Что показывает кривая безразличия

Что показывает кривая безразличия

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Кривая безразличия: понятие, свойства и наглядные примеры

Кривая безразличия — это график различных комбинаций двух продуктов, к которым потребитель безразличен, то есть ему одинаково нравятся обе комбинации.

Давайте рассмотрим Марка, который хочет определиться с количеством обедов и количеством фильмов в месяц.

Он проанализировал свою модель потребления за последний год и выяснил следующее: (1) если он смотрит 2 фильма в любой месяц, он обедает 8 раз, (2) если он смотрит 4 фильма, он обедает 3 раза и (3) если он смотрит 6 фильмов, он обедает 1 раз и так далее.

Он одинаково любит все возможности и не отдает предпочтения какой-то одной комбинации. Если мы построим эти комбинации на графике с фильмами на одной оси и обедами на другой, мы получим его кривую безразличия, как показано ниже.

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Очевидно, Марк предпочел бы смотреть 4 фильма и обедать в ресторане 4 раза, потому что эта комбинация лучше, чем все текущие комбинации. Она показывает, что у одного потребителя может быть более одной кривой безразличия.

Такая группа кривых безразличия, которая показывает одинаково привлекательные альтернативы для потребителя при разном уровне дохода, называется семейством кривых безразличия.

Самая внешняя кривая безразличия IC2 имеет более высокий рейтинг, потому что она предлагает больше как фильмов, так и обедов во всех случаях.

Вы, должно быть, заметили, что существует компромисс между обоими товарами, то есть по мере увеличения количества фильмов количество обедов уменьшается и наоборот.

Скорость, с которой потребитель отказывается от потребления одной единицы одного продукта ради другого, называется предельной нормой замещения (или коэффициентом замещения).

Свойства кривых безразличия

Ниже приведены некоторые важные свойства кривых безразличия:

[1]. Кривые безразличия не наклоняются вверх. Это происходит потому, что кривая безразличия показывает компромисс между двумя товарами, то есть один должен уменьшаться, если другой увеличивается.

Если мы имеем кривую безразличия, направленную вверх, это означает, что потребление обоих товаров может одновременно увеличиваться.

[2]. Самая внешняя кривая безразличия наиболее предпочтительна потребителю, и рейтинг уменьшается по мере того, как мы движемся внутрь, то есть влево.

[3]. Кривые безразличия не пересекаются. Это происходит потому, что разные кривые безразличия представляют разные уровни достатка, и пересечение означало бы, что потребитель безразличен между комбинациями продуктов, представленными двумя кривыми безразличия.

Бюджетные ограничения и кривые безразличия

Бюджетное ограничение потребителя (также называемая бюджетная линия) — это прямая линия, которая показывает различную комбинацию двух продуктов, которые потребитель может позволить себе купить.

Давайте еще раз рассмотрим Марка. Если у него есть в общей сложности 200 долларов, чтобы потратить на фильмы и обеды, это его бюджетное ограничение.

Если фильм стоит 35 долларов, а ужин — 20, мы можем определить его потребительские возможности.

Если он тратит все свои деньги на фильмы, он может позволить себе смотреть 5,7 фильмов (то есть 200 долларов/35 долларов). В качестве альтернативы, если он тратит все 200 долларов на обеды, возможны 10 обедов (200 долларов/20 долларов).

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Точка, в которой линия бюджета потребителя касается кривой безразличия (то есть точка E), это комбинация, которую он потребляет.

Анализ кривой безразличия может быть использован для объяснения эффекта замещения и эффекта дохода.

Источник

Спрос и конкурентное поведение потребителя: анализ кривых безразличия

Как отмечалось выше, концепция предельной полезности имеет существенные методологические изъяны и прежде всего тот, что полезность является субъективной категорией, не поддающейся объективному измерению и сопоставлению. Чтобы избежать необходимости измерения предельной полезности, в экономической теории используют кривые безразличия. Разработка данного подхода к проблеме поведения потребителя связана с именами известных экономистов В.Парето и Д.Хикса.

Анализ кривых безразличия базируется на тезисе, что потребителю нет надобности точно измерять полезность блага. Достаточно, если он в состоянии из двух благ выбрать одно по своему вкусу. Анализ кривых безразличия основывается на следующих предпосылках:

1. Все блага находятся в свободном доступе и обладают положительной предельной полезностью. Другими словами, это означает принцип: чем больше данного блага, тем лучше. Если же какое-либо дополнительное благо начинает понижать благосостояние потребителя, он может с легкостью выбросить его, не неся при этом никаких издержек.

Кривые безразличия и их свойства

Опираясь на названные выше предпосылки, можно построить так называемую карту потребительских предпочтений (рис. 11.1). Предпочтения потребителя выражены при помощи кривых безразличия.

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Очевидно, что в силу своих вкусов, пристрастий и обстоятельств каждый потребитель имеет свою собственную карту предпочтений.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Выбор потребителя

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Таким образом, равновесие потребителя, или рациональный выбор потребителя, достигается в точке касания бюджетной линии с наивысшей доступной для касания кривой безразличия.

Рассмотрим иную ситуацию, когда стоит задача получить некоторую полезность при минимальных затратах (рис. 11.3).

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

В точке касания ( E ) кривой безразличия с наиболее низко расположенной бюджетной линией будет достигнута поставленная цель: данная комбинация двух благ обеспечивает искомую полезность и стоит менее всего.

Приравняв известные нам формулы наклона этих кривых, получим:

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Таким образом, не прибегая к измерению полезности отдельного блага, при помощи кривых безразличия мы получили точно такой же вывод и аналогичную формулу, как и на основе использования теории предельной полезности.

Кривые безразличия и иные кривые

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Кривая «цена—потребление». Мы убедились, что при изменении цены одного из двух товаров меняется поведение потребителя. Этот процесс может быть проиллюстрирован при помощи так называемой кривой «цена—потребление».

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Кривая «цена—потребление» показывает, как меняется оптимальный уровень потребления двух товаров при изменении цены одного из них.

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Рассмотрим теперь ситуацию, когда товар X является товаром низшего класса (рис. 11.7).

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Теоретически невозможно предсказать, какой из двух эффектов будет больше. Здравый смысл и житейский опыт подсказывают, что эффект замещения должен быть больше и в конечном итоге повышение цены товара вызовет сокращение его потребления.

Однако, по крайней мере гипотетически, можно предугадать и вариант, при котором эффект дохода окажется выше эффекта замещения. Таковой будет ситуация с так называемым товаром Гиффена. Подобный гипертрофированный эффект дохода можно объяснить, в частности, низким уровнем дохода и большой долей данного товара в совокупном потреблении отдельного домохозяйства. В этом случае повышение цены товара может сопровождаться ростом его потребления. Бесспорно, однако, что на практике такие ситуации встречаются крайне редко.

Поведение потребителя при изменении дохода. Увеличение дохода графически отображается в параллельном перемещении бюджетной линии вправо от начала координат. При этом новая бюджетная линия выступит касательной по отношению уже к иной кривой безразличии, отстоящей далее от начала координат и отвечающей большей совокупной полезности. Новая точка касания продемонстрирует изменения в потреблении в связи с ростом дохода. Если рассмотреть несколько уровней дохода и определить соответствующие им точки оптимального выбора потребителя, то линия, соединяющая эти точки, будет кривой, именуемой «доход—потребление» (рис. 11.8).

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

В данном случае кривая «доход—потребление» будет отклоняться назад, поскольку с ростом доходов обычно сокращается потребление товаров низшей категории (кривая будет «возвращаться» к началу координат) и возрастает потребление нормальных товаров (кривая поднимется вверх относительно вертикальной оси Y).

На основе кривой «доход—потребление» можно вывести так называемую кривую Энгеля (рис. 11.11).

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Кривая Энгеля показывает, как меняется количество потребляемого продукта при различных уровнях дохода. Кривая Энгеля также может иметь разные формы в зависимости от категории товара. Для нормальных товаров наклон кривой обычно положительный, для товаров низшего класса — отрицательный.

Теоретическая и практическая значимость кривых безразличия

Кривые безразличия имеют то важное преимущество перед концепцией предельной полезности, что позволяют не измерять саму полезность, т.е. преодолевают основное уязвимое место вышеназванной концепции.

Кривые безразличия являются не только сугубо теоретическим инструментом. Они могут принести большую пользу в хозяйственной практике, помогая принять правильные решения в отношении предпочтений потребителей. Так, в 1969 г. на основе маркетинговых исследований менеджеры компании Ford Л.Якокка и Д.Фрей смогли правильно определить рыночную стратегию фирмы и предложить новую модель «Форд мустанг», отвечающую предпочтениям потребителей. Менеджеры старались выяснить, что для потребителя важнее: технические параметры автомобиля или дизайн, а следовательно, в каком направлении вести дальнейшие разработки. Были построены два типа кривых безразличия (рис. 11.12 и 11.13).

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Первый тип кривых характеризовал явные предпочтения технических параметров. Второй тип кривых показывал чувствительность потребителя к дизайну. Менеджеры правильно определили, что для большинства людей, не слишком сведущих в технике, при обеспечении некоторого достаточно высокого технического уровня автомобиля внешний вид и удобства приобретают гораздо большее значение. Действительно, многие технические усовершенствования могут быть оценены по достоинству только специалистами, а комфортность и внешнюю привлекательность машины оценит каждый. Правильная ориентация на вкусы и предпочтения потребителей помогла фирме Ford выбрать стратегию, которая принесла большой коммерческий успех новой модели «Форд мустанг».

Для оценки потребительских предпочтений и поведения важно не только оценить, насколько крутыми или пологими являются кривые безразличия, но и верно определить их форму. Не все кривые имеют вид дуги, вогнутой в сторону оси координат. На рис. 11.14 изображены кривые безразличия товаров, потребляемых исключительно совместно.

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Такими абсолютно взаимодополняющими товарами являются, например, правый и левый ботинок, правая и левая перчатка. Наращивать или сокращать производство их можно только в одной и той же степени. Это же относится и не к столь близким дополнителям, а просто к сопутствующим товарам, фотокамерам и пленке, шурупам и гайкам и т.д.

Для абсолютных заменителей кривые безразличия будут иметь совсем другую форму (рис. 11.15).

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Абсолютными заменителями являются товары двух торговых марок, нераспознаваемые без этикеток, например: два непромаркированных тюбика зубной пасты, два необозначенных стиральных порошка.

Третий вариант предполагает комбинацию блага и антиблага, приносящего потребителю не пользу, а неудобства, вред, неудовольствие и пр. (рис. 11.16).

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Наконец, рассмотрим случай, известный как угловое решение. В данной ситуации потребитель выбирает исключительно один товар в ущерб другому. Например, при пенсии, размеры которой не обеспечивают нормального существования, человек будет всегда отдавать предпочтение продуктам питания, а не одежде, обуви, книгам и пр. И даже незначительное понижение цен на одежду не заставит такого потребителя изменить свой выбор (рис. 11.17). Такая ситуация, к сожалению, стала типичной для многих потребителей России в 90-е годы, когда более 30% населения оказались за чертой бедности.

При угловом решении отношение предельных полезностей двух товаров не равно их ценовому соотношению, а потому точка B на рис. 11.17 не является точкой оптимального выбора, максимизирующего полезность. В точке B предельная норма замещения еды одеждой больше, чем наклон бюджетной линии, что означает следующее: если бы у потребителя было бы больше одежды, он бы с готовностью пожертвовал ею ради приобретения дополнительных продуктов питания. Подтверждение этому можно увидеть на любом рынке, где пожилые люди продают свою одежду, книги и домашнюю утварь, чтобы полученные деньги можно было бы потратить на покупку продуктов.

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Выйти из подобного «тупикового» угла можно в данном конкретном случае, лишь существенно увеличив доходы потребителя или же на порядок сократив цены. Таким образом, кривые безразличия и их анализ помогут сформулировать адекватную социальную политику.

Кривые безразличия достаточно широко применяются в теоретических и прикладных исследованиях. Вместе с тем возможности анализа кривых безразличия не беспредельны и также ограничены. Причины этого таковы, что потребители далеко не всегда ведут себя рационально; информация о товаре не всегда бывает полной и доступной потребителю, а потому его выбор далеко не оптимален; наконец, на практике достаточно трудно вывести достоверные кривые безразличии.

Источник

Кривые безразличия и их свойства

Предположим, что потребитель имеет набор благ, состоящий из X и Y. Все соотношения количеств этих благ для него равноценны, потребителю безразлично, какой набор выбрать. Следовательно, эти товары принадлежат к набору безразличия. Набор безразличия — набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью и поэтому не имеет предпочтения перед другими.

Кривая безразличия является графическим отображением набора безразличия. Кривая безразличия — совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворения потребностей, т. е. приносящих ему одинаковую полезность. Взяв другие возможные сочетания благ, соответствующие различным величинам совокупной полезности, можно составить карту безразличия. Карта безразличия — совокупность кривых безразличия, соответствующих различным уровням полезности для одного потребителя и одной пары благ. Вкусы и предпочтения потребителя представляются картой кривых безразличия. Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, предполагает относительно большую величину полезности.

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличияЧто показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Зона замещения (субституции) — участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Взаимная замена благ X и Y возможна только в пределах отрезка АВ (зоне замены). Количество блага Х1 представляет минимально необходимое количество потребления блага X, от которого потребитель не может отказаться, как бы много товара Y ни предлагалось взамен. Аналогично Y1 — минимально необходимое количество потребления блага Y. Предельная норма замещения — норма, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Предельная норма замещения — количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого блага. Предельная норма замещения рассчитывается следующим образом:

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

где MRS — предельная норма замещения; Qx — количество това­ра X; QY — количество товара Y.

Предельная норма замещения всегда отрицательная величина, так как прирост потребления одного блага происходит за счет сокращения потребления другого. Предельная норма замещения уменьшается при движении вдоль кривой безразличия — получая в свое распоряжение все большее количество данного блага и наращивая его потребление, покупатель в обмен готов отказаться от все меньшего количества другого блага, которое становится все более дефицитным. У потребителя, желающего остаться на той же кривой безразличия, прирост полезности от наращивания потребления блага X должен быть равен потере полезности от сокращения потребления товара Y. Таким образом, предельная норма замещения блага X благом Y может рассматриваться как отношение предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y:

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Рассмотрим некоторые свойства кривых безразличия:

кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Между количествами благ X и Y существует обратная связь. При уменьшении потребления одного блага, для компенсации потерь и сохранения прежнего уровня полезности, потребитель должен увеличить потребление другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон;

кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Выше отмечалось, что при увеличении потребления одного блага потребитель должен уменьшить потребление другого блага. Выпуклость кривой безразличия по отношению к началу координат является следствием падения предельной нормы замещения. Пологий спуск кривой безразличия вниз или подъем наверх свидетельствует об убывании темпов замещения одного блага другим по мере уменьшения доли данного блага в потребительской корзине;

абсолютная величина наклона кривой безразличия равна предельной норме замещения. Угол наклона кривой безразличия в данной точке показывает норму, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Данное соотношение характеризуется предельной нормой замещения;

кривые безразличия не пересекаются. Один и тот же потребитель не может характеризовать один и тот же набор благ различными уровнями полезности. Следовательно, две кривые безразличия, представляющие различные уровни полезности, не могут пересечься;

возможно построить кривую безразличия, проходящую через любой набор благ. Кривую безразличия можно построить для любой пары благ, приносящих определенный уровень полезности. Именно по этому принципу строится карта безразличия, дающая полную информацию о системе предпочтений потребителя.

Источник

Свойства, наклон и положение кривой потребительского безразличия

10.11.2021 No Comments Posted in

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

В статье вы узнаете, что такое кривая безразличия, какими свойствами она обладает, почему у кривой безразличия отрицательный наклон, что такое предельная норма замещения, какое положение у кривой потребительского положения на графике, а также, что такое карта кривых безразличия.

Любой экономический субъект в какой-то мере является потребителем тех или иных товаров и услуг. Он предъявляет спрос на нужный ему продукт и действует с учетом собственных потребностей, вкусов и предпочтений. Именно они определяют величину спроса на рынке и, соответственно, масштабы производства.

В условиях различных ограничений (уровня дохода, времени и т.д.) потребитель вынужден постоянно искать альтернативу, то есть планировать состав своей потребительской корзины.

Графически система предпочтений потребителя изображается в виде кривых безразличия, впервые использованных ирландским экономистом и статистиком Фрэнсисом Исидором Эджуортом в 1881 году.

Создавайте презентации, запоминающиеся публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva. После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.

Что такое «кривая безразличия»

Кривые безразличия используются для исследования многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора оптимального набора благ.

Кривая безразличия — это линия, геометрическое место точек, определяющее комбинацию благ, необходимых для удовлетворения потребностей индивида.

Для примера будем считать, что потребитель имеет фиксированную величину дохода и полностью тратит ее на потребление. Пусть он приобретает только два различных товара: X и Y. Любое благо потребитель оценивает с точки зрения полезности, поэтому наверняка найдется такая комбинация этих товаров, которая будет давать одинаковый уровень полезности.

Получается, что отказываясь от некоторого количества одного товара, потребитель приобретает большее количество другого. При этом ему абсолютно безразлично, какую комбинацию предпочесть, поскольку в любом случае потребности будут удовлетворены в равной степени.

Графически кривую безразличия можно изобразить следующим образом:

Свойства кривых безразличия

Кривые потребительского безразличия обладают следующими свойствами:

Коэффициент, показывающий в какой пропорции одно благо замещается на другое, при условии, что общая полезность или уровень удовлетворения для потребителя не меняется, называется предельной нормой замещения (MRS).

Наклон кривой безразличия

Кривая безразличия имеет отрицательный наклон, что характеризуется обратной зависимостью между количествами благ X и Y, то есть их альтернативностью при ограниченном доходе. Это свидетельствует о том, что потребитель имеет дело с товарами, которые не являются заменителями и по отдельности представляют собой особую ценность.

Кривые безразличия могут иметь различный вид в зависимости от вида товара. Так, например, для товаров-субститутов (взаимозаменяемых благ) кривая безразличия будет функцией линейной зависимости U1.

Для комплементарных или взаимодополняемых благ кривая безразличия U2, при этом MRS=0.

Для товаров, которых чем больше у потребителя, тем большее количество он хочет иметь, кривая безразличия U3:

Угол наклона кривой безразличия определяется предельной нормой замещения двух благ X и Y (MRSxy), то есть количеством одного блага Y, от которого потребитель отказывается, чтобы увеличить потребление другого блага X на одну единицу.

Для увеличения потребления блага X на величину ΔX потребитель должен отказаться от блага Y на величину ΔY, то есть происходит движение вдоль кривой безразличия из точки A в точку B:

Что показывает кривая безразличия. Смотреть фото Что показывает кривая безразличия. Смотреть картинку Что показывает кривая безразличия. Картинка про Что показывает кривая безразличия. Фото Что показывает кривая безразличия

Формула расчета предельной нормы замещения:

Знак «-» в данном случае обозначает то, что для увеличения одного блага нужно сократить потребление другого. При этом предельная норма замещения — это положительная величина, так как она соответствует абсолютному наклону кривой безразличия.

Положение кривой безразличия

Кривая безразличия не может быть представлена в единственном виде. Она способна проецироваться на различные части плоскости в зависимости от того, какой уровень потребления выбирает потребитель.

При более высоком уровне потребления кривая смещается вверх относительно первоначальной, при сравнительно низком потреблении — вниз.

Карта кривых потребительского безразличия

Таким образом, накладывая все возможные в результате потребления кривые безразличия на одну плоскость, мы получаем карту кривых безразличий.

Она показывает ранжирование всех потенциальных благ от менее до более предпочтительных.

Путем составления кривых потребительского безразличия решается проблема оптимального выбора, что позволяет экономическому субъекту найти рациональный способ потребления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *