Что показывает индекс восприятия коррупции
Индекс восприятия коррупции (ИПЦ)
Опубликовано 22.05.2021 · Обновлено 22.05.2021
Что такое индекс восприятия коррупции (ИПЦ)?
Индекс восприятия коррупции (ИПЦ) – это индекс, который оценивает страны по степени коррумпированности их правительств. ИПЦ публикуется Transparency International, организацией, которая стремится остановить взяточничество и другие формы публичной коррупции. Оценка страны может варьироваться от нуля до 100, где ноль указывает на высокий уровень коррупции, а 100 – на низкий уровень. Transparency International запустила индекс в 1995 году, и сегодня он насчитывает 176 стран и территорий. Издается ежегодно.
Ключевые выводы
Понимание индекса восприятия коррупции (ИПЦ)
Индекс восприятия коррупции (ИПЦ) измерялся из года в год с использованием разных методологий, что затрудняло ежегодные сравнения. Но в 2012 году методология была снова изменена, на этот раз для сравнения во времени.
Согласно Transparency International, новая методология включает четыре основных шага, включая выбор исходных данных, изменение масштаба исходных данных, агрегирование масштабированных данных и статистический показатель, указывающий уровень достоверности. В процесс также включен механизм контроля качества. Он состоит из независимого сбора данных и расчетов двумя штатными исследователями и двумя независимыми исследователями из академических кругов.
Источники индекса восприятия коррупции
В начале своей истории для формирования ИПЦ использовались опросы общественного мнения. В 2017 году Transparency International использовала 16 оценок и опросов 12 организаций в качестве основы для оценок по странам. Опрошенные и / или оцененные учреждения включали:
Чтобы попасть в ИПЦ, страна должна быть оценена не менее чем из трех источников. Источники должны задокументировать свои методы сбора данных и подход к измерению, а Transparency International оценивает качество и адекватность этих методологий. Если данные собираются с помощью бизнес-опроса, например, Transparency International оценит, является ли размер выборки опроса достаточно большим, чтобы быть репрезентативным.
Экономические последствия коррупции
Согласно публикации в 2002 году в Journal of Business Ethics, страны и территории с низким рейтингом ИПЦ (и, следовательно, высоким уровнем коррупции) также имеют то, что авторы исследования назвали переизбытком регулирования и процветающим черным рынком. Страны или территории с высоким реальным валовым внутренним продуктом на душу населения (RGDP / Cap) также имели высокий рейтинг ИПЦ (и, следовательно, низкий уровень коррупции).
Исследования, опубликованные в 2007 и 2008 годах в The European Physical Journal, показали, что страны и территории с более высоким рейтингом ИПЦ с большей вероятностью испытают более долгосрочный экономический рост и что они испытали увеличение ВВП на 1,7% на каждый пункт, добавленный к их баллу ИПЦ. Чем выше рейтинг страны или территории по ИПЦ, тем выше уровень иностранных инвестиций в этом штате. Таким образом, было установлено, что коррупция оказывает негативное влияние на экономику страны или территории.
Рейтинг CPI
К странам с наименьшим воспринимаемым уровнем коррупции относятся Дания (88), Новая Зеландия (87) и Финляндия (85). Страны с высоким уровнем коррупции: Сомали (10), Южный Судан (10) и Сирия (13). Соединенные Штаты набрали 71 балл по ИПЦ в 2018 году.
В чем смысл индекса восприятия коррупции?
Что в Индексе тебе моем?
Каждый год страны мира оцениваются по уровню коррупции. Наиболее авторитетной среди этих оценок является индекс восприятия коррупции (ИВК) от международной организации Transparency International. Однако далеко не все понимают, в чем смысл этого индекса, что он означает в нашей повседневной жизни и является ли он объективным. Ответить на все эти вопросы мы попросили председателя правления общественного антикоррупционного фонда “Транспаренси Казахстан” известного юриста Виталия Воронова
Это комплексный индекс, основанный на данных экспертных опросов и исследований в отношении коррупции, проводимых различными представительными организациями, такими, как: Колумбийский университет, Международный институт развития менеджмента (Лозанна, Швейцария), “Фридом Хауз”, Всемирный экономический форум, Всемирный банк, МВФ, ЕБРР, МБРР, “Гэллап Интернэшнл”, “Мерчант Интернэшнл Групп”.
— Что означает, например, что в минувшем году Казахстан набрал два и семь десятых балла?
— Это означает, что ситуация у нас очень серьезная. Никогда ИВК для нашей страны не превышал трех баллов, если у страны индекс, то есть показатель распространения коррупции среди госчиновников и политиков, ниже трех, то это такой уровень, который угрожает существованию основ самого государства.
— Не слишком ли крайняя оценка?
То есть получается, что с 1992 по 1998 год государство беспощадно проиграло эту войну с коррупцией. И после этого пришло осознание того, что коррупция есть и она системная, что ей объявляется борьба и что до этого борьбы не было.
— И что кардинально с тех пор изменилось?
— У меня, в свою очередь, тоже вопрос: как наш ИВК может быть выше трех баллов, если до 2008 года Казахстан умудрялся не присоединиться ни к одной международной конвенции в области противодействия коррупции? Не думаю также, что иностранные эксперты положительно оценивают факт избрания практически однопартийного парламента, две проведенные у нас легализации денег и имущества, различные скандальные “гейты”. А то обстоятельство, что бывший руководитель самой главной спецслужбы страны осужден к длительным срокам лишения свободы за совершение тяжких умышленных преступлений, разве не должно повлиять на мнение экспертов о состоянии нашей правоохранительной системы?
Не говоря уже о судебной системе, непрофессионализм и коррумпированность которой общеизвестны и озвучены с самых высоких трибун.
— Но тем не менее ранее наш индекс был еще ниже.
— Я приведу официальное мнение “Транспаренси Интернэшнл” по индексу за минувший год: “Многие страны бывшего СССР в 2009 году продемонстрировали рост показателей по коррупции. Да, количество баллов, набранных Казахстаном, выросло с двух и двух десятых балла в 2008 году до двух и семи десятых балла.
Этот относительный рост может быть отнесен на счет антикоррупционных мер, направленных на улучшение условий для прямых иностранных инвестиций, предпринятых правительством страны, а также того, что в этом году Казахстан председательствует в ОБСЕ, а это событие, ставшее предметом оживленной дискуссии: страна является первой из бывших советских республик, которой доверена эта роль.
Помимо этого казахстанская экономика считается сильнейшей в регионе. Тем не менее низкие показатели Казахстана в ИВК демонстрируют: коррупция в стране остается системным явлением, а наиболее проблемными сферами являются судебная система, органы охраны правопорядка, таможенная служба, права собственности, регистрация земельных участков и строительные проекты”.
— То есть общий “коррупционный фон”, по мнению экспертов, в Казахстане остается тревожным?
— Есть исследование, проведенное по заказу Агентства по делам государственной службы. Там сказано прямо и от того страшновато. Больше всего беспокойство вызывает ситуация в сфере государственного управления, которая уже давно стала в общественном сознании воплощением коррупции. Не секрет, считают авторы исследования, что у простого населения “чиновник” и “взятка” являются неотделимыми по смыслу понятиями.
Это не удивительно, учитывая многочисленные коррупционные скандалы с участием государственных служащих различных органов всех уровней, о которых в последнее время в СМИ сообщается все чаще и чаще. Как результат, на сегодняшний день углубляется кризис доверия к власти, снижается авторитет государства в глазах его граждан. Процесс негативный и с тяжелыми последствиями на перспективу. Так что этот самый фон зашкаливает. Что здесь говорить, достаточно прочесть соответствующий раздел Послания президента, чтобы в этом убедиться.
— Ой, а вот об этом не надо. Помните, что говорил незабвенный профессор Преображенский в “Собачьем сердце” про разруху? Она. в головах. Если в головах все нормально, то и кризис не заставит “гадить в подъездах”.
Давайте вспомним начало девяностых годов прошлого века. Вот тогда действительно был КРИЗИС: пустые полки магазинов, невыплата заработной платы и пенсий, очереди, карточки, обнищание. И при этом законопослушность граждан была гораздо выше. Казнокрадство, коррупция, злоупотребления властью не стали еще “правилом жизни”. Правоохранительные органы работали и боролись с преступностью. Судьи в неотапливаемых помещениях за невысокую зарплату продолжали осуществлять правосудие. Были и механизмы общественного контроля за деятельностью власти, в первую очередь, избранный народом на свободных и честных выборах представительный орган законодательной власти.
Сейчас модно ссылаться на кризис, как на оправдание собственной несостоятельности. Особенно этим страдает наша исполнительная власть. Откуда же тогда при таком кризисе у нас появились нувориши?
Совершенно очевидно, что источник всех нынешних богатств может быть только один: разбазаривание и присваивание государственной казны и собственности, общенациональных природных ресурсов. Если вы знаете другие, то назовите.
Индекс восприятия коррупции от Transparency International
Индекс восприятия коррупции — составляется американской компанией Transparency International. Хотя компания и называет себя «неправительственной международной организацией», один из офисов компании находится в Вашингтоне (США), а финансирование компания получает от Национального Фонда Демократии — который был создан Конгрессом США в 1983 году для продвижения американских интересов на планете[1][2].
Дружественные американцам страны получают в рейтинге завышенные оценки, а недружественные — заниженные. Так, например, уровень коррупции в Грузии якобы ниже, чем в Чехии и Италии. Беларусь же, наоборот, согласно мнению составителей рейтинга якобы более коррумпирована, чем африканские Сьерра-Леоне и Мозамбик. Россия также стабильно размещается в рейтинге на неоправданно плохих местах[3].
Содержание
Суть методики
Согласно описанию с официального сайта, слово «восприятие» в рейтинге означает измерение не коррупции, а общественного мнения об уровне коррупции в странах мира. Рейтинг представляет собой сочетание исследований и оценок коррупции, собранных различными авторитетными учреждениями. При этом, как указано там же, Индекс восприятия коррупции от TI является «наиболее широко используемым показателем коррупции по всему миру».
Таким образом, мы имеем дело с классическим «Самоисполняющимся пророчеством»: предсказанием, которые сбывается именно по той причине, что оно было сделано.
Источники индекса
Идея измерения общественного мнения организацией, которая сама это мнение и формирует, порочна сама по себе. Однако исследователи из TI пошли ещё дальше: прямо «закольцевали» данные сами на себя.
Так, в исследовании от 2010 года Индекс восприятия коррупции в России был рассчитан на основе публикаций следующих организаций:
При этом организации Freedom House и Global Risk Service в своих исследования коррупции в России прямо ссылаются на рейтинги Transparency International. [4] [5]
Рейтинги же от IMD и WEF составляются по итогам опросов экспертов и предпринимателей в стране. Если учесть, что Transparency International является в России главным источником информации об уровне коррупции, вполне очевидно, что эксперты и предприниматели формируют своё мнение на основе рейтингов от Transparency International.
Таким образом, Индекс восприятия коррупции от Transparency International основан исключительно сам на себе — то есть, де факто, «эксперты» из TI рисуют там те цифры, которые считают нужным.
Научная критика
Вся методология TI состоит в манипуляции статистическими данными, полученными из опросов экспертов. При этом никакой научной теории за этой работой с данными нет: цифры даются без какой-либо минимально проработанной технологии их анализа и толкования.
Методика сбора данных также вызывает большие вопросы. Так, например, Transparency International не только требует от экспертов указывать данные, которыми они не владеют, но и выражать их в точной численной форме. Также коррупция оценивается вне рамок системного подхода — методология TI ошибочно полагает, что все страны в мире полностью автономны и никак не связаны друг с другом.
Наконец, уровень коррупции выражается не в экономических категориях, таких как миллиарды долларов, например, а в неких не имеющих привязки к реальности баллах. Проверка теоремой Бунге показывает, что методика TI является нумерологической — то есть, при помощи известных манипуляций с расчётными коэффициентами составители рейтинга могут получить любой удобный им результат.
Согласно выводам Баранова и Двуреченских, «происхождение данных об уровне коррупции и способ обработки этих данных в TI не выходят за рамки заведомо бесплодных нумерологических процедур».
По словам американского социолога Георгия Дерлугяна, реальный уровень коррупции замерять крайне сложно, а рейтингам не следует полностью доверять:
По всем рейтингам Transparency International Исландия занимала первые места. Пока мы не выяснили, какими там на самом деле были банки, как они контактировали с несколькими правящими семьями и с двумя политическими партиями, которые последние десятилетия правят страной. Этот пример демонстрирует, насколько несовершенен индекс.[7] |
Также Дерлугян отмечает тот факт, что некоторые государства мира считаются коррумпированными, однако при этом их экономика активно развивается. Это означает, что либо степень негативного влияния коррупции на экономику преувеличена, либо оценки уровня коррупции в соответствующих странах далеки от реальности.
В сравнении с данными Еврокомиссии
В февраля 2014 года был опубликован доклад Еврокомиссии о коррупции в Евросоюзе, где констатировался высокий уровень коррупции в ЕС в целом и в отдельных странах, а общие потери от коррупции были оценены в 120 млрд евро ежегодно, что немного меньше всего бюджета ЕС, также по результатам опросов более 75% граждан считают, что в их странах коррупции широко распространена[8]. Между тем, по версии Transparency International страны Евросоюза являются наименее коррумпированными.
Если взять в отчетах российских социологических организаций ФОМ и ВЦИОМ аналоги данных по ответам на вопросы «Широко ли распространена коррупция в вашей стране?», «Присутствует ли коррупция в вашей повседневной жизни?», «Знаете ли вы кого-то, кто берет или брал взятки?», статистика ответов европейцев на которые была опубликована Еврокомиссией, то оказывается, что Россия по уровню оценки восприятия коррупции должна находится где-то в середине списка европейских стран, ближе к его лучшей половине[9]. Тогда как Transparency International, разумеется, ставит Россию на 127 место по коррупции, далеко позади всех стран ЕС.
В сравнении с данными институтов общественного мнения
В действительности согласно национальным социологическим опросам оценки восприятия уровня коррупции в России, ЕС и США по состоянию на середину 2010-х гг. практически не отличаются:
При этом и в России, и в США, и в ЕС, когда в опросе начинали задавать более конкретные вопросы, приходилось ли респондентам лично сталкиваться с коррупцией, или давать взятки, или они знают кого-либо, кто давал взятки, то доля положительных ответов была в разы ниже, чем на вопрос о том, широко ли распространена коррупция в стране.
Резюме
Индекс восприятия коррупции составляется исключительно на основе высказываний американских «неправительственных» организаций. Кроме того, технология сведения данных в единый индекс позволяет подгонять его результаты под любой нужный составителям результат. Таким образом, методика составления Индекса восприятия коррупции является шарлатанской и никак не учитывает реальное положение дел в стране.
Рейтинг стран мира по Индексу восприятия коррупции
Информация об исследовании
Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю распространённости коррупции в государственном секторе. Рассчитывается по методике международной неправительственной организации Transparency International, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса.
В рамках индекса коррупция определяется как любые злоупотребления служебным положением в целях личной выгоды. Ориентацию на экспертные опросы инициаторы проекта объясняют тем, что при измерении коррупции статистические данные, например, число уголовных дел или судебных приговоров по фактам коррупции, как правило, «не работают». Эти данные, во-первых, не всегда доступны, а во-вторых, отражают не столько реальный уровень коррупции, сколько эффективность работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению фактов коррупции. В этой ситуации единственным надёжным источником информации, по мнению исследователей, выступают мнения и свидетельства тех, кто непосредственно сталкивается с коррупцией (предприниматели) или профессионально занимается её изучением (аналитики).
Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из экспертных источников, предоставленных международными организациями. Все источники измеряют общую степень распространённости коррупции (частотность и/или объём взяток) в государственном и экономическом секторах и включают оценку множества стран. Источники оценивают уровень восприятия коррупции экспертами, как живущими в конкретной стране, так и зарубежными, и представляют собой набор опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций.
Индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. В итоговом рейтинге, наряду с количеством баллов и рангом страны, приводятся также число источников, разница между наиболее высокими/низкими значениями индикаторов для каждой страны на основе соответствующих источников, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране, который позволяет сделать выводы о точности результатов Индекса для каждой страны.
Организация прилагает немало усилий к тому, чтобы обеспечить достоверность первичной информации, используемой для составления Индекса, и валидность итоговых результатов. Согласно установленным требованиям, для включения той или иной страны в индекс необходимо не менее трёх источников информации. В целом, Индекс является относительно надёжным инструментом измерения, однако ему присущи и некоторые недостатки, свойственные экспертным исследованиям. Например, степень надёжности измерений одинакова не для всех стран. Баллы Индекса и соответствующие им ранги стран, уровень коррупции в которых оценивается на основе относительно небольшого числа источников и которые характеризуются большим разбросом в оценках, могут в итоге оказаться не вполне адекватными.
Поскольку заметные изменения уровня коррупции происходят достаточно медленно, Индекс в основном содержит усреднённые данные, собранные за три последних года, то есть он даёт представление о текущих оценках уровня коррупции экспертами, почти не фокусируясь на происходящих из года в год сдвигах. Поэтому исследование не всегда отражает реальную динамику, так как его колебания могут быть обусловлены корректировкой выборки, методологии и источников информации (при этом не все они обновляются на ежегодной основе), а место страны в общем списке может сильно измениться просто потому, что изменился список стран, включённых в рейтинг.
Результаты исследования
В этом разделе представлен актуальный (периодически обновляемый в соответствии с последними результатами исследования) список стран мира и административных территорий без государственного статуса, упорядоченных по Индексу восприятия коррупции. Текущие данные представлены по состоянию на 2020 год (опубликованы в январе 2021 года).
Индекс восприятия коррупции
Transparency International:
Corruption Perceptions Index 2020.
Новости по теме
Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2015 года
Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции 2015 года (Corruption Perceptions Index 2015).
Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2014 года
Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции 2014 года (Corruption Perceptions Index 2014).
Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2013 года
Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции за 2013 год (Corruption Perceptions Index 2013).
Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2012 года
Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции за 2012 год (Corruption Perceptions Index 2012).
Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2011 года
Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции за 2011 год (Corruption Perceptions Index 2011).