Что показывает психологическая методика построение
Основы психодиагностики. Тема 4 Этапы диагностического исследования
Тема 4. Этапы диагностического исследования
4.1 Психодиагностические задачи и ситуации
4.2 Особенности диагностической работы школьного психолога
4.3 Психологические рекомендации
4.1 Психодиагностические ситуации
Психолог обязан представлять себе специфические диагностические ситуации, возникающие в различных частных областях психологической диагностики, поскольку они существенно определяют ограничения в использовании тестов [1, с. 22-23].
1. Диагностические данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения. Эта ситуация типична для использования психодиагностических данных в психиатрии. Психолог выносит суждение о специфических особенностях психики больного, а врач ставит медицинский диагноз. Психолог не несет ответственности ни за диагноз, ни за то, какое именно лечение будет проведено психиатром. Аналогично используются психодиагностические данные по запросу суда, комплексной психолого-психиатрической экспертизе, оценке профессиональной компетентности работника по запросу администрации.
2. Данные обследования используются самим психологом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в психику клиента осуществляется специалистом другого профиля. Такова, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин школьной неуспеваемости: диагноз имеет психолого-педагогический характер, а работу по реализации рекомендаций психолога проводят учителя и родители.
3. Данные обследования используются психологом для прогноза развития проблем клиента, а это служит ему основанием для разработки путей психологического воздействия. Такова, например, ситуация психодиагностики в условиях психологической консультации.
4. Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития. В этой ситуации психолог несет ответственность за корректность данных и этические аспекты диагноза и лишь частично – за то, как этот диагноз будет использован клиентом.
Можно отметить предпочтение тех или иных психодиагностических средств в конкретных ситуациях психодиагностики.
Например, в ситуациях 1 и 2 средства диагностики должны позволять соотнесение индивидуальных показателей с нормами, т.е. предполагать стандартизацию, обеспечивать устойчивый и долгосрочный прогноз. Поэтому в данных ситуациях наиболее часто используются объективные методы и тесты-опросники. Таковы, например, теппинг-тест и известный Миннесотский многопрофильный личностный опросник.
В ситуации 3 диагностические данные рассчитаны на регулирование тактики практической работы самого психолога, соотнесение с нормой имеет меньшее значение. Поэтому чаще используются проективные и диалогические техники, например, тест Роршаха или психогеометрический тест.
В ситуации 4 главное требование к диагностическим средствам – легкость перевода полученных данных обследования на житейский язык самого клиента. Этому условию хорошо удовлетворяет, например, тест 16PF Р. Кеттелла, но плохо соответствует MMPI, диагностические описания которого рассчитаны на психиатра.
В целом ситуации психодиагностики делятся на ситуации клиента и ситуации экспертизы.
В первой ситуации человек сам обращается за помощью к психологу, охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. Во второй ситуации человек против своей воли подвергается обследованию, старается выдержать своеобразный экзамен. А для этого вполне осознанно контролирует свое поведение так, чтобы предстать в максимально выигрышном свете.
В ситуации консультирования к диагностическому инструменту можно предъявлять гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации, чем в ситуации экспертизы.
4.2 Особенности диагностической работы школьного психолога
Учитывая специфику диагностики в системе психологической службы образования, некоторые исследователи [2, с. 103] называют ее психолого-педагогической, а основными ее задачами считают следующие:
а) контроль динамики психического развития и его коррекцию для создания оптимальных условий развития слабых обучающихся, подтягивания их на более высокий уровень, а также определения индивидуального образовательного маршрута детей, обнаруживающих особые способности;
б) сравнительный анализ развивающего эффекта различных условий воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.
Перед педагогом-психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного ребенка, как происходит развитие его индивидуальности. В основе практической психологической диагностики – целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей средой, утверждал Л. С. Выготский [3, с. 177]. Он предупреждал, что мы никогда не поймем до конца человеческой личности, если будем рассматривать ее статически, как сумму проявлений, поступков и т. п., без единого жизненного плана этой личности, ее лейтлинии, превращающей историю жизни человека из ряда бессвязных и разрозненных эпизодов в связный, единый биографический процесс. Таким образом, измерение той или иной психической функции или выявление личностной характеристики вне контекста целостного развития ребенка не имеет смысла для психолога.
И. В. Дубровина предлагает следующие этапы осуществления диагностико-развивающей, диагностико-коррекционной работы [2, с. 107-140]:
1) изучение практического запроса;
2) формулировка психологической проблемы;
3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;
4) выбор метода исследования;
5) использование метода;
6) формулировка психологического диагноза, которая должна обязательно содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка;
7) разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися;
8) контроль за осуществлением этой программы или рекомендаций.
Рассмотрим подробнее содержание работы психолога на каждом этапе.
Изучение практического запроса и формулировка психологической проблемы включает в себя следующее.
1. Изучение обращения, которое поступает к нему в виде запроса педагогов, родителей или самих детей.
Любой запрос является для психолога сигналом того, что у ребенка, подростка, возможно, существует какая-то проблема. Во многих случаях жалобы носят чрезвычайно расплывчатый, неопределенный характер. Поэтому для наполнения проблемы конкретным содержанием необходимо проведение специальной беседы с человеком, сделавшим запрос. Беседа служит для сбора первичной информации об обучающемся, помогает прояснить его трудности.
Условно говоря, психолог, может также сделать запрос самому себе по поводу какого-либо конкретного школьника или даже целого класса, если особенности поведения, общения, учения привлекут его внимание, и он почувствует необходимость выяснить причины с целью коррекции.
2. Формулировка психологической проблемы. Запрос психолог переводит и преобразует в психологическую проблему. Проблема формулируется на основании изучения всей информации о ребенке. Сбор информации обычно происходит при наблюдении за ребенком во время занятий, игр, переменок, внеклассных мероприятий, бесед с педагогами, родителями, сверстниками. Психолог обращается и к данным личного дела ребенка, в котором фиксируются особенности истории его развития.
Формулировку психологической проблемы следует основывать на анализе индивидуальных вариантов основных новообразований, характерных для каждого возрастного периода.
3. Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений. Когда психологическая проблема становится ясной, психолог выдвигает гипотезы о причинах нарушений в обучении, воспитании и развитии ребенка, о его потенциальных возможностях, о направленности его интересов. При этом следует помнить, что в ходе исследования необходима гибкая тактика. Психолог на основании новых данных, сведений из истории развития ребенка должен в случае необходимости менять исходные гипотезы и формулировать новые предположения.
4. Выбор метода исследования. Психологическая служба образования может быть эффективной, если психолог снабжен необходимыми и надежными психодиагностическими средствами. Необходимо оценить назначение методов, способы их применения, обработку и интерпретацию полученных результатов. В частности, для практической психодиагностики важны портативность диагностических средств и акцентированность на частной проблеме обследуемого. Постановка индивидуального психологического диагноза не может позволить таких временных и людских затрат, какие позволяет научно-исследовательская психодиагностика.
Известно, что в психологии существует два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей:
— количественный, основанный на идее повторяемости возможности измерения, выявления соответствия диагностическим нормам;
— качественный, ориентирующийся на клиента как уникальную личность и базирующийся на многозначности каждого получаемого психологического факта.
Психологу очень важно для успешности дела владеть широким и разнообразным арсеналом психологических методик и гибко их использовать.
Один из существенных недостатков использования любых стандартных методик заключается в кажущейся легкости постановки точного и надежного диагноза на основе результатов тестирования. Неопытный психолог может думать, что сопоставление полученных им данных с «ключом» той или иной стандартизированной методики само по себе дает диагноз. Это неверно. Даже прекрасное знание тестовых методик не дает права на категорическое экспертное решение – нужны и глубокий психологический анализ, и грамотная интерпретация комплекса разных показателей в их динамике. Полученные тестовые данные не раскрывают ближайших возможностей ребенка. Л. С. Выготский убедительно показал, что существенно важным является как оценка «социальной ситуации развития» личности, так и ее «зоны ближайшего развития».
6. Психологический диагноз – это центральный, по определению Л. С. Выготского – узловой, этап, во имя которого развертываются все предшествующие и, исходя из которого, могут строиться последующие.
Диагноз не просто ставится по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных в обследовании данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях (жизненные показатели). Большое значение имеет также возрастной анализ полученных данных, причем с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Серьезную ошибку видел Л. С. Выготский в попытке подходить к диагнозу как установлению ряда симптомов или фактических данных. Он подчеркивал, что необходимо учитывать не только наличие определенных симптомов, но и вызывающие их причины. При этом следует иметь в виду, что возможна, с одной стороны, чрезмерная типологическая общность, с другой – слишком большая их категоричность и однозначность. И то и другое недопустимо, так как закрывает возможность реальной работы по развитию ребенка.
Диагноз тесно связан с прогнозом развития психологической проблемы человека. Причем прогноз делается в двух направлениях: что произойдет при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет.
Психологический диагноз должен ставиться в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь. В тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере выявленных нарушений, он не должен пытаться сам поставить диагноз, а в тактичной форме рекомендовать родителям обратиться в соответствующие учреждения.
4.3 Психологические рекомендации
Следующим этапом постановки психологического диагноза является разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с обучающимися . Обусловлено это тем, что психологическая диагностика не является самоцелью. В деятельности педагога-психолога она неизбежно рассматривается в неразрывном единстве с задачами психического и личностного развития ребенка или коррекции этого развития. Вот почему во многих случаях составление долговременного плана оказания индивидуальной психологической помощи является подлинной целью работы специалиста.
Программы развития и коррекции обычно включают психологическую и педагогическую части.
Психологическая часть диагностико-развивающей и диагностико-коррекционной работы планируется и осуществляется психологом.
Педагогическая часть составляется на основе психологической оценки совместно с учителем, классным руководителем, директором образовательного учреждения, родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребенком, и выполняется педагогами и родителями под постоянным наблюдением психолога.
Программы и рекомендации должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначены. Л.С. Выготский совершенно справедливо предупреждал: «Педагогическое назначение, если оно хочет быть выведенным из научного исследования и само составлять его наиважнейшую практическую часть, которая одна только и может доказать истинность исследования в целом, должно быть конкретным содержательным, давать совершенно определенные, четкие, ясные указания относительно мероприятий, применяемых к ребенку, и явлений, которые должны быть устранены у ребенка этими мероприятиями» [3, с. 321]. Знакомя с диагнозом заинтересованных в нем людей, обсуждая меры психологической помощи на его основе, нужно перевести диагноз и программу на понятный всем язык, очистить от чрезмерной научной терминологии, иначе все это не будет понято, а труд психолога окажется напрасным.
Психолог всегда несет полную ответственность за осуществление рекомендаций и программ. Диагностико-развивающее (диагностико-коррекционное) направление в его работе занимает одно из ведущих мест. Педагог-психолог практически постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять психологические причины, основания того или иного поведения детей и школьников, их отношения к игре, учению, товарищам, взрослым, труду, их успехов или неуспехов в какой-либо деятельности, осуществлять коррекцию выявленных недостатков, составлять перспективную программу развития каждого ребенка и многое другое.
В заключение отметим, что наряду с полной ответственностью психолога за психологический диагноз и качество программы развития и коррекции существует и разделенная ответственность с привлеченными к их реализации, в первую очередь, воспитателями, учителями и родителями. Л.С. Выготский подчеркивал, что «действительное культивирование педагогических назначений, вытекающих из богатого, содержательного научного клинического изучения ребенка, приведет к небывалому расцвету… всей системы индивидуально-педагогических мероприятий. Педагог должен знать, получив назначение, с чем именно в развитии ребенка он должен бороться, какие для этого привлекаются средства, какой ожидается от них эффект. Только зная все это, он сумеет оценить результат своего воздействия» [3, с. 321]. Психолог обеспечивает не только контроль за осуществлением индивидуальных рекомендаций заинтересованными лицами, но и обратную связь с ними. Последняя может выражаться, например, в его регулярных выступлениях-отчетах на педсоветах школы, микропедсоветах, педконсилиумах и пр. по поводу учебы и поведения отдельных обучающихся. Такая обратная связь обеспечивает педагогический коллектив ценной информацией о том, как действуют принятые рекомендации. Она также позволяет самокритично оценивать педагогами собственные усилия, связанные с решением психологической проблемы конкретного ребенка.
1 Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб. : Питер, 2006. – 440 с.
2 Практическая психология образования / Под редакцией И.В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2004. – 592 с.
3 Выготский, Л.С. Собрание сочинений : В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Л.С. Выготский; под ред. Т.А. Власовой. – М. : Педагогика, 1983. – 368 с.
Психологическая диагностика личности школьника (Сборник методик)
Акмолинская область
Бурабайский район
школа-гимназия №1
Психологическая диагностика личности школьника.
В сборнике представлены психодиагностические методики, психологические тесты, игры, упражнения, проективные методики для детей старшего школьного возраста ( методика «Ценностные ориентации» М.Рокича, тест Ассингера «Оценка агрессивности», тест-опросник Г.Айзенка, Опросник эмоционального состояния и тревожности, проективные методики «Отношение к себе и окружающим людям, к жизни», «Письмо другу» тест «Определение самооценки» и т.д.)
С помощью этих методик вы сможете составить достаточно полную картину об особенностях личности школьника – темпераменте, характере, тревожности, о наличии страхов, агрессивности, направленности на себя, на дело, окружающих, мотивации к учебе в школе.
Сборник адресован школьным психологам, педагогами и всем интересующимся психологией.
Психодиагностические методы исследования личности…………………..
Психолог диктует, а учащиеся пишут в тетради двенадцать пунктов, затем ранжируют их по значимости для себя.
1) наличие хороших и верных друзей;
2) уверенность в себе;
3) интересная работа;
5) счастливая семейная жизнь;
6) материально обеспеченная жизнь;
8) свобода как независимость в действиях и поступках;
10) познание, стремление к новому;
11) активная, деятельная жизнь;
12) красота природы и искусства;
Учащиеся по желанию могут зачитать полученный список в порядке убывания значимости ценностей или обсудить в микрогруппах.
2. Упражнение «Моя Вселенная»
В центре листа формата А4 нарисовать солнце и в нем написать букву «Я». От центра (солнца) прочертить линии — лучи солнца (18—20). Над каждым лучом написать вопрос, а под лучом ответ:
1. Какие способности я у себя нахожу?
2. Какие книги я люблю читать?
4. О чем мне приятно вспоминать?
5. О чем мне неприятно вспоминать?
6. Какой у меня характер?
7. Какое настроение у меня бывает чаще всего?
8. Что я умею делать лучше всех?
9. Что в жизни мне кажется наиболее привлекательным?
10. Чем я люблю заниматься больше всего?
11. Кем я хочу стать?
12. Люблю ли я и умею ли я трудиться?
13. Часто ли я в чем-либо сомневаюсь?
14. Чего во мне больше: уверенности в себе или робости?
15. Понимаю ли я юмор, шутки?
16. Испытываю ли я иногда чувство стыда, раскаяния?
17. Ощущаю ли я в себе хотя бы минутную злобу, зависть, подозрительность?
18. Как я отношусь к себе?
Психолог подводит учащихся к выводу, что «звездная карта» каждого ученика показывает, сколько у него возможностей, насколько он уникален, что является общим для всех, что помогает человеку достичь успеха в жизни.
3. Тест «Довольны ли вы собой?»
1. Вы хотели бы начать жизнь заново?
2. У вас есть хобби?
3. Вы упрекаете себя, если у вас не ладится что-то?
4. Вы радуетесь, когда вам кто-то завидует?
5. Ваше самолюбие страдает, оттого что кто-то считает вас несимпатичным человеком?
6. Неприятности ваших знакомых доставляют вам некоторое утешение?
7. Успех другого вас расстраивает и злит?
8. Вам доводилось выигрывать в лотерее?
9. Вы завидуете вашим знакомым, когда они покупают дорогие и дефицитные вещи?
10. Выступление перед большой аудиторией вас вдохновляет?
А теперь суммируйте полученные результаты.
Свыше 120 баллов. Вы очень нравитесь себе. А вот самокритичности вам явно недостает. Самовлюбленность, эгоизм, пренебрежение интересами других может поставить вас в трудное положение.
От 60 до 120 баллов. В целом вы довольны собой, хотя и не страдаете чрезмерной самоуверенностью. Иногда вас немного заносит, но вы умеете вовремя спохватиться. Отрадно, что вы не теряете чувства собственного достоинства и можете постоять за себя.
Ниже 60 баллов. Ваше недовольство собой граничит с комплексом неполноценности. Вы болезненно анализируете каждую неудачу, неловкий поступок. Это мешает вам жить и делает вас пессимистом. Подумайте об этом и начинайте постепенно избавляться от этого недуга.
4. Тест «Границы вашей решительности»
Вам предлагается ответить на несколько вопросов ответами «да» или «нет».
1. Легко ли вы приспосабливаетесь к обстоятельствам? Да — 3, нет — 0.
2. Выключаете ли вы телевизор, когда становится ясно, что ничего интересного в этот вечер уже не будет? Да — 2, нет — 0.
3. В состоянии ли вы все отложить ради любимого занятия? Да — 1, нет — 0.
4. Если вам предлагают хорошо оплачиваемую работу, согласитесь ли вы без колебаний? Да — 3, нет — 0.
5. Сразу ли вы признаете свои ошибки? Да — 0, нет — 3.
6. Приводят ли вас в замешательство неожиданно нагрянувшие гости? Да — 3, нет — 0.
7. Меняете ли вы свое мнение в результате серьезной дискуссии? Да — 4, нет — 0.
8. Покупаете ли вы понравившуюся вам на витрине вещь, хотя знаете, что в данный момент она вам не нужна? Да — 0, нет — 3.
9. Соглашаетесь ли вы после долгих уговоров на что-то, чего никогда не сделали бы по своему желанию? Да — 0, нет — 4.
10. Знаете ли вы точно, чем будете заниматься в ближайшие выходные дни? Да — 2, нет — 0.
11. Всегда ли вы выполняете свои обещания? Да — 2, нет — 0.
Посчитайте общую сумму набранных баллов.
0–12 баллов. Вы нерешительны. Постоянно взвешиваете «за» и «против». Часто упускаете хорошие шансы, вплоть до создания для себя опасных ситуаций. Старайтесь быть потверже.
13–22 балла. Принимаете решения осторожно, но не избегаете проблем, требующих немедленного решения. Иногда колеблетесь, особенно перед утомительными и обременяющими делами. Больше доверяйте своему опыту и интуиции.
23–30 баллов. Вы тверды в своих поступках. Легкомысленное поведение вам не свойственно. В большинстве случаев вы принимаете правильные решения. Однако своей решительностью и твердостью вы подавляете окружающих.
5. Тест «Определение самооценки»
Отвечая на вопросы, укажи, как часты для тебя перечисленные ниже состояния по такой шкале:
очень часто — 4 балла;
1. Я часто волнуюсь понапрасну.
2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
3. Я боюсь выглядеть глупцом.
4. Я беспокоюсь за свое будущее.
5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
6. Как жаль, что многие не понимают меня.
7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
8. Люди ждут от меня очень много.
9. Чувствую себя скованным.
10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
11. Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
13. Я не чувствую себя в безопасности.
14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.
Меньше 10 баллов — тебе нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек сам или помог зажечь.
От 10 до 30 — ты психологически зрелая личность, что проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, то есть реалистической оценке своих сил и возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела, дерзай!
Больше 30 баллов — ты недооцениваешь себя.
6. Тест «Что вы за птица?»
Отвечая на вопросы, следует выбрать из трех ответов один. Если у вас есть сомнения, выберите просто наиболее подходящий для вас ответ.
1. Мне 12 лет, я собрался гулять, а мама вдруг заявляет: «Уже поздно, никуда ты не пойдешь». Я:
A) очень-очень попрошу маму, чтобы она меня все-таки пустила на улицу, но если она будет все равно настаивать на своем, то останусь дома;
Б) скажу себе «А я никуда и не хочу идти» и останусь дома;
B) скажу «Ничего не поздно, я пойду», хотя мама потом и будет ругаться.
2. В случае разногласий я обычно:
A) внимательно прислушиваюсь к другому мнению и стараюсь найти возможность взаимного согласия;
Б) избегаю бесполезных споров и пытаюсь добиться своего другими путями;
B) открыто выражаю свою позицию и стараюсь переубедить собеседника.
3. Я представляю себя человеком, который:
A) любит нравиться многим и быть как все;
Б) всегда остается самим собой;
B) любит подчинять других людей своей воле.
4. Мое отношение к романтической любви:
A) быть рядом с любимым человеком — величайшее счастье в жизни;
Б) это неплохо, но пока от тебя не требуют слишком много и не лезут в душу;
B) это прекрасно, особенно когда любимый дает мне все, что мне нужно.
5. Если я расстроен, то я:
A) постараюсь найти кого-то, кто бы меня утешил;
Б) стараюсь не обращать на это внимание;
B) начинаю злиться и могу разрядиться на окружающих.
6. Если начальник не совсем справедливо раскритиковал мою работу, то:
A) меня это заденет, но я постараюсь этого не показывать;
Б) меня это возмутит, но я буду активно защищаться и могу высказать в ответ свои эмоции;
B) я огорчусь, но приму то, в чем он прав, и постараюсь эти ошибки исправить.
7. Если кто-то уколет меня моим недостатком, то я:
A) раздражаюсь и молчу, переживая обиду внутри себя;
Б) наверное, разозлюсь и отвечу тем же;
B) расстраиваюсь и начинаю оправдываться.
8. Я лучше всего действую, если я:
Б) лидер и руководитель;
9. Если я закончил какую-то сложную работу, я:
A) просто перехожу к другому делу;
Б) показываю всем, что я все уже сделал;
B) хочу, чтобы меня похвалили.
10. На вечеринках я обычно:
A) тихонечко сижу в углу;
Б) стремлюсь быть в центре всех событий;
B) провожу большую часть времени, помогая накрывать на стол и мыть посуду.
11. Если кассир в магазине недодаст мне сдачу, то я:
A) естественно, ее потребую;
Б) расстроюсь, но промолчу. Я не люблю препираться с кассирами;
B) не обращу внимания. Мелочь не стоит того, чтобы обращать на нее внимание.
12. Если я чувствую, что злюсь, я:
A) выражаю свои чувства и освобождаюсь от них;
Б) чувствую себя неудобно;
B) пытаюсь себя утихомирить.
13. Когда я заболеваю, я:
A) делаюсь раздражительным и нетерпимым;
Б) ложусь в постель и очень жду, что за мной будут ухаживать;
B) стараюсь не обращать на это внимание и надеюсь, что это же будут делать все окружающие.
14. Если какой-то человек вызвал мое сильное возмущение, я предпочту:
A) выразить ему свои чувства открыто;
Б) разрядить свои эмоции в каком-нибудь постороннем деле или разговоре;
B) дать ему знать об этом косвенно, например через других людей.
15. Мой девиз, очевидно, будет:
A) победитель всегда прав;
Б) весь мир любит любящего;
B) тише едешь — дальше будешь.
Что показывает тест?
С помощью теста вы можете соотнести себя с тремя достаточно разными и яркими личностными портретами, названными условно «Голубь», «Страус» и «Ястреб».
Обработайте результаты своих ответов. Для этого разбейте 15 вопросов-ответов теста на три пятерки: 1—5, 6—10, 11—15. Чтобы узнать, насколько вы «Голубь», посчитайте, сколько у вас в первой пятерке ответов «А», во второй пятерке — «В» и в третьей — «Б». Максимум может быть 15, минимум — 0. Выраженность у вас «страусиных» черт покажет сумма «Б» в первой пятерке, «А» во второй и «В» в третьей. Ответы «Ястреба» — «В» в первой пятерке, «Б» во второй и «А» в третьей.
Если, к примеру, у вас 11 «голубиных» ответов, 4 «страусиных» и ни одного «ястребиного», то ясно, что вы ближе всего к Голубю, немного Страус и ничего общего не имеете с Ястребом. Если всего поровну, то у вас всего понемногу и в разных ситуациях вы проявляете себя по-разному.
Это дающий, любящий, мягкий и чувствительный человек. Голуби нуждаются в любви, от нее зависит их счастье и безопасность, и ради нее они готовы даже на самопожертвование. Голуби во многом — слабаки и мямли. Они готовы сделать все для других. Прямо попросить или потребовать то, что им нужно, они или боятся, или не умеют. Голубь чаще играет второстепенную роли, способствуя подъему наверх других.
Страус — человек холодный, расчетливый, осторожный и предпочитает держаться от всего на расстоянии. Страусы избегают связей и особенно вытекающих из них последствий и обязательств. Страусы предпочитают страдать в молчании и одиночестве. Они не ждут от жизни и от людей слишком многого, поэтому не бывают и слишком разочарованы.
Человеку честолюбивому, решительному, храброму, Ястребу нужна власть. Преследуя свои цели, Ястребы приобретают массу противников, но, с другой стороны, они многого и достигают. Их враждебность, агрессивность и некоторая одержимость делает их очень сложными спутниками в жизни, но в то же время они заставляют каждого вытягиваться перед ними в струнку, выкладываться в деле. Мы чаще восхищаемся ими, чем любим их. Они стремятся к совершенству, идеалу, бескомпромиссны, требуют «все или ничего
7. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные ( c писок А) — убеждения в том, что конечная цель инди видуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные (список Б) — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 кар точек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы ру ководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
— здоровье (физическое и психическое);
— красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
— наличие хороших и верных друзей;
— общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
— развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
— счастливая семейная жизнь;
— счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
— творчество (возможность творческой деятельности);
— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в по рядке вещи, порядок в делах;
— воспитанность (хорошие манеры);
— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
— жизнерадостность (чувство юмора);
— независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
— непримиримость к недостаткам в себе и других;
— образованность (широта знаний, высокая общая культура);
— ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
— рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
— смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
— широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
— честность (правдивость, искренность);
— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора экспертизы.
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
1. «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
2. «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
3. «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»
4. «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
5. «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»
6. «Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»
7. «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Обследование лучше прводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
8. Тест Ассингера «Оценка агрессивности»
Тест Ассингера позволяет определить, достаточно ли педагог корректен в отношениях со своими коллегами и учениками, легко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.
Теперь внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов.
36—44 очка — вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
45 и более очков — вы излишне агрессивны и при этом нередко оказываетесь чрезмерно жестким к другим людям и неуравновешенным. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, и добиться успеха, жертвуя интересами домашних, окружающих. Поэтому вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности вы стараетесь их за это наказать.
35 очков и менее — вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же побольше решительности вам не помешает!
Если по семи и более вопросам вы набрали по 3 очка и менее чем по семи вопросам — по 1 очку, то взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
Если же по семи и более вопросам вы получите по 1му очку и менее чем по семи вопросам — по 3 очка, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.
1. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?
2. Как вы ведете себя в критической ситуации?
б.Сохраняете полное спокойствие.
3. Каким считают вас коллеги?
а.Самоуверенным и завистливым.
в.Спокойным и независтливым
4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
а.Примите ее с некоторыми опасениями.
б.Согласитесь без колебаний.
в.Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.
5. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?
а.Выдадите ему «по первое число».
в.Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
6. Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?
а.«Что это тебя так задержало?»
б. «Где ты торчишь допоздна?»
в.«Я уже начал(а) волноваться».
7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?
а.Стараетесь ли обогнать машину, которая «показала вам хвост»?
б.Вам все равно, сколько машин вас обошло.
в.Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.
8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
9. Что вы предпринимаете, если не все удается?
а.Пытаетесь свалить вину на другого.
в.Становитесь впредь осторожнее.
10. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?
а.«Пора бы уже запретить им такие развлечения».
б.«Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать».
в.«И чего мы столько с ними возимся?»
11. Что вы ощущаете, если место, которое вы хотели занять, досталось другому?
а.«И зачем я только на это нервы тратил?»
б.«Видно, его физиономия шефу приятнее».
в.«Может быть, мне это удастся в другой раз?»
12. Как вы смотрите страшный фильм?
в.Получаете искреннее удовольствие.
13. Если из-за дорожной пробки вы опоздаете на важное совещание?
а.Будете нервничать во время заседания.
б.Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?
а.Обязательно стараетесь выиграть.
б.Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.
в.Очень сердитесь, если не везет.
15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?
а.Стерпите, избегая скандала.
б.Вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание.
в.Отправитесь с жалобой к директору ресторана.
16. Как вы себя поведете, если вашего ребенка обидели в школе?
а.Поговорите с учителем.
б.Устроите скандал родителям «малолетнего преступника».
в.Посоветуете ребенку дать сдачи.
17. Какой, по-вашему, вы человек?
18. Что вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?
а.«Простите, это моя вина».
в.«А повнимательней вы быть не можете?!»
19. Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?
а.«Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!»
б.«Надо бы ввести телесные наказания».
в.«Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!»
20. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочтете?
а. Тигра или леопарда.
9. Исследование типа темперамента
Цель исследования: определить уровни экстраверсии, эмоциональной устойчивости и тип темперамента.
Материал и оборудование: тест-опросник Г.Айзенка, состоящий из 57 вопросов, бланк для ответов, ручка или карандаш.
Исследование типа темперамента можно проводить и с одним испытуемым, и с небольшой группой. В последнем случае должна быть обеспечена строгая самостоятельность ответов участников тестирования.
Количество текстов опросника и бланков должно соответствовать количеству опрашиваемых. Бланк для ответов представляет собой лист с напечатанными на нем номерами вопросов от 1 до 57 и расположенной рядом с номерами колонкой для ответов «Да» или «Нет».
В задачи экспериментатора входит раздача опросников, бланков, ручек или карандашей и чтение инструкции.
Инструкция испытуемому: «Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Внимательно читайте эти вопросы и по ходу чтения в бланке проставляйте Ваш ответ, который может быть либо «Да» либо «Нет». Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ без долгих раздумий. Помните, здесь нет «хороших» и «плохих» ответов. Выбранный Вами ответ на вопрос запишите в бланке для ответов против соответствующего номера. Старайтесь не оставлять вопросы без ответа».
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?
3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли Вам трудно отказываться от своих намерений?
5. Вы обдумываете свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?
7. Часто у Вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Вы обычно действуете и говорите без долгого обдумывания?
9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10. Верно ли, что на спор Вы сделали бы почти все, что угодно?
11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который симпатичен Вам?
12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
14. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-либо, чего не следовало?
15. Вы обычно предпочитаете чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что Вас легко обидеть?
17. Любите ли Вы часто бывать в компаниях?
18. Бывают ли у Вас мысли, которыми Вам хотелось бы делиться с другими людьми?
19. Верно ли, что Вы иногда настолько полны энергии, что все «горит» в руках, а иногда совсем вялы?
20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?
21. Вы много мечтаете?
22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
23. Вас часто беспокоит чувство вины?
24. Все ли Ваши привычки хороши?
25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела?
27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?
28. После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержаны, когда находитесь среди людей?
30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Верно ли, что Вы предпочтете узнать о чем-то в книге, нежели спросить об этом у других людей?
33. Бывают ли у Вас сильные сердцебиения?
34. Нравится ли Вам работа, требующая напряженного внимания?
35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?
36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
37. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
38. Верно ли, что Вы раздражительны?
39. Нравится ли Вам работа, требующая быстроты действия?
40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?
43. Вам часто снятся кошмары?
44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
46. Вы сильно бы огорчились, если бы долго не смогли видеться со своими друзьями?
47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
49. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или недостатков Вашей работы?
51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?
52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
53. Вы легко бы сумели внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
56. Вы любите подшучивать над другими?
57. Страдаете ли Вы от бессонницы?
Для определения типа темперамента необходимо определить величины показателей экстраверсии и невротизма. А для оценки надежности этих показателей подсчитывают величину показателя искренности. Величина показателей измеряется в баллах, подсчитываемых как количество совпадений ответов испытуемого с вопросами шкал.
Индекс искренности («И») представляет собой количество совпадений ответов испытуемых с ответами по следующим вопросам: Ответ «Да» по вопросам №6, 24, 36; Ответ «Нет» на вопросы №12, 18, 30, 42, 48, 54.
Показатель экстраверсии («Э») равен величине совпадений ответов испытуемых с такими: Ответ «Да» по вопросам №1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
Ответ «Нет» на вопросы №5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Показатель невротизма — это величина совпадений ответов «Да» с такими вопросами соответствующей шкалы №2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31; 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Вторым шагом в ходе обработки результатов является построение схемы типов темперамента.
На рисунке тип темперамента определяется в точках пересечения показателей экстраверсии и невротизма, восстановленных на соответствующих осях шкал в том или ином октанте. При этом темпераменту сангвиника соответствует экстраверсия и эмоциональная устойчивость, холерика — экстраверсия и невротизм, то есть эмоциональная неустойчивость, флегматика — интроверсия и эмоциональная устойчивость, а меланхолика — интроверсия и невротизм.
10. Тест «Моральная устойчивость»
Цель : предоставить подросткам возможность задуматься над своим образом жизни, над тем, как к ним относятся окружающие, не доставляют ли они своим обычным поведением неприятностей людям.
Ключ к тесту
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.
1. Я всегда держу данное слово и выполняю свои обязательства перед другими.
2. Я охотно помогаю своим друзьям, причем делаю это бескорыстно.
3. Мне обычно неприятно, когда я вижу несправедливость.
4. Грубость и невоспитанность людей вызывает во мне чувство досады.
5. Я незлопамятный человек, не держу зла на других.
6. Я очень люблю животных.
7. Я уважаю возраст и мудрость пожилых людей.
8. Стремлюсь быть честным не только по отношению к другим, но и с самим собой.
9. Решая свои проблемы, я никогда не забываю о других.
10. Люблю делать подарки, мне нравится, когда человек радуется.
7–10 баллов. Вы практически идеальный человек, на которого могут равняться окружающие. Но не следует расслабляться, нужно и дальше работать над собой.
11. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
Цель : показать участникам, каким коммуникативным контролем они обладают, как реагируют на изменения ситуации, умеют ли предвидеть, какое впечатление производят на окружающих.
Инструкция : Прочитайте высказывания и ответьте «да» или «нет».
1. Мне кажется трудным подражать другим людям.
2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я всегда такой, каким кажусь.
Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0–3 балла. У вас низкий коммуникативный контроль, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.
4–6 баллов. У вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.
7–10 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.
12. Тест «Мое самочувствие»
Цель : дать возможность поразмышлять над собой, своими привычками, индивидуальными особенностями.
Инструкция : Вам следует ответить «да» или «нет» на утверждения, которые приведены ниже. Постарайтесь быть максимально откровенными. Информация, которую вы получите по итогам тестирования, нужна прежде всего вам. Она поможет при участии в тренинговых упражнениях, даст возможность поразмышлять над собой, своими привычками и индивидуальными особенностями.
Анализируя утверждения теста, используйте принцип «как правило», то есть если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да».
Вопросы теста:
1. У меня часто плохое настроение, я плачу.
2. При встрече с человеком я избегаю смотреть ему прямо в глаза.
3. Часто я выгляжу сердитым, подавленным.
4. Большинство людей, которых я знаю или знал, разочаровали меня.
5. Я почти не интересуюсь тем, что для многих является очень важным в жизни (спорт, работа, отношение окружающих).
6. Последнее время я очень редко бываю веселым, практически не смеюсь.
7. Я часто чувствую слабость, жалуюсь на жизнь своим близким и знакомым.
8. В настоящее время у меня нет собственной позиции по многим вопросам.
9. Я говорю, как правило, очень тихо, так что меня с трудом понимают собеседники.
10. Часто я не знаю, как ответить на тот или иной вопрос собеседника, и просто пожимаю плечами.
Ключ к тесту
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.
1–2 балла. Несмотря на некоторые жизненные затруднения, вы видите жизнь в несколько розовом свете. Это не так уж плохо, но до определенного предела.
3–6 баллов. Ваше отношение к жизни в целом в норме, но уже чувствуется определенная доля скепсиса, усталость. Не рано ли?
7–10 баллов. Почти все, что с вами происходит, вы воспринимаете негативно. Неужели в вашей жизни совсем нет радостных мгновений?
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов. Но тем не менее есть смысл задуматься над полученной информацией. Тем более что впереди у вас целая серия тренинговых этюдов, упражнений, которые помогут вам лучше понять себя и измениться, если в этом есть необходимость.
13. Анкета «Подготовка к экзаменам.
Как противостоять стрессу»
Цель : выявить осведомленность участников в данном вопросе и обнаружить проблемы.
Вопросы анкеты:
1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?
2. Читал ли ты что-нибудь о стрессах?
3. Каковы, на твой взгляд, причины стресса?
4. Знаешь ли ты признаки стресса?
5. Как ты думаешь, на что влияет стресс?
6. Как ты считаешь, какие продукты питания активизируют умственную деятельность?
7. Знаешь ли ты упражнения, при помощи которых можно нейтрализовать стресс?
8. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?
9. Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день?
10. Есть ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания учебного материала? Какие?
11. Какой режим работы при подготовке к экзаменам ты считаешь наилучшим?
14. «Стресс-тест»
Цель : выяснить, подвержен ли выпускник стрессу.
Инструкция : Вам необходимо прочитать утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:
— почти никогда (1 балл);
— почти всегда (4 балла).
1. Меня редко раздражают мелочи.
2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
5. Не переношу критики, выхожу из себя.
6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.
7. Все свое свободное время чем-нибудь занят.
8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
10. Страдаю отсутствием аппетита.
11. Часто беспокоюсь без всякой причины.
12. По утрам чувствую себя плохо.
13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.
14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.
15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.
16. У меня бывают боли в спине и шее.
17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой.
18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.
19. Думаю, что я лучше многих.
20. Я не соблюдаю диету.
Шкала оценки:
30 баллов и меньше. Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.
31–45 баллов. Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.
46–60 баллов. Ваша жизнь — беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.
61 балл и больше. Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.
15. Тест эмоций
Цель : выявить предрасположенность к различным типам негативного поведения.
Инструкция : Оцени, насколько характерны для тебя следующие реакции. На бланке для ответов обведи номера тех вопросов, на которые ты отвечаешь «да». Отметь количество обведенных номеров (баллов) по каждому виду эмоциональных реакций
Вопросы теста:
1. Если я разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.
9. Мне кажется, что я могу ударить человека.
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присутствия.
12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.
13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Я знаю людей, которые могут довести меня до того, что захочется драться.
18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
19. Иногда я могу взорваться, как пороховая бочка.
20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
21. Есть люди, к которым я испытываю ненависть.
22. Довольно много людей мне завидует.
23. Если я злюсь, я могу выругаться.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.
26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что о нем думаю.
32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.
33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.
34. В споре я часто повышаю голос.
35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.
37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.
40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
Шкалы
Твоя агрессивность — твое личное дело до тех пор, пока она не затрагивает других людей.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Физическая агрессия (Ф)
Косвенная агрессия (К)
Вербальная агрессия (В)
Физическая агрессия — склонность к самому примитивному виду агрессии. Тебе свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, образ жизни и личностные особенности мешают тебе искать более эффективные методы взаимодействия. Рискуешь нарваться на ответную агрессию.
Косвенная агрессия — конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалей мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
Раздражительность — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см. «физическая и косвенная агрессия».
Негативизм — реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».
Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить тебя. Здорово отравляет жизнь.
Подозрительность — готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Вербальная агрессия — за словом в карман ты не полезешь. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительными, чем последствия драки.
Чувство вины — поздравляю, ты никого не ударил, ничего не разбил, ни на кого не наорал. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноват? Если ты чувствуешь себя в ответе за свои эмоции, значит, умеешь ими управлять. Что же с этим делать? Как минимум знать — чтобы понимать, что этим качеством природа наделила тебя более щедро, чем следовало бы. Максимум — вспомнить, кто в доме хозяин — ты или твои эмоции?
Процесс укрощения эмоций можно сравнить с укрощением диких лошадей. Их нельзя объезжать, предоставляя им полную свободу или, наоборот, постоянно пользуясь кнутом. Обе крайности неизбежно приведут к неудаче. С одной стороны, нельзя раз и навсегда сказать себе, что все попытки приручить дикую лошадь ни к чему не приведут. С другой — мы должны признать, что лошадь дикая, и проявлять терпение при ее приручении. Но, вероятно, самое главное состоит в том, что она должна признать в нас своего укротителя.
16. Направленность личности
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности.
С помощью методики выявляются следующие направленности:
Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать
отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Направленность на дело (Д) —
заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу.
Наибольшее удовлетворение я получаю от:
А. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
В. Сознание того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б. Известным игроком;
В. Выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в’ этом предмете;
В.Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4.Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;
В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
Б. Были верны и преданы мне;
В. Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого всегда можно положиться;
В. Кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
А. Когда у меня что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;
В. Когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;
В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
А. Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;
В. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
А. Добился успеха в жизни;
Б. По-Настоящему увлечен своим делом;
В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Б. Развивать, прежде всего, индивидуальные способности ученика;
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
В. Для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;
В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
А. Другие люди меня ценят;
Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
В. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
А.Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участвовать;
Б. Написали о моей деятельности;
В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
А. Имеет ко мне индивидуальный подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;
18. Больше всего я ценю:
Б. Возможности хорошей совместной работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.
19.Я не люблю людей, которые:
А.Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
В. Возражают против всего нового.
А. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;
В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в первую очередь учитель должен быть:
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
В. О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
А.Придумать интересный конкурс;
Б. Победить в конкурсе;
В.Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать:
А. Что я хочу сделать;
Б. Как достичь цели;
В. Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны;
Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время: