Что показывает прибор блокировки
Блокировки в электрических схемах электроприводов станков
Блокировки в электрических схемах обеспечивают правильный порядок работы схем, исключают ложные и аварийные включения аппаратов и повышают надежность работы схем электропривода.
По назначению блокировки в электрических схемах электроприводов станков разделяются на технологические и защитные. По исполнению блокировки бывают внутренние, осуществляемые между аппаратами одной схемы (электрические и механические), и внешние — между схемами различных приводов (электрические).
Технологические блокировки используются для осуществления заданной последовательности работы электрической схемы. Они бывают внутренними и внешними. Примером внутренней технологической блокировки является узел схемы, приведенной на рис. 1, а, где блокировочный размыкающий контакт реле динамического торможения КТ (KV) обеспечивает при реверсировании включение контакторов (магнитных пускателей) КМ3 или КМ4 только после окончания процесса динамического торможения.
Рис. 1. Блокировки в электрических схемах
Примером внешней технологической блокировки в электрической схеме может служить разрешение или запрещение работы одного электропривода при работающем или неработающем другом электроприводе одного или нескольких механизмов, связанных общим технологическим процессом.
На рис. 1, б приведен узел схемы с двумя внешними блокировками, обеспечивающими включение контактора КМ1 только после включения контактора КМ2 (другого электропривода) и при определенном положении механизма (только при нажатом путевом выключателе SQ).
Защитные блокировки предотвращают ложные срабатывания в схеме и защищают двигатели, механизмы, а иногда и операторов от неправильных действий. Примером могут служить применяемые в электрических схемах блокировки реверсивных контакторов (магнитных пускателей) КМЗ и КМ4 (рис. 1, в) или линейных КМ1 и тормозных КМЗ контакторов (рис. 1, г), исключающие одновременные ложные включения контакторов КМ3 и КМ4 или КМ1 и КМ5.
Эти блокировки внутренние. Обычно они осуществляются с помощью механической связи (рычага), запрещающей их одновременное включение, и дополнительных электрических способов с помощью размыкающих контактов КМ3 и КМ4 или КМ1 и КМ5 (рис. 1, в, г) и двухэлементных кнопок управления (рис. 1, д). Смотрите также: Схемы подключения магнитного пускателя для управления асинхронным электродвигателем.
К защитным блокировкам в электрических схемах электроприводов станков относится путевые блокировки (рис. 1, е), ограничивающие движения механизмов и защищающие их от поломки, и блокировки, защищающие оператора от его неправильных действий, например на прессах, где заготовки устанавливаются руками, применяется фотоэлектрическая защитная блокировка, осуществляемая фотодатчиком BL (рис. 1, ж).
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Что показывает прибор блокировки
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЛОКИРОВОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА, СВЯЗАННЫЕ С ЗАЩИТНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ
Принципы конструирования и выбора
Safety of machinery. Interlocking devices associated with guards.
Principles for design and selection
ОКС 13.110
ОКСТУ 0012
Дата введения 2000-07-01
1 РАЗРАБОТАН Экспериментальным научно-исследовательским институтом металлорежущих станков (ОАО «ЭНИМС»)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 70 «Станки»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 ноября 1999 г. N 421-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ЕН 1088-95 «Безопасность машин. Блокировочные устройства, связанные с защитными устройствами. Принципы конструирования и выбора»
1 Область применения
Настоящий стандарт определяет общие принципы конструирования и выбора блокировочных устройств, связанных с ограждениями независимо от природы источника энергии (как определено в ГОСТ Р 51333; 3.31).
Настоящий стандарт содержит технологические требования, предъявляемые к электрическим блокировочным устройствам.
Настоящий стандарт распространяется и на те элементы защитных устройств, которые обеспечивают срабатывание блокировочных устройств.
Требования к защитным устройствам приведены в ГОСТ Р 51342. Обработка сигналов, поступающих от блокировочного устройства для остановки и фиксации машины в определенном положении, рассматривается в ЕН 954-1.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
МЭК 60617-7-96* Обозначения условные графические для схем. Часть 7: Коммутационная аппаратура, механизмы управления и защитные устройства
ЕН 954-1-96* Безопасность машин. Элементы систем управления, имеющие отношение к безопасности. Часть 1. Общие конструктивные решения
ЕН 999-98* Безопасность машин. Скорость перемещения кисти руки и руки от кисти до плеча. Скорость подвода частей тела человека для позиционирования предохранительных устройств
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 блокировочное устройство; блокировка: Механическое, электрическое или прочее устройство, цель которого состоит в предотвращении функционирования элементов машины в заданных условиях (обычно до тех пор, пока не закрыто защитное устройство);
3.2 защитное устройство с блокировкой: Защитное устройство, объединенное с блокировочным устройством таким образом, чтобы:
— «перекрываемые» защитным устройством опасные функции машины не могли бы сработать до тех пор, пока не будет закрыто защитное устройство;
— если защитное устройство будет открыто в то время, когда осуществляются опасные функции машины, то подавалась бы команда на останов машины;
— когда защитное устройство будет закрыто, а опасные функции машины, «перекрываемые» этим устройством, могут быть осуществлены, закрытие самого защитного устройства не послужило бы причиной начала осуществления этих функций (ГОСТ Р 51333; 3.27);
3.3 защитное устройство с блокировкой и фиксацией закрывания: Защитное устройство объединено с блокировочным устройством и устройством фиксации закрывания таким образом, что:
— «перекрываемые» защитным устройством опасные функции машины не смогут осуществляться до тех пор, пока не будет закрыто и зафиксировано от открывания защитное устройство;
— защитное устройство остается закрытым и зафиксированным от открывания до тех пор, пока не будет устранен риск травмирования оператора от воздействия опасных функций машины;
— если защитное устройство закрыто и зафиксировано от открывания, опасные функции машины, «перекрываемые» защитным устройством, могут осуществляться, но закрытие и фиксация от открывания этого устройства сами по себе не вызовут начала осуществления этих функций (ГОСТ Р 51333; 3.28);
3.4 фиксатор защитного устройства: Устройство, предназначенное для фиксации защитного устройства в закрытом положении при определенных условиях:
— машина не может работать, пока защитное устройство закрыто и заблокировано; устройство остается заблокированным до тех пор, пока риск не устранен;
— непрерывный автоматический контроль, при котором меры безопасности принимаются сразу же после возникновения дефекта;
— дискретный автоматический контроль, при котором меры безопасности в случае возникновения сбоя или дефекта принимаются в течение следующего цикла работы машины (ГОСТ Р 51333; 3.15);
3.6 принудительное срабатывание: Если движущийся механический компонент неизбежно увлекает за собой второй компонент как путем непосредственного контакта, так и через промежуточные жесткие элементы, то считается, что второй компонент срабатывает в принудительном порядке (или принудительно) под воздействием первого (ГОСТ Р 51333; 3.5);
3.7 принудительное открывание контактного элемента: Достижение разделения контактов в качестве непосредственного результата заданного перемещения исполнительного органа переключателя посредством неупругих элементов (например независимо от действия пружины) (ГОСТ Р 50030.5.1).
3.8 время на останов (время для исключения опасности): Период между моментом, когда блокировочное устройство выдает команду на останов, и моментом, когда риск опасной функции машины прошел;
3.9 время доступа (время для доступа в опасную зону): Время, принимаемое для доступа к опасным частям машины после выдачи блокировочным устройством команды на останов. Рассчитывается на основе достигаемой скорости, значение которой может быть выбрано для каждого конкретного случая, принимая во внимание параметры, приведенные в ЕН 999.
4 Принципы функционирования и типовые виды блокировочных устройств, взаимодействующих с защитными ограждениями
4.1 Методы блокировки
4.1.1 Управляющая блокировка
4.1.2 Силовая блокировка
Поступившая от блокировочного устройства команда на останов машины непосредственно прерывает подачу энергии к ее исполнительным органам или разъединяет подвижные части и исполнительные органы (уровень на рисунке 1). «Непосредственно» означает, что в отличие от управляющей блокировки (4.1.1) система управления не играет промежуточной роли в функции блокировки.
4.2 Типы блокировочных устройств
4.2.1 Блокировочное устройство без фиксации закрывания
Защитное устройство всегда можно открыть. Как только защитное устройство оказывается незакрытым, блокировочное устройство подает команду на останов, т.к. оказывается возможным открывание защитного устройства во время работы машины (или опасных элементов машины). Функция устройства сводится к блокировке, как определено в ГОСТ Р 51333; 3.27).
Примеры блокировочных устройств без фиксации закрывания приведены в приложениях А, В, F, G, J, К, L к настоящему стандарту.
4.2.2 Блокировочное устройство с фиксацией закрывания
Защитное устройство удерживается в открытом состоянии фиксатором.
Существуют два типа блокировок:
— расфиксация защитного устройства может быть осуществлена в любое время оператором (расфиксация без условия: см. таблицу 1 и рисунок 3.b.1);
— расфиксация защитного устройства возможна, только если выполнено условие устранения опасности (расфиксация с условием: см. таблицу 1 и рисунок 3.b.2).
Фиксатор защитного устройства (3.4) может быть частью блокировочного устройства или может представлять отдельный узел.
Узел, осуществляющий фиксацию/расфиксацию защитного устройства может быть:
— с ручным управлением, освобождаемый вручную (рисунок N 1);
— с запиранием пружиной и отпиранием при подаче энергии (рисунок 2а);
— с запиранием при подаче энергии и освобождением пружиной (рисунок 2b);
— с запиранием и освобождением при подаче энергии (рисунок 2с).
b.1) Разблокировка без условий (разблокировка в три этапа)
b.2) Разблокировка при условии (разблокировка в четыре этапа)
Блокировочные устройства по принципу работы
Блокировочные защитные устройства
Блокировочные защитные устройства предназначены для отключения (предупреждения включения) машины при нахождении человека в опасной зоне, а также для предотвращения попадания человека в опасную зону.
Функции
— Отключение (предупреждение включения) машины в случае снятия ограждения опасной зоны.
— Блокировка двери помещения, в котором опасно пребывание людей при работе оборудования (распределительные устройства электроустановок, радиоактивные источники).
— Остановка оборудования при попадании человека в опасную зону.
— Запрещение неправильного управления машиной, включения опасных режимов работы.
Блокировочные устройства по принципу действия
Блокировочные устройства препятствуют проникновению человека в опасную зону либо на время пребывания его в этой зоне устраняют опасный фактор. Особенно большое значение этот вид средств защиты имеет на рабочих местах машин и агрегатов, не имеющих ограждений, а также там, где работа может вестись при снятом или открытом ограждении.
Механическая блокировка представляет собой систему, обеспечивающую связь между ограждением и тормозным (пусковым) устройством.
Электрическая блокировка применяется на электроустановках с напряжением от 500 В и выше, а также на различных видах технологического оборудования с электроприводом. Она обеспечивает включение оборудования только при наличии ограждения.
Электромагнитная (радиочастотная) блокировка основана на применении электромагнитного поля высокой частоты, излучаемого в пространство генератором. В момент попадания человека в опасную зону высокочастотный генератор подает импульс тока к электромагнитному усилителю и поляризованному реле. Контакты реле обесточивают схему магнитного пускателя, что приводит к остановке двигателя.
Оптическая блокировка основана на принципе ограждения опасной зоны световыми лучами. Изменение светового потока, падающего на фотоэлемент, при пересечении человеком опасной зоны преобразовывается в измерительно-командном устройстве, которое приводит в действие дополнительные механизмы защитного устройства. Такая блокировка не требует никаких механических конструкций, малогабаритна, надежна, удобна в эксплуатации, позволяет обеспечить защиту протяженных в пространстве зон.
Электронная (радиационная) блокировка применяется для защиты рук работающего в опасных зонах, на прессах, гильотинных ножницах и других видах оборудования.
Ограничительные устройства выполняют функцию слабого звена в агрегате и рассчитаны на разрушение, срабатывание или несрабатывание при перегрузках.
К слабым звеньям устройств относятся: срезные штифты и шпонки, соединяющие вал с маховиком, шестерней или шкивом; фрикционные муфты, не передающие движение при больших крутящих моментах; плавкие предохранители; разрывные мембраны в установках с повышенным давлением.
Слабые звенья делятся на две основные группы: звенья с автоматическим восстановлением кинематической цепи после того, как контролируемый параметр пришел в норму (например, муфты трения; предохранительный клапан), и звенья с восстановлением кинематической цепи путем замены слабого звена (например, штифты, шпонки, разрывные мембраны).
Срабатывание слабого звена приводит либо к останову машины, либо к восстановлению до допустимого контролируемого параметра, что исключает поломки, разрушения и травматизм.
Блокировка, сигнализация и маркировка
В электроустановках и радиоустройствах широко применяются электрическая и механическая блокировки.
Электрическая блокировка воздействует только на контакты электрической цепи. Она может применяться при любых расстояниях от защищаемого объекта. Принцип действия электрической блокировки состоит в том, что открытие дверей шкафов или ограждения электроустановки или кожухов электрооборудования сопровождается разрывом электрической цепи и автоматическим отключением электроустановки или другого электрооборудования от источника тока. В другом случае блокировка дает возможность открыть двери шкафа или ограждения электроустановки или снять кожух электрооборудования только после предварительного отключения источника тока.
Недостатком электрической блокировки является ее зависимость от исправности электрической цепи, например, пригорание контактов делает невозможным открытие дверей ограждения передатчика или двери лифта, что может привести к несчастному случаю.
При механической блокировке открыть двери шкафов или ограждений можно только при предварительном выключении рубильника, т.е. подачи электропитания на установку, и, наоборот, включить рубильник можно только при закрытых дверях или надетых на электроустановки кожухах.
Используются жезловые и рычажные системы механической блокировки.
При жезловой системе все двери шкафов или ограждений имеют специальные замки, которые открываются одним ключом. Конструкция замка гакоиа, что повернуть ключ и вынуть его из замка можно, только выключив предварительно рубильник, снимающий высокое напряжение. Конструкция дверных замков не позволяет вынуть ключ, если дверь не закрыта. Включить рубильник можно только в том случае, если дверь ограждения будет закрыта и заперта.
При рычажной системе ручка управления рубильником механически связана с дверным заслоном замка. При выключении рубильника одновременно выдвигается заслон замка и только после этого можно открыть дверь шкафа или ограждения. При открытой двери конструкция замка не позволяет задвинуть заслон замка обратно и, следовательно, не допускает включения рубильника, когда за ограждением работает обслуживающий персонал.
Способ включения, при котором сигнальные лампы гаснут при отсутствии напряжения, имеет тот недостаток, что выход из строя лампы или нарушение контакта будет служить неверным сигналом для обслуживающего персонала. Поэтому в целях безопасности обслуживающею персонала необходимо всегда, независимо от показаний сигнальных ламп, при входе за ограждение убедиться в отсутствии напряжения на установке при помощи переносных индикаторов напряжения.
В электроустановках напряжением выше 1000 В кроме сигнальных ламп применяются лампы тлеющего разряда (неоновые, аргоновые и т.п.), которые подвешиваются к тем частям установки, состояние которых они показывают. Лампы горят в электрическом поле, создаваемом включенной частью установки, и не требуют никакой проводки. На каждую фазу ставится своя лампа. Такая сигнализация облегчает работу обслуживающего персонала и предупреждает несчастные случаи.
К звуковой сигнализации относятся звонок и сирена, предупреждающие работающих о появлении напряжения на установке.
Противоугонные устройства механического типа
Блокировка основных частей:
Механические противоугонные устройства для колес — секретки
Типы секретков:
Электронные представляют собой кнопку, которая размыкает цепь питания между насосом, подающим топливо, стартером и зажиганием. Даже если злоумышленник обойдёт сигнализацию и попадет внутрь автомобиля, то завести его без правильной комбинации, деактивирующей секретку, он не сможет.
Магнитные секретки функционируют по принципу контакта с магнитом — герконовый контакт. Если к устройству поднести какой-либо магнит, то сработает блокирующий механизм. Размещают такие устройства преимущественно под обшивкой автомобиля.
Плюсы секреток
Установка такого механизма дает автовладельцу 99%-ную гарантию защиты автомобиля от угона. Секретки, по мнению водителей, считаются лучшим противоугонным средством.
Замки на коробку передач
Бесштыревые механизмы блокируются при повороте ключа.
При наличии штыря в замке на КПП надо будет его вытащить и переставить в отверстие, известное только владельцу.
Второй вариант лучше подходит для автоматических КПП. В этом случае коробка сама фиксироваться не будет, блокируется только подвижная рукоятка.
Недостаток — это возможность взлома замка на коробке передач.
Механизм блокировки для руля
Устанавливается на руль и после фиксации сместить и повернуть колесо становится невозможным. При монтаже задействуется не только рулевое колесо, но и одна из педалей.
Блокировка для педалей автомобиля
Конструкция этого устройства работает по принципу обратного клапана. Когда происходит нажатие на педаль автомобиля, то происходит блокировка действия. Автомобиль с системой защиты такого вида нельзя будет не просто угнать, но и просто завести.
Запорный механизм для капота машины
Механический открывается специальным ключом.
Блокираторы дверей машины
Блокиратор для дверей — это специальный замок, предотвращающий проникновение угонщика в салон авто. Устройство оснащено штырем, который функционирует, как засов на двери. Для максимальной защиты транспорта придется приобрести четыре таких устройства — по одному для каждой из дверей.
Что показывает прибор блокировки
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПЕРАТИВНЫХ БЛОКИРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ В РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВАХ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ
СОГЛАСОВАНА с начальником Отдела по технике безопасности и промышленной санитарии Р.А.Гаджиевым 03.10.79
УТВЕРЖДЕНА заместителем начальника Главтехуправления К.М.Антиповым 05.10.79
В настоящей Инструкции приведено описание оперативных блокировок в распределительных устройствах высокого напряжения, даны указания по их монтажу и эксплуатации, испытаниям и профилактическим осмотрам.
Инструкция предназначена для руководящего, оперативного и эксплуатационного персонала электростанций и подстанций.
ВВЕДЕНИЕ
Важным средством предупреждения неправильных операций, производимых оперативным персоналом, является оснащение всех разъединителей и заземляющих ножей устройствами блокировки.
Оперативная блокировка должна рассматриваться как дополнительное средство, препятствующее производству ошибочных операций. Персонал обязан знать инструкции по производству переключений в электрических распределительных устройствах и производить оперативные переключения сознательно, четко представляя очередность операций и конечную цель переключений.
1. ОЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВАМ БЛОКИРОВКИ И ПРИНЦИПЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
1.1. Оперативная блокировка разъединителей с выключателями должна предотвращать:
— включение и отключение разъединителями активной и реактивной мощности, за исключением предусмотренных § 48.16 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей» («Энергия», 1977) случаев включения и отключения намагничивающего тока силовых трансформаторов и зарядного тока линий;
— включение и отключение разъединителями больших уравнительных токов или включение на несинхронное напряжение.
Блокировка защитных заземлений должна предотвращать:
— включение заземляющих ножей на шины и участки присоединений, находящиеся под напряжением;
— включение разъединителей на участки шин и присоединений, заземленные включенными заземляющими ножами;
— подачу напряжения выключателем на заземленный участок шин.
а) для разъединителей и заземляющих ножей должна выполняться блокировка, исключающая:
— оперирование разъединителем под нагрузкой (за исключением тех случаев, когда разъединитель шунтирован другой электрической цепью, не содержащей сопротивления, например шиносоединительным выключателем);
— включение заземляющего ножа на участке цепи, не отделенном разъединителями от участков, находящихся под напряжением;
— возможность подачи напряжения разъединителем на заземленный участок цепи; в соответствии с требованием § II-2-22 «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок электрических станций и подстанций» («Энергия», 1972) заземления должны быть отделены видимым разрывом от токоведущих частей, находящихся под напряжением;
— возможность подачи напряжения выключателем на заземленный участок цепи. Это достигается тем, что от других участков цепей выключатель отделяется с обеих сторон разъединителями, сблокированными с заземляющими ножами таким образом, что включение заземляющего ножа с одной стороны выключателя оказывается возможным только при отключенном разъединителе с другой стороны выключателя и, наоборот, включение разъединителя с одной стороны выключателя возможно при отключенном заземляющем ноже с другой стороны выключателя. Введение каких-либо блокировочных элементов в цепи включения выключателей для предотвращения их включения на заземленный участок цепи при этом не допускается;
б) для разъединителей с пофазным исполнением оперативная блокировка выполняется таким образом, что оперирование разъединителем любой фазы невозможно при включенных заземляющих ножах на любой другой фазе. Это условие необходимо, так как фазы связаны через обмотки трансформатора;
г) для шинных разъединителей и заземляющих ножей сборных шин выполняется полная оперативная блокировка, запрещающая включение заземляющего ножа сборных шин при включенном (хотя бы одном) шинном разъединителе и включение любого шинного разъединителя при включенном заземляющем ноже сборных шин;
д) в комплектных РУ СН 6 кВ выполняется оперативная блокировка, запрещающая включение заземляющего ножа сборных шин РУ СН 6 кВ при рабочем положении тележек выключателей в цепях вводов рабочего и резервного питания, тележек выключателей трансформаторов СН 6/0,38 кВ и линий 6-10 кВ с двусторонним питанием, а также вкатывание этих тележек в рабочие положения при включенном заземляющем ноже шин РУ СН 6 кВ.
1.2. К устройствам блокировки предъявляются следующие требования:
— блокировка должна быть полной, т.е. предусматривать блокирование всех неправильных операций, которые могут быть произведены разъединителями;
— устройства оперативной блокировки и блокировки заземляющих ножей должны осуществляться по общей схеме;
— блокировка должна быть надежна в эксплуатации.
Недопустимо, чтобы при различных неисправностях или исчезновении напряжения оперативного тока блокировка позволяла производить операции с разъединителями;
— приводы разъединителей должны запираться блок-замками только в крайних положениях «Включено» и «Отключено». В промежуточных положениях устройства блокировки должны препятствовать запиранию приводов и выниманию ключа из замка;
— установка механических замков на приводах должна производиться на неподвижных деталях, чтобы не увеличивать инерцию подвижных частей механизма;
— при наличии устройств механической блокировки приводы выключателей (за исключением шиносоединительных) должны запираться блок-замком только в отключенном положении, чтобы выключатели не могли быть включены ни дистанционно, ни вручную. Приводы шиносоединительных выключателей должны запираться в двух положениях: «Включено и «Отключено». При устройстве электромагнитной и электромеханической блокировок установки замков на приводах выключателей не требуется;
— установка механических замков на приводах выключателей (за исключением шиносоединительных) должна выполняться так, чтобы при включенном выключателе невозможно было вынуть ключ из замка;
— необходимо также выполнить указанную блокировку так, чтобы не вызвать отключения выключателей при попытке вынуть ключ из замка;
— блокировка не должна без надобности усложнять или замедлять операции с разъединителями, что особенно важно при большом количестве присоединений. Блокировочная аппаратура должна быть доступна для осмотра при наличии напряжения на блокируемом оборудовании;
— блокировка не должна препятствовать включению и отключению выключателя при разобранной схеме (отключенных разъединителях присоединения). Однако блокировка должна исключать возможность подачи напряжения на заземленные участки присоединений включением выключателя.
2. СИСТЕМЫ ПРИМЕНЯЕМЫХ БЛОКИРОВОК
Наиболее широкое применение получили следующие блокировки: механическая непосредственного действия, электромагнитная и механическая замковая (электромеханическая).
Механическая блокировка непосредственного действия имеет ограниченное применение: для простых схем, а чаще как дополнительное средство при наличии других основных видов блокировок.
Электромагнитная блокировка пригодна для любых схем первичных цепей, проста в эксплуатации.
Механическая замковая и электромеханическая блокировки, основанные на одном и том же принципе, применяются в распределительных устройствах с простыми первичными схемами и небольшим количеством присоединений.
Остальные системы блокировок либо не получили широкого применения, либо в настоящее время заменены указанными выше.
2.1. Механическая блокировка непосредственного действия
Механическая блокировка непосредственного действия в заводском исполнении применяется в комплектных распределительных устройствах (блокировка от перемещений тележки при включенном масляном выключателе, от вкатывания тележки в рабочее положение при включенном заземляющем разъединителе, автоматическое закрытие защитных шторок при выкатывании тележки и др.), а также для блокирования разъединителей с заземляющими ножами. На рис.1 показана механическая блокировка главных и заземляющих ножей разъединителей РНДЗ с приводом ПРН, выполненная в виде дисков (с вырезами), насаженных на валы. Эта блокировка не допускает включения заземляющих ножей при включенных главных ножах и наоборот включения главных ножей при включенных заземляющих ножах.
Рис.1 Механическая блокировка главных и заземляющих ножей разъединителей:
В самых простых схемах, если механическая блокировка непосредственного действия обеспечивает полностью безопасность производства операций, другие типы блокировок применять не следует. При каждой ревизии основного аппарата необходимо проверять работоспособность механической блокировки непосредственного действия.
2.2. Электромагнитная блокировка
Электромагнитная блокировка рекомендуется для распределительных устройств со сложными схемами первичных соединений независимо от напряжения при большом количестве присоединений (более 10). Достоинством этой системы являются ее универсальность (она применима дня любой конструкции распределительного устройства и при любой схеме первичных соединений), простота операций (автоматичность действий КСА) при минимальных затратах времени.
2.2.1. Аппаратура блокировки
Аппаратура для электромагнитной блокировки выпускается двух видов:
— для внутренней установки производства Курского завода низковольтной аппаратуры (замок ЗБ-1, ключ КЗЗ-1);
— для наружной установки (может быть также применена в закрытых распределительных устройствах) производства Рижского опытного завода Латвэнерго (замок ЭМБЗ, ключ ЭМК, розетка У-94Б). Кроме того, применяются блок-контакты КСА, которые используются как для внутренней, так и для наружной установки, и реле РП-23, используемое в качестве реле блокировки (РБЭ) при наличии разъединителей с электродвигательным приводом.
2.2.2. Схемы блокировки
Ниже приведено описание схем блокировки для распределительных устройств и присоединений с наиболее сложными схемами первичных цепей. Схемы блокировки для других схем первичных цепей являются частью описываемых и могут быть составлены самостоятельно. При выполнении приведенных схем оперативной блокировки разъединителей, отделителей и заземляющих ножей исключается возможность неправильных операций.
— для разъединителя, главные ножи которого управляются электродвигательным приводом, должна выполняться электромагнитная блокировка между главными и заземляющими ножами, несмотря на наличие механической блокировки между ними. Это вызвано тем, что включение электродвигателя привода главных ножей может производиться независимо от положения заземляющих ножей. Поэтому для исключения повреждения электродвигателя привода из-за работы в заторможенном режиме или поломки механической блокировки между главным и заземляющими ножами включение электродвигателя запрещается, если заземляющие ножи разъединителя включены (с помощью реле РБЭ);
— для разъединителей с электродвигательным приводом оперативная блокировка осуществляется разрывом цепей управления электродвигательного привода при несоблюдении условий, при которых допустимо оперирование. Разрыв осуществляется контактами реле блокировки РБЭ, обмотка которого включена в цепи оперативной блокировки разъединителя.
Операция переключения прекращается, если во время переключения изменяются условия, при которых эта операция разрешается.
Для возможности осуществления блокировки при ручном управлении главными и заземляющими ножами предусматриваются блок-замки. Шток блок-замка закрывает доступ к валу привода для установки рукоятки ручного оперирования. Шток может быть вытянут только в том случае, если в блок-замок вставлен ключ и соблюдены условия, при которых допустимо оперирование ножами разъединителя.
Приводы снабжены также механизмом блокировки, который исключает возможность осуществления электродвигательного оперирования при ручных операциях. Блокировка выполнена включением в цепи управления электродвигателя привода главных ножей разъединителя контакта конечного выключателя ВК, который размыкается, когда на вал привода устанавливается рукоятка ручного оперирования.
Двойная система шин с шиносоединительным и обходным выключателями (рис.2).
Рис.2. Схема распределительного устройства с двумя системами шин, шиносоединительным и обходным выключателями
Рис.3. Схема блокировки элементов распределительного устройства с двумя
системами шин, шиносоединительным и обходным выключателями