Что показывает скрипичный ключ
Скрипичный ключ что это такое и зачем он нужен
Инфо, принесенное мной, с Того Света после двух кратного посещения Того света.
Как устроена музыка
359 подписчиков
Скрипичный ключ: что это такое и зачем он нужен
12 января 2018
Когда преподаватели в музыкальных школах рассказывают маленьким детям, что такое скрипичный ключ, они часто говорят что-то очень красивое и мотивирующее. Например: «Это — скрипичный ключик! Он открывает нотную строку и откроет тебе дверь в огромный мир музыки!». Звучит поэтично. Но не совсем понятно. Почему все-таки «ключ»? И почему именно «скрипичный»? Ведь ноты с таким знаком не только у скрипачей. Странно?
Слово «ключ» и правда неслучайно, этот знак действительно — ключ. Но только не от двери, а, скорее, к шифру. Этот шифр — запись нот, потому что записывать их можно по-разному.
Нотный стан — это те самые 5 линеек, на которых и между которыми последовательно записываются ноты. Таким образом, максимально можно записать 11 нот. Но ноты, в отличии от линеек, не кончаются. И даже добавив пару или тройку дополнительных мини-линеечек для отдельных нот, мы не охватим ВСЕ возможные ноты всех октав. А главное — на разных инструментах можно взять ноты только определенных октав, не выше и не ниже. То же и с человеческим голосом. Значит, нужно определить, какой именно нам нужен диапазон и писать в нем — ведь сами по себе линейки нотного стана ничего не значат, пока мы не зададим исходную точку отсчета. Необходимо указать КЛЮЧЕВУЮ ноту, от которой будут отсчитываться все остальные.
Для этого и нужен ключ. Именно он определяет «кодировку» — какой линейке соответствует «главная» нота, а значит, и как относительно нее расположены другие. И вариантов может быть много — как и музыкальных ключей. Их символы кажутся замысловатыми, однако в них есть смысл: центральный элемент каждого ключа указывает на эту самую «начальную» ноту.
Еще есть ключи «фа» — басовый, например. В нем пишутся партии второй руки для фортепиано, виолончели и фагота — партии в Большой и Малой октаве, то есть низкие звуки. Его «завиток» и две точки помещают ноту фа Малой октавы на четвертую линейку нотного стана. Если его сдвинуть на одну линейку вниз, получится баритоновый ключ: в нем фа, соответственно, расположена на третьей линейке.
А еще есть ключи «до»: альтовый, теноровый, сопрановый. И это мы молчим про совершенно особые ключи для ударных, которые могут вообще ничего не говорить о высоте звука! Действительно, способов шифрования музыки великое множество — но в них вполне по силам разобраться. Если только уметь правильно подобрать ключ.
Ноты скрипичного ключа
Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого музыкальных регистров. В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы. Как выглядит скрипичный ключ, думается, все в курсе. Свое название он получил за то, что в нем удобно записывать ноты из рабочей тесситуры скрипки (от СОЛЬ малой октавы и до самых верхних нот).
Скрипичный ключ имеет второе название – КЛЮЧ СОЛЬ. Так его называют за то, что своим местоположением на нотном стане он привязан ко второй линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы. Поэтому закономерно, что нота СОЛЬ – это главная нота скрипичного ключа, своеобразная точка отсчета на нотном стане. Действительно, ближайшие соседи ноты СОЛЬ – это ФА (снизу) и ЛЯ (сверху), они занимают соответствующее положение по отношению к ноте СОЛЬ и на нотном стане.
Ноты первой октавы в скрипичном ключе
Названия октав и их расположение на клавиатуре фортепиано подробно разбирается в материале Расположение нот на клавиатуре фортепиано. Ноты первой октавы занимают основное пространство (первые три линейки) нотного стана в скрипичном ключе.
Ноты второй октавы в скрипичном ключе
Ноты второй октавы занимают вторую, верхнюю половину нотного стана, если записывать их в скрипичном ключе.
Ноты третьей октавы в скрипичном ключе
Ноты третьей октавы можно записать двумя способами – либо на добавочных линейках сверху, либо точно так же, как ноты второй октавы, только со специальным знаком – ОКТАВНЫМ ПУНКТИРОМ (пунктирная линия с цифрой восемь).
Октавный пунктир имеет следующее действие: все ноты, которые он собой покрывает, играются на октаву выше. Октавный пунктир является очень удобным средством облегчения нотой записи – во-первых, благодаря ему уменьшается количество добавочных линий, затрудняющих прочтение нот, а, во-вторых, с помощью октавного пунктира нотная запись становится более экономной, компактной, более опрятной.
Если же все-таки ноты третьей октавы написаны без применения октавного пунктира, а с применением добавочных линеек, тогда:
Ноты четвертой октавы в скрипичном ключе
Если писать ноты четвертой октавы на добавочных линейках, то этих самых вспомогательных линеек будет огромное количество. Это очень неудобно, поэтому так не делают. Когда нужно написать ноты четвертой октавы пользуются октавными пунктирами – простым, если его ставят над нотами третьей октавы, или двойным, если над нотами второй октавы.
Двойной октавный пунктир представляет собой точно такую же пунктирную линию, только с числом 15. Все ноты, которые располагаются, под такой линией, должны исполняться на целый две октавы выше.
Ноты малой октавы в скрипичном ключе
Из малой октавы в скрипичном ключе записываются, главным образом, всего три ноты – СОЛЬ, ЛЯ и СИ. Они пишутся на вспомогательных линейках, добавляемых снизу:
В целом, чаще всего на нотоносце со скрипичным ключом записываются наиболее ходовые, часто встречающиеся ноты малой, первой, второй и частично третьей октав. Ноты, для записи которых необходимо большое количество добавочных линеек, встречаются сравнительно реже.
Для лучшего запоминания нот во всех октавах, нужно больше тренироваться в их чтении и переписывании. Например, можно переписывать какие-нибудь мелодии в разные октавы (допустим, дана мелодия в первой октавы, переписать ее в малую, во вторую, в третью и т.д.). Попробуем. Скажем, возьмем простую известную народную песню «Ходит зайка» и перепишем ее мелодию в разные октавы.
Если вы учите ноты с ребенком, то познакомьтесь вот с таким руководством – Как выучить ноты с ребенком? И детям, и взрослым для лучшего усвоения нот скрипичного ключа будет полезно выполнить подборку упражнений из рабочей тетради Г. Калининой. Выполняя задания в простой и увлекательной форме, вы даже и не заметите, как выучите все ноты. Скачать данный комплекс упражнений можно здесь – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ!
Дорогие друзья! Мы надеемся, что данный материал хотя бы немного оказался вам полезен. Если у вас остались вопросы, если есть пожелания по улучшению работы сайта или по улучшению конкретно данной статьи, пожалуйста, отпишитесь в комментариях. Ваше мнение очень важно для нас!
И напоследок, предлагаем вам послушать немного хорошей музыки! Сегодня это будет:
П.И. Чайковский — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
Из чего состоит любая музыка? Пора разобраться
Если ты увлекаешься музыкой или просто любишь слушать треки в смартфоне, будет нелишним узнать о происхождении музыкальных терминов, нот, октав и всего прочего.
Кто придумал ноты
В XI веке в Италии жил монах по имени Гвидо Аретинский. Он занимался с хором мальчиков и учил их церковному пению.
Для помощи своим ученикам Гвидо решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы их можно было читать с листа. Монаха принято считать первым, кто начал использовать современные ноты.
Откуда взялись названия нот
Существующая система наименований появилась благодаря гимну святому Иоанну «Ut queant laxis», который Гвидо использовал для распевки на музыкальных занятиях. Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше.
Первые шесть нот позже были названы как первые слоги каждой строки гимна, седьмую по аналогии добавили позже из следующей строки того же гимна.
Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Ioannes
Первый неудобный слог Ut в XVII веке заменили на более мелодичное ДО. Есть мнение, что название ноты произошло от латинского Dominus, что значит – Господь.
Почему всего 7 нот
Изначально количество нот соответствовало количеству строк в гимне. Позже заметили, что между некоторыми нотами можно разместить промежуточные. Сложившуюся систему менять не стали, лишь ввели диезы-бемоли.
Так поучилось 12 нот, которые позволяют воспроизвести каждую мелодию в любой тональности.
Почему в нотном стане 5 линеек
Нотным станом называются пять линеек, на которых располагаются ноты. Иногда используют добавочные линейки для отображения нот выше или ниже используемого стана.
Отцом существующей системы записи нот считается все того же монах Гвидо Аретинский, который придумал запись нот в три линейки нотного стана. Четвертая линейка добавлялась при необходимости то сверху, то снизу.
Позже решили использовать все пять основных линеек, а дополнительные рисовать только при необходимости. Как показала практика, именно пять линеек позволяют комфортно читать записанные ноты и читать их. Меньшее число линеек требует постоянное добавление дополнительных, а большее – делает нотный стан слишком сложным для восприятия.
На чем же лучше слушать музыку? Конечно, на специализированных устройствах, способных раскачать любые наушники. Например, на одном из лучших плееров на рынке – FiiO X5 III.
Судите сами: двойной ЦАП AK4490EN, по одному чипу на канал, поддержка PCM и DSD, частота дискретизации до 768 кГц. Есть все необходимое от Wi-Fi до батареи на 3400 мАч. А еще плеер можно подключать к компьютеру в качестве USB-ЦАП!
Почему ноты так обозначаются
Изначально для записи музыкальных произведений использовались невмы (с латинского – кивок головой). Этими знаками фиксировали лишь направление движения мелодии, а для более точного понимания сверху добавляли высоту и длительность. По невмам исполнить музыкальное произведение мог лишь знакомый с ним человек.
Все тот же монах Гвидо Аретинский начал использовать подобное современному обозначение нот. Изначально он придумал способ записи невмов на нотном стане, а позже в самих невмах пропала необходимость, ведь вся нужная информация отображалась на нанесенных линейках.
Так для записи нот сначала начали использовать заштрихованные квадраты, а позже для удобства и быстроты перешли на овалы и круги.
Почему Италия законодатель всех музыкальных терминов
При объяснении происхождения большинства терминов мы упоминали итальянского монаха Гвидо Аретинский. Именно он ввел в использование большинство терминов, которые применяются в музыке по сегодняшний день.
Неудивительно, что именно Италия признана родиной музыкальных терминов.
Что такое скрипичный ключ
Ключ – это символ, который ставится на определенной линии нотного стана. Центральный элемент ключа указывает расположение на нотном стане высоты ноты.
С зарождением инструментальной музыки в Европе скрипичным ключом обозначали ноты для скрипки (отсюда и название). Сам ключ – символическое изображение скрипки.
Откуда появились символы других ключей
В современной классической пятилинейной нотации используют такие типы ключей: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до». Обозначающие их символы произошли от латинских букв, которыми записывали соответствующей ноты.
Ключ «соль» происходит от латинской буквы G, ключ «фа» произошел от упрощенного обозначения латинской F, а ключ «до» – от латинской C, обозначающей ноту «до».
Настоящее произведение искусства в мире аудиоплееров – FiiO X7 II
За вывод звука отвечает восьмиканальный ЦАП с компенсацией гармонических искажений. Бескомпромиссное звучание обеспечивают три отдельных кристаллических генератора частот. На выходе установлен абсолютно новый усилитель с обычным и балансным выходами.
Сколько всего октав в музыке
Весь диапазон применимых в музыке звуков разбит на 9 октав. Каждая из них имеет свое название. Есть несколько способов отображения принадлежности звуков той или иной октаве. Самые распространенные – нотация Гельмгольца и научная нотация.
Сколько всего тональностей
В музыке принято учитывать 24 тональности. 11 и которых диезные, 11 – бемольные и 2 используют без знаков.
Когда появились первые профессиональные музыканты
Термин «музыка» зародился еще в древней Греции и походил от слова муза. Тогда же и появились первые представители данной профессии, которые зарабатывали на жизнь пением или игрой на музыкальных инструментах.
Вот так, теперь можете удивлять друзей интересными фактами и историями во время совместного прослушивания музыки.
Что такое скрипичный, басовый и «до» музыкальные ключи
Вы узнаете, что такое музыкальный ключ, каких видов бывает, для чего нужен и как выглядит. Разберем скрипичный, басовый и «до» ключи. Расскажу, как рисуется и что означает. Будет много примеров с картинками.
Нотный стан
Роль ключей в нотной записи настолько огромна, что без их участия, запись музыки оказывается практически невозможной. Чтобы разобраться в предназначении ключей, сначала возьмем нотный стан в чистом виде.
Нотные знаки, закрепляющиеся на линиях нотоносца, являются лишь графическими изображениями. Они не могут иметь каких-либо названий или высоты звучания.
Точнее сказать, до определенного момента, потенциально они могут иметь любые известные названия и уровень высоты звучания. Но на данном этапе нотной записи их роль в звукоряде музыкальной системы не определена.
Система не предполагает размещения звукоряда от какой-либо конкретной ноты. Любая нота может стать началом звукоряда или одной из ее ступеней.
Все последующие ноты после нее приобретают название автоматические в порядке данного звукоряда. Например, «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си».
Определить расположение звукоряда на нотном стане предоставляется только нам самим. Выбор может быть обусловлен лишь избеганием дополнительных добавочных линий.
Поэтому желательно чтобы линии, от которой будет начинаться звукоряд, находилась ниже средней.
Для первой ступени наиболее удобным расположением будет на самой нижней линии нотоносца. Поэтому присваиваем ей значение «До».
Нота до
Так мы сделали, что все знаки, размещенной на этой линии, будут принадлежать ноте «До» первой ступени звукоряда.
Дальнейшая систематизация расположения ступеней на нотном стане становится вполне очевидной.
Следующие ступени займут остальные линии и промежутки между ними. При этом, заполнив весь нотный стан в восходящем порядке.
Единственное, что объективно было нами сделано, это присвоение одной из линий какого-либо значения. Все остальное происходит автоматически по логике восходящего или нисходящего следования ступеней.
Распределение нот на нотном стане может производится от любой линии с любым присвоенным ей значением.
Например, вторая линия снизу, имея значение «Соль», расположит следующие и предыдущие ступени в восходящем и нисходящем порядке.
Нота соль
При этом, став как бы точкой отсчета для обоих направлений. Как раз, такой точкой отсчета является ключ.
Музыкальный ключ
Музыкальные ключи
Этот элемент является особым ориентиром. По нему определяют расположение нот на стане. Он как маяк, который дает понять, где мы находимся.
В нотном письме используется несколько видов музыкальных ключей. Каждый из них имеет свое значение и закрепляется на необходимой линии. Давайте ниже мы их рассмотрим более подробно.
Скрипичный ключ
Рисунок скрипичного ключа «соль»
Ключ соль удобен при записи нот для скрипки, учитывая строй и диапазон этого инструмента. Поэтому вся скрипичная литература пишется именно в этом ключе.
В 17 и 18 веках этот ключ был на первой линии нотного стана. В отличие от скрипичного, он назывался старофранцузским ключом. Его фото ниже.
Старофранцузский ключ
Однако он уже давно вышел из употребления. В настоящее время используется лишь в воссоздающих оригинал произведениях старинной музыки.
Как нарисовать скрипичный ключ
Многие новички могут не знать, как правильно нарисовать скрипичный ключ на нотном стане. Самый удобный способ, это начинать рисовать с круга. Сейчас покажу, как это делать поэтапно.
Басовый ключ
Картинка басового ключа «фа»
Справа от ключа ставятся две точки.
Они с обеих сторон обрамляют четвертую линию. Эти точки указывают, что именно на четвертой линии должна помещаться нота «Фа» малой октавы.
Ключ «фа» удобен при записи нот низких человеческих голосов. Например, баритон или бас.
Также пригодится для басовых музыкальных инструментов. Например, виолончель, контрабас, фагот, тромбон, туба и другие. Для их записи в этом ключе не требуется большого количества добавочных линий.
В старинной музыке такой элемент изредка встречался, показывая туже ноту и на других линиях нотоносца. Но тогда он назывался уже не басовым.
Записываясь на третьей линии, он назывался баритоновым ключом. А если писался на пятой линии, то назывался басопрофундовым.
Баритоновый и басопрофундовый ключ
Ключ «до»
Кроме общераспространенных скрипичного и басового ключей, существует менее употребительный в наше время ключ «До». Ему следует уделить отдельное внимание, так как он имеет особую форму применения.
Используется для обозначения ноты «До» первой октавы. В нотном стане ключ «До» закрепляется следующим образом.
Ключ «до»
В отличие от скрипичного и басового, ключу «до» не свойственно всегда размещаться на одной конкретной линии. Это может быть любая линия нотоносца.
Варианты расположения ключа до
При этом, размещаясь на той или иной линии, ему присваивается определенное название. А именно, название того регистра, которому соответствуют звуки, в данный момент, охватываемые рамками 5-ти линейного нотоносца.
Таким образом, ключ «До» может иметь пять различных названий (видов). Все зависит от того, на какой линии он стоит.
Потребность в таком вольном использовании возникла в средние века в хоровой полифонической музыке строгого стиля. Именно тогда сформировалась традиция помещать этот музыкальный ключ на разные линии нотоносца.
Суть такого использования заключалась в следующем.
В любом хоре каждый человеческий голос имеет свой диапазон, охватывающий определенный регистр в исполняемом произведении.
При записи партии для какого-либо голоса, смещение ключа на ту или иную линию позволяло учитывать возможности диапазона. При этом избегать большого количества добавочных линий.
Это значительно упрощало чтение нот.
Сопрановый ключ
К примеру, для высокого голоса сопрано, нотная запись производилась в положении ключа «до» на первой линии. Картинка ниже кликабельна.
Благодаря этому средняя область звуков, входящая в этот регистр, как раз охватывалась пятью линиями нотоносца. Синие ноты на рисунке.
Поскольку ключ «до» на первой линии подходил для записи этого голоса, он получал одноименное с ним название. Это сопрановый ключ или по-другому, дискантовый.
Меццо-сопрановый ключ
Аналогичный подход и для записи партии голоса меццо-сопрано. Ключ «до» помещался на второй линии. Соответственно, там он получал название меццо-сопрановый ключ.
Меццо-сопрановый ключ
Альтовый ключ
Для голоса Альта ключ ставился на третьей линии. Назывался тогда альтовым ключом.
Теноровый ключ
Для тенора данный элемент находится на четвертой линии с названием теноровый ключ.
Баритоновый ключ
Для баритона на пятой линии такой элемент называется баритоновым ключом.
Стоит подчеркнуть, что использование такого количества ключей было связано со стремлением избегать добавочных линий.
В альтовом ключе пишутся ноты для смычкового альта. Иногда для английского рожка и тромбона. А в теноровом для высоких нот виолончели, фагота и тромбона.
Остальные ключи можно встретить лишь в старых изданиях.
Ключи «соль», «фа» и «до» поначалу представляли собой соответствующие буквы латинского алфавита. Но постепенно их написание эволюционировало, пока не приняло современные формы.
Эволюция музыкальных ключей
Система скрипичного и басового ключей
Скрипичный и басовый ключи, находясь на своем отдельном нотоносце, имеют особенность объединяться в единую систему. Позволяет им это делать расположение ноты «до» первой октавы.
Скрипичный и басовый ключ
В скрипичном ключе она пишется на добавочной линии снизу. А в басовом на добавочной сверху. То есть практически на одной и той же линии, пролегающей между обоими нотоносцами.
Нота до первой октавы
Ноты скрипичного и басового ключа с одним общим элементом
Такая система дает доступ к вдвое большему объему фиксируемых звуков. При этом, не затронув использование добавочных линий.
Применяется она в записи музыки для инструментов с большим диапазоном. Например, фортепиано, орган, баян или аккордеон.
Заключение
Теперь, нам известно значение всех музыкальных ключей и их расположение на нотном стане. Давайте для общей наглядности объединим их на одном нотоносце.
В нем для сравнения будет показано расположение ноты «до» первой октавы во всех ключах.
Ключ «до», стоящий на средней линии, называется альтовым. Линия, на которой он стоит, получает значение «до» первой октавы.
Ключ «до» линией выше называется теноровым. В нем нота «до» первой октавы помещается соответственного его положению. То есть на четвертой линии.
Типы ключей «до»
Ключ «до» ниже альтового на одну линию, называется меццо-сопрановым. Он идет с нотой «до» первой октавы на второй линии. Далее ключ «до» на самой верхней линии нотоносца называется баритоновым. Нота «до» первой октавы находится на пятой линии.
Ключ «до» на самой нижней линии называется сопрановым. «До» первой октавы в нем находится на первой линии.
Ключи «до», определяя ноту «до» первой октавы своим собственным положением. Они могут помещать ее только на одной из основных линий нотного стана. Так как сами ставятся исключительно в его пределах.
Другие же ключи в музыке (соль и фа) выносят ноту «до» первой октавы за пределы нотоносца на добавочной линии.
Так в ключе «фа» на четвертой линии, нота «до» первой октавы помещается на первой добавочной линии сверху. В ключе «соль» на второй линии, «до» первой октавы помещается на первой добавочной линии снизу.
Виды ключей в музыке
В ключе «фа» (басопрофундовым) на пятой линии, «до» первой октавы помещается на второй добавочной линии сверху. В ключе «соль» (старофранцузском) на первой линии, «до» первой октавы помещается на второй добавочной линии снизу.
Также ключ «фа» может использоваться и как баритоновый, находясь на средней линии. При этом положение ноты «до» первой октавы помещается на пятой линии также, как и при баритоновом ключе «до».
Все ключи выстроены по нисходящему принципу положения регистров относительно нотного стана. Самый высокий регистр приходится на нотоносец при старофранцузском ключе.
Регистры для музыкальных ключей
Далее с каждым последующим ключом в музыкальной грамоте, регистры сдвигаются на одну линию выше. Тем самым смещаясь с нотного стана вверх, замещаясь смежными регистрами, расположенными ниже.
В общем, теперь вы знаете, что такое ключи в музыке и для чего они нужны. Следует заметить, что все они ставятся только на линиях нотного стана. На добавочных линиях и промежутках между линиями они не пишутся.