Что помазывают во время соборования

О правилах Соборования: как происходит это Таинство

Некоторые из современных людей воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Последствия тут могут быть весьма печальными, уверен протоиерей Андрей Николаиди.

Елеосвящение, или Соборование – это Таинство, в котором при помазывании определенных частей тела освященным елеем, то есть растительным маслом, больному испрашивается благодать исцеления от недугов, от болезней телесных и духовных.

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов, ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех – болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру, по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по Уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь – символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении после определенных молитвословий семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином, то есть помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, чтения и семикратно помазывал болящего.

Елеосвящение совершается над православными верующими, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, возможно, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из современников может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста.

Таинство Елеосвящения, как и прочие Таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаем из 6-й главы Евангелия от Марка, «призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно помогало больным и телесно, и духовно. О Таинстве Елеосвящения в Послании святого апостола Иакова сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15).

Наверное, не случайно в Таинстве используется растительное масло, или, выражаясь славянским языком, елей. Дело в том, что еще в древности елей использовался как одно из лекарственных средств для умащения, смазывания ран, и потому в сознании античного человека он был тесно связан с исцелением. Более того, на греческом языке, который в I веке использовался как язык межнационального общения, слова елей и милость созвучны, и поэтому елей становится символом, знаком милостей Божиих, изливаемых на страждущего в момент совершения этого Таинства.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к Таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это Таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя их может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) Таинство все равно будет действительным.

Богослужебный чин Таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения Таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое священнослужителем от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает Таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает молитву «Отче Святый, врачу душ и телес…» Затем второй священник приступает к участию в Таинстве, и снова совершается подобный цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к Таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы.

Хотелось бы отметить, что порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия Таинства как «последнего помазания», что не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это Таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые из современных людей воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: «Как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет!» В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к Таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни Таинству Покаяния.

Отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда многие боятся этого Таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти Таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но Таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в Таинстве Покаяния.

И, конечно же, надо отметить, что приступающие к Таинству соборования должны помнить о том, что все Таинства неразрывно связаны с Таинством Причастия, с Евхаристией, которое святые отцы называют «печатью всех Таинств». Если мы получаем какой-то документ, то печать подтверждает его действительность. Так и приступая к любому Таинству, мы должны запечатлеть его Таинствами Исповеди и Причастия. Говоря другими словами, после соборования нужно обязательно поисповедоваться и, подготовившись, причаститься Святых Таин.

Источник

№35 О ТАИНСТВЕ СОБОРОВАНИЯ

Что помазывают во время соборования. Смотреть фото Что помазывают во время соборования. Смотреть картинку Что помазывают во время соборования. Картинка про Что помазывают во время соборования. Фото Что помазывают во время соборованияВ древности елей, то есть масло оливкового дерева, использовался очень широко. В Ветхом Завете о нем говорится и как о важнейшем продукте питания, и как о неотъемлемой принадлежности храмового богослужения (хлеб, входивший в состав жертвоприношений, изготовлялся с добавлением елея; елей горел в лампадах Иерусалимского Храма, им помазывались священники при их поставлении, а также жертвенники и принадлежности Храма и т.д.), и как о лекарстве (Ис. 1:6).
Помимо того, в Ветхозаветной Церкви елей наделялся символическим значением — как знак милости Божией и радостной жизни по заповедям. В культуре античности елей также занимал важное место, особенно в медицинской практике.
В Новозаветной Церкви, когда преподание больному Таинства Покаяния может оказаться невозможным (например, в бессознательном состоянии), тогда Елеосвящение остается единственным средством разрешения его от грехов, при условии, что человек регулярно исповедовался и причащался в течении всей своей жизни.
Великим Постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях?

Почему Елеосвящение называется Соборованием?
Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семью священниками (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается помазание его головы, тела, рук и ног, освященным елеем, смешанным с вином, также семикратно.
Впрочем, Церковь допускает совершение и меньшего числа помазаний, в зависимости от числа священников, совершающих Таинство. Причем помазание может быть и одно и совершаться в конце Последования. Именно такой была практика общего Соборования в дореволюционный период и именно такова современная греческая практика общего Соборования, при этом вычитывается все чинопоследование полностью (подробнее см. Межсоборное присутствие. О чинопоследовании Елеосвящения от 26 декабря 2012 г).
Также в пастырской практике встречаются случаи когда невозможно совершить над больным полный чин Елеосвящения (например, в реанимации). В связи с этим Священный Синод РПЦ благословил совершать в таких случаях сокращенный чин Елеосвящения, в котором цикл из семи помазаний, заменяется одним.
Когда и кому можно и нужно собороваться?

Учитывая тесную связь общего Елеосвящения с празднованием Пасхи, совершение общего соборования в храме дозволяется только в период Великого поста или, в случае обоснованной пастырской необходимости (множество желающих) и в виде особого исключения, в дни предпразднства Рождества Христова, когда устав предписывает особенно строгий пост, — но не в прочие посты и обычные дни года.
Таинство Елеосвящения не совершается над:

Как часто можно Собороваться?
Согласно церковной традиции, принимать Елеосвящение можно только один раз в течение одного заболевания. Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер. «Над одним и тем же человеком, когда он, по выздоровлении, снова заболеет, елеосвящение может быть повторяемо, так как оно есть врачество; но оно не должно быть повторяемо над болящим, пока он находится в одной и той же болезни» (Номокан. (при больш. Требн.) пр. 164).
Как нужно готовиться к Соборованию?
Специального приготовления перед Таинством не требуется, но важно обозначить, что если человек ведет нецерковную жизнь, более того, пребывает в смертных грехах, то без стремления изменить свою жизнь собороваться бессмысленно и бесполезно.
Желающему приступить к Соборованию, необходимо предварить это Таинство Исповедью, в котором он мог бы очистить свою душу покаянием и положить твердое намерение впредь бороться с грехом и исправлять свою жизнь.
Перед самим Таинством важно, чтобы Ваше имя внесли в список соборующихся. Это можно сделать в свечной лавке до начала Соборования.
Одежда на соборующемся должна быть скромной, при этом область шеи должна быть хорошо открыта.
Во время Таинства все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос – свет в нашей жизни.
Поскольку существенной стороной Таинства Елеосвящения является отпущение грехов, при решении вопроса об участии в этом таинстве детей следует руководствоваться теми же правилами, какие относятся к Таинству Покаяния. В частности, Таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости.
К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания Таинства и неверном отношении к нему.

Что делать с елеем и зернами пшеницы, взятыми в храме по окончании Соборования?
Елей можно понемногу добавлять в пищу. Также освященным елеем помолившись можно крестообразно помазывать больные части тела.
Зерна пшеницы, которые употребляются в Таинстве, символизируют зародыш жизни, а по смерти тела — воскресение. Их можно, как и елей понемногу использовать в пищу.
Означают ли слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?
Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.
Невозможно не упомянуть и то, что ни с каким другим Таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с Соборованием: что после соборования нельзя вступать в брак, нельзя мыться, никогда не есть мясо, и т.д., и т.п.; а главное – что принимать это таинство можно только умирающим. ВСЕ ЭТО НЕПРАВДА!
Таинство Соборования — не напутствие на тот свет, но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13).
Соборование часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?
Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазание совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились в Крещении. Это Таинство совершается Православной Церковью над крещаемым один раз в жизни. Исключением являлось второе Миропомазание над престолонаследником, который венчался на Царство. Их называли Помазанниками Божиими. В России первым из них стал царь Иоанн IV Грозный в 1547 году, последним – царь Николай II в 1896 году. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается в случаях, когда принимается в Православие человек из инославной христианской конфессии.
Безусловно, и от Миропомазания, и от Соборования следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощного бдения (вечерней праздничной службы), и которое люди, только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее, иногда принимают за некоторое важное священнодействие. Но это есть всего лишь помазание святым елеем, символизирующее излияние милости Божьей и Церковным Таинством не является.

Источник

МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ ХРАМ ПОС. ЕВЛАШЕВО

РПЦ (МП) КУЗНЕЦКАЯ ЕПАРХИЯ ПОС. ЕВЛАШЕВО КУЗНЕЦКИЙ РАЙОН УЛ. МОСКОВСКАЯ 97

Что помазывают во время соборования. Смотреть фото Что помазывают во время соборования. Смотреть картинку Что помазывают во время соборования. Картинка про Что помазывают во время соборования. Фото Что помазывают во время соборования

Икона дня

Православный календарь

Прп. Алипия столпника (640). Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051–1054). Свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1731).

Прп. Иакова отшельника (457). Прп. Стилиана Пафлагонского (V–VI).

Сщмчч. Николая Замараева, Иоанна Виноградова, Георгия Колоколова, Назария Грибкова, Василия Агафоникова, Василия Колосова, Илии Зачатейского, Василия Студницына, Даниила Мещанинова, Михаила Зеленцовского пресвитеров, прмч. Тихона Бузова (1937); мч. Петра Царапкина (после 1937).

2_Сол., 276 зач., II, 13 – III, 5.Лк., 92 зач., XVIII, 31–34.

С этого дня до 20 декабря в седмичные дни поется Октоих.

Что помазывают во время соборования. Смотреть фото Что помазывают во время соборования. Смотреть картинку Что помазывают во время соборования. Картинка про Что помазывают во время соборования. Фото Что помазывают во время соборования Новости Кузнецкой епархии

Официальный сайт Кузнецкой и Никольской епархии

Что помазывают во время соборования. Смотреть фото Что помазывают во время соборования. Смотреть картинку Что помазывают во время соборования. Картинка про Что помазывают во время соборования. Фото Что помазывают во время соборования

Таинство Елеосвящения (Соборования)

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Согласно определению составленного святителем Филаретом Московским Катехизиса, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные».

В древности елей, то есть масло оливкового дерева, использовался очень широко. В Ветхом Завете о нем говорится и как о важнейшем продукте питания, и как о неотъемлемой принадлежности храмового богослужения, и, наконец, как о лекарстве. Помимо того, елей наделялся символическим значением — как знак милости Божией и радости о жизни по заповедям.

Именно елей, а также вино, описаны как врачебное средство в притче Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым … Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:30, 33-34). Итак, с внешней стороны таинство Елеосвящения тесно связано с древней практикой врачевания ран и болезней при помощи помазания елеем. Но церковное таинство к этой практике отнюдь не сводится. Согласно Евангелию, апостолы, по повелению Христову, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13). Очевидно, что эти исцеления совершались не просто благодаря медицинским свойствам елея, но благодатью Божией, так как апостолы исцеляли силой и властью, полученной от Самого Христа.

Об исцелении через Елеосвящение пишет апостол Иаков, брат Господень: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Это свидетельство лежит в основе церковного таинства Елеосвящения. Болящего в таинстве исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь. Помазание служит лишь внешним знаком, указывающим на внутренее содержание таинства — молитву веры и отпущение грехов.

Но если прощение грехов также составляет содержание таинства Елеосвящения, то позволительно ли прибегнуть к нему и тем, кто не является тяжелобольным? Церковное предание свидетельствует в пользу подобной практики, хотя и с оговорками. По причине благодатного действия таинства не на тело лишь, но и на душу человека, отцы Церкви находили возможным совершать его не только над страждущими телесными недугами.

По свидетельству отцов и учителей Церкви, уже с первых веков христианства это таинство совершалось над кающимися и было одним из средств присоединения к Церкви тех, кто отпал от нее по причине тяжести своих грехов. Так святитель Симеон Солунский свидетельствует, что в его эпоху — начало XV века — в Византии «всякому, впавшему в грехи и исполнившему правило покаяния, готовящемуся к приобщению Святых Таин и получившему прощение от духовного отца», грехи оставлялись «через священнодействие и помазание Елеосвящения, как пишет Иаков, брат Господень». Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с ней.

В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над единственным человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми. Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год.

Исцеление — неотъемлемая часть христианского благовестия. Согласно Евангелию, оно является знамением, сопровождающим проповедь о Христе по всему миру (Мк. 16:17-18). Поэтому Елеосвящение, в какой бы форме оно ни совершалось, служит и будет служить к созиданию Церкви Христовой и спасению отдельных ее членов.

Суеверия, связанные Соборованием

Да не приимеши слуха суетна,
да не приложишися с неправедным
быти свидетель неправеден.
Исход 23: 1

Это пережиток неправославного восприятия Таинства как «последнего помазания» — что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

2. Соборование для тяжелобольных.Как писал православный писатель XIX века Евгений Поселянин, «вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, — я могу прибегать к соборованию. Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божиего Промысла». Кроме исцеления от болезней, Таинство Елеосвящения дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу после Соборования причаститься.

3. После Соборования нельзя мыться.

Мыться можно! Очень часто после Соборования причащаются, а к Таинству Причастия нужно очиститься не только духовно, но и телесно.

4. После Соборования нельзя есть мясо и нужно поститься по понедельникам.

После Таинства Елеосвящения (Соборования) можно есть любую пищу, если нет поста. Соблюдать пост по понедельникам не обязательно, в этот день постятся монахи.

5. После Соборования спать с мужем/женой не положено.

Воздержание от супружеской близости необходимо в случае, если на следующий день христианин желает причаститься.

6. Нельзя использовать повторно свечу с общего Соборования и забирать ее домой, т.к. она впитала негатив от больных людей.

Это суеверие! Свеча не впитывает никакого негатива и не приносит сама по себе ни вреда, ни пользы. Пользу мы получаем от молитвы, а не от свечи. Можно забрать свечу домой, можно оставить в храме, традиции могут быть разными, и то, и другое допустимо.

7. Дым от потушенных свечей, выходящий в двери, может означать, что больного будут выносить умершим; если же, напротив, дым пойдет вверх или к окнам, то больной выздоровеет. Ели свеча коптит, то на человеке негативная энергия.

То, что дым уходит в сторону двери или окна может означать, что в доме или храме сквозняк! А если свеча коптит, то значит ее плохо изготовили! Приметы про дым, являются суеверием!

«Суеверия — грех недоверия Богу» — игумен Нектарий (Морозов)

Источник

Семинар «В чём состоит сущность Таинства Елеосвящения»

8 октября 2008 года в Сестричестве проходил семинар, на котором епископ Марк (Головков) и священник Виталий Беспалко отвечали на вопросы сестёр милосердия о том, как надлежит правильно готовить больных к Соборованию и в чём состоит сущность Таинства Елеосвящения.

Иерей Виталий :
Таинство Елеосвящения или Соборования является Богоучреждённым. В Евангелии от Марка мы читаем о том, что апостолы, посланные Господом Иисусом Христом на проповедь, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк.6,12-13). В послании апостола Иакова говорится о том, как следует совершать это Таинство: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5,14-15). Значит, Церковь приняла священнодействие от самого Спасителя, Который заповедал: «Больных исцеляйте, прокажённых очищайте» (Мф.10,8). По этой заповеди действием Духа Святого и совершается Таинство святого елея.
Татьяна:
Что можно считать благодатным результатом Соборования, не считая, конечно, надежду больного на выздоровление?
Иерей Виталий :
Больному во время Таинства Господь прощает грехи, духовно его укрепляет и благодатью Божией даже безнадёжно больной человек может получить по своей вере исцеление от болезни.
Ольга:
Если Таинство называется Елеосвящением, почему мы чаще называем его Соборованием?
Иерей Виталий :
Последование Елеосвящения совершают семь пресвитеров, собравшихся ради Таинства, иными словами – собор священников. И, хотя, Таинство может совершать и один священник, тем не менее – это тоже Соборование, так как каждый священнослужитель являет собою всю полноту Церкви.
Елена:
А кто такие пресвитеры?
Епископ Марк :
Пресвитер в переводе с греческого это старец, старейшина. Сложилась традиция называть называть пресвитером священника. На востоке всегда особо почитали старых людей, у них учились мудрости, слушали их советы. Священник также должен быть опытным, мудрым. Только у священника эта мудрость не всегда имеет своим основанием возраст и житейский опыт. Ведь есть и молодые пресвитеры. Эту мудрость дает Господь через благодать Таинства священства. Во времена апостолов пресвитером могли назвать и епископа, чтобы указать на его высокие духовные и личностные качества.
Иерей Виталий :
Таинство Елеосвящения начинается с молебного пения, во время которого читаются покаянные тропари, 142-й и 50-й псалмы, канон с ирмосами и малая ектения. Следующая мирная ектения предшествует молитве на освящение елея, после чего следуют тропари Господу, Божией Матери и святым. Затем 7 раз читаются прокимен, Апостол и Евангелие, сугубая ектения, молитва одного из священников, помазуется болящий при чтении молитвы «Отче Святый…». В конце – священник возлагает Евангелие на голову болящего при чтении молитвы «Царю Святый…», произносится сугубая ектения, за ней – стихиры, отпуст. Таинство Соборование самое продолжительное по времени.
Епископ Марк :
Нередко люди настаивают, чтобы участников таинства помазывали обязательно семь раз. Я имею в виду те случаи, когда таинство совершается великим постом не только для тяжко болящих. Интересно, что сказал об этом святитель Филарет (Дроздов). Он считал, что в таких случаях достаточно помазать один раз, особенно если людей много, и таинство будет совершено. С другой стороны, могут быть такие случаи, когда больной сильно ослаблен, и у него не находится достаточных сил, чтобы пребывать в сознании до конца Соборования, совершаемого над ним в полном объёме. Тогда чинопоследование можно разумным образом сократить.
Евгения:
Не могли бы вы напомнить основное содержание Евангелия, читаемого 7 раз во время Таинства соборования?
Иерей Виталий :
Перед первым помазанием читается послание апостола Иакова (5,10-16) и Евангелие от Луки (Лк.10,25-37). В притче о милосердном самарянине мы находим для себя пример подлинной любви к ближнему. Самарянин сжалился над человеком, израненным разбойниками, возлил на его раны вино и елей, проявил искреннюю о нём заботу. Господь призывает нас: «Иди, и ты твори такожде».
Перед вторым помазанием читается послание к римлянам (15,1-7), в котором говорится о необходимости принимать на себя немощи слабых и больных, не себе угождать, а ближнему. Евангелие от Луки (19,1-10) вспоминает Закхея-мытаря, всеми ненавидимого грешника, но дом которого посетил милосердный Господь, и Закхей покаялся.
Перед третьим помазанием мы слышим слова апостола Павла, обращённые к коринфянам (1Кор.12,27-13) о многоразличном служении Богу, о необходимости молиться Господу о дарах Духа Святого, но, прежде всего, о даре любви. Евангелие посвящено призванию двенадцати учеников и о их назначении – благовествовать о Христе и исцелять болящих.
Перед четвёртым помазанием апостол Павел повелевает нам очиститься от всякой скверны плоти и духа, чтобы быть достойными орудиями в руках Божиих (2Кор.6,15-18). Евангелие повествует об исцелённой Господом тёще Петра, которая, исцелившись, встала и принялась служить Богу.
Перед пятым помазанием читается второе послание к коринфянам (2 Кор.1,8-11), которое учит нас во всём уповать и надеяться на Господа: «…да не надеющееся будем на себя, но на Бога, возставляющего метвыя». В Евангелии мы читаем притчу о мудрых и неразумных девах, о необходимости неустанно «бодрствовать и молиться».
Перед шестым помазанием апостол Павел в послании галатам (Гал.5,22-26; 6, 1-2) говорит нам о нашей обязанности исполнить Закон Христов, поступая по Духу, а не по плоти, «носить бремена друг друга». Евангелие от Матфея (Мф.15,21-28) напоминает нам о женщине хананейской, которая просила Господа исцелить от беснования её дочь. И по её горячей молитве и неотступной вере Господь исцелил болящую.
Перед седьмым помазанием читается послание апостола Павла фессалоникийцам (1Фес.5,14-23), в котором нам преподаётся урок христианского подвижничества и добрых дел, потому что такова воля Божия о нас: «Бог мира да освятит вас во всей полноте; и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Далее читается Евангелие (Мф.9,9-13): «Пойдите, научитесь, что значит «милости хочу, а не жертвы», ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию».
Марина:
Существует такое мнение, что во время Соборования прощаются все грехи, о которых мы не помним или не знаем за собой. Это так?
Епископ Марк :
Это – искажённое представление о Соборовании. Надо объяснять и рассеивать мнение о Елеосвящении как о чём-то особенно чудодейственном, о том, что и приносит здравие телу, и заменяет исповедь. Людям нравится не утруждаться работой над своей собственной душой. Ведь когда мы приходим на исповедь, мы показываем свое больное нутро. И от этого становится стыдно. А так не нужно внутренних потрясений. Пришли на Соборование, помазались и самооправдались. Удобная вера.
Если человек не помнит о каких-то своих грехах, но молится о том, чтобы Господь простил их ему, то Бог, конечно прощает. Но, если человек помнит и знает о своих грехах и не исповедует, считая, что на Соборовании получает полное отпущение, то и прощения ожидать не следует.
Соборование – это Таинство, которое совершается прежде всего над больными, особенно в случае смертельной опасности. Здоровый человек, способный сам придти в храм, исповедаться и причаститься, получает вполне достаточные для него благодатные силы для укрепления и тела и души.
Елена:
Как часто можно прибегать к Соборованию?
Иерей Виталий :
Если человек тяжело заболел, пособоровался, выздоровел, но через некоторое время снова занемог, снова можно его пособоровать. Но если нет тяжёлого заболевания, грозящего жизни больного – не обязательно совершать над ним Таинство Елеосвящения.
Наталия:
Для Таинства соборования характерно помазывание больного 7 раз. Что это символизирует?
Иерей Виталий :
Для Соборования берётся елей из лампад, горящих пред иконами К елею добавляется вино. Уже у древних христиан был обычай помазывать недужного семь раз, потому что пресвитеры посещали больного для молитвы о нём семь дней подряд. Число семь – число полноты Церкви.
Светлана:
В разных храмах во время Соборования помазывают по — разному. Как — правильно?
Иерей Виталий :
Помазываются: лоб, ланиты (щёки), ноздри, уста, грудь, руки. Если вы утираетесь после помазания салфеткой, её надлежит после сжечь, но лучше освящённым елем мазать больные места. Елеем, который остаётся после Соборования, можно помазывать других людей, не участвовавших в Таинстве.
Алла:
А если человека пособоровали, но он умер, можно вылить елей в гроб усопшего?
Епископ Марк :
Делать этого не следует. В гроб выливается масло из лампады от иконы, пред которой молятся об умершем.
Татиана:
Как готовить больного и как самим готовиться к Соборованию?
Иерей Виталий :
Главное – иметь чувство покаяния.
Алла:
Если в больнице больные просят, чтобы их помазали маслицем, можно нам самим их помазывать, без священника?
Епископ Марк :
Можно иметь при себе освящённое масло и помазывать больных с молитвой об их выздоровлении. Это может быть не масло от соборования, а от каких-то святынь, масло из лампады перед иконой.
Маргарита :
Можно ли мыться после Соборования?
Епископ Марк :
В течение дня лучше воздержаться, а на следующий день – можно.
Марина:
Больные часто просят порекомендовать им что-нибудь для чтения. Стоит ли это делать? И какие книги можно порекомендовать о вере, о Церкви, о таинствах?
Епископ Марк :
Очень трудно рекомендовать что-то абстрактно. Кому-то одна книга может понравиться, а кому-то показаться скучной и не интересной. Если Вы сами прочитали книгу и почерпнули из неё для себя пользу – можете советовать её прочитать и другим, ссылаясь на свой опыт. Если же говорить в общем, лучше рекомендовать книги, которые изданы по благословению Святейшего Патриарха или архиереев Православной Церкви.
Маргарита:
После Соборования все собираются к амвону, склоняют головы и одного из соборующихся накрывают Евангелием и читается сугубое прошение Богу о прошении грехов, помиловании и об исцелении от недугов. Что делать остальным, чьи головы Евангелием не накрывали?
Епископ Марк :
Не стоит смущаться. Следует подойти к Евангелию, которое всегда после Соборования находится на аналое в центре храма и поцеловать его.

    Что помазывают во время соборования. Смотреть фото Что помазывают во время соборования. Смотреть картинку Что помазывают во время соборования. Картинка про Что помазывают во время соборования. Фото Что помазывают во время соборования

Сестринское творчество

123154 г. Москва, Карамышевская набережная, 15

Тел.: +7 916 158-40-62
+7 499 197-30-29

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *