Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента

Практическая работа «Решение ситуационных задач по определению показателей ассортимента товаров»

Решение ситуационных задач по определению показателей

— изучить методику расчета показателей ассортимента товаров;

— научиться определять показатели ассортимента товаров и анализировать полученные результаты.

Содержание отчета: отчет должен содержать:

— номер и название ПР,

— ответы на контрольные вопросы.

Повторите теоретический материал:

Ассортимент товаров характеризуются следующими показателями, которые рассчитываются по формулам:

Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть картинку Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Картинка про Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть картинку Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Картинка про Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента

Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть картинку Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Картинка про Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента

Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть картинку Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Картинка про Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента

5. Структура ассортимента (С) характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров ( S ).

Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть картинку Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Картинка про Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента

Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть картинку Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Картинка про Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента

Практические задания и порядок их выполнения:

Рассчитайте коэффициент полноты ассортимента по следующим данным:

б) в продаже было 7 разновидностей настольных игр, тогда как прайс-лист предлагает 15;

в) в продаже в течение месяца находилось 3 модели женских сапог, тогда как ассортиментный перечень предусматривал 5 моделей.

Результаты представьте в таблице:

Из 55 наименований продуктов в магазин поступило 10 новых видов. Рассчитать степень обновления, коэффициент широты ассортимента, если максимально возможное количество наименований товаров у данного вида магазина принято 120. Оформить таблицу:

Расчет показателей широты и новизны ассортимента

Количество новых товаров

Рассчитайте коэффициенты устойчивости ассортимента карамели с разными начинками, если в магазине реализуется карамель 17 наименований. Устойчивым спросом из них пользуются 9.

Результаты оформите в виде таблице:

Устойчивость ассортимента карамели

Действительная широта, Шд

Начинки, пользующиеся спросом

Коэффициент устойчивости, Ку

Полученные результаты прокомментируйте. Дайте предложения по совершенствованию ассортимента карамели в магазине.

Необходимо рассчитать: Кш и Кп; на основании полученных коэффициентов определить, какой из магазинов более конкурентоспособен, и в каком из них наиболее полно удовлетворяется спрос на хлебобулочные изделия.

Расчет показателей широты и полноты ассортимента

В кондитерском магазине в ассортименте товаров имеется 20 наименований шоколадных конфет по средней цене 350 рублей; 35 наименований карамели по средней цене 120 рублей; 3 вида мармелада по цене 110 рублей и 5 видов драже по средней цене 90 рублей.

Определите структуру ассортимента в натуральном и денежном выражении. Оформите таблицу:

Расчет структуры ассортимента

Структура в натуральном выражении (%)

Структура в денежном выражении (руб)

Рассчитайте коэффициенты устойчивости ассортимента моющих средств в торговом предприятии. Результаты оформите в виде таблице:

Расчет коэффициента устойчивости

Торговые марки, пользующиеся спросом

Коэффициент устойчивости, Ку

СМС для ручной стирки

Кондиционер для белья

Полученные результаты прокомментируйте. Дайте предложения по совершенствованию ассортимента моющих средств в магазине.

В ассортименте хлебобулочного магазина имеется 35 наименований товаров, в т. ч. 6 видов хлеба однородной группы. 14 видов обладают способностью постоянно удовлетворять устойчивый спрос покупателей. В течение месяца в ассортименте появилось 7 видов новых продуктов.

Рассчитайте коэффициент рациональности и степень обновления ассортимента, если Шб=100, Пб=20, К вш=0,3, К вп=0,2, К ву=0,2, К вн=0,3.

1. Назовите основные показатели ассортимента.

2. Как определить коэффициенты широты, полноты и глубины ассортимента?

3. Что может служить показателями базовой широты и полноты ассортимента?

4. Что такое устойчивость ассортимента товаров?

5. Что такое ассортиментный перечень, кто его утверждает?

Пример решения типовых ситуационных задач

Задача: Рассчитайте структуру ассортимента в магазине «Ткани» в натуральном и денежном выражении.

Количество тканей, м

Цена тканей, руб. за 1 м

Решение: Относительные показатели структуры ассортимента (%), в выражении

Как видно из табл., удельный вес хлопчатобумажных тканей в натуральном выражении в 2,5 раза выше, чем в денежном.

Задача: В ассортименте магазина имеются сыры Швейцарский, Голландский, Российский, Эдамский, Сулугуни, Рокфор. Первые четыре наименования относятся к группе твердых сычужных сыров. Поэтому действительный показатель для группы твердых сычужных сыров будет равен 4. В российских стандартах предусмотрено 20 наименований таких сыров, еще пять наименований поступает по импорту. Определить коэффициент полноты и коэффициент устойчивости твёрдых сычужных сыров.

Задача: В магазине «Евровина» в продаже насчитывается 35 наименований ликероводочных изделий из 50 максимально возможных. Количество новых товаров составило 18, а устойчивым спросом пользуются 7 наименований. Максимально возможное количество наименований товаров в данном магазине составляет 525, а в продаже имеется 420. Необходимо рассчитать рациональность ассортимента ликёроводочных изделий при условии, что вш=0,4; вп=0,2; ву=0,3; вн=0,1. Данный магазин стремится к широте и устойчивости ассортимента.

Решение. (420/525*0,4 + 35/50*0,2 + 7/35*0,3 + 18/35*0,1):4 = (0,32+0,14+0,06+0,05):4 = 0,57:4 = 0,14.

Вывод. Это низкий коэффициент рациональности. Подвел показатель устойчивости. По показателю новизны всё нормально, так как задан небольшой весовой коэффициент. Есть над, чем поработать.

Источник

Определение устойчивости ассортимента

Устойчивость ассортимента — это изменения показателей широты, полноты, глубины структуры ассортимента за какой-либо промежуток времени.

Устойчивость ассортимента характеризует способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Коэффициент устойчивости (Ку,%) — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп:

где у — показатель устойчивости: количество видов и разновидностей товаров, пользующихся устойчивым спросом; Ш — общее количество видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.

Иногда устойчивость связывают со сроком, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации.

В этом случае устойчивость ассортимента будет зависеть от устойчивости спроса на эти товары, а также соответствия товарных запасов возможностям их реализации.

Потому сроки реализации товаров не могут быть использованы при определении рациональности ассортимента в качестве показателя его устойчивости.

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.

Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть картинку Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Картинка про Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента

Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.

Источник

Показатели ассортимента

Основные свойства и показатели ассортимента

Итак, как уже говорилось ранее, ассортимент — это набор товаров, который формируется по определенным признакам с целью удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. При этом существует несколько классификационных признаков, по которым ассортимент делят на определенные виды. Наиболее значимыми признаками являются: место нахождения товаров; широта охвата товаров; степень удовлетворения потребностей; характер потребностей.

В зависимости от местонахождения товаров выделяют:

производственный (промышленный) ассортимент — это номенклатура товаров, выпускаемых производителем исходя из его производственных возможностей;

торговый ассортимент — это набор товаров, формируемый предприятиями розничной торговли, сферы услуг и общественного питания с учетом специфики деятельности, характера спроса, количества и качества располагаемых ресурсов. Торговый ассортимент, как правило, состоит из товаров разных производителей. Исключения могут составлять фирменные магазины, ассортимент которых формируется из товаров одного производителя; как правило, такие магазины территориально расположены в непосредственной близости от самого производителя.

В зависимости от широты охвата товаров различают:

простой ассортимент — это набор товаров, состоящий из небольшого количества товарных групп, видов и наименований изделий, направленный на удовлетворение небольшого числа потребностей. Такой ассортимент, как правило, предлагают небольшие магазины, работающие в формате «магазин около дома», которые предлагают к продаже товары повседневного спроса;

сложный ассортимент — включает набор товаров, состоящий из большого количества товарных групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые способны удовлетворить разнообразные потребности. Такой ассортимент формируют магазины, работающие в формате «супермаркет», где покупатель может найти разнообразные товары, как продовольственные, так и непродовольственные;

групповой ассортимент — состоит из однородных товаров, обладающих общими признаками и нацеленных на удовлетворение аналогичных потребностей. Такой ассортимент формируют специализированные магазины, предлагающие к продаже одну или несколько товарных групп. Например, магазин обуви может предлагать к продаже саму обувь и аксессуары;

видовой ассортимент — включает в себя товары различных видов и наименований, способных удовлетворить аналогичные потребности. Такой ассортимент предлагают к продаже узкоспециализированные магазины;

марочный ассортимент — это набор товаров одного вида, но различных торговых марок. Например, мебельный магазин может предлагать к продаже предметы мебели с разными марочными наименованиями;

развернутый ассортимент — это ассортимент, который включает в себя большое количество разнообразных групп, видов и наименований товаров, в том числе марочных и немарочных. Такой ассортимент, как правило, представлен в крупных торговых центрах или торгово-развлекательных центрах;

сопутствующий ассортимент — это набор товаров, не являющихся для данного магазина основными и выполняющих вспомогательные функции. Например, магазин марочных вин может включить в свой ассортимент подарочную упаковку;

смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, видов и наименований, удовлетворяющих различные потребности и ориентированных на различные группы покупателей.

По степени удовлетворения потребностей выделяют следующие виды ассортимента:

рациональный ассортимент — это набор товаров, удовлетворяющий в полной мере реально существующие потребности покупателей и отвечающий современным требованиям науки, техники и технологии;

оптимальный ассортимент — набор товаров, отвечающий вкусам и предпочтениям покупателей и при этом удовлетворяющий потребности с максимальным эффектом. Это означает минимизацию издержек на проектирование, разработку, производство и доведение до конечного потребителя.

В зависимости от характера потребностей различают:

реальный ассортимент — это ассортимент конкретного производителя или продавца, который имеет место на сегодняшний день;

прогнозируемый ассортимент — это набор товаров, который должен присутствовать в будущем с учетом изменения потребностей покупателей;

учебный ассортимент — это набор товаров, систематизированный по научно обоснованным признакам с целью достижения обучающего эффекта. Такой ассортимент, как правило, формируется в торговых точках, которые функционируют при учебных заведениях и созданы для прохождения различного вида практик студентами.

Говоря об ассортименте, необходимо остановиться на его свойствах и показателях, которые позволяют его анализировать.

Так, свойство ассортимента — это его специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании, а показатель ассортимента — это количественно измеряемое выражение его свойств. При это измерению подлежит не только ассортимент магазина в целом, но также его группы, подгруппы и товарные категории.

Ключевое свойство ассортимента — это его ширина, оно характеризуется двумя показателями: действительной шириной и базовой шириной. Действительная ширина ассортимента —- это фактическое количество товарных групп, подгрупп и категорий, имеющихся в наличии в магазине. Базовая ширина — это ширина, принятая за основу. За основу может быть принята ширина ассортимента наиболее успешного конкурента, максимально возможная ширина или ширина, регламентированная нормативными документами.

Следующее свойство ассортимента — это его глубина. Она характеризуется такими показателями, как количество видов подгрупп и товарных категорий, входящих в одну товарную группу и нацеленных на удовлетворение однородных потребностей.

Следующее свойство ассортимента — это его устойчивость, что означает способность ассортимента удовлетворять спрос на одни и те же товары в течение продолжительного времени. Показателем устойчивости ассортимента является коэффициент устойчивости. Он рассчитывается как соотношение количества товарных групп, подгрупп и категорий, пользующихся устойчивым спросом, к общему количеству товарных групп, подгрупп и категорий, представленных в магазине.

Еще одно свойство ассортимента — это его обновляемость, или новизна, т.е. способность ассортимента удовлетворять новые потребности за счет включения в ассортиментную матрицу магазина новых товаров. Новизна ассортимента характеризуется такими показателями, как действительное обновление ассортимента и степень обновления ассортимента. Действительное обновление ассортимента — количество новых товаров, представленных в ассортименте магазина, а степень обновления — это соотношение количества новых товаров и общего количества товаров.

Заключительное свойство ассортимента — это его рациональность, которая выражает способность ассортимента наиболее полно удовлетворять потребности различных сегментов покупателей. Рациональность ассортимента, по сути, включает в себя все остальные показатели ассортимента — широту, глубину, устойчивость и новизну — и зависит от формата и концепции развития магазина.

Для наглядности все свойства и показатели ассортимента представим в табл.

Показатели ассортимента могут оказывать влияние на степень удовлетворенности покупателей и в целом на коммерческие результаты деятельности магазина.

Так, по широте ассортимента можно судить о степени насыщения рынка товарами, при этом чем больше широта ассортимента, тем больше насыщенность рынка. Широта ассортимента магазина должна соответствовать уровню спроса. В условиях дефицита товаров, когда спрос превышает предложение, магазинам выгодно иметь узкий ассортимент, так как более широкий ассортимент требует дополнительных затрат. Широкий ассортимент требует дополнительных торговых и складских площадей, транспортных расходов и т.д. Такую ситуацию можно было наблюдать в условиях командно-административной экономической системы, когда ассортимент советских магазинов в период тотального дефицита был крайне узким.

Свойства и показатели ассортимента

Фактическое количество подгрупп и товарных категорий в однородной товарной группе (Пд)

Базовое количество подгрупп и товарных категорий в однородной товарной группе (ПБ)

Коэффициент глубины (Кг)

Количество видов, разновидностей, наименований, имеющихся в продаже (Шд)

Базовое количество видов, разновидностей, наименований товара (ШБ)

Коэффициент широты (Кш)

Количество новых видов и наименований товаров(Н)

Степень (коэффициент) обновления (Кн)

Количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом (У)

Коэффициент устойчивости (Ку)

Коэффициент рациональности (Кр)

Кр = (Кг*ВГ + Кш *ВШ + Кн *ВН + Ку * ВУ) /4, где ВГ, ВШ, ВУ, ВН — коэффициенты весомости показателей глубины, широты, новизны, устойчивости

Однако в условиях рыночной экономики, когда предложение товаров превышает спрос, широкий ассортимент является одним из факторов конкурентоспособности, так как позволяет удовлетворить разнообразные потребности различных сегментов покупателей.

Устойчивость ассортимента показывает, в течение какого времени товары определенных групп, подгрупп и категорий входят в состав ассортимента магазина.

Устойчивость ассортимента определяется следующими факторами:

наличием устойчивого спроса на определенный товар;

графиком пополнения товарных запасов;

отсутствием или недостаточным объемом спроса на медленно оборачиваемые и неликвидные товары;

несоответствием между спросом и количеством имеющихся товарных запасов.

При этом сроки реализации товаров не могут быть использованы в качестве показателей устойчивости ассортимента в ходе оценки его рациональности. Существуют ситуации, когда обновление ассортимента является необходимым условием для успешного развития магазина, например в случае необходимости замены морально устаревших и невостребованных товаров на технически усовершенствованные и пользующиеся спросом покупателей. При этом необходимо помнить, что обновление ассортимента — это достаточно затратное и рискованное мероприятие, которое не всегда приносит ожидаемые результаты, так как новый товар может не найти своего покупателя и не будет пользоваться достаточным спросом.

Источник

Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента

Коэффициент устойчивости ассортимента — показатель, характеризующий отношение количества видов (разновидностей) товаров, имеющихся фактически в продаже, к числу товарных наименований, установленных магазину ассортиментным минимумом. Если коэффициент существенно меньше единицы, значит, ассортимент товаров в магазине беден и нужно предпринимать меры по улучшению его формирования. Коэффициент, равный единице или даже превышающий ее, свидетельствует о высокой устойчивости ассортимента в магазине. Это означает, что покупателям предлагается достаточно широкий выбор товаров и они могут лучше удовлетворить свой спрос. [c.180]

Коэффициент устойчивости ассортимента 180 [c.347]

Коэффициент устойчивости ассортимента определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). [c.171]

Коэффициент стабильности, или устойчивости, ассортимента (Ку) определяется по формуле [c.171]

Распределение общепроизводственного расхода материальных ресурсов по отдельным группам продуктов производится в соответствии с особенностями существующей в данной отрасли методики. При сравнительно небольшой номенклатуре выпускаемых продуктов расчеты проводятся по всему ассортименту. По многономенклатурным отраслям продукты следует объединять в группы, имеющие настолько устойчивый уровень данного вида материальных затрат, что структурными сдвигами внутри этих групп можно пренебречь. Причем при расчете коэффициентов прямых затрат различных ви- [c.104]

То положение, что оборотные средства изменяются не в меру увеличения выпуска продукции, связано со снижением себестоимости и является положительным фактором. Такой метод нормирования называется методом коэффициентов. Его применение вполне оправдывает себя на предприятиях с устойчивыми условиями снабжения, стабильным ассортиментом продукции и технологией производства, а также при условии, что базисный норматив определен правильно. В других случаях могут быть допущены просчеты, поскольку рост программы и [c.244]

АССОРТИМЕНТНЫЙ МИНИМУМ, минимальный ассортимент (basi sto k lists) — миним кол-во позиций ассортимента торгового предприятия, которое должно быть постоянно в наличии См также Коэффициент устойчивости ассортимента [c.10]

Источник

Устойчивость ассортимента

Свойства и показатели ассортимента

Показатель ассортимента – количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.

Ассортимент товаров характеризуется такими показателями:

1. широтой;

Полнотой,

Устойчивостью,

Степенью обновления (новизной),

Структурой,

Ассортиментным минимумом, рациональностью,

7. гармоничностью.

Широта ассортимента

Широтой ассортимента называется количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разновидных групп.

Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателямидействительной и базовой широтой, а также относительным показателемкоэффициентом широты.

Действительная широта Шд фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).

Базовая широта Ш б широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, каталогами и т.п.) или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах.

Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому:

Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть картинку Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Картинка про Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента

Шд – широта действительная;

Шб – широта базовая (по стандарту, прейскуранту, каталогу).

Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирм.

Каково же отношение потребителей к широте? С одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены, а с другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому широта не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.

Полнота ассортимента

Полнота ассортиментаспособность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных различными вкусами, привычками и иными факторами.

Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.

Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

Действительный показательПд характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый Пб – регламентируемым или планируемым количеством товаров.

Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть картинку Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Картинка про Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента

Наибольшее значение показатели полноты имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.

Устойчивость ассортимента

Коэффициент устойчивости (Ку) отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шу):

Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Смотреть картинку Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Картинка про Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента. Фото Что показывает коэффициент устойчивости ассортимента

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *