Что положительно влияет на педагогическое взаимодействие
Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса
Галина Кукушкина
Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса
Дети приходят в детский сад не по своей воле и не всегда охотно. Уклад жизни дома, требования к малышу в семье отличаются от того, с чем он сталкивается в детском саду. Потребности в понимании, во внимании к его детским проблемам не всегда бывают удовлетворены. Обиды скапливаются в душе ребенка и проявляются по- разному, в зависимости от ситуации, характера,темперамента: один плачет, жалуется; другой замыкается в себе, страдает молча; третий не таясь, высказывает свое отношение к происходящему, выплескивает гнев на того, кто рядом, на того, кто не внушает боязни. И помощь воспитателей нужна практически всем малышам. Важно постараться понять каждого ребенка, его духовные нужды. Период адаптации ребенка в детском саду может быть различным. Но в итоге дети должны почувстствовать себя комфортно и понять, что воспитатель не строгий «судья и надзиратель», а умный, справедливый и доброжелательный взрослый. Он может помочь наладить хорошие взаимоотношения со сверстниками, помочь найти друзей.
Никогда не следует создавать у ребенка ощущение, что он плохой. Это очень вредно влияет на формирование его характера, и нередко на здоровье. По мнению психологов, все люди обладают равным потенциалом добрых и злых чувств, но каждый распоряжается своим багажом по- разному. Когда один ребенок бьет другого, чтобы отнять у него игрушку, которая ему нравится, нужно его остановить. Но еще больше нужно, чтобы его успокоили и объяснили, что он поступил так не потому, что он плохой, а потому, что не смог пересилить свое желание. Ему надо объяснить, что есть действия, которые нельзя допускать впредь, но можно понять. (пример из своей практики)
Очень часто, когда мы наказываем ребенка, мы теряем больше, чем приобретаем. Воспитатель должен уважать личность ребенка.
От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, воспитатели совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.
Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.
Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.
Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.
Факторы и условия эффективности социально-педагогического взаимодействия
Достижение положительного результата во взаимодействии связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте», установления «раппорта» и умения учитывать репрезентативную систему собеседника, от умения слушать, понимать студента, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, от изменения стилей и позиций общения, от умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играет психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей взаимодействия [37, с. 285].
Регуляторами взаимодействия людей друг на друга являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого партнера. Они формируются на базе более глубокого свойства живых, систем – подражания. В отличие от последнего, внушение, конформность и убеждение регулируют межличностные нормы мыслей и чувств.
Внушение – это такое влияние на других людей, которое они воспринимают неосознанно. Конформность – в отличие от внушения представляет собой явление сознательного изменения мнений, оценок [23, с. 253].
Универсальным механизмом регуляции поведения является установка, пронизывающая все уровни функционирования человека и его психики. Под установкой понимается готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю его установки в большинстве случаев представляются абсолютно правильными, поэтому они чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению через внешние воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом.
Партнеры с разными установками не всегда понимают друг друга, плохо сотрудничают. Благоприятному развитию взаимоотношений способствует совместимость установок партнеров.
Установки, потребности, интересы, отношения в целом, выступают как мотивы, определяют перспективные направления взаимодействия партнеров, в то время как тактика общения регулируется еще и взаимным пониманием личностных особенностей людей, их образами-представлениями друг о друге и о себе [54, с. 426].
В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Другими словами – не бывает общения без воздействия и регуляции, так же как взаимодействия без общения [53, с. 242].
Основными факторами эффективного социально-педагогического взаимодействия являются: идентификация, эмпатия, аттракция и рефлексия.
Под идентификацией понимается мысленный процесс уподобления себя партнеру по взаимодействию с целью познать и понять его мысли и представления.
Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле – эмпатия есть аффективное «понимание».
Эмпатия – способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова [55, с. 427].
Аттракция как аспект общения связана с эмоциями, чувствами и настроением в личных контактах партнеров. Появляются последние в выразительных движениях субъектов общения, их действия, поступков, поведении. В них находят выражения отношения, которое становится своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех в совместной деятельности. Когнитивная сторона общения как раз и служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров [53, с. 475].
Рефлексия – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников взаимодействия «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга [53, с. 243].
Можно разделить процесс взаимодействия людей на три этапа (уровня): начальный, средний и заключительный.
На начальном уровне, взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.
Главное в успехе первичных контактов заключается в приятии или неприятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием – сходством, подобием-контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Различия между индивидами – одно из основных условий развития их взаимодействий (общения, отношений, совместимости, срабатываемости), а также их самих как личностей.
На среднем уровне взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, постепенно развивающееся активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.
На высшем уровне взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание людей – это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют Достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод – взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком. В то же самое время взаимное непонимание – одна из существенных предпосылок распада взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов [23, с. 242].
Условия эффективности социально-педагогического взаимодействия.
Используя общение, при социально-педагогическом взаимодействии, изменяя его содержание, тон, стиль, варьируя соотношение функций, можно изменять настроение клиента, его отношение к предметам и явлениям, обогащать его знания, развивать мышление, изменять предметную и духовную деятельность. Тем самым можно целенаправленно развивать определенные черты характера, качества личности.
К, примеру, успех использования общения при взаимодействии в воспитании зависит от выполнения определенных требований (условий). В самом общем виде они сформулированы А. А. Бодалевым:
1) общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника – в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.;
2) если общение сопровождается воспитанием отношения к человеку как высшей ценности;
3) если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними [4, с. 88].
В своих работах Н. Е. Щуркова формулирует следующие общие правила плодотворного общения:
1) формирование чувства Мы с воспитанниками;
2) установление личностного контакта с детьми;
3) демонстрация им собственной расположенности;
4) показ ярких целей совместной деятельности;
5) подчеркивание положительного в поведении и характере воспитанника;
6) постоянное проявление интереса к своим ученикам;
7) оказание и просьба помощи [61, с. 248].
Условия, при которых социально-педагогическое взаимодействие развивается плохо:
1) наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека;
2) наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт;
3) безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается;
4) эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные;
5) эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния;
6) «эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию;
7) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его;
8) отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем;
9) «эффект последней информации» проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке [55, с. 426].
Таким образом, сделаем вывод, что при соблюдении факторов и условий формирования эффективного взаимодействия и избежание условий, при которых взаимодействие невозможно, есть возможность построить эффективное взаимодействие, при котором взаимодействующие стороны будут в согласии.
Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и детей
Единство объективных и субъективных условий обеспечивает развитие взаимодействия педагогов и учащихся, а их взаимная обусловленность — важнейшая предпосылка реализации воспитательной эффективности взаимодействия.
Социально-экономические условия, специфика социума преломляются через условия работы конкретной школы, которые существенно влияют на взаимодействие членов коллектива. Разные возможности для развития взаимодействия, сотруднических связей существуют в большой и малочисленной школе, а также в городской и сельской. Так, в малочисленной сельской школе, где учителя и дети знают друг друга, бытовые и психологические особенности семей, имеются большие возможности для повседневного делового и неформального общения, создания благоприятного микроклимата в коллективе, формирования доброжелательных отношений, основанных на взаимопонимании. Есть свои трудности и проблемы: например, излишняя информированность в ряде случаев затрудняет взаимодействие педагогов и детей. В большой школе сотрудничество педагогов и учащихся осуществляется в основном на уровне первичных коллективов, преимущественно, в учебной деятельности, и носит деловой характер. Ограничены возможности педагога для всестороннего и глубокого изучения индивидуальных особенностей детей, что затрудняет выбор оптимального способа взаимодействия с ними.
Особенности микрорайона школы, ее взаимосвязи со средой могут способствовать или препятствовать развитию сотруднических связей членов коллектива, педагогов и учащихся. Так, например, педагогически целесообразное использование культурно-просветительных учреждений, спортивного комплекса, с одной стороны, обогащает содержание, расширяет сферу совместной деятельности и общения педагогов и школьников; с другой — создает возможности для реализации педагога в тех видах деятельности, где он может проявить способности, свою индивидуальность, сосредоточив усилия на конкретном участке работы, и, следовательно, успешно построить совместную деятельность с детьми.
В ряде сельских и поселковых школ на характер, содержание взаимодействия членов коллектива влияют национальные и местные традиции, а также атмосфера села, отношение к школе местных органов власти, производственных коллективов. Когда школа занимает определенное место в жизни села и выполняет свою социальную роль в его развитии, создаются благоприятные условия для формирования доброжелательных, заинтересованных взаимоотношений в коллективе.
В последнее десятилетие появились наряду с типовыми общеобразовательными школами гимназии, лицеи и т. д., в том числе альтернативные учебные заведения. Усиление дифференциации обучения, создание условий выбора школы, учебных предметов, педагогов существенно сказывается на взаимоотношениях между учащимися, педагогами и родителями. В ситуации добровольного свободного выбора создаются объективные предпосылки для формирования сотрудничества между педагогами, так как их объединяют содержание деятельности, сходные установки на учебно-воспитательный процесс.
Важнейшая группа условий, влияющих на характер, способы взаимодействия педагогов и учащихся, связана с особенностями жизнедеятельности школьного коллектива, уровнем его развития, связями. В школе, где складывается воспитательная система, существует определенная упорядоченность деятельности отношений, педагоги и дети чувствуют себя более защищенными. Их взаимодействие строится на основе идей, выработанных в совместном поиске, согласованных действий, осмысления и принятия роли каждого в этом процессе. Отношения в ряде типичных ситуаций регулируются принятыми сообща законами, кодексами, договорами, добровольно взятыми обязательствами. Это снижает конфликтность, способствует развитию диалогового и сотруднического взаимодействия в коллективе.
Общешкольный коллектив представляет совокупность взаимосвязанных первичных коллективов и объединений. По-разному строится взаимодействие педагогов и школьников в этих объединениях, в зависимости от способов формирования, вхождения в него педагогов, времени существования, количественного, возрастного и качественного состава, назначения и т. д.
Отметим, что межличностные отношения педагогов и учащихся опосредуются отношениями в первичном коллективе, которые в свою очередь детерминированы характером и уровнем взаимодействия педагогического и ученического коллективов, в целом психологической атмосферой и нравственным климатом в школе.
На характер взаимодействия педагогов и учащихся влияет стиль управления школой: авторитарный стиль способствует развитию опеки и подавления в коллективе, а иногда приводит к конфронтации; демократический стиль стимулирует сотруднический тип взаимодействия.
В одном и том же коллективе по-разному осуществляется взаимодействие педагогов и школьников в учебной и внеучебной деятельности. На характер влияет обстановка, место, где проходят совместная работа и общение. Даже если взаимодействие построено на принципах внимания, уважения, доверия — все равно отношения существенно различаются на уроке или в лагере труда и отдыха, на вечере отдыха и собрании.
Взаимодействие педагогов и школьников очень сильно зависит от того, как они воспринимают друг друга. Знания друг о друге и связанные с ними взаимные ожидания играют важную роль при формировании взаимоотношений. Без учета ожиданий учащихся трудно рассчитывать на успех совместной работы педагога и детей. Влияние этих условий связано со временем, длительностью контактов, сферой взаимодействия членов коллектива.
Какой бы благоприятной ни была атмосфера в коллективе, в конечном итоге характер взаимодействия определяется личностными особенностями взаимодействующих сторон.
На характер взаимодействия существенно влияет возраст детей. Младшие школьники живут интересами школы, коллектива, учителя, их легко вовлечь в любую деятельность. Наиболее значимой для ребенка является деятельность, организуемая учителями. Общение с педагогом также наиболее значимо для него.
У подростков появляется желание, чтобы с ними считались, советовались, опирались на их мнение при организации разнообразной деятельности. Тяготение к взрослым, учителю тем сильнее, чем духовно богаче жизнь учителя. Авторитет учителя поддерживается его глубокой компетентностью, эрудированностью, высокой эмоциональной культурой, умением прибегать к средствам, покоряющим воображение детей. И наоборот, если учитель с самого начала вызвал к себе антипатию, он встретит много трудностей.
Воспитательные усилия педагогов зачастую не приносят успехов: подростки рассматривают их как стремление взрослых ограничить их самостоятельность. Отсюда следует, что взаимодействие учителей и подростков должны строиться так, чтобы школьник опеку воспитателей не воспринимал как нечто докучное, тягостное.
В младшем подростковом возрасте взаимодействие основано на беспредельно высоких требованиях подростков к педагогам. Малейшие промахи в поведении учителя фиксируются подростком и становятся преградой в установлении отношений. В старшем подростковом возрасте эти требования не ослабевают, но подростки начинают понимать, что возможности взрослых тоже не беспредельны, в их требованиях появляется чувство меры. Учитель — тоже человек, ему могут быть свойственны те или иные человеческие слабости, но это не должно быть в ущерб его профессионализму. Умение учителя воздействовать на коллектив, незаметно организовывать, включить каждого в необходимый вид деятельности высоко оценивается страшим подростком и служит основой для установления подлинно гуманных отношений с наставником. Не принимаются действия таких педагогов, которые строят свои отношения на послаблениях, либо наоборот — на грубой силе, на подавлении инициативности и активности детей.
В воспитательной работе со старшеклассниками возникают свои сложности, особенно важно создавать условия для проявления волевых усилий школьников, чтобы они осознали себя как личность. Воспитатель выбирает такую программу деятельности, которая наиболее отвечает запросам развивающейся личности. В этот период особенно важна духовная близость, духовное единство педагогов и школьников. Попытки воспитателя действовать лобовой атакой против ложных позиций молодых людей не дают положительного результата. Они отдаляются от педагогов, пытаются подчеркнуть свою взрослость. Отношения педагога должны быть основаны на доверии к учащимся и взаимной требовательности. Право требовать имеют не только учителя, но и старшеклассники.
Таким образом, на каждом возрастном этапе характер взаимодействия педагогов и школьников приобретает свою специфику. В связи с этим существенно изменяется позиция педагога: переход от внешней позиции по отношению к коллективу детей к внутренней; снижение доли прямого воздействия и рост косвенного; передача части функций управления коллективом органам самоуправления; переход к преимущественному влиянию на внутренний мир личности каждого ребенка.
В младших классах педагог выступает как организатор жизни коллектива детей, создавая атмосферу взаимной доброжелательности, заботы, мажора в процессе разнообразной насыщенной творчеством деятельности детей. В подростковых классах позиция учителя может быть определена как руководителя такой деятельности, которая включает большую долю самоорганизации детей, а педагогу позволяет проявить себя на конкретном участке. По отношению к старшим подросткам учитель занимает позицию опекуна, который особое внимание уделяет взаимодействию учащихся в тех сферах, где возможно осуществить влияние на них в косвенной форме. В старших классах позиция учителя может быть определена словом «консультант», т. е. «дающий советы в определенной области». Такое разграничение позиции весьма условно, оно показывает лишь желательное преобладание одной из них на каждом возрастном этапе развития школьников.
Организуя взаимодействие с детьми, между детьми, педагог должен учитывать также интересы, потребности, склонности, возможности школьников. Обнаружив, например, совпадение интересов у части детей, преподаватель строит свои отношения с этой группой — разумеется, в зависимости от своей подготовленности и личностных особенностей. Педагог может выявить группы в соответствии со структурой личностных отношений между школьниками, группы организаторов и другие. В зависимости от тех или иных целей педагогу желательно в организации взаимодействия использовать различные подходы к выделению групп учащихся и в данный момент опереться на тот, который наилучшим образом отвечает гуманному характеру его взаимодействия со школьниками. При этом необходимо учесть и индивидуальные различия учащихся. Индивидуальный подход является важнейшим условием формирования положительных взаимоотношений воспитателя с воспитанниками. Он требует учета мотивов поведения ребенка, его индивидуальных свойств, предполагает проявление к нему внимания и заботы, выбор наилучшего способа взаимодействия с каждым школьником.
Названные выше условия взаимосвязаны, взаимообусловлены и в своей совокупности влияют на характер взаимодействия педагогов и учащихся. Учет этих условий и их целенаправленное обеспечение осуществляется педагогами. Следовательно, успешность, характер взаимодействия в большой степени зависят от деятельности педагогов, их нравственных и профессиональных качеств, наличия у них педагогических способностей, владения педагогическим тактом.
Также на характер поведения педагогов и их взаимодействие с детьми, коллегами влияет должность, та роль, которая возложена на них в коллективе. Каждая педагогическая должность имеет свои специфические особенности, которые влияют на стиль взаимоотношений с членами коллектива. Различной может быть реакция педагогов на одно и то же поведение школьника, вряд ли целесообразно требовать от директора и классного руководителя однотипных действий.
Должностные моменты (статус учителя, положение ученика) оказывают существенное влияние на выбор средств и тона в совместной деятельности и общении. Так, например, главное в работе классного руководителя (воспитателя) — непосредственное общение с детьми, организация внеурочной совместной деятельности и основанная на ней связь с каждой личностью, товарищеская забота, неформальное личностное общение. Главное в работе учителя — общение с учениками на основе глубоких знаний предмета, построение доброжелательных, преимущественно деловых отношений. А если эти роли возложены на одного и того же педагога, то важно умело, гибко, естественно менять характер взаимодействия с коллективом, отдельными учащимися в зависимости от роли, выполняемой в данный момент.
Знание условий и особенностей их влияния на характер взаимодействия позволяет педагогу осознанно выбирать наиболее эффективный способ взаимодействия со школьниками. Квалификация, педагогическое мастерство учителя проявляются, с одной стороны, в способности учитывать объективное влияние одних условий; с другой — в умении создать те условия, которые необходимы для развития сотруднического взаимодействия в коллективе между детьми, между детьми и взрослыми.