Что показывает цикл петербургские повести

Николай Гоголь

«Петербургские повести»

«Петербургские повести» вдохновили учеников Гоголя, писателей натуральной школы, Достоевского и весь русский реализм. Познакомимся с ними поближе и узнаем, чем именно.

Теперь поговорим о «Петербургских повестях» Гоголя, узнаем, кто их герои и как писатель относится к Петербургу.

✍️ «Петербургскими повестями» принято называть пять произведений Гоголя, написанных с 1834 по 1842 годы:

🔹 «Записки сумасшедшего»
🔹 «Невский проспект»
🔹 «Нос»
🔹 «Портрет»
🔹 «Шинель»

Иногда к ним присоединяют два текста не о Петербурге — «Коляску» и «Рим».

🎩 Условное название цикла — отсылка к Пушкину: «Петербургская повесть» — подзаголовок поэмы «Медный всадник», в которой Петербург становится местом столкновения обыкновенного человека и частной жизни с властью, величием, большими идеями, воплощенными в памятнике Петру I.

👆 Гоголь действительно продолжает заданные Пушкином темы и создает тот мифологизированный образ Петербурга, который дальше будет доминировать в русской литературе.

➡️ В этом мифе две основные темы:

1️⃣ Петербург как имперская столица, утопия, построенная по жесткому плану, средоточие бюрократии.

2️⃣ Петербург как выдуманный город, мираж или морок, в котором могут происходить самые странные вещи.

🔏 Для Гоголя, как мы уже поняли по «Вечерам на хуторе близ Диканьки» культура Петербурга — заведомо чужая, ненастоящая, оторванная от корней. В жизни писатель тоже лучше чувствовал себя в Москве и в Риме — городах с более долгой историей, в том числе духовной. Петербург же он всегда пишет как инфернальное место, город-демон, который соблазняет героев, обманывает или сводит с ума.

🖋 В «Петербургских повестях» фантастические элементы вводятся совершенно иначе, чем в текстах на украинские темы. Нет связи с фольклором, нет персонажей, которые были бы носителями народной культуры. Нет легендарной нечисти, как и нет и традиционных правил игры, которые позволяли гоголевским героям справляться с демонами. Странности Петербурга не подчиняются логике мифа, сказки или даже романтической фантастики в духе Гофмана.

🗣 Литературовед Ю. В. Манн назвал принцип устройства «Петербургских повестей» «нефантастической фантастикой»: у Гоголя даже в мелких деталях фантастику нельзя отделить от реальности, это «тайна, прячущаяся везде и нигде, иррациональность, пропитавшая жизнь, как вода вату».

❓ Кто они, персонажи повестей?

👥 В центре повестей — незначительные с точки зрения столичной жизни персонажи, с которым внезапно происходят странные события.

👂 Все слышали о гоголевском «маленьком человеке»: маленький — это в первую очередь самоощущение. Героев мучает чувство неадекватности и желание занять место повыше. Мания величия в «Записках сумасшедшего», романтические мечты в «Невском проспекте», совсем скромные желания Башмачкина в «Шинели» одинаково несбыточны.

👎 Вместо чудесных приключений и сказочных испытаний все необычайное направлено на унижение героев. Весь смысл невиданного происшествия с носом майора Ковалева для самого героя в том, что нос превращается в более удачливого соперника.

😕 Все странности словно спровоцированы не мифологическим подтекстом, а социальным — одиночеством маленького человека в большом городе, бессмысленной службой, страхом потерять свое место.

1️⃣📗 «Портрет» ближе всех остальных текстов к романтизму. Гоголь использует популярные в традиции готического романа сюжеты о зловещих портретах и о проклятых художниках.

👤 Герой повести — бедный молодой художник Чартков — покупает портрет загадочного старика. Портрет оживает, выходит из рамы, и герою удается выхватить из его рук нарисованные деньги. Деньги становятся реальными, разбогатевший Чартков делает карьеру, но понимает, что для этого ему пришлось пожертвовать подлинным талантом.

✍️ Гоголь повторяет прием из «Страшной мести». После смерти героя в повести рассказывается предыстория портрета: моделью для него был ростовщик, чей дух вселился в картину и губит ее владельцев. Общий источник всех сюжетов о страшном портрете — «Мельмот Скиталец» английского писателя Чарлза Мэтьюрина (1782–1824), популярного в России в начале 19 века.

💫 Таинственный ростовщик и тема выбора между творчеством и карьерой напоминают многие произведения Гофмана и Бальзака. Гоголь больше всего внимания уделяет не магии портрета, а тому, как преображается Чартков — мы не можем однозначно сказать, что его разрушает больше: проклятие или просто деньги и слава.

📌 Ирония и в том, что чем больше героя начинают называть «необыкновенным» и «экстраординарным», тем яснее повествователь показывает, что художник становится обычным ремесленником.

🌀 Когда, осознав утрату таланта, Чартков начинает сходить с ума и превращается в чудовище, похожее на «демона» и «гарпию», мы тоже можем видеть в этом одновременно и действие рока, и гиперболизированные зависть и разочарование.

🏙 В «Портрете» Петербург присутствует скорее фоном, о котором нам напоминают в ключевые моменты. Это особенно видно по тому, как важна «социальная география» города, где первый знак успеха — переезд из бедной каморки в большой дом.

2️⃣📕 А вот в повести «Невский проспект» город становится главным героем. Нам сразу намекают на что-то необыкновенное, хотя речь идет пока о реалистической хронике жизни одной улицы: «Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня! Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток!»

👥 Дальше в «Невском проспекте» мы следим за двумя персонажами — практичным поручиком Пироговым и романтичным художником Пискаревым. С точки зрения повествователя быть художником в Петербурге — уже странно: «Не правда ли, странное явление? Художник петербургский! художник в земле снегов, художник в стране финнов, где все мокро, гладко, ровно, бледно, серо, туманно. Эти художники вовсе не похожи на художников итальянских, гордых, горячих, как Италия и ее небо…»

💙 Оба героя отправляются на поиски любовных приключений. Но романтика ждет разочарование, которого его разум не сможет вынести. Он следует за необыкновенной красавицей, вообразив, что это загадочная аристократка, а попадает в публичный дом.

🗣 Интересно, что в конце появляется сам рассказчик, тоже гуляющий по Невскому. Он один понимает, что все дело в самом городе — призрачном царстве лжи: «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

Что показывает цикл петербургские повести Что показывает цикл петербургские повести

«Шинель» — самая известная и самая оригинальная из «петербургских повестей». Давайте поближе познакомимся с ее героем и проследим, как ведется нить повествования.

👤 Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин — скромный чиновник, жизнь которого состоит из цепочки унижений и неудач. Все его надежды фиксируются на новой шинели: когда шинель у него крадут, он погибает и превращается в привидение, срывающее шинели с прохожих.

📖 Анекдотический сюжет обретает более сложный смысл за счет многослойного повествования. Повествователь все время играет с тем, сколько информации он готов нам сообщить, говорит то предельно конкретно, то расплывчато. В самом начале он обрывает сам себя: «В департаменте. но лучше не называть, в каком департаменте», и предлагает абстрактное «в одном департаменте служил один чиновник».

🎩 Но дальше чиновник оказывается вовсе не условным представителем типа, а фигурой странной и гротескной. Нам даже рассказывают историю его комического имени. Башмачкин вроде бы похож на других персонажей цикла: он беден, жалок и наивен. Как и Поприщин в «Записках сумасшедшего», на службе он занят переписыванием.

🙇 Но Башмачкин службой всерьез, маниакально увлекается — настолько, что попадает в какой-то транс и перестает ориентироваться в реальности, как Пискарев в «Невском проспекте»: «Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на средине улицы». Заметьте, что это происходит задолго до того, как события примут фантастический оборот.

✍️ Из черновиков повести видно, что фантастического в ней по мере работы становилось все меньше: Гоголь начал писать рассказ о привидении, а в итоге получился текст об одиноком человеке в холодном бюрократическом мире.

❓ Почему объектом желания и магическим предметом становится шинель?

🧥 Одежда для гоголевских персонажей всегда значима: это и способ самовыражения, и знак социального статуса. Красная свитка в «Сорочинской ярмарке» и черевички царицы в «Ночи перед Рождеством» уже задают мотив деталей гардероба как рычагов, запускающих волшебные сюжеты.

❄️ Шинель концентрирует в себе все смыслы, которые вещь может приобретать у Гоголя. Одержимость Башмачкина не совсем нелогична. Ему действительно очень нужна новая шинель: чтобы защитить от холода и от насмешек сослуживцев над его старой одеждой. Шинель — это тепло и самоуважение, которых не хватает герою всю его жизнь. Гоголь лишь доводит понятную потребность до абсурдной мании, а потом делает еще один шаг и обрекает героя на вечную погоню за шинелью.

👣 Призрак Башмачника в конце добывает себе генеральскую шинель, становится выше ростом и носит «преогромные усы». Вся последняя часть «Шинели» устроена как городская легенда: слухи и страхи горожан выращивают из маленького чиновника огромную зловещую фигуру.

📖 Давайте прочитаем повесть Н.В. Гоголя «Нос», написанную в 1832–1833 годах.

Источник

Петербургские повести Гоголя: характеристика произведений

Анализ произведения «Петербургские повести» Гоголь

Все повести, вошедшие в цикл Петербургских повестей, объединены единством замысла и идеи. Через все повести яркой линией проходит образ столицы. Надо отметить, что образ Петербурга как столицы русского государства фигурировал во многих произведениях 30-х годов XIX века. Даже в стихах поэтов XVIII века воспевалась неувядаемая сила Петербурга, символизирующего могущество России.

Гоголь подошел к образу столицы с иного аспекта. Эта тема была рассмотрена Гоголем с сатирических позиций. Внешний вид столицы менее его интересовал, чем образы ее обитателей, которые остаются в центре внимания писателя во всех повестях цикла.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Цикл повестей открывает «Невский проспект», но описание самой улицы в нем отсутствует: перед читателем предстает улица-выставка, на котором показываются обитатели столицы, принадлежащие разным слоям столичного общества.

На Невском проспекте люди ценятся по одежке, по внешнему виду, так как они являются показателями социального статуса человека, а личные качества, честь, достоинство, талант и способности на втором плане. Поэтому этот мир обманчив, за внешней привлекательностью скрываются обман и пошлость, призрачность и продажность. Автор призывает не верить Невскому проспекту, и эта мысль поддерживается во всех других произведениях цикла.

Трагична судьба молодого и талантливого художника Чарткова в повести «Портрет». Встав на путь легкой наживы, он утрачивает свой талант. Гоголь фокусирует внимание на той мысли, что власть денег безнадежно портит людей, развращает их и тем самым уничтожает искусство.

Заключительной повестью цикла повестей является знаменитая «Шинель», в которой автор продолжает широко распространившуюся к этому периоду в русской литературе традицию изображения «маленького» человека в качестве главного персонажа произведения. Героем произведения является мелкий чиновник-неудачник Акакий Акакиевич. Показывая нелегкую жизнь этого чиновника, автор не имел и малейшего желания посмеяться над ним, наоборот, он выступает с обвинением в адрес общества, тех порядков в нем, которые нравственно уродуют человека.

В своих произведениях Гоголь объективно зовет читателей на борьбу за человеческие права. Вместе с тем писатель выступил маяком не только для многих начинающих писателей, но и достаточно известных, направив их по руслу натуральной школы.

Несколько интересных сочинений

Петербургские повести Гоголя: характеристика произведений

Велик контраст между исполненной высокого смысла и поэзии жизнью прошлого и окружавшей писателя серой, безотрадной действительностью, атмосферой пасмурного чиновничьего Петербурга. Образ этого города, полного социальных контрастов, возник на страницах петербургских повестей, из которых «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего» были первоначально напечатаны в «Арабесках» (1835), «Нос» и «Коляска» — в пушкинском «Современнике» за 1836 г., а «Шинель» появилась в третьем томе сочинений в 1842 г.

Гоголевский Петербург — город, в котором «все обман, все мечта, все не то, чем кажется!». Человеческие отношения здесь опошлены и искажены; показное, фальшивое торжествует, а талант, вдохновение, порядочность обречены на гибель. Жертвой «вечного раздора мечты с существенностью» становится молодой художник Пискарев (повесть «Невский проспект»). Пленившая его воображение неземная красавица оказывается продажной женщиной, и пережить крушение иллюзий юноша не в состоянии. Зато другой герой повести — самодовольный, ограниченный и самоуверенный поручик Пирогов — не испытывает каких-либо нравственных терзаний. Высоко оценил это произведение Пушкин.

Панорама жизни Невского проспекта — «главной выставки» столицы — предстает в повести в чисто внешнем блеске и пышном великолепии. Бездушный мир «звезд и крестов», деспотической власти чина и денег ненавистен писателю своей бесчеловечностью, порою доходящей до абсурда. Бессмысленность существования общества, где мундир ставится превыше всего, а человеческая личность сведена до полного ничтожества, показана Гоголем в повести «Нос». С помощью фантастического допущения писатель отчетливо дает почувствовать трагикомическую ненормальность окружающей жизни. Нелепая история майора Ковалева, разыскивающего «сбежавший» от него нос, рассказана автором как происшествие совершенно бытовое, с реальными подробностями, характерными для чиновничьего Петербурга. Ковалев не поражен фантастическим фактом встречи с собственным носом в виде важного чиновника в мундире и шляпе с плюмажем. Он обеспокоен лишь тем, как подойти и обратиться к нему, ведь чин, занимаемый носом, — выше его чина. Комический эффект, извлеченный Гоголем из сложившейся ситуации, остер и злободневен. Недаром Белинский отметил социальную типичность образа майора.

Умение писателя схватить «резкие черты общества» сказалось и в повести «Коляска» — единственной в цикле петербургских повестей, где изображена не столичная жизнь. Герой этого произведения — помещик Чертокуцкий — в своем хвастливом ничтожестве близок Пирогову и Ковалеву. Анекдотический эпизод, лежащий в основе сюжета, как нельзя лучше помогает сатирически раскрыть нравы провинциального дворянства и офицерства, посмеяться над господствующей в этой среде пошлостью.

В каждой из петербургских повестей Гоголя освещается какая-либо существенная грань бытового или общественного уклада Петербурга. Растлевающая власть капитала, обреченность подлинного искусства в городе, где торжествует культ наживы, — тема повести «Портрет». Жалка участь художника Чарткова, прельстившегося славой модного живописца и продавшего свой талант. Страшная зависть ко всему прекрасному приводит Чарткова к духовному кризису, к сумасшествию. Фантастический колорит придает «Портрету» черты мрачности и безысходности.

Гнетущая атмосфера Петербурга, города-символа самодержавного государства, отнюдь не склоняла к веселости, скорее способна была лишить рассудка, особенно человека слабого, «маленького», лишенного богатства и чинов. «Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам. Найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, — срывает у тебя камер-юнкер или генерал», — сетует приниженный и обездоленный чиновник Поприщин, герой повести «Записки сумасшедшего». «Ну посмотри на себя,— рассуждает Поприщин, — подумай только, что ты? Ведь ты нуль, более ничего. Ведь у тебя нет ни гроша за душою». Это ощущение собственной социальной ущербности нравственно калечит людей. В душе маленького чиновника растет не только волна безумия, но и бунт против своего унижения, своей мизерной роли «вечного титулярного советника». Глубоким гуманизмом, болью за поруганное достоинство человека, неизбывной тоской проникнуты обращенные к матери и Родине заключительные слова несчастного страдальца, обретшего особую зоркость и чуткость благодаря безумию.

Обратившись к образу «бедного чиновника», Гоголь нарисовал его с подлинной человечностью, продолжил и развил традиции пушкинского «Станционного смотрителя». Робкий, пришибленный нуждой Башмачкин — безропотное, бессловесное существо, отупевшее до последней степени в беспрестанной переписке казенных бумаг. Чиновники зло подшучивают над ним. Доведенный до крайности, он жалобно просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Украдена новая шинель Башмачкина, и не может он смириться с ее утратой, в фантастичной развязке повести восставая против «значительных лиц», карая тех, кто притеснял его при жизни. Повесть «Шинель» оказала большое воздействие на развитие отечественной прозы. Вдохновленные гоголевской «Шинелью», молодой Н. Некрасов, Ф. Достоевский, Д. Григорович, В. Соллогуб, И. Панаев и другие представители «натуральной школы», обратились «к самобытным источникам вдохновения и идеалов», и литература русская «пошла по пути истинному и настоящему» (Белинский).

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII — начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. — М.: Книжная палата, 1988

«Петербургские повести»

«Петербургские повести» представляют собой особенный этап в творчестве Николая Васильевича Гоголя и очередной шаг в эволюции русской реалистической литературы. Работа над сочинениями, вошедшими в этот цикл, длилась в период с 1835 по 1842 год. Цикл объединяет место событий — город Санкт-Петербург, а также своеобразный образ главного героя.

Иногда в сборник включают ещё одну повесть «Коляска», написанную в 1835 г. и вышедшую в журнале «Современник». Действия произведения разворачиваются не в Питере, а в провинциальном и скучном городке Б., в который однажды прибывает кавалерийский полк.

Гоголь, Анализ произведения Петербургские повести

Анализ произведения

В 30-е годы XIX века Гоголь пишет ряд повестей из петербург­ской жизни, которые полностью вошли в сборник под названием «Петербургские повести»: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Основной для них является тема маленького человека, задавленного укладом окружающей действительности.

Повести петербургского цикла продолжают галерею так назы­ваемых мертвых душ, которая была начата автором еще в сбор­нике «Миргород». Петербург здесь предстает своего рода городом мертвых, своеобразной фантасмагорией, в которой не находится места нормальным человеческим чувствам, ведь тут даже влюб­ленность и различные искренние порывы встречают непонима­ние, поскольку человеку вполне нравится та жизнь, которой он живет, что видно из повести «Невский проспект». Здесь челове­ческие качества оказываются совершенно неважными: даже нос, одетый в вицмундир, разъезжает в карете по улицам. Также здесь господствует власть денег, которая губит в человеке все самые лучшие качества (повесть «Портрет»). Ведьмы здесь лишены сво­ей сказочно-мифологической атрибутики — это просто продаж­ные женщины легкого поведения, издевающиеся над настоящим, чистым, искренним чувством («Невский проспект»).

Показательно то, что Гоголь увидел и очень опасные черты в своих героях, причем не только в высокопоставленных чинов­никах, взяточниках и казнокрадах, но и в так называемом ма­леньком человеке. Униженный и забитый, лишенный всякого до­стоинства и божественной души, герой может превратиться в не­чистую силу, например в повести «Шинель», где Башмачкин пос­ле смерти в образе привидения пугает прохожих; или уйти в тот мир, где он представляет себя важным и значительным, как в «Записках сумасшедшего».

Главный герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмач­кин — титулярный советник, переписывающий бумаги в департа­менте. Он во всем обижен судьбой, но не ропщет, а наоборот, кроток, смирен и начисто лишен честолюбивых мечтаний. У него нет ни семьи, ни друзей. За человека его никто не считает.

Шитье шинели для него явилось не только спасением тела от холода, но и возвышением души, своеобразным утверждением человеческого достоинства.

«Маленький человек», по мнению Гоголя, страшен именно потому, что он настолько мал, что в него не умещается ни одна божественная искра.

Автор пытался в своих произведениях понять пути России, найти и показать ту дорогу, которая ведет к Богу, поэтому он и изображает «мертвые души», чтобы спасти души живые от поги­бели.

Таким образом, сатира Гоголя носит философско-эпический характер.

Гоголь, Анализ произведения Петербургские повести

Источник

«Петербургские повести»

«Петербургские повести» — общее название сборника повестей Н.В. Гоголя, написанных в 1830-40 гг.

Содержание сборника «Петербургские повести»

В сборник входят следующие повести: «Невский проспект», «Портрет», «Нос», «Шинель» и «Записки сумасшедшего».

История создания сборника «Петербургские повести»

Сам Н.В. Гоголь никогда не объединял свои произведения в такой сборник, название цикла появилось позднее, уже после смерти автора. Повести были написаны в разное время и публиковались по отдельности. Так «Невский проспект» и «Портрет» Н. Гоголь создал в 1833-1834 гг. Сам автор поместил оба произведения в сборник «Арабески», который вышел в печать в 1835 году. Туда же были включены и «Записки сумасшедшего», которые в то время публиковались под название «Клочки из записок сумасшедшего».

Что показывает цикл петербургские повести

Повесть «Нос» была создана в 1832-33 гг., но первая публикация состоялась лишь в 1836 году в «Современнике» Александра Пушкина. Интересно, что журнал «Московский наблюдатель», куда Николай Васильевич пришел сначала, отказался печатать повесть, назвав ее «плохой, пошлой и тривиальной».

Созданию «Шинели» Н. Гоголь посвятил несколько лет, с 1836 по 1842 год. Первоначально автор назвал ее «Повесть о чиновнике, крадущем шинели».

К 1842 году Николай Гоголь серьезно отредактировал все вышеперечисленные повести, у некоторых поменял заголовки и уже в обновленном виде включил их в третий том своего первого Собрания сочинений. К ним же он добавил повести «Коляска» и «Рим» и назвал весь том просто и лаконично «Повести».

Что показывает цикл петербургские повести

Впервые название «Петербургские повести» появилось у известного биографа Н.В. Гоголя Владимира Ивановича Шенрока. В конце XIX века Владимир Иванович оформлял «Материалы для биографии Гоголя» и одну из частей этого труда так и озаглавил «Петербургские повести Гоголя». Это словосочетание тот час же прижилось и стало активно употребляться в литературной среде. А в 1924 году впервые пять знакомых всем нам произведений великого классика были выпущены отдельным сборником под привычным нам сегодня названием «Петербургские повести».

Главные герои

Петербург

Итак, В.И. Шенрок дал такое название сборнику не прихоти ради, а в связи с тем, что действие всех указанных повестей Николая Васильевича происходит в Петербурге. Более того, город является не просто фоном для описываемых событий – он как будто бы становится одним из основных персонажей. И это не случайно.

Что показывает цикл петербургские повестиКолокольня Владимирского собора

Детство и юность Николая Гоголя прошли в Малороссии, и столица Российской империи – Петербург – такой далекий и манящий, всегда виделся ему красивым, блестящим, нарядным. Однако, когда Гоголь в 1828 году прибыл в Петербург, город открыл ему не только свою праздничную сторону, но и будничное, совсем не такое привлекательное лицо. Наряду с лощеным Невским проспектом здесь были и маленькие улочки, и грязные тупики, и темные зловонные дворы-колодцы. А по соседству с богатыми горожанами терлись бедняки. Причем, не только откровенно нищие и попрошайки, но и мелкий чиновничий люд, служащие, работники, мастеровые – все они жили во много-много раз беднее дворян, помещиков и крупных торговцев и составляли основную часть населения города.

Маленький человек

И именно такие «маленькие люди» и стали главными героями «Петербургских повестей». Гоголь знал тех, о ком писал. В какой-то мере он и себя относил к этой категории, а также в избытке повидал таких персонажей в то время, когда служил чиновником на государственной службе. Кто такой «маленький человек»? Он робкий, неуверенный в себе, никак не может вырваться из череды неприятностей, бедности, неудач. Он постоянно терпит унижение от начальства, более удачливых коллег и вообще всех, кто стоит выше него на социальной лестнице. Их подколки, издевательства, пренебрежение больно ранят таких героев, заставляя еще больше замыкаться в себе, терять надежду, разувериться в себе, в справедливости и в целом в жизни.

Что показывает цикл петербургские повести

В итоге герои Гоголя либо сходят с ума, либо заканчивают жизнь самоубийством, либо умирают – тихо и незаметно, также, как жили. Никто даже не замечает, что их больше нет. А нарядный и блестящий Петербург продолжает жить своей парадной жизнью…

Нет сомнений в том, что весь данный цикл – протест Гоголя против трагической неустроенности жизни и тех, кто сделал ее такой: жестокой, несправедливой, бесчеловечной.

Краткое содержание

«Невский проспект»

История о бедном художнике Пискареве. Однажды, художник вместе с другом прогуливался по Невскому и увидел привлекательную брюнетку. Он последовал за дамой, желая с ней познакомиться, но вскоре понял, что попал в публичный дом, а понравившаяся ему барышня – жрица любви, хотя ей всего 17 лет. Поняв это, художник поскорее ретировался. Разочарованный он вернулся домой и в эту же ночь увидел возлюбленную во сне. Там она была совсем иной: они вместе попали на бал, где девушка объяснила, что все, что он видел – неправда и она должна открыть Пискареву тайну…

Что показывает цикл петербургские повести«Невский проспект». Иллюстрация Дмитрия Кардовского (1904)

Его товарищ же Пирогов, который в тот же день решил приударить за блондинкой, получил тумаков от мужа той самой блондинки, но решил не расстраиваться по этому поводу и в этот же вечер прекрасно провел время за танцами.

«Портрет»

К молодому и бедному художнику Чарткову попадет необычный мужской портрет. Картина привлекла его тем, что глаза мужчины выглядят как будто живыми. Вскоре начинают происходить странные вещи: Чартков видит сон, где старик с портрета трясет перед ним деньгами и художник выкрадывает один сверток, а утром он обнаруживает такой же сверток в раме картины и с помощью этих денег расплачивается с долгами за квартиру.

Что показывает цикл петербургские повестиЯвление старика Чарткову на иллюстрации Алексея Кравченко

С этих пор начинается совсем другая жизнь: у Чарткова нет проблем с деньгами, но его картины получаются откровенно плохими, механическими, поверхностными. Завидуя «настоящим художникам» Чартков вскоре сходит с ума и умирает. Однако повесть на этом не заканчивается. Читателю раскрывается история появления того самого портрета, который испортил жизнь Чарткова. И без нечистой силы здесь не обошлось…

«Нос»

Сюжет повести весьма нетривиален: однажды коллежский асессор Ковалев теряет нос, а его цирюльник этот нос находит. Далее следует ироничное описание автора, как первый герой свой нос безуспешно ищет, а второй – столь же безуспешно избавляется от него.

На первый взгляд, это произведение может показаться лишь забавной фантазией. Но если прочесть послание автора между строк, то становится ясно, что Н. Гоголь в образе потерянного носа показывает нам как внешний образ, под которым нет особого содержания, идет впереди самого человека. А сам герой, неожиданно потеряв свой имидж, не может даже на службу идти, так как без внешней оболочки он – никто. Гоголь высмеивает общество, где чины ценятся выше личности.

«Шинель»

Герой этой повести, наверное, и есть самый яркий и типичный образчик «маленького человека». Акакий Акакиевич Башмачкин служит титулярным советником в Петербурге. Это очень старательный честный человек, но так как в его обязанности только и входит, что переписывать бумаги, на службе его особо не уважают и постоянно подтрунивают, на что он только и может, что восклицать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Однажды Башмачкин замечает, что его шинель совсем прохудилась и начинает копить на новую.

Что показывает цикл петербургские повестиИллюстрации Кукрыниксов к повести «Шинель»

Так как жалование у него маленькое, мужчине приходится экономить на самом необходимом, чтобы скопить нужную сумму. Когда же ему это удается и он, наконец, отшивает себе новую шинель, ее в первый же вечер у него крадут. Пристав посоветовал потерпевшему обратиться к «значительному лицу», но тот не стал даже слушать мелкого чиновника, накричал на него и выгнал. От такой несправедливости Башмачкин заболевает и вскоре умирает. А на улицах столицы с тех пор появилось привидение, которое снимало шинели с богатых и высокопоставленных людей.

«Записки сумасшедшего»

Повесть представляет собой выдержки из дневника мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина, который так был озабочен поиском своего поприща и тем, что занимает низкое положение в обществе, что на этом фоне получил нервное расстройство и попал в психиатрическую лечебницу. По записям героя читатель может наблюдать за тем, как болезнь прогрессирует: если изначально в них есть некая логика и изложение реальных событий, то ближе к концу появляются даты из будущего и совершенно фантастические события.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *