Что получали сталкеры стругацких времен

Что получали сталкеры стругацких времен

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

И каждый раз они создавали узнаваемые, но по-своему оригинальные творения, которые спустя много лет все еще ассоциируются с первоисточником. Опуская подробности об этой вселенной, которые известны практически каждому, мы прошлись по ее жизненному пути, заостряя внимание на проблемах, с которыми она сталкивалась на протяжении почти 50-ти лет.

Прежде чем коснуться термина «Сталкер», стоит все-таки обратить внимание на людей, благодаря которым он обитает в массовой культуре до сих пор. Аркадий и Борис Стругацкие. Поистине громкие и знакомые имена с не менее знакомыми произведениями. Они начали с простейших рассказов, которые вскоре трансформировались в романы, полные аллюзиями, метафорами и отсылками к миру реальному. Для Стругацких фантастика была не просто полетом мысли, а настоящим инструментом, чтобы осветить проблемы которые окружали их уже тогда или могли возникнуть в будущем. Наряду с Ефремовым, они, одними из первых, начали задавать вопросы более глобального характера, чем их современники, выделяя множество социальных проблем.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

У «Пикника на обочине» существует идейный прародитель — рассказ «Забытый эксперимент», который увидел свет в 1959 году и был написан также Стругацкими. Его можно называть эскизом к “Пикнику”, но, тем не менее, он обособлен и имеет свою законченную сюжетную линию, повествующую о печальных экспериментах постройки «двигателя времени», за которыми последовало появление той самой Зоны. Идея более подробно раскрыть тему отрешенного от остального мира кусочка земли, где властвуют свои законы пришла Стругацким в 1970 году. На этапе проработки мира каких-либо упоминаний о сталкерах не было вообще. Действующие персонажи изначально назывались старателями или трапперами, а своё культовое название обрели уже в процессе написания повести. Вдохновителем был Редьярд Киплинг с его книгой «Stalky & Co», которой Аркадий Натанович очень восхищался и даже перевел на русский язык.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

Не вдаваясь в полный пересказ, стоит отметить ключевые моменты, давшие крепкий фундамент для последующих вдохновленных повестью литературных произведений, фильмов и, в особенности, игр. И если плоская Земля стоит на трех слонах, то любое воплощение мира Сталкера базируется на трех феноменах.

Первым является Зона — в повести их целых шесть, а появились они в результате посещения планеты внеземным разумом, который вскоре исчез, впрочем, не бесследно. Возникшие Зоны и поспешное удаление пришельцев похожи на оставленный мусор после какого-нибудь пикника на обочине, чем и объясняется название. Вторым феноменом можно назвать аномалии — бессчетное количество стихийных и опасных явлений, где зачастую находятся артефакты — третий феномен, за которыми и отправляются в смертельные вылазки сталкеры.

История написания не таит в себе ничего интересного. Повесть была закончена менее чем за год, но с публикацией дела обстояли совсем иначе. Как и многие произведения в те времена, изначально “Пикник на обочине” публиковался частями в различных журналах. Получить же полное издание удалось только в 1980 году, когда с момента написания прошло уже целых 8 лет. Но и это издание не было идеальным — редакторы, по своей прихоти, заставили изменить множество названий и решили дать какие-то объяснения внутрисюжетным явлениям. Основной период творчества братьев Стругацких пришелся на время, когда советский режим еще крепко стоял на ногах, а это влекло большинство проблем для людей, работавших в литературной сфере, кино, радио или театре. Для людей творческих рамки постоянно сужались, цензура не щадила никого. Лучше всего охарактеризовать то время может сам Борис Стругацкий: «Писать надо таким образом, чтобы у советского редактора, читающего рукопись, с одной стороны, волосы вставали дыбом, но, с другой стороны, не возникло желания немедленно побежать в «Большой дом».»

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

1975 год, когда «Пикник на обочине» еще не получил полного издания, стал началом сотрудничества Стругацких и режиссера Андрея Тарковского. К тому времени он уже успел поставить не одну пару высокооцененных фильмов, благодаря чему получил звание режиссера с мировым именем. Впрочем, такая гениальность таила в себе массу препятствий для людей, работавшими с ним рука об руку, о чем Стругацкие не подозревали.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

От «Пикника на обочине» Стругацких двигаемся к главному. Изначально, Тарковский делал запросы в Госкино на разработку нескольких экранизаций, в том числе «Мастера и Маргариты» и даже «Гамлета». Но добро режиссер получил только на сценарий «Машины желаний», потому что фантастика в то время пользовалась большой популярностью. Этот сценарий был уже вторым по счету при разработке фильма «Сталкер», над которым работали Стругацкие. Позже они называли его одной из самых изнуряющих работ, которая, однако, так и не впечатлила режиссера.

После утверждения актеров началась работа над съемками. Сюжет переписывался на ходу, а Тарковский еще не мог окончательно определиться с концепцией, что было причиной для бесконечных дискуссий со сценаристами, о чем впоследствии с горечью вспоминал Борис Натанович. Остальная команда тоже была не в восторге от излишних придирок режиссера. Переломный момент настал после завершения съемок. При проявлении, пленка оказалась бракованной, весь отснятый материал был испорчен. Объяснений такому событию дают множество и по сей день. Сам автор картины был уверен, что пленку подменили. В любом случае, это сильно повлияло на здоровье Тарковского и послужило подспорьем к скандальному завершению сотрудничества с оператором Георгием Рербергом, который ранее снял для режиссёра «Зеркало».

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

Андрей Тарковский во время работы над «Сталкером».

Возникла срочная необходимость полностью переснимать весь фильм, и, чтобы получить дополнительное финансирование, было принято решение сделать его двухсерийным. Такие события подтолкнули Тарковского поменять не просто общий настрой картины, но и изменить саму фантастическую основу, на которой строилась вся история. К тому моменту было предложено и отвергнуто уже около восьми сценариев. Аркадий Натанович лично присутствовал на съемках в Эстонии, и когда режиссер заявил, что ему нужен совсем «другой сталкер», писатель вернулся в Ленинград, где они с братом за два дня закончили очередной вариант сценария, который, наконец, удовлетворил постановщика. Из него убрали всю видимую фантастику, наполнили саспенсом, а из первоначальной концепции оставили лишь ту самую загадочную Зону, в которой происходят необъяснимые вещи — аномалии, и включили в сюжет исполняющую любые желания «Комнату» — цель путешествия главных героев. Полностью изменился и характер проводника — Сталкера. Если в первоначальных сценариях ему было присуще импульсивное и жесткое поведение, почти схожее с главным героем повести, то в итоговой версии это был, как говорил Борис Стругацкий, юродивый. Такая поправка оказалась важна для всей картины.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

несмотря на негодование Госкино, и представить картину на Каннском кинофестивале в 1980 году. Там фильм получил как награду, так и восторги критиков, которые всегда были особенно благосклонны к творчеству Андрея Арсеньевича и называли его самым главным советским режиссёром. Однако для Тарковского «Сталкер» оказался последним фильмом, который он снял на родине.

Достаточно сложно не проводить параллели с «Пикником», когда идет речь о «Сталкере», но если углубиться в творчество режиссера, взглянуть на то, какого рода фильмы он снимал, приоткрывается совсем иной взгляд на картину. Как уже было сказано выше, произведения Тарковского всегда пользовались успехом за пределами СССР, в то время как на родине он постоянно испытывал давление сверху. Несмотря на это, вместо попыток высмеять или осудить государство, которое на протяжении многих лет буквально саботировало старания режиссера, он дотрагивался до куда более существенных и значимых для него духовных вопросов. И если в повести видна аллюзия на политический строй того времени, то фильм говорит о проблеме совсем другого характера. В нем отражается борьба человека с самим собой, со своими взглядами и верой, которые выдерживают или не выдерживают проверку путешествием. Этого достаточно, чтобы остановить сравнения с идейным вдохновителем — «Пикником на обочине», и уже тем более, прекратить относиться к фильму, как к экранизации.

Следующее воплощение «Сталкера» являет собой более современную ветку в культурном развитии идеи. Многим знакома франшиза, которая пользуется успехом вот уже десять лет с момента выхода первой части. Шутер от первого лица с интегрированным зародышем RPG-механики. Свобода перемещения в огромном, для своего времени, мире, состоящем из дюжины огромны локаций. Безразмерная «душа» и всюду пропитывающее чувство чего-то дико родного и близкого. Яркая вселенная, породившая дюжину мемов и выражений, которые до сих пор на слуху. Очевидно, что на сегодняшний день все это относится к легендарной серии игр S.T.A.L.K.E.R.

Продолжение в заключительной — игровой части.

Источник

Новое в блогах

Борис Стругацкий о «Пикнике на обочине» и фильме «Сталкер»

Б. Н. СТРУГАЦКИЙ «КОММЕНТАРИИ…» (ВЫДЕРЖКИ)

Задумана повесть была в феврале 1970 года, когда мы съехались в ДТ Комарове, чтобы писать «Град обреченный», и между делом, во время вечерних прогулок по пустынным заснеженным улочкам дачного поселка, придумали там несколько новых сюжетов, в том числе сюжеты будущего «Малыша» и будущего «Пикника. «.

Самая первая запись выглядит так:

. Обезьяна и консервная банка. Через 30 лет после посещения

Рэдрик Шухарт», «девушка траппера Гута», «братишка траппера Сэдвик». Видимо, сам термин «сталкер» возник у нас в процессе работы над самыми первыми страницами текста. Что же касается «старателей» и «трапперов», то они нам не нравились изначально, это я помню хорошо.

Повесть написана была без каких-либо задержек или кризисов всего в три захода: 19 января 1971 года начали черновик, а 3 ноября того же года закончили чистовик. Замечательно, что «Пикник. » сравнительно легко и без каких-либо существенных проблем прошел в ленинградской «Авроре», пострадав при этом разве что в редактуре, да и то не так уж чтобы существенно.

Неприятности начались сразу же.

предложили до поры до времени со Стругацкими дела не иметь никакого. «

А ведь «Пикник. » еще даже не написан, и речь идет, по сути, о

повестях, никогда не вызывавших Большого Идеологического Раздражения, о повестушках совершенно невинных и даже аполитичных. Просто начальство не хочет иметь дело с «этими Стругацкими» вообще, и это общее нежелание вдобавок накладывается на тяжелую внутрииздательскую ситуацию: именно в это время происходит там смена власти и начинается выкорчевывание всего лучшего, что создала тамошняя редакция НФ-литературы при Сергее Георгиевиче Жемайтисе и Беле Григорьевне Клюевой, заботами и трудами которых расцвела отечественная фантастика Второго поколения.

Кроме того, как стало нам ясно много-много лет спустя, мы совершенно неправильно понимали мотивы и психологию издательских работников. Мы ведь искренне полагали тогда, что редакторы наши просто боятся начальства и не хотят подставляться, публикуя очередное сомнительное произведение в высшей степени сомнительных авторов. И мы все время во всех письмах наших и заявлениях всячески проповедовали то, что казалось нам абсолютно очевидным: в повести нет ничего «криминального», она вполне идеологически выдержана и безусловно в этом смысле неопасна. А что мир в ней изображен грубый,

Нам и в голову не приходило, что дело тут совсем не в идеологии. Они, эти образцово-показательные «ослы, рожденные под луной», ведь НА САМОМ ДЕЛЕ

носитель этого мировоззрения не имеет возможности влиять на литературный процесс.

Повесть все еще продолжает жить и, может быть, даже доживет до XXI века.

Разумеется, текст «Пикника. » в современных изданиях полностью восстановлен и приведен к авторскому варианту. Но сборник «Неназначенные встречи» мне и сегодня неприятно даже просто брать в руки, не то что читать.

Впрочем, все это теория и философия, а на практике работа превращалась в бесконечные, изматывающие, приводящие иногда в бессильное отчаяние дискуссии, во время коих режиссер, мучаясь, пытался объяснить, что же ему нужно от писателей, а писатели в муках пытались разобраться в этой мешанине жестов, слов, идей, образов и сформулировать для себя, наконец, как же именно (обыкновенными русскими буквами, на чистом листе обыкновеннейшей бумаги) выразить то необыкновенное, единственно необходимое, совершенно непередаваемое, что стремится им, писателям, втолковать режиссер.

Всего получилось не то семь, не то восемь, не то даже девять вариантов.

Последний мы написали в приступе совершеннейшего отчаяния, после того как Тарковский решительно и окончательно заявил:

«Все. С таким Сталкером я больше кино снимать не буду». Это произошло летом 1977-го. Тарковский только что закончил съемки первого варианта фильма, где Кайдановский играл крутого парня Алана (бывшего Рэдрика

Шухарта). Фильм при проявке запороли, и Тарковский решил воспользоваться этим печальным обстоятельством, чтобы начать все сызнова.

— «Не знаю, трам-трам-трам-и-тарарам. ДРУ-ГО-ГО!».

Это был час отчаяния. День отчаяния. Два дня отчаяния. На третий день мы придумали Сталкера-юродивого. Тарковский остался доволен, фильм был переснят. И вот именно тот сценарий, который мы за два дня переписали и с которым АН помчался, обратно в Эстонию, был положен в основу фильма.

первое, условное название было все-таки «Золотой Шар».

Вообще говоря, история написания киносценария есть, как правило, история жесткого взаимодействия сценариста с режиссером. История беспощадной борьбы мнений и представлений, зачастую несовместимых. Сценарист, как мне

Если же говорить о серьезных режиссерах, то они все были очень не похожи друг на друга. Они были такие же разные, как и их фильмы.

Андрей Тарковский был с нами жестким, бескомпромиссным и дьявольски неуступчивым. Все наши робкие попытки творческого бунта подавлялись безо всякой пощады. Лишь однажды, кажется, удалось нам переубедить его: он

Источник

Кто такой сталкер. Книга Стругацких, фильм Тарковского и игра S.T.A.L.K.E.R.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

Благодаря повести, а затем фильму Андрея Тарковского «Сталкер» слово пошло в народ.

Кто такой сталкер в отношениях

«Пикник на обочине». Откуда взялись сталкеры

Слово « сталкер » ввели в оборот советские братья-фантасты Аркадий и Борис Стругацкие в повести «Пикник на обочине» в 1972 году (полный текст здесь). Неологизм родился под впечатлением от романа Редьярда Киплинга «Сталки и компания».

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен«Пикник на обочине». Обложка одного из переизданий

Чтобы не погибнуть в ловушках, сталкерам нужны знания, опыт и интуиция, граничащая со сверхъестественным чутьем.

А.Н. и Б.Н. Стругацкие. «Пикник на обочине»

У повести открытый финал. Шухарт добирается до цели и не знает, чего же он хочет на самом деле. Лишь в последнем предложении он формулирует свое желание перед Золотым шаром.

— Какой же был ответ на это желание?

При этом открытый финал «Пикника на обочине» по-своему оптимистичен: даже в жестоком и переломанном жизнью Рэдрике Шухарте, как выясняется, остались добро, человечность и надежда на счастье.

«Пикник на обочине» посвящен главным образом не инопланетным технологиям (по названию одного из артефактов их именуют «сучьими погремушками»). К концу повести читатель не узнает никаких подробностей о таинственных инопланетянах, не объясняется подлинное назначение артефактов, а загадка Зоны так и остается загадкой.

Фильм Тарковского «Сталкер»

Сценарий написали братья Стругацкие, однако «Сталкер» напоминает «Пикник на обочине» лишь в общих чертах.

По сюжету, в запретную аномальную Зону, появившуюся после падения метеорита, пробираются три безымянных человека. Это материалист Профессор, циничный Писатель и проводник Сталкер. Сталкер ведет их к Комнате, исполняющей самые сокровенные желания.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких временКадр из фильма «Сталкер» (1979)

Роли Профессора и Писателя исполнили любимые Тарковским актеры Николай Гринько и Анатолий Солоницын. А вот на главную роль режиссер пригласил Александра Кайдановского, с которым прежде не работал.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких временАлександр Кайдановский в роли Сталкера

Под влиянием Тарковского фантастические элементы практически исчезли из сценария, «Сталкер» стал фильмом-притчей. По выражению кинокритика Марии Туровской, это «напряженное духовное странствие, путь трех людей к познанию себя».

Развязка отличается от финала «Пикника на обочине». Герои добираются до Комнаты, но по разным причинам ни один из них не решается исполнить свое сокровенное желание.

При всем том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное: веру, ощущение в себе самого главного. Это главное живет в каждом человеке.

Андрей Тарковский о киноискусстве // «Мир и фильмы Андрея Тарковского», 1991

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких временАндрей Тарковский на съемках фильма «Сталкер». Съемки проходили под Таллином

«Короче, Меченый… В благородство играть не буду». Компьютерные игры серии S.T.A.L.K.E.R.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких временСкриншот из игры «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля». Скриншот: AG.ru

Интернет-мемом стала реплика торговца хабаром Сидоровича из «Тени Чернобыля». В начале игры он дает задание главному герою по кличке Меченый:

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен«Короче, Меченый». Сцена из игры

Цитату хамоватого Сидоровича про благородство стали видоизменять и приспосабливать к другому контексту. Например:

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен«В благородство играть не буду». Мем по мотивам сцены с Сидоровичем

В игре «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» внешность протагониста, наемника по кличке Шрам, отсылает к образу Александра Кайдановского в «Сталкере».

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких временШрам из серии S.T.A.L.K.E.R. и актер Александр Кайдановский в фильме «Сталкер»

По мотивам игр выпущена серия фантастических книг.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких временОбложки книг серии «Сталкер». Фото: Ozon.ru

Источник

Новое в блогах

Таинственные зоны

21 мая 2008. Разместил: Don Rymata Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

Слово «зона» в русском языке имеет множество оттенков и смыслов, от самых привлекательных до явно отталкивающих. Но все чаще мы говорим «Зона», подразумевая некую таинственную запретную область, на территории которой происходят самые настоящие чудеса. Спасибо за это следует сказать научной фантастике. Изучая историю Зоны как таинственной территории, мы раз за разом убеждаемся, что фантастка оказывает самое непосредственное влияние на окружающий мир.

Согласно показаниям, упавший объект представлял собой круглый по форме металлический аппарат диаметром около 9 метров, один край которого был сильно поврежден. Найденные на месте крушения человекоподобные существа имели очень крупные головы без волос с большими впалыми глазами и отверстиями для рта, носа и ушей, а также непропорционально длинные руки и пальцы. Их одежда выглядела цельнокроеной, серого цвета, причем на ней не было видно ни молний, ни ремней, ни пуговиц.

Военные оцепили место падения «летающей тарелки» и приказали посторонним его покинуть, запретив говорить о том, что они там видели. Поврежденный дискообразный объект вместе с телами неизвестных существ перевезли на авиабазу Эдвардс (Калифорния). Обломки НЛО, обнаруженные в районе фермы Брейзела, самолетом были доставлены для изучения на авиабазу Райт-Паттерсон.

Так в кратком изложении выглядит история самого известного происшествия, связанного с феноменом НЛО, — Розуэллский инцидент.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

Очень быстро эта история обросла массой подробностей. Но широкую известность получила благодаря усилиям фантастов, которые связали его с еще одной загадочной территорией, находящейся в США, — с так называемой Зоной-51.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

Поблизости от ангаров расположено высохшее ложе озера Грум Лейк. Некоторые авторы утверждают, будто бы в этом месте военные закапывают различные производственные отходы, которые могут серьезно навредить окружающей среде.

На полигоне Неллис прошли летные испытания самые знаменитые самолеты-шпионы: U-2 и SR-71. Подробности этих испытаний давно рассекречены. Однако и по сей день деятельность полигона окутана покровом секретности, что дает основания для возникновения самых невероятных слухов и легенд. В частности, утверждается, что именно в Зоне-51 хранятся обломки «летающих тарелок» и тела инопланетян.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

Попасть в Зону-51 трудно, для случайных людей практически невозможно. Ее охраняют вооруженные сотрудники частной компании «Вакенхат», которые остановят, оштрафуют и выпроводят любого, кто рискнет проникнуть на территорию полигона, не имея соответствующего допуска. Полеты над Зоной-51 запрещены даже для военных. Само существование сверхсекретного полигона Пентагон признал только в 1994 году.

Там, где не хватает информации, открывается широчайшее поле для воображения. Зона-51 стала настоящей меккой для тех, кто верит в инопланетян. Паломники от уфологии любят наведываться к границе охраняемой территории, чтобы воочию наблюдать место, где хранятся пришельцы с далеких звезд, или чтобы стать свидетелями полетов НЛО.

Разумеется, деятели популярной культуры не могли обойти Зону-51 своим вниманием. Так, в «страну грез» отправляются агенты ФБР Фокс Малдер и Данна Скалли из телесериала «Секретные материалы». По мнению авторов фантастического фильма «День независимости», в подземном ангаре хранится целая «летающая тарелка», созданная враждебной инопланетной расой. А вот создатели фильма и телесериала «Звездные врата» считают, что в Зоне-51 находится портал для мгновенного перемещения в пространстве.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

До советского зрителя история Розуэллского инцидента и Зоны-51 дошла в искаженном виде через фильм «Ангар-18», премьера которого состоялась в 1980 году. В фильме рассказывалось, как два астронавта, ставшие свидетелями прилета НЛО, пытаются узнать правду о присутствии инопланетян на Земле и пробираются на секретную базу, где хранится «тарелка» с пришельцами. Фильм произвел впечатление на советского зрителя, однако тема таинственной зоны, предполагающей присутствие инопланетян, уже была ему знакома. Ведь «Пикник на обочине» был опубликован в 1972 году, а «Сталкер» — фильм по мотивам этой повести — вышел в 1979-м. Стругацким пришлось 8 лет ждать публикации «Пикника», но читатели приняли повесть очень благосклонно, и она была переведена на многие европейские языки.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

В «Пикнике на обочине» всесторонне рассматривалась идея контакта с внеземным разумом. Допустим, Землю посетят представители космической сверхцивилизации. Захотят ли они вступить в контакт с землянами? Или мы покажемся им неразумными существами, сродни муравьям? А как сами люди воспримут такое «посещение»? Смогут ли они получить блага от него или растеряют все в погоне за наживой?

Так в фантастике появились Зоны Посещения и сталкеры — люди, которые пробираются в эти зоны, чтобы вынести в большой мир артефакты, оставленные инопланетной цивилизацией. Путь в Зону и обратно чрезвычайно опасен, сталкера подстерегает множество смертельных ловушек, но артефакты высоко ценятся, за них готовы платить хорошие деньги, а потому всегда найдется десяток-другой авантюристов, которые бросают вызов закону и готовы поставить на кон свою жизнь.

В правилах, заданных повестью, содержался конкретный игровой мотив, что привлекало любителей фантастики. Ветераны фан-движения вспоминают, что игра в Зону и сталкеров была чуть ли не первой ролевой игрой, проведенной на российских просторах еще в середине 1970-х.

Искусственное словечко сталкер, выведенное братьями Стругацкими из английского сочетания «to stalk», что означает, в частности, «подкрадываться», «идти крадучись», легко закрепилось в русском языке. Способствовало этому и появление фильма «Сталкер».

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

Персонаж Тарковского заметно отличается от авантюристов с криминальным прошлым, описанных братьями Стругацкими. Он — одиночка с идеалами. Он водит людей в Зону не с целью личного обогащения и не для того, чтобы пощекотать нервы, а только потому, что его призвание — быть «последней надеждой» для отчаявшихся. Ибо в Зоне есть Комната, в которой исполняются самые заветные желания.

В фильме Тарковского практически нет визуальных эффектов. О том, что Зона опасна, кинозритель знает только со слов самого сталкера. При этом режиссер мастерски поддерживает напряжение: эпизод в «мясорубке» — один из самых впечатляющих в истории советского кино.

Фильм «Сталкер» снимался в конкретных местах — на старой гидроэлектростанции, стоящей на эстонской реке Йыэляхтме, на химической фабрике в Таллинне за гостиницей «Виру», на макаронной фабрике. Можно сказать, что истинная Зона Посещения, показанная в «Сталкере», — эстонская столица и ее окрестности.

При всех достоинствах фильма «Сталкер», который ныне считается классикой фантастического кинематографа, в нем есть и один существенный недостаток — он очень далек от оригинальной повести, и большинство находок братьев Стругацких в итоге оказались невостребованными. Однако есть надежда, что пробел восполнят американские кинематографисты. В настоящий момент режиссер Дэвид Джейкобсон из «Коламбии Пикчерз» снимает фильм «Пикник на обочине», в котором, по его собственному утверждению, он будет четко держаться сюжетной канвы повести. В фильме наконец-то появится не абстрактный Сталкер без имени и биографии, а вполне конкретный Рэдрик Шухарт, которого, возможно, сыграет Хоакин Феникс, известный российскому зрителю по ролям в фильмах «Гладиатор» и «Переступить черту».

Зона и Сталкер оказались слишком притягательными образами, чтобы благодарный читатель быстро о них забыл. Игра, заложенная в сюжет, начала жить своей жизнью. Уже в 1984 году журнал «Уральский следопыт» опубликовал правила настольной игры «Сталкер», разработанные Игорем Ковшуном из Одессы, с «фирменной» картой Зоны и окрестностей. Ее правила довольно просты. Бросая кубик, игроки двигают свои фишки по карте, пытаясь обойти систему ловушек, зафиксированных ведущим игру «судьей», и раньше остальных добраться до Золотого Шара.

Золотой Шар — самый притягательный артефакт из «Пикника на обочине». В фильме Тарковского его заменила Комната, но смысл остался тот же: Золотой Шар исполняет самые сокровенные желания, а потому любой сталкер мечтает добраться до него, ведь, по мнению авантюристов, Шар может сделать любого человека богачом и решить все его проблемы.

Простая схема настольной игры оказалась востребована. В 2001 году, заручившись поддержкой Бориса Стругацкого, творческое объединение «СКАЗ» из Омска выпустило более совершенную настольную игру — «Сталкериада». В игре появились деньги, полиция и возможность выхода из игры с использованием «выездной визы». Отдельные сталкеры получили характеры. Соответственно, усложнились сценарии достижения победы и усилился эффект неожиданности.

Правила, заложенные в «Сталкере» и «Сталкериаде», получили развитие в сетевой некоммерческой игре «Аномальная зона» (azona.ru). Только теперь игрокам приходится много драться с чудовищными обитателями Зоны и между собой.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

Атрибутика Зоны Посещения оказалась столь удобна для описания различных аномальных областей, что со временем в российской уфологии закрепилась терминология, предложенная Стругацкими. Однако общеупотребительными в мировом масштабе термины «Зона» (The Zone) и «сталкер» (Stalker) стали только после того, как грянула Катастрофа.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

После эвакуации была создана тридцатикилометровая «зона отчуждения», в которую полностью прекращен доступ для случайных лиц. Зона включает в себя север Иванковского района Киевской области, где расположены непосредственно электростанция, города Чернобыль и Припять, а также часть Житомирской области вплоть до границы с Белоруссией.

Когда информация о катастрофе распространилась по миру, а к работе в «зоне отчуждения» приступили «ликвидаторы», вновь вспомнили о повести Стругацких и фильме Тарковского. И с того момента слова «Зона» и «сталкер» вызывают совсем другие ассоциации — связанные с ядерной катастрофой, а не с гипотетическим прилетом инопланетян на Землю.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

Запрет на въезд в «зону отчуждения» Чернобыльской АЭС действует до сих пор. Тем не менее там снова появились жители, презревшие опасность радиоактивного облучения, а к реактору, накрытому cаркофагом, допускают любопытных туристов.

О Чернобыльской зоне были сняты десятки документальных фильмов. Выдвигается множество версий того, что случилось в реакторе, и того, что ждет зону в будущем. Поэтому нет ничего удивительного, что возникла идея сделать из истории Чернобыльской зоны компьютерную игру.

Проект «S.T.A.L.K.E.R.» был анонсирован украинским разработчиком GSC Game World более шести лет назад — дату выхода игры несколько раз переносили, и казалось, что она так и останется проектом. Но свершилось! «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» появился в продаже и сразу стал сенсацией 2007 года.

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких времен

Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть фото Что получали сталкеры стругацких времен. Смотреть картинку Что получали сталкеры стругацких времен. Картинка про Что получали сталкеры стругацких времен. Фото Что получали сталкеры стругацких временПо мотивам игры «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» были написаны и изданы несколько книг: «Зона поражения» Василия Орехова, «Дом на болоте» Алексея Калугина, «Дезертир» Алексея Степанова и сборник «Тени Чернобыля». И все эти книги были очень тепло встречены почитателями долгожданной игры.

Понятно, что на этом проект не завершился — наоборот, он только начинает набирать обороты. Скоро поклонников ждет игра «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо», посвященная событиям, произошедшим сразу после появления внутри «зоны отчуждения» настоящей аномальной Зоны. А за «Чистым небом» наверняка последуют другие. Ведь романтика таинственных территорий никого не оставит равнодушным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *