Что показывают в третьяковке
Государственная Третьяковская галерея
Главный музей национального искусства России.
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке: шедевры русского искусства XI — начала XX века.
Лаврушинский переулок, 10
Показать полностью.
Новая Третьяковка: шедевры искусства ХХ столетия и актуальные течения XXI века и временные выставки
Крымский Вал, 10
Инженерный корпус: временные выставки
Лаврушинский переулок,12
Билеты, приобретенные не в Третьяковской галерее, не действительны.
Государственная Третьяковская галерея запись закреплена
Подготовили актуальный #дайджесттретьяковки на текущую неделю.
Инженерный корпус
«Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина»
«Фотограф Николай Андреев. Мастер пикториализма»
Историческое здание
«Достоевскому посвящается»
«Русский модерн. На пути к синтезу искусств»
«Миры гравюры на металле. Из цикла «Техники и материалы гравюры»»
«Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова»
«Илья Репин: Известный и неизвестный»
«Александр Иванов. Библейские эскизы. Евангельские мотивы»
Поздние вечера в Третьяковской галерее
10 декабря
21:30 T Lates «Мы — будущее»
Музыкальные вечера в доме-музее Виктора Васнецова
11 декабря
17:00 Музыкальный вечер из цикла «Васнецовские субботы»
Балет в кино
12 декабря
19:00 «Красное и чёрное»
Лекции
7 декабря
19:00 «Феофан Грек и иконопись Москвы конца XIV — начала ХV век»
8 декабря
19:00 «Ценности, которые не стареют. Церковная утварь»
11 декабря
12:00 «Небесное воинство»
14:00 «Язык живописи. Цвет. Колорит»
19:30 «Лекция Ю.Б. Норштейна о куклах»
12 декабря
12:00 «Русская история в шедеврах Третьяковской галереи. Эпоха дворцовых переворотов»
16:00 «Тысяча лет русского искусства. Искусство второй половины ХХ — начала XXI века»
Кино
Продолжается «XV Большой фестиваль мультфильмов».
В кинозалах Третьяковки покажу цикл «Московские школы кино. Григорий Рошаль и его ученики» Комментарий к прошению о помиловании
Узнать больше о заинтересовавшем вас событии, купить билет или зарегистрироваться на лекцию можно на нашем сайте www.tretyakovgallery.ru
Вход в музей по QR-коду (вакцинированного или переболевшего или ПЦР-тест 72 часа), подробнее в разделе «Правила посещения».
: ©️ ГТГ/ Юлия Захарова, 2021
Государственная Третьяковская галерея запись закреплена
Дорогие друзья! Спешим поделиться с вами графиком работы Третьяковской галереи в новогодние праздники.
31 декабря 2021 года и 1 января 2022 года музей закрыт для посещения
2, 3, 4, 5, 7, 8 и 9 января музей открыт для посещения с 10:00 до 21:00
Показать полностью.
6 января музей работает с 10:00 до 18:00
Мы рекомендуем планировать посещение музея в праздничные дни заранее и приобретать билеты на нашем сайте. Между кассами музея и сайтом единый счетчик посещения. Увидеть наличие билетов можно на сайте в режиме реального времени. Если билетов нет на сайте, то и в кассах музея их не будет.
: ©️ ГТГ/ Евгений Алексеев
Государственная Третьяковская галерея запись закреплена
#Вэтотдень в 1861 году родился Константин Коровин – живописец, театральный художник, педагог и писатель.
Воспитанием детей в семье Коровиных занималась мать. Она много писала акварелью и играла на арфе. Коровин вспоминал: «Я любил смотреть, когда у матери моей на столе лежали коробочки с разными красками. Такие хорошенькие коробочки и печатные краски, разноцветные.
Показать полностью. И она, разводя их на тарелке, кистью рисовала в альбом такие хорошенькие картинки — зиму, море, — такие, что я улетал куда-то в райские края».
В 14 лет Коровин поступил на архитектурное отделение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но вскоре он перевелся на живописное отделение — в пейзажный класс Алексея Саврасова: «И вот я в мастерской Школы живописи в Москве. Сам Саврасов, живой, стоит передо мной. Он огромного роста, у него большие руки, а лицо его, как у бога, и все, что он говорит, как от бога. До чего я любил его!».
Из-за болезни Алексей Саврасов оставил училище. На его место пришел Василий Поленов – именно он познакомил учеников с искусством импрессионистов. Поленов с особой душевной теплотой по-отечески отнесся к Коровину. Начиная с 1885 года учитель и ученик вместе работали на пленэре. Семья Поленовых окружила «Костеньку» любовью и заботой, словно заменив ему рано ушедших из жизни родителей.
Картину «В лодке» Коровин написал в имении Поленовых. Для мужского персонажа позировали и сам автор, и Василий Поленов, для женского – жена Василия Наталья Якунчикова и ее сестра. Обе женщины, сами будучи художницами, следили за творческим становлением молодого Коровина, переживая за успехи и неудачи его работ на первых ученических выставках.
К. Коровин. В лодке. 1888.
Государственная Третьяковская галерея запись закреплена
Друзья, сегодня в рубрике #прогулкипоэкспозиции мы хотим рассказать вам о скульптуре “Физкультурница” Матвея Манизера.
Над произведением скульптор работал в течение двух лет, оно выполнено в духе академизма XIX века с прямой ориентацией на классические образцы, что было характерно для его станковых работ. В изображении обнаженного тела Манизеру хотелось вернуться к традиции скульптуры прошлых эпох, но одновременно он стремился не утратить чувства современности.
Показать полностью.
Обнаженная человеческая фигура, лишенная атрибутов и трактуемая идеализированно, имеет вневременной характер, и только в изображении головы можно отразить в статуе черты человека своего времени. Именно в трактовке голов намечался, по мнению Манизера, «отрыв старой формы от нового содержания». Его более ранние статуи «Страна счастья, страна радости» (1945), «Пигмалион и Галатея» страдали, как он сам полагал, исторической неконкретностью, тогда как «Физкультурницу» Манизер считал одной из своих самых удачных станковых работ. В ее образе привлекает не столько показ физкультурных движений, которые дарят силу, ловкость, здоровье, сколько грация, красота линий и гармония пропорций. В статуе, несомненно, есть элемент любования красотой и совершенством форм человеческого тела, утверждается их ценность независимо от приверженности той или иной идеологии.
В том же 1947 году скульптор выполнил еще две статуи под названием «Физкультурница» в меньшем размере в мраморе и бронзе. Экземпляр в мраморе более статичен, компактен, статуя воспринимается, скорее, как вариант произведения 1945 года «Девушка с бусами».
Увидеть “Физкультурницу” можно в основной экспозиции Новой Третьяковки по 19 января 2022 года в рамках выставки “Династия Манизеров”.
: ©️ ГТГ / Юлия Захарова
Государственная Третьяковская галерея запись закреплена
Помимо обеспечения физической доступности, сотрудники Третьяковской галереи также стремятся разрабатывать программы для людей с различными формами инвалидности.
Показать полностью. Для решения обеих задач в 2021 году в нашем музее появился отдел обеспечения доступности и инклюзии, чей труд целиком направлен на создание комфорта при посещении Галереи людей с инвалидностью.
Мы благодарны тем, кто вместе с нами разрабатывает и проводит образовательные программы, создает тактильные модели и тифлокомментарии для незрячих и слабовидящих, переводит экскурсии на русский жестовый язык, а также помогает обеспечить физический доступ к зданиям Третьяковской галереи и делает этот доступ комфортным для посетителей с различным опытом.
Важное место занимают программы для людей с ментальными особенностями. В конце октября в залах постоянной экспозиции Новой Третьяковки состоялась презентация книги по итогам проекта «Суть вещей», предназначенного для подростков с различными ментальными возможностями и разработанного при участии ведущих специалистов — искусствоведов и музейных педагогов Третьяковской галереи, психологов, художников и режиссеров. Партнерами «Сути вещей» стали интегрированная театральная студия «Круг» и Мастерская художественного проектирования под руководством Татьяны и Николая Селивановых. В рамках встречи был организован мастер-класс «Пластический перформанс как образовательный ресурс», ведущей которого выступила психолог и режиссер интегрированной театральной студии «Круг» Наталья Попова.
Мы надеемся, что подобные образовательные эксперименты позволят музею стать более открытым и сделать шаг навстречу людям с различным опытом. Подробнее о программах, доступных для людей с разными формами инвалидности, вы можете узнать на странице «Доступный музей», а также в разделе «Экскурсии» на сайте Третьяковской галереи.
: ©️ ГТГ / Юлия Захарова
Третьяковская галерея
Третьяковская галерея — исторический музейный комплекс в центре Москвы, располагающий одной из крупнейших в мире коллекций русской живописи.
Постоянная экспозиция галереи размещается в нескольких зданиях. Третьяковка сохраняет, исследует и популяризирует искусство России: обеспечивает широкий доступ к признанным шедеврам живописи.
Цены в Третьяковской галерее 2021
Для детей (все посетители до 18 лет) вход в Третьяковку бесплатный.
Дополнительная информация на официальном сайте:
Где купить билеты
Билеты на официальном сайте Третьяковской галереи продаются с открытой датой: в главное здание и отдельные музеи.
Вход по электронным билетам — в порядке общей очереди, но не нужно стоять в кассу.
Билеты и аудиоэкскурсии
Часы работы
Главное здание и Новая Третьяковка:
Вход в галерею закрывается за час до конца рабочего дня.
Видео о Третьяковской галерее в Москве
История
Дата основания галереи — 1856 год. Именно тогда коллекционер и меценат Павел Михайлович Третьяков впервые приобрел работы русских живописцев — картины В. Г. Худякова и Н. Г. Шильдера.
Горожане впервые смогли увидеть значительно разросшуюся коллекцию Третьякова в 1867 году: в Замоскворечье открылась галерея братьев Третьяковых, в которой насчитывалось более 1800 экспонатов, из них — 1276 картин.
В дар городу Москве Павел Михайлович передал свою художественную галерею в 1892 году. К тому времени коллекция расширилась до более чем 1900 предметов искусства.
Галерея и сейчас располагается в доме, приобретенном семьей Третьяковых в 1851 году. Со временем для постоянно пополняющейся коллекции к особняку достраивались новые помещения. Красивый фасад галереи создавался архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова, а его возведением с 1902 по 1904 год руководил А. М. Калмыков.
Название «Государственная Третьяковская галерея» комплекс получил в 1918 году. Важнейшим источником пополнения собрания в первые советские годы стал созданный тогда же Государственный музейный фонд. В последующие годы галерея достраивалась и получала новые площадки — дом купца Соколикова, церковь Николая Святителя в Толмачах. В годы ВОВ экспозицию эвакуировали в Новосибирск и Пермь (в то время — Молотов). 17 мая 1945 года Третьяковская галерея вновь открылась в Москве. В 1980–1992 годы продолжилось расширение площади экспозиции, южнее главного здания построен Инженерный корпус. Картинная галерея на Крымском Валу вошла в состав Третьяковки в 1985 году.
Музеи Третьяковской галереи
Основная экспозиция музея располагается в двух зданиях — историческом в Лаврушинском переулке и новом на Крымском Валу.
Главное здание
Адрес: Лаврушинский переулок, 10.
В историческом здании галереи постоянно представлено более 1300 произведений искусства: это работы русских живописцев XI — начала ХХ века. В здании постоянно проводятся и сменяющие друг друга выставки узкой тематики: экспонируются рисунки, графика, живопись из фонда Третьяковки и других крупных музеев.
Новая Третьяковка
Адрес: Крымский Вал, 10.
В настоящее время в здании этой картинной галереи размещается коллекция «Искусство XX века». Наряду с постоянной экспозицией проходят временные выставки, посвященные отдельным художникам и направлениям, выставляются юбилейные коллекции, материалы о революционных годах.
Инженерный корпус
Адрес: Лаврушинский переулок, 12.
Здание, расположенное рядом с исторической галереей, используется как площадка для временных выставок, лекций и кинопоказов.
Культурный центр в Толмачах
Адрес: Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1.
Располагается рядом с действующим храмом Святителя Николая в Толмачах, который тоже входит в комплекс Третьяковской галереи. Помимо выставочного пространства в культурном центре размещаются лекционный зал и творческая студия. Для посетителей эта площадка галереи открыта на время мероприятий.
Дом-музей В. М. Васнецова
Адрес: переулок Васнецова, 13.
Дом-«теремок» построен по авторским эскизам, экспозиция — оригинальный интерьер и произведения на сказочную тематику.
Музей-квартира А. М. Васнецова
Адрес: Фурманный переулок, 6, 3 этаж, кв. 21–22.
В этой квартире пейзажист проживал с 1903 по 1933 год. В мемориальном музее проходят лекции, литературно-музыкальные вечера.
Музей-мастерская А. С. Голубкиной
Адрес: Большой Левшинский переулок, 12.
Скульптор Анна Семеновна Голубкина проживала в одноэтажном особняке с 1910 по 1927 год. В созданном в 1934 году музее-мастерской удалось сохранить атмосферу артистического ателье начала XX века. Экспозиция — рабочее место, инструменты скульптора и ее произведения, переданные семьей Голубкиных в дар государству.
Музей П. Д. Корина
Адрес: Малая Пироговская улица, 16, стр. 5.
Мемориальный музей размещается в доме-мастерской, где с 1934 по 1967 год жил и работал художник, реставратор Павел Дмитриевич Корин, автор цикла «Русь уходящая», портретист и создатель мозаичных панно для Московского метрополитена.
На официальном сайте доступна подробная карта музейного комплекса Третьяковки:
Картины
В фондах музейного комплекса насчитывается более 180000 произведений искусства разных эпох и направлений.
Иконы и древнерусская живопись
Богатейшее собрание русской иконописи XI–XVII веков, которым сейчас располагает галерея, в основном сформировалось в советские годы.
Постоянная экспозиция искусства Древней Руси и иконописи размещается в залах № 56 — 62. Здесь удастся увидеть произведения величайших иконописцев, в первую очередь Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева.
Вторая половина XIX века
Лучшее собрание работ передвижников: картины И. Н. Крамского, В. М. Васнецова, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. Е. Маковского и других.
Многогранно представлено творчество И. Е. Репина (включая картины «Иван Грозный и его сын Иван», «Не ждали»), В. И. Сурикова («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»), В. В. Верещагина («Богатый киргизский охотник с соколом»).
Конец XIX — начало XX веков
Выдающиеся художники этого периода:
Современное искусство, XX век (Новая Третьяковка)
Собрание современного искусства — свыше 5000 произведений: от абстрактной живописи послевоенных лет до самых значимых художественных работ 2000-х годов.
Основные направления и разделы:
Известные художники: Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, Вл. А. Серов, Н. В. Томский, С. Д. Меркуров и другие.
Главный шедевр и центр притяжения в Третьяковке на Крымском Валу — это картина Казимира Малевича «Черный супрематический квадрат».
Познакомиться с коллекцией Третьяковской галереи можно онлайн — на официальном сайте удобная сортировка по периодам и авторам.
Выставки в Третьяковской галерее
В главном здании и на площадках Третьяковской галереи наряду с постоянной экспозицией всегда проходит несколько интересных временных выставок самой разной тематики — от показа работ одного художника до коллекций портретов и исторический живописи, посвященной городу или значимому месту. Кроме того, посетителям выставок выпадает шанс увидеть экспонаты из фондов других музеев.
Мероприятия
На площадках Третьяковской галереи регулярно проводятся мероприятия творческих и просветительских форматов. Гостям музеев предлагается посетить:
Ежегодно галерея участвует в международной акции «Ночь музеев»: готовит насыщенную специальную программу с мастер-классами, экспресс-экскурсиями, концертом. Посетить в этот день площадки и филиалы музея можно до 23:00 или до полуночи (расписание разное, нужно уточнять в программе «Ночи музеев»). Схожая традиция сложилась и на «Ночь искусств».
На этом мероприятия в галерее не ограничиваются: каждый год запускаются новые интересные проекты, проводятся фестивали, локальные музейные акции.
Билеты в Третьяковскую галерею
Сотрудники галереи проводят обзорные экскурсии, рассказывают об отдельных периодах и направлениях, а также сопровождают школьные группы. Экскурсионное обслуживание предоставляется по предварительному заказу, для любых групп и индивидуально.
Аудиоэкскурсия + билет
Как добраться
Ниже — подробно о транспорте до основных выставочных площадок.
Метро до Третьяковской галереи
Добираться до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке удобнее всего на метро — до станции «Третьяковская», оранжевая линия (Калужско-Рижская) и желтая (Калининская). Также можно добираться до станции метро «Полянка» (серая линия — Серпуховско-Тимирязевская), от которой 700 метров пешком.
Новая Третьяковка находится на территории комплекса Музеон, расположенного между станциями метро «Парк культуры» (красная Сокольническая и коричневая Кольцевая линии) и «Октябрьская» (Кольцевая и оранжевая Калужско-Рижская линии).
Автобусы
Подходящий наземный транспорт до основного здания (Лаврушинский переулок) — автобус М5 до остановки «Метро „Третьяковская“», автобус М6 и троллейбус № 8 до остановки «Большая Якиманка».
На наземном транспорте до Новой Третьяковки (Крымский Вал) добираться нужно до остановки «Парк Горького» (рейсы автобусов — Б, т10).
Такси
Чтобы быстро добраться до Третьяковской галереи (и в целом для поездок по Москве не в час пик), удобно пользоваться приложениями крупнейших сервисов такси — Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim.
Как пройти в Третьяковскую галерею
Координаты для навигатора: историческое здание 55.741420, 37.620726, новое здание 55.735404, 37.605398.
От основного здания до галереи на Крымском Валу транспорт искать не нужно: между музеями всего 1,5 км пешком, схема, как пройти, — ниже:
Явление Третьяковки народу
Больше пяти не собираться
Когда Третьяковская галерея откроет двери для посетителей?
Вход только в масках и перчатках?
Мы также переходим преимущественно на продажу билетов онлайн, чтобы избежать скопления людей в очереди. Но для исключительных случаев в каждом здании Третьяковской галереи будет работать дежурная касса. Мы оставляем некоторый резерв билетов для продажи в этих кассах. Поскольку есть люди, которым трудно купить билеты онлайн, но которые очень захотят попасть в Третьяковскую галерею после трех с половиной месяцев жесткого режима самоизоляции.
Кроме того, чтобы выполнить рекомендации Роскомнадзора, которые определяют необходимую для безопасности дистанцию в 1,5-2 метра между людьми, вводим вход по сеансам. Сейчас делаем расчеты, сколько человек может находиться в зале с учетом дистанции. Нам придется ограничивать количество посетителей. Иначе говоря, даже если бы у нас была сегодня выставка Репина или Серова, мы не могли бы принимать такое количество желающих.
Через сколько начинается новый сеанс?
Зельфира Трегулова: Люди смогут заходить по купленным билетам каждые 30 минут.
После этого можно оставаться сколь угодно долго?
Но некоторые все же любят побродить по выставке, желая сравнить авторов, произведения…
Зельфира Трегулова: Что ж, расходятся же люди на тротуарах.
Разметка на полу не будет?
Экскурсии будут?
Цены на билеты не будут вырастать?
Зельфира Трегулова: Конечно, нет. Цены на билеты повышать не будем. Ситуация сложная сейчас.
Сотрудники тоже будут работать в масках и перчатках?
Диалоги на троих со Шнуром
Что из жизни онлайн музей собирается с собой взять при выходе из локдауна?
Зельфира Трегулова: Музей был готов к тому, чтобы сделать рывок в развитии цифрового формата. Но совершить его вынудила пандемия. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. Стало очевидно, что людей, запертых в стенах квартиры, не привлечь монотонным рассказом экскурсовода. Пришлось «включать креативность». Наши сотрудники создали и квесты, и экскурсии, и лекции.
А некоторые даже снялись в фильме вместе с Сергеем Шнуровым.
Зельфира Трегулова: Мне кажется, мы нашли новый формат или, если угодно, новый способ разговора со зрителями. Диалог двух зрителей перед произведением искусства превращается в «разговор на троих». Картины, как в фильме «Третьяковка со Шнуром», становятся равноправными собеседниками. Не поводом для светской беседы, а его ключевыми участниками разговора. При этом спор, обмен мнениями может неожиданно помочь увидеть новые черты в давно известном.
Зельфира Трегулова: Не жанр. Назовите это непосредственным процессом восприятия произведения, осмысления и интерпретацией его на глазах у публики в прямом эфире. В любом случае я рада, что нам удалось увлечь зрителей. Этот формат оказался невероятно востребованным. Неделю назад было 900 000 просмотров. Сейчас уже, наверное, под миллион.
В целом, посещаемость всех онлайн-ресурсов Третьяковской галереи выросла в разы за эти три месяца. Где-то в три, в пять, где-то в семь раз. Речь о просмотрах, а не о заходах на сайт.
О продолжении фильма со Сергеем Шнуровым думаете?
Зельфира Трегулова: Да, но уже в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу. Мы ведем переговоры с потенциальными партнерами и спонсорами.
Это главный итог музейной самоизоляции?
Зельфира Трегулова: Не только. Остальные касаются электронного документооборота, удаленного доступа, пользы zoom-конференций… Тут я должна воспеть наш IT-отдел, который все это вынес на своих плечах.
Дорога в картину
Дети рабочих-мигрантов, которые живут с родителями в Москве, тут не исключение. Разница лишь в том, что им во много раз сложнее. Когда мы начали говорить с представителями фондов, которые занимаются проблемами миграции и вынужденной миграции, то выяснилось, что эти дети часто не ходят в школу. Русского языка они иногда просто не знают. Они сидят дома с мамами, пока папы работают. Дом при этом очень условный. Это может быть общежитие или съемная квартира, где живут несколько семей. В сущности, дети оказываются в той самой самоизоляции, которую мы все пережили, но в режиме не временном, а постоянном. Надо ли нам, только что вырвавшимся из локдауна объяснять, каково это?
Что Третьяковская галерея может предложить для детей мигрантов?
Так что в этом году фестиваль будет уже второй раз. Но в этом году он пройдет онлайн.
Для работы в онлайн нужны смартфоны, планшеты…
Зельфира Трегулова: Телефоны сейчас у этих семей есть. Это базовое средство связи с домом.
Если дети не знают языка, как работать с ними?
Зельфира Трегулова: У нас прекрасные педагоги, которые умеют работать с разной аудиторией. Кроме того, мы же в Третьяковке, значит дети могут рисовать, рассказывать истории в рисунках, обмениваться ими. Дети схватывают все на лету, если им интересно.
Уверяю Вас, плохое знание языка не самая большая проблема. Не так просто даже собрать этих детей, привезти их в музей. Ребенок приходит с мамой. Мама для этого должна выйти из дома. Это может быть проблематично. Словом, это совсем непростая история.
На самом деле вопросы работы с детьми вынужденных мигрантов (или иммигрантов) сегодня актуальны для музеев всего мира. Любой уважающий себя музей имеет образовательные программы, мастер-классы, экскурсии для детей, которые оказались в незнакомой среде, отнюдь не всегда комфортной и приветливой. У нас таких программ долгое время не было, поэтому я очень обрадовалась, когда Дарья Пыркина, став во главе образовательного отдела, предложила в числе других и этот проект. Я очень надеюсь, что нам удастся его развивать в будущем.