Что положило начало формированию многопартийности в ссср кратко
Что положило начало формированию многопартийности в ссср кратко
В ходе перестройки, по мере утраты политической инициативы КПСС, в стране усилился процесс формирования новых политических сил. Начала формироваться многопартийность.
В мае 1988 года была создана первая партия – «Демократический союз». Она объявила себя оппозиционной к КПСС.
В апреле 1988 года в прибалтийских республиках возникли народные фронты, которые стали независимыми массовыми организациями. Позже такие же фронты возникли в других республиках СССР.
В течение 1998-1990 появилось множество других партий, отражавших весь спектр политической жизни страны.
Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, республиканцами и т.д. Наиболее крупной из либеральных партий стала Демократическая партия России, созданная в 1990 году.
Социалистические и социал-демократические идеи отстаивали Социал-демократическая партия России, Социалистическая партия.
Стали появляться и националистические политические партии. В такие партии были преобразованы народные фронты прибалтийских и некоторых других республик СССР.
Основная политическая борьба развернулась между коммунистами и либералами (демократами).
Либералы выступали за приватизацию государственной собственности, свободу личности, переход к рыночной экономике. Коммунисты были категорически против частной собственности и рыночной экономики, которые они считали основой капитализма.
В марте 1990 года III Съезд народных депутатов отменил 6-ю статью Конституции СССР, которая законодательно утверждала руководящую роль КПСС. Были приняты другие поправки в Конституцию СССР, допускаюшие многопартийность.
В октябре 1990 года принят закон СССР «Об общественных объединениях». Стала возможной официальная регистрация политических партий. Первыми официально зарегистрированными партиями в марте 1991 года стали Демократическая партия России (ДПР), Социал-демократическая партия России (СДПР) и Республиканская партия Российской Федерации (РПРФ).
Что положило начало формированию многопартийности в ссср кратко
Код элемента ЕГЭ: 3.2.14. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности.
Вторая половина 1980-х гг. отмечена появлением первых неформальных структур. КПСС вынуждена идти на компромиссы, внутри партии возникли фракции. Сложились платформы разной ориентации: правая «Демократическая платформа в КПСС» (январь 1990 г.), левоцентристское «Движение коммунистической инициативы» (январь 1990 г.), центристская «Марксистская платформа в КПСС» (апрель 1990 г.), крайне левая «Большевистская платформа в КПСС» (июль 1991 г.), что привело к процессу «формирование многопартийности» внутри КПСС и ускорило её раскол. Возникло и получило развитие неформальное общественное движение. Таким образом, во второй половине 1980-х гг. сложились условия для образования различных партий.
ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Май 1988 г. «Демократический союз» (ДС) во главе с В. И. Новодворской провозгласил себя первой партией, оппозиционной КПСС.
Июль 1989 г. Организован «Объединённый фронт трудящихся». Своей основной целью учредители фронта видели борьбу «за улучшение жизни всех наций и народностей, всего народа СССР, последовательное утверждение социального равенства и необходимую для этого перестройку советского общества». Члены организации сотрудничали с руководством КПСС, выступали против нарастающего демократического движения в России.
Март 1990 г. Ill Съезд народных депутатов СССР изменил редакцию ст. 6 Конституции СССР, была законодательно закреплена возможность образования других политических партий в стране.
1990 г. Созданы социал-демократическая (СДПР), либерально-демократическая (ЛДПР), христианско-демократическая, конституционно-демократическая, республиканская партии и др.
Октябрь 1990 г. Принят Закон СССР «Об общественных объединениях». Политические партии, альтернативные КПСС, получили право на существование, Министерство юстиции СССР приступило к юридической регистрации политических партий.
23 августа 1991 г. Деятельность Коммунистической партии РСФСР была приостановлена указом президента РСФСР.
6 ноября 1991 г. Вышел Указ «О деятельности КПСС и КП РСФСР», предписывающий прекращение деятельности и роспуск организационных структур КПСС и КП РСФСР. В соответствии с документом партийное имущество подлежало национализации.
РЕЗУЛЬТАТ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОПАРТИЙНОСТИ
Не все новые политические партии имели прочную социальную базу, многие были созданы под конкретных лидеров. Они не пользовались авторитетом и были немногочисленными.
Конспект урока по истории «Формирование многопартийности». Выберите дальнейшее действие:
Перестройка политической системы СССР. Формирование многопартийности.
Период перестройки можно определить как попытку реформирования Советского государства, закончившуюся ликвидацией СССР.
Перестройка тесно связана с именем М.С. Горбачева, избранного Генеральным секретарем ЦК КПСС 11 марта 1985 г., который в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС объявил курс на реформирование экономики, политики, социально-культурной сферы, последовательное прохождение которого предполагало три этапа.
1. Этап ускорения социально-экономического развития должен был привести к полному изобилию материальных благ и достижению благосостояния и свободного развития всех членов общества. Средство достижения этого видели в переводе предприятий на систему полного хозяйственного расчета, предусматривавшую широкие полномочия по управлению хозяйственным процессом.
Была ликвидирована плановая система хозяйства, отменена государственная монополия внешней торговли, коммерциализировалась банковская система, создавалась широкая сеть кооперативов и совместных предприятий, шел процесс приватизации.
Следствием данного этапа реформы был быстрый и катастрофический спад производства, продовольственный и товарный дефицит, кризис финансово-кредитной системы, ухудшение жизни населения.
2. Этап гласности был направлен на демократизацию общественной и политической жизни. Характеризовался идеологической перестройкой сознания, направленной на дискредитацию советского строя, отрицание его основ, идей, символов и атрибутов.
В политическом плане это выразилось в создании массовых политических организаций с антисоветским и антисоюзным настроем, требовавших реформы политической системы.
3. Этап перестройки был направлен на преобразование главных институтов государства. 1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР внес изменения в Конституцию, в результате которых был создан Съезд народный депутатов СССР как высший выборный орган государственной власти;
Совет Министров СССР был переименован в Кабинет Министров СССР при Президенте, были резко ограничены его исполнительные и распорядительные функции.
По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий.
В мае 1988 г. первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Вновь образованные партии отражали все основные направления политической мысли.
Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. «Демократическая партия России» (лидер Н. Травкин). В ноябре 1990г. возникла «Республиканская партия Российской Федерации». На базе движения избирателей «Демократическая Россия» (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г.) оформилась массовая общественно-политическая организация.
Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены «Социал-демократической ассоциацией» и «Социал-демократической партией России», а также «Социалистической партией». Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций.
При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления — коммунистическое и либеральное.
Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде). Либералы («демократы») выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.
Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, были более предпочтительны для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений.
В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло достаточно традиционалистскую позицию. Таким образом, к XXVIII съезду КПСС правящая партия пришла в состоянии раскола. В ней к этому времени отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но, не предложив конкретной программы перестройки КПСС, в особенности ее первичных организаций, способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым (с 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн. человек).
51. Межнациональные отношения в годы «Перестройки». Распад СССР и его последствия.
В условиях ослабления государственной машины вспыхнули тлевшие до этого времени межнациональные конфликты. Первым из них стал вылившийся в вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном спор о принадлежности Нагорного Карабаха (1988). В 1989—1991 гг. произошли кровопролитные стычки в Средней Азии (Фергана, Ошская область, Душанбе и др.). Интенсивные боевые действия с применением артиллерии и авиации велись в Южной Осетии, позднее в Абхазии. Помимо этого во многих частях Советского Союза стали образовываться, часто при поддержке центра, различные объединения граждан, протестовавшие против стремления союзных республик к отделению от СССР.
Накал политической борьбы в обществе сопровождался ухудшением социального положения граждан. Не имея программы коренных реформ, правительство СССР не смогло стабилизировать экономику. Всеобщий дефицит товаров, спад уровня жизни населения привели к началу широкого забастовочного движения по всей стране. Попытки летом 1990 г. провести в жизнь программу «500 дней», рассчитанную на поэтапный переход к рынку, провалились вследствие сопротивления консервативной части бюрократии.
Таким образом, налицо был серьезный социально-политический кризис союзного государства. Уже с марта 1990 г. национальные республики одна за другой начали принимать декларации о государственном суверенитете. Стремление обрести независимость привело к бойкоту референдума о сохранении единого Союза СССР (март 1991 г.) в Прибалтике, Молдавии, Грузии. Решающий вклад в распад Советского Союза внесла попытка консервативной верхушки государственного аппарата захватить власть в стране, устранив законно избранного в 1990 г. Президента СССР М.С. Горбачева.
Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с вице-президентом Г.И. Янаевым 19 августа 1991 г. объявил о запрете оппозиционных партий и введении контроля над средствами массовой информации, ввел войска в ряд городов. Тем самым был сорван переговорный процесс между республиками и центром, упущен имевшийся шанс на подписание нового союзного договора.
Подавление путча ГКЧП усилиями руководства России во главе с Б.Н. Ельциным коренным образом изменило ситуацию в стране. Деятельность КПСС была прекращена, власть окончательно перешла к лидерам национальных элит. О своем выходе из СССР вслед за республиками Прибалтики заявили Молдавия, Грузия, Украина. К декабрю 1991 г. в СССР формально остались только Россия и Казахстан.
Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 1199 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Введение многопартийности в СССР
Попытки создания многопартийности в России
В России были две попытки создания многопартийной системы. Как и в других странах, многопартийность формировалась в качестве оппозиционной к действующему правительству силы. Первый вариант такой системы в России зародился в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. После революции с приходом к власти партии большевиков (по своей сути партии рабочих), в стране еще некоторое время существовали еще несколько партий, в том числе эсеры, меньшевики.
С переходом на концепцию диктатуры пролетариата устанавливается запрет на деятельность любых партий, оппозиционных правительству. На 70 лет альтернативы коммунистической партии нет. Вся политическая и хозяйственная деятельность в стране осуществлялась под ее руководством. Этот постулат был закреплен Конституцией страны. В результате произошло сращивание партийного и хозяйственного аппарата, что не способствовало улучшению руководства экономикой.
Зарождение многопартийности в СССР
В 1989 году в результате начала реформ, получивших название перестройка, появилась возможность для объединения членов общества по защите своих интересов на сновании объединения в партии. Одной из первых объявила о создании социал-демократическая ассоциация, затем возникла социал—демократическая партия и Народная партия России. Очень быстро растет количество разнообразие партий. Появляются партии, основанные на религиозных, националистических платформах (что характерно для союзных республик). Возникает два направления в деятельности образовавшихся партий: либеральное и консервативное направление и направление, озвученное как борьба за увеличение свобод национальных меньшинств, с требованием полной автономии. Либеральное направление настаивает на суверенитете наций, консерваторы, представленные КПСС, отстаивали плановую экономику, возрождение социализма.
Новые либеральные силы в стремлении разрушить монополию КПСС на власть объединяют свои блоки в межпартийный союз «Демократическая Россия». Но в КПСС назревает кризис. Болезненное стремление к реформам Горбачева М.С., который, не закончив одну реформу, объявлял о другой, при отсутствии четкой программы, и не способности решить экономические проблемы, приводят к расколу внутри партии коммунистов. Возникают новые «Демократическая» и «Марксистско-Ленинская» программы. В связи с внутренними проблемами партии, под давлением либеральных сил, КПСС, испытывая разброд внутри организации, теряет позиции в руководстве страны. Отменена ст. Конституции, создается коммунистическая партия РСФСР, что становится разрушительным знаком для КПСС. На фоне этих событий к власти антикоммунистические силы в лице блока Демократическая Россия приводят Ельцина Б.Н. Попытка ГКЧП повернуть события в обратную сторону, сохранить власть, приводит к запрету КПСС и ее ликвидации.
Однако ликвидация КПСС не остановила дальнейшего процесса формирования многопартийности в пока еще СССР. Возникают новые партии, новые платформы. Преобразования, начатые либералами, не вызывают доверия у населения, как и партийные группировки. Немногочисленные сами по себе партии начинают дробиться, создаются новые партии, новые платформы. В такой обстановке появляется объединение «Выбор России», на основе которого Гайдар Е.Т. создает партию «Демократический выбор России», появляются новые группы: «Вперед Россия», «Общее дело», движение «Яблоко», Демократическая партия, Объединенная промышленная партия и другие мелкие партии. По регистрации Минюста в конце 90-х годов только в России числилось 90 партий и 94 партийно-политических объединения. Но эти партии не представляли собой серьезной политической силы. Большинство из них на выборах не смогло преодолеть 5% препятствие для получения мандата.
Многопартийность должна выявлять общественное мнение и оказывать влияние на властные структуры, чего не произошло в данной конкретной ситуации. Понимание ошибок в построении партийных взаимодействий приводит к объединению многих группировок.
Объединение мелких партий
К моменту распада СССР в 1991 году эта проблема партийного строительства сохранялась, дальнейшие действия по объединению партий выражены только в условиях России. Уже к 1999 году небольшие партии создают объединение «Союз правых сил», в него входят либералы «Правое дело», «Новая сила», «Россия молодая», «Общее дело», «Голос России», «Демократический выбор России», в последующем это объединение становится партией.
Тем не менее, формирование многопартийности не завершилось. Создаются новые партии, возникают и распадаются коалиции. Влияние маленьких партий в политической борьбе несущественно, поэтому происходит постоянная ротация игроков на политической арене, идет борьба за влияние на политику, за выбор пути развития с учетом планирования или нерегулируемый капитализм, проблемы правящей элиты также влияет на многопартийность общества.
Еще одним параметром, характеризующим существующее состояние многопартийности, является то, что все партии не имеют всецелой поддержки населения. Каждая платформа зиждется на собственных интересах, вопреки существующему мнению. Нет сильной идеологической идеи, способной объединить разрозненное общество. Политические партии – это структуры сложившегося общества, они создаются в целях выражения интересов социальных слоев государства, путем представления их во власти. Расстановка политических сил во власти – следствие предпочтений избирателей, но реформы избирательной системы, местного самоуправления, укрепление статуса политических партий должны привести к некоторому изменению многопартийности с учетом региональной направленности.
Перестройка политической системы СССР. Формирование многопартийности.
Впрочем, с точки зрения советского политического руководства ситуация выглядела намного менее тревожной: да, оно понимало необходимость перемен, но полагало, что можно ограничиться проведением их только в экономической сфере. Собственно говоря, к 1985 г. багаж реформаторов мало обновился в сравнении с представлениями Ю.В. Андропова. Преобладала все та же идея наведения порядка и дисциплины на производстве, в результате чего будут исправлены накопившиеся недостатки и социализм сможет начать быстрое и поступательное движение вперед. Это движение стало все чаще именоваться «ускорением», которое и должно было привести к главной цели всей перестройки — обновлению социализма, приданию ему большей динамичности и способности выдержать конкуренцию со странами Запада.
Традиционным оказалось и направление, в котором двигались экономические преобразования, — они развивались в русле опыта реформы 1965 г. Была предпринята попытка повышения самостоятельности хозяйственных единиц, поиска оптимальной «модели хозрасчета». Высшим достижением этой линии стала аренда государственного предприятия его коллективом.
В свою очередь, распад «восточного блока» резко усилил ориентацию вышедших из него государств на западные страны, вплоть до стремления войти в НАТО. С другой стороны, проводимая в стране линия на постепенную демилитаризацию (вплоть до почти панического бегства из Европы непобежденной Советской Армии и одностороннего разоружения), хотя и улучшила имидж СССР и особенно его руководителя в глазах западной общественности, имела и то последствие, что ослабила возможности влияния Советского Союза на международную обстановку в мире. Был ли М.С. Горбачев добросовестным, но слабым руководителем, или в его действиях присутствовал умысел? Видя в последующие годы его постоянное присутствие в «глобальной тусовке», невольно приходят мысли о наихудшем варианте.
В 1985 г. политическое лидерство в стране перешло к М.С. Горбачеву.
Был выработан новый курс развития страны, получивший название «перестройка». Характер нового курса, продолжавшегося с 1985 по 1991 г., определялся стремлением реформировать советское общество, которое к 80-м гг. вступило в затяжной социально-экономический кризис. Новый курс предполагал соединение социализма и демократии, улучшение социализма.
Выделяют три этапа перестройки:
Первый этап. Период ускорения, 1985–1986 гг.:
1) начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме речь шла о неотложности глубоких перемен во всех областях жизни общества; рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны;
2) успех курса на ускорение связывали:
– с более активным использованием достижений НТР (научно-технической революции);
– децентрализацией управления народным хозяйством;
– укреплением дисциплины на производстве;
3) на основе реформированной экономики намечалось решить важные социальные проблемы – жилищную (к 2000 г.) и продовольственную.
Второй этап. «Гласность» и перестройка, 1987–1988 гг.:
1) перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет, журналов;
2) в обстановке более реальной свободы в стране стали возникать многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 1930-1950-х гг.;
3) возросла роль публицистики, средств массовой информации. Начался процесс восстановления исторической памяти народа, раскрытия «белых пятен» истории. Перестала быть запретной критика В.И. Ленина.
Трудности и противоречия проведения перестройки:
1) экономическое реформирование не привело к позитивным переменам. Обострялись проблемы повседневной жизни. Становилась очевидной необходимость перехода к полноценным рыночным отношениям;
2) несмотря на многомиллионные вливания в экономику, не удалось выйти на передовые позиции, не оправдались надежды и на закон о кооперации. Она в основном вылилась в вымывание дешевых товаров из госторговли и последующую их перепродажу по высоким ценам. Зато произошла легализация «теневой экономики»;
3) противоречивость начатых преобразований в рамках командно-административной системы особенно ярко проявилась в политической сфере. Актуальным стал вопрос о ликвидации монополии КПСС и активизации деятельности Советов;
4) в 1989 г. в стране начинает оформляться демократическая оппозиция (Межрегиональная депутатская группа), которая выступила за необходимость не реформ, а изменения всего общественного строя, который существовал в СССР;
5) хотя на III съезде Советов народных депутатов СССР была отменена монополия КПСС, было введено президентство в стране (президентом СССР стал М.С. Горбачев), этот институт оказался очень слабым и не смог противостоять распаду государства, который начинается после демонтажа его основы – власти партии.