологетическая, поэтому она поможет каждому, кто хочет просто, глубоко и ясно рассказывать ближним о Христе.
Настрой на серьезность
После этой легкой, но полезной книги стоит приступить к освоению того, что поможет настроить душу на серьезную работу над собой и своими недостатками. То есть вступить в брань с тем, от чего так хочется избавиться во время поста. Для этой цели мой выбор пал на книгу преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников».
Приступая к чтению этой книги, надо запастись трезвением и вниманием. Этот труд является одним из важнейших пособий для христиан по практической аскетике. Конечно, настоящая духовная брань в первую очередь знакома монахам, но и миряне призваны к борьбе со своими страстями. А значит, книга преподобных отцов — и для них тоже.
Чтобы дочитать ее до конца, советую относиться к ней не как к обычной книге, а как к учебнику, который надо изучить за установленный срок. Читать каждый день понемногу, но обдумывая каждое новое слово и каждую новую мысль.
Книга эта представляет собой ответы преподобных на вопрошения их учеников. Почти вся она испещрена цитатами из Священного Писания, отсылками, именами — именно им руководствуются святые при ответах на вопросы. Признаюсь, читать мне ее трудно, язык повествования сложен, но как только ты осиливаешь первые 10–15 ответов, то втягиваешься в этот стиль, окунаешься в эту серьезную, поистине постовую атмосферу. Чувствуешь, как книга идет к тебе навстречу, принося пользу.
Из сочинений многих святых (преподобных Феодора Студита, Симеона Нового Богослова и др.) мы узнаем, что текст этот был известен многим православным подвижникам, жившим в более позднее время.
В начале книги мы знакомимся с житием «богоносных, христоносных и духоносных» сирийских подвижников V–VI веков преподобных Варсонофия и Иоанна. С юных лет преподобный Варсонофий вел подвижническую жизнь. Устроив близ монастыря аввы Серида маленькую келью, он провел в ней 50 лет в трудах и подвигах, удалившись от людей, безмолвствуя, питаясь лишь хлебом и водой. Преподобный Иоанн был учеником преподобного Варсонофия. Он подражал своему учителю в подвигах и усвоении добродетелей. За дар прозорливости преподобного Иоанна и прозвали Пророком.
В своем затворе, всецело предавшись молитве, преподобный Варсонофий достиг высокой степени духовного совершенства. Затем он стал служить людям, наставляя их на путь спасения. О жизни и подвигах святых сохранилось мало свидетельств, и все они были почерпнуты из их рукописных ответов. Издание этих рукописей, так же как и перевод на русский язык, было осуществлено в XIX веке старцами Введенской Оптиной пустыни.
За советом и наставлениями обращались к преподобным люди разные: монашествующие и миряне, новоначальные и преуспевшие в духовной жизни. И все они получали наполненные благодатью и духовного рассуждения ответы. Преподобный Варсонофий говорит о книге так: «Все сие пишу я не своей воле, но по велению Святого Духа, на исправление и пользу души и совести внутреннего человека».
Преподобные знали человеческие помыслы и сердечные расположения. Читая эту книгу, можно найти ответы на многие вопросы, которые у нас возникают на протяжении жизни: начиная от советов относительно пищи и заканчивая темой обожения. Рассуждают авторы и о молитве, грехах, безмолвии, благодарности к Богу, говорят о демонах, искушениях, болезнях, раздумывают о ближних наших, старцах и многом другом. Читая этот труд, чувствуется, что слова эти действительно исполнены силой и благодатью Святого Духа.
О любви
Следующая книга, которой я с радостью поделюсь с читателем, написана настоятелем монастыря преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке схиархимандритом Иоакимом (Парром). Отец Иоаким более 60 лет назад принял монашеский постриг в ордене бенедиктинцев, занимался миссионерским служением среди бедных жителей Калькутты, преподавал в католических духовных школах в Бразилии и США. Под влиянием жизни и проповеди святителя Иоанна Шанхайского он принял Православие и в 1970-х годах в течение восьми лет жил на Святой Горе Афон. По благословению священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей переехал в США, где активно занялся организацией работы с бездомными в Нью-Йорке.
Совсем еще недавно, до своей тяжелой болезни, отец Иоаким ездил по монастырям России, Украины и Белоруссии, общаясь с монахами и мирянами. Эти беседы и вошли в основу его книги «Беседы на Русской земле», с которой я хочу вас познакомить.
Читается книга легко и непринужденно — как современная и интересная художественная литература. Но как же поражает читателя сам батюшка! Его слова — простые и всем знакомые, но одновременно такие забытые и тяжелые. Беседуя со своими слушателями, он рассказывает о том, что видел — об Америке, о Святой Горе Афон. Человек внимательный, непрестанно чувствующий руку Господню над собой, он старается делиться своим опытом.
Но главное, чем так запоминается эта книга, — это простота и любовь. Отец Иоаким напоминает нам, что для православного христианина существуют только два возможных ответа на любую жизненную ситуацию. Во-первых, мы должны иметь бескрайнюю любовь и благодарность Богу за спасение, за Его Сына, за Его любовь к нам. Второе — непрестанное сокрушение о наших грехах и покаяние. Тогда никаких проблем и вопросов у христианина никогда не будет. Именно любовью — к Богу и ближним — проникнуты строки «Бесед». Как это трудно, но необходимо — любить. С нежностью относиться к другим, но к себе — строго. Каждая из его маленьких историй, которые происходили с ним или были рассказаны ему, смягчают наши черствые сердца, раскрывают для нас саму суть христианства.
Закончу цитатой из книги схиархимандрита Иоакима: «Мы не можем изменить то, что с нами произойдет, но мы будем отвечать за то, как мы отреагировали на происходящее. Вот здесь и проявляется наша вера, здесь и проявляется наша любовь, если мы живем в присутствии Бога».
В преддверии Рождества Христова
В преддверии светлого праздника я бы посоветовала прочесть святочные рассказы Н. С. Лескова. Люди, любящие русскую классику, по достоинству оценят книгу. Русский слог, стиль, радостный, светлый финал почти во всех рассказах согреют вас зимним вечером накануне Рождества. Рассказы полны описаний национальных героев и характеров, реалистических картин крестьянского и помещичьего быта.
Не лишены рассказы и таинственности, порой мистической — всего того, что присуще святочным рассказам. Загадка и тайна особенно привлекает детей, но всегда она будет подкреплена моралью, философским осмыслением, которая подана в таких таинственных житейских ситуациях. «Зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми», — говорит нам Лесков в рассказе «Пугало». О прощении обидчиков и понимании, что каждый человек есть Христос, повествует рассказ «Христос в гостях у мужика». В рассказе «Неразменный рубль» главный герой такой делает вывод: «В этом лишении себя маленьких удовольствий для пользы других я впервые испытал то, что люди называют увлекательным словом — полное счастие, при котором ничего больше не хочешь».
В каждом рассказе читатель обязательно найдет то, что ему будет по душе, что подготовит его к чуду, которое каждый год случается в Рождественскую ночь.
Рождественский пост
(28 ноября — 6 января нов. ст.)
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Как проводить время постов
По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что пост. соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости надежде, посты — к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив — сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».
Существует пять степеней строгости поста:
1) полное воздержание от пищи; 2) сухоядение; 3) горячая пища без масла; 4) горячая пища с маслом (растительным); 5) вкушение рыбы.
В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».
Как приучить себя к посту
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно — мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.