Что показывает тест равена
Что показывает тест равена
Когнитивные расстройства являются наиболее значимой мишенью нейрореабилитации больных с последствиями инсульта, при этом данные о возможности их восстановлении противоречивы [2, 3].
Проблема осложняется тем, что существующие методические подходы к оценке эффективности нейрореабилитации отличаются большим разнообразием, что затрудняет интерпретацию и сопоставление полученных результатов [1, 8, 9].
Одной из существенных трудностей при изучении когнитивного потенциала у больных, перенесших инсульт, является развитие у них афазий, ограничивающей применение вербальных методов исследования интеллектуальной сохранности.
В этой связи представляет интерес применение невербального теста Равена [4, 5, 6, 7], поскольку он исключает искажение результатов исследования из-за возникших различных речевых нарушений.
Нам представляется оптимальным и обоснованным применение невербального теста Равена, как инструмента для оценки наличного когнитивного потенциала и дальнейшей динамики когнитивного восстановления в ходе проведения комплексной нейрореабилитации указанной категории больных.
Цель исследования: Определение прогностической значимости теста Равена у больных, перенесших инсульт головного мозга и возможности его использования для верификации достигнутого эффекта реабилитационных мероприятий.
Материалы и методы исследования
Под наблюдением находилось 169 больных с очаговым органическим поражением головного мозга вследствие инсульта. (99 мужчин и – 70 женщин).
По результатам выполнения невербального теста Равена (прогрессивные матрицы, сокращенный вариант, максимальный балл 155) больные были разделены на 5 групп (табл. 1).
Распределение исследуемых больных в зависимости от результативности выполнения теста Равена
Выделенные группы больных с результативностью выполнения теста
Разделение больных на подгруппы проводилось в связи с различиями в успешности выполнения теста Равена по сериям.
1-ая группа включала больных которые совершали грубые ошибки уже в простых сериях «А» и «В», а задания в сериях «С» «D» и «Е» практически не выполняли. Общая результативность в связи с этим не превышала 30 баллов. В связи с этим можно было предполагать, что у данных больных, помимо нарушения функций левого полушария, страдали также и правополушарные, обеспечивающие целостное восприятие гештальта, заложенного в основу заданий серий А и В теста Равена.
2-ая группа включала больных которые достаточно успешно выполняли задания в сериях «А» и «В», в серии «С» совершали несколько ошибок, а в сериях «D» и «Е» выполняли правильно только единичные, наиболее легкие задания. Можно было предполагать, что правополушарные функции также страдали, но значительно меньше чем у больных 1-ой группы.
3-я группа включала пациентов, которые успешно выполняло задания в сериях «А» и «В» совершая в этих сериях лишь единичные ошибки, в сериях «С» и «D» выполняли большинство заданий, а в серии «Е» совершали много ошибок (свидетельство достаточно грубого поражения левого полушария, ответственного за сукцессивные функции при относительной сохранности функций правого полушария).
4-ая группа включала пациентов, которые успешно выполняли задания в сериях «А» «В «и «С», в серии «D» выполняли большинство заданий, а в серии «Е» делали единичные ошибки. Можно было предполагать, что правополушарные функции мышления (наглядно-образные) у этих больных практически не страдали.
5-ая группа включала сохранных пациентов, которые обладали высокой мотивацией к восстановлению высоким когнитивным начальным потенциалом и достаточно успешно выполняло большинство заданий тест, набирая в общей сложности более 80 баллов, у части пациентов с высоким преморбидным интеллектом этот показатель превышал 100 баллов (12 человек).
Подобное разделение больных на подгруппы по характеру начального когнитивного потенциала позволяет проследить связь между этим показателем и успешностью восстановления когнитивных функций (динамика от начального уровня когнитивных функций на момент госпитализации в Центре Патологии речи и нейрореабилитации) и тем самым оценить возможности прогноза в группах.
Преимущественно среди больных преобладали пациенты с небольшой давностью заболевания – меньше года (84 чел. или 51,3 %).
Доля пациентов с давностью заболевания свыше 5 лет составляла 22 испытуемых – 13,0 % от общего числа больных.
Методы исследования включали клиническое обследование больных а также регистрацию параметров ЭЭГ, ТКМС, ЯМРТ.
Исследование с помощью теста Равена проводилось дважды (при поступлении пациента в стационар и перед выпиской, при этом интервал между обследованиями составлял не менее 40 дней).
Статистическая обработка результатов исследования результативности выполнения теста Равена производилась по.критерию Манна-Уитни.
Исходя из клинической оценки, преобладали пациенты с грубыми (но не доходящими до уровня деменции) и умеренными когнитивными нарушениями по общепринятым критериям.
Пациенты с грубыми когнитивными нарушениями (16,9 %) и с легкими когнитивными нарушениями (18,1 %) составляли полярные подгруппы и составляли значительно меньшую часть больных (35 % в общей сложности).
Таким образом, значительную часть больных (65 %)составили проблемные больные, нуждающиеся в интенсивной когнитивной реабилитации, но имеющие определенный когнитивный реабилитационный потенциал для применения комплексной программы реабилитации.
Достоверность различий динамики выполнения теста Равена к концу лечения проводилось по критерию Манна- Уитни.
Результаты исследования и их обсуждение
Динамика результативности выполнения тестовых заданий, в зависимости от показателей исходного уровня, представлена в табл. 3.
Динамика результативности выполнения теста Равена в зависимости от исходного уровня
Тест Равена на работу [Как пройти прогрессивные матрицы]
При устройстве на работу соискателям нередко предлагают пройти тестирование на определение коэффициента интеллекта IQ. Самый популярный вариант задач на айкью — тест матрицы Равена. Он помогает за 20 минут определить уровень развития абстрактного мышления и часто используется, чтобы понять, подходит ли человек на должность, требующую умения мыслить логически.
Где применяется тест Равена
По результатам тестирования принимают решение о дальнейшем диалоге с соискателем, поэтому, как правило, оно проводится одним из первых на очном собеседовании, перед психологическими. Чаще всего тестирование встречается при трудоустройстве в МВД.
Тест Равена проходят соискатели в:
От уровня интеллекта зависит способность адекватно воспринимать новую информацию и анализировать ее.
Тестирование Равена используют и коммерческие организации, которые хотят быть уверенными, что нанимают подходящего «спеца», который не будет «пасовать» перед сложными задачами и сможет самостоятельно принимать решения.
Оценочные испытания используют для:
На основании ответов на тест Равена руководством компании принимаются решения о переводе человека в другой отдел или о повышении. Результат тестирования имеет большое значение для личной характеристики человека.
Что определяет онлайн тест Равена
Тестирование длится 20 минут и проходит, как правило, на очном собеседовании, в отличие от тестов способностей, которые проходят дистанционно.
Задание относится к категории невербальных и культурно-свободных. То есть для его решения не нужны знания языка.
Задания представляют собой матрицы состоящих в логической связи фигур, которые требуется дополнить девятой фигурой. Для каждой задачи только один верный вариант ответа.
Преимуществом тестирования Равена считается то, что на его результаты не влияет:
Тест прогрессивные матрицы Равена – задание с динамической сложностью. По мере прохождения испытания сложность вопросов растет. Иногда сложность меняется в зависимости от числа правильных ответов.
Испытание состоит из пяти серий — A, B, C, D и E, — каждая из которых отвечает за аспект логического мышления.
Испытание проходят на бумаге или на компьютере работодателя.
Хотя в интернете можно всегда скачать или пройти бесплатный тест Равена онлайн, это не поможет подготовиться к трудоустройству. Вопросы на собеседовании все равно будут другими.
Как подсчитывают результаты и баллы в тесте Равена
Интерпретацию результатов проходит в виде:
Если кандидат старше 30 лет, вводится дополнительная поправка на возраст: полученный общий IQ балл делится на коэффициент, выраженный в процентах.
Возраст, лет | Коэффициент поправки |
---|---|
35 | 97 % |
40 | 93 % |
45 | 88 % |
50 | 82 % |
55 | 76 % |
60 | 70 % |
Благодаря тестированию работодатель оценивает ещё и то, насколько быстро соискатель устает от интеллектуального труда. Если к концу каждой серии однотипных заданий человек начинает неизменно ошибаться, то, вероятно, причина тому — накапливающаяся рассеянность.
Хотя усталость – естественный физиологический процесс, важно чтобы эффективность работы не падала слишком быстро. Поэтому рекомендуется приходить на собеседование выспавшимися и подготовленным.
Сложности матриц Равена
На базе матриц Райвена созданы логические тесты способностей, используемые российскими и международными работодателями для отбора кандидатов. Главная сложность двух этих типов задач – нехватка времени. Основная часть времени уходит на условие и попытку «войти в ритм», в итоге у человека не успевает найти решение.
Расшифровка результатов графического матричного теста проходит автоматически, что исключает субъективное отношение рекрутера. С другой стороны, это значит, что личное отношение к кандидату не является определяющим при принятии решение о найме.
Поскольку испытание проходит на собеседовании, немало трудностей вызывает стресс. Собеседование – само по себе волнительная процедура, а дополнительные задания, от результатов которых зависит дальнейшее трудоустройство, вызывают еще больше проблем.
Существует две причины, по которым соискатели не проходят тестирование:
Полезные советы: как пройти прогрессивный тест Равена
Заключение
Подходящий сотрудник — это не только умный, но и обучаемый человек. Важны умение ужиться в коллективе, навыки командной работы, способность корректно объяснять задачи подчинённым.
Матрицы Равена — только один из этапов оценки кандидатов. И от результатов такого этапа зависит дальнейший диалог с работодателем. А это значит, что придется готовиться к каждой части собеседования.
Для теста Равена, например, достаточно тренировочных логических задач. Кроме того, рекомендуется уделить внимание проективным методикам оценки личности, психологическому тестированию, КОТ (краткий отборочный тест) и СМИЛ (MMPI).
Прогрессивные матрицы Равена
Согласно Равену – это тест испытания способностей воспринимать определенные формы, охватывать их особенности, характер, взаимные отношения или ансамбль, совокупность отношений, а поэтому он требует по отдельным задачам метода логических рассуждений. Автор не считает, что таким образом можно производить измерения некоего абсолютного интеллекта, однако существующие результаты дают понять, что измеренные тестом мнения и навыки в определенной мере репрезентируют интеллект.
Перцептивная шкала матриц опирается или основана на 2-х теориях:
а) на теории восприятия форм, развитой гештальтпсихологией;
б) на теории неогенеза К.Спирмена.
При решении заданий выступает 3 основных психических процесса:
1) внимание, внимательность (внимание отделяется от восприятия и мышления);
2) восприятие, восприимчивость;
3) мышление, понятливость.
При решении задач внимание сильно напряжено, поддерживает стремление (интерес) к решению. Оно требует концентрированного внимания в объеме и распределении. При снижении внимания всегда появляются ошибки. Кроме внимания, выступает воля и эмоции. Поэтому испытание прогрессивными матрицами Равена не является тестом «всеобщего интеллекта», а испытывает остроту и точность внимания и ясность мышления. В данном случае речь идет об определении способности к систематизации в мышлении и планомерности или методичности, а не о самом интеллекте. Тесты Равена – невербальные испытания, свидетельствующие о том, что вербализация как мыслительный процесс в их решении значения не имеет.
Существует два варианта теста:
1. Цветной вариант (предназначен для детей от 5 до 11 лет и иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет).
2. Черно-белый (для обследования подростков 14-16 лет и взрослых от 16 до 65 лет).
Материал черно-белого варианта состоит из 60 матриц с пропущенными элементами. Задания разделены на 5 серий (А, В, С, D, Е) по 12 однотипных, но возрастающих по сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает также при переходе от серии к серии.
От испытуемого требуется дополнение недостающей части изображения. При работе с матрицами этой серии реализуются следующие мыслительные процессы:
1) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связи между ними;
2) идентификация недостающей части структуры и сличение их с образцами.
Психологическое значение: решение зависит от уровня внимательности, уровня статистического представления, воображения и уровня визуального различия (дискриминации).
Сводится к нахождению аналогий между двумя парами фигур. Испытуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется способность постигать симметричность между фигурами.
Психологическое значение: способность к линейной дифференциации и суждение (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей.
Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии принципам их непрерывного превращения и развития по вертикали и горизонтали и суммирование этих новых элементов в конечной недостающей фигуре.
Психологическое значение: проявляется способность к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживание непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение, способность представлять.
Составлена по принципу перестановки фигур матрицы по горизонтальному и вертикальному направлению. Решение требует проследить закономерную последовательность и чередование фигур в целостной структуре.
Психологическое значение: решение зависит от способности схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности использованных изменений.
Процесс решения задач заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборки недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая деятельность мозга). Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находиться с помощью алгебраических операций с остальными членами структуры.
Психологическое значение: способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие кинетических, динамических рядов. Высшая форма абстракции и динамического синтеза.
Тест на определение уровня IQ Равена
Зачем нам нужно знать свой уровень интеллекта?
Каждый человек, рано или поздно, задумывался о том, насколько он умный. Как бы это странно ни звучало, но оценки, выставляемые нам в школе и университете, не всегда могут быть точным показателем интеллекта. Узнать, насколько Вы умны и сообразительны, можно с помощью специального теста на интеллект. Одним из популярных опросников на данный момент является тест на IQ Равена.
Как и когда появился тест
Опросник создавался в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым самым эффективным способом измерения ума являлись задачи по сопоставлению абстрактных фигур.
Всего психологами было создано несколько вариантов теста:
Примечательно, что первый вариант был рассчитан на все возрасты: от самых маленьких детей до людей преклонного возраста.
Джон Равен – создатель теста
Джон Равен родился в 1902 г. в Великобритании. Познакомился с психологией он в Лондонском Королевском колледже в 1928 г., затем стал работать ассистентом Пенроуза, который проводил исследования в области умственных дефектов. Увлекшись этим направлением, Равен проводил тестирование детей и взрослых в разных местах: дома, в школах, на работе, используя для этого шкалу умственного развития Стэнфорд-Бине. И, все-таки Равен считал этот тест не весьма удачным и в результате появился опросник Прогрессивных матриц, который он создал вместе с Пенроузом.
Равен был выдающимся преподавателем, его теории оказали существенное влияние на формирование научного мировоззрения многих студентов.
Как проходить тест
Окончательный вариант теста Равена на IQ, широко известный сейчас, подходит для определения уровня интеллекта людей различных профессий и социального статуса от 14 до 65 лет и независимо от пола.
Оригинальный опросник состоит из 60 задач (наша современная версия содержит 50 заданий), каждая из которых заключается в том, что вы должны подобрать недостающий фрагмент к рисунку. Рисунок, как правило, содержит в себе различные символы или геометрические фигуры.
Задания в методике расставлены в порядке увеличения их сложности. Фигуры или рисунки стоят в определенной закономерности, которую вы должны определить. Определив ее, вы и сможете найти недостающий фрагмент рисунка.
Обратите внимание, что каждое из заданий имеет только одно правильное решение. В нашей версии теста время прохождения не ограничено, в то время как в исходной версии оно было ограничено 20 минутами.
В процессе прохождения будьте предельно внимательны и не торопитесь прежде, чем давать ответ. Позвольте себе подумать. Переходите последовательно от задания к заданию, соблюдайте порядок заданий и не пропускайте их, иначе это будет считаться, как неправильный ответ. Если вам все же не удалось логически понять последовательность и найти правильный элемент, можно попробовать угадать, какое из изображений могло бы подойти на пустое место.
Результаты теста
В результате прохождения теста Равена вы сможете узнать уровень своего интеллектуального развития в баллах и ознакомиться с рекомендациями по улучшению своих способностей.
Пройдите тест прямо сейчас
Быстро и удобно пройти тест Равена на IQ вы можете на нашем сайте. У вас также будет возможность не только выявить свое умственное развитие, но и сохранить результат, чтобы позже пройти тест снова.
Поскольку опросник Равена можно проходить с 14 лет, для детей на нашем сайте есть отдельный тест на определение уровня интеллекта. Он отлично подойдет детям и подросткам от 7 до 16 лет.
Ключ к диагностике интеллекта
Обработка результатов методики Равена.
Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной производительности испытуемого. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов.
Ключ (ответы) к тесту Равена
Обработка результатов методики Равена.
Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной производительности испытуемого. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов.
Ключ (ответы) к тесту Равена
№ | Серия А | Серия В | Серия С | Серия D | Серия E |
1 | 4 | 2 | 8 | 3 | 7 |
2 | 5 | 6 | 2 | 4 | 6 |
3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 8 |
4 | 2 | 2 | 8 | 7 | 2 |
5 | 6 | 1 | 7 | 8 | 1 |
6 | 3 | 3 | 4 | 6 | 5 |
7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 1 |
8 | 2 | 6 | 1 | 4 | 6 |
9 | 1 | 4 | 7 | 1 | 3 |
10 | 3 | 3 | 6 | 2 | 2 |
11 | 4 | 4 | 1 | 5 | 4 |
12 | 5 | 5 | 2 | 6 | 5 |
Нормативное (ожидаемое) распределение баллов по сериям. Перевод полученных результатов в IQ показатель.
Ниже среднего 82-90
Количество правильных ответов/ Серия | А | В | С | D | Е | IQ | Диагноз |
15 | 8 | 4 | 2 | 1 | 0 | 62 | Идиотия 0-20Имбецильность 21-25Дебильность средняя 51-70 |
16 | 8 | 4 | 3 | 1 | 0 | 65 | |
17 | 8 | 5 | 3 | 1 | 0 | 65 | |
18 | 8 | 5 | 3 | 2 | 0 | 66 | |
19 | 8 | 6 | 3 | 2 | 0 | 67 | |
20 | 8 | 6 | 4 | 2 | 0 | 69 | |
21 | 8 | 6 | 4 | 2 | 1 | 70 | |
22 | 9 | 6 | 4 | 2 | 1 | 71 | Легкая степень дебильности71-80 |
23 | 9 | 7 | 4 | 2 | 1 | 72 | |
24 | 9 | 7 | 4 | 3 | 1 | 73 | |
25 | 10 | 7 | 4 | 3 | 1 | 75 | |
26 | 10 | 7 | 5 | 3 | 1 | 76 | |
27 | 10 | 7 | 5 | 4 | 1 | 77 | |
28 | 10 | 7 | 6 | 4 | 1 | 79 | |
29 | 10 | 7 | 6 | 5 | 1 | 80 | |
30 | 10 | 7 | 6 | 5 | 2 | 82 | Ниже среднего 82-90 |
31 | 10 | 7 | 7 | 5 | 2 | 83 | |
32 | 10 | 8 | 7 | 5 | 2 | 84 | |
33 | 11 | 8 | 7 | 5 | 2 | 86 | |
34 | 11 | 8 | 7 | 6 | 2 | 87 | |
35 | 11 | 8 | 7 | 7 | 2 | 88 | |
36 | 11 | 8 | 8 | 7 | 2 | 90 | |
37 | 11 | 9 | 8 | 7 | 2 | 91 | Средний 91-100 |
38 | 11 | 9 | 8 | 8 | 2 | 92 | |
39 | 11 | 10 | 8 | 8 | 3 | 94 | |
40 | 11 | 10 | 8 | 8 | 3 | 95 | |
41 | 11 | 10 | 9 | 8 | 3 | 96 | |
42 | 11 | 10 | 9 | 9 | 3 | 98 | |
43 | 12 | 10 | 9 | 9 | 3 | 99 | |
44 | 12 | 10 | 9 | 9 | 4 | 100 | |
45 | 12 | 10 | 9 | 9 | 5 | 102 | Нормальный 101-110 |
46 | 12 | 10 | 10 | 9 | 5 | 104 | |
47 | 12 | 10 | 10 | 9 | 6 | 106 | |
48 | 12 | 11 | 10 | 9 | 6 | 108 | |
49 | 12 | 11 | 10 | 10 | 6 | 110 | |
50 | 12 | 11 | 10 | 10 | 7 | 112 | Выше среднего 112- 120 |
51 | 12 | 11 | 11 | 10 | 7 | 114 | |
52 | 12 | 11 | 11 | 10 | 8 | 116 | |
53 | 12 | 11 | 11 | 11 | 8 | 118 | |
54 | 12 | 12 | 11 | 11 | 8 | 120 | |
55 | 12 | 12 | 11 | 11 | 9 | 122 | ВысокийНезаурядный 121-130 |
56 | 12 | 12 | 12 | 11 | 9 | 124 | |
57 | 12 | 12 | 12 | 11 | 10 | 126 | |
58 | 12 | 12 | 12 | 12 | 10 | 128 | |
59 | 12 | 12 | 12 | 12 | 11 | 130 | |
60 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 140 |
Когда отклонение по отдельным сериям больше 2, то числовой показатель по данной серии нельзя считать надежным. Общий показатель надежен тогда, когда отклонение больше 2-х появляется только к концу испытания в последних сериях. Большее отклонение в начале теста может быть признаком дефекта интеллектуальной способности, или же свидетельствует о дефекте внимания и/или восприятия.
Нормальные значения индекса в пределах 0-4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критических значений (7 и более) данные теста считаются недостоверными.
Интерпретация полученных результатов.
В соответствии с суммой полученных баллов уровень развития интеллекта испытуемого можно определить следующими способами:
1) на основании процентной шкалы (см. табл. 1);
2) с помощью перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого (см. табл. 2.)
3) на основе оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 3.)
Таблица №1. Процентная шкала степени развития интеллекта
Проценты | Степень |
95 и выше | I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого |
75-95 | 2 степень;незаурядный интеллект |
25-74 | 3 степень: среднийинтеллект |
5-24 | 4 степень:интеллект ниже среднего. |
5 и менее | 5 степень:дефектная интеллектуальная способность |
В зависимости от возраста испытуемого IQ вычисляется по формуле:
где % определяется по таблице №2 (Корректировка на возраст):
Возраст | 14-30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 |
% | 100 | 97 | 93 | 88 | 82 | 76 | 70 |
Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей.
Таблица №3. Градации уровней умственных способностей.
Показатели IQ | Уровень развития интеллекта |
Свыше 140 | незаурядный, выдающийся интеллект |
121-140 | высокий уровень интеллекта |
111-120 | интеллект выше среднего |
91-110 | средний уровень интеллекта |
81-90 | интеллект ниже среднего |
71-80 | низкий уровень интеллекта |
51-70 | лёгкая степень слабоумия |
21-50 | средняя степень слабоумия |
0-20 | тяжёлая степень слабоумия |
Низкие показатели следует всегда считать менее надежными, чем высокие показатели.
Качественный анализ результатов теста Равена.
В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Испытуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Испытуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
Сферы применения теста ПМР.
1. Научные исследования, направленные на оценку умственных способностей испытуемых из разных этнических и культурных групп, на изучение генетических, воспитательных и образовательных причин интеллектуальных различий.
2. Профессиональная деятельность, где данный тест может оказать помощь в обнаружении наиболее эффективных администраторов, бизнесменов, предпринимателей, управляющих, кураторов и организаторов.
3. Образование и учебные занятия, для прогнозирования будущих успехов детей и взрослых, независимо от их социального и этнического происхождения.
4. В клинике, для оценки и выявления нейропсихологических поражений, а также для контроля результатов, полученных при применении разнородных измерений интеллектуальной способности.