Что показывает точка безубыточности деятельности предприятия
Точка безубыточности
Понятно, что — как бы ни хотелось — первые же деньги в бизнесе не получится целиком положить в карман. Часть идет на рекламу, другая — на зарплаты, аренду, логистику и так до бесконечности. Разрыв между деньгами, которые ты получаешь от покупателя, и конечной выручкой будет в любом проекте.
Другое дело, что в кошельке долгое время может вообще ничего не появляться.
Ни один бизнес-проект не обходится понимания, когда и при каких условиях ты начнешь зарабатывать, а не гонять ресурсы вхолостую или в убыток. По сути, это и есть точка безубыточности.
Прикидывать ее на глаз нет смысла — есть вполне четкие формулы. Что пригодится для расчета точки безубыточности и зачем он вообще нужен? Читай статью, чтобы узнать.
Что такое точка безубыточности?
Точка безубыточности (CVP-точка или break-even point) — это момент развития бизнеса, когда доходы полностью покрывают затраты на производство. Сейчас у тебя достаточно выручки или готового товара, чтобы компенсировать все издержки. Ни больше ни меньше. Это еще называется порогом рентабельности.
Ты больше не работаешь в минус, поздравляем! Но и в плюс пока не работаешь.
Но не путай точку безубыточности со сроком окупаемости. В первом случае ты компенсируешь текущие расходы, а во втором — отбиваешь вообще все затраты и инвестиции с момента основания компании.
Почему важна точка безубыточности?
Во-первых, приятно знать, когда наконец-то можно будет положить кровные в кошелек.
Во-вторых, точку безубыточности используют для анализа состояния предприятия: платежеспособность, финансовая устойчивость фирмы.
Пригодится, если нужно доказать будущему инвестору или кредитору, что бизнес стоит вложенных денег.
Зачем нужна точка безубыточности?
Используя простые формулы, можно понять:
Что нужно знать, чтобы сделать расчеты?
1. Постоянные траты не меняются на протяжении долгого времени. Сюда относятся:
2. Переменные траты напрямую зависят от объемов производства:
Наконец, следует помнить:
Этапы расчета
По большому счету, расчет точки безубыточности проходит в несколько этапов:
Но хватит разглагольствовать, давай считать.
2 способа для расчета точки безубыточности
1. Математические формулы
Есть два варианта: опираться в расчетах на деньги или на количество продукции. Чтобы было проще, введем некоторые обозначения.
Обозначение | Суть |
---|---|
BEP (break-even point) | Точка безубыточности |
P (price) | Цена за 1 единицу продукции или услугу |
TFC (total fixed costs) | Постоянные расходы |
AVC (average variable costs) | Переменные расходы на 1 единицу продукции |
TVC (total variable costs) | Все переменные расходы |
MR (marginal revenue) | Маржинальный доход |
TR (total revenue) | Выручка |
1.1. Точка безубыточности в изделиях
Формула: ВЕРнат = TFC / (P-AVC)
Пример: Игнат делает цветочные горшки. На аренду, зарплаты и налоги он тратит 40 000 рублей (TFC). Сырье для одного горшка обходится ему в 100 рублей (AVC), а в «Лавке Игната» горшок стоит 180 рублей (P).
40 000 / (180-100) = 500.
Игнату нужно производить и продавать по 500 горшков, чтобы выходить в ноль. Если он повысит цену на горшок до 200 рублей, то сможет продавать всего 400 горшков в месяц.
Если уже знаешь значение в натуральном выражении, легко посчитать точку безубыточности и в денежном.
Формула: BEPден = ВЕРнат*P
1.2. Точка безубыточности в деньгах
Формула: BEPден = (TR*TFC) / (TR-TVC)
Пример: У Ангелины скромное маркетинговое агентство. Выручка в месяц — 120 000 рублей (TR). На зарплаты и аренду офиса уходит 40 000 рублей (TFC), сотрудникам на аутсорсе приходится отстегивать 50 000 рублей, да еще коммуналка, транспорт, срочный ремонт — еще 22 000 рублей. Итого на переменные расходы уходит 72 00 рублей (TVC). Чему равна точка безубыточности тогда?
(120 000 * 40 000) / (120 000-72 000) = 100 000.
100 000 рублей — искомая величина. Именно при таких показателях агентство Ангелины работает в ноль.
Если товаров или услуг несколько, пригодятся расчеты через маржинальный доход (MR). Но вернемся к маркетинговому агентству.
Формула:
1) MR = TR-TVC или MRед = P-AVC
2) KMR = MR / TR или KMR = MRед / P
3) BEPден = TFC / KMR
Когда знаешь, как работать с маржинальным доходом, можно приступить к расчетам для нескольких товаров.
2. Таблица в Excel
Поигрались с формулами? Давай честно, если у тебя уже достаточно крупное предприятие, каждый раз высчитывать всё это вручную ты не будешь — проще закинуть уже знакомые формулы в Excel.
А еще лучше, если кто-то другой уже сделал это за тебя, и осталось только закинуть в таблицу свои показатели. Это самый простой способ сделать анализ точки безубыточности. Если очень хочется, можно и график внутри организовать.
Если захочешь вручную собрать собственную таблицу, воспользуйся формулами, которые выделены красным. В таблице очень удобно изменять показатели и сразу видеть результат. Например, повысив цену на 20 рублей, ты можешь выйти на точку безубыточности уже с третьим изделием.
Практика использования точки безубыточности
Как проведенные манипуляции могут помочь конкретным людям в твоей компании и за ее пределами?
Должность | Выгода |
---|---|
Директор по развитию | Данные для адекватного расчета ценообразования, уровня издержек, плана по продажам, а также понимание, в какой момент компания станет конкурентоспособной |
Собственник или акционер | Осознание, в какой момент компания станет рентабельной и начнет приносить прибыль |
Финансовый аналитик | Осмысление финансового положения компании и уровня ее платежеспособности |
Руководитель производства | Понимание, какие объемы должны быть у производства, чтобы компания выходила хотя бы в ноль и планирование своей работы |
Кредитор | Представление о платежеспособности фирмы и ее надежности |
Инвестор | Представление об эффективности предприятия и его потенциале |
Государственные структуры | Представление об устойчивости развития компании |
Планирование безубыточности фирмы
Полученные цифры должны на что-то влиять, а не просто лежать мертвым грузом в таблице. Давай посмотрим на полученный результат и прикинем, что ты можешь сделать.
Определить точку безубыточности достаточно легко. Поставь задачу разобраться в этом один раз, чтобы в будущем спасти бизнес от необдуманных решений.
Что такое точка безубыточности простыми словами
Что такое точка безубыточности, чем она отличается от точки выхода на чистую прибыль, как рассчитать точку безубыточности и для чего это нужно? Читаем в статье.
Начнём с того, что понятие точка безубыточности должно быть известно всем, кто когда-либо задумывался, или ещё задумается о том, какой бизнес начать.
Потому что нужно понимать – первая выручка нового дела не будет полностью уходить вам в карман. Ведь есть так называемые издержки производства. Расходы, которые несёт предприниматель на изготовление новой партии товара, или на продвижение этого товара с помощью инструментов рекламы.
Все эти издержки будут вычитаться из общей выручки. Поэтому выручка может быть как положительной, то есть прибылью, так и отрицательной, то есть убытком.
Чтобы добиться успеха, нужно это чётко понимать и отслеживать ту границу, которая отделяет выручку от получаемой прибыли. Это разные показатели. Собственно это граница – и есть точка безубыточности. А теперь подробнее и по порядку.
Что такое точка безубыточности
На английском это звучит как break-even point – такой объём производства, при котором доходы смогут перекрывать затраты.
Проще говоря, это такой объём выручки, или такое количество произведённого товара, которые необходимы, чтобы компенсировать все издержки производства.
Когда вы выходите на эту точку, то можете сказать, что с этого момента вы не работаете в минус. Убытка больше нет. Но также нет ещё и плюса. Прибыль вы не получаете. Пока что у вас ноль, что является отличным достижением.
Точку безубыточности также можно называть по-другому. Самые распространённые термины – порог рентабельности и критический объём производства.
Почему важна точка безубыточности
Ну, вышли вы в ноль, и вышли. Что с того? Интереснее же, когда прибыль начнёте получать.
Однако, тот, кто не следит за текущим финансовым положением фирмы, как минимум не может планировать свой рост, а, как правило, это приводит к остановке развития, или даже хуже – к отрицательному росту.
Если рассматривать детально, то точка безубыточности даёт:
Какие данные вам потребуются для расчёта точки безубыточности
В первую очередь, вам нужно будет знать, чем отличаются постоянные затраты от переменных. А ещё:
Постоянные затраты (обозначим как «Зпост») – это траты производства, которые не зависят от объёма произведённого товара. Такие траты, как правило, не меняются на протяжении долгого периода времени.
К постоянным затратам можно отнести:
Переменные затраты (обозначим как «Зпер»). Это издержки производства, которые будут увеличиваться, или наоборот – уменьшаться, в зависимости от того, растёт объём производства, или, наоборот – падает.
К ним можно отнести:
Это классическая схема разделения, которая подходит большинству компаний, но не всем. Некоторые фирмы дополнительно разделяют расходы по экономическому смыслу.
Так, издержки фирмы могут быть:
Но мы сейчас рассматриваем общие понятия, поэтому остановимся на классической системе.
Формула расчёта
Точку безубыточности можно рассчитать математически в двух вариантах – натуральном и денежном выражении.
Если для расчёта используется несколько товаров, то берётся усреднённый результат.
Так же важно учитывать допущения по некоторым позициям:
Также важно понимать разницу между сроком выхода на окупаемость (точкой окупаемости) проекта и точкой безубыточности.
Первый – показывает время (срок) за которые фирма выйдет на уровень, когда начнёт получать прибыль от изначально вложенных денег.
Второй, как мы уже сказали, это – объём выручки или количество товара, которые нужны, чтобы покрыть все траты производства.
Точка безубыточности в денежном выражении
Здесь формула показывает каким должен быть минимальный размер выручки, чтобы покрыть затраты фирмы. Прибыль при такой выручке будет равняться нулю.
Обозначим точку безубыточности как «ВЕР».
Формула:
ВЕРден. = (В*Зпост) / (В – Зпер)
Разница между выручкой (В) и переменными затратами (Зпер) показывает нам маржинальны доход (МД).
МД можно рассчитать и на одну единицу произведённого товара. Выручка (В) будет равняться в таком случае произведению цены (P) и объёма (Q):
МД на 1 единицу товара = P – Зпер. На 1 единицу товара.
Есть и другая формула, которая определяет коэффициент маржинального дохода (Кмд):
Кмд = МД / В = МД на 1 единицу товара / P
ВЕРден = Зпост / Кмд
Обе формулы дадут одинаковый результат.
Точка безубыточности в натуральном выражении
Здесь мы получим минимальный объём продаж, который необходим для покрытия издержек производства при прибыли равной нулю.
Формула:
ВЕРнат. = Зпост / (Р – Зпер. на 1 единицу товара)
Все последующие проданные единицы товара сверх этого объёма будут приносить прибыль.
Если вы знаете значение точки безубыточности в натуральном выражении, то сможете узнать и значение в денежном выражении. Формула для этого выглядит так:
Другие важные значения и формулы
Кромка безопасности (также можно встретить термины запас прочности и маржа безопасности). Вычисляется в денежном значении и в процентном значении (КБден., КБ%).
Это значение показывает, насколько может снизиться выручка фирмы, или объём производимого ею продукта до точки безубыточности. То есть насколько фирма далеко находится от критического показателя.
Для выведения формулы нужно ввести следующие обозначения:
Формулы:
КБден. = Вфакт(план) – Втб
КБ% = (КБден. / Вфакт(план)) * 100%
С помощью этой формулы нам удалось рассчитать фактическую выручку. Но когда мы будем планировать объём продаж и прибыль, придётся использовать значение плановой выручки, что приведёт нас к расчёту и запаса прочности.
Пример расчёта точки безубыточности
Чтобы наглядно показать, как работают формулы расчёта точки безубыточности, возьмём схематичный пример.
Мы с вами занимаемся тем, что торгуем магнитами для туристов. Все магниты у нас стоят одинаково в любой нашей точке.
Производим мы их не сами, а заказываем у оптового производителя.
Примечание: не относится к теме, но важно знать, что, так как мы не производим товар сами, то должны открывать ИП и не может рассчитывать на доступ к режиму самозанятых. Подробнее об этом вы можете почитать в специальном нашем материале «Всё о самозанятых».
Но вернёмся к нашим магнитам. Исходные данные таковы:
Нужно теперь определить какое минимальное количество магнитов нам нужно выпустить, а также значение выручки, которое будет покрывать все затраты.
Цену за один магнит мы поставили 100 рублей. На самом деле, какие-то стоят 75 рублей, а какие-то 125, но этими колебаниями мы пренебрегли. Теперь рассчитаем точку безубыточности в натуральном выражении:
ВЕРнат = 10 000/ (100 – 60) = 250 магнитов.
Чтобы рассчитать точку в денежном значении, нужно использовать такие показатели как количество проданных нами магнитов за срок в один месяц, а также – сумма переменных затрат, которая будет необходима для этого объёма.
Qза месяц = 30 000 / 250 = 100 магнитов,
Зпер на объём за месяц = 60 * 100 = 6000 рублей.
Следующим шагом станет расчёт порога рентабельности, который мы сможем вычислить по двум формулам:
ВЕРден. = (30 000 * 10000) / (30 000 – 6000) = 12 500 рублей.
ВЕРден. = Зпост. / ((100 – 60) /100)) = 25 000 рублей.
ВЕРден. = 250 *100=25 000 рублей.
Выручка на момент времени расчёта, а также объём продаж находятся выше, чем расположена точка безубыточности. Значит – всё хорошо, фирма действует в прибыль.
Ну и в конце, определим значение кромки безопасности:
КБден. = 30 000 – 25 000 = 5 000 рублей.
КБ% = (5 000 / 30 000) * 100% = 16,6%.
К слову, 16,6 – это очень маленький показатель. Нормальными считаются значения в 30%. Поэтому желательно с нашим бизнесом что-то сделать, чтобы увеличить это значение и чувствовать себя спокойно.
Планирование безубыточности фирмы
Мы получали значение точки безубыточности, чтобы провести анализ того, как действует наша фирма, а также, чтобы понять, какие факторы рынка с большей степенью влияют на себестоимость нашего товара.
Все полученные данные используются для расчёта плана производства и общего финансового плана.
Как поэтапно планировать безубыточность фирмы:
Тем, кто занимается бизнесом важно понимать, что же такое точка безубыточности. Практика показывает, что предприниматель часто не представляет каких результатов и для чего ему нужно достичь, как обращаться с выручкой, во что её вкладывать и так далее. Точка безубыточности как минимум сможет дать понимание, на каком этапе находится компания.
Точка безубыточности | преодолеваем и выходим на прибыль
Точка безубыточности поможет определить, когда предприятие, направление, проект или даже продукт выйдут на самоокупаемость. Кроме того, она служит отправным моментом для расчета запаса прочности. А учитывая этот показатель, вы никогда не позволите продажам упасть ниже критического уровня.
Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Точка безубыточности
Точка безубыточности: что это
Определить точку безубыточности – задача, которая должна ставится и решаться в любой компании вне зависимости от того, находится она в начале своего пути или уже долго действует на рынке.
Точка безубыточности продукции и услуг представляет собой определенное состояние во времени, момент, в котором происходит компенсация всех издержек прибылью от деятельности предприятия. То есть вы выходите в ноль.
После того, как пройдена точка безубыточности, прибыль от реализации каждой следующей единицы продукции начинает превышать расходы.
Точка безубыточности предприятия может быть выражена в деньгах и единицах продукции.
Точка безубыточности: зачем с ней работать
Существует несколько моментов, когда вам понадобится расчет точки безубыточности.
► Всегда важно знать, сколько произвести и продать, то есть объем. Точка безубыточности позволяет проанализировать, каков должен быть объем при изменении цены и наоборот, как изменения объема могут повлиять на цену.
► Точка безубыточности производства и ее использование дает понимание того, при каком уровне снижение оборота становится критическим. Таким образом, вы не пропустите момент, когда компания или какой-то отдельный проект станут убыточными. Когда точка безубыточности продаж участвует в таких расчетах, то принято говорить о новом параметре – запас прочности.
► Выход на самоокупаемость следует определять не только для всего предприятия в целом, но и выходя на новые рынки, осваивая неизвестные направления, реализуя амбициозные проекты.
► Кроме того, изменение рассматриваемого показателя может свидетельствовать о возникновении тех или иных сложностей. Именно поэтому этот показатель должен «сниматься» регулярно и являться неотъемлемой частью всего комплекса аналитических параметров, которые отражают темпы развития бизнеса.
Точка безубыточности: что нужно учитывать
Существует определенные алгоритмы, которые позволяют подготовиться к тому, чтобы понять, когда стартап, новое направление, проект выйдет на самоокупаемость.
1. Сбор сведений о прибыли, расходах и объемах производства / реализации
Первое, что вам необходимо сделать, так это собрать информацию о прибыли, расходах и объемах производства (если у вас производство), объемах реализации услуг (если у вас услуги).
2. Определение постоянных и переменных затрат
Далее следует очень серьезно подойти к вопросу идентификации и разделении затрат на постоянные и переменные. Эти величины присутствуют в формуле.
Напомним о том, что из себя представляют постоянные и переменные затраты.
Начнем с постоянных. К ним традиционно принято причислять такие вещи, как:
Постоянные затраты остаются таковыми при прочих равных условиях, как любят приговаривать академически грамотные экономисты. Но если вы разрабатываете стратегию, которая должна привести к прорыву: открытие нового подразделения, офиса, филиала, производства и т.д., то и постоянные издержки выйдут на новый уровень. Их величина изменяется не плавно, а «ступенчатым» образом.
Переменные затраты – это такие издержки, величина которых будет меняться в зависимости от масштабов бизнеса. Тут мы можем говорить об изменениях в объемах реализации и производства.
В перечень таких затрат обычно входят:
Если немного углубиться, то переменные затраты можно разделить еще на 2 вида:
Так, линейные переменные затраты на единицу продукции всегда остаются неизменными. Это означает, что для производства 1 штуки того или иного продукта затрачиваются равные объемы сырья.
Что касается нелинейных переменных затрат, то они с ростом бизнеса могут, как возрастать, так и убывать.
3. Оценка объемов реализации для финансовой устойчивости предприятия
На последнем этапе подготовки ко всем расчетам следует проанализировать и оценить величины реализации продукта, при котором бизнес не будет находится в зоне риска превышения издержек над прибылью.
Что такое точка безубыточности. Объясняем простыми словам
Строго говоря, точка безубыточности — это когда доходы от реализации продукции равны производственным затратам. Когда достигнута точка безубыточности, дальнейшее увеличение объёма выпуска продукции даёт предприятию прибыль, а снижение — убыток.
Примеры употребления в «Секрете»
«В 2020 году нас, как и весь фэшен-ретейл, затронула пандемия. Во время карантина наши продажи упали до 1 млн в месяц — это ниже, чем точка безубыточности, — поэтому, чтобы продержаться, мы сократили все возможные расходы, за исключением затрат на пошив».
(Основатель ODEVAI Wear Лидия Ковшова — об истории создания питерского бренда одежды.)
«Мы тоже пытались найти учёных в свой проект с помощью этого способа. Нашли подходящий патент (противовирусной мази), узнали имена учёных, ответственных за эту работу, их контакты. Связались и поняли, что команда разобщена, а состав их продукта лишь наполовину отвечал нашим требованиям. При этом они прекрасно знали, сколько стоят подобные нужному нам исследования, и сразу запросили сумму в 25 млн рублей на счёт, а также потребовали долю в проекте. Мы отказали, поскольку финансовая модель не сошлась и выход из точки безубыточности был бы очень долгий».
(Основатель компании AIBY Оля Осокина — о том, как эффективно работать с российскими учёными.
Нюансы
Точку безубыточности измеряют в натуральном или денежном выражении. Например, в единицах товара или денежной сумме.
Вычислять и знать точку безубыточности производства необходимо. Этот показатель позволяет определить оптимальную стоимость товара или услуг, рассчитать сроки окупаемости бизнеса. Отслеживание изменений показателя безубыточности позволяет вовремя увидеть проблемы на производстве и проанализировать финансовое состояние компании.
Для расчёта точки безубыточности учитывают постоянные и переменные затраты. К постоянным относят, например, заработную плату управленцев, арендную плату за офис, амортизационные отчисления. Постоянные затраты не зависят от объёма производства и продаж и не меняются с течением времени. К переменным — затраты на материалы, комплектующие, топливо и энергию и другое.
Как рассчитать точку безубыточности бизнеса
Шаг 1. Переменные издержки
Чтобы рассчитать точку безубыточности, нужно вспомнить про постоянные и переменные издержки.
Переменные издержки – это затраты бизнеса, объем которых зависит от производства единицы продукции или от оказания услуги. Сюда, как правило, попадают закупка сырья, оплата работы субподрядчиков или персонала на сдельной оплате, транспортные расходы и т.п.
По аналогии посмотрите на затраты в вашем бизнесе и просчитайте переменную часть. Если вы занимаетесь торговлей, сюда войдут расходы по закупке товара. Если вы оказываете услуги, то скорее всего оплата тех, кто эти услуги оказывает, если эту оплату можно точно отнести к факту оказания услуги. Например, если у вас студия разработки сайтов, дизайн-студия или любая проектная организация, в переменную часть стоит включить все выплаты по проекту.
Шаг 2. Маржинальность
Если мы из выручки вычтем прямые переменные расходы – то получим показатель, который называется маржинальная (или ее еще называют валовая) прибыль. В «Добром буке» маржинальная прибыль равна 75 000 рублей.
Маржинальность = (выручка − переменные расходы) / выручка × 100
В нашем примере маржинальность равна 50%.
Шаг 3. Постоянные издержки
Посмотрим, какие постоянные издержки есть у нашей компании «Добрый бук». На аренду помещения ушло 30 000 рублей, оклады мастерам и руководителю компании в сумме составили 55 000 рублей и еще 10 000 рублей потратили на рекламу. Итого постоянные издержки в отчетном месяце были 95 000 рублей или 63,3% от выручки.
Шаг 4. Точка безубыточности
Теперь, когда у нас есть информация о переменных и постоянных издержках, мы можем рассчитать точку безубыточности.
Точка безубыточности — это такой объем продаж, при котором бизнес ничего не зарабатывает, но и не работает в убыток. Это достигается за счет того, что все 100% полученной от клиентов выручки за этот объем заказов покрывают переменные и постоянные затраты, но на прибыль ничего не остается. Точка безубыточности может быть выражена в деньгах (денежный эквивалент) или количестве заказов (натуральный эквивалент). Для большинства компаний точку безубыточности лучше рассчитывать на месячный период.
Формула расчета точки безубыточности достаточно простая: чтобы определить точку безубыточности, нужно разделить постоянные расходы на маржинальность.
Точка безубыточности = Постоянные расходы / Маржинальность
Напомним, что маржинальность – это отношение разницы выручки и переменных расходов к выручке, выраженное в процентах.
Рассчитаем точку безубыточности для нашей компании.
Точка безубыточности = 95 000 рублей (постоянные расходы) / 50% (маржинальность) = 190 000 рублей.
Итак, точка безубыточности для нашей компании составляет 190 000 рублей в денежном эквиваленте. Именно эту сумму выручки нужно получать, чтобы не работать в убыток при текущем уровне затрат.
Очевидно, что «Добрый бук» в этом месяце работал в убыток: количество полученных заказов не принесло нужного объема выручки на покрытие всех расходов.
Как работать с точкой безубыточности?
Зная точку безубыточности можно управлять бизнесом: повышать объем продаж, увеличивать средний чек, менять что-то в переменных и постоянных затратах и т.д.
Давайте попробуем изменить ситуацию, увеличив бюджет на рекламу, чтобы привлечь больше заказов. Предположим мы увеличим на 5 000 рублей рекламный бюджет и в итоге мы получим на 5 заказов больше. Это действие увеличит постоянные издержки в этом месяце, но и приведет больше заказов и даст прирост выручки до 200 000 рублей. Если мы сохраним тот же уровень маржинальности, мы получим следующую структуру расходов и доходов:
Еще раз посчитаем точку безубыточности на февраль:
Точка безубыточности = 100 000 рублей (постоянные расходы) / 50% (маржинальность) = 200 000 рублей.
Итого в текущих условиях, при выручке в 200 000 рублей, наше производство выйдет на точку безубыточности.
Точку безубыточности можно представить не только в денежном, но и в натуральном эквиваленте.
Для «Доброго бука» это будет количество полученных сделок (заказов) равное 20 при сумме заказа в 10 000 рублей.
Кроме этого анализ точки безубыточности можно провести в графиках. Если по оси ординат отложить объем выручки, а по оси абсцисс количество продукции/заказов, то получим график, иллюстрирующий соотношение выручки, постоянных и суммарных издержек (переменные + постоянные).
Точка безубыточности на графике – это точка пересечения выручки и суммарных затрат.
Графики показывают, как при росте количества заказов меняется разница между выручкой и суммарными затратами. Это разница и есть операционная прибыль организации.
Чем выше выручка от уровня точки безубыточности, тем больше у бизнеса запас прочности, и тем он устойчивее. Основной фактор устойчивости – это уровень постоянных издержи. Если он большой, бизнесу нужен большой оборот для его покрытия. Если он постоянных издержек не много, то компания не получит убытки при падении выручки. Этот факт понимают все предприниматели, но не все могут это выразить в конкретных цифрах для своего бизнеса.
Знать точку безубыточности важно и полезно: вы в любой момент времени можете определить, привлек ли бизнес необходимый объем заказов или продаж, чтобы обеспечить свои потребности, или нет. И если нет, то сколько ему осталось продать, чтобы выйти в прибыль.