Что помешало англичанам и французам захватить тамань
“И на суше, и на море…”
Знакомство с событиями Американской войны за независимость явно было бы неполным, если бы мы не упомянули ещё два важных театра военных действий — Карибское море и Ост-Индию. Надо сказать, что эти территории были для англичан гораздо ценнее и важнее, чем колонии Северной Америки, и поэтому противостояние там разгорелось нешуточное.
Под защитой французского флага
В 1776 году Секретный Комитет (прообраз министерства иностранных дел США) отправил к французскому острову Мартиника 18-пушечный бриг “Репрессаль” под командованием капитана Джона Уикса (Wickes), который должен был доставить во французскую колонию американского представителя Уильяма Бингхэма. В июле “Репрессаль” достиг гавани Сент-Пьер, однако прямо у входа в порт столкнулся с британским шлюпом “Шарк”, который ринулся на перехват американца.
Через полчаса после начала боя, когда корабль Уикса оказался в незавидной ситуации, неожиданно открыли огонь пушки французской крепостной батареи. Целили они в английский шлюп, который поторопился убраться за пределы дальности орудий. Это позволило американскому кораблю поймать ветер (bear away the wind) и войти в порт.
На следующее утро Уикс и Бингхэм встретились с французским представителем бароном де Курси (de Courcy). Тот не только тепло принял американцев, но и разрешил им отремонтироваться в порту. В этот момент “Шарк” вошёл в гавань, и на берег спустился кэптен Чапмэн с официальной жалобой к губернатору на действия французской крепости. Можно представить себе глаза английского капитана, когда его окружил конвой из шести солдат и повёл в губернаторский дворец к губернатору д’Арго (d’Argout). Официально — для защиты от действий собравшейся толпы. Неофициально — это, конечно же, было оскорбление. Выглядело всё так, будто Чапмэн проследовал под арест. Англичанин потребовал конфискации американского судна — ему отказали. Далее был задан вопрос: “Почему форт открыл огонь по английскому кораблю?”. Ответ: “Потому что действия Чапмэна были сочтены пиратскими”. Вопрос: “Вы знаете, что к вам прибыли мятежники?”. Ответ: “Нет, к нам прибыли торговцы, и мы намерены торговать со всеми”.
При этом в разговоре с Бингхэмом д’Арго согласился “предоставить всю возможную помощь и защиту американским кораблям, а также покупать призы, захваченные американцами”. Кроме того, губернатор пообещал выслать в море крейсерскую эскадру, которая бы озаботилась защитой американских судов.
Пока Бингхэм общался с д’Арго, Уикс отплыл в Порт-Рояль, где имелась возможность кренгования брига “Репрессаль”. Там американцев тоже тепло приняли и предложили всю возможную помощь. С этого момента каперская война в Карибском море началась с неистовой силой. Британское Адмиралтейство в феврале 1777 года решило ввести систему конвоев, поскольку в Вест-Индии было захвачено уже без малого 250 торговых судов, а три главных компании по торговле с Вест-Индией просто разорились. Отдельно стоит тут упомянуть командира эскадры Подветренных островов вице-адмирала Джеймса Янга, который на все жалобы купцов отвечал, что не может ничем помочь, поскольку Англия не воюет с Францией. А раз так, он, Янг, из-за угрозы нарушения нейтралитета не может нападать на французов, защищающих каперы мятежников.
Тут подоспела депеша Чапмэна, и Янг был вынужден послать к Мартинике 18-пушечный шлюп “Помона” с приказом перехватить “Репрессаль”, а заодно потребовать у д’Арго арестовать корабль мятежников. Губернатор ответил англичанам, что Уикс получил защиту французского флага и он своего решения не отменит.
Разгневанный Янг отписал в Адмиралтейство, что после случая с Уиксом “их капитаны теперь получат защиту и моральную поддержку не только на французских островах, но и на испанских, датских и голландских”. В конце письма Янг просил “предоставить мне более широкие полномочия, которые бы позволяли мне нарушать нейтралитет дружественных мятежникам портов”.
Однако вместо расширенных инструкций Янг получил только разъяснение, что исходя из соглашений с французами и другими нациями, он может искать контрабанду вне территориальных вод колоний вышеназванных стран. Тем временем Лондон пошёл на дипломатический демарш, угрожая разрывом отношений с Францией и войной в европейских водах. Это всполошило Париж, и морской министр де Сартин упрекнул д’Арго “за чрезмерно лояльное отношение к американским каперам”. Далее следовало разъяснение: торговать с американцами — пожалуйста; покупать у них призы — ради бога; продавать припасы, в том числе и военного назначения — не возражаю; но защищать — это уже чересчур.
В предыдущей части нашего материала мы упоминали о нелегальных поставках французского вооружения и припасов через торговый дом “Родриге Горталез компани”. Схема была следующей: французские суда проследовали на французскую Мартинику и к голландскому острову Синт-Эстатиус, а американцы выслали к этим островам 10 торговых кораблей под защитой 10-пушечного шлюпа “Индепенденс”. Далее американцы перегрузили товары и снаряжение на свои корабли и отбыли к своим берегам. Примечательно, что транспортный флот “Родриге Горталез компани” при прохождении Ла-Манша и до Уэссана сопровождался на небольшом расстоянии французской эскадрой, дабы исключить захват французских “купцов” англичанами.
Возвратимся в Карибское море. В 1776 году 235 американских судов посетило Вест-Индию, в 1777 году — уже 403, в 1778-м — более 600. После вступления Франции в войну с Англией основной торговый пункт сместился к голландскому острову Синт-Эстатиус, на котором нашла себе стоянку целая каперская эскадра из 13 кораблей. Каждую ночь на Синт-Эстатиус прибывало 7-10 американских кораблей с товаром.