Что полезного сделали алхимики
Что полезного сделали алхимики
Содержание.
1.1.1. Алхимические теории. 4
1.1.2. Основные элементы алхимических теорий. 5
1.1.3. «Алхимические» элементы. 6
1.2. Алхимики и их открытия. В хронологическом порядке. 7
1.3. (Ал)химическое оборудование. 10
Список используемых источников и литературы. 11
Введение.
Без сомнений, алхимия одна из немногих неофициальных наук, до сих пор волнующая людей.
Положительная роль алхимии заключалась в открытии или усовершенствовании способов получения практических ценных продуктов (минеральные и растительные краски, стекла, эмали, металлические сплавы, кислоты, щелочи, соли), а также в разработке некоторых приемов лабораторной техники (перегонка, возгонка и др.).
При написании этого проекта меня преследовала одна цель – показать, что, в стремлении финансового обогащения, люди, движимые целью и не подозревающие о значение своих трудов, способны изменить мир.
Проблема: неправильное восприятие образа алхимика в современном мире.
Актуальность проблемы заключается в том, что во многих художественных произведениях приводится стереотипный, заведомо ложный образ алхимика, не имеющий каких-либо реальных исторических подтверждений.
Цель работы:
1. Выяснить вклад алхимиков в науку химию.
Задачи работы:
Изучить источники, проанализировать собранную информацию и сделать вывод о значении работ алхимиков для химии.
Определить практическую пользу их исследований.
В качестве источников информации был изучен ряд книг, включающий в себя как школьную программу, так и дополнительную естественно-научную литературу. Не стоит и уменьшать вклад всемирной паутины, так как на основе данных, найденных с помощью нее, строится часть текста.
I. Вклад алхимиков.
1.1. Основы алхимии.
1.1.1. Алхимические теории.
Из множества алхимических теорий можно выделить три главные: триаду алхимиков, учение о четырех элементах Аристотеля и ртутно-серную теорию.
Ртутно-серная теория — алхимическая теория, объясняющая происхождение и свойства металлов и обосновывающая возможность их трансмутации; была создана в конце VIII века арабским алхимиком Джабиром ибн Хайяном. Согласно данной теории, в основе всех металлов лежат два «принципа» — ртуть (философская ртуть) и сера (философская сера). Ртуть является «принципом металличности», сера — «принципом горючести». Принципы теории, таким образом, выступали как носители определённых химических свойств металлов, установленных в результате экспериментального изучения действия высоких температур на металлы.
Именно эти теории, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.
1.1.2. Основные элементы алхимических теорий.
Так как сера встречается в природе в самородном состоянии, она была известна человеку уже в глубокой древности. Применение горящей серы для дезинфекции упоминается еще Гомером. Диоскорид сообщает о применении серы в медицине. Примерно половина производимой серы используется в производстве серной кислоты.
1.1.3. «Алхимические» элементы.
Основные «алхимические» элементы, открытые в средние века: As, Sb, Bi, P.
As Мышьяк — нежная тонкая субстанция серного цвета и попадается в виде красного камня. Природа его сходна с природой аурипигмента. Мышьяк бывает двух цветов — белый и красный. Легко возгоняется и может быть выбелен двумя способами — выветриванием и возгонкой.
Bi Висмут— серебристо-белый металл с розоватым оттенком
Sb Сурьма — металл серебристо-белого цвета с синеватым оттенком.
Сурьма известна с глубокой древности. В странах Востока она употреблялась примерно за 3000 лет до н. э. для изготовления сосудов. В Древнем Египте уже в 19 в. до н. э. порошок сурьмяного блеск под названием mesten применялся для чернения бровей. В Древней Греции он был известен как στίμμι и στίβι, отсюда лат. stibium. Около 12—14 вв. н. э. появилось название antimonium. Подробное описание свойств и способов получения сурьмы и её соединений впервые дано алхимиком Василием Валентином в 1604.
P Фосфор — неметалл. Первоначальное название «холодный огонь», более позднее — фосфор, от греческого «phosph6ros» — светоносный.
Хенниг Бранд, искавший «первичную материю», в ряде экспериментов получил фосфор, приняв его за нее и назвал «светоносным». Проведя ряд неудачных экспериментов по получению драгметаллов, решил продать фосфор, но поняв, что не сможет долго хранить в секрете правду о веществе, продал технологию получения Д. Крафту за 200 талеров.
1.2. Алхимики и их открытия. В хронологическом порядке.
Педаний Диоскорид (40-90) — древнегреческий врач, фармаколог и натуралист.
Окись же цинка так же упоминается в сочинениях Диоскорида. Она является важнейшим для практики соединением этого элемента, особенно широко используемым в производствах резиновом, минеральных красок и керамическом, но потребляемым также в ряде других областей медицине (присыпки и мази), косметике (пудры), как катализатор при синтезе метилового спирта и т. Д.
Диоскорид открыл способ производства свинцовых белил, которые в его времена применялись в лечебной практике и в косметических целях. Метод их производства ученый вывел из взаимодействия свинца и уксусной кислоты.
Зосима Панополитанский (ок. 300 год) — алхимик римской эпохи, трудившийся в Александрии.
Описал некоторые практические приемы: «фиксация», или затвердение, Hg — вероятно, изготовление ртутных амальгам, «тетрасомата»; изложены приёмы имитаций Au и Ag. Описал ряд алхимических приборов, процесс образования ацетата свинца и указал на его сладкий вкус.
Джабир ибн Хайян (721—815) — знаменитый арабский алхимик, врач и фармацевт. В Средние века был известен под латинизированным именем Гебер.
Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах.
Джабир ибн Хайян описывает перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию; купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.; излагает способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил.
Абу Бакр Мухаммад ар-Рази (865 — 925) — персидский учёный-энциклопедист, врач и алхимик.
В «Книге тайн» разбил весь материал алхимии на три основных раздела: Познание вещества, Познание приборов, Познание операций.
Так же именно он впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать все известные ему вещества, разделив на три больших класса: землистые (минеральные) вещества, растительные вещества, животные вещества.
Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамирование, растворение, коагуляцию (сгущение).
Василий Валентин — алхимик, живший в XIV или XV веке; его трактаты получили широкую известность в XVII веке.
Впервые получил соляную кислоту нагреванием поваренной соли с железным купоросом, изучил её действие на металлы. Подробно описал сурьму, способ её получения из сурьмяного блеска и соединения сурьмы. Описал азотную и серную кислоты, царскую водку, нашатырь, сулему и другие соли ртути, некоторые соединения цинка, олова, свинца, кобальта. Наблюдал «услащение кислот» — взаимодействие спирта и кислот с образованием эфиров.
Глаубер подробно изучил вопрос об образовании и составе солей и кислот, внёс заметный вклад в разработку способов получения целого ряда неорганических веществ. Выделил ряд солей, которые предназначал для использования в качестве лекарственных средств. Впервые описал сырой бензол, полученный разгонкой каменноугольной смолы.
Перегонкой смеси селитры с серной кислотой получил чистую азотную кислоту, а нагреванием поваренной соли с серной кислотой — чистую соляную кислоту и сульфат натрия, называемый глауберовой солью (1648 год). Большое практическое значение получила открытая Глаубером реакция взаимодействия поташа с азотной кислотой с образованием чистой калийной селитры.
Глаубер получил жидкое стекло (метасиликат натрия или калия), изучил и описал соли аммония; обнаружил, что осадок хлорида серебра растворяется в нашатырном спирте, что серебро осаждается из раствора его солей щелочью и карбонатами. Впервые описал получение уксусной кислоты сухой перегонкой растительных веществ.
1.3. (Ал)химическое оборудование.
Мария Профетисса. Изобрела бенмари — водяной бани особой конструкции, используемой в алхимии и химии. Баня позволяла очень медленно нагревать вещества, и сегодня она используется в кулинарии при нагреве соусов. Также была создателем керокатиса — закрытого сосуда, в котором подвергались воздействию пара тончайшие пластинки различных металлов, и трибикоса — аппарата, напоминающего перегонный. При помощи этих аппаратов, обладая знаниями о разной температуре кипения различных жидкостей, Мария Профетисса научилась разделять жидкие смеси на отдельные вещества. Это были первые шаги на пути к производству крепкого алкоголя и эссенций.
Абу Бакр Мухаммад ар-Рази. Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, алембики (перегонные кубы), воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.
Заключение.
Алхимия, без сомнений, является лженаукой, но тот вклад в науку, который привнесли ее последователи, является фундаментом современной химии.
В результате мне бы хотелось сказать, что среднестатистический член нашего общества имеет совершенно ложное представление об алхимии, представляя себе алхимиков в совершенно несуразных образах, когда как они – такие же люди, как мы, стремящиеся, по сути своей, к земным ценностям.
Источники.
Малышкина, В. Занимательная химия / В. Малышкина.
Крицман, В. А. Роберт Бойль, Джон Дальтон, Амедео Авогадро / Крицман В.А.
Что такое Алхимия
Алхимия [араб. al-kimījā’ — философский камень, сокровенное искусство] — направление, зародившееся в II–VI веке н. э. в Египте, занимавшееся изучением металлов, их превращением в драгоценные металлы.
Изначально алхимия больше ассоциировалась с колдовством. Алхимики пытались найти связь между природой и человеком, найти философский камень, который бы превращал металлы в золото и излечивал все болезни.
Английский философ Роджер Бэкон определял алхимию как науку превращения одних металлов в другие. Алхимик Дионисий Захарий относил алхимию к естественной философии. Другие учёные называли её искусством.
Алхимия и химия — не являются областями одной науки. Мнение, что химия произошла от алхимии, отрицается многими учёными. Металлы, которые использовали алхимики, были известны еще до развития алхимии. Главные цели — превращение простых металлов в золото и поиск философского камня — достигнуты не были. При всём этом во время своих опытов алхимики совершили ряд важных открытий, которые используются в химии.
История алхимии
Алхимия считалась тайной деятельностью жрецов в Египте. Из Египта она проникла в Европу, а оттуда в Азию. Как и сама наука, слово алхимия формировалось по кусочкам. В Египте она называлась «Кем» (Khem), что означало плодородную почву возле реки Нил. После того, как Египет был завоёван Александром Македонским в 332 году до н. э., образовалось слово «Кемия» (Khemia) — так на древнегреческом языке назывался Египет.
Алхимики Александрии
Арабские алхимики
В 7 веке Египет был завоёван арабами. Они прибавили приставку «аль» (al). Получившееся слово al-Khemia означало чёрную землю. Затем арабы пришли в Испанию и распространили алхимию на Западе. Арабские алхимики:
Алхимия в Китае
Алхимики верили, что нужно найти или создать дань (кит. 丹 (dān) — даос. «философский камень», «пилюля бессмертия», «эликсир бессмертия»). Дань способен превращать любое вещество в драгоценный металл (золото или серебро). Китайские алхимики:
Алхимики Индии
В Индии алхимию называли расаяной (санскр. Rasāyana — «путь духа, сущности, эссенции»). Индийские алхимики в основном использовали травы для продления жизни, излечения всех болезней. Индийская алхимия неразрывно связана с духовными практиками.
Алхимики пытались получить сульфид ртути, который ассоциировался у них с жизненной силой Шивы. Отведав этой жизненной силы, можно стать Шивой.
Европейская алхимия
В Европе алхимия начала развиваться как направление в 13 веке. Европейские алхимики занимались своими опытами скрытно. В 1317 году папа римский Иоанн XII запретил заниматься алхимией. Тем не менее многие власть имущие продолжали покровительствовать алхимикам в надежде получить философский камень, способный превращать любое вещество в золото.
Деятельность алхимиков
Философский камень
Учёные-алхимики занимались поиском философского камня, способного превращать металлы в благородные (драгоценные) металлы, например золото и серебро, и дарить вечную молодость обладателю камня.
Алкагест
Алхимики пытались найти также алкагест — жидкость, способную растворить всё что угодно, любые твёрдые тела. Название придумал швейцарский алхимик Парацельс в 16 веке. Немецкий алхимик Иоганн Кункель был первым, кто заметил, что невозможно получить такое вещество, потому как оно растворит любой сосуд для его хранения.
Палингенезис
Помимо этого, учёные занимались палингенезисом (или палингенезом) — процессом восстановления разрушенного минерала, растения, умершего животного или человека из их частей (костей, крови, пепла, кусочков материи). Алхимики сжигали цветок, а потом пытались восстановить его из пепла.
Spiritus mundi
Они также пытались найти в росе и вывести spiritus mundi (мировой дух) — вещество, способное растворять золото, а также пытались создать гомункула (ил гомункулуса) — человекоподобное существо, созданное искусственным путём. Считается, что Платон был первым, кто писал про создание живого из неживой материи. Идею приписывают Аристотелю, который считал, что сперма, а не яйцеклетка имеет первостепенное значение для создания человека. Парацельс предлагал создать гомункула, поместив сперму в утробу лошади.
Квинтэссенция
Алхимики извлекали квинтэссенцию (от лат. quinta essentia – пятая сущность). Аристотель ввёл пятый элемент, пятую сущность — эфир, помимо земли, воздуха, огня и воды. Парацельс под квинтэссенцией понимал вещество, объединяющее другие четыре элемента.
Жидкое золото
Ещё одним занятием алхимиков было создание жидкого золота, который излечивает все болезни. Ещё в 8 веке арабский алхимик Джабир ибн Хайян (известный как Гебер) создал aqua regia (или Царскую водку), способную растворять золото. Парацельс считал, что жидкое золото делает человека несокрушимым. Именно благодаря ему золото стало использоваться для лечения душевных болезней и неврологических болезней.
Металлы и символы
Алхимики считали, что металлы тесно связаны с планетами. Они присвоили металлам имена и знаки планет:
По мнению Парацельса, эти металлы появились на планетах, имя которых им присвоено.
Учёные верили, что все металлы имеют два основных начала, которые образуют все вещества — это сера (разум, мужское начало) и ртуть (дух, жизненная сила, женское начало). Алхимики полагали, что сера обозначает цвет металла, его прочность, способность воспламеняться и образовывать соединения с другими металлами. Ртуть — блеск металла, его способность переходить в газообразное состояние (летучесть), плавиться и изменять форму.
Позднее такие алхимики, как Парацельс и немецкий монах-алхимик Василий Валентин ввели третье начало — соль.
Открытия алхимиков
Учёные-алхимики
Парацельс
Алхимик XVI века. Его настоящее имя — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. Учёный утверждал, что соль имеет первостепенное значение, является связующим звеном между мужским и женским началом (серой и ртутью). Парацельс говорил, что три начала (сера, ртуть и соль) в каждом металле различны.
Парацельс высказывал идеи по использованию химических веществ для лечения болезней. Например, ему принадлежит идея лечить сифилис с помощью ртути.
Роджер Бэкон
Алхимик XIII века. Был первым европейским учёным, кто в своём трактате «Великое сочинение» (Opus Majus) описал действие пороха.
Бэкон обнаружил книгу «Тайная тайных» (Secretum secretorum) — труд, написанный на арабском языке предположительно в X веке. Бэкон также написал комментарий к данному труду и постоянно ссылался на него в своих трактатах.
Василий Валентин
Также утверждал, что соль — основной элемент в составе металлов. Он занимался разделением веществ в золоте с помощью химического осаждения. Был первым учёным, кто ввёл термин «осадок».
Аристотель
Аристотелю принадлежит теория о четырёх первоначальных элементах: земли, воды, огня и воздуха. Считал, что металлы состоят из этих элементов.
Современная алхимия
В XVIII веке алхимия постепенно сходит на нет, алхимики перестают заниматься своими опытами. В 1661 году учёный Роберт Бойль напишет свой труд «Скептичный химик» (The Sceptical Cymist). Именно этот год считается датой обособления химии от алхимии и формирования её в качестве отдельной науки.
Примечательно, что некоторые учёные сейчас пытаются возродить труды алхимиков. Они пытаются отдать должное учёным-алхимикам, которые хоть и в попытках превратить всё в золото, всё же совершили ряд важнейших (пусть, по мнению многих, и случайных) открытий. Также они пытаются доказать, что химия имеет многовековую историю, которая берёт начало ещё с древнейших времен, с попыток людей познать природу и научиться управлять ею.
В 2013 году команда учёных из разных стран смогла превратить цемент в аморфный металл (другое название — металлическое стекло). Таким образом, цемент становится полупроводником, что позволяет использовать его в электронике. Например, при изготовлении тонкоплёночных резисторов и чипов для компьютеров.
Ранее только металлы имели способность становится металлическим стеклом. Успешный эксперимент с цементом поможет учёным понять, каким образом можно превратить в полупроводники другие непроводящие материалы.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Алхимия – одна из двух самых древних наук, известных всему миру. Она берет начало в безвестности доисторических времен. Халдеи, финикийцы и вавилоняне были знакомы с принципами алхимии. Вместе с астрологией ее практиковали в Греции и Риме; это была основная наука у египтян.
Древние люди считали алхимию Божьим откровением, с помощью которого можно вернуть утраченные способности. Когда будут постигнуты тайны алхимии, проклятие запретного плода исчезнет и люди снова смогут жить в Райском саду.
Считалось, что алхимию открыл человеку таинственный египетский полубог Гермес Трисмегист. Этой фигуре египтяне приписывают авторство всех видов искусства и науки. В честь него все научные знания древности были собраны под общей доктриной герметизма.
Алхимики считали, что вещества, разум, философия, религия, магия и астрология тесно связаны друг с другом. И нужно было только отыскать эту связь. Алхимики пытались понять одно через понимание другого, используя систему символов. Для постороннего глаза эти символы не поддаются расшифровке. Но для тех, кто изучал алхимию, это закодированные формулы, элементы, планеты, металлы и ингредиенты. Обозначения используются столетиями и имеют тайный, мистический подтекст.
Для средневековых обывателей алхимики и окружающая их обстановка мистики и секретов были чем-то завораживающим. Гравюры и картины тех лет заполнены символами. Значки планет и металлов соседствуют с человеческими черепами и костями.
С открытием радиоактивности, наконец был найден способ, как превратить один химический элемент в другой. А в 1980 году американский ученый Гленн Сиборг, на зависть алхимикам Средневековья, обнаружил метод получения золота из висмута в ядерном реакторе. Правда, это гораздо сложнее и дороже добычи золота в шахте.
Алхимия проникла в Россию после ее выхода на европейское культурное пространство. Великий российский ученый Михайло Ломоносов посвятил много времени изучению алхимии.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Искатели философского камня
Я думаю, алхимики должны были бы признать, что их фантазии претворены в жизнь и даже превзойдены человеческим гением.
Академик А. Е. Ферсман
Получать благородные металлы искусственно — старая мечта человечества, уходящая корнями в глубокую древность. В течение тысячелетий алхимики пытались найти “философский камень”. О нем рассказывали истинные чудеса: своему обладателю он должен был не только принести сверкающее золото, но и открыть тайну вечной молодости и долгой жизни.
Золото. Никакой другой металл не обладал столь магической притягательной силой! Мерцающий блеск возбуждал людскую алчность, манил вдаль бесчисленных искателей приключений и являлся поводом кровавых войн. Причина притягательности золота — в его необычайных свойствах: химической стойкости, высокой плотности, легкости обработки. И к тому же по распространению на Земле золото занимает 77 место. Очень давно золото стало “королем металлов”: мерилом ценности, универсальным средством обмена и расчетов.
Считалось, что получить золото из менее ценных материалов можно при помощи химической реакции, в которой должен участвовать философский камень — некое твердое или жидкое вещество. Кроме того, по поверьям, существовал и “камень второго порядка”, который служил получению серебра.
Все источники, говорящие о начале алхимии, единогласно сообщают, что ее отцом был Гермес Трисмегист (трижды великий). Имя Гермес — это греческий аналог Тота, египетского бога мудрости. От его имени науку стали называть “герметической”. Одно из его сочинений якобы называлось “Кеми”, арабы добавили частицу “ал”, и таким образом возникла алхимия, которая сейчас используется для обозначения искусства золотоделания.
“Царство алхимии”. На гравюре видно, что уровни поднебесья, представленные зодиакальным кругом, сопоставляются с уровнями подземелий, хранящих драгоценные элементы.
И хотя в основном люди, которые называли себя алхимиками, были авантюристами, среди них попадались честные и трудолюбивые ученые, искренне верящие в свою идею. Арабы Гебер и Разес, испанцы Раймунд Лулл и Арнальдо да Виллонова, немец Альберт Великий, англичанин Роджер Бэкон, Парацельс, Глаубер, Ван-Гельмонт, Лейбниц и даже сам Исаак Ньютон! Все эти люди в разные времена называли себя алхимиками и искали “философский камень”. Так все же превращение элементов — это миф или реальность?
Колыбель алхимии
Для народов Средиземноморья Египет издавна был сокровищницей знаний, окутанных тайной. Все, кто хотел познать эти секреты и прослыть мудрецом, стремились сюда. В египетских храмах служили одновременно и богам, и знаниям, и ремеслу. При многих из них были музеи и школы, в которых жрецы, наиболее образованные по тем временам люди, обучали инженерному и строительному делу, готовили смотрителей для копей, рудников и мастерских по выплавке и выделке металлов. То, что они знали и умели, для смертных вовсе не предназначалось. Не удивительно, что алхимия зародилась и бурно развивалась именно здесь, в Египте.
Средневековая алхимическая лаборатория и ее работники.
Еще в предалхимический период египтянам были известны многие металлы и способы их плавления. Но минералы, из которых получались металлы, никогда не содержали металлы в чистом виде, поэтому при плавлении чаще всего получались сплавы иных цветов и со свойствами, отличными от свойств чистых металлов. Так, цвет сплава золота и серебра (электрум или азем) представляет что-то среднее между привычными цветами того и другого металлов, а обрабатывается и плавится легче чистого золота. При соединении меди и олова получается бронза, если сплавить медь и цинк — желтая латунь и красно-желтый томпак. В то время было почти невозможно определить эти примеси, которые часто даже в ничтожных количествах придавали металлу новые свойства.
Потому и появилось предположение, что сам металл подвергался изменению во время выплавки, и вера в это укреплялась целым рядом природных фактов, которые в течение времени стали известными. Так, свинцовые руды почти всегда содержат небольшое количество серебра. Если полученный свинец прокалить на воздухе, то свинец сгорает, а серебро остается — вот вам и превращение свинца в серебро! Подобное “превращение” происходило и с золотом в медных рудах, где его содержание также не бывает большим. А при перегонке ртути получается остаток в виде королька золота или серебра. Отсюда делался вывод, что ртуть превращается в благородные металлы, и даже что она есть не что иное, как жидкое серебро. Чтобы вернуть серебро в первоначальное состояние, ему просто следует возвратить твердость.
Прибыльное искусство
Алхимия приобрела большое значение в средние века, во-первых, из-за увеличения спроса на благородные металлы, вызванного ростом населения и связанного с этим расширения торгового обмена, и, во-вторых, из-за снижения продуктивности старых золотоносных месторождений. Непрерывный спрос на золото со стороны правителей также должен был подтолкнуть представителей практической металлургии к реализации превращения элементов. Точнее, не к реализации (которая осуществилась только в эпоху ядерного синтеза), а к поискам ее возможности.
Вера в возможность превращения металлов получила “научную” основу, и ученые мужи стали искать верные методы для “облагораживания” неблагородных цветных металлов. Чем больше “драгоценных свойств” (например, красивого блеска) имел металл, тем ближе, по мнению алхимиков, была возможность его полного превращения. Так, желтую латунь признавали за “несовершенное золото”, а олово — за “переходной” металл от свинца к серебру.
Алхимическая посуда 17-18 веков.
Теории алхимиков
Реторта — постоянный спутник алхимика.
Как же алхимики объясняли себе эти превращения металлов? Конечно, в древнейшие времена они и не пытались дать какое-либо естественное объяснение этим явлениям. Ученые лишь удивлялись этим загадочным превращениям, которые, по их понятиям, указывали на непосредственное вмешательство богов. Собственной силой человек не в состоянии провести ничего подобного; для этого необходима божественная помощь. Потому добрая половина древнейших алхимических сочинений состоит из волшебных формул, гимнов и воззваний.
Позднее, когда развилась астрология, посредниками между богами и земными явлениями стали планеты. Тогда было признано, что каждый из различных металлов развивается в земле под влиянием своей планеты. Вероятно, в это время возник обычай каждый металл связывать со знаком планеты: золото — с Солнцем, серебро — с Луной, медь — с Венерой, железо — с Марсом, свинец — с Сатурном, олово — с Юпитером и ртуть — с Меркурием.
Астрологические таблицы подтверждают тесную связь, существовавшую в то время между алхимией и астрологией.
Мудрость греков
Урбонос — драконоподобный символ алхимии.
Несомненно, что первые попытки естественно объяснить превращения металлов ведут свое начало от древних греков. В их основе лежит учение греческих философов о природе. Эмпедокл разработал учение о четырех стихиях: огне, воздухе, земле и воде, которые являются основой всего сущего. Платон представлял себе, что четыре стихии происходят от превращения одной и той же основной, первоначальной материи. Аристотель дополнил теорию эфиром — пятым началом для небесных тел.
До распространения христианства ни в Греции, ни в Риме собственно алхимические исследования не проводились; в то же время греческая культура оставила в наследство Востоку свою философию, в частности, аристотелевская физика передала александрийской школе идею превращения одного элемента в другой.
“А все-таки оно светится!” — Брант открывает фосфор.
Такая теория, посредством которой можно было легко объяснить превращения металлов, и была принята античными алхимиками. Они признавали, что из первобытной материи, materia prima, произошли четыре элемента, а затем посредством их различных соединений — все остальные вещества. Таким образом, всякое вещество содержит в себе все элементы. Если требуется один металл превратить в другой, то надо только отнять известную часть одних элементов и добавить части некоторых других. Если удастся обратить металл в первоначальную форму, то ее можно будет преобразовывать в какой угодно другой металл.
Когда ученым стала известна ртуть, то именно в ней думали найти “первоначальную форму”. Ртуть вообще легко вступает в соединения с другими металлами, образуя амальгамы с резко отличающими от первоначальных металлов свойствами. Затем в роли такой “универсальной” составляющей выступала сера. По мнению алхимиков, ртуть и сера разной чистоты, соединяясь в различных количествах, дают начало металлам. Несколько позже третьей составной частью металлов стали считать мышьяк; он служил, главным образом, для приготовления сплавов, обладающих цветом золота и серебра.
После того как Египет вошел в состав могучей Римской империи (Греция вошла на полтора века раньше), и особенно после возвышения христианства, для ученых настали тяжелые времена. В конце 3 века н. э. император Диоклетиан жестоко подавил восстание египтян и заодно приказал сжечь древние книги, искренне полагая, что в них есть доступные только египтянам секреты изготовления золота в неограниченном количестве. Позже император Юстиниан запретил любые химические занятия, объявив их богопротивным делом.
Конечно, в своих попытках алхимики шли по ложному пути, но “по дороге” они все-таки сделали много полезного для науки. В частности, был улучшен процесс выделения золота из руд, усовершенствована металлургия, производство керамики, и стекла, покраски тканей. Был открыт нашатырь, найден способ извлечения ртути из киновари и нанесения позолоты на предметы (амальгирование).
Лаборатория времен заката алхимии (чертеж 18 века).
Средневековая традиция
Связующим звеном между средневековой и античной традициями стала арабская алхимия. Мудрость греков пришла в Европу именно из арабских сочинений. Непосредственное влияние на развитие алхимии оказал Абу-Мусах-Джафар аль Софи, известный также под именем Гебера. На основе трудов греческих ученых он создал химическую теорию о соединениях металлов, которой придерживались во всем мире вплоть до 18 века.
Мечта алхимика — современная химическая лаборатория.
В Европе широкий интерес к алхимии возник на рубеже 11-12 веков, и вскоре началась “алхимическая лихорадка”. Большинство искателей философского камня к науке не имели никакого отношения. Это были дилетанты, слепо верившие, что его секрет действительно можно найти в древних писаниях. Церковь, однако, к идеям алхимиков уже не проявляла такого враждебного отношения, как в первые века нашей эры. К тому времени считалось, что многие персонажи Библии имели отношение к алхимическим опытам. К тому же некоторые церковники были не прочь истолковать отдельные места из священного писания в пользу развития алхимии.
Средневековая алхимическая теория мало отличалась от когда-то предложенной Аристотелем. К открытым ртути и сере добавлялось еще одно “начало” — соль. К химическим элементам причисляли и землю (то есть собственно почву). Как ни странно, но металлы (золото, серебро, железо и т. п.) считались не исходными элементами, а их производными!
И в то же время, беспорядочно перетирая, смешивая, сжигая материалы, алхимики неуклонно прокладывали путь прямому научному эксперименту (причем, растворяя и перегоняя вещества, они часто подвергали свою жизнь опасности). В своих фантастических экспериментах алхимики находили ценные химические продукты: Кункель получил рубиновое стекло, Бетгер — европейский твердый фарфор, а Бранд открыл фосфор. Именно трудам алхимиков мы обязаны получением спирта и пороха, а также нашими познаниями о минеральных кислотах и щелочах. Добывая эти знания, алхимики готовили рождение новой полноценной научной дисциплины — химии.
Странные тексты алхимиков | |||||
|