Что показывает кривая предложения
Спрос и предложение: основы понятий
Какой бы сложной ни была структура рынка, нужно помнить, что он основывается на конкретных принципах, правилах и величинах. Базовые понятия, на которых строится вся эта многогранная система, – спрос и предложение.
Я расскажу о том, что такое спрос и предложение, как они формируются и какие факторы сильнее всего влияют на них.
Определение спроса и предложения
Спрос и предложение имеют свои определения, которые можно сформулировать следующим образом.
Спрос – это когда люди намереваются купить за установленную цену какой-то товар или услугу, удовлетворяющую их определенную потребность. При этом существует такое понятие, как совокупный спрос. Он представляет собой сумму всей продукции, которую участники экономической системы готовы приобрести. В зависимости от разных характеристик и факторов, данный параметр можно разделить на несколько видов:
А вот предложение – это возможность различных производителей и продавцов в конкретное время предоставить этот самый товар или услугу за некоторую плату, которую человек согласится отдать взамен.
Если эти две эти величины сойдутся по цене и объему, на рынке могут возникнуть два итога – участники процесса придут к соглашению и заключат сделку купли-продажи либо не сойдутся, а их пожелания останутся неудовлетворенными.
Величина (объем) спроса и предложения
Оба параметра имеют определенную объем или величину. Например, величина спроса – это конкретное количество товаров, которые люди готовы купить в данный момент по установленным ценам.
Весь объем спроса, в зависимости от характеристик покупателей, можно разделить на три большие категории:
А вот объем предложения – это количество товаров, которое продавцы хотят продать по какой-то цене в тот же момент времени.
При этом главная особенность предложения – это удовлетворение спроса по той цене, которая превышает суммарные затраты продавца на производство и реализацию.
Факторы спроса и предложения
На формирование спроса и предложения влияет огромное количество факторов. Сначала поговорим о том, что способно изменить первый параметр – спрос. Существуют ценовые и неценовые факторы, способные повлиять на желание людей приобрести товары или услуги. К первому виду относится установленная продавцом цена, и она больше всего влияет на выбор, который произведут потребители.
К неценовым факторам относятся экономическая ситуация в стране, население, налоги и дотации, величина дохода покупателя и его ожидания от покупки, также мода, уровень полезности и доступности, стоимость взаимозаменяемых продуктов.
Закон спроса
Если стоимость товара или услуги будет расти, но при этом другие параметры останутся неизменными, то спрос начнет уменьшаться. Теоретическое обоснование этого явления основывается за счет трех параметров – уровня дохода, эффекта замещения и закона убывающей предельной полезности.
Эффект дохода показывает – когда стоимость продукта растет, покупательская способность потребителя снижается. За счет этого реальный доход сокращается, поэтому величина спроса на этот товар тоже падает.
Эффект замещения же демонстрирует, что при подорожании продукта люди пытаются найти более дешевый аналогичный продукт, что тоже приводит к сокращению величины спроса.
А закон убывающей предельной полезности подразумевает, что чем больше человек пользуется тем или иным продуктом, тем больше он ему «приедается». В результате удовлетворение от процесса пользования становится все ниже, человек теряет интерес и захочет вновь покупать его только в случае снижения ценника.
Есть четкая разница между изменениями спроса и его величины. В первом случае перемены происходят при воздействии неценовых факторов и сохранении стоимости на определенный товар. А его объем меняется в случае изменения цены и сохранении остальных, неценовых параметров.
Закон предложения
Данный закон демонстрирует, насколько цена продукта зависит от объема предложения. Соответственно, чем выше стоимость, тем больше величина предложения. Чем ниже стоимость, тем ниже этот объем.
И в таком случае не стоит путать изменение предложения с изменениями его величины. В первом случае большое влияние оказывают именно неценовые факторы, например: уровень дохода, тренды, ожидания и так далее. А вот объем предлагаемых товаров меняется именно из-за повышения или понижения стоимости на товар или услугу.
Вывод из вышесказанного – продавцам выгодно устанавливать высокую цену, так как это увеличит их доход. Поэтому, когда ценовые показатели на рынке растут, продавцы стараются продать как можно больше товаров.
Кривая спроса
Кривая спроса – это графическое отображение того, как зависит стоимость от количества продукции, которую люди хотят приобрести за установленную на рынке цену. На графике есть система координат, где горизонтальная ось Q отражает количество товара (от англ. – quantity), а вертикальная ось P показывает его цену (от англ. – price). Спрос характеризует кривая D с отрицательным наклоном.
При снижении величины спроса кривая D сдвигается влево, а при увеличении, наоборот, двигается вправо. Эта кривая сдвигается под воздействием внешних факторов, а цена при этом не меняется.
Кривая предложения
Кривая предложения – график, отражающий изменение величины предложения в зависимости цены. Система координат та же, что и в прошлом случае – горизонтальная прямая Q так же, как и в предыдущем случае, означает объем продукции, а вертикальная P показывает ее стоимость. Предложение на данной схеме выражается в виде кривой линии, обозначенной буквой S.
График показывает, что при повышении стоимости товаров и услуг продавец пытается реализовать больше продуктов, поэтому линия получает положительный наклон. Если предложение понижается, тогда кривая сдвигается влево, а при увеличении – вправо.
Равновесие спроса и предложения
Равновесие спроса и предложения представляет собой оптимальную цену, при которой величина спроса равна величине предложения. На графике это точка пересечения двух кривых, и называется она равновесной ценой. При возникновении такой ситуации на рынке практически отсутствуют дефицит и избыток, а это значит, что тенденций к росту или снижению цен не наблюдается.
На этом у меня все! Надеюсь, вы разобрались в основах спроса и предложения.
Discovered
О финансах и не только…
Кривая предложения
Схематическое отображение различных экономических явлений и процессов всегда облегчает процесс их анализа и наблюдения. Логично, что кривая предложения графически отображает местоположение производителя на рынке. Она используется, чтобы сделать оперативные выводы о предложении товара и его изменениях.
Что такое кривая предложения?
В экономике кривая предложения — это график, изображающий взаимосвязь между ценой определенного товара (ось Y) и количеством этого товара (или услуги), которое производитель готов продать по данной цене (ось X) в определенный момент времени.
Кривые предложения могут использоваться для моделирования соотношения «цена-количество» для отдельного производителя (кривая индивидуального предложения), но в подавляющем большинстве случаев рассматривается кривая совокупного предложения (для всех производителей данного товара на конкретном рынке). В основном, кривые предложения имеют наклон вверх, как показано на рисунках ниже.
Подобная закономерность обусловлена законом предложения: чем выше будет цена на товар или услугу, тем (при прочих равных условиях) производители будут готовы в большем объеме произвести их и продать.
Кривая предложения — это графическое изображение закона предложения.
Зачастую кривые предложения используются вместе с кривыми спроса для определения цены и количества товаров, при которых достигается ситуация рыночного равновесия.
График кривой предложения
Кривая предложения может быть представлена в виде функции:
Q — величина предложения (количество товаров);
P — цена на соответствующий товар.
Кривая предложения имеет положительный угол наклона и может быть выражена посредством простого линейного уравнения:
Q — величина предложения (количество товаров);
a — коэффициент задающий смещение начала линии по оси X. Также этот коэффициент определяет точку пересечения линии предложения с осью Y (цена, ниже которой производитель не может продавать товар);
b — коэффициент задающий угол наклона линии (b > 0).
P — цена на соответствующий товар.
Графически кривую предложения можно изобразить следующим образом:
График кривой предложения
Кривая предложения движется вверх слева направо, что полностью отражает действие закона предложения — чем выше цена, тем большее количество товаров готовы предложить продавцы.
Обратите внимание на график — цена является независимой переменной, а количество — зависимой переменной. В большинстве дисциплин независимая переменная отражается на горизонтальной оси X, но в экономической теории происходит нарушение этого правила.
График кривой предложения имеет линейный вид в основном только в теории. На практике же на величину предложения помимо цены товара оказывают влияние ряд других факторов, в связи с чем функция предложения может включать в себя ряд дополнительных параметров:
Q — величина предложения (количество товаров);
P — цена на данный товар;
Pn — цены на товары-заменители;
R — наличие, доступность и стоимость ресурсов, необходимых для производства товаров;
T — используемые в процессе производства технологии и оборудование;
N — налоги, налоговые льготы и субсидии;
C — природно-климатические условия, а также прочие факторы.
Поэтому в реальности график кривой спроса имеет нелинейный характер:
График кривой предложения с учетом неценовых факторов
Сдвиг кривой предложения
Под воздействием неценовых факторов происходит изменение предложения, вследствие чего на графике наблюдается сдвиг кривой предложения:
Сдвиг кривой предложения
Например, если на рынке произойдет снижение цен на сырье и материалы, то производители будут готовы предложить большее количество своих товаров по более низким ценам, вследствие чего происходит сдвиг кривой предложения от S0 к S2. При росте цен на сырье и материалы произойдет обратная ситуация, и кривая предложения сдвинется от S0 по направлению к S1.
Кривая предложения. Построение, сдвиг и изменение
Ключевыми понятиями экономической теории являются спрос и предложение. Первым обозначают количество товара, которое желают приобрести люди при данном уровне цен. Вторым – объем производства в той же ситуации. Кривая предложения иллюстрирует возможности продавцов. О ней и пойдет речь дальше.
Понятие
Предложение в экономике – это объем продукта, который фирмы, потребители, работники, провайдеры финансовых активов или другие агенты готовы предоставить. Для визуализации зависимости данного показателя от цены используют график. Кривая предложения в общем случае отображает позитивную корреляцию между двумя переменными. Первая является зависимой, вторая – нет.
Особенности применения
На рынке труда кривая предложения отображает объем продукта в натуральном выражении, который производители готовы продать за определенную цену, когда все другие факторы остаются постоянными. Равновесная стоимость устанавливается в точке пересечения с графиком спроса. На рынке труда кривая совокупного предложения показывает количество времени в неделю, месяц или год, которое люди готовы провести за работой. Получившийся в этом случае итог еще называют функцией зарплаты. На финансовых рынках кривая совокупного предложения характеризует объем высоколиквидных активов, которые доступны. Этот показатель определяется государственной монетарной политикой.
Факторы предложения
Бесчисленное множество переменных и обстоятельств могут повлиять на готовность продавца или его способность произвести товар. К наиболее часто встречающимся факторам, которые провоцируют сдвиг кривой предложения, относят такие:
Переменные, связанные с уровнем цен
Данная группа включает несколько показателей:
Настоящее и будущее
Одним из самых важных факторов, которые влияют на совокупное предложение продуктов, являются условия производства. В частности, состояние технологии. Если происходит качественный скачок в ее развитии, то кривая спроса и предложения смещается вверх и вправо. Другие факторы могут также повлиять на производство. Например, для сельскохозяйственных товаров критическое значение имеет погода, от которой во многом зависит урожай.
Но для правильного прогноза важно не только настоящее, но и будущее. И здесь мы имеет дело с ожиданиями. То, что продавцы думают о будущей рыночной конъюнктуре, напрямую влияет на предложение. Если они считают, что спрос на продукт скоро резко повысится, то владелец фирмы может в немедленном порядке увеличить нормы выпуска в ожидании увеличения цен.
Политика государства
Можно по-разному относится к интервенциям. Но трудно оспорить тот факт, что они имеют значительное влияние на предложение. Политика государства включает все, начиная с установления минимальных зарплат и до законов об охране окружающей среды. От эффективности действий правительства зависит то, каким будет экономический рост и нужно ли его ждать вообще. Зачастую государство выделяет ряд отраслей, которым оказывается всяческая поддержка.
Кейнсианская кривая совокупного предложения
В общем понимании в экономической теории есть два подхода: рыночный и регулятивный. Представители первого верят в невмешательство в естественный ход вещей, второго выступают за контроль сфер национального хозяйства государством. Джон Мейнард Кейнс считал, что эффективное развитие невозможно без регулятивной деятельности правительства. Кроме этого, он считал, что предложение порождается спросом. Он критиковал выводы закона Сэя. Кейнс обратил внимание на то, что в условиях обмена с участием денег возможно перепроизводство товаров и услуг в силу внешних и внутренних причин. Полученная ученым модель является базовой. В отличие от выводов классиков, Кейнс обосновывал положение о том, что сбережения представляют собой не функцию процента, а дохода. Цены не являются гибкими, в том числе и зарплата (оплата труда как фактора производства). Точка равновесия характеризует не предложение, а спрос. И она устанавливается под влиянием не цен (они фиксированы в краткосрочном периоде), а изменений запасов. Данная модель является базовой для выявления факторов колебаний и эффекта от них.
Кейнсианский отрезок кривой характеризует изменения объема производства при неизменных ценах. Он представляет собой горизонтальную линию.
В краткосрочном периоде
На уровне здравого смысла мы понимаем, что рост цен вызовет желание производителей увеличить выпуск. Валовый национальный продукт становится все больше. Но вот происходит ли так постоянно. Второй отрезок – это так называемая кривая краткосрочного предложения. Он имеет наиболее привычный нам вид – восходящая линия.
Классическая кривая совокупного предложения
Последний отрезок – вертикальный. Он характеризует ситуацию, когда цены растут, но это никак не влияет на валовый национальный продукт. Это связано с полной занятостью ресурсов в экономике. Такое положение дел, по мнению многих ученых, является невозможным.
Как построить кривую предложения?
Для того чтобы с легкостью справиться с этой задачей, нужно последовательно выполнить несколько шагов:
Движение кривой вправо или влево может быть связано с ценовыми и другими факторами. К последним относят, как мы уже говорили, изменение технологий, налоговых политик государства и т.д. Снижение налогов приведет к уменьшению бремени производителей. Это сдвинет кривую вправо, поскольку при равных ценах продавцы смогут поставлять больше товаров. Важно изменение кривой в долгосрочном и краткосрочном периоде. Различие между ними состоит, главным образом, в поведении реальных и номинальных факторов. К первым относят зарплату, цену, процентную ставку. Ко вторым – уровень занятости и другие. В краткосрочном периоде номинальные величины изменяются медленно, реальные – быстро. В долгосрочном – наоборот.
Выводы
Совокупное предложение в первую очередь зависит от издержек производителей на единицу выпущенного товара. Именно они влияют на уровень цен, желательных для продавца. А с ними неразрывно связана норма прибыли в соответствующих отраслях, а значит и рентабельность отдельного предприятия. Снижение издержек означает рост предложения. Существует огромное количество способов сделать это, но большинство из них зависят от внешних факторов. Фирма может установить новое оборудование, но создать технологический скачок она, скорее всего, окажется не в силе. И ей никак не удастся повлиять на цены используемых факторов. По крайне мере, самостоятельно.
Что показывает кривая предложения
Закон предложения: минимум теории с примерами и графиком кривой предложения
Согласно закону предложения, микроэкономическому закону, существует прямая зависимость между предложением и ценой продукта или услуги ceteris paribus (то есть при прочих равных условиях).
Закон предложения гласит, что количество продукта или ресурса, предоставленного для продажи производителем или владельцем ресурса, изменяется непосредственно в зависимости от цены продукта или ресурса соответственно при условии, что другие вещи остаются постоянными.
Помимо цены на предложение влияет еще ряд факторов, и закон предложения применим только в том случае, если эти другие факторы остаются постоянными. Факторы, влияющие на предложение, называются детерминантами предложения.
Примеры (график кривой предложения)
Существует множество примеров экономического поведения, которое соответствует закону предложения. Например:
Закон предложения часто представлен в виде кривой предложения, которая показывает соотношение между ценой и количеством поставок продукта, как показано ниже:
Указанная выше линия поставок имеет положительный наклон, что указывает на наличие прямой зависимости между ценой продукта и поставляемым количеством. По мере роста цен производители и владельцы ресурсов будут поставлять больше.
Что показывает кривая предложения
Кривая предложения: как грамотно анализировать численные данные о цене и количестве товара
Кривая предложения — это графическое представление прямой зависимости между ценой товара или услуги и его количеством, которое производители готовы и могут поставить по данной цене в течение определенного периода времени.
При этом прочие факторы, такие как количество поставщиков, цены на ресурсы, технологии и так далее, берутся в расчет в качестве постоянных величин.
Производители должны не только быть готовыми поставлять определенное количество товара по заданной цене, но и иметь возможность в форме производственного объекта или других средств поставлять это количество.
Кривая предложения поставляемого продукта или услуги может быть нарисована путем математического подгонки кривой над диаграммой рассеяния ряда пар цен и соответствующих количеств, поставляемых из графика поставок продукта или услуги.
Конвенция заключается в измерении количества поставляемого товара по горизонтальной оси и цены по вертикальной оси. Кривая предложения наклонена вверх, показывая прямую зависимость между ценой и поставляемым количеством.
Кривая предложения используется для понимания ряда экономических концепций, включая ценовые потолки, ценовые уровни, излишки потребителей и производителей, рыночное равновесие и рыночные структуры.
График кривой предложения (наглядный пример)
График поставок гипотетического продукта приведен ниже. Он показывает количество товара, поставляемого в день по различным ценам:
Количество | Цена |
393 | 8.0 |
368 | 7.0 |
339 | 6.0 |
305 | 5.0 |
262 | 4.0 |
210 | 3.0 |
133 | 2.0 |
0 | 1.0 |
Мы уже можем наблюдать прямую зависимость между ценой и поставляемым количеством.
Построив вышеупомянутые точки в декартовой системе координат и установив линию тренда в этих точках, мы получим четкое представление о соотношении цены и поставляемого количества, как показано ниже:
Кривая предложения всегда ограничена первым квадрантом в декартовой системе координат, поскольку и цена, и количество предложения не могут быть отрицательными числами.
Кривая предложения обычно пересекает вертикальную ось и некоторую точку выше нуля, потому что поставщики вряд ли будут производить и поставлять продукцию по любой цене ниже себестоимости производства, поскольку это приведет их к убыткам.
Поскольку кривая предложения представляет собой непрерывную линию в отличие от графика поставок, она дает нам представление о количествах, поставляемых по ценам между целыми долларовыми суммами.