Что полезного приносит неравенство история 5 класс

5. Появление неравенства и знати

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История Древнего мира. Вигасин 5 кл.
Объясните значение слов:

Ремесленник — человек, обладающий определёнными навыками (ремеслом), производящий изделия ручной работы (глиняные сосуды, орудия труда, ткани и т. д.) — конечные продукты труда.

Гончарный круг — приспособление для формирования посуды и керамических изделий, позволяющее использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда.

Плуг — орудие для вспашки почвы. Первоначально плуги тащили на себе сами люди, затем волы, а ещё позже — лошади и мулы. Основная задача плуга — перевернуть верхний слой земли. Вспахивание уменьшает количество сорняков, разрыхляет и делает почву более мягкой и податливой, облегчает дальнейший посев.

Вождь племени — глава племени. Вожди избирались для организации защиты от врагов и возглавляли военные походы.
Часть добычи вождь брал себе, а остальное раздавал соплеменникам. Статус вождя сначала не наследовался, но затем в определённых родственных группах возникала тенденция к его монополизации.

Знатные люди (знать) — наследственный, привилегированный слой общества, общины, племени.

Появление знатных людей напрямую связано с такими понятиями как собственность, власть, богатство. С появлением излишков продуктов, меновой торговли, совершенствованием орудий труда и распадом первобытно-общинных отношений, появились и люди, которые стали владеть чем-то больше других, имели большую силу или влияние в племени, за счет чего происходило дальнейшее накопление богатств. Эти люди стремились передать свою собственность и богатства по наследству, а также подчеркнуть свою исключительность.

Рабы — люди, находящиеся в собственности у других людей.
Захваченных во время военных действий пленников вожди и знатные люди делали своими рабами и эксплуатировали их труд.

Город — крупное поселение, окружённое земляным валом или стеной. В городах жила знать, обслуживаемая ремесленниками и рабами.

Святилище — священное место или алтарь, посвящённый божеству.

Царь — один из титулов правителя большой территории или государства.

Проверьте себя
1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.
2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.

3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?

Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.

4. Каким имуществом владели знатные семьи?

Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.

5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населения, место совершения религиозных обрядов.

Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы.

Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги и сделаем выводы
Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища.

С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур.

Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.

Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:

В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опорные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)

Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других.

Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных.

Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.

Источник

Урок истории (5-й класс) «Появление неравенства и знати»

Класс: 5

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.

Задачи урока:

Основные понятия темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

Учебное оборудование: ИКТ.

Используемый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

1. Беседа по вопросам:

2. Вставьте пропущенные слова:

Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).

II. Переход к изучению новой темы.

Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.

В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.

В другом захоронении обнаружили только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)

У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке? (О неравенстве)

У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.

Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?

У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.

Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.

Появление неравенства и знати.

III. Изучение новой темы.

План.

1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.

Рассказ учителя: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.

Работа с иллюстрациями учебника (с.24)

Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Рассказ учителя: Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.

Слайд 10 (1-й клик мышки), приложение 1.

Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)

Работа с текстом учебника. § 5 п.2

Задача: выяснить, как появился плуг.

Слайд 10 (2-й клик мышки), приложение 1.

У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.

У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными.)

Вывод: в обществе появляется неравенство.

2. Появление неравенства и знати.

Неравенство деление в обществе на богатых и бедных.

Позже эти группы людей стали называть классами.

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, чтоони имеют.
В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.

3. Переход от родовой общины к соседской.

От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.

Знать – богатые и влиятельные люди государства.

У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.

IV. Закрепление изученного материала

Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».

Схема фиксируется в тетради.

Объяснение к схеме.

Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.

Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка), приложение 1.

Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)

V. Итог урока.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей. Неравенство – признак зарождения государства).

Домашнее задание

Источник

Урок «Появление неравенства и знати». 5-й класс

Класс: 5

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, знать, вождь, раб.

Оборудование: компьютерная презентация (Приложение 1), карточки с понятиями урока, учебник (А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение, 2011), памятка «Как решать историческую задачу».

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя, постановка проблемного вопроса

На прошлом уроке мы с вами мысленно перенеслись на воображаемой машине времени на десять тысяч лет назад и оказались в поселке первобытных земледельцев и скотоводов. (Слайд 1). Как назывался коллектив людей, живущих в этом поселке? (Родовая община). Что называется родовой общиной?

Прошло примерно 3 тысячи лет. Мы вновь оказались в этом поселке. (Слайд 1). Что изменилось? (Появилось несколько домов вместо одного, пашня поделена на участки.)

Как вы думаете, кто живет в домах? (Отдельные семьи). Община теперь состоит из отдельных семей и называется соседской.

Почему пашня поделена на участки неодинаковой величины? (В общине существует неравенство.)

Давайте решим историческую задачу.

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?»

(Вывод: в соседской общине выделилась знать).

Тема сегодняшнего урока: Появление неравенства и знати. (Слайд 2).

Почему же изменилась жизнь людей, почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать? (Слайд 3).

На этот вопрос мы должны найти ответ на сегодняшнем уроке.

Давайте вспомним, чем занимались люди, жившие в родовой общине около 10 тысяч лет назад. (Земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, изготовлением глиняной посуды, одежды из ткани). (Слайд 4).

Покажите молча, жестами:

Как первобытные земледельцы вскапывали землю?
Как убирали урожай?
Как вырубали деревья?

Отвечаем молча, кивком головы, на следующие вопросы:

Расскажите, как древнейшие земледельцы обрабатывали землю?

(Вырубали деревья каменным топором, выжигали кустарники, выкорчевывали пни, рыхлили землю деревянными мотыгами. Затем бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом.)

Вывод: обработка земли была делом нелегким и требовала усилий всего рода.

IV. Изучение нового материала

Шли столетия, развивались ремесла.

Что такое ремесло? (Ремесло – это изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.) (Слайд 5).

Рассказ ученицы о развитии ремесел и появлении обработки металлов. (Слайды 6, 7).

Сравните два топора. (Слайд 8).

В чем преимущество металлических орудий труда перед каменными? (Лезвие медного топора острее каменного, им срубали дерево в три раза быстрее. Кроме того, медный топор тяжелее каменного, поэтому глубже проникает в древесину. Медное лезвие, если оно затупилось или испортилось, можно пустить в переплавку, каменный наконечник топора, если он был поврежден, выбрасывается. Однако медь не вытеснила полностью каменные орудия труда, так как медь мягкий металл и редко встречается в природе).

Далее рассказ учителя об изобретении плуга. (Слайд 9).

Задание: сравните мотыгу и плуг. Каким орудием труда легче было обрабатывать землю? Ученые провели опыт и установили, что с помощью плуга и лошади можно было разрыхлить участок земли в 50 раз быстрее.

Сделайте вывод: что дало человеку изобретение плуга и появление медных орудий труда?

Ученики высказывают свое мнение, затем вывод зачитывается по учебнику. (Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях).

Работа с учебником. Читаем п.3 параграфа 5.

Задание: сравните родовую и соседскую общину.

Что значит сравнить? Это значит найти общие черты и различия. Вначале найдем различия. (Слайд 10).

Родовая общинаСоседская община
Родичи
Сообща жили
Сообща трудились
Общее имущество (орудия труда, скот, урожай).
Земля в общей собственности.
Равенство.
Соседи
Жили семьями
Трудились семьями
Имущество принадлежало отдельной семье (орудия труда, скот, урожай).
Семья владеет своим наделом земли.
Неравенство.

Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим?

Совместные работы (например, выкопать пруд), защита от врагов, в общей собственности лес, пастбище, река. (Слайд 11).

Мы уже выяснили, что в соседской общине появилось неравенство. Что такое неравенство? Неравенство – это появление богатых и бедных людей.

Могло ли неравенство появиться в родовой общине?

Рассказ учителя о появлении неравенства и знати. (Слайды 12, 13, 14).

Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: Почему же изменилась жизнь людей, почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать?

улучшились орудия труда > стало легче обрабатывать землю > обильнее стали урожаи > появились излишки > на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство, выделилась знать. (Слайд 15).

Давайте подведем итог. Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Сегодня на уроке мы узнали о том, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Появление новых орудий труда привело к тому, что каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. На смену родовой общине приходит соседская. В соседской общине появляется неравенство и выделяется знать (вожди и старейшины).

Мы научились сравнивать родовую и соседскую общину, устанавливать причины исторических событий.

VI. Домашнее задание

Параграф 5, пересказать, ответить на вопросы, повторить раздел «Жизнь первобытных людей» по вопросам на стр. 27. (Слайд 16).

Подведение итога урока, оценка работы отдельных учеников и класса в целом, выставление отметок.

Источник

Что полезного приносит неравенство история 5 класс

Урок на тему: «Появление неравенства и знати» 5 класс ФГОС

Цели: дать представление о процессе формирования неравенства и появлении знати; показать взаимосвязь хозяйственных и политических изменений в обществе.

предметные: овладеть целостными представлениями об историческом пути народов, объяснять процесс зарождения неравенства; дифференцировать процесс первобытность и цивилизация, объяснять значение понятий (ремесленник, плуг, вождь, рабы, знать, община, неравенство. )

личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмыслить социально- нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схема «Родовая и соседская община»; проектор, мультимедийная презентация.

1.Организационный момент. Добрый день ребята! Выглядите вы сегодня отлично, так же я думаю, и будете сегодня работать. Присаживайтесь поудобнее, начинаем наш урок.

На улице не очень ясно,

А на душе так всё прекрасно

Часто дела всё заслоняют

Душевный градус понижают

Но стоит мне увидеть вас

Неординарный, умный класс-

И хочется мне сразу улыбнуться.

А значит и историей заняться.

2. Актуализация опорных знаний по теме: «Разминка»

1. Чем занимались древние люди? ( земледелием и скотоводством)

2. Когда появилось земледелие? (10 тыс лет назад)

5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? ( деревянную мотыгу- палку с острым крючком)

6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем)

7. Как поступали с детёнышами убитых животных? ( люди оставляли их в своём жилище).

3. Мотивационно- целевой этап.

Во время археологических раскопок были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображение барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении обнаружили только медный топор.

— Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?

— Предположите, о чем пойдёт речь у нас сегодня на уроке.

На прошлом уроке мы исследовал изменения, которые произошли на ранних ступенях развития человечества. Эволюция человека будет продолжаться. Попробуем на нашем уроке убедиться в правильности данного утверждения.

Тема урока: « Появление неравенства и знати»

А что бы вы хотели узнать по теме сегодняшнего урока?

Итак, мы начинаем наше путешествие в далекое прошлое.

1. Археологи утверждали, что глиняная посуда в большом количестве использовалась племенами, ведущими оседлый образ жизни. Как вы думаете почему?

2. Как вы думаете, почему у древних людей появилась возможность заниматься ремеслом?

3. Как это связано с возникновением скотоводства земледелия?

4. Какую пользу принесло древнему человеку занятие различными ремёслами?

— Подумайте, обладают ли медные орудия труда преимуществами перед каменными.

( Ученики формируют свои версии)

Медь – мягкий металл. Вот почему орудия из меди менее твёрдое, нежели заострённый кусок кремня. Несмотря на это, медным топором срубали дерево в три раза быстрее, чем каменным.

_ Откуда это известно?

Сообщение об исследованиях Сергея Аристарховича Семенова.

2. Изобретение плуга

— Докажите, что мотыжное земледелие было тяжелым занятием.

— Укажите преимущества плужного земледелия.

— Как ы думаете, сказалось ли усовершенствование орудий труда на организации жизни родовой общины?.

Повысилась производительность труда

Отпала необходимость всей общине трудиться сообща

Род делится на семьи, которые начинают вести хозяйство самостоятельно

Раздел стада принадлежавшего роду.

Определите отличия родовой общины и соседской?

1.Кто входит в общину?

2.Кому принадлежит имущество?

Взаимная помощь и поддержка.

Соседская община- это объединение семей, живущих в одной местности и раздельно владеющих своим имуществом, ведущих хозяйство раздельно.

-Предположите, кому при наделении общинников землёй доставались большие и лучшие участки земли?.

Проблемный вопрос. Справедливо ли, что родовые старейшины завладели большими лучшими участками земли?

Как связана наша сегодняшняя тема урока с нашей современной жизнью?.

«Неравенство людей : за и против»

Что полезного привносит неравенство?

Какие опасности для человечества несет неравенство?

Главный вывод: Равенство между людьми постепенно исчезло. Среди общинников появились бедные и богатые., знатные и незнатные.

4.Закрепление изученного материала.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в нужном числе и падеже.

Мы научились изготавливать посуду и одежду.

(Слова для справок: кувшин, гончарное дело, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество)

Выставление оценок. Слово нашим экспертам.

Рефлексия. Если вам понравился урок и вы чувствовали себя уверенно покажите смайлик с улыбкой.

Параграф 5 Дифференцированное задание.

Конспект урока по истории 5 класс

Подготовила Османова Леся Петровна

Тема урока: «Появление неравенства и знати»

1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»;

2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

3. Содействовать формированию усидчивости.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: ремесленник, плуг, неравенство, классы, знать, государство.

Оборудование: компьютерная презентация урока (Приложение 1), учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение. 2014г.,

I. Организационный момент (приветствие).

II. Актуализация опорных знаний по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

Мы продолжаем изучать жизнь первобытных людей. Давайте вспомним:

1. Чем занимались древние люди? (земледелием и скотоводством).

2. Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад)

3. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).

4. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством? (упавшие зерна дают всходы).

5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? (деревянную мотыгу – палка с острым сучком).

6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).

7. Как поступали с детенышами убитых животных? (они оставляли их в своем жилище.

8. Каких животных первобытные люди стали разводить? (собака, овцы, козы, свиньи, коровы)

9. Давайте сделаем вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие? (Появление скотоводства и земледелия дали человеку продукты питания).

III. Изучение нового материала.

1. Обработка металлов.

2. Изобретение плуга.

3. Распад родовых общин.

4. Появление неравенства и знати.

(Слайд 3) Земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты для человека.

Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях.

(Слайд 4) Появляются среди людей мастера, которые лучше, чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а то чем они занимаются, — ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

Постановка проблемного вопроса: равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. Почему это произошло? Ответить на этот вопрос мы попытаемся с вами на нашем уроке.

(Слайд 5) Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.

Работа с иллюстрацией учебника на странице 25. (Слайд 6)

Как происходила отливка медного топора?

Какое значение имело для человека освоение меди?

(Слайд 7). Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

(Слайд 8). Работа с учебником. Прочитайте текст учебника на странице 25 и выясните:

Какое значение имело появление плуга?

Задание: сравните мотыгу и плуг. (Слайд 9).

(Обработать поле с помощью плуга и быков можно было в несколько раз быстрее, чем мотыгой. Плуг рыхлит твердую землю, которую не возьмет мотыга.)

Решение творческой задачи.

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?» (появление бедных и богатых).

Учитель: мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья смогла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община.

(Слайд 10) Давайте сравним родовую и соседскую общины. В начале найдем различия, а потом общее.

Различия: вместо одного большого дома появилось много хижин; вместо одной протоптанной скотом тропы появилось много троп: скот был разделен между отдельными семьями; вместо одного поля появилось много небольших полей: пашню также поделили на участки.

Учитель: Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим? – пастбище, река, лес, защита от врагов.

Учитель: но, как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство. Позже эти группы людей (богатых и бедных) стали называть классами.

(Слайд 11). Работа с новыми понятиями (на доске и в тетради) по схеме «Образование государства».

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что они имеют. С появлением классов у богатых возникает необходимость держать в повиновении зависимых от них людей: им нужны воины, стражники, чиновники (служащие государства), то есть нужно было государство. Государство – организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

Выслушав ответы учеников, учитель объясняет, что члены знатных семей гордились не заслугами перед племенем, не собственным умом и знаниями, не храбростью и даже не богатством, а прежде всего тем, что родились в семье старейшины или племенного вождя. Они гордились своими «знаменитыми» предками, поэтому и себя называли знатными людьми. Им выгодно было убедить своих соплеменников в том, что в их жилах течет кровь иная, чем у остальных людей, что по одному рождению они будто бы имеют право на почет, уважение и власть.

Закрепление изученного материала: «Сумей прочитать».

1. Первый металл, который освоил человек (медь).

2. Орудие труда земледельца 5 – 6 тыс. лет тому назад (плуг)

3. Материал для изготовления посуды на гончарном круге (глина)

4. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку (классы).

5. Род занятия человека (ремесло).

6. Богатые, влиятельные люди (знать).

7. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство).

Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Почему равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т.е. выделение богатых и бедных людей.)

Подведение итога урока, оценка работы отдельных учеников и класса в целом, выставление отметок.

Домашнее задание: § 5, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.

об открытом уроке истории

Класс: 5 Дата проведения: 17.10.2014 год

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Тема: » Появление неравенства и знати»

Форма урока: комбинированный

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом

Урок истории по теме » Появление неравенства и знати» был направлен на формирование предметных и универсальных учебных действий, показал хорошие знания детей учебного материала, индивидуальную творческую работу учащихся.

К уроку были поставлены цели:

1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»;

2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

3. Содействовать формированию усидчивости.

Учитель развивал мышление учащихся; обогащал словарный запас детей. Воспитывалось чувство коллективизма, продолжилась работа по самоконтролю. Учителю удалось создать деловую обстановку на уроке. Подача темы урока была осуществлена правильно, были вовлечены практически все учащиеся класса.

Работа на уроке была проведена с использованием современных приёмов, направленных на коррекцию фонематического слуха учащихся.

Учителем использовались разнообразные виды контроля выполнения заданий: самоконтроль, работа в парах – взаимоконтроль, фронтальная работа.

В ходе обобщения полученных знаний при повторении пройденного материала применялись словесно – наглядные и частично – поисковые методы, позволяющие активно включить в работу на уроке учащихся с разной степенью обучаемости. На уроке был хорошо организован проблемный диалог, вопросы учителя были продуманы, речь носила научный характер. Урок показал, что в непринужденной обстановке учащиеся более активны и проявляют высокую мотивацию к обучению.

Цели, поставленные на урок, достигнуты. Отзыв на урок положительный.

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №16: /Похомова И.А./

об открытом уроке истории

Дата проведения: 17.10.2014 год

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Тема: » Появление неравенства и знати»

Форма урока: комбинированный

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом

В начале урока четко сформулированы образовательные задачи. При проведении урока учитель показала умение пользоваться методическими приёмами, стимулирующими творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, навыками эффективной работы с классом.

Урок творческий, очень эмоциональный, насыщенный, чувственный, позволил погрузиться в атмосферу века. Оформление классной комнаты также способствовало созданию ситуации погружения в историю древнего мира. Учащиеся сами добывали знания, ставили проблемы и совместно решали их. Осуществляли контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями.

Эмоциональное вступление с применением технологии «мозгового штурма» заметно повысило познавательную деятельность учащихся. Использование презентации придало уроку мобильность, сэкономило время, украсило урок, расширило представление учащихся об истории древнего мира, культуре, традициях. На уроке осуществлялась связь с изобразительным искусством, кубановедением, литературой (написание синквейна).На уроке проводилась самостоятельная, групповая, фронтальная работа.

Благоприятный психологический климат, работа в группах, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии дали возможность раскрыться каждому ученику.

Учитель использовал формы и методы личностно-ориентированного подхода, создавая ситуацию успеха, выбора для учащихся. Урок удался в полной мере. Об этом свидетельствуют итоговые работы учащихся, их проникновенные высказывания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *