Что положено в основу типологии обществ к маркса
Типология обществ: формационный подход
Ознакомиться с конспектом
Выписать основные понятия
Ответить на вопросы (птсьменно)
Типология — совокупность нескольких типов общества, объединённых схожими признаками или критериями.
Рассмотрим самые распространённые типологии в зависимости от главного признака, который служит условием объединения обществ.
1) По наличию письменности общества делятся на:
· дописьменные, т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать;
· письменные, т. е. владеющие алфавитом, письменностью.
2) По сложности управления и степени социального неравенства:
· простые, в которых нет руководителей и подчинённых, богатых и бедных;
· сложные, в которых существуют государственный аппарат, социальное расслоение людей, развиваются наука и техника.
3) По способу добывания средств существования, т. е. по способу производства (основному виду хозяйственной деятельности:
· общество охотников и собирателей;
4) По способу производства и форме собственности(типология Карла Маркса). Согласно этой типологии, общества с различным языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом жизни, уровнем жизни, но объединённые способом производства и формой собственности, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество проходит через следующие формации:
5) Универсальная типология, в основе которой лежат и способ производства, и особенности экономического и политического развития:
· традиционное общество (аграрное, доиндустриальное);
· постиндустриальное общество (информационное).
Типология обществ: формационный подход
Общества, которые существовали в прошлом и которые существуют сейчас, могут быть разделены на разные типы по определённым схожим признакам. Одну из наиболее распространенных типологий общества предлагает формационный подход. Его основоположниками являются знаменитые немецкие философы Карл Маркс (рис. 1) и Фридрих Энгельс (рис. 2).
Рис. 2. Фридрих Энгельс
Поскольку марксизм, по сути, являлся государственной идеологией СССР, формационный подход считался в советском обществознании не просто основным, но единственно верным подходом к анализу общества.
Мы уже говорили с вами, что Маркс и Энгельс по-своему представляли себе структуру общества (рис. 3). Базисом, то есть основой общества, они считали экономическую сферу. Именно развитие экономики, с их точки зрения, определяло развитие всего общества.
Рис. 3. Структура общества
Маркс и Энгельс считали, что в обществе постоянно действуют два элемента – производительные силы и производственные отношения. Производительные силы, по Марксу, включают в себя орудия труда, то есть то, благодаря чему осуществляется процесс производства; в производственные отношения вступают люди, которые заняты в производстве.
Производительные силы развиваются постоянно, эволюционным путем. Каждый год появляются новые открытия и изобретения; время от времени происходят научно-технические революции, в ходе которых средства производства за очень короткий срок меняются кардинально.
Производственные отношения, в свою очередь, с течением времени меняются очень мало. Рабство в древнем Риме в V веке до нашей эры и в III веке нашей эры выглядело практически одинаково.
Таким образом, мы видим, что между уровнем развития производительных сил и производственных отношений рано или поздно наступает разрыв. В этот момент происходит социальная революция (рис. 4).
Рис. 3. Наступление революции (схема)
Качественный уровень развития производственных отношений Маркс назвал формацией. Это слово пришло из геологии и означало «основание», то есть нечто незыблемое, основное.
Первоначально Маркс выделял три формации – первичную (первобытную), вторичную (экономическую) и третичную (коммунистическую). Критериями для него являлись наличие частной собственности, классов и товарного производства. Они присутствуют только в экономической формации; в первобытной их еще нет, а в коммунистической – уже нет (рис. 5).
Впоследствии Маркс уточнил свою схему и разделил экономическую формацию на три – рабовладельческую, феодальную и капиталистическую (рис. 6).
Двигателем революции, то есть смены формаций, являются, по Марксу, противоборствующие, или, как их еще называют, антагонистические классы – класс эксплуатируемых и класс эксплуататоров.
В первобытнообщинной формации классов еще нет, в рабовладении появляются рабовладельцы и рабы, в феодализме – феодалы и зависимые крестьяне, в капитализме – буржуазия и наемные рабочие, в коммунизме классов уже не будет.
Таблица «Хронология формаций».
Формация | Антагонистические классы | Время существования |
Первобытнообщинная | — | 3 млн.- 3000 лет до н.э. |
Рабовладельческая | Рабовладельцы и рабы | 3000 г.до н.э.- 476 г.н.э. |
Феодальная | Феодалы и зависимые крестьяне | 476-1640 гг. |
Капиталистическая | Буржуазия и наемные рабочие (пролетариат) | С 1640 года |
Коммунистическая | — | ? |
Разумеется, подход Маркса не свободен от недостатков, и чем дальше, тем больше мы их видим. Это экономикоцентризм, европоцентризм, отсутствие революций во многих странах, необъяснимость политогенеза и отсутствие коммунизма.
Вместе с тем в мире остается немалое количество исследователей, которые считают, что скорректированные воззрения Маркса рано списывать.
Конечно, созданная Марксом и Энгельсом формационная теория не является единственной. В следующий раз мы поговорим еще о двух теориях стадиального деления общества. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.
Карл Маркс
Огромная популярность марксизма во многих странах мира в XX веке нуждается в объяснении. Как получилось, что эта концепция завоевала так много сторонников?
Большую роль в этом сыграла работа Карла Маркса «Капитал», в которой были использованы многочисленные статистические данные.
Большое значение имело и то, что Маркс создал международную организацию – Первый Интернационал, члены которого занимались, в частности, популяризацией его учения.
Типология обществ — основные признаки и классификация
Современный мир включает в себя различные общественные структуры, которые различаются между собой по явным и скрытым параметрам (по культуре, языку общения, уровню стабильности, степени социальной интеграции и пр.). На текущий момент существует несколько типологий обществ или их классификаций, основанных на мнении известных социологов, философов и учёных.
Классификация Карла Маркса
Известный немецкий философ и социолог является основателем одной из самых известных и распространённых теорий развития общества — исторический материализм. С позиции теории Маркса, в любой общественной системе главенствующую роль занимают экономические отношения и материальное производство. Характеристику исторического материализма можно выразить в виде таблицы, презентации или списка:
Карл Маркс считал, что человеческое общество следует делить по форме собственности и способу производства товаров. В итоге философ выделил 5 основных типов — первобытная община (кровнородственные отношения и коллективная собственность), рабовладельчество (использование труда рабов), феодальный строй (экономические отношения строились вокруг землевладения), буржуазия (господство капиталистического класса) и коммунистическая формация (общественная собственность на средства производства).
Полезно знать, что, помимо создания классификации обществ, к идеям Маркса относится концепция отчуждения труда (постепенная потеря интереса к своей работе, появление равнодушия или отвращения к своей профессии и рассматривание её исключительно как источник заработка).
Возникновение и распространение подобного явления, по мнению философа, может указывать на грядущий переход одной общественной формации в другую.
Позиция Эмиля Дюркгейма
Французский социолог стремился обнаружить основы социальности человека, его стремления жить в сообществе с другими людьми. Больше всего его волновал вопрос «что удерживает общество в единстве» — по мнению Дюркгейма, несмотря на врождённый эгоизм людей, каждый человек в течение своей жизни следует «неписаным коллективным законам» вне зависимости от места своего рождения и рода деятельности. Согласно классификации этого социолога, общество делится на три типа и их нужно рассматривать с позиции модернизации:
По мнению Дюркгейма, главным в развитии общественного сознания людей был переход от важности общины (абстрактного множества людей) к осознанию ценности и священности каждого индивида в отдельности.
Именно этот момент стал поворотным пунктом к возникновению гуманистических тенденций второй половины XX века.
Мнение Макса Вебера
Изучая социальную деятельность людей, немецкий социолог пришёл к выводу, что для верного понимания общественных процессов необходимо сфокусировать внимание не на объективном результате человеческого производства (как это делал Маркс), а на мотивацию социальных действий большинства людей.
К признакам социального действия относится осмысленный характер, а также ожидание и ориентация на реакцию со стороны других лиц.
Согласно подходу Вебера, переход от одного общества к другому происходит в результате неуклонной рационализации общественной жизни людей и усиления значения научных знаний. Современные формации Макс Вебер рассматривал с точки зрения отношения людей к власти.
Среди них выделяются 3 основные группы:
Макс Вебер также выделил список характерных черт и подсистем сформированного общества.
К ним относятся такие параметры, как охват всех социальных слоёв и групп населения, самостоятельная регулировка поведения своих членов и контроль выполнения норм или традиций, выражение интересов большинства, а также наличие солидарности между всеми представителями.
Альтернативные точки зрения
На текущий момент в обществознании множество течений, представители каждого из которых имеют (или стремятся создать) собственную классификацию обществ. Примером тому являются классификации по виду хозяйственной деятельности, по наличию письменности и по сложности управления.
Это связано с интересом к будущему человечества и попыткой узнать, каково будет развитие общественной формации цивилизации, опираясь на опыт и события прошлого (однако Маркс это сделал первым, предрекая обрушение капитализма и прихода ему на смену коммунистической формации).
Современное постиндустриальное общество наиболее быстро развивается в области информационных технологий. Соответственно, ему на смену в скором времени должно прийти (если уже не пришло) информационное общество. Предполагается, что оно будет иметь следующие признаки:
При этом многие исследователи видят в наступающем информационном обществе угрозу для свободы человека и потерю его приватной жизни. В частности, обращается внимание на всё увеличивающееся влияние средств массовой информации, что сильно затрудняет отбор истинной и достоверной информации среди лжи, которая заполнит всё медиапространство.
Существует также опасность социального разрыва между элитой, контролирующей информацию, и её потребителями.
Другие социологи предполагают, что в недалёком будущем следует ожидать возвращения авторитарных формаций. Подобные ожидания связаны с напряжённой политической обстановкой в мире, а также с наличием множества экологических, геологических и иных проблем (к примеру, всеобщее загрязнение, перенаселение, угроза исчезновения нефти, природного газа и других ресурсов).
По мнению французского философа Мишеля Фуко, человечество неизбежно будет возвращаться к дисциплинарному обществу — формации, при которой главный упор делается на развитие систем контроля граждан, управлением их мнением и навязывание потребности.
При этом не следует ждать каких-либо глобальных событий, предвещающих наступление новой эпохи — люди сами с радостью пойдут под покровительство «сильного лидера» или «опытного управленца», если их сначала поставить в тяжёлые условия бедности, а потом предложить сытую жизнь взамен на свою поддержку.
ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ (К.МАРКС, Ф.ТЕННИС, Д.БЕЛЛ, ТОФЛЕР, К.ПОППЕР)
В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.
На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности.
В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).
В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:
1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;
2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;
3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;
4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;
5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;
6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.
Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.
Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.
Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.
Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлераи др. исследователей.
В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:
1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;
2) механизация и автоматизация производства и управления;
3) массовое производство товаров на широкий рынок;
4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;
5) рост урбанизации и социальной мобильности;
6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;
7) формирование гражданского общества.
В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.
Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:
1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;
2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;
3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;
4) расширение демократии, децентрализация общества.
В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. Так, Р. Ф. Абдеевпишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.
Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.
Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.
В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.
Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.
Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.
Типология общества по Д. Беллу, К. Попперу, К. Марксу
В основе типологии общества К. Маркса лежит экономический принцип соответствия производительных сил характеру и уровню развития производственных отношений. В основе каждого общества лежит способ производства, который в свою очередь составляют производственные отношения (например, отношения распределения и потребления) и производительные силы (рабочие и орудия труда). Виды согласно К. Марксу в зависимости от способа производства: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое (коммунистическое). Технологический способ производства, его совершенствование, лежит в основе типологии общества Д. Белла. Виды общества в зависимости от уровня развития по Дэниелу Беллу: традиционное (консервативный уклад экономики, контроль над личностью, неразвитость науки и техники); индустриальное (высокий уровень благосостояния народа, достаточно высокий уровень развития науки и техники, демократические основы государственного устройства); постиндустриальное (информационные технологии, экоразумная цивилизация, т.е. ресурсосберегающие технологии, досуговая цивилизация, т.е. перераспределение рабочего и свободного времени в сторону свободного). Для Карла Поппера важен был уровень открытости, степень свободы индивида в обществе, открытость общества для нововведений. В зависимости от этих критериев он разделил общества на открытые (современные западные демократии) и закрытые (сталинский режим)
16. Социальная связь, её элементы и виды.
Под социальной связью обычно понимают набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей. Основными элементами социальной связи выступают:
1) субъект связи (двое или тысячи людей);
2) предмет связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);
3) механизм сознательного регулирования между субъектами («правила игры»).
Социальная связь выступает в виде социального контакта и социального взаимодействия. Связь в виде контакта имеет поверхностный, мимолетный характер, отсутствует система сопряженных действий партнеров по отношению друг к другу (например, вы сдаете в гардероб одежду- контакт между гардеробщицей и вами носит мимолетный характер). Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности (долговременный характер). Социальные взаимодействия выступают в трех основных вариантах: социальные отношения, социальные институты, социальные общности. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий между партнерами.Социальная общность – это реально существующая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом действия, поведения. Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и групповые.